Социально-педагогическая деятельность (2)

Дипломная работа

Современная наука продвигает человечество к информационной цивилизации, которая базируется на интеллектуальном потенциале человека. Именно интеллект должен быть в центре социального прогресса нашей эпохи. Социальные законы отличаются от законов природы тем, что они реализуются через человеческую деятельность и мысль. В связи с этим одной из актуальных проблем нашего времени является создание социального облика человека.

Парадоксальность современной социально-экономической ситуации состоит в незащищённости многих слоёв населения. Поэтому одна из задач социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь как взрослому, так и ре-бенку ориентироваться в современных условиях в поиске своего ме-ста в жизни.

С самого рождения человек попадает в общество. Окружённый обществом он растёт, развивается и умирает. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

В процессе своей деятельности социальному педагогу приходится большое внимание уделять работе с семьями учащихся и гораздо больше внимания уделять детям из неблагополучных семей для их наиболее успешной социализации в обществе.

В своей дипломной работе, проанализировав практическую деятельность социального педагога, я стремилась показать нужность и важность этой профессии в современном обществе.

Исходя из актуальности проблемы, была поставлена цель исследования: продемонстрировать применение знаний социальной педагогики в практической работе школы.

Объектом данной работы являются — дети и подростки с девиантным поведением и деятельность социального педагога.

Предметом — направления, формы, методы, средства социальной работы с детьми.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать и обобщить теоретический материал по вопросу деятельности социального педагога в школе;
  • изучить формы и методы работы социального педагога;
  • рассмотреть функции социального педагога;
  • определить практическое применение социальной педагогики (работа с семьёй;
  • работа с детьми;
  • работа с молодёжью юношеского возраста;
  • помощь в профопределении);
  • проанализировать эффективность работы социального педагога в школах Лысогорского района Саратовской области.

правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие

4 стр., 1832 слов

Технологичность и творчество в социальной работе

... опыту и др. Высокая степень эффективности творческих проявлений в социальной работе подтверждается тем, что креативность как способность профессионала к творчеству и творческая деятельность как процесс создания качественно новых материальных и ...

применению мер государственного принуждения и реализации юридической

ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные

противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Социально-педагогическая помощь направлена на создание не-обходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление допускаемых в семье и образовательном учреждении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитания детей из семей группы риска.

Обязанности социального педагога отражены также в квалифи-кационных требованиях специализаций этой профессии. В частности «Положение о социальном педагоге школы» содержит специальный раздел «Обязанности и права социального педагога». В нем указывается, что специалист обязан, основываясь на законодательстве РФ и нормативно-правовых актах, совместно с администрацией выделять приоритетные направления социально-педагогиче-ской работы и формулировать конкретные задачи работы с детьми и подростками, взрослым населением в соответствии с характером тех проблем, которые должны быть преодолены Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. — М.: Академия, 2010. Стр. 189.

В обязанности социального педагога входят планирование и регистрация выполненной работы с соблюдением сроков и форм отчетности о результатах своей работы перед администрацией и педагогическим советом образовательного учреждения.

Социальный педагог должен препятствовать принятию реше-ний, ущемляющих права учащихся; рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетентности; вести учет всех детей школьного возраста и т.д.

Важнейшими обязанностями социального педагога являются постоянное повышение квалификации, владение новейшей правовой информацией, защита интересов детей и подростков в об-разовательном учреждении, в семье, представление и защита интересов школьников в органах законодательной и исполнительной власти.

В общей характеристике специальности 031300 «Социальная педагогика», имеющейся в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, указывается, что выпускник, получивший данную квалификацию, должен отвечать следующим требованиям:

  • иметь соответствующую подготовку для формирования об-щей культуры личности, способствовать социализации обучаю-щегося, осознанному выбору и освоению им профессиональных образовательных программ;
  • использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания;
  • осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся;
  • быть готовым к участию в деятельности методических объединений и социальных служб, осуществлять связь с родителями (лицами их заменяющими);
  • выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопас-ности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший квалификацию «социальный педагог», должен знать основы российского законодательства, основы об-щетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения социально-педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; основы права и др.

8 стр., 3668 слов

Для педагогов «Работа с одаренными детьми в современной ...

... тема исследовательской работы сформулирована таким образом: «Работа с одаренными детьми в современной начальной школе» Объектом Предметом Целью Гипотеза · учитель изучит сущность и особенности психического развития одарённых детей; · работа с одаренными детьми будет вестись на диагностической основе; · в организации работы с одаренными детьми будут применяться ...

Во многих квалификационных характеристиках специализаций отмечается, что для реализации основных должностных обязанностей социальному педагогу необходимо овладеть профессиональными знаниями по нормативно-правовой базе деятельности, тео-рии, истории и технологии социальной работы, в области возрастной психологии и педагогики, социологии, методами социального управления и т.д.

Обязанности социального педагога, зафиксированные в должностных инструкциях, профессиональном и этическом кодексе, квалификационной характеристике и других документах, в определенной мере отражают профессиональный статус как должностное положение, определяющее его обязанности и права. Однако профессиональный статус не гарантирует авторитет и репутацию специалиста, которые обусловлены его личностными особенно-стями, результативностью его деятельности и имиджем.

Для успешной деятельности в воспитании личности, социальному педагогу необходимо, прежде всего, самому быть личностью.

Деятельность социального педагога определяют его права, ос-нованные на действующем в России законодательстве. Они тесно связаны с выполнением им своих профессиональных обязанно-стей и этического кодекса социального педагога.

К важнейшим в данной сфере деятельности относятся следующие права:

  • представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;
  • вести государственную и частную социальную практику при наличии диплома о специальном образовании или сертификата по специальности «социальный педагог»;
  • собирать информацию, связанную с нуждами клиентов (детей и взрослых), проводить социологические опросы населения, диагностические исследования;
  • делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем (детей, подростков, молодежи, взрослого населения);
  • информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере деятельности социального педагога;
  • вносить предложения предприятиям, организациям, учреждениям, коммерческим структурам и общественным организациям о поощрении родителей, семей, общественников за социальные инициативы и активность;

вести активную работу по пропаганде опыта семейного вос-питания, социальной работы, используя средства массовой информации;

  • возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленные на решения конкретных социальных проблем по месту жительства, работы и учебы;
  • способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.

Социальный педагог обладает другими правами, которые связаны с его специализацией и закреплены в положениях учрежде-ний, где трудится специалист.

Так, в Положении о социальном педагоге школы зафиксированы следующие права:

  • требовать от руководителя образовательного учреждения со-здания условий, необходимых для успешного выполнения про-фессиональных обязанностей;
  • иметь доступ к документам образовательного учреждения и, в частности, к личным делам, медицинским картам учащихся;
  • участвовать в создании устава образовательного учреждения;
  • собирать информацию, связанную с изучением интересов детей и подростков;
  • проводить диагностические обследования условий жизни де-тей, их воспитания и обучения и т.д.

Определённый круг прав специалиста как работника может быть отражен в письменном трудовом соглашении, договоре, или контракте, с учреждением, в котором он работает.

7 стр., 3287 слов

Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной ...

... пения в школе» (1952); В.А. Багадуров «Воспитание и охрана детского голоса» (1953), «Начальные приемы развития детского голоса» (1954); Е.М. Малинина «Вокальное воспитание детей» (1967); В.К. Белобородова «Развитие музыкального слуха учащихся» ...

В общем виде права социальных педагогов отражены в Законе «Об образовании», в частности в статье 55 «Права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы». В п. 1 этой статьи записано право на участие в управлении образо-вательным учреждением, на защиту своей профессиональной че-сти и достоинства. В п. 4 закреплено право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных посо-бий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, ме-тодов оценки знаний обучающихся, воспитанников (в редакции Федерального закона от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ).

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В РФ

2.1 Опыт организации воспитательного процесса и занятости школьников в летний период

Изучение опыта позволяет провести анализ наиболее интересных форм работы с детьми и подростками. Рассмотрим деятельность профильного лагеря «Мозаика».

Социальный паспорт профильного лагеря «Мозаика»:

1. Общее количество детей — 328, что составляет 25% от общего

количества учащихся школы. Из них:

Девочек — 172 (52%).

Мальчиков — 156 (48%).

2. Количество детей в: профильных отрядах — 184 (56%); ШОР — 51 (16%); ТОС — 60(18%); спортивная площадка — 33 (10%).

Количество «трудных» детей — 24 (8%)

Количество детей-сирот — 8 (2,4%) , Количество детей из неблагополучных семей — 4 (1,2%) , Количество детей из малообеспеченных семей — 26 (9%) , Количество тубвиражных детей — 49 (15%) , Из них получают химиопрофилактику — 3 чел., что составляет 6% от общего числа тубвиражных детей. , Лагерь «Мозаика», создан с целью:

1. Создание условий для реализации учебных интересов и творческого потенциала учащихся;

Развитие культуры общения и совместной деятельности.

Формирования общей культуры и навыков здорового образа жизни;

Профилактика правонарушений.

Для достижения реализации названной цели, в лагере созданы следующие структуры: спортивная площадка, трудовые бригады, профильные отряды.

Структура профильного лагеря «Мозаика» — Школа Олимпийского Резерва.

Основная цель: развитие и углубление знаний учащихся по отдельным предметам. Для этого решаются задачи: , Способствовать развитию учебных навыков и умений по предметам школьного курса. , Организовать углубленное изучение предметов, учитывая интересы учащихся.

Профильные отряды создаются с целью создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного творчества.

Задачи профильных отрядов:

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма у учащихся. , Развитие творческих способностей детей. , Способствовать формированию здорового образа жизни. , Развитие культуры общения и чувства товарищества.

5. Воспитание уважительного отношения к традициям и культуре других народов.

6. Воспитание чувства ответственности за экологию родного края.

Трудовые бригады создаются с целью организации трудовой деятельности по приобретению учащимися практических умений и навыков общественно-полезного труда.

4 стр., 1837 слов

Развитие познавательной деятельности учащихся коррекционных школ ...

... технологий в коррекционные школы имеет ряд затруднений, поскольку за неимением готовых электронных учебников педагогам приходиться самостоятельно разрабатывать, адаптировать стандартные пособия к имеющимся условиям образовательного учреждения, учитывая особенности развития детей ...

Задачи трудовых бригад:

1. Продолжить работу по формированию трудовых навыков у учащихся.

2. Развивать чувство любви и бережного отношения к природе, окружающему миру через трудовую деятельность. , Спортивная площадка создана с целью создание условий для физического развития и сохранения здоровья ребенка , Задачи спортивной площадки: , Способствовать развитию физических навыков и умений. , Способствовать укреплению здоровья. , Кроме основных мероприятий, проводится большая культурно-просветительная работа.

На рисунке 1 представлены связи лагеря «Мозаика» с музеями, бассейнами и культурными учреждениями города, способствующими качественному отдыху и повышению культурного уровня учащихся.

Рис. 1 Связь лагеря «Мозаика» с внешкольными учреждениями

Вывод: создавая условия процесса обучения и воспитания, организуя досуг и отдых учащихся, общество тем самым ограждает детей от влияния улицы, способствует их гармоничному физическому и духовному развитию, воспитывает дух коллективизма, дружеской поддержки и участия.

Далее рассмотрим работу общеобразовательной школы № 5 г. Павлодара по профилактике правонарушений. На рисунке 2 представлена схема правового воспитания учащихся.

Рис. 2 Схема организации правового воспитания школьников средней школы № 5 г. Павлодара

На рисунке 3 представлена схема работы школы по профилактике правонарушений среди учащихся. Это консультации для родителей, проведение мероприятий для учащихся и для учащихся совместно с родителями, это клубные мероприятия, семинары и встречи со специалистами.

Так же в школе ведётся учёт всех учащихся относящихся к группе риска. Эти дети требуют особого подхода и профилактическая работа с ними требует большого профессионализма, терпения и желания помочь. Отчёты по проведённой работе за 2005-2010г.г. показывают степень снижения учащимися правонарушений на 60%.

Рис. 3 Работа по профилактике правонарушений

Вышеприведённые мероприятия позволяют получить реальные результаты и в дальнейшем усилить профилактику правонарушений учащихся общеобразовательной школы № 5 г. Павлодара.

В последние годы создание социально-педагогических комплексов не единично. Совместная работа школы и всех социальных институтов общества по единому плану в корне изменяет воспитательную работу с подрастающим поколением.

Разработанная комплексная программа взаимодействия школы и семьи включает работу социального педагога, составление паспорта микрорайона, анкетирование родителей и детей, изучение интересов детей, составление программ социальной адаптации «Семья», «Трудный подросток», «Здоровье» и т.д.

Внеучебная внутришкольная работа сосредоточена в центрах, в которых созданы почти сотни кружков, студии, секции, охватывающих две трети учеников школы. Руководят центрами специалисты, многие кружки ведут родители.

20 стр., 9890 слов

Психолог в школе и работа педагога-психолога

... развития личности учащихся и выявления психолого-педагогических причин его нарушения, принятия профилактических, предупредительных мер. Итак, основными направлениями деятельности школьного психолога являются диагностическая, профилактическая и пси-хокоррекционная, консультативная работа. Организация работы школьного психолога- ...

В ряде школ и гимназий существует практика подготовки со-циальных педагогов. Учащихся знакомят с профессией социального педагога. Для этого в школе создается класс, в программу которого включается участие ребят в социально-педагогической работе. Школьники знакомятся с основами социальной педагогики, проходят социально-педагогическую практику в качестве подготовки к самостоятельной работе.