Глава 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ, Специальная дошкольная педагогика —
Объектом специальной дошкольной педагогики является специальное дошкольное образование детей, имеющих особые образовательные потребности.
Предмет специальной дошкольной педагогики — теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями в развитии.
Субъектом,
Задачами специальной дошкольной педагогики как науки являются следующие:
1. Разработка теоретических и методологических основ изучения, воспитания, обучения и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями и нарушениями в развитии.
2. Определение стратегии развития национальной системы специального дошкольного образования.
3. Разработка теоретических подходов к дифференциальной диагностике, дифференцированному обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.
4. Разработка педагогических технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.
5. Определение стратегии построения равноуровневых программ для каждого типа специального дошкольного учреждения.
6. Поиск и разработка вариативных форм организации специального образования.
7. Создание необходимой учебно-методической базы в подго-тоикс учителя-дефектолога к коррекционно-педагогической работе с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста с недостатками в психофизическом развитии.
Основной целью специального дошкольного воспитания является создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами специального образования.
Специальное дошкольное образование базируется на системе общих и специфических требований и психолого-педагогических усло вий, направленных на развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Общим требованием является формирование свойственных возрасту личностных психологических новообразований и предпосылок для перехода к следующему возрастному периоду. Создание адекватных условий, учитывающих особенности психического развития ребенка при разных вариантах и видах нарушений, относится к специфическим требованиям. Они реализуются через коррекцию психических процессов, мышления, речи и деятельности ребенка, в ходе компенсации имеющихся у него нарушений, а также через гармоничную социализацию.
Выдающиеся педагоги дошкольного образования XX века, внесшие ...
... проблемы дошкольной педагогики, уделяла большое внимание вопросам эстетического воспитания детей. Е. А. Флерина раскрыла важные особенности эстетического развития детей. Разработала методики развития речи и художественного слова, изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В ...
Коррекция (от лат. соггесНо — исправление) — это система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей.
Компенсация (от лат. сотрепзайо — возмещение, уравнивание) — это сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также замещение последних. В результате развития процессов компенсации функциональное нарушение, вызванное повреждениями, в той или иной степени возмещается.
Социализация — это, во-первых, процесс и результат активного усвоения индивидом социального опыта, который включает в себя социальное познание, социальное научение, социальную адаптацию и социальное преобразование себя и окружающей действительности. Во-вторых, это интеграция человека в систему социальных отношений в различные типы социальных общностей, усвоение ими элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются поведение, самосознание и качества личности.
Методы науки
Выбор этих методов определяется постановкой целей и задач психолого-педагогического изучения ребенка, его социальной ситуации развития и выбором стратегии коррекционно-развиваю-щего воздействия.
В нормативно-правовой документации используются несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования. Это такие понятия как «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями». Все эти термины имеют специфическую область применения.
Дети с нарушениями в развитии, Дети с отклонениями в психофизическом развитии —, Дети с ограниченными возможностями здоровья —, Дети с особыми образовательными потребностями —
детей следующих категорий:
- дети с нарушениями слуха;
- дети с нарушениями зрения;
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушениями речи;
- дети с эмоциональными расстройствами, в том числе с ранним детским аутизмом;
- дети с нарушением поведения и деятельности;
- дети с тяжелыми множественными нарушениями.
2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
‘
- 1
К основным категориям нарушенного и отклоняющегося развития относятся:
Нарушения интеллекта (умственно отсталые дети)
Понятие «умственная отсталость» в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.
По международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра (МКБ-9) выделялись следующие группы:
- а) умственная отсталость в степени дебильности (дети с относительно легкой, неглубокой умственной отсталостью);
- б) умственная отсталость в степени имбецильности (дети с глубокой умственной отсталостью);
- в) умственная отсталость в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой, глубокой умственной отсталостью).
22 стр., 10541 слов
Межличностные отношения детей с задержкой психического развития
... работы; Осуществить эмпирическое исследование по диагностике межличностных отношений у детей; Предмет исследования: особенности межличностных отношений у детей с ЗПР. Объект исследования: межличностные отношения. Гипотеза: нарушение темпов интеллектуального развития у детей с задержкой умственного развития, ...
По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкая (1(2 в пределах 40—69), умеренная (1(2 в пределах 35—49), тяжелая (19 в пределах 20—34), глубокая (1(2 ниже 20) умственная отсталость. (Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — СПб., 1999).
Задержка психического развития у детей (ЗПР)
Задержка психического развития чаще всего относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания.
По этиопатогенетической классификации различают следующие варианты:
а) задержка психического развития конституционального ге-неза;
- б) задержка психического развития соматогенного генеза;
- в) задержка психического развития психогенного генеза;
- г) задержка психического развития церебрально-органического происхождения.
Нарушения зрения
а) слепота (слепые дети со светоощущением и с остаточным зрением — острота зрения на лучше видящем глазу от 0,01 до 0,04),
б) слабовидение (дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции от 0,05 до 0,2, а также в пределах О, 30, 4 при значительном нарушении других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях);
в) косоглазие и амблиопия (дети с остротой зрения выше 0,4).
Нарушения слуха
а) глухота (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо более 85дБ);
- б) тугоухость (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо менее 85дБ);
в) поздняя потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3—4 лет и позже, сохранивших речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты).
Нарушения опорно-двигательного аппарата, Данные нарушения имеют причиной:
а) заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит.
б) врожденную патологию опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея;
косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).
в) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;
- полиартрит;
10 заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);
системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).
Интеграция и социализация лиц с нарушением зрения
... интеграции детей с нарушением зрения дошкольного возраста занимают создаваемые консультативные группы, которые дают специфические навыки и знания детям, не посещающим специальные дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения, или детям, воспитывающимся в массовых дошкольных учреждениях. В условиях интеграции детей с нарушениями зрения ...
Нарушения речи
а) системные нарушения речи (алалия, афазия);
- б) нарушение строения и функции речевого аппарата (ринола-лия, дизартрия, сложная дислалия);
- в) нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия);
- г) нарушение темпо-ритмической стороны речи (заикание);
- д) нарушение мотивообразующей стороны речи (мутизм).
Эмоциональные расстройства
а) ранний детский аутизм;
- б) эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью;
- в) эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством;
- г) фобическое тревожное расстройство детского возраста;
- д) смешанные расстройства поведения и эмоций.
Тяжелые множественные нарушения
Эта категория нарушений характеризуется сочетанием двух или более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, нарушения опорно-двигательного аппарата и глухоты и т.д. В современной специальной психологии в категории тяжелых множественных нарушений наиболее подробно описаны слепоглухие дети. К этому контингенту относятся слепые и слабовидящие дети с остротой зрения до 0,2 включительно и с более высокой остротой зрения, у которых слух снижен в такой степени, что это привело к отсутствию или глубокому недоразвитию речи.
3. ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
У всех детей с отклоняющимся развитием, независимо от вида нарушений, имеются как
трудности,
Следует учитывать, что одни и те же вторичные отклонения в развитии могут наблюдаться при разных первичных нарушениях, и наоборот — при одном и том же первичном нарушении отсутствует полное совпадение проявляемых при этом вторичных отклонений, типичных для того или иного вида дефицитарного развития у детей. Эти факты подтверждают мысль Л. С. Выготского о том, что не только первичное нарушение определяет структуру и характер отклонений, но и условия воспитания, которые могут либо усиливать дефицитарность, либо способствовать ее преодолению. Например, при умственной отсталости, при которой интеллектуальное нарушение является первичным, у одного ребенка может быть сформировано адекватное поведение и приемлемые формы общения с детьми и взрослыми, а у другого умственно отсталого ребенка отмечается дезорганизованное поведение (полевое, ситуативно неадекватное), сочетающееся с отсутствием способов общения даже в повседневных, бытовых ситуациях. Вместе с тем, такого характера вторичные отклонения могут наблюдаться у детей с другими нарушениями: например, у детей с эмоциональными расстройствами.
общих проблем
Специфические трудности,
12
Дошкольная коррекционная педагогика, рассматривая вопросы воспитания и обучения каждого конкретного ребенка и детей определенной категории, постоянно учитывает общий фон виталь-ных и образовательных потребностей ребенка, его общие и специфические особенности, направленность на формирование компенсаторных механизмов и коррекцию имеющихся нарушений в развитии. Наряду с этим важно постоянно помнить о том, что для ребенка семья является первым и главным социальным институтом. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим проблемным ребенком также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики.
Право каждого ребенка на образование в международном законодательстве
... целью реферата является исследование накопленного к настоящему времени правового и теоретического материала по вопросам регулирования и защиты права детей на образование ... установление эквивалентности документов об образовании; развитие академических обменов, обучение иностранных граждан в российских образовательных учреждениях профессионального образования; развитие совместных научных исследований ...
Вопросы и практические задания
1. Назовите предмет, задачи и методы науки дошкольной коррекционной педагогики.
2. Дайте определение понятий «коррекция», «компенсация» и «социализация», используемых в области дошкольной коррекционной педагогики.
3. Охарактеризуйте взаимосвязь первичных нарушений и вторичных отклонений в развитии.
4. Подготовьте рефераты на следующие темы: «Этапы становления специального образования в России и за рубежом», «Современные тенденции развития специального образования в нашей стране», «Общие и специфические особенности развития детей с особыми образовательными потребностями».
Литература, Выготский Л. С., Екжанова Е. А., Катаева А. А., Стребелева Е. А., Лубовский В. И., Малофеев Н. Н., Малофеев Н. Н., Певзнер М. С., Глава 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ, КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА
1. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРИСВОЕНИЯ РЕБЕНКОМ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА
Психическое развитие ребенка происходит в результате усвоения и присвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с отклонениями в развитии выпадает из ситуации социального и культурного пласта общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к ребенку с нарушениями развития перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Такое выпадение из традиционного образовательного пространства нарушает условия врастания ребенка в культуру, страдает реализация его права на наследование социального и культурного опыта человечества.
Возникает объективная потребность в обходных путях, других способах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить такому ребенку все необходимые условия для врастания в культуру, для реализации его права на наследование общественно-исторического социального опыта.
Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии (говоря современным языком «реализация особых образовательных потребностей») осуществляются в сфере образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного.
Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного
14
опыта составляют суть и определяют значение реабилитации средствами образования.
Государственная система специализированных дошкольных образовательных учреждений призвана выполнять следующие задачи (функции):
Типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для ...
... школы - коррекция дефектов устной и письменной речи, отклонений в психофизическом развитии учащихся, закреплении речевых навыков, активизации речевых форм общения. -Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей ... Организовано два типа школ для слепых детей: десятилетняя (обучение в объеме восьмилетней общеобразовательной школы) и двенадцатилетняя (дети получают среднее ...
- обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;
- защита ребенка с нарушением в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;
- сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образовательных дошкольных учреждений;
- выработка требований, предъявляемых к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия;
- обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм и коррекционно-развивающих технологий;
- обеспечение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений с учетом структуры нарушения воспитанников (с учетом реальных возможностей региона);
- разработка требований, предъявляемых к подготовке квалифицированных педагогических кадров.
В отечественном специальном образовании сделано очень много (и это признано во всем мире) для обоснования положения о том, что ребенок с отклонениями в развитии имеет особые образовательные потребности и, не будучи готов к усвоению общеобразовательных программ, нуждается в специальных условиях, которые обеспечивают усвоение жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития. На сегодняшний день существует 15 направлений специального обучения, реализуемых в 8 основных типах дошкольных учреждений с обеспечением содержания, методов и форм организации. К настоящему времени разработаны разноуровневые программы для каждого типа дошкольного учреждения и вариативные формы организации специального образования.
2. ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА
Содержание и методы воспитания и обучения строятся с учетом современных представлений о сущности психического развития, о роли психологической целостности интеллектуального и эмоционального факторов в становлении личности, об особенностях и своеобразии становления психики ребенка с нарушениями развития, а также ведущей роли обучения в психическом развитии человека.
15
как общей, так и коррекционной
Основными принципами дошкольной педагогики являются:
единство воспитательного и образовательного процессов,
научность содержания обучения,
учет возрастных возможностей ребенка,
доступность материала,
повторяемость материала,
концентричность материала.
принципами коррекционной дошкольной педагогики
принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка;
- принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями;
- принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;
- деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;
- принцип раннего начала коррекционно-педагогического воз-дейстия.
социальную направленность
Социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной ...
... социально-педагогическое сопровождение. [24, с.352] Под социально-педагогическим сопровождением понимается не только совокупность разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания ...
базовые направления
16
можную целостность, гармоничность личностного развития ребенка. Это осуществляется в процессе социального развития, физического воспитания, познавательного развития, формирования механизмов ведущей деятельности, свойственной определенному периоду детства, продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда), эстетического воспитания. В совокупности эти направления работы обеспечивают решение общеразвивающих задач.
3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ
В настоящее время в нашей стране широко реализуется комплексный подход к изучению детей с нарушениями и отклонениями в развитии. Комплексный подход предполагает всестороннее обследование и оценку особенностей развития ребенка и охватывает не только познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, а также состояние слуха, зрения, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние. В таком обследовании принимают участие различные специалисты: врачи-невропатологи, психиатры, генетики, физиологи, психологи, дефектоло-
ги и др.
Методы обследования: клинические методы — неврологическое обследование, клинико-генеалогический анализ и определение ка-риотипа, биохимические методы и т. д.; нейропсихологическое обследование; психолого-педагогические методы: изучение истории развития ребенка, наблюдение, беседа, психолого-педагогическое обследование, тесты, использование графических методик, анализ продуктивной деятельности (рисунки, поделки, аппликация и др.).
Специфика психолого-педагогического обследования заключается в системном анализе явлений детского развития: изучается социальная ситуация развития ребенка, рассматривается иерархия деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка.
4. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ
Своевременная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование у него предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.
В системе образования педагогическая помощь этим детям реализуется в разных организационных формах.
в дошкольных
компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии;
- комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;
- общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.
в группах кратковременного
Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии осуществляется также:
в образовательных учреждениях
Особенности внимания у детей с синдромом дефицита внимания с ...
... Трудности обучения (восприятия и мышления); Гиперактивность (чаще в новой обстановке); Недостаточность ... им агрессивность обостряет положение ребенка в социальной среде. Из-за недостаточной внимательности ... существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко — ... не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и ...
в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного
в учреждениях дополнительного образования:
Комплектование
Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-
18
педагогической и медико-социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования, здравоохранения и социальной защиты по согласованию с родителями (законными представителями ребенка).
Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа комплектуются органами здравоохранения.
В учреждения дополнительного образования дошкольники с отклонениями в развитии принимаются по желанию родителей и по рекомендации специалистов.
Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа — детский сад» компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного пребывания осуществляются в соответствии со специальным учебным планом и программами, в том числе и лицензированными авторскими. В данных учреждениях создается предметно развивающая среда, отвечающая особенностям развития дошкольников с теми или иными отклонениями в развитии. Воспитание и обучение детей осуществляется специально подготовленными учителями-де-фектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому воспитанию.
Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий:
- осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов;
- обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;
- наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели интегрированного воспитания.
Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из форм внутри системы. Интеграция — модель специальной педагогики; интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с отклонением в развитии остается под ее патронатом: он либо воспитывается в специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с нормально развивающимися детьми. Можно считать, что интеграция сближает две образовательные систе-
19
мы — общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.
В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей развития детей интеграция должна осуществляться в различных ее формах:
комбинированная интеграция.
частичная интеграция.
временная интеграция,
Реализация всех этих форм предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в развитии в коллективе здоровых сверстников.
Предметные игры детей раннего возраста
... В данном случае речь, конечно, пойдет не об этом. В раннем детском возрасте преобладает предметное общение. Развитие предметной деятельности ребенка связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые выработаны ... не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это ...
Полная интеграция
Осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации дошкольников с особыми нуждами, а для
20
нормально развивающихся детей должно создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой единое сообщество людей.
Целенаправленная работа по интеграции детей с отклонениями в развитии является обязательным компонентом деятельности ДОУ как общеразвивающего и комбинированного, так и компенсирующего вида. Если перед специальными дошкольными учреждениями (группами, отделениями) стоит задача осуществления кор-рекционного воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии, то перед общеразвивающими ДОУ и учреждениями «Начальная школа-детский сад», в которые интегрированы отдельные дети с отклонениями в развитии, оказываются принципиально иные задачи:
- педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направленные на выявление дошкольников с подозрением на отклонение в развитии;
- работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необходимости комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка;
- постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в развитии индивидуальными коррекционно-разви-вающими занятиями с учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами (в условиях учреждения или вне его).
Занятия строятся с учетом особенностей развития ребенка с тем или иным отклонением в развитии;
- обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка с отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в соответствии с рекомендациями специалистов: врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога;
- обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с отклонением в развитии;
- работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению, соблюдения рекомендаций специалистов, оказания помощи дошкольнику в овладении программными требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся детей;
- целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с отклонениями в развитии, за его продвижением — с целью своевременного решения вопроса об изменениях в процессе его воспитания и обучения. Речь может идти а) о желательности перевода дошкольника в специальное учреждение (группу);
- б) об интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании в ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся до-
21
школьников, о совершенствовании материально-технической базы интегрированного воспитания; в) об оказании помощи воспитателям в организации обучения ребенка с отклонениями в развитии в среде нормально развивающихся детей.
Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка. При этом соблюдаются следующие условия:
- содержание воспитания и обучения направлено на амплификацию (обогащение) развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
- задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитывают структуру, степень и характер нарушений в развитии;
- содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды детства различны;
- материально-технические и медико-социальные условия, предметно развивающая среда соответствуют образовательным и кор-рекционным задачам;
— профессиональная подготовка специалистов направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие, коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно совершенствоваться и соответствовать достижениям передовой науки и практики.
5. СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА
Личностно ориентированный подход является основным требованием к организации взаимодействия взрослого с ребенком в ходе коррекционно-педагогического процесса и направлен на обеспечение психологической защищенности и создание психологического комфорта каждому ребенку.
Характер взаимодействия взрослого с ребенком должен соответствовать ведущим мотивам и потребностям возраста. При этом учитывается специфичность психического развития, характерная для конкретного вида патологии, структура нарушения, а также актуальный и потенциальный уровни развития ребенка. Возрастная периодизация, разработанная в отношении нормально развивающихся детей, является для взрослого ориентиром при его взаимодействии с детьми, имеющими нарушения в развитии. Однако этот важный процесс строится с учетом тех искажений в развитии ребенка, которые происходят вследствие органических либо функциональных нарушений. Когда партнером по взаимодействию яв-
22
ляется ребенок, развитие которого в силу определенных причин не может протекать нормально, позиция взрослого становится более ответственной. Ведь известно, что психическое развитие проблемного ребенка гораздо в большей степени, чем в норме, зависит от условий, в которых он находится. В силу того что психическая активность (один из необходимых факторов благополучного развития), к примеру, у детей с ранним органическим поражением ЦНС может быть выражена чрезвычайно слабо, главным инициатором взаимодействия гораздо дольше остается взрослый.
младенческий период,
раннего возраста
в дошкольном возрасте
Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в признании его достижений (не ищет промахи и недостатки в рисунках, конструкциях, поделках, не привлекает внимание к неловким движениям и т.д.), формируя тем самым у ребенка чувство самодостаточности и гордости за достигнутые результаты. Обращает внимание на развитие внеситуативных форм взаимодействия, воспиты-
23
вает у ребенка умение положительно воспринимать сверстника и взаимодействовать с ним. Взрослый является активным участником (соучастником) деятельности детей как на занятиях, так и вне их. В целом, взаимодействие взрослого с детьми, имеющими различные проблемы в развитии, должно способствовать возникновению у ребенка образа «Я», «Я-позиции», осознанию себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, стимулировать формирование познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (произвольности и самостоятельности, познавательной активности, самосознания и ответственности).
6. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ
предметно-развивающей
Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение являются мощным фактором, обогащающим детское развитие. В основе организации такой среды лежит системный подход к кор-рекционно-развивающему обучению детей с нарушениями в развитии и современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка младенческого, раннего и дошкольного возраста. Важнейшим механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка, ее разнообразные виды: общение, игра, движение, труд, конструирование, рисование. На разных этапах воспитания те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих: в период младенчества — ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми, в период раннего детства — предметная деятельность, в дошкольном детстве — игровая.
Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.
Предметно развивающая среда детства — это система условий, способствующих развитию всех видов детской деятельности, коррекции отклонений высших психических функций и становлению личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. К ним относятся: природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-
24
игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий и др.
Определить базовое содержание компонентов развивающей предметной среды современного дошкольного учреждения возможно только опираясь на деятельностно-возрастной подход. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребности как актуального, ближайшего, так и перспективного развития ребенка и отвечать его индивидуальным способностям.
В зависимости от типа детского учреждения, коррекционной направленности содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать особый колорит. При этом предметно развивающая среда предполагает вариативность, обеспечиваемую на содержательно-педагогическом и проективно-дизайнерском уровне.
Предметная среда должна быть системной, т. е. отвечать вполне определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также основным принципам национальной культуры.
Материально-техническое обеспечение
Дети, имеющие те или иные нарушения в развитии, должны быть обеспечены индивидуальными техническими средствами коррекции при наличии медицинских показаний к их использованию.
ДОУ общеразвивающего вида, в которых воспитываются дети с нарушениями в развитии, и специальные ДОУ оборудуются с учетом нахождения в них детей определенной категории: должны быть предусмотрены специальные порожки, светозащитные технические устройства из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием для детей с нарушениями зрения; пандусы для подъема и спуска детей с опорно-двигательными нарушениями.
Кроме того, специальные ДОУ и специальные группы в комбинированных ДОУ должны быть обеспечены таким оборудованием, как звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования и специальные приборы с программами «Видимая речь» для детей с нарушениями слуха; оптические средства коррекции (различного рода лупы — ручные, опорные, стационарные; очки — микроскопические, телескопические; монокуляры и бинокуляры; проекционные увеличивающие аппараты — эпи- и диапроекторы; специальные оптические системы; трости, приборы эхолокаторы, сканеры; специальные пишущие машинки, компьютеры со строкой по системе Брайля; приборы для рельеф-
25
вает у ребенка умение положительно воспринимать сверстника и взаимодействовать с ним. Взрослый является активным участником (соучастником) деятельности детей как на занятиях, так и вне их. В целом, взаимодействие взрослого с детьми, имеющими различные проблемы в развитии, должно способствовать возникновению у ребенка образа «Я», «Я-позиции», осознанию себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, стимулировать формирование познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (произвольности и самостоятельности, познавательной активности, самосознания и ответственности).
6. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ
предметно-развивающей
Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение являются мощным фактором, обогащающим детское развитие. В основе организации такой среды лежит системный подход к кор-рекционно-развивающему обучению детей с нарушениями в развитии и современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка младенческого, раннего и дошкольного возраста. Важнейшим механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка, ее разнообразные виды: общение, игра, движение, труд, конструирование, рисование. На разных этапах воспитания те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих: в период младенчества — ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми, в период раннего детства — предметная деятельность, в дошкольном детстве — игровая.
Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.
Предметно развивающая среда детства — это система условий, способствующих развитию всех видов детской деятельности, коррекции отклонений высших психических функций и становлению личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. К ним относятся: природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-
24
игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий и др.
Определить базовое содержание компонентов развивающей предметной среды современного дошкольного учреждения возможно только опираясь на деятельностно-возрастной подход. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребности как актуального, ближайшего, так и перспективного развития ребенка и отвечать его индивидуальным способностям.
В зависимости от типа детского учреждения, коррекционной направленности содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать особый колорит. При этом предметно развивающая среда предполагает вариативность, обеспечиваемую на содержательно-педагогическом и проективно-дизайнерском уровне.
Предметная среда должна быть системной, т. е. отвечать вполне определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также основным принципам национальной культуры.
Материально-техническое обеспечение
Дети, имеющие те или иные нарушения в развитии, должны быть обеспечены индивидуальными техническими средствами коррекции при наличии медицинских показаний к их использованию.
ДОУ общеразвивающего вида, в которых воспитываются дети с нарушениями в развитии, и специальные ДОУ оборудуются с учетом нахождения в них детей определенной категории: должны быть предусмотрены специальные порожки, светозащитные технические устройства из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием для детей с нарушениями зрения; пандусы для подъема и спуска детей с опорно-двигательными нарушениями.
Кроме того, специальные ДОУ и специальные группы в комбинированных ДОУ должны быть обеспечены таким оборудованием, как звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования и специальные приборы с программами «Видимая речь» для детей с нарушениями слуха; оптические средства коррекции (различного рода лупы — ручные, опорные, стационарные; очки — микроскопические, телескопические; монокуляры и бинокуляры; проекционные увеличивающие аппараты — эпи- и диапроекторы; специальные оптические системы; трости, приборы эхолокаторы, сканеры; специальные пишущие машинки, компьютеры со строкой по системе Брайля; приборы для рельеф-
25
Первая задача, Вторая задача
При этом необходимо создать следующие педагогические условия:
Первое — создание предметно-развивающей среды. Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми. При организации общения необходимо исходить из интересов и потребностей ребенка и его уровня развития, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия. Предметно развивающая среда должна быть для ребенка информативной, удовлетворять его возрастные потребности в новизне, преобразовательной деятельности и самоутверждении.
Второе — с детьми должен работать специалист (педагог-де-фектолог), которому следует уметь:
- устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, в результате которого у ребенка возникает чувство психологической защищенности и психологического комфорта в тот период, когда у него формируется образ «Я» и «Я-сознание»;
- правильно выбирать способы постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывая его познавательные возможности;
- определять способы передачи ребенку общественного опыта, соответствующие уровню его развития;
- организовывать самостоятельную деятельность детей.
На начальном этапе коррекционной работы важно создать у ребенка готовность к усвоению способов передачи общественного опыта. Среди этих способов выделяются следующие: совместные действия взрослого и ребенка; указательные жесты; подражание действиям взрослого; действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельнос-
28
ти (целенаправленные пробы, практическое примеривание, а позже и зрительная ориентировка).
Третье — содержание, методы и приемы работы должны отвечать развивающему характеру обучения; отвечать требованию единства диагностики и коррекции; строиться с учетом возрастных особенностей; знания генетического хода развития; основываться на деятельностном подходе к становлению личности ребенка.
Четвертое —
Пятое — формирование у детей адекватных форм взаимодействия со сверстниками, включение ребенка в детский коллектив. При этом вначале уделяется внимание формированию представлений о себе, о своих близких людях, а затем о сверстниках. Взрослый помогает ребенку воспринять и выделить сверстника, а затем сформировать потребность в общении со сверстниками в определенной ситуации и определенной деятельности (например, на музыкальных занятиях).
В дальнейшем ребенок постепенно включается в совместные действия с другими детьми в различных ситуациях.
В настоящее время исследованиями доказано (Е. Р. Баенская, Э. И. Леонгард, Т. В. Пелымская, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребеле-ва, Н. Д. Шматко и др.), что раннее выявление отклонений в развитии и коррекционно-педагогическая работа с ребенком и его родителями дают возможность своевременно сформировать у проблемного ребенка способы усвоения общественного опыта и потребность в общении с другими детьми, а в дальнейшем реализовать интегративный подход к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
При осуществлении интегративного подхода ребенок должен получать коррекционную поддержку, при этом необходимо вести динамическое наблюдение и контроль за его психическим развитием.
Большое внимание уделяется организации и разработке содержания коррекционно-педагогической работы в группах кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего вида. Составляются индивидуальные коррекционные программы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии (работа с родителями, содержание педагогической работы с ребенком).
Разрабатываются новые формы взаимодействия образовательных учреждений и семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями или отклонениями в развитии. Определяется роль специалис-
29
тов-психологов и педагогов-дефектологов в налаживании сотрудничества и взаимодействия родителей со своим ребенком.
Таким образом, дошкольная коррекционная педагогика разрабатывает новые социально-педагогические и коррекционно-раз-вивающие модели в дошкольном образовании. Разработка новых моделей в специальном образовании определяется следующими основными факторами:
- гуманистическими идеями о ценности личности, закрепленными в Декларациях ООН: «О правах инвалидов», 1975, «О правах умственно отсталых лиц», 1991 и «Конвенции о правах ребенка», 1989, что предполагает неизбежный переход к созданию в нашей стране единого образовательного пространства;
- стратегией дошкольного воспитания, предполагающей развитие вариативных форм образования в России;
- социально-педагогическими потребностями семьи, воспитывающей ребенка с психофизическими нарушениями;
— результатами научных исследований в области дошкольной кор-рекционной педагогики, в которых показаны необходимость проведения контроля за психическим развитием ребенка с первых месяцев жизни, наличие потенциальных возможностей развития проблемных детей раннего и дошкольного возраста при оказании им адекватной коррекционной поддержки, определены принципы для разработки содержания коррекционно-развивающего обучения, доказана необходимость включения семьи в коррекционно-педаго-гический процесс.
Вопросы и практические задания
1. Перечислите принципы организации и проведения коррекционно-педагогического процесса.
2. Расскажите о характере и содержании взаимодействия взрослых с детьми в различные периоды детства.
3. Каковы требования к предметно развивающей среде и материально-техническим условиям в дошкольном образовательном учреждении кор-рекционного вида?
4. Дайте обоснование необходимости и возможности реализации интегрированного подхода к воспитанию детей с отклонениями в развитии.
5. Каковы перспективные направления развития специальной дошкольной педагогики?
Литература, Лубовский В. И., Малофеев Н.Н., Малофеев Н.Н., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А.
в. Шматко Н.Д.