Концепция социального характера фромма

Простаков М.Ю. Концепция социального характера в учении Эриха Фромма //

Опубликованные тезисы:

«Концепция социального характера в учении Эриха Фромма».

Простаков М. Ю.

кафедра психиатрии

Изучая взаимоотношения индивида и социума, Эрих Фромм выделяет понятие «социального характера», т. е. такого характерологического типа, который наиболее полно отражает тенденции данного общества. Свойственные современному обществу типы социального характера (эксплуататорский, рецептивный, рыночный) подавляют подлинные качества личности. Выход из кризиса Эрих Фромм видит в воспитании нового «продуктивного социального ха-

рактера», основанного на любви. Переориентация человека в направлении творческого характера имеет большое психотерапевтическое значение.

Текст доклада:

«Концепция социального характера в учении Эриха Фромма».

Простаков М. Ю.

Одним из основополагающих моментов социально-психологического и социально-философского учения видающегося мыслителя XX века Эриха Фромма является концепция социального характера.

Характером в психоанализе, также как в психиатрии и классической психологии называют совокупность устойчивых индивидуально-психологических личностных черт, свойственных определённому человеку и детерминирующих спектр характерных именно для него эмоциональных и поведенческих реакций.

Многообразие человеческих характеров столь же неисчерпаемо, как и многообразие определяющих характер генетических комбинаций.

Однако, каждый человек вынужден приспосабливаться к социальной среде, в которой он живёт, более того, человеку свойственна органическая потребность в такой адаптации. Между тем личностные свойства индивида не всегда соответствуют требованиям, которые предъявляет к своим членам общество.

Как связующее звено между психикой индивида и структурой социума Эрих Фромм вводит понятие «социального характера».

Социальный характер, согласно Фромму, – это характерологический тип, наиболее полно отражающий тенденции общества и культуры, к которым принадлежит человек. Под влиянием требований общества одни из характерологических черт активно подавляются, другие активно формируются, третьи гипертрофируются. Чем ближе характер индивида к социальному характеру, тем более полной является его адаптация.

От социальной структуры общества, его морального климата зависит и социальный характер, т.е. личностный тип, наиболее данным обществом поощряемый. И наоборот, наиболее престижный в данном обществе личностный тип определяет, какой будет его социальная структура. Если общественная структура и социальный характер вступают в противоречие, общество теряет устойчивость.

3 стр., 1136 слов

Понятие опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера

... чрезвычайные ситуации социального характера. Цель работы – выявить основные опасности социального характера. Задачи исследования: 1. дать понятие чрезвычайных ситуаций социального характера; 2. дать основные классификации чрезвычайных ситуаций социального характера; 3. раскрыть основные социальные ... situatsiya-sotsialnogo-harakteravvedenie/ 1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации ...

В своей работе «Иметь или быть» Эрих Фромм описывает несколько типов социального характера, свойственных современным обществам и обществам недалёкого прошлого.

Будучи учеником Зигмунда, Фрейда Эрих Фромм при описании типов социального характера пользуется терминологией, принятой в классическом психоанализе, лишь несколько видоизменяя и развивая её.

В классическом фрейдизме принято выделение типов характера, основанное на фазах развития либидо.

Термин «либидо» означает половое влечение, подобно тому, как термин «голод» означает влечение к пище. Согласно Зигмунду Фрейду, либидо является стержневой потребностью человека. В своём развитии оно проходит несколько стадий. Стадии либидо следующие (см. Табл.1): 1) оральная фаза (1–й год жизни), эрогенные зоны – слизистые оболочки рта и губ; 2) анальная фаза (2–й – 3–й годы), эрогенная зона – слизистая оболочка заднего прохода; 3) фаллическая фаза (4–6–й гг.), эрогенная зона – пенис (фаллос), характеризуется формированием Эдипова комплекса; 4) латентный период; 5)генитальная фаза (с начала пубертатного периода) – фаза развитой сексуальности, частные влечения подчиняются господству либидо, удовлетворяемого путём нормальной половой деятельности.

Таблица 1. Классификация типов характера по Зигмунду Фрейду.

Возраст.

Стадия развития либидо.

Тип характера, соответствующий данной стадии.

Черты характера.

1-й год жизни.

Оральная фаза.

Оральный характер.

Пассивный тип: гедонизм, безынициативность, стремление к пассивному получению удовольствий.

Активный тип: гедонизм, агрессивное требование удовольствий, стремление к присвоению.

2-й – 3-й гг. жизни.

Анальная фаза.

Анальный характер.

Упорство, упрямство, исполнительность, педантизм, скупость, стремление к накопительству. Возможна склонность к агрессии и садомазохистские тенденции.

4-й – 6-й гг. жизни.

Фаллическая фаза.

Фаллический нарциссический.

Нарциссизм, склонность к хвастовству, агрессивность.

С 6-го года жизни до начала полового созревания.

Латентный период.

С начала пубертатно-го периода.

Генитальная фаза.

Генитальный характер.

Активный поиск контакта с окружающими, Отсутствие нарциссических и садомазохистских тенденций.

Поскольку сексуальное развитие является по Фрейду «системообразующим» фактором всего развития в целом, данная схема может рассматриваться, как периодизация развития личности вообще.

При переходе либидо в следующую фазу развития, черты характера, свойственные предыдущей фазе подвергаются вытеснению в бессознательное. Если такого вытеснения не происходит, либо если в силу каких-то обстоятельств вытеснение не является полным, формируется один из характерологических типов, указанных в Таблице 1 (оральный, анально-накопительский, фаллически-нарциссический).

В норме развитие личности завершается формированием зрелого генитального характера, для которого характерно отсутствие садо-мазохистических и нарциссических тенденций, активный поиск контакта с окружающими, умеренность в удовольствиях, зрелое отношение к действительности.

Описывая свойственные различным обществам типы социального характера Эрих Фромм опирается на традиционную психоаналитическую классификацию, однако в значительной степени дополняет и видоизменяет её.

В работе «Иметь или быть» он описывает пять типов социального характера (см. Табл.2) – рецептивный, эксплуататорский, накопительский, рыночный и творческий.

Таблица 2. Типы социального характера по Эриху Фромму.

Социальный характер.

Приблизительный характерологический аналог по психоаналитической классификации.

Черты свойственные данному типу социального характера.

Накопительский.

Анальный характер.

Упорство, упрямство, консерватизм, скупость, исполнительность, педантизм. Возможны склонность к агрессии и садомазохистские импульсы.

Рецептивный.

Пассивный вариант орального характера.

Гедонизм, зависимость, уступчивость, безынициативность.

Эксплуататор-ский.

Агрессивный вариант орального характера.

Гедонизм. Неспособность получать удовольствие от того, что не принадлежит субъекту. Стремление овладеть другими людьми и объектами («поглотить» их).

Рыночный.

Результат эволюции анально-накопительского.

Отчуждение от своего труда, других людей, своей личности. Ориентация на потребление.

Творческий.

Генитальный.

Активное отношение к действительности. Единение с другими людьми на основе любви и сотворчества.

Рецептивный и эксплуататорский типы социального характера свойственны тоталитарному обществу. По психоаналитической классификации они соответствуют пассивному и активному типам орального характера.

Человек с оральным характером видит смысл жизни в получении наслаждения, а весь мир воспринимает, как материнскую грудь, которую он может сосать или кусать (что составляет агрессивный компонент орального характера).

Таким образом, рецептивному характеру свойственна зависимость, пассивность, уступчивость, отсутствие инициативы, гедонизм. С другой стороны тоталитарному обществу свойственен также эксплуататорский социальный характер, аналогичный анально-агрессивному. Для него характерна тенденция к овладению объектом или другим человеком, образно говоря «поглощению» его. Типична неспособность получать наслаждение от чего-то, что не принадлежит субъекту, не может им использоваться. Оборотной стороной этих тенденций являются алкоголизм и наркомания. «Наркоманы и алкоголики – вечные младенцы, требующие соски».

Для капиталистического общества XIX века, согласно Фромму, наиболее свойственны черты анально-накопительского характера, т.е. упрямство, скупость, сверхисполнительность, педантизм.

Для современного западного общества характерен рыночный социальный характер, являющийся продуктом эволюции анально-накопительского. Для рыночного социального характера модус потребления является стержневым. Все черты личности превращаются в товар, человеческое общение в «свободный рынок личностей и человеческих качеств». Цель рыночного характера – полнейшая адаптация, быть нужным, сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на рынке человеческих личностей.

Человек с рыночным характером стремится накопить как можно больше и отдать накопленное, с кибернетической точностью рассчитав момент, так чтобы получить за свой товар, знания, умения, личностные свойства максимальную прибыль, продать их с максимальной возможной выгодой. Человек превращается в робота, имеющего программу, но не имеющего истинно человеческих качеств. Он отчуждён от своего труда, его результатов, от других людей и даже от самого себя. Человек функционирует в соответствии с логикой мегамашины, частью которой он является. Человек с рыночным характером не имеет даже своего устойчивого «Я». Его поступки определяются не собственными склонностями и предпочтениями, а логикой рынка (я такой, какой я нужен для успеха моего бизнеса).

Жизнь превращается в цепь выгодных сделок и в ней не остаётся места для собственно человеческих чувств и поступков. Свойственная рыночному характеру тотальная отчуждённость ведёт к равнодушному отношению к собственной судьбе и судьбе будущих поколений, а ориентация на бесконтрольный рост потребления ведёт к равнодушной растрате невосполнимых природных ресурсов. В результате человечество оказывается перед реальной угрозой ядерной и экологической катастрофы.

В качестве выхода из кризиса Э. Фромм предлагает воспитание нового социального характера – творческого.

Творческий (или продуктивный) социальный характер аналогичен зрелому генитальному характеру по психоаналитической классификации. До сих пор ни в одном обществе ориентация на творческий социальный характер не была преобладающей, хотя в некоторой части общества она всегда существовала и существует в настоящее время.

Основой творческого социального характера является установка на «бытие» и «любовь».

Сущностью установки на бытие, согласно Фромму, является внутреннее слияние с природой и миром, желание максимально выявить сущность природы и вещей, не убивая живого и ничего не присваивая. Эрих Фромм противопоставляет установку на бытие установке на обладание, свойственной накопительскому и рыночному социальным характерам. Установке на обладание свойственно стремление к бесконечному присвоению, отождествление себя с тем, чем человек обладает, как следствие, замкнутость, агрессивность, неумение радоваться настоящему моменту, а только ожидание будущих удовольствий и воспоминание о прошедших. Фактически при этой установке все остальные человеческие потребности приносятся в жертву потребности в комфорте.

Второй важнейшей основой творческого характера Эрих Фромм считает установку на любовь. Любовь для Фромма – это не садомазохистская, не нарциссическая, не симбиотическая любовь и не характерный для современного общества эгоизм вдвоём. Любовью он называет потребность творчески раскрыть личность другого человека, не нарушая его цельности и уникальности, не претендуя на разрушение чужой индивидуальности или растворение своей индивидуальности в чужом «Я». Любовь не обязательно содержит эротический компонент. Братская любовь, любовь к отцу и матери, эротическая любовь, любовь к себе, любовь к Богу, всё это ветви, проистекающие из одного корня, одно и то же чувство, одна духовная потребность, окрашенная в разные оттенки.

Величайшей ошибкой Фромм считает отождествление эгоизма и любви к себе. Без творческой продуктивной любви к себе невозможна и любовь к другим людям. Если человек не понимает себя, не уважает цельность и уникальность собственной личности, то как он может уважать ценность и уникальность другого, если он не любит себя, то как он может любить и понимать кого-нибудь?

Человек, любящий только других или только себя не способен любить вообще. Со стороны может показаться, что эгоист слишком носится со своей персоной, в действительности это не любовь к себе. Это всего лишь безуспешные попытки компенсировать свой провал по части заботы о собственном «Я». Эгоист не любит себя и, чувствуя свою обделённость, пытается урвать у мира хоть что-нибудь.

В своей книге Эрих Фромм предлагает развернутую программу переориентации общества, утверждения в нём продуктивного творческого характера. Эта программа включает в себя как моральную проповедь, так и широкие социальные реформы. Однако, независимо от того, насколько осуществима эта программа в масштабах, предложенных Фроммом, его социально-психологическое учение имеет большое значение для психотерапевтической практики.

Дело в том, что адаптация человека в каждом конкретном обществе требует подгонки его собственного «Я» к социальному характеру. Однако, зачастую истинное «Я» человека и принятый в обществе социальный характер значительно отличаются друг от друга, а резервы относительно безболезненного изменения «Я» не бесконечны.

Несоответствие истинного «Я» человека и требований общества может вылиться в тяжёлый психологический конфликт, в результате которого место истинного «Я» занимает «Я-маска», не оставляющая возможности для проявления подлинных человеческих качеств. Истинное «Я» вытесняется в бессознательное, как следствие этого болезненного состояния развиваются мощные механизмы психологической защиты и предотвращающие прямые невротические проявления реактивные образования, которые значительно искажают человеческую личность.

В качестве такого реактивного образования может развиваться установка на садомазохизм. Т.е. стремление мучаться самому и мучить других людей, как реакция на неосознаваемую, но от этого не менее острую неудовлетворённость своих основных личностных потребностей.

Как результат стремления уничтожить своё «Я», мешающее быть стандартным, добропорядочном в общепринятом понимании человеком, развивается установка на конформизм. Т.е. стремление полностью растворить своё «Я» в коллективном «МЫ», готовность принять любое, сколь угодно абсурдное мнение, если его разделяет большая часть окружения.

Результатом ненависти к своему «Я», напоминающему о себе из подсознания и мешающему спокойно жить, и стремления изменить или разрушить своё «Я» является болезненное увлечение особо оригинальными идеями и религиозными учениями.

Наконец, невозможность проявить своё «Я» может привести к осознанной или неосознанной деструктивной установке, стремлению к саморазрушению, зримыми проявлениями которого являются наркомания и алкоголизм. В более общественно опасных случаях стремление к разрушению может вылиться в бунт, когда человек, оправдывая себя любой более или менее произвольной рационализацией, разрушает окружающий мир, как бы мстя ему за своё несчастье и, в то же время, подсознательно ожидает, чтобы кто-то уничтожил его самого. Человек убивает, ожидая, что когда-то нарвётся и погибнет сам.

В особо тяжёлых случаях развитие деструктивных стремлений может привести к формированию некрофильной личности, ориентированной только на смерть и разрушение. В качестве клинического примера некрофильной личности Фромм в своей работе «Анатомия человеческой деструктивности» приводит личность Адольфа Гитлера, покончившего жизнь самоубийством на фоне тотального разрушения. Такой конец очень характерен для некрофила.

Предотвратить многие разрушительные и общественно опасные поступки, а также добиться облегчения состояния или даже полного излечения многих невротиков можно научив людей быть в большей степени самими собой. Задача врача-психотерапевта научить человека разбираться в собственном «Я» и в меньшей степени подгонять себя под общепринятые социальные стандарты. Блокирование естественных человеческих потребностей, не укладывающихся в навязанное обществом человеку представление о самом себе, вызывает тяжёлые нервно-психические заболевания и психопатические отклонения, в частности, весьма распространённые в нашем посттоталитарном обществе.

Более того, можно предположить, что значительное количество соматических заболеваний имеет невротическое происхождение. Счастье состоит в том, чтобы максимально проявить свойственные истинному «Я» человека черты и личностные склонности. Навязанная социальными условиями маска вытесняет истинное «Я» и лишает человека надежды на счастье. Протестом против такого состояния, своеобразным проявлением нежелания жить, может быть соматическое заболевание. Независимые от сознания корковые импульсы оказывают дезорганизующее влияние на низшие нервные центры, вызывая различные патологические изменения в организме.

В пользу этого предположения говорит большое количество случаев успешного применения суггестивной терапии при лечении различных соматических заболеваний (наиболее свежий и широко известный пример ~ массовые психотерапевтические сеансы Кашпировского).

Гипнотическое воздействие нормализует деятельность коры, и избавленные от её патологического воздействия вегетативные центры самостоятельно восстанавливают нарушенное равновесие в организме.

Классический фрейдистский психоанализ при разрешении конфликтов между личностью и обществом считает нормальным подчинение личности предлагаемым общепринятой культурой образцам поведения. Психоанализ Фрейда стремиться перевести неосознаваемые конфликты в область сознания для того, чтобы человек мог контролировать вытесненные влечения и сознательно следовать считающемуся правильным стилю поведения. Фромм считает, что такой подход не всегда верен. Современное общество не является здоровым, и вытеснению зачастую подвергаются ценные человеческие качества и потребности (такие как потребность в любви, продуктивном взаимодействии с другими людьми, сотрудничестве, совесть и другие).

Возможно, чтобы сделать нашу жизнь более счастливой и уравновешенной врач должен научиться сам и помочь научиться своим пациентам понимать себя и других и принимать себя и других такими, какие мы есть, не стыдясь этого и не закрывая дорогу к творчеству и гармоничному восприятию мира во имя общепринятых штампов.