ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Становление демократического государства, преодоление кризисных процессов в России, ее развитию на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств, способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Современный период развития нашего общества характеризуется значительным обострением противоречий, в том числе возникающих в образовательном и воспитательном процессе. Ключевая проблема перестройки средней и высшей школы — повышение профессиональной компетентности учителя и его гражданской позиции. Трудности школы зачастую объясняются неумением значительной части учителей действовать в новых социально-экономических условиях. Хорошо подготовленный профессионал всегда способен найти конструктивные подходы к решению усложнившихся психолого-педагогических проблем. Особое место среди них занимает осмысление характера нравственно правового воспитания в процессе формирования подрастающего поколения, предупреждения негативных явлений.

Правила, регулирующие жизнь и деятельность людей, необходимы в любом обществе. Знание этих правил, приучение всех людей, и, прежде всего подростков, к их соблюдению важны всегда, но особенно актуальны в связи с построением правового государства. В ходе исторического развития человечества менялось содержание и название правил, по сами правила

будут существовать вечно, как выражение объективной социальной

необходимости регулирования жизни любой группы людей.

В системе сознательного регулирования социальных процессов одно из главных мест занимает морально — правовая сфера. Отражая объективные закономерности реальной действительности, эта сфера порождает и соответствующие формы общественного, группового и индивидуального сознания. Морально — правовую сферу можно рассматривать и как инструмент регулирования общения, поведения людей в соответствии с морально — правовыми установками общества. Поведение людей объективно обуславливается наличием у них определенных интересов, потребностей, социальных связей, включая нравственно -правовые нормы. Нельзя не отметить теснейшей взаимосвязи, взаимодополнения и взаимозависимости норм права и морали.

Большое значение исследованию проблемы правового развития личности предавали отечественные философы: Л.М.Архангельский, О.Г.Дробницкий, Г.М.Мак, И.Г.Игнатовский, Ф.Т.Константинов, Г.Л.Смирнов, А.Г.Харчев, Е.Г.Федоренко и другие.

8 стр., 3763 слов

Характерные черты социального правового государства

... черты современного правового государства Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития ... Социальное регулирование. Регулировать (в социальной жизни) - значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление функционирования и развития, вводить его в рамки, целенаправленно. Существование и развитие социального регулирования, ...

Психологические и педагогические основы правового воспитания раскрыты в трудах отечественных ученых, педагогов и психологов: Д.И.Писарева, К.Д.Ушинского, П.Д.Юркевича, а также в работах Б.Г.Ананьева, П.П.Блонского, Л.И.Божович, О.С.Богдановой, А.А.Болдырева, Л.С.Выготского, И.С.Кона, Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, И.С.Марьенко, А.В.Мудрика, В.А.Сластенина, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, Н.Е..Щурковой.

В современных психолого-педагогических исследованиях, а также в практике организации гражданского и правового воспитания школьников накоплен значительный опыт, необходимый для постановки и решения

проблемы морального развития старшеклассников в деятельности педагога. Базовыми для ее разработки являются исследования В.В.Бермана, Г.П.Давыдова, А.И.Долговой, В.Н.Кудрявцева, А.Ф.Никитина, В.М.Обухова, Н.Г.Суворовой, и других.

Сегодня школьный педагог поставлен в довольно тяжелые условия

работы в рамках общеобразовательной школы. Однако, как показывает практика педагогические институты по — прежнему уделяют минимум внимания внеклассной работе по нравственно- правовому воспитанию учащихся, которая является важной составной частью воспитательного и образовательного процесса.

Изучение данного вопроса показало: многие учителя слабо знают возрастные особенности учеников. Нередко в школах воспитательная работа проводится без их учета, а это ведет в одних случаях к малой эффективности проводимых воспитательных мероприятий, в других — к тому, что воспитательная работа вызывает у юношей и девушек реакцию, противоположную желаниям воспитателей. У педагогов возникает множество претензий к родителям, а у последних, в свою очередь, — к школе.

Старшие подростки остро ощущают свою социальную незащищенность, их тревожат взаимоотношения со сверстниками (32 %), с родителями (39 %), около 32 % школьников боятся хулиганов на улице и во дворе.

Возрос интерес подростков к азартным играм на деньги, около 23 %, то есть чаще, чем каждый пятый, проводят свое время за этим занятием. А вот, например, быть полезным людям, работать для общества хотят только 25 % опрошенных.

С другой стороны, общая стратегия современного педагогического

образования и воспитания, преодолевая массово — репродуктивный характер процесса обучения и воспитания, выходит на личностный уровень, обеспечивая выявление и развитие творческой индивидуальности классного руководителя, формирование у него неповторимой гуманистической технологии педагогической деятельности. Исходя из всех этих предпосылок, можно говорить об актуальности педагогических исследований в области правового воспитания старшеклассников на основе внеклассной работы школьного педагога.

Исходя из актуальности возникли противоречия:

  • между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности школьного учителя в области внеклассной работы по правовому воспитанию — с одной стороны и отсутствием его специальной психолого-педагогической и теоретической подготовки с другой;
  • между повышением требований со стороны современного образования к уровню психолого-педагогической подготовки педагога и его умением организовать внеклассную работу в области правового воспитания в условии деструктивных социальных влияний на молодое поколение, коренной переоценки моральных и нравственных ценностей и недостаточностью теоретических и правовых знаний как учащихся, так и самих педагогов;
  • между необходимостью реализации правового воспитания старшеклассников в единой системе учебно-воспитательной работы школы и не разработанностью теории реализации и ведения с учетом построения правового государства в новых условиях;
  • между усиливающейся ориентацией системы воспитания на

гуманистические идеи (в частности идеи духовности, гражданственности) и не разработанностью путей и средств их реализации на практике в воспитательной деятельности школы.

21 стр., 10410 слов

Создание нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности ...

... рекомендации по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности образовательной организации. Теоретико-методологическую основу исследования составили: Методические рекомендации «Нормативно-правовое регулирование деятельности образовательной организации в ... его личности. Воздействие закона на общественные отношения гарантирует их порядок и стабильность и тем самым создает условия для ...

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования:

» ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия правового воспитания старшеклассников во внеклассной работе школьного педагога?

Объект исследования: правовое воспитание в средней общеобразовательной школе, ориентированное на становление правосознания старшеклассников.

Предмет исследования: процесс правового воспитания старшеклассников в работе педагога через внеклассную деятельность.

Цель исследования: раскрыть психолого-педагогические основы правового воспитания старшеклассников в деятельности школьного педагога.

Гипотеза исследования: правовое воспитание старшеклассников к деятельности педагогов-воспитателей будет результативным, если оно выступает как часть целостного педагогического процесса средней общеобразовательной школы, то есть:

  • обеспечивается многообразие содержания, форм и методов, в процессе которых создаются благоприятные условия для осуществления правового воспитания старшеклассников через внеклассную деятельность;
  • обеспечивается взаимодействие педагогов с родителями для решения задач правового воспитания;

Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения задач исследования:

1. Раскрыть теоретические проблемы правового воспитания;

2. Выявить основы правового воспитания во внеклассной деятельности школьного педагога;

3. Изучить содержание, формы и методы правового воспитания во внеклассной работе;

4. Разработать практические рекомендации по правовому воспитанию старшеклассников.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

  • концепции общей теории права и правовых явлений и их влияние на правосознание несовершеннолетних (А.И.ДолговаЕ.А.Лукашева и другие);
  • положения о целостности и взаимообусловленности социальных и культурно педагогических явлений в процессе воспитания личности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и другие);
  • положения о системном подходе в психолого-педагогических исследованиях и образовательной деятельности (В.И.Журавлев, П.И.Пидкасистый, В.П.Симонов и другие);
  • идеи личностно-деятельностного подхода (М.С.Каган, А.Н.Леонтьев и другие);
  • идеи формирования социально правовой активности старшеклассника в процессе изучения основ правоведения и граждановедения (В.В.Берман, В.М.Обухов, Я.В.Соколов, Н.Г.Суворова и другие);
  • концепции воспитания в духе прав человека и культуры мира (А.Я.Азаров, З.К.Шнекендорф, и другие).
    44 стр., 21890 слов

    Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога

    ... выбору темы исследования «Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности учителя». Цель исследования: изучить влияние профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности учителя. Объект исследования: педагоги ГОСШ № 6. Объект исследования: стиль деятельности учителя и профессиональное выгорание. Гипотеза исследования: профессиональное выгорание отрицательно ...

В исследовании использовались: анализ литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение; опрос; анкетирование; изучение результатов деятельности учащихся;

— Значимость: систематизация и обогащение содержания, форм, методов и средств правового воспитания позволяет обеспечить личностный подход в практике воспитания. Исследование окажет практическую помощь классному руководителю, организатору внеклассной работы, школьному психологу, учителю в организации и проведении нравственно — правового воспитания.

Этапы исследования:

I этап. Изучалась проблема исследования правового воспитания старшеклассников в деятельности школьного педагога 1) анализ психолого-педагогической и психологической литературы, анализ практического опыта в школе и правовой воспитанности старшеклассников, разработаны методики классных часов, работа с родителями.

II этап. Разработаны содержание, формы и методы правового воспитания в деятельности классного руководителя. Была проведена проверка эффективности разработанной методики правового воспитания старшеклассников.

Базой для исследования послужила: МОУ гимназия г. Арзамас.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка

литературы и приложений.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/pravovoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov/