«Педагогические условия патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

Дипломная работа
Содержание скрыть

В целом вопросы патриотического воспитания достаточно хорошо проработаны в отечественной педагогической науке. Данными вопросами занимались такие исследователи, как В.А. Агапова, Е.В. Бондаревская, А.К. Быков, И.И. Валеев, Н.В. Ипполитова, С.В. Кривых, И.И. Мельниченко, Л.И. Мищенко, В.А. Сухомлинский и др.

противоречия,

  • между общей девальвацией патриотических ценностей в российском обществе и необходимостью возрождать патриотическое и гражданское сознание российского народа;

  • между необходимостью полноценного патриотического воспитания детей в младшем школьном возрасте и недостаточной готовностью начальной школы осуществлять воспитательную работу подобного рода.

Проблема исследования, Цель исследования, Объект исследования:, Предмет исследования

Гипотеза дипломного исследования сформулирована следующим образом: процесс воспитания патриотизма у младших школьников будет эффективным, если:

  • будут определены и обоснованы общие теоретические основы патриотического воспитания школьников;

  • будут проанализированы особенности развития детей в младшем школьном возрасте;

  • будут выявлены, обоснованы и систематизированы педагогические условия воспитания патриотизма у младших школьников.

Гипотеза исследования определяет следующие исследовательские задачи:

  • изучить общие теоретические основы патриотического воспитания школьников;

  • проанализировать особенности развития детей в младшем школьном возрасте;

    3 стр., 1394 слов

    Экономическое воспитание младших школьников

    ... практические аспекты экономического воспитания. Задачи исследования: изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и имеющийся педагогический опыт по экономическому воспитанию младших школьников; дать определение понятия «экономическое воспитание»; выявить уровень сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста; разработать задания, ...

  • обосновать и систематизировать педагогические условия воспитания патриотизма у младших школьников.

Теоретическая основа исследования.

методов исследования:

Практическая значимость

Экспериментальной базой исследования было выбрано образовательное учреждение …….?????????. Надо вписать базу исследования. Лучше взять первые классы.

В исследовании приняли участие 51 детей в младшем школьном возрасте. При этом 26 детей составили экспериментальную группу, 25 младших школьников – контрольную группу.

Глава 1. Теоретико-методологические основы патриотического воспитания младших школьников

1.1. Патриотическое воспитание школьников: общая характеристика явления

Рассмотрим проблему патриотического воспитания личности. Это одна из важных задач любого образовательного учреждения. Решая проблему патриотического воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формирование у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни. В этом плане основная цель патриотического воспитания состоит в формировании гражданственности и патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление патриотизма как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества. При этом гражданственность и патриотизм является важным структурным компонентом базовой культуры личности [50].

Явление культуры достаточно хорошо изучено в отечественной науке. Культура представляет собой исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, обусловливающий типы и формы организации социальной жизни и деятельности, взаимоотношения между людьми, а так же создаваемые ими материальные и духовные ценности. При этом культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (сооружения, нормы морали и т.д.), а также реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы человеческого общения [52, с.678].

Современная педагогическая мысль уже приняла как данность, что не может быть общего для всех людей и народов идеала воспитания. Но некоторая определенность все-таки существует: безусловно значимыми характеристиками являются нравственные ценности, здоровье, ум, умелость и успешность. Именно эти характеристики складываются в процессе освоения культуры, ценностей и норм общества и определяются понятием базовая культура личности. Ценности базовой культуры личности переживаются ребенком как ценностные отношения и проявляются только тогда, когда воспитанием обеспечены их когнитивная составляющая (знания, представления) и поведенческая (опыт действий, умения, поведенческие навыки).

24 стр., 11804 слов

Исследование личностных качеств младших школьников

... возраста. Охарактеризовать внимание и память в младшем школьном возрасте. Провести эмпирическое исследование личностных качеств младших школьников. Обработать и проанализировать результаты исследования. Теоретико-методологической основой исследования, Методы исследования: теоретические: историко-логический; анализ; синтез; сравнение; методы наблюдения ...

Свидетельством овладения личностью базовыми ценностями культуры в любом из направлений будет способность осознанно строить свое поведение в контексте трех нравственных императивов: «можно», «нельзя» и «надо». В целом базовую культуру личности можно представить как систему нескольких значимых направлений: философско-мировоззренческая, гражданская, нравственная, правовая, трудовая, эстетическая, физическая, экономическая, правовая, политическая культура, культура семейных отношений [50].

При этом патриотизм является составляющей базовой культуры, являясь компонентом гражданской культуры. В связи с этим рассмотрим понятия «патриотизм», «гражданственность».

Наиболее общее определение патриотизма дается справочной литературой. В толковом словаре русского языка данное понятие определено следующим образом: «Патриотизм греч. Patris – отечество; нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины» [40].

Советский энциклопедический словарь трактует «патриотизм» как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [52].

В свою очередь в отечественной науке существуют разные мнения по вопросу о сущности патриотизма. Некоторые философы (Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, П.М. Рогачёв и др.) определяют патриотизм как высшее нравственное чувство.

В педагогических исследованиях ряд ученых (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев) считают патриотизм политическим принципом. К нравственным качествам относят патриотизм В.В. Белоусов, Д.Н. Щербаков, Н.Е. Щуркова. Однако большинство педагогов (Н.П. Егоров, Л.Р. Болотина, Т.А. Ильина, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Р.А. Полуянова, Ю.П. Сокольников) определяют патриотизм как сложное нравственное чувство. Определение патриотизма как нравственного чувства не отражает его сущности в полном объёме, так как нравственные чувства – это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, поступкам и действиям, нормам ответственности. Патриотизм же предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации. Мы рассматриваем патриотизм как любовь к Родине – это активная гражданская позиция. Патриотизм – это чувство гордости за своё Отечество, его историю, свершения. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. «Российский патриотизм» – это отношение граждан к своей Родине – Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать её. Это отношение к героическому историческому прошлому Отечества и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, её населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.

13 стр., 6386 слов

Современное понимание патриотизма и проблемы его формирования ...

... самосознания, патриотизма и гражданственности среди современной молодёжи. Из всего вышесказанного следует определить, на что направлено данное исследование. Объект исследования - процесс патриотического воспитания. ... традиции и ценности своего народа, своей культуры, своей земли. Общей целью патриотического воспитания является воспитание у подрастающего поколения любви к Родине, гордости за ...

Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, которое является объектами ценностного отношения и имеет социальный характер, является социально обусловленным [57].

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине [44].

Таким образом явление патриотизма имеют выраженную ценностную основу. При этом категория ценности является обдает следующими свойствами: понятие ценности используется для характеристики индивидуальной, социальной и культурной значимости явлений действительности для человека и общества. Именно данные явления выступают в качестве ценностей; в своем культурном значении, ценности выступают в качестве необходимого условия общественного прогресса и развития личности, а в контексте этическом, ценности проявляются в качестве норм, целей, идеалов, выступающих основой человеческих побуждений в поведении и деятельности; ценности принято делить на конвенциональные, обладающие утилитарной значимостью, «полезностью», и «трансцендентальные, или духовные» В свою очередь, «духовные ценности рассматриваются исследователями в двух аспектах – как объективно существующие и как субъективные (личностные, индивидуальные) [18].

В целом, патриотизм включает в себя:

  • чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос;

  • уважительное отношение к жителям своего села, города, своему народу, его языку и культуре;

  • желание заботится о других людях и об интересах Родины;

  • осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости готовность к защите Отечества;

  • проявление гражданских чувств и верности Родине;

  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

    11 стр., 5240 слов

    Особенности развития личности детей с задержкой психического развития

    ... детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию. Объект исследования: дети с задержкой психического развития дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности развития личности детей с задержкой психического развития. Цель моего исследования: изучить особенности развития личности ...

  • гордость за своё Отечество, символы государства, за свой народ;

  • уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [35, с. 280.]

В целом на личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. При этом в конкретном значении понятие патриотизм предполагает:

  • наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

  • уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра – благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству».

  • конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины. Обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков, и соотечественников начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом» [24, с. 7].

В свою очередь слово «гражданственность» является производным от понятия «гражданство» (принадлежность к какому-либо государству).

Понятие «гражданин» принято использовать для характеристики личности в правовом аспекте, В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой гражданин определяется как «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей» [40]

3 стр., 1128 слов

Воображение и его роль в деятельности человека

... управлением деятельностью человека, с регулированием процесса удовлетворения потребностей, с различными видами творческой деятельности. Воображение необходимо в любой деятельности человека: учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения. Так, ребенок, играя в железную ...

По В.И. Далю, гражданин проявляет себя в своих взаимоотношениях с правительством (государством) и с близким окружением [19].

Нужно отметить, что смысл понятия «гражданин» не сводится только к принадлежности лица государству. Юридическая принадлежность лица к государству еще не означает, что эта личность является подлинным гражданином общества, т.к. общественно значимая цель не всегда выступает основным мотивом деятельности личности. Понятие «гражданин» имеет и глубокое общественно-политическое содержание, обусловленное социально значимой деятельностью личности.

Одним из главных личностных качеств, по нашему мнению, является гражданственность. Анализ исследований многих отечественных и зарубежных педагогов показывает, что среди ученых нет единого мнения в определении понятия «гражданственность».

В психологии гражданственность рассматривается как интегративное качество в структуре направленности личности, В свою очередь, направленность выступает как системообразующее свойство личности, в котором выражаются цели, для осуществления которых действует личность, ее мотивы, ее отношения к различным сторонам действительности.

В педагогике понятие «гражданственность» исследовалось главным образом в ряду этических проблем, при этом в основном рассматривался ее нравственный признак. Это можно объяснить тем, что государственные и юридические требования во многом соответствуют принципам и требованиям человеческой морали, соотносятся с ними.

В целом исследователи определяют гражданственность как политическое, социально-психологическое, нравственное качество субъекта, характеризующееся развитым чувством патриотизма, сопричастности к судьбам своей Родины и ее народа, осознанием себя полноправным гражданином своей страны» Чувство гражданственности сопряжено с чувством гордости за историю своей страны, ее традиции, нравы, обычаи, символы, с уважением к правам и обязанностям гражданина, к законам страны, к ее Конституции [57].

Рассмотрим, какими же качествами определяются гражданственность и патриотизм личности в своей взаимосвязи.

В исследовательских работах О.И. Волжиной, А.С. Гаязова, В.И. Золотова, О.И. Песоцкой к патриотическим качествам относятся:

  • патриотический долг – это осознанная система гражданских требований общества и личности, вызванных потребностями социальной необходимости и конкретными целями и задачами исторического этапа развития;

  • патриотическое достоинство – совокупность гражданских качеств человека, а также оценка этих качеств самой личностью и общественным мнением;

  • патриотическая ответственность – свойство личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями нормами, законами, соотносить потребности с реальными возможностями, руководствуясь интересами социального прогресса [14, с.156]

    12 стр., 5639 слов

    «Развитие графической деятельности у детей младшего школьного ...

    ... графической деятельности детей младшего школьного возраста; 3. Раскрыть особенности графической деятельности детей младшего школьного возраста; 4. Рассмотреть общую характеристику учебного предмета изобразительное искусство; 5. Проанализировать методы и приемы развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на ...

  • патриотическая совесть – это «не общее всем людям, а индивидуальное состояние одного человека; она не уравнивает людей, а зовет каждого отдельного к осуществлению добра, которое ему доступно, и всей справедливости, которая причитается от него другим людям

  • чувство патриотизма и интернационализма – чувство любви к Родине, деятельность, направленная на служение интересам Отечества, и уважение к суверенитету и национальной гордости других народов [32].

Мы перечисли лишь те качества, которые совпадают у названных выше исследователей в определении патриотизма. Данные качества и есть те ценности и нормы, которые относятся к высшим чувствам личности. Уровень их развития говорит о нравственном состоянии личности. При этом нравственность представляет собой внутренние, духовные качества, которые детерминируют поведение и деятельность человека, это этические правила поведения, определяемые этими качествами [18].

Итак, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что нравственные чувства и патриотизм личности взаимосвязаны. Без развитых нравственных чувств у личности не сформируется патриотические качества, либо они будут неустойчивыми и непостоянными. Патриотизм без нравственных чувств и качеств лишается базиса, который побуждает личность действовать во благо не только собственных интересов, но во благо другого человека, общества, страны.

1.2. Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте: нравственный, гражданский и патриотический аспекты

В младшем школьном возрасте формируются основы многих психических качеств личности. Развитие психики в младшем школьном возрасте определяется перестройкой системы жизненных отношений, состоящей не в том, что у ребенка появляются обязанности – они были у него и до школы, а в появлении качественно новых обязанностей перед обществом (А.Н.Леонтьев).

Именно в начальных классах закладываются личностные механизмы поведения, завязываются связи, отношения, вторично развиваются механизмы подражания, идентификации, развивается рефлексия. Все это в совокупности формируется в новое качество индивида – его личность.

В целом младший школьный возраст относится многими психологами к стадии полноценной социализации, а не просто адаптации, как на этапе дошкольного детства. Именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения и т.д. [6].

12 стр., 5948 слов

Методы и формы воспитания, применяемые в учебных заведениях юридического профиля

... это специально организованная деятельность педагогов, направленная на реализацию целей и задач воспитания в условиях вуза. Особенность воспитательной работы в юридическом вузе заключается в углубленном анализе, выявлении и развитии тех свойств профессиональной личности юриста (профессионально значимых ...

Л.И.Божович на основе своих исследований пришла к выводу, что поступление в школу знаменует перелом в социальной ситуации развития ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих людей и его взаимоотношения с ними. Эта новая социальная ситуация обусловливает и формирование особенностей личности детей младшего школьного возраста [6].

Освоение специфики условий совместного обучения через сотрудничество со взрослыми и сверстниками предполагает наличие определенного уровня рефлексии и нравственного развития ребенка.

В младшем школьном возрасте складывается ряд новых психологических качеств, необходимых для полноценного социального развития детей. Уже к 3-му классу в ходе направленных воспитательных воздействий формируется произвольность как особое качество психических процессов, а в связи с ней и чувство долга [12].

Именно чувство долга лежит в основе нравственного, в том числе гражданского поведения личности. Должное – это общезначимый моральный компонент личности, для которой общественно значимое является вместе с тем и личностно значимым» [46, с. 591]. Общественно значимое, переходя в личностно – значимое для человека, порождает в нем динамические тенденции долженствования» [46, с.21]. Долженствование – категория сугубо нравственная, принадлежащая только к миру культуры, сопоставимая с понятием совести. «Долг человека – следовать по пути добродетели, делать добро другим людям по мере возможности», а «совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга» [18, с.261].

Характер отношений младшего школьника к учебной деятельности, школе, учителю, сверстникам и к процессу познания как таковому является важной детерминантой его успешности.

В современной психологии доказано, что отношение к деятельности выражает собой направленность на деятельность и оказывает воздействие на все составляющие процесса ее реализации (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, В.Н.Мяси-щев, С.Л.Рубинштейн).

Учебная деятельность имеет выраженный познавательный характер. В частности Л.Б. Ительсон, характеризуя учение в качестве специфического вида деятельности, отмечал ее активный познавательный характер. В ходе учебной деятельности, по мнению исследователя, действия учащегося управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, формы поведения и виды деятельности [По: 53 , с.70].

Согласно взглядам А.Н. Леонтьева обучение и воспитание являются процессами в ходе которых личность присваивает и воспроизводит заданные ей общественно обусловленные способности и таким образом развивается. В контексте мотивационно-целевого аспекта учебной деятельности, по мнению А.Н. Леонтьева, основным является отношение учащегося к изучаемому предмету и, в этом состоит реальный смысл процесса учения [34].

25 стр., 12382 слов

Воспитание гуманных чувств младших школьников

... 8, С. 12]. Сегодняшняя ситуация позволяет отметить, что воспитание гуманности у младших школьников не соответствует современным требованиям. В отечественной школе фактически ... воспитания у младших школьников гуманных чувств 1.1 Проблемы воспитания у младших школьников гуманных чувств в трудах отечественных и зарубежных ученых Гуманизация образования, творческое развитие способностей каждого ребенка, ...

Анализ психологических исследований учебной деятельности младших школьников позволяет выделить ряд ее специфических характеристик:

  • будучи общественной, по своему смыслу, содержанию, форме, вместе с тем учебная деятельность осуществляется сугубо индивидуально. Ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством, но не изменяет их; предметом изменения становится он сам, как ее субъект. Именно субъект учебной деятельности ставит перед собой задачу измениться посредством ее развернутого осуществления;

  • вторая особенность учебной деятельности – подчинение ребенка правилам, обязательным для всех. Такое подчинение формирует умение регулировать свое поведение и тем самым учит ребенка произвольному управлению;

  • процесс и эффективность формирования учебной деятельности зависят от содержания усваиваемого материала, конкретной методики обучения и форм организации учебной работы школьников. Ребенка необходимо научить учиться, в этом одна из основных задач адаптационного периода школьного обучения [12].

По мере освоения ребенком образовательного пространства школы изменяется и мотивационно-потребностная база учебной деятельности, а также отношение к ней. Первое время он учится, поскольку «так надо», еще не понимая смысла учебы и относясь к ней то как к игре, то как к притягательной своей новизной ситуации. Лишь когда интерес к процессу учебы начинает подкрепляться первыми результатами, постепенно возникает интерес к процессу содержания, формируется потребность в приобретении знаний [12].

С приходом в школу меняются и становятся другими детские игры. Если раньше, в дошкольном возрасте, учащихся привлекали ролевые игры, ситуативные, подвижные игры, то теперь их больше привлекают игры, в которых можно проявить свои интеллектуальные умения. Учитель должен помнить, что в начальной школе игра стоит на втором месте по значимости после учебной деятельности и существенно может влиять на развитие и личностных качеств учащихся. Внеклассная работа с классом должна максимально использовать возможности игры в гражданско-патриотическом воспитании детей. Очень важны развивающие игры, в которые можно играть и дома [Волкова].

Младший школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе гражданственности и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создает благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

Процесс осознания себя как личности сопровождается формированием адекватной самооценки, сравнения себя с другими, отмечается новый этап в развитии самосознания младшего школьника. Все это является основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на целенаправленное гражданско-патриотическое воспитание младших школьников, формирования их нравственной устойчивости. Однако в начальной школе гражданско-патриотическое воспитание осуществляется не на пустом месте [32].

Школьный период в жизни ребенка, является началом формирования у него представлений о доме, родителях, городе или селе, где родился ребенок, обо всем, что его окружает и что именуется малой Родиной. Не зря В.А. Сухомлинский говорил, что любовь к Родине начинается с любви к матери [55].

Преемственность в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников и младших школьников является важным условием его успешности. Проблема преемственности является «вечной» и одной из самых важных в современной дидактике. Теоретические основы решения этой проблемы высказаны в Концепции непрерывного образования. В педагогической сфере функционирование преемственности универсально, оно является общепедагогическим законом. Категория «преемственности» рассматривается в философских исследованиях Э.А. Баллера, Б.С. Батурина, А.И. Зеленкова, Г.Н. Исаенко, З.А. Мукашева, В.Г. Рубанова и др. Преемственность в развитии человека обеспечивает сохранение и перенос наиболее прогрессивных элементов старого на новый, более высокий уровень. Ряд авторов: Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, И.Т. Огородников и др. рассматривают преемственность как принцип, а С.М. Годник, И.Д. Зверев, как условие воспитания.

Своеобразие гражданско-патриотического воспитания в младшем школьном обществе предопределяется особенностями этого возраста, а также спецификой нравственного развития личности младшего школьника в целом. Эта специфика предопределяется, прежде всего, общими особенностями этого возраста Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, И.Т. Огородников и др. весьма сильная восприимчивость младшего школьника к внешним влияниям, большая возбудимость его эмоциональной сферы, предрасположенность к усвоению нового, свежего и яркость восприятия, импульсивность поведения.

В целом на фоне этих возрастных особенностей младшего школьника Л.И. Мищенко определяет следующие тенденции в его нравственном развитии, как одного из составляющих гражданско-патриотического воспитания:

  • интенсивное формирование нравственных представлений и чувств, их последовательное обогащение, подготавливающее формирование соответствующих понятий;

  • постепенное осознание на этой основе социальной значимости учения и общественно-полезной работы, развитие стремления к деятельности на общую пользу;

  • формирование заинтересованного отношения к совместной работе с одноклассниками.

Можно выделить следующие направления нравственного и патриотического развития ребенка:

  • формирование положительного отношения к своему имени – положительного отношения к себе – любви к близким людям – положительное отношение ко всем окружающим людям.

  • формирование интереса к истории семьи – к истории города – к истории страны.

  • формирование нравственных представлений и чувств через определенную подачу конкретных знаний. Интересно проследить, как по мере составления своей родословной расширяются представления ребенка о своей стране, формируется интерес от истории своей семьи к истории страны. Понятие «Родина», «Гражданин» расширяется, углубляется и становится понятным и реальным [38 ].

Гражданственность и патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуются яркостью и эмоциональностью проявления и в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности. «Способность согласовывать личное с общественным еще не достаточно развито в младшем школьном возрасте. Широкие социальные мотивы (любовь к Родине, сознание и чувство общественного долга) даже у наиболее воспитанных младших школьников не развиты на столько, чтобы выступать, непосредственными побуждениями социально-ценной деятельности. В лучшем случае они предают определенный смысл и эмоциональную окраску этой деятельности.

В этом возрасте учащимся необходимо публичное признание их достижений в присутствии сверстников и значимых взрослых. Стремление младшего школьника к яркому и необычному, желание познать прекрасный окружающий мир – все это должно удовлетворятся в разумной, приносящей пользу и удовлетворение деятельности, которую организует педагог в учебно-воспитательном процессе» [21, с. 25].

1.3. Педагогические условия патриотического воспитания детей в младшем школьном возрасте

Слово «условие» означает то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое).

Исходя из этого А. М. Новиков «педагогические условия» определяет как обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые обеспечивают (обуславливают) достижение заранее поставленных педагогических целей». В педагогическом словаре-справочнике, при рассмотрении условий учебной деятельности, условия определяются как совокупность внешних обстоятельств, факторов, способствующих или препятствующих успешности учебной деятельности [51].

Рассмотрим педагогические условия патриотического воспитания младших школьников. Системообразующим компонентом любого образовательного процесса является его цель «в которой находят концентрированное выражение, как интересы общества, так и интересы личности. Общество делает вклады в образование, чтобы обратить их себе же на пользу. С помощью образования общество развивает способности личности, ибо целое может выиграть только от высокого качества составных частей» [62, с.322].

Педагогическая цель – предвосхищение в сознании педагога желаемого результата своей профессиональной деятельности на достижение которого направлены педагогические действия. При этом ведущей и определяющей является генеральная цель, дающая общую направленность всему образовательному процессу. Цель образовательного процесса выступает его системообразующим фактором. Поэтому именно система образовательных целей определяет весь образовательный процесс в его целостности [62].

Глобальной целью

содержание.

принципах.

Педагог должен всегда помнить, что деятельность учащихся, как учебная, так и внеурочная, должна строиться на следующих принципах:

Принцип

Характеристика принципа, Принцип открытости

Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с учителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов. Потребностей и желаний. Педагог должен чутко прислушиваться к мнению детей.

Принцип привлекательности

Учитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела, им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.

Принцип деятельности

Младшие школьники – это учащиеся, которые в школе переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех сферах деятельности, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализации и т.д.

Принцип свободы участия

Предлагая ребятам участие, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении учащимся возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела.

Принцип обратной связи

Урок, мероприятие или порученное дело должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учениками необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, а что не получилось, на что необходимо в дальнейшем обратить особое внимание, изучать их мнение, определять настроение и перспективу участия в дальнейших делах класса. Педагогу самому необходимо участвовать в мероприятиях, что положительно сказывается на взаимоотношениях, а на уроке стараться управлять процессом овладения знаниями.

Принцип сотворчества

В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность.

Принцип успешности

И взрослому и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Учитель должен видеть участие каждого ребенка в работе и по достоинству ее оценивать. Если ученик видит, что его вклад в общее дело достойно оценивается, то в последующем он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение [38].

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, нами был сделан вывод о том, что процесс воспитания патриотизма у младших школьников осуществляется по следующим направлениям и педагогическим правилам:

  • формирование у младших школьников базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения на основе усвоения базовых культурных начал;

  • совместный с учителем поиск нравственных идеалов духовной культуры и выработка детьми на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника;

  • целью учебно-воспитательной работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности является не проведение мероприятий, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни, к окружающим и самому себе;

  • воспитание должно строиться на добровольном желании детей участвовать в любом деле. Принудительный учебно-воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если учитель, в воспитании опирается на интерес, романтику, чувства товарищеского и гражданского долга, творчество, уважение [36 ] .

Л.И. Мищенко рассматривает развитие патриотизма у младших школьников через приобщение его к общественному (идеалам, труду, коллективу и т. д.).

Исходя из этого исследователь, выделяет такие общие и частные условия формирования чувства патриотизма.

Условия

Характеристика условия, Общие условия

Организация воспитательного коллектива как фактора и формы функционирования системы в классе, школе и т.д.

Развитие коллективной деятельности и формирование у детей положительного отношения к ней.

На фоне этих общих условий эффективности учебно-воспитательного процесса должны систематически реализовываться более частные условия, непосредственно влияющие на патриотическое воспитание младших школьников. К таким частным условиям относятся:

Условия

Характеристика условия, Частные условия

Целенаправленное использование разнообразных форм воздействия.

Использование в решении поставленной задачи процесса обучения и внеурочной работы.

Соединение патриотического воспитания с практической деятельностью школьников.

Постепенное накопление опыта личной и общественно полезной деятельности [38, с. 16].

Проанализировав рассмотренные педагогические условия, выделим наиболее эффективные при которых, процесс формирования патриотического сознания протекает результативно:

  • включение в воспитательную систему школы патриотического направления работы с коллективом по схеме: учащиеся педагоги родители;

  • комплексном решении задач патриотического воспитания это формирование гражданско-патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;

  • осуществление сотрудничества с родителями по проблемам патриотического воспитания учащихся.

Обратимся к качественной характеристике обозначенных условий.

Безусловно, процесс патриотического воспитания осуществляется эффективнее при включении в воспитательную систему школы гражданско-патриотического направления работы с коллективом по схеме: учащиеся педагоги родители, не только в пространстве образовательного учреждения, но и при сотрудничестве с социумом.

В школе необходима организация целостного учебно-воспитательного процесса, в котором, наряду с урочной системой занятий, используются и другие формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированная на стимулирование творческой активности школьников, развитие самостоятельности мышления, гражданственности, патриотизма, нравственных качеств личности и др.

В российском обществе заметно повышение общественного статуса воспитания. Сложившееся в настоящее время положение требует более активных и действенных мер государства, системы образования, всего общества по воспитанию у детей и молодежи качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения. Общество нуждается в новом уровне сотрудничества в деле воспитания детей и молодежи государства, семьи, церкви и других традиционных религиозных организаций народов России, политических партий, общественных объединений, средств массовой информации. Совместными усилиями государства и общества должны быть восстановлены и развиты инфраструктуры детства: клубы, центры, детские комнаты, площадки, кинотеатры, туристические станции, студии и т.п.

В патриотическом воспитании детей принципиально важен учет особенностей учебной деятельности младших школьников как субъектов, их мотивации, возможностей в осмыслении патриотической содержательной проблематики.

Мотивами, непосредственно побуждающими к патриотическому воспитанию в младшем школьном возрасте, могут и должны выступать «узкие, социальные» мотивы чувство единства с семьей, ответственность перед родителями, учителями, друзьями, стремление проявлять заботу об окружающих.

Педагог должен постоянно учитывать «двойную» мотивацию патриотической деятельности и поведения младших школьников, видеть влияние на нее двух групп мотивов широких социальных, придающих смысл, эмоциональный фон этой деятельности и мотивов личностных и узких социальных непосредственно побуждающих к этой деятельности [31].

В процессе патриотического воспитания младших школьников особое место занимает качество педагогического взаимодействия в системе «учитель ученик», включающий следующие моменты:

  • обмен ценностями как личностный обмен в свободном общении и деятельности (способствует внеурочное и внеклассное проведение занятий);

  • целенаправленное приобщение школьников к ценностям общества (чувство приобщенности к истории страны, чувство защищенности и комфорта в собственной семье, принятие себя как личности);

  • восхождение учителя к ценностям Детства через интуитивное и теоретическое освоение возрастных закономерностей, индивидуальных интересов и стремлений школьников.

С.В. Кривых видит «истинный патриотизм, в том, чтобы обогащая других, обогащаться самому духовно. Патриотизм это даже не чувство это важнейшая сторона личной и общественной культуры духа, когда человек, и весь народ как бы поднимаются над самим собой, и ставят себе сверх личные цели.

В целом

  • формирование гражданско-патриотического сознания;

  • патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах;

  • знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина [ 31].

Считается возможным начинать формирование чувства патриотизма младших школьников с того, что всего ближе для понимания и осознания детьми этого возраста с интереса и любви к своему имени, к собственной семье.

Необходимо формирование положительного микроклимата в семье через совместную деятельность родителей и детей, осуществление сотрудничества с родителями по проблемам патриотического воспитания учащихся.

Семья выступает первым воспитательным институтом, с которым будущий гражданин ощущает связь на протяжении всей жизни. В процессе семейного воспитания у ребенка формируется представление о сильных социальных ролях, необходимых для «безболезненной» адаптации в обществе. Именно семья закладывает основы нравственности, формируются нормы поведения, определяющие стиль жизни ребенка, жизненные установки, планы и способы их достижения. Совместные походы и экскурсии по родному краю, в музеи и на выставки, театры, в ходе которых обсуждается увиденное, формируют собственное мнение. Дети гордятся своими родственниками, когда они участвуют в совместных делах класса, школы, в соревнованиях, в конкурсах, в субботниках.

Из сказанного ясно, что забота об гражданско-патриотической, нравственной стороне развития младшего школьника не может оставаться только лишь заботой школы. Огромна здесь и роль родителей. Очень важно, чтобы семья искренне поддерживала усилия педагогов. Важно, чтобы семья внесла и свой вклад, оказывала влияние на становление гражданина способами и средствами присущими именно семье. Речь ведь идет о маленьких еще детях, на которых особенно действует слово близкого человека, пример его поведения, его оценки тех или иных событий. Очень важно, что с ребенком говорят как с взрослым, о самых серьезных вещах – не только об отметках и об играх, но и о том, что волнует взрослых людей, о событиях в мире, о свершениях тружеников нашей страны, о подвигах народных героев и о людях, которых весь мир называет великими. Самое главное необходимо строить такое общение о серьезном просто, стараясь обращаться к их собственному жизненному опыту, к прочитанным ими книгами, к увиденному ими по телевидению, действуя при этом не только на сознание младшего школьника, но и на его чувства. Особенность каждой семьи, своеобразие ее традиций и окружения, доброжелательных отношений, уважения и любви к близким, окружающей природе. Возможно, многое идет от скромности родителей и близких. У семьи имеется непочатый край возможностей [22].

Только совместная, целенаправленная работа всех социальных институтов может дать желаемый результат в патриотическом воспитании детей в младшем школьном возрасте.

Выводы по первой главе:

Решая проблему патриотического воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формирование у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни. В этом плане основная цель патриотического воспитания состоит в формировании гражданственности и патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности и патриотизма как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества – особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества. При этом патриотизм является важным структурным компонентом базовой культуры личности.

Своеобразие патриотического воспитания в младшем школьном возрасте предопределяется особенностями этого возраста, а также спецификой нравственного развития личности младшего школьника в целом. Эта специфика предопределяется, прежде всего, общими особенностями этого возраста: весьма сильной восприимчивостью младшего школьника к внешним влияниям, большой возбудимостью его эмоциональной сферы, предрасположенностью к усвоению нового, яркостью восприятия, импульсивностью поведения т.д.

В свою очередь педагогические условия воспитания патриотизма у младших школьников представлены системой педагогических целей, содержательным компонентом, системой педагогических принципов и соответствующими технологическим подходами.

Глава 2. Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию детей в младшем школьном возрасте

2.1 Первоначальное состояние патриотической воспитанности младших школьников (по данным констатирующего эксперимента)

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень патриотического воспитания и любви к своей Родине учащихся экспериментальной и контрольной групп с помощью представленных ниже методик.

Задачи констатирующего эксперимента:

  • провести первичную диагностику состояния патриотической воспитанности младших школьников ;

  • проанализировать результаты первичной диагностики;

  • сформулировать соответствующие выводы.

Рассмотрим диагностический инструментарий для изучения состояния патриотической воспитанности младших школьников.

Одним из важных показателей формирования личности как патриота является уровень ее нравственной воспитанности. Поэтому первым этапом нашего исследования стало изучение уровня нравственной воспитанности младших школьников и выявление особенностей их ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. На этом этапе мы провели опосредованное исследование по методике «Пословицы», разработанной кандидатом психологических наук С. М. Петровой (Приложение 1).

Согласно методике С. М. Петровой учащимся предлагался бланк с шестьюдесятью пословицами, сгруппированными попарно и обозначенными под пунктами «а», «б», «в», «г». Методика предполагает два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по пятибалльной шкале. Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать из пары ту пословицу, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Основной принцип оценивания результатов заключается в сравнении сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Данной методикой допускается использование сокращенного варианта исследования, когда учащимся предъявляются только пословицы под буквами «а» и «б» или пословицы под буквами «в» и «г».

Учитывая возрастные особенности исследуемой группы учащихся, мы проводили исследование по сокращенному варианту данной методики. Испытуемым предъявлялись пословицы под буквами «а» и «б». По этому варианту текст методики содержит 15 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц, и противоречащих друг другу по смыслу.

При проведении исследования мы использовали второй вариант работы с методикой, который предполагает выбор испытуемым из предложенной пары пословиц той пословицы, с содержанием которой согласен в наибольшей степени. Основной принцип оценивания полученных результатов по этому варианту – сравнение количества выборов. Об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе свидетельствует большее количество выборов по ответам «а». Напротив, большее количество выборов по ответам «б» говорит об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

При проведении опосредованного исследования по определению уровня нравственной воспитанности учащихся и выявлению особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе по методике С. М. Петровой «Пословицы» мы получили следующие результаты:

Методика С.М. Петровой

Нравственные качества

Контрольная, Экспериментальная

Кол-во

%

Кол-во

%

Сформированы

Не сформированы

10

14

41,7

58,3

11

15

42,3

57,7

ИТОГО:

24

100

26

100

Таким образом, и в контрольной, и в экспериментальной группах значительной количество детей показали общую несформированность нравственных качеств личности (58,3% и 57,7%, соответственно)

Комплексная диагностика нравственной и патриотической воспитанности по методике М.И. Шиловой (Приложение 2)

Диагностика:

Отношение к обществу:

1) Патриотизм

Отношение к родной природе (3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 – любит и бережет природу; 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 – природу не ценит и не бережет).

Гордость за свою страну (3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 – интересуется историческим прошлым; 1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 – не интересуется историческим прошлым.).

Служение своими силами (3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 – находит дела на службу малому Отечеству; 1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству).

Забота о своей школе (3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других; 2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 – в делах класса участвует при побуждении; 0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает).

Отношение к умственному труду

2) Любознательность

Познавательная активность (3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 – сам много читает;1 – читает при побуждении взрослых, учителей; 0 – читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует).

Стремление реализовать свои интеллектуальные способности (3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 – стремится учиться как можно лучше; 1 – учиться при наличии контроля; 0 – плохо учится даже при наличии контроля).

Саморазвитие (3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 – есть любимое полезное увлечение; 1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 – во внеурочной деятельности не участвует).

Организованность в учении (3 – работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;2 – работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно; 1 – работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 – на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет).

Отношение к физическому труду:

3) Трудолюбие

Инициативность и творчество в труде (3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет).

Самостоятельность (3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этом товарищей; 2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 – трудится при наличии контроля; 0 – участия в труде не принимает).

Бережное отношение к результатам труда (3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 – бережет личное и общественное имущество;1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества).

Осознание значимости труда (3 – осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 – не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 – не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться).

Отношение к людям