Спортивная деятельность носит коллективный характер, проводится в присутствии других людей и с их участием, и готовится.
Спортивная команда — это коллектив со своими психологическими характеристиками, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.
Создать хороший социально-психологический климат в спортивной команде, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, на площадке, но и гармонизировали друг с другом как личности, выстроить правильную командную работу, это большое искусство и большая педагогическая работа.
На формирование отношений между спортсменами в спортивной команде влияет влияние объективных и субъективных факторов, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства.
Руководство командой, ее самоуправление, влияние на психологию и поведение отдельных членов обычно осуществляется как официально назначенными менеджерами, так и неофициальными людьми, которые имеют авторитет среди членов группы, имеют высокий статус в группе и называются лидерами.
Обычно авторитет лидера внутри группы как минимум так же силен, как и авторитет менеджера. Формальные лидеры также могут функционировать как лидеры, но на практике это бывает редко, потому что качества лидера и лидера, их внутригрупповые функции не только не совпадают, но иногда и совершенно противоположны.
Обычно проблемы лидера сосредоточены на деле, в то время как проблемы лидера сосредоточены на человеке и всех его эмоциях. Поэтому необходимы и руководитель команды, и менеджер. Они необходимы в каждой команде, чтобы регулировать две взаимодополняющие системы отношений — деловую и личную.
Актуальность темы исследования:
На формирование отношений между спортсменами в спортивной команде влияет влияние объективных и субъективных факторов, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства. При формировании команды тренер должен найти потенциального лидера с учетом двух типов лидерства — формального и неформального. Отличие лидеров от общей массы может быть одновременно полезным и сложным для тренера. Особенно интересными мы считаем условия и возможности лидерства в спортивной группе.
Цель исследования:
Группа девочек по художественной гимнастике, из 12 человек. Возраст в группе варьируется от 10 до 14 лет.
ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ...
... 2018 г. № 204 «О Функционировании территории опережающего социально-экономического развития «Канаш». Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/chuvashia/1201742/ (Дата обращения: 30.05.2018) 11. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Комсомольск» от 25.06.2015 № 628 [Электронный ...
Предмет исследования:
Особенности проявления лидерских качеств в спортивной команде девочек по художественной гимнастике.
Цель исследования:
На основе игровой методологии и проведенных тренировок выяснить реальную возможность проявления лидерских качеств в спортивной команде для выявления формальных и неформальных лидеров.
Гипотеза исследования: предположим, что ведущим механизмом продвижения лидера в команде в решении конкретной ситуации является механизм обмена ценностями. Механизм обмена ценностями, который происходит между статусом члена в команде и его компетенцией в выполнении поставленной перед ним задачи.
Цели исследований:
1. изучить общие характеристики. Рассмотреть феномен лидерства во внешней и внутренней психологии.
2. определить стили и основные концепции лидерства.
3. выявление особенностей проявления лидерства в спорте и его социально-психологического феномена.
4. изучение отношений между формальным и неформальным руководством.
5. на основе игровой техники и обучения, проведенного с целью изучения самоощущения субъектов, согласно данным исследования, выяснить, кто является формальными и неформальными лидерами в группе.
Методы исследования:
1. Методы «эстафета», «встать», «фильм».
2 Обучение.
Социально-психологический феномен лидерства
Общие характеристики руководства.
Лидерство Спорт Социальный
Лидерство это искусство влияния на людей, вдохновляя их стремиться к определенным целям по своей воле.
Лидер — ведущий, первый, предыдущий) — человек в группе, который пользуется большим, признанным (авторитетом) и имеет влияние, которое проявляется в (контролирующих) действиях. Член группы, который признает право принимать ответственные решения в важных ситуациях, то есть авторитетный человек, играющий центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании отношений в группе, на своем примере организации и управления и достижения целей группы, несет наилучший путь для своих членов.
Изучение феномена лидерства началось в начале XX в. Большой вклад в изучение этого феномена внес ряд ученых-психологов
В отечественной социальной психологии развитие проблемы лидерства носило достаточно сложный и порой противоречивый характер. Первыми работами в этой области были исследования S.O. Лозинский, Е.А. Аркин, А.С. Заложног, П.Л. Здгоровский и др. Эти работы касались вопроса лидерства, лидерства, особенно в группах детей и коллективах, организованного и спонтанного. Позже работы по руководству включают в себя Г.К. Ашин, И.П. Волков, Н.С. Жеребова, Р.Л. Кричевский, Б.Д. Парыгин, Л.И. Уманский и др.
Вопросами лидерства в зарубежной литературе занималось большое количество ученых.
Л.С. Вечер разработал некоторые качества и навыки, которыми должен обладать лидер:
Авторитет, лидерство и власть в управлении организацией (2)
... решению существующих проблем и совершенствованию деятельности организации. В заключении обобщены исследования и результаты курсовой работы и сформулированы основные выводы. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОРИТЕТА, власти и лидерства в управлении организацией 1.1 Понятие авторитета, власти и лидерства В литературе власть ...
Дальнозоркость. Лидер должен уметь ставить организационные цели и объяснять их важность другим. По мере расширения бизнеса, цели организации, а, следовательно, и работа лидера, усложняются, и если он не будет постоянно информировать коллег о своих планах и предлагать способы их реализации, то отношение к работе и моральный дух ухудшаются, и в конечном итоге все хорошие инициативы сводятся на нет.
Вердикт. Многое можно оценить по тому, как принимаются решения на высшем уровне организации. Например, лидеры успешных компаний, как правило, тратят много времени на сбор и обработку информации.
Способность ценить качества своих подчиненных и делать все возможное, чтобы заставить их «отдать все» на работе. Иметь дело с талантливым человеком гораздо сложнее, чем иметь дело с подлиза или ни с кем, и многие, казалось бы, многообещающие компании потерпели неудачу из-за этого.
Энергия. Голова физически, умственно и духовно истощена. Настойчивость — ключ к успешному лидерству.
Определение. Как лидер открывает новые горизонты в своей работе и берет на себя все риски, он часто терпит неудачу в своих усилиях. Важно уметь оправиться от поражения, «пробить» идею о том, что скептики давно похоронены, и не переусердствовать. На уверенность в себе сильно влияют семья и друзья, сложившаяся ситуация и т.д. В США, например, неудачи считаются частью преподавания.
Последовательность — это своего рода «лакмусовая бумажка», которая определяет хорошего лидера. Способность руководства во многом зависит от предсказуемости методов лидера, его взглядов и его способа принятия решений. Это качество становится особенно важным, когда полномочия менеджера распределяются между его рабочими партнерами.
Справедливость. Когда мы строим отношения с людьми, мы интерпретируем это понятие по-разному. Следует подчеркнуть, что справедливость и последовательность взаимосвязаны: Например, если менеджер ожидает, что его подчиненные будут вносить свой вклад таким образом, чтобы гарантировать им место в компании, очень важно, чтобы это правило применялось ко всем без исключения. Справедливость в решении таких вопросов оказывает большое влияние на моральный дух в компании.
Невоспитанность. При необходимости, менеджер должен действовать безжалостно. Безжалостность не обязательно жестокость или бесчувственность. Моральные и этические принципы лидера являются важной частью его влияния на организацию, и если большинство сотрудников считают эти принципы разумными, они обычно рассматривают все свои действия в благоприятном свете.
Самосознание. Многие лидеры эксцентричны и эгоистичны. Черты характера, такие как умение понять причины того, что он делает, оценить его сильные и слабые стороны, и учиться на обоих успехах и неудачах чрезвычайно важны для лидера. Почти всегда лидер имеет человека, которому он доверяет и с которым он решает такие проблемы.
Навыки. Лидер должен уметь говорить и слушать. Он должен научиться определять и поддерживать коэффициент сотрудников, а также определять стиль принятия решений. Лидер должен знать, как поощрять людей и как сделать им выговор, когда это необходимо. И последнее, но не менее важное, он должен знать, когда вмешиваться и когда лучше отойти в сторону — короче говоря, он должен быть в состоянии делегировать некоторые из своих полномочий другим
Р.С. Венберг утверждал, что, несмотря на отсутствие «набора» качеств, которые делают лидера, лидерам, которые являются хорошими, свойственны
Лидер и лидерство
... может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, ...
Интеллект (интеллект), настойчивость, эмпатия, внутренняя мотивация, гибкость, амбиции, уверенность в себе, оптимизм.
Основные концепции лидерства.
Пути роста человека к лидерству различны. Это породило одну из теорий «Теории черт» — значительный вклад в развитие этой теории внесли американские ученые К. Бэрд и Р. Стогдилл, который пытался определить набор качеств, необходимых лидеру; «теория ситуации» — обязана своим развитием бихевиористскому направлению, популярному в те годы в социальной психологии, и таким ученым, как Д. МакГрегор, К. Левин, Р. Лайкерт; «синтетическая теория» — был своеобразным компромиссом предыдущих теорий. Среди представителей этой теории можно выделить Б. Басса, Ф. Фидлера, Дж. Джулиана.
Эта теория признает врожденность и уникальность лидерских качеств, поэтому лидерство как социально-психологическое явление может рассматриваться как набор выдающихся личностных качеств, которые дают лидерам возможность подняться, занять лидирующее положение и держать власть в своих руках только из-за этих уникальных качеств.
Ни один «набор» черт не гарантирует успешного лидерства. Ученые считают, что известные лидеры имеют общие черты личности, которые лучше всего подходят для роли лидера и которые отличают их от тех, кто не является лидерами. Тем не менее, нельзя определить действительного лидера на основе только личностных качеств.
Поведенческий подход «Теория ситуационного лидерства».
«Теория ситуационного лидерства» заменила теорию черт.
Согласно этой теории, лидером группы является член группы, обладающий определенной чертой, необходимой в данной ситуации, и превосходящий по этой черте других. В другой ситуации, другой человек может стать лидером, в третьей ситуации, другой, и так далее. Здесь необходимость для лидера, чтобы иметь некоторые качества не отвергается, но лидер лишен какой-либо деятельности, его появление зависит от случайных ситуаций, и он сравнивается с «флюгером погоды».
Сторонники этого подхода изучали достаточно узкий круг явлений (например, различные задачи) и полностью игнорировали деятельность человека. Они считали, что человек является лишь функцией ситуации и действует в соответствии с обстоятельствами. Сторонники поведенческого подхода считают, что любой человек может стать лидером благодаря усвоению поведения других лидеров. Таким образом, в отличие от предыдущего подхода, поведенческий подход утверждает, что лидеры не рождаются, а становятся. Эффективное лидерство зависит от конкретной ситуации. Некоторые лидеры в определенных ситуациях лучше, чем другие.
«Теория синтетического лидерства».
Своего рода компромиссом этих теорий является «теория синтетического лидерства», популярная в советской социальной психологии. Эта теория рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер как субъект управления этим процессом. Лидерство следует изучать, начиная с целей и задач группы, не игнорируя личностную структуру лидера. В этом случае разница между лидером и другими членами группы отражается не в наличии его конкретных характеристик, а в наличии более высокого уровня влияния.
Лидерство рассматривается как процесс, возникающий в результате специфического набора факторов окружающей среды — культурных и групповых факторов. Сторонниками «синтетической» теории лидерства являются Б. Басс, Ф. Фидлер, Э. Холландер и Я. Джулиан.
Лидерство: стиль, ситуация и эффективность
... на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлери Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с ... организации. Отношения «начальник-подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь». 3 Так, если взять в качестве примера директора комбината, то по ...
Басс предлагает, чтобы при изучении лидерства были выделены три наиболее важные переменные:
1) групповые цели,
2) личность лидера
3) Факторы, определяющие изменения в поведении группы.
Лидерские стили.
Помимо разработки концепций лидерства, ученые также изучали стили лидерства. Американские ученые К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт провели серию экспериментов, в результате которых были выявлены 3 основных стиля лидерства — так что в ходе этих ранних исследований были выявлены 3 основных стиля лидерства:
- Авторитарный, или авторитарный.
- Совместный, или демократичный.
- Либеральный стиль руководства.
Хорошие лидеры пытаются использовать все три стиля, часто один из стилей доминирует, в то время как плохие лидеры придерживаться только одного стиля. Давайте посмотрим поближе на эти стили.
Демократический стиль руководства является наиболее эффективным.
Демократический стиль является наиболее разумным и гуманным в руководстве. Лидер-демократ консультируется с коллегами, позволяет им активно и инициативно работать, прислушивается к их мнениям и аргументам, фокусируется на общественном мнении, организует обсуждение проблем группы, делегирует часть полномочий ряду членов группы, ведет коллегиальную работу.
Немного менее эффективным является автократический стиль руководства. Авторитарный лидер устанавливает строгую организацию группы, строгую дисциплину, распределяет четкие задания между членами группы, не слушает группу, не ведет дискуссии, не приносит мало информации в группу, навязывает свое мнение и признает только свои приказы. К. Левин и Р. Леппит утверждают, что авторитарное руководство требует строгого повиновения со стороны членов группы и приводит к большой зависимости участников групповой деятельности от лидера.
Либеральный стиль руководства — характеризуется низкими требованиями, терпимостью, отсутствием дисциплины и точности, пассивностью лидера и потерей контроля над подчиненными, что дает им полную свободу действий.
Это стиль лидерства, когда лидер позволяет команде принимать самостоятельные решения. Но, несмотря на то, что им предоставляется свобода действий, лидер по-прежнему несет ответственность за принятые решения.
Лидерство в спортивной команде
Лидерство Спорт Социальный
Спортивная команда — это всегда спортивная группа. Она состоит минимум из двух и максимум 25 человек, которые разделяют одни и те же цели в спортивной деятельности, осуществляемой под наблюдением тренера,
Спортивная команда выступает не только как объект управления, но и как субъект деятельности. Команда может действовать как таковая, если она внутренне организована и имеет определенную степень интеграции. Через самоорганизацию внутри группы устанавливаются отношения доминирования и подчинения, влияния и лояльности.
Необходимость совместной и скоординированной деятельности спортсменов, подчиненной общей цели, порождает потребность в командном лидерстве. Лидер или лидер должен быть человеком, которому другие члены команды (рабы) будут подчиняться.
Формирование команды для реализации проекта
... направлении деятельности по управлению проектом – управлении человеческими ресурсами. 3. КОМАНДА Понятие «команда» очень общее. Если обратиться к электронному словарю терминов , то мы увидим, что существительное «команда» трактуется как «группа людей, работающая ...
Социально-психологические исследования показали, что в группе, выполняющей общую задачу, присутствие лидера обеспечивает успех деятельности, в то время как отсутствие лидера обрекает группу на неудачу
- Под лидером понимается член группы, который регулирует межличностные отношения, носящие неформальный или неофициальный характер в группе.
- Лидер, в отличие от лидера, определяется как человек, который регулирует формальные межличностные отношения.
Часто первого называют неформальным лидером, а второго — формальным.
Между ними не должно быть никакого контраста, поскольку лидер может быть и неформальным лидером. Однако их также не следует идентифицировать, поскольку лидер, официально назначенный вышестоящими органами власти, может не быть признан группой или командой, т.е. он не является лидером в строгом смысле этого слова.
Формальный лидер — это лицо, назначенное высшим руководством для руководства группой по приказу или распоряжению. Черты формального лидера воплощены в тренере, хотя это не означает, что он не может быть неформальным лидером в некоторых жизненных ситуациях.
Неофициальный лидер — это один из членов группы, должность которого обычно завоевывается спонтанно, в ситуациях, не связанных с основной деятельностью, благодаря симпатии и уважению большинства членов группы. Этому могут способствовать личные качества, знания, жизненный опыт и т.д. человека.
Характеристики лидера в команде.
- Первая особенность заключается в том, что он принадлежит к группе, в которой он стал лидером. Это означает, что он должен быть частью иерархической структуры группы.
- Вторая особенность заключается в том, что лидер своими действиями способствует достижению цели группы.
- Третий атрибут лидера — его инициатива: он добровольно берет на себя гораздо большую степень ответственности, чем того требует формальное соблюдение правил, общепринятых норм и практических разработок в игре.
- Четвертым атрибутом лидера является желание или потребность членов группы подчиняться ему как авторитетной фигуре.
Дифференциация руководящих ролей
Главный интерес для занятия спортом — лидерство как стойкое социально-психологическое явление.
Лидерские роли могут быть дифференцированы несколькими способами. Исследования показывают, что есть две основные руководящие роли:
- Роль инструментального или делового лидера, действия которого в основном сосредоточены на задаче группы;
- Выразительная или эмоциональная роль лидера, чьи действия в первую очередь ориентированы на межличностные отношения.
Фактические и эмоциональные типы лидерства появляются на основе различных соотношений между личностями:
- Деловая, личностная и общественная направленность: бизнес-ориентированные спортсмены соответствуют лидерству в бизнесе.
- Личная и общественная ориентация соответствует эмоциональному лидерству.
Инструментальные или деловые лидеры должны рассматриваться как ближайшие помощники тренера в решении задач технической и тактической специальной подготовки. Они инициируют поиск более современных путей и средств повышения мастерства спортсменов, обсуждают с тренером рождающиеся идеи.
Преимущество такого лидерства:
- Хорошо организует и распределяет обязанности в ситуациях, требующих четко определенных задач.
- Эффективен в ситуациях, когда требуется сильное единоличное лидерство, четко определены цели или нет дружеских отношений между членами группы.
- хорош в том, чтобы поощрять членов группы к активному участию в делах. Имеет много предложений и идей по улучшению
Недостатки:
Политическая психология малых групп
... вариантах, рано или поздно группа начинает отказывать лидеру в доверии. За счет этих механизмов происходит саморегуляция взаимоотношений «лидер — группа». ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ МАЛЫХ ГРУПП При исследовании политической психологии малых групп, большую роль играют разнообразные варианты ...
- Немного фокусируется на межличностных отношениях внутри команды.
- Жертвует личными интересами и душевным спокойствием членов команды для достижения успеха в делах
- Малоэффективен в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены команды: пытаются общаться
- Может плохо взаимодействовать с членами команды, которые играют важную роль в деятельности и не отвечают лидерским потребностям людей, стремящихся к дружеским отношениям.
Выразительные или эмоциональные лидеры — ближайшие помощники тренера, особенно в воспитательной работе, что особенно важно в детских и юношеских командах. В командах для взрослых их помощь неоценима в предотвращении и предотвращении различных межличностных конфликтов, рекреационных мероприятий и социальных событий.
Преимущество:
- Заботливый, внимательный в межличностных отношениях.
- Может уменьшить беспокойство в ситуациях, когда команда терпит неудачу.
- Лучше работает с людьми, которые неуверенны в себе, с низкой самооценкой.
- Более эффективен в ситуациях, умеренно способствующих лидерству и когда членам команды требуется больше свободы в поведении и принятии решений
Недостатки:
- Не проявляет инициативы и настойчивости в достижении цели.
- Менее эффективные с высокоструктурированными задачами, в ситуациях высокого стресса, и когда лидер должен оказывать большое личное влияние
- Может вызывать беспокойство у членов группы с сильной деловой направленностью.
- Легко поддается давлению со стороны коллег, склонен не проявлять инициативу в сложных ситуациях.
В действительности, разделение между бизнесом и эмоциональными лидерами несколько условно. Нередки случаи, когда обе лидерские функции выполняет один и тот же спортсмен.
Механизмы продвижения лидеров в группе.
Есть несколько способов превратить человека в лидера:
1. когда человек становится лидером в одной ситуации, а не в другой. Например, человек, который лучше всего справляется с групповой задачей, быстро становится лидером в группе людей, которые не знают друг друга. И наоборот, в группе людей, которые хорошо знают друг друга и уже есть лидер, человек, который может решить задачу хорошо не будет продвигаться на лидерство так быстро, потому что группа будет руководствоваться действиями своего лидера.
Только тогда, когда последнее терпит неудачу и возникает напряжение, группа начинает выяснять, кто лучше справился с поставленной задачей. Это время, когда происходит смена лидера.
Для того чтобы член группы поднялся на лидирующие позиции в этой ситуации, он должен обладать такими чертами и навыками, которые выведут группу из тупика и приведут ее к достижению цели.
2. некоторые врожденные характеристики позволяют человеку в любой ситуации занять доминирующее положение и взять на себя роль лидера.
Экстремальные условия, в которых проводятся спортивные мероприятия, предъявляют особые и строгие требования к руководителю. Считается, что ряд лидерских качеств может быть развит в определенных пределах. Например, можно научить спортсмена быть более внимательным к отношениям внутри группы, больше заботиться о различных потребностях и устремлениях спортсменов, чтобы они были не только талантливыми спортсменами, но и людьми с редкой силой воли, которая позволяет им вести команду за себя, делать невозможное в критических ситуациях.
Лидерство в системе менеджмента
... из современных лидеров признают неизбежность изменений и кризисов, видя в них источник энергии и самообновления. Не пасуя перед трудностями, они вырабатывают в себе навыки кризисного менеджмента, ... конфликтами. В то время как некоторые компании по-прежнему поощряют внутреннюю конкуренцию и агрессию, большинство организаций предпочитают командную работу и сотрудничество. Самоуправляемые команды и ...
Капитаны команд в спортивных играх чаще, чем другие игроки, проявляют типологические черты, которые характеризуют напористость, агрессивность, устойчивость к напряжению, большую силу нервной системы и преобладание возбуждения над торможением.
Капитаны команд также отличаются другими личностными характеристиками. У них более высокая самооценка и менее высокая тревожность (итеротизм), что может свидетельствовать об их уверенности в себе.
Видимо, эти данные можно объяснить тем, что в крупных видах спорта выбор капитана осуществляется неформально; на эту должность предлагается спортсмен, обладающий качествами, необходимыми для успешного выступления в ситуации острой борьбы.
Таким образом, личные качества спортсмена играют определенную роль в выдвижении на роль лидера.
Однако важно, чтобы спортсмен был номинирован командой на роль капитана. Признание капитана лидером команды положительно сказывается на эффективности групповой деятельности. Капитан, назначенный тренером, как показывает спортивная практика, приносит больше вреда, чем пользы.
Предпосылкой для повышения в звании лидера является авторитет спортсмена. Полномочия имеют двойное значение. С одной стороны, люди пытаются подражать авторитету; с другой стороны, люди легче соглашаются с авторитетом и легче верят в него.
Полномочия можно рассматривать по двум параметрам: деловые качества (человек как специалист) и эмоциональные качества (человек как личность).
Как будет видно позже, в большинстве случаев спортивные и личные качества власти сочетаются, но есть и расхождения. Поэтому капитаны-лидеры не обязательно должны быть самыми сильными игроками в команде.
Конечно, идеальная ситуация — это когда спортсмен имеет авторитет и как профессионал, и как личность. Здесь многое зависит от того, как лидер ведет себя по отношению к своим товарищам по команде. Практика показывает, что сочетание всех лидерских функций в одном человеке встречается редко.
Наличие авторитета является важной предпосылкой для продвижения по службе в качестве лидера. Однако следует отметить один важный факт. Сам по себе авторитет как широкий термин не может быть связан с лидерством.
Полномочия — это не только инструмент психологического давления на субъект, но и образец для подражания. Авторитетный человек не может принадлежать к определенной группе, т.е. не может быть социометрическим лидером в этой группе. Таким образом, когда авторитет упоминается как фактор, влияющий на появление лидера, следует помнить, что он должен принадлежать к той группе, в которой работает лидер. Иными словами, авторитет должен реализовываться в высоком социально-психологическом статусе человека и внутри этой группы.
Факторы, которые влияют на выдвижение лидера в команде:
1) Ситуация, требующая лидера, способного руководить группой в конкретной среде;
2 Присутствие лица, отвечающего характеристикам ситуации;
Групповая динамика и лидерство в системе менеджмента
... Поэтому изучение динамики групп и лидерства, методов и принципов, которые применяются для этого в организации, являются очень актуальной проблемой. Динамика групп и лидерство рассматривалось в трудах ... работы группы; исследовать феномен лидерства, рассмотреть концепции лидерства; исследовать роль лидера и руководителя в социальных группах и дать рекомендации по управлению группами в организации. ...
3) Желание группы повиноваться этому человеку.
В спорте, необходимые характеристики для лидера:
1) Иметь власть над деловыми и личными качествами;
2) Устойчивость в экстремальных ситуациях, инициативность и желание победить;
3) Восприятие роли «ключевого» игрока в команде.
Продвижение женщин-спортсменок в качестве лидеров без учета этих факторов (а неформальный лидер должен отвечать первым двум условиям) может оказаться контрпродуктивным.
Команда остается без лидера, а сам спортсмен оказывается в затруднительном положении. Его субъективное эго (его восприятие своего внутреннего существа, стремлений и способностей) может столкнуться с социальной ролью личности (в данном случае, роль лидера).
Он или она в состоянии душевного напряжения. Когда спортсмен продвигается по карьерной лестнице, он беспокоится о том, что не сможет оправдать ожидания своих тренеров и товарищей по команде и, как следствие, не только не сможет помочь своим товарищам по команде, но и начнет отставать от них.
Другая ситуация, не менее критичная, возникает, когда спортсмен сам стремится занять лидирующее положение без объективных причин.
Часто претензии члена группы на лидерство не принимаются ими. Человек находится во внутреннем конфликте, вызванном несоответствием между претензией на лидерскую роль в группе и фактическим положением этого человека в группе.
В этом случае можно снять возникающее психологическое напряжение с человека простым способом — время от времени (в не экстремальных ситуациях) превратить такого спортсмена в лидера формальной ситуации (поручить ему задачи, связанные с руководством членами группы и т.д.).
Таким образом, есть три возможные ситуации, в которых спортсмен может подняться на роль лидера:
1) Спортсмен хочет быть лидером в группе, но группа не принимает его лидерство;
2) Группа назначает лицо на лидерство, но спортсмен не стремится к лидерству (в этом случае спортсмен либо соглашается на лидерство, либо пытается от него избавиться);
3) Спортсмен стремится к лидерской роли, и группа его поддерживает.
Очевидно, что последний случай является лучшим, что указывает на то, что у спортсмена есть лидерские качества (организационные, тактические и т.д.).
Поэтому при сборке команды тренер должен искать потенциального лидера. При формировании детской или юношеской команды тренер может спросить, кто является лидером на улице или на корте, кто является «лидером».
Однако потенциальный лидер лучше всего демонстрирует себя в деятельности: будучи более решительным, активным и активно взаимодействующим с партнерами.
Статус лидера команды не на всю жизнь. Лидерство также может быть потеряно. Например, в одной команде лидер был «социально изолирован», когда большинство игроков не отдавали ему предпочтения при отборе перед очень важным соревнованием. Это было вызвано вызывающим поведением сильного игрока по отношению к товарищам по команде, в том числе резкими криками на них, когда они совершали ошибку, частым игнорированием товарищей по команде, а также отсутствием суждения и одобрения со стороны игроков. В результате, сплоченность команды начала рушиться, а игроки стали терять уверенность в своих действиях.
Конкуренция между лидерами
В командах обычно есть несколько неформальных лидеров. Когда разные спортсмены руководят разными командами в разных областях (деловой и эмоциональной), они могут не соперничать за окончательное лидерство в команде. Если есть лидеры, конкурирующие за лидерство в одной области, а затем они не могут успешно работать в одной команде, то команда будет разделена на группы, которые конкурируют друг с другом. Это приводит к снижению производительности команды.
Поэтому иметь в составе команды только конкурентоспособных игроков разумно и необходимо.
Взаимосвязь между формальным и неформальным руководством.
Взаимоотношения между двумя типами лидерства, формальным и неформальным, различаются; иногда это одно и то же, иногда нет. Несоответствие может быть связано с тем, что в команде есть только один капитан и несколько лидеров. Конечно, идеальная ситуация была бы для одного из лидеров, чтобы стать капитаном.
Тем не менее, иногда спортсмену трудно совмещать роли капитана и лидера, потому что требования к командному лидерству, с одной стороны, и члены, с другой стороны, разные.
По словам Н.Ф. Федотовой и ее работы, формальные руководители больше ценились начальниками, если они были хорошими профессионалами, умели организовывать работу и были требовательны к работникам. Работники ценили более формальных лидеров, которые были справедливыми, спокойными, сдержанными в общении и дружелюбными. Различные требования к себе как к лидеру, естественно, признаются капитаном команды. Идеальным капитаном будет тот, кто сумеет объединить в себе качества, которые отвечают как требованиям руководства и тех, кто в команде.
Часто изменение задач команды влечет за собой смену капитана или другого (неофициального) лидера, потому что опыт предыдущего лидера был основан на решении других проблем, а методы руководства, разработанные им на их основе, могут оказаться неэффективными в новой ситуации. Поэтому капитан команды должен постоянно демонстрировать свое лидерство в обучении. Прошлые заслуги часто не принимаются во внимание командой.
Таким образом, успех командного лидерства зависит как от личных качеств капитана, так и от ситуации.
В молодежных спортивных командах прослеживается тенденция к сохранению неформального лидера в формальных ситуациях (т.е. в области непосредственной спортивной деятельности).
В этом случае подростки чаще подчиняются ему, чем капитану команды. Однако такой лидер может не соответствовать требованиям формального лидера.
Экспериментальное исследование проявления лидерских качеств в спортивной группе
Диагностика лидерских качеств в спортивной группе
Цель нашего исследования — выяснить реальную возможность проявления лидерских качеств в спортивной команде и выявить формальных и неформальных лидеров.
Было проведено следующее: Диагностика лидерских качеств и социально-психологическая подготовка лидерства в спортивной команде.
Объект исследования: группа спортсменов художественной гимнастики, состоящая из 12 человек. Возраст в группе варьируется от 10 до 14 лет. Команда тренировалась вместе 4 года.
Тема исследования: особенности выражения лидерских качеств и выявление формальных и неформальных лидеров.
Для изучения лидерских качеств были поставлены следующие задачи:
1. изучение самосознания предмета.
2. основанный на игровой технике и проведенный тренинг для выяснения, кто является формальными и неформальными лидерами в группе.
С целью проведения экспериментального исследования лидерских качеств в спортивной группе мы использовали оригинальные методы, созданные на основе следующих идей: А. С. Залужный — Т. В. Бендас и обучение: руководитель. Кто он, как он? Создан профессором Томасом Зацом.
Результаты исследования лидерских качеств в спортивной группе
Внедрение методов в виде игр и тренингов позволило выявить лидеров и разделить их на формальных и неформальных.
Суть метода заключалась в том, что группа выполняет несколько заданий вместе, тренируя убежденность как навык, необходимый для лидера. Таким образом, мы смогли выделить трех человек из группы, обладающих специфическими лидерскими качествами. Это: капитан команды и два члена команды.
Капитан команды в качестве лидера обладает такими качествами, как: берет на себя гораздо большую степень ответственности. взаимодействует с другими членами группы, членов группы к нему привлекает. регулирует межличностные отношения, которые являются неформальными и формальными в группе. своими действиями способствует достижению цели группы. В данном случае лидер является как формальным, так и неформальным, так как он был избран не только тренером, но и группой, роль капитана назначалась командой. Этот лидер заслуживает доверия и как профессионал, и как человек. Признание капитана в качестве руководителя группы положительно сказывается на эффективности групповой деятельности.
Остальные респонденты являются неформальными лидерами, потому что независимо от своего положения они обладают большим влиянием в группе, владеют искусством убеждения, благородны, честны, уравновешены, справедливы, могут разрядить обстановку, создать позитивную атмосферу в коллективе, но все эти замечательные качества природы являются не только субъективными, но и абстрактными.
Основываясь на игровой технике и проведенных тренировках, было выяснено, кто является лидером в группе, а также они были разделены на формальные и неформальные.
Заключение
Лидерство как социально-психологическое явление можно рассматривать как набор выдающихся личностных качеств, которые позволяют лидерам продвигать себя, занимать лидирующие позиции и держать власть в своих руках только потому, что они имеют эти уникальные черты.
В первой главе раскрывается сущность социально-психологического феномена лидерства, его влияние на формирование межличностных отношений в спортивной команде. Описываются особенности проявления лидерства в спортивных командах, номинация лидеров и их влияние на группу, а также процесс дифференциации лидерских ролей в команде и ее характерные особенности. Исходя из этого, был сделан ряд выводов: В любой группе всегда возникает человек или небольшая группа людей, которые становятся лидерами; в настоящее время в социальной психологии существует ряд понятий, которые учитывают теорию происхождения лидерства — теорию «лидерских качеств», «ситуационную теорию лидерства», «синтетическую теорию лидерства»; определены 3 основных стиля лидерства — демократический, автократический и либеральный. Лидер может выполнять различные функции в спортивной команде, и в этом контексте принято различать лидерские роли — роль инструментального (делового) лидера и роль выразительного (эмоционального) лидера.
Вторая глава описывает внедрение методов и тренировок в спортивную группу по художественной гимнастике. Все поставленные цели и задачи были выполнены и обоснованы результатами исследования.
Выявление характеристик и способов проявления лидерских качеств в изученной нами группе и подтверждение нашей гипотезы. Были получены интересные результаты. Оказывается, в группе, которую мы изучали, есть как формальные, так и неформальные лидеры. Капитан команды является лидером, и ему удается не только быть формальным лидером, то есть руководить командой, но он также имеет большой авторитет и уважение со стороны группы, но есть и неформальные лидеры в группе, которые также удается найти и заслужить авторитет среди других женщин-спортсменов.
Таким образом, лидерство является функцией общего социального контекста, включая потребности членов группы, характер поставленной задачи, источник лидерства и его влияние (авторитет).
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/fenomen-liderstva-v-kollektive/
Бендас Т.В. Методика изучения организации группы и ее руководителей // Актуальные проблемы социальной психологии: тезисы научных докладов симпозиума Всесоюзного союза социальной психологии. CH. Кострома, 2000.
2. http://www.referat-web.ru/referat9613.html .
3. Емельянов Ю. М. Лидерство и групповая динамика. 2007.
4. bendas T.V. Гендерная психология: учебник. — Санкт-Петербург: Питер, 2005.
5. Парыгин Б.Д. Менеджмент и лидерство // Менеджмент и лидерство (Опыт исследований в области социальной психологии 2006).
6.
6. Феномен харизмы в общественном сознании: Дис. Кандидат философских наук. — Пермь, 2007.
7 Фатьева И., Нежельская О. С чего начинается лидер / Переведено с английского. — М.: Альпина, 2005.
8. 8) Кричевский Р.Л. Психология лидерства. Учебник. М.: Устав, 2007.
9. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. — Минский государственный экономический университет, 2006.
10. http://xreferat.ru/84/1636-1-liderstvo.html .
11. Бендас Т. В. Методика выявления лидеров группы // Вестник практической психологии образования. 2008.
12. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. — БГЭУ Минск, 2006.
13. Лидерство, основанное на принципах Covey S.R.. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
Бендас Т.В. XII Европейский конгресс промышленной и организационной психологии // Журнал психологии, 2006.
15 Словарь / Эд. от М.Ю. Кондратьев // Психологический словарь. Энциклопедический словарь в шести томах / Под ред. Л.А. Карпенко. Под редакцией А.В. Петровского. — ПОД РЕДАКЦИЕЙ А.ПЕТРОВСКОГО. М.: КАК ТАКОВОЙ, 2006 ГОД.
16. .
17. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С. Степанов. 2005.
Крюгер В. Управление командой. М.: Омега, 2006.
18. дайл Д., Кангеми Ю., Ковальский К. Лидерство в преобразовании реальности // Психология. Высшая школа экономики, 2004.
19. Лидерство в команде .
20. Джамагаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. М.: Фис. 2005.
21. bendas T.V. Гендерная психология руководства: монография. — Оренбург: ОГУ, 2000.
22. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 2006.
23 Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с английского Ханина Ю.Л. — М.: Физкультура и спорт, 2007.
24. спортивная психология в работах отечественных специалистов: учебник. СПб: Питер, 2002.
25. гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физической культуры и спорта. АКАДЕМИЯ, 2000.
26 Фатьева И., Нежельская О. С чего начинается лидер / Переведено с английского. — М.: Альпина, 2005.
27. В.Б. Шапар. Рабочая тетрадь практикующего психолога. — М.: АСТ, 2007.
28. Емельянова М. Воспитание детского лидера // Образование школьников. — 2006.
29. Курочкина, М.И. Деловая игра в тренинге лидеров. — 2001.
30 Базарова К.Т. Социально-психологические факторы развития лидерства. 2008.
31. Макова Л. П. Воспитание толерантности в образовательном процессе школы как способ преодоления межличностных конфликтов молодежи. // Гуманистические допросы. — 2008.
32 Андреева Г.М. Социальная психология. — 5-е пересмотренное и дополненное издание — М.: Пресса Аспектов, 2006.
33. метод «Q — сортировка» (В. Стефансон) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 томах. — М., 2001. ТОМ. 2. S. 65-69.