Устное народное творчество в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Состав привычек культурного поведения в старшем дошкольном возрасте значительно обогащается: дети осваивают правила поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т. п.), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми).

Воспитывается привычка быть вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности, а также продолжается формирование культуры речи.

Формирование механизмов нравственного поведения происходит при активном участии социальных чувств и сознания. Важное значение в нравственном воспитании старших дошкольников придается задаче формирования нравственных представлений. Освоение нравственных представлений помогает ребенку осмыслить содержание поступков, понять целесообразность и необходимость выполнения требований и норм, формирует нравственные оценки и мотивы поведения. В процессе обучения и воспитания дети 6—7 лет осваивают достаточно широкий круг нравственных представлений. Он включает знание о нормах и правилах поведения в обществе, о ценных моральных качествах человека (о честности, скромности, смелости).

У детей формируются представления о стране, расширяются представления о явлениях общественной жизни, о труде людей и его общественной значимости. В целом нравственные представления старших дошкольников более глубокие, точные, выходят за рамки непосредственного личного опыта, они становятся основой формирования у детей правильного отношения к социальной действительности [37].

Таким образом, в результате планомерного нравственного воспитания поведение старших дошкольников, их отношения с окружающими людьми приобретают черты нравственной направленности, развивается способность произвольно управлять поступками и чувствами на основе моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Активно формируются самостоятельность, основы организованности, дисциплинированности, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к школьному обучению.

3 стр., 1335 слов

Особенности конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста

... возникающих у детей старшего дошкольного возраста Известно, что истоки формирования личности лежит в дошкольном возрасте. В этом возрасте ребенок наиболее сенситивен для формирования ... с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения ребенка. Чем сильнее эмоциональное ... детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно- ...

1.3. Средства, методы и формы нравственного воспитания

детей старшего дошкольного возраста

Ребенок с течением времени постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

С.А. Козлова [40] отмечает, что для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, образуется механизм нравственного воспитания [27]: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

По мнению С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания.

3 стр., 1221 слов

Нравственное воспитание дошкольника

... последующего усвоения знаний. В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в следующем: воспитание культуры поведения, начал ...

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, востребованными качествами. Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижна [7].

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп [59]:

  • художественные средства, к которым относят художественную литературу, народный фольклор, изобразительное искусство, музыку, кино, диафильмы и др. средства. Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования А.М. Виноградовой, Н.С. Карпинской, Л.Н. Стрелковой показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств;
  • общение с природой, которое вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения [20];

  • ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми).

    Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и формировании чувств и отношений. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств;

  • организация деятельности детей (игры, труда и т.д.), включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра.

Средства воспитания становятся эффективными в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания дошкольников. В педагогике существуют различные подходы к классификации методов воспитания. С.А. Козлова утверждает, что для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание [27].

Классификация В.И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает [74]:

  • методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование);
  • формирование нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью);
  • формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

Классификация Б.Т. Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает [7]:

  • методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций);
  • воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воле, поступку);
  • организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).
    17 стр., 8105 слов

    Особенности воспитания единственного ребенка в семье

    ... метода воспитания, малосодержательное общение, преимущественное использование вербальных методов; непонимание законных потребностей ребенка, некоторых возрастных особенностей (большой эмоциональности, недостаточного развития тормозных процессов и условий их формирования, к активной деятельности, необходимости бережного отношения к ...

А.И. Довгун выделяет условия, при которых методы воспитания дошкольников являются наиболее эффективными [15]:

  • любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав;
  • метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения;
  • метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;
  • методы воспитания следует применять тактично.

Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие – большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

  • проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слишком сильную реакцию, от выбранного метода следует отказаться;
  • применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости.

Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и может быть не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем;

  • преобладающим в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия;
  • методы воспитания должны применяться не изолировано, а в комплексе, во взаимосвязи.

К формам нравственного воспитания, по мнению Н.В. Микляевой [40] относятся:

  • организация семейных праздников, совместных досугов, благотворительных акций;
  • участие детей во всех видах творческой деятельности;
  • использование активных методов общения на занятиях, дидактических игр;
  • организация активной деятельности (экскурсии, прогулки, поездки и т.д.);
  • проведение тематических бесед;
  • участие детей в общественно полезном труде.

Конкретизация данных форм возможна в рамках определения соответствующего им содержания воспитания. Педагогическое мастерство воспитателя будет проявляться в умении в наибольшей степени активизировать познавательную и эмоциональную активность детей, их самостоятельность в поиске решения предлагаемых ситуаций, сочетать разные формы, средства и методы.

Таким образом, анализ основных методов, форм и средств нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста показал, что они могут эффективно использоваться в процессе формирования нравственных чувств, закрепления нравственных норм поведения и расширения нравственного опыта.

1.4. Роль устного народного творчества в нравственном воспитании

детей старшего дошкольного возраста

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. Ничто гак не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в её естественной речевой обстановке, коей является для ребёнка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.

5 стр., 2096 слов

Особенности семейного воспитания одаренного ребенка

... заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать ... воспитание одаренного ребенка должно начинаться с самообучения родителей. В повседневной жизни родителям несложно наблюдать, направлять и обучать детей, принимая в ... способа воздействия семьи на развитие способностей ребенка: а) помощь и стимулирование ребенка в получении, ...

Устное народное творчество имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении, которые теснейшим образом связаны между собой. Это позволяет рассматривать его как значимое средство нравственного воспитания ребенка (Н.С. Карпинская [22], М.А. Рыбникова [53], А.П. Усова [64], К.Д. Ушинский [65] и др.).

В трудах отечественных фольклористов (В.П. Аникин [3], Н.И. Кравцов [27] и др.) устное народное творчество определяется как совокупность художественных произведений, созданных народом в процессе устного, коллективного, непрофессионального творчества, основанного на традициях.