В настоящее время многие дети относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Среди них значительный процент составляют дети с умственной отсталостью, у которых вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушен нормальный ход психического развития. Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир.
Для успешной социализации младших школьников с умственной отсталостью важны полноценные представления об окружающем мире. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем, повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, развивается познавательная сфера и личностные качества.
Недостатки представлений у детей с нарушениями интеллектуального развития отмечались во многих трудах отечественных ученых-дефектологов (Л.С. Выготский, И.М. Соловьев, И.М. Бгажнокова, С.Г. Шевченко, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф и др.).
Современные исследователи уделяют много внимания вопросам познания детьми различных аспектов окружающего природного и социального мира (И.М. Бгажнокова, С.Г. Ералиева, Н.В. Матвеева, Л.Ю. Шамко).
Проблема формирования представлений об окружающем мире у второклассников с лёгкой степенью умственной отсталости заключается в том, что они не испытывают потребность в познании. Знания и представления об окружающем мире у этих детей значительно ограничены и примитивны. Они воспринимают объекты окружающего мира недостаточно дифференцированно, не выделяют их существенные и второстепенные признаки. Дети с легкой степенью умственной отсталости плохо запоминают и с трудом актуализируют информацию. Поэтому представления их становятся бедными, неточными, искаженными [16].
Особенности психического и моторного развития умственно отсталого ...
... развитии умственно отсталого ребенка является условно пятый год жизни. В этом возрасте он начинает проявлять интерес к игрушкам, а, следовательно, получает простейшие представления ... год жизни. У умственно отсталых детей с раннего возраста наблюдается снижение интереса к окружающему, безразличие, общая ... можно принять за интерес с окружающим предметному миру: дети хватают в руки все, что ...
Наиболее значимы для недостатков представлений об окружающем такие особенности, как трудности запоминания названий познаваемых объектов, забывание информации, существенной для их характеристики.
Исходя из вышесказанного, была определена тема дипломной работы: «Формирование представлений об окружающем мире у второклассников с лёгкой степенью умственной отсталости».
Цель работы: изучение представлений об окружающем мире на примере темы «Человек» и доказательство эффективности предложенной системы уроков с использованием индивидуально-ориентированных наглядно-практических заданий.
Объект исследования: представления об окружающем мире второклассников с лёгкой степенью умственной отсталости на примере темы «Человек».
Предмет исследования: процесс формирования представлений об окружающем мире на примере темы «Человек» у второклассников с лёгкой степенью умственной отсталости на уроках живого мира.
Гипотеза: Формирование представлений об окружающем мире (на примере темы «Человек») у второклассников с лёгкой степенью умственной отсталости будет протекать более эффективно при использовании индивидуально-ориентированных наглядно-практических заданий на уроках живого мира.
Задачи:
-
Изучить специальную психолого-педагогическую, медицинскую литературу по проблеме исследования.
-
Выявить актуальный уровень сформированности представлений об окружающем мире на примере темы «Человек» у второклассников с лёгкой степенью умственной отсталости.
-
Разработать индивидуально-ориентированные наглядно-практические задания, нацеленные на формирование представлений об окружающем мире умственно отсталых второклассников.
-
Провести коррекционно-развивающее обучение второклассников с лёгкой степенью умственной отсталости с использованием индивидуально-ориентированных наглядно-практических заданий.
-
Доказать эффективность разработанных индивидуально-ориентированных наглядно-практических заданий, нацеленных на формирование представлений об окружающем мире.
Методы исследования: 1) теоретические — анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме научного исследования, конкретизация отдельных понятий и определений в соответствии с темой исследования; 2) эмпирические — анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; беседа; 3) метод обработки полученных результатов — качественный анализ.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Общие закономерности формирования представлений об окружающем мире у младших школьников в норме
Младший школьный возраст выделяется как период высокого интереса к окружающему миру. Ознакомление школьников с окружающим миром — это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему.
Психолого-педагогические аспекты восприятия младшим школьником ...
... формирования восприятия окружающей действительности младшим школьником Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: ... 1. Психолого-педагогические аспекты восприятия младшим школьником предметов и явлений окружающего мира 1.1 Особенности восприятия младшего школьника Восприятие – это следующий за ...
Окружающий мир – это то, что нас окружает, что вокруг нас. Это разные существа и предметы: животные, люди, деревья, дома, небо, тучи .
Формирование знаний об окружающем мире, о предметах и явлениях – это важный компонент умственного развития ребенка. В содержание знаний об окружающем мире входит формирование точных и полных представлений о свойствах, качествах и назначении предметов. Дети могут накапливать знания об окружающем мире в быту, во время прогулок, в разных видах деятельности. Жизнь и деятельность человека немыслимы вне связи с окружающим миром. Лишь разумно организованное взаимодействие обеспечивает предпосылки для полноценного развития личности, гарантирует возможность нормального существования природы и человеческого общества.
Усвоение норм взаимодействия человека с окружающей средой целенаправленно осуществляется с начала пребывания ребенка в школе. Для развития представлений личности об окружающем мире младший школьный возраст особенно сензитивен. В то же время их формирование в начальной школе не всегда опирается на принцип целостности .
Стремление к познанию окружающего мира и себя изначально заложено в самой природе ребёнка. Познавая окружающий мир, он приобретает необходимый жизненный опыт. Рихтерман Т.Д. писала, что «Чем шире раскрывается ребёнку окружающий мир, тем более выраженным становится познавательный интерес» .
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления. В основе познания лежит мышление. Предмет или явление могут восстанавливаться в памяти, вспоминаться. В содержание ознакомления младших школьников с окружающей действительностью, прежде всего, входит накопление знаний в виде чувственных образов. Поэтому взрослые стараются привлечь внимание детей к различным предметам, благодаря которым происходит накопление представлений об их качествах и свойствах.
Младший школьный возраст выделяется как период высокого интереса к окружающему миру. В нем закладывается основа для миропонимания, формирования естественнонаучной картины мира (В.В. Абраменкова, А.В. Зак, Ю.А. Аксенова, Л.В. Занков, В.Р. Ильченко, З.М. Калмыкова, М.Г. Ковтунович, А.И. Липкина и др.).
Все исследователи сходятся во мнении о том, что богатство и точность представлений об окружающем мире у младших школьников отражает их когнитивные возможности, качество обучающих воздействий, мотивационную специфику. В то же время отмечается, что в этот период возрастного развития представления об окружающем еще не могут считаться совершенными. Становление представлений обеспечивается взаимодействием всех познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, воображения. Значимую роль могут играть особенности аффективного развития. Сформированность представлений об окружающем мире находит отражение в высказываниях ребенка, продуктах его изобразительной и конструктивной деятельности. Но предметом специального исследования онтогенез представлений об окружающем мире являлся редко. Эмпирически выделенные критерии их совершенствования (полнота, богатство, точность, адекватность) оставляют недостаточно ясным механизм этого процесса и его психологические закономерности.
Развитие способностей ребенка в семье
... к ребенку, должны быть едины внутри семьи, и не расходиться с требованиями, предъявляемыми в образовательных учреждениях (Рис.1). Только в единстве требований, подходов и методов воспитания ... еда и другие. Ребенок, привыкший испытывать такие раздражители, не способен к целеустремленной деятельности. Развитие способностей ребенка в семье В семье все способности ребенка должны развиваться гармонично. ...
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — , пожалуйста, с нами.