Комплексный метод преодоления заикания у дошкольников

Бакалаврская работа

За последнее время в Российской Федерации в связи с ухудшением экологической и психологической обстановок, с увеличением количества патологии физического и психологического развития детей, наблюдается рост числа заикающихся детей.

Заикание затрудняет общение ребенка с окружающими. Логопеды характеризуют заикание, как нарушение темпоритмической организации речи. Заикание — это непростое, тяжелое и длительно протекающее нарушение речи. заикание психологический дошкольный

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время заикание является широко распространенным функциональным речевым нарушением.

Возникающее у детей в раннем возрасте, в период, когда активно происходит формирование их речи и личности, оно в дальнейшем препятствует развитию личности ребенка, и может затруднять его социальную адаптацию.

В начальной стадии заикание не особо беспокоит детей, но, усугубляясь, особенно у более впечатлительных детей, вызывает, болезненные переживания: дети-заики стараются избегать разговоров, испытываю смущение, робеют, негромко говорят. Подобное переживание изменяет характер ребенка и отрицательно отражается на психическом состоянии ребенка.

В связи с этим, в процессе преодоления заикания у детей, главное место отводиться дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте должна проводиться предупредительная и коррекционная работа, которая строится с учетом разносторонних факторов, способствующих возникновению дефекта.

Тщательная коррекционная работа может существенно снизить процент заикающихся детей дошкольного возраста. Известно, что в преддошкольном возрасте у детей легче преодолеваются недостатки развития, следовательно, логопедическая работа может быть более результативной, так как охватит все компоненты речевой системы. В последнее время, логопеды на своих занятиях по преодолению нарушения темпа и ритма речи дошкольников, используют такой эффективный метод коррекции нарушений речи, как комплексный.

Объект исследования: коррекционно-логопедическая работа с заикающимися дошкольниками.

Предмет исследования: логопедическая работа по устранению заикания у детей дошкольного возраста с применением комплексного метода.

2 стр., 963 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи ...

... возникающей вследствие расщелин твердого и мягкого неба. Такому ребенку в дошкольном возрасте показана операция по восстановлению неба. Логопедическая работа начинается еще в дооперационный период. Это способствует ... и от семьи ребенка. Так, если у ребенка заикание, то родители обязательно должны организовать дома щадящие условия (дневной сон, ограничение речи). Если ребенок начинает говорить с ...

Гипотеза исследования: предполагается, что процесс коррекции заикания будет эффективен, если будет применен комплексный метод, включающий:

1. Комплексное обследование детей с заиканием (предусматривает одновременную работу врача, логопеда, детского психолога, ритмиста, специалиста по функциональной диагностике, а также физиотерапевта и детского социального работника);

2. Взаимодействие со специалистами (коррекционно-педагогическая и лечебно-оздоровительная работа, которая подразумевает поэтапную нормализацию всех областей речи, моторики, различных психических процессов, развитие личности заикающегося и оздоровление организма в совокупности).

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность использования комплексного метода у детей дошкольного возраста с заиканием.

Научные навыки, теоретическая и практическая значимость состоит в том, что она базируется на научных работах таких ученых: Н.А. Рычкова, Л.М. Белякова, Г.А. Волкова, Г.Р. Шашкина, Л.С. Волкова и другие., в которых заикание рассматривается.

Апробация результатов:

  • сформирован методический материал для выявления и уточнения процессов речевого дефекта в процессе заикания, что имеет существенное значение для целенаправленного исправления имеющихся нарушений;
  • разработаны базовые направления логопедической работы с заикающимися учащимися первых классов специальной школы, которые агрегируют задачи по нейтрализации заикания и развитию речи в общем;
  • сформулирована модель системной коррекционно-педагогической деятельности с рассматриваемым контингентом детей;
  • Внедрение в практику.

Материалы исследования были использованы в МБУ Д/С «СОЛНЫШКО» д. Сметанино. в 2017 году.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы проблем заикания у детей дошкольного возраста.

2. Исследовать психо-педагогические особенности заикающихся детей.

3. Экспериментально исследовать эффективность комплексного подхода в коррекции заикания у дошкольников.

Положения, выносимые на защиту.

1. Увеличение числа старших дошкольников с заиканием обуславливает необходимость поиска новых оптимальных путей коррекции данного нарушения.

2. Устранению заикания в методической литературе уделяется недостаточно внимания.

3. Условиями успешной коррекционной работы по комплексному преодолению заикания у старших дошкольников на фронтальных логопедических занятиях являются:

1. Комплексное обследование детей с заиканием (предусматривает одновременную работу врача, логопеда, детского психолога, ритмиста, специалиста по функциональной диагностике, а также физиотерапевта и детского социального работника);

2. Взаимодействие со специалистами (коррекционно-педагогическая и лечебно-оздоровительная работа, которая подразумевает поэтапную нормализацию всех областей речи, моторики, различных психических процессов, развитие личности заикающегося и оздоровление организма в совокупности).

9 стр., 4329 слов

Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей ...

... применяемых диагностических методик, слабость диагностики перекрываются данными клинического, педагогического и логопедического обследования. Нельзя ... заикание, афазия и др.). Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект. Нарушения речи у умственно отсталых детей ... у ребенка, что уточняет диагноз и коррекционную методику (1973). Для исследования детей, имеющих ...

Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс методов педагогического исследования:

  • анализ литературных источников по исследуемой проблеме, анкетирование;
  • эмпирические методы — констатирующий и формирующий эксперименты, обработка данных опытно-экспериментальной работы в контрольном эксперименте.

Глава 1. Теоретические основы преодоления заикания у детей дошкольного возраста

1.1 Клинические формы и психологическая симптоматика заикания

Заикание — это дисфункция темпо-ритмической организации речи, которая вызывается судорожным положением мышц речевого аппарата человека.

На сегодня условно выделяются два основных раздела симптомов заикания, находящихся в прямой взаимосвязи: биологические (физиологические симптомы) и социальные (психологические симптомы) [6, с. 214].

В нашей стране большинство специалистов рассматривали заикание как фактическое функциональное расстройство в области речи, по своей сути — судорожный невроз.

Так, И.А. Сикорский в своем труде «Особенности характера и темперамента заикающихся и условия, способствующие изменению настроения духа и ассоциации идей» говорит о том, что значимую черту характера заикающихся людей составляет робость и фактическое смущение в присутствии людей и следующая отсюда неуверенность в собственных силах и возможностях.

«Другой чертой характера заикающихся, по мнению И.А. Сикорского, является чрезмерная впечатлительность, выражающаяся неустойчивым настроением духа. И.А. Сикорский пишет: «Эти больные легко приходят в смущение, и хотя скоро овладевают собой, но снова легко впадают в прежнее состояние под влиянием мелких обстоятельств, ничтожное значение которых признают и сами»»[27, с. 11].

Так к физиологическим симптомам причисляют речевые судороги, функциональные нарушения ЦНС и общего физического здоровья человека, функций общей и речевой моторики. К психологическим симптомам относят речевые запинки и иные нарушения при экспрессивной речи, сюда же относят феномен фиксированности на определенном дефекте, симптом логофобии, различные уловки и прочие психологические особенности.

Базовым внешним симптомом заикания выступают судороги в ходе речевого акта. Так, судороги различаются по своей форме (тонические судороги, клонические судороги и смешанные судороги), по своей локализации (дыхательные судороги, голосовые судороги, артикуляционные судороги и смешанные судороги) и по своей частоте.

В процессе тонических судорог фиксируется короткое толчкообразное или продолжительная спазматическая работа мышц — то есть — тонус: «тополь».

В процессе клонических судорог фиксируется ритмическое, со слабо выраженным напряжением — происходит повторение одинаковых судорожных движений мышц — то есть — клонус: «то-то-тополь».

Преобладающий тип судорог в определенных органах речи определяет дыхательные судороги, голосовые и артикуляционные судороги.

Выделяются три основные формы нарушения дыхания в процессе заикании: экспираторная форма (судорожный выдох), инспираторная форма (судорожный вдох, довольно часто со всхлипыванием) и респираторная форма (процесс судорожного вдоха и выдоха, часто с разрывом слова).

14 стр., 6943 слов

"Особенности развития речи у заикающихся детей старшего дошкольного ...

... при заикании - это лишь следствия этих психических недостатков. Боскис Р. М., Левина Р. Е. и др. рассматривали заикание как речевое недоразвитие. Цель исследования: определение особенностей развития речи у заикающихся детей ... детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи - это составная часть логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи . Логопедическое воздействие, таким ...

Так, судороги в голосовом аппарате описываются следующим способом: смыкательная форма (в данном случае судорожно-сомкнутые голосовые складки не способны в необходимый момент разомкнуться); размыкательная форма (голосовая щель продолжает оставаться открытой — при этом фиксируется полное безмолвие или же шепотные звуки); вокальная форма, присущая детям [4, с. 63].

Непосредственно в артикуляционном аппарате классифицируют: губные судороги, язычные судороги и судороги мягкого нёба. В большинстве случаев и гораздо резче они наблюдаются при формулировании согласных взрывных звуков таких как «к, г, п, б, т, д»; гораздо реже и не так напряженно — щелевых звуков.

В процессе экспрессивной речи среди заикающихся детей выделяются фонетико-фонематические дисфункции и лексико-грамматические дисфункции.

Не правильно делается словесное ударение, не правильно употребляется интонация, ритм. При этом речь прерывиста, с неадекватными паузами, случайными повторениями, различаются громкость и темп произношения, различаются сила, высота и тембр голоса человека, которые определяются речевым намерением, а также эмоциональным состоянием человека, который заикается.

Весьма частым явлением в процессе заикания выступают также различные нарушения речевой, а также общей моторики.

Так специалист A. Alister классифицировала всех заикающихся по этиологическим характеристикам с учетом выявляемой клинической картины нарушения на 4 основных группы:

  • Первая группа — заикание с характерными аномалиями в структуре или функции органов, обеспечивающих формирование речи;
  • Вторая группа связана с левшеством;
  • Третья группа по подражанию;
  • Четвертая группа — с характерной эмоциональной неустойчивостью и всевозможными эмоциональными расстройствами: логофобиями, ощущением своей неполноценности и пр.

«По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е.С. Никитина и М.Ф. Брунс (1939).

Они выделили 2 группы детей: 1) дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх; 2) дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт» [15, с. 109].

Руководствуясь клиническим признаком современная классификация заикания присутствует в трудах отечественных специалистов В.С. Кочергиной, Н.А. Власовой и пр.

Виды заикания по клиническим формам:

Существует две формы логоневроза: невротическая и неврозоподобная. В основе разделения лежат разные причины и механизмы развития.

Невротическая форма заикания:

У обследуемых дошкольников с заиканием отсутствуют данные о наличии у них в прошлом внутриутробной гипоксии или родовых травм.

Толчком к развитию заикания служат психические травмы (острый или хронический стресс) либо раннее активное введение второго языка общения (в 1,5-2,5 года).

То есть заболевание носит функциональный характер, а мозговые структуры не поражаются. Поэтому эта форма заикания лучше поддается лечению.

Характеристика детей, склонных к развитию невротической формы заикания.

Изначально такие дети робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые, раздражительные, плаксивые, боятся темноты, не остаются в комнате без взрослых, с трудом привыкают к новой обстановке, плохо спят. Также у них быстро меняется настроение, причем чаще — в сторону понижения.

Психическое, физическое и двигательное развитие у детей соответствует возрасту. Однако становление речи у них происходит несколько ранее: первые слова появляются к 10 месяцам жизни, фразовая речь — к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети уже строят сложные предложения и речевые конструкции.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не договаривают окончания слов, пропускают предлоги и слова. Кроме того, речь иногда смазана.

Неврозоподобная форма:

У больных из анамнеза (данных из прошлого) выясняется, что мама перенесла тяжелый токсикоз во время беременности, была угроза выкидыша, асфиксия (удушье) либо травма в родах и так далее. То есть имеется органического поражение головного мозга (дистрофические изменения в клетках головного мозга), поэтому эта форма заикания лечению поддается труднее [17, с. 147].

Для неврозоподобной формы заикания проявления дефекта речи не зависят от внешних факторов (например, эмоционального напряжения).

Характеристика детей, склонных к развитию неврозоподобной формы заикания.

В первые годы жизни такие детки крикливы, плохо спят, беспокойны, суетливы. Их физическое развитие несколько отстает от сверстников. У них неловкие движения и плохая координация, они расторможены и легко возбуждаются, раздражительны и вспыльчивы.

Дети плохо переносят жару, езду в транспорте и духоту. Они быстро утомляются, а также истощаются при физической или интеллектуальной нагрузке.

У них имеется задержка развития речи, нарушено произношение некоторых звуков, словарный запас накапливается медленно, поздно формируется фразовая речь.

Занятия с логопедом большинству больных приносит облегчение, но только в том случае, если работа проводится регулярно и длительно.

Следовательно, заикание, проявившееся у детей в дошкольном периоде, характеризуется в литературе как индивидуальная речевая патология, в отличие от симптоматического заикания или «вторичного заикания», которое фиксируется при некоторых заболеваниях головного мозга человека органического генеза или всевозможных нервно-психических дисфункциях.

1.2 Причины заикания у дошкольников

В 20 веке сформировалось три базовых теоретических направления в осознании механизмов заикания (см. рис. 1)

Рассмотрим их более подробно.

Первое направление — заикание рассматривается как спастический невроз координации, вытекающий из раздражительной слабости важнейших речевых центров (аппарат, отвечающий за слоговые координации).

Данное направление четко было раскрыто в трудах Г. Гутцмана, И.А. Сикорского, И.А. Кусссмауля и др.

«И.А. Сикорский первым сделал предположения о причинах заикания. В 1889 году в Санкт-Петербурге вышла его книга «О заикании», в ней ученый доказал, что заикание возникает еще в детском возрасте, когда ребенок только учится говорить, а также связал заикание с наследственностью и особенностями нервной системы»[27, с. 79].

Одним из достижений И.А. Сикорского в этом вопросе была гипотеза, что заикания — особая форма невроза.

Втрое направление — здесь заикание рассматривается как ассоциативная дисфункция психологического свойства. Сторонники данной концепции, Ю.А. Флоренская, Г.Д. Неткачев.

Так, Г.Д. Неткачев и Ю.А. Флоренская анализировали заикание, как ассоциативное нарушение психологического свойства, причины которого как правило уходят глубоко в детство.

Третье направление — заикание рассматривается как подсознательное проявление, которое возникает на базе психических травм, на базе конфликтов с окружающей средой. Приверженцы данной теории А. Адлер, Шнейдер [23, с. 55].

Так, Шнейдер полагал, что заикание — это, по своей сути, подсознательное проявление, которое проявляется в результате всевозможных психических травм и различных конфликтов с окружающей средой. Основоположники данной теории полагали, что при заикании, с одной стороны, наблюдается желание субъекта избежать всякой потенциальной возможности взаимодействия с окружающей средой, а с другой — сформировать сочувствие окружающих людей посредством данного демонстративного страдания субъекта [1, с. 109].

Важно отметить, что одни специалисты рассматривали феномен заикание как фактический симптом невроза (Ю.А. Флоренская и пр.), другие специалисты — представляли заикание как особую его форму (М.Е. Хватцев, И.П. Тяпугин, С.С. Ляпидевский, Н.И. Жинкин, В.С. Кочергина и пр.).

Но и в том и в ином случае данные многообразные и непростые механизмы формирования заикания аналогичны механизмам развития неврозов в целом.

В.С. Кочергина, изучая заикающихся дошкольников, пришла к выводу, что феномен заикания, как и иные неврозы, появляется по причине различных причин, которые выступают причиной перенапряжение процессов в нервной системе — возбуждения и торможения, и формирования «патологического условного рефлекса». Основываясь на зафиксированных наблюдениях автор полагает, что «заикание, по своей сути — это не симптом и даже не синдром, а именно заболевание ЦНС» [19, с. 32].

На основании текущих представлений об этиологии процессов заикания учеными выделены две основные группы причин: предрасполагающие причины и производящие. Способствовать развитию заикания, и непосредственно вызывать его могут и этиологические факторы.

Рассмотрим причины возникновения заикания (таблица 1).

Таблица 1

Причины возникновения заикания

Причины

Характеристика

1. Общая предрасположенность ребенка к заиканию

определяется развитием ребенка: учитываются возрастные особенности функционирования мозга ребенка; форсированное развитие речи; общественные условия в развитии речи

2. Личная предрасположенность детей к заиканию

Конституциональная предрасположенность; различные поражения головного мозга в период раннего детского возраста; всевозможные аномальные характеристики характера; всевозможные наследственные факторы; фактические асимметрии мозга; соматическая неразвитость и перенесение различных инфекционных заболеваний

3. Общественные факторы, способствующие формированию заикания

воздействие окружающей среды на детей;

  • воздействие периодических конфликтных переживаний; неэффективное воспитание

Многие авторы указывают на особенности физического здоровья и состояние нервной системы заикающихся.

Так ученые Митринович-Моджеевска А.. Ляпидевский С.С., Баранова В.П., Зееман М., Совак М., Кочергина В.С. указывают на функциональные изменения в центральной нервной системе заикающихся, присутствие вегетативных нарушений.

Таким образом: в качестве причин могут выступать самые различные факторы, вот почему взрослым требуется очень внимательно относиться к собственным детям, так как они, по сути, сами могут быть основной причиной появления этого дефекта.

1.3 Комплексные системы коррекционной работы с заикающимися дошкольниками

Сегодняшние методы исправления заикания весьма разнообразны и уже сам данный факт свидетельствует о том, что лучшего, универсального метода, не существует. Большинство методов дают быстрый результат, но к сожалению, непродолжительный. Базовым приемом исправления заикания считается управляемый переход к замедленному типу или же ритмизированному типу речи. Данный подход применяется достаточно продолжительный промежуток времени в различных интерпретациях при исправлении заикания как у детской части населения, так и у взрослой. Используются шепотная речь, громкая речь; плавная речь, слитная речь, скандированная речь, речь с акцентированием ударных гласных, послоговая речь и др. [18, с. 61]

Весьма широкое применение получила так именуемая «логопедическая ритмика» («логоритмика») — одновременное применение видоизмененной речи с определенными ритмическими движениями, осуществляемыми, чаще всего, под специальное музыкальное сопровождение (Самойленко Н.С; Лунина З.Е.; Чаянова Е.В., 1954; Эркман В.А., 1974;, Павлова А.И., 1987; Оганесян Е.В., Волкова Г.А., и пр..).

Часто применяется видоизмененная речь, заложенная в базу программы Лидкомба. По убеждениям зарубежных специалистов, данная программа оказалась вполне эффективной при исправления дефекта заикания у дошкольников.

Иным довольно распространенным подходом, дополняющим применение видоизмененной речи в коррекции заикания выступает психотерапия (Левина Р.Е.; Миронова С.А., Арутюнян Л.З.; Георгиевская Л.А.; Фесенко Ю.А.; Селиверстов В.И., и пр.).

Фундаментом психотерапевтического влияния выступает представление о том, что процесс заикания выступает формой выученного поведения человека, которое можно трансформировать. По этой причине все усилия психотерапевта могут быть нацелены на то, чтобы попытаться убедить заикающихся лиц говорить раскованно и уверенно, без ощущения страха и без «торможения». применяются такие методы, как отвлечение внимания заикающегося, расслабление и гипноз заикающегося. Так, заикающихся обучают рассуждать медленно, или же нараспев, одновременно с применением ритмического движения рук или же только лишь пальцев кисти, что очень сильно отвлекает заикающегося от излишнего внимания к соей речи [10, с. 141].

Достаточно часто в комплексах по исправлению заикания применяются различные дыхательные практики. Их задача — нормализация функционирования периферических центров речевого аппарата; формирование устойчивого диафрагмального дыхания, постепенное увеличение времени продолжительности выдоха, стабилизация его силы и уровня постепенности. Для исправления заикания часто применяется специальная дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой: базовые положения данной гимнастики применяются во всех российских руководствах по исправлению заикания (Вербовая Н.П.; Волкова Г.А., Дьякова Е.А.).

Наблюдается чрезвычайно существенная роль родителей при исправлении заикания в домашней жизни, когда они скрупулёзно реализуют рекомендации логопедов и специалистов по психотерапии (Волкова Г.А.).

В России логопедическая помощь ребёнку с заиканием осуществляется преимущественно в специализировано организованных дошкольных учреждениях. По этой причине необходимо рассмотреть имеющиеся способы логопедического исправления заикания, применяющихся в данных ДОУ.

Большинство специалистов, участвующих в процессе коррекции заикания, полагают наиболее результативным системный метод, который содержит в себе комплекс лечебно-педагогических подходов и влияющий на различные области психофизического развития заикающегося лица (Левина Р.Е.; Власова Н.А.; Селиверстов В.И.).

Системный метод подразумевает непосредственное участие в лечебно-педагогической процедуре различных специалистов: детского логопеда, невропатолога, специалиста по ЛФК, детского психолога или же психотерапевта. Так, лечебно-педагогическую систему по характеру его влияния на процесс коррекции условно можно классифицировать на две составляющие: лечебно-оздоровительную часть и коррекционно-воспитательную часть, в фундаменте которых находятся процессы изучения особенностей исследуемой речевой патологии и механизмы исправления речи для отдельных возрастных групп с диагнозом заикания [13, с. 29].

Уникальный комплекс коррекционной работы с заикающимися детьми в ходе их ручной деятельности был сформирован Н.А. Чевелевой. Коррекцию заикания в процессе подготовки детьми каких-нибудь поделок, Чевелева делит на пять основных периодов.

1. — пропедевтический, включает в себя из четыре занятия, на которых дети воспринимают немногословную, но логически конкретную речь преподавателя, ее нормальный ритм. Но речь самих детей в данный период сильно ограничена.

2. — сопровождающая речь, длится шестнадцать занятий возможна речь детей по вопросам одновременно осуществляемых ими действий. Визуальная опора формирует ситуативность их речи.

3. — завершающая речь, длится двенадцать занятий, дети применяют как сопровождающую речь (структурный элемент второго этапа), так и завершающую речь, проговаривая уже осуществленную работу. Логопед контролирует речь детей и уровень усложнения высказываний специальными вопросами. Реализуется возможность поэтапного перехода непосредственно к контекстной речи.

4 — предваряющая речь длится восемь занятий. Одновременно с ранее апробированными формами речи применяется рассказ детей о том, что он собирается делать. Формируется умение детей контролировать свою речь вне визуальной опоры. В этом случае в разговоре детей возникают фразы сложного состава. Дети осваивают постепенно и грамматически верно излагать собственные мысли, применять слова в их точном смысле.

5. — длится пять 5 занятий, представляет собой фиксацию навыков автономной развернутой и максимально конкретной речи. Ребёнок рассказывает обо всем процессе производства своей поделки, озвучивает вопросы, дает ответы на них, говорит по собственному желанию и пр.

Так, если методика, разработанная Н.А. Чевелевой подразумевает возможность применения в ликвидации заикания только одного раздела «Программы воспитания и обучения в детском саду» (а именно в результате осуществления ручной деятельности), то методика С.А. Мироновой предусматривает потенциальную возможность применения в целом методики для средней, для старшей и для подготовительной группы в ходе мероприятий по ликвидации заикания у детей дошкольного возраста.

Программа В.И. Селиверстова, ориентирована на логопедическую деятельность с детьми в различных медицинских учреждениях (находящихся в амбулаторных и в стационарных условиях учреждений).

Специалист основывается на принципе, что эффективной для всех заикающихся детей одной системы речевых упражнений практически быть не может, так как реальная клиника заикания сильно отличается.

Существенное внимание специалист уделяет практической связи логопедической деятельности с задачами воспитания и комплексного развития заикающихся дошкольников. Акцентируется внимание на потребность применения технических средств при осуществлении коррекционной деятельности с заикающимися детьми [29, с. 96].

Подводя итог проведенного обзора специализированной литературы, необходимо отметить, что всё многообразие существующих методик говорит о сложности данного вопроса и, к сожалению, о весьма большом проценте негативных результатов коррекции заикания. Нынешние методы и приемы ликвидации заикания довольно часто недостаточно патогенетически доказаны, что ведёт к незначительным результатам исправительной работы. В подходе к применению тех или других методов фиксируются противоречия, до сих пор отсутствует комплексный методологический подход.

Выводы по главе I.

Заикание — это непростое, тяжелое и длительно протекающее нарушение речи. И, чтобы устранить данный речевой дефект, необходимы значительные усилия как непосредственно заикающегося, так и всех привлекаемых специалистов, которые с ним взаимодействуют.

В данной главе проанализированы виды и причины появления заикания в результате чего было выяснено, что причинами могут стать самые разные факторы, по этой причине взрослым требуется очень скрупулёзно относиться к дошкольникам, так как они сами способны стать основной причиной проявления данного дефекта.

В ходе изучения теорий возникновения заикания можно прийти к выводу что выделяют судорожные формы и безсудорожные формы заикания. Исходя из различной симптоматики требуются дифференцированные подходы к исправлению этого речевого дефекта.

Несмотря на многолетнюю историю исследования и лечения дефектов речи, заикание — одно из важнейших трудновылечиваемых заболеваний, причины которого к настоящему моменту не до конца исследованы и объяснены. Необходимо отметить, что процессы заикания неоднородны.

Классифицируют следующие основные виды заикания: артикуляционное заикание, волнообразное заикание, голосовое заикание, дыхательное заикание, закрепившееся заикание, инициальное заикание, индуцированное заикание, инспираторное заикание, клоническое заикание, неврозоподобное заикание, невротическое заикание, органическое заикание, постоянное заикание, респираторное заикание, рецидивирующее заикание, смешанное, тоническое заикание, функциональное заикание, экспираторное заикание.

Различают три уровня заикания:

Легкое заикание — дети заикаются лишь в возбужденном положении и при желании быстро выговорится. В данном случае заикание сравнительно легко преодолевается.

Среднее заикание — в спокойном положении и в классической обстановке разговаривают легко и редко заикаются; в эмоциональном возбуждении проявляется довольно сильное заикание.

Тяжелое заикание — дети заикаются в течение всего разговора, постоянно, с присущими данному процессу движениями.

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности комплексного подхода в коррекции заикания у дошкольников

2.1 Организация и методика проведения исследования

Выпускная квалификационная работа предполагает проведение экспериментального изучения какого-либо конкретного явления.

Задачи речевого обследования будут заключаться в том, чтобы определить: место возникновения и форму речевых судорог; частоту их проявления и сохранные речевые возможности ребенка; сопутствующие нарушения речи; сопутствующие двигательные нарушения; отношение ребенка к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей.

Методика: обследование заикания. Волкова Г.А.

Цель исследования: проанализировать методику логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции заикания.

В обследование приняли участие 10 дошкольников с заиканием и 10 дошкольников с нормой, после чего они были разделены на 2 группы: ЭГ и КГ, которое было проведено в МБУ Д/С «СОЛНЫШКО » д. Сметанино.

Обследование начинали со сбора анкетных данных (Приложение 1).

Экспериментальная работа проводилась на базе МБУ Д/С «СОЛНЫШКО» д. Сметанино с 15 января по 22 апреля 2017 года и включала три основных этапа:

I. Констатирующий эксперимент (15-25 января)

II. Формирующий и контрольный эксперименты (27 января- 31 марта)

III. Этап обработки и интерпретации полученных данных (1-20 апреля).

Для проведения исследования, с целью коррекции речи дошкольника с заиканием, была подобрана методика обследования Волкова Г.А., а также проведен количественный и качественный анализ полученных данных. Детям было предложено ряд заданий.

Для исследования подражательности предлагали следующие задания:

Задание 1. По образцу разыграть с помощью игрушек небольшой сюжет после трехкратного показа и рассказа логопедом. Например: «У Саши папа летчик, Он часто летает на север. Однажды он привез Саше медвежонка. Саша с мамой поили его молоком. Когда медвежонок подрос, его отдали в зоопарк». Игрушки: самолет, куклы (мама, папа, сын, мишка).

Задание 2. После показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки.

Таким образом, мы зафиксировали:

  • ? Подражание полное;
  • ? Подражание творческое (дети внесли дополнительные детали в показ действия и другие обороты речи в рассказ, ничего не опустив из данного образца);
  • ? Подражание неполное (дети не до конца выполнили увиденное и услышанное задание, опустив часть его);

? Отказ от подражания

Для исследования импресивной речи предлагали следующие задания:

Задание 1. Показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол — персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета.

Задание 2. Ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания);

  • показать по сюжетным картинкам времена года, диких и домашних животных.

Задание 3. Показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года (с использованием сюжетных картинок).

Задание 4. Показать понимание и знание праздников, основных профессий (с использованием сюжетных картинок);

  • ответить на вопросы по содержанию программного рассказа, газетной статьи.

Для исследование экспрессивной речи.

Задание 1. Побеседовать с ребенком об известных ему овощах, фруктах, машинах, профессиях и т. д. (по логическим группам слов).

Задание 2. Сравнить, отвечая на вопросы логопеда, два предмета, рассказав об их сходстве и различии (например, двух кукол).

Задание 3.Назвать за логопедом сюжетные картинки.

Задание 4. вместе с логопедом дать описание, какой — нибудь игрушки в игре «Игрушка — сюрприз»: развернув пакет, ребенок рассматривает игрушку, а затем по образцу логопеда вместе с ним называет игрушки и описывает ее качества (например, мягкую игрушку — медвежонка).

составить несколько предложений по сюжетным картинкам типа: «Что делает?» Например, «Мальчик ловит рыбу», «Девочка кормит котенка», «Бабушка вяжет носки».

Задание 5. Показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра.

Задание 6. Побеседовать с ребенком о детских передачах, книгах, его друзьях, о семейных праздниках и т. п.

Задание 7. Повторить за логопедом предложения небольшого текста

вместе с логопедом назвать и выполнить действие, например, с мозаикой: «Я взял красный кружок. Я взял еще один красный кружок…», «Получился цветок».

Проявления заикания (количество судорог, их сила и длительность) в различных формах речи: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картинке, в беседе, в пересказе прочитанного логопедом текста, в вопросно-ответной речи, при чтении стихотворения во время отраженной, сопряженной и шепотной речи.

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений:

Простой фонематический анализ.

Задание 1. Выделение согласного звука на фоне слова, начиная с 5 лет. Инструкция: «Слышен ли звук С в слове сани?»

Задание 2. Выделение согласного звука из слова. Инструкция: «Какой согласный звук ты слышишь в слове шапка?»

Сложный фонематический анализ.

У заикающихся детей исследовали сложные формы фонематического анализа. При этом ребенку предлагали:

Определить место согласного звука в слове, сначала в начале,

конце, середине слова; определить место звука в слове по отношению к другим звукам, например: «Какой звук слышен после звука М в слове мак? Какой звук находится на третьем по счету месте в слове каша?»;

определить последовательность звуков в слове, например:

  • «Какой звук находится между звуками И, А в слове лиса?»; «Назови соседей звука К в слове рука»

Фонематический синтез.

Составление слова из последовательно данных звуков, начиная с пяти летнего возраста. Инструкция: «Послушай звуки Д, О, М, поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось».

Фонематические представления.

Ребенку предлагали для выполнения следующие задания:

Задание 1. Подобрать слово на заданный звук. Например: «Назови слово со звуком Ш или со звуком Р» и т. д.

Задание 2. Разложить в два ряда предметные картинки, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, например: С — Ш, Ч — Ц, З — Ж, Р — Л.

Задание 3. Из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук. Перед ребенком раскладывается ряд из 10 — 12 картинок из разных логических групп слов, среди которых есть картинки со звукос С — куртка, стакан, шапка, помидор, собака, яблоко, свекла, чашка, сковорода, пирамидка, сумка, сова. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинки, подумать и отложить в сторону картинки со звуком С.

Исследование состояния лексики.

Детям 6 — 7 лет предлагали задание:

Задание 1. Назвать ряд предметов (или их изображений) одним общим словом. Например, логопед показывает ребенку чашку, стакан, блюдце, тарелку, вазу и задает вопрос: «Как назвать все эти предметы одним словом?» или «Как назвать одним словом клубнику, землянику, смородину, крыжовник, чернику?».

Исследовали грамматический строй речи.

Задание 1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок.

Задание 2. Преобразовать имена существительные из единственного числа во множественное с использованием предметных картинок. Например, шар — шары, топор — топоры, дом — дома, белка — белки, лист — листья, окно — окна, стул — стулья, рука — руки и т. п.

Задание 3. Согласовать прилагательное с существительным, используя предметные картинки.

Перед ребенком раскладываются три картинки, например, «красный шарф, красная шапка, красное пальто», и он называет их, или «зеленый огурец, зеленая елка, зеленое дерево»;

— Задание 4. По речевой инструкции логопеда выполнить задания типа: «Положи кубик в коробку», «Поставь маленький кубик на большой», «положи этот листик под картинку с изображением дерева», «Возьми игрушку из коробки», «Держи пушинку (снежинку) над столом», «Пройди и встань у окна», «Возьми мячик с полки», «Подойди к столу», «Поставь собачку около будки», «Выйди из кабинета и выгляни из-за двери», «Достань мячик из-под стола», «Перешагни через шнур».

Задание 5. Найти на картинках по заданию логопеда различное расположение предметов в зависимости от предлога. Можно использовать картинки с изображениями двух предметов в разных положениях, например, будки и собаки, пчелы и цветы, ложки и стаканы, облака и солнышко, стрекозы и листы.

Инструкция: «Покажи картинку, на которой изображена (нарисована) собака в будке; … собака перед будкой; … собака за будкой; … собака на будке; … собака около будке».

Исследовали способности словообразования.

При исследовании способности словообразования мы использовали следующие задания:

Задание 1. Образование уменьшительно — ласкательной формы имени существительного. Например, ребенку показывали две предметные картинки с изображениями предметов разной величины: ложка — ложечка, кукла — куколка, дом — домик.

Задание 2. Образование формы родительного падежа имен существительных множественного числа: дома — домов, стулья — стульев, руки — рук, окна — окон, пальцы — пальцев. Сумки — сумок, яблоки — яблок и т. д. Ребенку давали слова в именительном падеже множественного числа, и предлагали ответить на вопрос: «Много чего?». Логопед: «В саду растут яблони, вишни». Подумай и скажи: «В саду растет много чего?» — «Яблонь, вишен». Или: «На столе стоят чашки и стаканы». Подумай и скажи: «На столе стоит много чего?» — «Чашек и стаканов».

Задание 3. Образование прилагательного от имени существительного. Логопед: «Стул из дерева. Какой стул?» — «Деревянный». «Лопата из железа. Какая лопата?» — «Железная». «Стакан из стекла. Какой стакан?» — «Стеклянный». «Платье из шелка. Какое платье?» — «Шелковое». «Портфель из кожи. Какой портфель?» — «Кожаный». «Дом из кирпича. Какой дом?» — «Кирпичный».

Задание 4. Образование глаголов движения с помощью приставок. Логопед показывал ряд простых сюжетных картинок и предлагал сказать о движущемся предмете. Например, самолет улетает, прилетает, отлетает, облетает, перелетает.

Задание 5. Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, шар, рыбка.

Исследовали характер игровой деятельности.

Характер возникновения игры (самостоятельный; по подсказке взрослого в начале, в конце или в ходе игры).

Склонность ребенка к определенным играм: дидактической, подвижной, игре — драматизации, творческой (ролевой или конструктивной).

? Какие темы волнуют заикающегося ребенка в его играх.

? Как любит играть заикающийся ребенок: один, с небольшой

группой детей, в коллективной игре.

? Комментирует ребенок свои действия в играх или же играет молча.

? Доводят ли заикающиеся дети игру до конца без вмешательства взрослого или нет.

? Устойчива ли тема игры или меняется: начали играть в одну игру, не закончив ее, перешли к другой, затем к третьей и т. д.

? Что мешает заикающимся детям осуществлять свой игровой замысел: неумение играть, конфликты из-за ролей, отсутствие навыка коллективного общения, судорожная речь и прочее.

? Какие игрушки и вспомогательные атрибуты употребляют дети в играх и как: соответственно замыслу или случайно.

? Кто и как проявил выдумку в игре, если это обстоятельство имело место.

? Какие конфликты и из-за чего возникают в играх. Как они разрешаются: самими детьми (отметить при этом состояние ребенка) или с помощью взрослых.

? Каковы приемы руководства игрой: а) совместная игра взрослого с детьми: как долго и в какой период воспитания речи; б) договоренность взрослого с детьми, при которой взрослый участвует в игре на второстепенных ролях.

Взаимоотношения детей в играх.

В процессе наблюдения за детьми в творческих, сюжетно-ролевых играх выяснили: умение детей предложить или принять тему игры, распределить роли; степень участия в приготовлении игрового места; умение вносить или принимать предложения в ходе игры и согласовывать свою деятельность с замыслом сверстников; взаимоотношения детей в играх: главенство — подчиненность, частичное главенство — подчиненность, отношения равенства.

Общественное поведение детей в играх.

В процессе целенаправленного наблюдения за самостоятельными играми заикающихся детей и в специально организованных играх выясняли: предпочитает заикающийся ребенок играть в одиночестве, в играх рядом (когда 2 детей играют каждый в свою игру и действия их не смешиваются) или в играх в коллективе; предпочитает ли ребенок игры на основе механического взаимодействия с игрушками, на основе личного интереса к сверстнику по игре.

Влияние правил игр на общественное поведение. Провели с 2 группами заикающихся детей по 5 человек 10 игр с правилами (5 игр дидактических и 5 игр подвижных).

2.2 Результат констатирующего исследования

По окончании диагностики нами были обработаны полученные количественные данные, которые позволили выявить проблемы у дошкольников с заиканием. Результаты логопедического обследования представлены на рисунке 2.

Рис.2. Результат констатирующего эксперимента.

43% (5 детей) справились со всеми заданиями без ошибок (глава 2.1.).

Эти дети внимательно слушали и выполняли задания. Степень выраженности заикания у этих детей легкая — ребенок активен в деятельности, заикание не влияет на общительность. Такие дети легко идут на контакт с окружающими.

35% (3ребенка) сделали ошибки в заданиях для исследования подражательности. (Задание 2. После показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки).

Такие дети не охотно вступают в контакт со сверстниками, судороги имеются в самостоятельной, вопросно-ответной, отраженной речи.

22% (2 ребенка) не справились заданиями для исследования импрессивной речи (Задание 3. Показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года. Задание 5. Показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра).

Такие дети пассивны в деятельности, необщительны, контакт осуществляется только при побуждении непосредственно со стороны взрослого, судороги, в результате мы получили и исследовали результаты по ниже представленным разделам.

1. Исследование анамнеза показало, что фактически ни у кого из исследуемых не наблюдалось патологии внутриутробного плодового развития и в результате родов (у двух детей выявлена наследственная отягощенность текущей речевой патологии).

При исследовании здоровья была определена общая соматическая ослабленность. У ряда детей дошкольного возраста наблюдались боязнь темноты и боязнь отсутствия взрослых. Дефект заикания у всех детей дошкольного возраста появился в период с двух до шести лет, в результате различных психотравм (таких как: смерть близких, возникновение конфликтных ситуаций в семье, резкая смена обстановки).

До этого речевое и моторное развитие всех обследуемых детей дошкольного возраста проходило без существенных отклонений от нормы (у двоих наблюдалось ускоренное развитие).

2. Итоги обследования моторных функций выявили, что практически у всех обследуемых детей дошкольного возраста движения хорошо координированы. Дети легко переключали внимание с одного на другое, ошибки корректировали сами, мимика была эмоционально окрашена. В то же время определены повышенный уровень утомляемости, повышенная неточность и суетливость при осуществлении мелких движений.

3. Так, в устной речи исследуемых детей, в единичных моментах, были выявлены нарушения произношения звуков. Поставленные задания на звуковой анализ и синтез, задания на дифференциацию звуков все обследуемые дети выполнили совершенно правильно. Существенных отклонений в развитии непосредственно лексико-грамматического строя не выявлено. Но, при конструировании всевозможных развернутых связанных высказываний дети с трудом формулировали свои мысли и подбирали слова для ее содержательного выражения. В данном процессе проявилось несоответствие между текущем уровнем развития применяемых языковых средств и возможностью адекватно применять их.

4. Исследование обследования просодической характеристики речи позволило определить, что при волнении почти у всех детей отмечается процесс ускорения темпа речи, проблемы нарушения ее ритма, практическое несоблюдение пауз. Практическое усложнение речевых предложений и организованное спонтанное общение с другими лицами приводили к практическому ускоренному речевому выдоху, к практическим частым дополнительным вдохам, по причине чего нарушались такие характеристики как плавность речи, а также ее интонационная выразительность. Фактически у всех детей дошкольного возраста голос в концовке беседы характеризовался как слабый, охрипший.

5. В ходе обследования практических проявлений заикания было выявлено, что у всех детей отмечались запинки в различных контекстных монологах, различные судорожные запинки в процессе вопросно-ответной речи. У всех детей дошкольного возраста в процессе речи фиксировались сопутствующие движения (они трогали пуговицы, перебирали пальцами по столу).

Так, у всех исследуемых детей судороги чаще и резче наблюдались в словах с наличием звонких согласных, или же в их сочетаниях с гласными, или же в их сочетаниях с согласными взрывными, особенно в самом начале первого слова, или фразы. Важное значение в выражении запинок имела и специальная структура предложения (простая структура или сложная структура).

Их количество возрастало при ответах на вопросы по незнакомой детям теме.

6. Исследование развития подражательности детей дошкольного возраста показал, что воспроизведение определенных действий по показу и словесной инструкции очень развито у всех детей.

7. Исследование общительности показало, что у троих из обследуемых детей дошкольного возраста наблюдалось явление стеснительности, желание уйти от непосредственного общения со сверстниками, наблюдалась неуверенность в себе, и даже нерешительность. У остальных семи детей выявилось желание общаться с логопедом, со своими сверстниками, с иными взрослыми. Данные дети былиинициативны в общении.

Степень игровой активности.

Проводили целенаправленное наблюдение за поведением заикающихся детей в самостоятельных творческих играх, после этого уточняли, к какой из следующих групп, выявляющих степень игровой активности, относится ребенок (см. табл. 2).

Таблица 2

Характеристика детей по группам

Таким образом, мы обследовали дошкольников с заиканием. Составили анализ анамнеза, получили итоги анализа моторных функций, в устной речи испытуемых были обнаружены, в единичных случаях, нарушения произношения звуков. Провели анализ просодической характеристики речи у дошкольников с заиканием. Был собран анализ развития подражательности и умение общаться со сверстниками. После чего мы разделили детей по группам, которые охарактеризовывают каждого ребенка.

2.3 Коррекция заикания у дошкольников с применением комплексного метода

На этапе формирующего эксперимента участники исследования были сформированы на две базовые группы по 10 человек в каждой (таблица 3).

Таблица 3

Список детей контрольной и экспериментальной групп

Экспериментальная группа

Группа детей

Контрольная группа

Группа детей

Антон М.

Группа Б

Ксения А.

Группа А

Анастасия В.

Группа В

Екатерина М.

Группа Б

Мария С.

Группа А

Андрей П.

Группа Б

Кирилл Ч.

Группа В

Надежда Т.

Группа В

Дарья З.

Группа А

Денис К.

Группа В

Олег А.

Группа А

Елизавета М.

Группа А

Антон Р.

Группа В

Ирина С.

Группа Б

Игорь Е.

Группа А

София Г.

Группа А

Денис А.

Группа В

Анастасия В.

Группа Б

Женя С.

Группа В

Артём А.

Группа Б

Сходство ЭГ и КГ до начала формирующего эксперимента наглядно показана на рисунке 3 и 4.

Рис.3. Результат обследования дошкольников с заиканием до начала формирующего эксперимента ЭГ

Рис.4. Результат обследования дошкольников с заиканием до начала формирующего эксперимента КГ

На рисунках 3 и 4 показаны результаты обследования дошкольников с заиканием до формирующего эксперимента, где мы можем увидеть сходства детей с нормой и детей с заиканием.

С детьми экспериментальной группы (далее ЭГ) проводился комплексный метод преодоления заикания у дошкольников. Дети контрольной группы (далее КГ) не принимали участия в формирующем эксперименте, но продолжали посещать логопедический кабинет детского сада.

В ходе формирующего эксперимента была осуществлена коррекционная работа с заикающимися дошкольниками при помощи разнообразных педагогических методов (словесных, наглядных, практических и методов проблемного обучения).

Целью логопедического воздействия являлось преодоление заикания у старших дошкольников. Нами были определены следующие направления работы:

  • ? проведение сопряженной речи (речь при непосредственном участии логопеда);
  • ? проведение отраженной речи (дублирование за логопедом специальных слов, маленьких фраз, сохраняя при этом установленный логопедом темп и ритм речи);
  • ? проведение ритмической речи (простукивание ритма на каждом необходимом слоге или только на ударном слоге в проблемном слове);

— Основной формой работы по преодолению заиканию у старших дошкольников были фронтальные логопедические занятия продолжительностью 40 минут. Курс занятий рассчитан на 3-4 месяца. Занятия проводились в определённой системе, поэтапно, с учётом основных дидактических правил и требований программы для старших дошкольников. На занятиях присутствовало 10 человек. Логопедические занятия проводились в среднем 2 раза в неделю.

Формирование комплексного коррекционно-образовательного пространства;