Доступ к средствам массовой информации сегодня является неотъемлемым условием формирования всесторонне развитой личности. Но поток информации, поступающей с экранов телевизоров, компьютеров и прочих гаджетов, со страниц печатных изданий может оказывать негативное воздействие на подрастающее поколение. Вместе с тем родителям невероятно сложно, подчас невозможно, да и не очень разумно пытаться полностью защитить своего ребенка от воздействия средств массовой информации. Конструктивной позицией в этом вопросе будет выступать стремление помочь подростку сформировать критичный взгляд на любую получаемую информацию и способность отстаивать свою точку зрения.
Проблеме влияния СМИ на личностное развитие подростков посвящены исследования ряда специалистов, среди которых необходимо особо выделить В.В. Абраменкову, Е.П. Белинскую, О.П. Березину, В.И. Бойко, А.В. Гончарову, М.И. Горшкова, А.А. Грабельникова, Л.П. Гримак, Я.Н. Засурского, В.Л. Иноземцева, А.А. Каратаеву-Венгер, М.И. Лукьянову, З.К. Селиванову, А.Д. Урсула, О.В. Хухлаеву, В.А. Ядова.
Противоречие, Объект исследования, Предмет исследования –, Цель исследования –, Обоснование гипотезы
Подростки наиболее подвержены влиянию внешних источников, одним из которых выступает СМИ. Для подростков особенно актуально мнение их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. В тоже время, в подростковом возрасте появляется потребность в уединении и переоценке своего «Я». Современные СМИ со всеми своими неограниченными возможностями и оперативностью выступают легкодоступным источником получения информации. Вместе с тем безоговорочное принятие транслируемых СМИ образов как единственно верных, отсутствие необходимой критичности при восприятии медийной информации, замена своей точки зрения на точку зрения, пропагандируемую извне, способно привести к формированию внутриличностных конфликтов.
гипотеза исследования
подростки, зависимые от мнения СМИ, по сравнению со своими более критичными сверстниками отличаются склонностью к неконструктивным психологическим защитам и высоким расхождением ценности и доступностив различных жизненных сферах, приводящих квнутриличностным конфликтам
Задачи исследования:
- Провести анализ основных подходов к исследованию психолого-педагогических особенностей современных подростков.
- Рассмотреть средства массовой информации как элемент социализации подростков.
- Раскрыть содержание внутриличностных конфликтов и их проявлений у подростков.
- Обосновать замысел и описать результаты эмпирического исследования влияния СМИ на внутриличностные конфликты современных подростков.
- Провести количественный анализ полученных на выборке испытуемых подростков эмпирических данных относительно выраженности внутриличностных конфликтов в зависимости от восприятия СМИ.
- Содержательно обобщить результаты теоретико-эмпирического исследования на предмет влияния СМИ на формирование внутриличностных конфликтов современных подростков.
- Сформулировать основные выводы и практические рекомендации.
методы и методики
Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов
... противоречия тогда возникают глубокие переживания, которые характеризуют внутриличностный конфликт. В своей теории Фрейд не только раскрывает причины внутриличностных конфликтов, но и раскрывает механизмы защиты от ... это цензурная инстанция, которая базируется на принципе реальности и представлению о социальных нормах, ценностях, требования, которые общество предъявляет к личности. Основные ...
- методы теоретического исследования:аппроксимация и экстраполяция;
психодиагностических методик:
- а) многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла;
- цель – определить личностные особенности, склонности и интересы индивида.
с помощью данной методики планируется выявить личностные особенности тех подростков, которые показали б О льшую зависимость от СМИ.
б) методика «Индекс жизненного стиля»;
- цель – выявить наиболее характерный для индивида механизм психологической защиты «Я».
с помощью данной методики планируется выявить, какие психологические защиты характерны для подростков с разной степенью зависимости от мнения СМИ.
в) методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой.
цель – определить рассогласования в мотивационно-личностной сфере и склонность к внутренней конфликтности у индивида.
с помощью данной методики планируется выявить наличие у испытуемых внутриличностного конфликта, обусловленного высокой ценностью тех жизненных сфер, которые по разным причинам опрошенным не доступны.
г) опросник критического мышления (ОКМ)
цель – определить уровень развития критического мышления у испытуемых.
с помощью данного опросника можно выявить у подростков уровень конформности, внушаемости и скептицизма.
- методы математико-статической обработки данных: расчет t-критерия Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни.
Замысел эмпирического исследования:
Планируется изучить влияние СМИ на формирование склонности к внутриличностным конфликтам у подростков. Для этого путем анкетирования (анкета представлена ниже) из общей выборки подростков будут выделены те подростки, которые в наибольшей мере зависимы от информации, получаемой из СМИ, относятся к ней некритично и полностью полагаются на транслируемую СМИ точку зрения, не имеют собственной. Эти подростки составят экспериментальную группу, остальные подростки войдут в контрольную группу. В качестве психологического инструментария для диагностики подростков планируется использовать следующие методики:
- а) многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла;
- б) методика «Индекс жизненного стиля»;
- в) методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой;
г) опросник критического мышления (ОКМ)
Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования
... социально основы-педагогической работы с трудными подростками в дополнительного учреждениях образования 1.1 Психолого-педагогические особенности подростков трудных Главное содержание подростковоговозраста составляетего детства от переход к взрослости. Этот переход подразделяется на возраст дваэтапаподростковый и ...
В ходе диагностики планируется установить наличие у подростков экспериментальной группы склонности к неконструктивным психологическим защитам и высокого расхождения ценности и доступности в различных жизненных сферах, а также высокие значения по параметрам конформности и внушаемости.
Планируется сначала провести анкетирование на всей выборке подростков. Далее распределить подростков следующим образом: в экспериментальную группу выделить тех подростков, что продемонстрировали зависимость от информации, получаемой от СМИ, с зависимым типом мышления, в контрольную группу – остальных подростков, склонных к более самостоятельному, критическому оцениваю информации, имеющих свое мнение. Затем всех подростков диагностировать по тем методикам, что описаны выше. Далее результаты диагностики обработать с помощью критериев Стьюдента и Манна-Уитни и установить, есть ли достоверные различия у подростков экспериментальной и контрольной группы по той или иной методике.
ГЛАВА 1.Теоретические основы изучения влияния СМИ на внутриличностные конфликты современных подростков
1.1. Психолого-педагогическая характеристика современных подростков
Проблема личности является одной из самых сложных проблем, обсуждаемых не только психологами, но и культурологами, философами. Серьезные трудности возникают уже при попытках описать реальность, обозначенную термином «личность». Несмотря на большую работу, проделанную многими и многими исследователями по уточнению понятия «личность», единого и общепринятого определения пока нет.
При характеристике личности нужно различать врожденные (психодинамические) черты, связанные с динамикой работы нервной системы, и приобретенные качества личности, которые формируются в процессе общения с окружающими [7].
Врожденные индивидуальные особенности во многом определяют уникальный путь развития личности и лежат в основе индивидуального стиля деятельности и общения. Большинство исследователей, занимающихся проблемой индивидуальности, относят к психодинамическим качествам импульсивность – рефлексивность, пластичность – ригидность, экстравертность – интровертность. экстрапунитивность – интрапунитивность, эмотивность и способности.
Внимание педагогов, социологов и психологов всегда привлекает к себе развитие человека в подростковом возрасте.
В традиционной возрастной периодизации подростковый возраст включает период развития от 9-12 до 15-17 лет. Этот этап развития в психологии принято называть по-разному: «трудный», «отроческий», «пубертатный», «переходный».
Подростковый возраст имеет три стадии:
- 1-я стадия – младший подростковый возраст – период от 11 до 13 лет;
- 2-я стадия – средний подростковый возраст – период от 13 до 15 лет;
- 3-я стадия – старший подростковый возраст – период от 15 до 17 лет [22].
В 17 лет старший подростковый возраст, по мнению большинства авторов, онтогенетически закономерно переходит в юношеский возраст.
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением индивида в общественной системе отношений. Подростковый возраст «начинается» с существенного изменения социальной ситуации развития и общественных условий формирования личности ребенка на этом этапе [2, c. 54-59].
Особенности развития личности подростков
... в многообразных социальных отношениях, в которые он вступает своей деятельностью, становясь личностью и развиваясь как личность. Также мы рассмотрим особенности развития личности подростков, используя работы ... как изменения в мышлении влияют на личность подростка и его поведение. психосексуальный социальный Подростковый возраст, согласно общепринятой классификации Д.Б.Эльконина, имеет границы ...
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте имеет уже все основные параметры социального развития, присущие взрослым людям. В психологии подростковый период называют переходным, трудным, критическим возрастом во многом из-за существеннейшего усложнения социальных отношений подростков.
Подросток осваивает все возможные виды социальных отношений. Отношения – термин, введенный еще Аристотелем для обозначения какого-либо определенного способа бытия и познания человека. В отношении находит проявление взаимосвязь предметов и явлений. Ученые выделяют пространственные отношения, временные отношения, причинно-следственные отношения, внешние отношения, внутренние отношения, логические отношения, существенные отношения и пр. Ученые выделяют также отношения целого и части, отношения единичного, т.е. особенного и общего, т.е. всеобщего. Выделяются социальные отношения:
- отношения в процессе учебной деятельности;
- отношения в процессе производственной деятельности;
- дружеские отношения;
- семейные отношения и т.д.
[7].
Наряду с этим, человек вступает в отношения с созданными им вещами, с объективным миром и с другими людьми. Разного рода отношения субъекта характеризует тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека с другими людьми влияет на формирование его личностного самоотношения к себе. Концепция отношений человека была выдвинута А.Ф. Лазурским и получила дальнейшее развитие в работах В.Н. Мясищева. В.Н. Мясищев, утверждал, что психология отношений органически вырастает из реального взаимодействия людей, в частности, – из педагогической, медицинской, производственной, военной и иной общественной практики, и что фактически все отношения каждой личности по своей природе социальны. Таким образом, социальная ситуация развития предполагает собою наличие определенных социальных отношений. В ходе формирования социальных отношений личностью осуществляется социальное познание и социальное поведение [21].
Социальное познание – это когнитивная активность личности, сопровождающая и опосредствующая социальное поведение, включая получение информации о социальном окружении, организацию и трансформацию этой информации в памяти, а так же ее влияние на социальное поведение.
Социальное поведение – это:
- в широком смысле – любое поведение субъекта, включающее в себя какой-либо социальный компонент;
- поведение личности или группы, находящееся под контролем других групп или общества в целом [19].
Подросток проявляет социальную активность нередко более интенсивно, чем взрослый человек [6].
В подростковом возрасте социальная ситуация развития личности существенно меняется в сторону увеличения, усложнения и структуризации социальных связей. Социальная (от лат. socialis – общественный) ситуация развития личности, согласно Л.С. Выготскому, – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности (в обществе), отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми [9].
Интеллектуальное развитие в подростковом и юношеском возрасте
... отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям. В подростковом и раннем юношеском возрасте активное развитие ... подростками, больше апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам, и рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное ответное обращение. В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. В ...
Социальная ситуация развития личности – это явление, которое относится не только к ребенку, но и ко взрослому. Социальная ситуация развития личности понимается в качестве сущностной понятийной характеристики любого возрастного периода развития ребенка и взрослого, – что введено в психологический тезаурус Л.С. Выготским [9].
Социальная ситуация развития личности, по Л.С. Выготскому [9], понимается как единственное и неповторимое, специфическое для данного конкретного возраста, отношение между человеком и средой, которое определяет две основные социальные характеристики развития личности:
- первое: объективное место ребенка и взрослого в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом;
- второе: особенности понимания (осознания) ребенком и взрослым занимаемой социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми [50].
В подростковом периоде заканчивается половое созревание и возникает чувство взрослости, качественно меняющееся на протяжении всего подросткового возраста. Подростку свойственны антагонистические стремления:
- устремление к эмансипации (во всех сферах жизни) и абсолютное подчинение группе, которой он относится (референтная группа);
- с одной стороны обособленность и индивидуализация, а с другой стороны – стремление следовать общепринятой моде [50].
Противоречия существуют не только во внутренней позиции, но и в отношении окружающих к подростку (то необходимо подчинения, как от маленького, то нужна самостоятельность взрослого).
Этот этап развития имеет большое значение для индивидуализации, а поэтому временами называется «вторым рождением личности», т.к. активный рост самосознания, свойственный подростку, является поворотным в формировании личности.
Самоутверждение выступает ведущей потребность периода. Кардинально меняется социальная ситуация развития. Школа, как место получения знаний, утрачивает свою значимость для подростка, однако сохраняет свое значение с точки зрения потенциала для самоутверждения в ее стенах. Чувство взрослости имеет неглубокий характер, об объективной самооценке можно говорить к концу подросткового периода. Для подростка казаться взрослым и быть взрослым им – одно и то же. Подростки чтобы выглядеть взрослым используют внешние атрибуты взрослости: броский макияж, развязное поведение, курение и пр. [10]
На базе новообразования рефлексии учебной деятельности активизируется личностная рефлексия (но только формируется, ответы категоричны, односторонни).
В своем внешнем облике и поведении подростки ориентированы на идола, подражая значимому для них герою. В этом возрасте очень важно самоутвердиться среди ровесников. Взрослые утрачивают свой авторитет. Для данного возраста характерна «реакция группирования», т.е. склонность подростков к объединению в группы. Тяготение принадлежать какой-либо группе настолько сильно, что подросток может выдумать группу значимых ровесников. Если подросток не стремится к объединению в группу, то следует говорить об отклонениях. Подростковой группе свойственно единство ценностей, совместность действий, акты могут иметь спонтанный и случайный характер.
Подростковый возраст – это пора вопросов. Первоначально подростку свойственно неприязненное отношение к противоположному полу, однако к концу этого периода оно наполняется духовным содержанием. Чтобы подростку было комфортно в любой группировке, он должен реализовывать следующих потребностей:
РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
... процессов личности в подростковом возрасте. Прежде чем обсуждать, что характерно для развития и диагностики мышления в подростковом возрасте, попробуем определить, чем этот возраст психологически отличается от возраста начальной школы, подросткового возраста и взрослых. Подростковый возраст (12-14 лет) ...
- совместная деятельность, т.е. внесение своего вклада в общее дело;
- коммуникативная значимость;
- чувство интеллектуальной состоятельности [10].
В случае если подросток обнаруживает психическое отклонение, то следует уточнить, какая из подростковых потребностей не удовлетворяется. Интеллектуальная несостоятельность ведет к неудовлетворенности. Разрушительное поведение подростка базируется на позитивной потребности в самоутверждении.
Д.И. Фельдштейн [47] осуществил детальный анализ зарубежных концепций причин и проявления подросткового кризиса. Он считает, что первым, обратившим внимание на подростковый период развития, являлся Ж.Ж. Русо. «Отцом» психологии переходного возраста правильно называть С. Холла, предложившему концепцию и определившему круг проблем, связываемых с подростковым возрастом. Данный этап обозначается Холлом как кризис самосознания, справившись с который индивид приобретает «чувство индивидуальности» (данный этап он называет «буря и натиск»).
Теории психоанализа (З. Фрейда, А. Фрейд), гештальтпсихологии (К. Левина) и бихевиоризм (Р. Бенедикт) отталкиваются от общей модели онтогенетического развития эволюции.
Э. Штерн анализировал подростковый возраст как один их периодов формирования личности.
Благодаря теории Г. Салливена психология подросткового возраста расширилась важной проблемой – генезис общения.
Предметом исследования Ж. Пиаже и его последователей стал интеллектуальный аспект развития подростка [32].
В разработанных Л.И. Божович, Л.С. Выготским, Д.И. Фельдштейном, Д.Б. Элькониным отечественных концепциях подросткового возраста, изучение психологического содержания возраста базируется на диалектико-материалистическом понимании развития.
Анализируя наиболее длительный и сложный из всех кризисов – кризис подросткового возраст, Л.И. Божович [6] подчеркивала на его неоднородность:
- на первой фазе (12-14 лет) он характеризуется появлением способности ориентироваться на цели, которые выходят за пределы дня сегодняшнего;
- на второй фазе (15-17 лет) – понимание своего места в будущем [6].
Л.И. Божович [6] считала стержневым моментом кризиса формирование подросткового самосознания. Развитие самосознания, а так же его основной стороны самооценки является сложным и длительным процессом, который сопровождается целой гаммой специфичных переживаний.
С точки зрения Д.Б. Эльконина [55] подростковый возраст взаимосвязан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предыдущего периода. Учебная деятельность осуществляет «поворот» от ориентации на мир к ориентации на себя самого.
Мнение Д.И. Фельдштейна [47] о содержании, роли и значение подросткового возраста как этапа психического развития базируется на изучении логики психического развития, а так же связи его с окружающей средой. В зависимости от того, как проходит социальная ориентация на данном этапе, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.
Новообразованиями подросткового возраста выступают:
- логическое мышление;
- развитие самосознания и чувства взрослости;
- адекватная самооценка;
- личностная рефлексия;
- стремление к самосовершенствованию [47].
Отношения подростка с родителями, как правило, насыщено проблемами:
Роль взрослого в развитии ребенка дошкольного возраста
... взрослом в дошкольном детстве мы имеем в виду близкого взрослого- родителя, ведь именно родитель является для ребенком самым значимым человеком в его жизни. Целью курсовой работы было исследование роли взрослого на психическое развитие детей дошкольного возраста. В ...
- недооценка родителями самостоятельности подростка;
- неверные представления родителей об эмоциональных переживаниях подростка, мотивах различных его поступков;
- гиперопека – пренебрежение чувством взрослости;
- не понимание того, что учебная деятельность больше не является ведущей, а ведущим выступает общение с ровесниками [47].
Взрослые зачастую замечают в подростке только отрицательные стороны: непослушание, скрытность, и не видят положительного – развития способности к эмпатии в отношении с взрослыми, ориентация на его поддержку, разделить радостей и горя. Взрослые в лучшем случае склонны сами выказать сочувствие или сопереживание, но абсолютно не готовы к принятию подобного отношения со стороны подростка – для этого нужно быть с подростком «на равных». Но при этом взрослые много требуют и часто высказывают мнение о том, что сам подросток уже самостоятелен, взросл, что вызывает противоречия в подростковых представлениях о степени своей взрослости, а так же его притязания на новые права. Именно данное противостояние выступает источником трудностей и конфликтов, возникающих в отношениях между взрослым и подростком из-за несогласованности их представлений о характере прав и меры подростковой самостоятельности.
С точки зрения Д.И. Фельдштейна [47] существуют следующие уровни развития личности подростка:
- рубеж 10-12 лет – стремление к самостоятельности и потребность в признании данной самостоятельности в мире взрослых, где его Я выступает на равных с другими;
- стремление выйти за пределы круга отношений с близкими и перейти в круг широких общественных отношений. Возникает интерес к своим психологическим и нравственным особенностям, а так же потребность в оценки своих личностных качеств и качеств окружающих людей, увеличение негативных самооценок.
- 13-14 лет – признание со стороны окружающих своих новых возможностей, завоевать доверие, «ибо я тоже взрослый». Следовательно, поиск конкретных взрослых дел, т.е. видов деятельности, имеющих социальное признание и получающих оценку социума.
— 15-17 лет – усиление потребности в признании обществом, понимание не только своих обязанностей, но и прав в обществе. Развивается новый уровень самосознание подростка – осознание себя участником общественных отношений, понимание себя как общественно значимого индивида – субъекта [47].
Также претерпевает значительную трансформацию познавательная сфера подростка. Восприятие становится целенаправленным, избирательным и анализирующим, последовательным, содержательным и планомерным. Внимание можно охарактеризовать не только объемом, но и особой избирательностью, становится все более произвольным, а так же может быть преднамеренным. Подросток длительное время способен сохранять устойчивое и высокоинтенсивное внимание, развивает умение быстро концентрироваться и четко распределять свое внимание. Память имеет избирательный характер, увеличивается объем памяти главным образом за счет логического понимания материала, становится доступным запоминание абстрактного материала. Мышление окончательно развивается (Пиаже).
Возрастает способность к абстрактному мышлению, возникает способность мыслить дедуктивно, теоретически, развивается система логических высказываний. Под воздействие абстрактного мышления воображение переходит в область «фантазии». Подросток скрывает свои фантазии как сокровенную тайну и скорее признается в своих провинностях, чем раскроет свои фантазии.
Проблемы подросткового возраста (2)
... подростка о себе, от его отношения к себе. 1. 4. Агрессивность и агрессивное поведение как проблема развития эмоциональной сферы подростков Подростковый и юношеский возрасты ... провоцируют агрессивное поведение подростка); насилие в семье (как психологическое, так и физическое); ... и не взрослые. Высокая эмоциональная возбудимость усиливает сензитивность подростков к негативным реакциям взрослых, к ...
Сфера общения со взрослыми в подростковом возрасте имеет выраженную специфику. А.И. Подольский [42] замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития подросткового возраста, можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения. Это – наличие общности, совместности в жизни подростка и взрослого, наличие сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и расширение содержательных контактов между ними, – составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества [42].
В подростковом возрасте складывается ситуация, чреватая противоречиями, так как у многих взрослых сохраняется отношение к подросткам, даже если они еще совсем маленькие. Такое отношение, с одной стороны, противоречит задачам социального воспитания и препятствует развитию социальной зрелости подростка, а с другой — такое отношение противоречит представлениям подростка о степени его собственной зрелости и его требованиям за новые социальные права. Именно это сложное противоречие является источником конфликтов и трудностей, возникающих во взаимоотношениях взрослого и подростка из-за расхождения их представлений о природе прав и степени самостоятельности подростка [41].
Если взрослый не меняет своего отношения к подростку, то сам подросток становится инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого новым социальным отношениям с подростком заставляет подростка отвечать сопротивлением в форме различных форм неповиновения и протеста. Существование этих противоположных тенденций порождает столкновения, которые, хотя старое отношение взрослого остается неизменным, становятся систематическими, а негативность подростка становится все более стойкой.
Если эти негативные черты развивающейся социальной ситуации сохраняются для подростка, разрыв прежних отношений может затянуться на протяжении подросткового периода и принять форму хронического конфликта. Применяя различные формы неповиновения и протеста, подросток «разрывает» старые «инфантильные» отношения со взрослым и всей своей деятельностью продвигает к взрослому новый тип отношений: «взрослые» межличностные отношения, которые, очевидно, принадлежат будущему. [15].
Из-за отказа взрослого от нового типа отношений с подростком между ними неизбежно возникает психосоциальный конфликт. Социально-психологический конфликт — следствие неспособности или нежелания взрослого найти новое место для подростка рядом с ним. Проблема независимости и равноправия подростка в отношениях со взрослым является наиболее сложной и острой в их общении и в воспитании подростка в целом.
Взрослому необходимо найти такую степень самостоятельности подростка, которая соответствует его способностям, социальным требованиям к нему и позволяет взрослому вести подростка, влиять на него. Конфликт между взрослым и подростком может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит свое отношение к подростку на более равное. С одной стороны, конфликтные отношения способствуют развитию адаптивного поведения подростка, а с другой — способствуют освобождению подростка от взрослого. У подростка развивается отчуждение, вера в несправедливость взрослого, которая питается идеей, что взрослый не понимает и не может понять этого. Исходя из этого, у подростка может уже быть сознательное неприятие требований, оценок, мнений взрослого, а взрослый в целом может упустить возможность повлиять на подростка в этот решающий период формирования нравственных и социальных установок личность.
Творческое воображение подростков
... подростка. Познание структурных характеристик психорегуляции творческой деятельности школьников позволит более эффективно решать задачи по развитию и совершенствованию творческого воображения детей подросткового возраста. Актуальность изучения общих закономерностей развития воображения, ...
Подростки ждут от родителей внимания и дружбы. Их особенно обижают отец или мать, если они подолгу остаются на работе или слишком часто и надолго находятся вне дома. Многие подростки превращаются в «детей с ключиком на шее»: им приходится проводить много времени в одиночестве или проводить вне школы только с друзьями, потому что их родителей нет дома.
Некоторые родители, напротив, буквально навязывают свое общество своим детям-подросткам. Подростки любят проводить время со сверстниками и не хотят, чтобы их родители играли эту роль. Родитель-друг — это будущее, которое придет к подросткам в подростковом возрасте. В нынешнем возрасте подростки нуждаются в искреннем интересе и помощи родителей, и желание родителей заменить для них весь социальный мир вызывает у них сильный протест.
Внимание, которое родители уделяют своим детям, в некоторой степени зависит от разницы в возрасте детей и последовательности их рождения. Иногда среднестатистические дети в семье чувствуют себя лишенными родительской опеки и жалуются, что остальные члены семьи плохо с ними обращаются. Если у детей небольшая разница в возрасте, родители относятся к ним строже: чаще наказывают, меньше поддерживают [53].
Итак, резюмируя содержание пункта, необходимо отметить следующее. Период с 9-12 до 15-17 лет в психологии принято называть подростковым или отроческим. Формирование новообразований в подростке осуществляется неравномерно, поэтому подростковая личность имеет следы и детского и взрослого сознания одновременно. Основным специфическим новообразованием периода ученые считают т.н. чувство взрослости. В связи с этим подросток стремится выглядеть как взрослый. Учение как основная сфера деятельности передает инициативу общению со сверстниками. Постепенно начинает формироваться «Я-идентичность». Значительные трансформации переживают также мотивационная, интеллектуальная сферы.
3 4