Особенности педагогической деятельности тренера

Часть дипломной работы

Многочисленные публикации, исследования педагогической деятельности и личности тренера-педагога открывают все новые и новые страницы не известного ранее. К тому же для многих остаются загадкой случаи перевоплощения личности, перемены характера, новые привычки и т. д. Например, тренер, зарекомендовавший себя прежде как заурядный, через некоторое время перевоплощается и за счет известных только ему качеств находит в себе силы привести команду к успеху в Европе.

Современный футбол — это не только успех, повышенное внимание, аплодисменты, материальные блага, это еще и изнурительный ежедневный труд, связанный с риском для здоровья, жизнью в одном коллективе с его непростыми особенностями. Это длительная жизнь вне семьи, с постоянными расставаниями и короткими встречами, это травмы, больничные палаты и снова игры и тренировки. Тренер должен пройти через эти испытания вместе со своим учеником, и поэтому его роль в жизни отдельного футболиста и команды в целом — огромна. По словам В. Леви: «Роль учителя — ясная, определенная, однозначная, но… сколько она содержит в себе ролей скрытых, неявных, к какому множеству других имеет сродство, тяготение» (В. Леви. М., 1980).

Футбольный тренер — одно из главных действующих лиц многоликой пьесы под названием «Футбол». О его ответственности за выполняемую работу сказано уже очень много, и народная мудрость, которая гласит, что выигрывает команда, а проигрывает тренер, — права. Он — режиссер-постановщик, организатор, администратор, педагог, психолог, воспитатель. Поэтому часто говорят: «…в футболе, как только случаются неудачи, сразу начинают искать виноватых, и первыми среди них оказываются тренеры» (И. В. Горанский. М., 2002).

Великий тренер современности Карлос Альберто Перейра говорит о своем нелегком труде, что это каторжный труд. Это вообще не работа, а смерть. Удовольствия никакого, разве что выиграть чемпионат мира (он приводил сборную Бразилии к званию чемпионов мира).

Естественно, наставник имел в виду организацию команды и, конечно, основное в футболе — учебно-тренировочный процесс.

В работе тренера бывает и такое. «Знаменитый шотландский тренер Джон Стин скончался в конце отборочного матча Чемпионата мира 1986 года. Сердечный приступ со Стином случился 10 сентября 1985 года в Кардиффе во время матча Шотландия — Уэльс. Шотландцам была необходима ничья для выхода в финальный турнир Кубка мира, но по ходу встречи они уступали Уэльсу 0:1. На последних минутах матча судья Ян Кайзер (Голландия) назначил пенальти в ворота Уэльса. Шотландец Купер, сравнял счет. Не выдержав нервного напряжения, Стин скончался» (С. В. Казаков, Г. Д. Костенко. Ростов-на Дону, 2004).

5 стр., 2270 слов

Сущность и роль труда в обществе

... социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные ... это называется производством. Особенности современного труда: Возрастание интеллектуального потенциала процесса труда, что проявляется в усилении роли умственного труда, росте сознательного и ответственного отношения ...

«Видный общественный деятель народной Польши и известный тренер Ян Муляк, рассуждая о профессии тренера, писал: «Сильная воля, принципиальность и доброта — эти заметные с первого взгляда черты характера отличали великих тренеров, независимо от того, каким видом спорта они занимались» (С. М. Войцеховский, М.,1971).

Педагогическая деятельность тренера.

На основании вышеизложенного следует, что в идеальном педагоге сочетаются все три стороны его субъективной характеристики. «Естественно, что только полное совпадение этих трех планов соответствия индивидуально-личностных качеств человека педагогической деятельности обеспечивает наибольшую ее эффективность». Причем полнее всего пригодность (предрасположенность), готовность и включаемость — три плана соответствия педагога его профессии и требованиям педагогической деятельности — проявляются в работе с детьми младшего возраста ввиду их искренности, непосредственности и неподкупности (И.А. Зимняя. М., 2004).

Кроме того, педагогическая деятельность, как и многие другие виды деятельности, характеризуется целеположенностью, мотивированностью и предметностью. При этом Н.В. Кузьмина считает, что специфической характеристикой деятельности педагога является ее продуктивность. В данной работе рассматривается ее высокопродуктивный характер. «V — высший системно моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвити…» (Н.В.Кузьмина. М.,1990).

Как было отмечено выше, одним из важнейших компонентов педагогической деятельности, является ее мотивация. По мнению многих психологов (А. Адлер, Д. Картрайт, Дж. Френч, В. Равен, Д. Мак-Клелланд, Н. А. Аминов), основным мотивом деятельности педагога является мотив власти, который имеет следующие составляющие: 1. Власть вознаграждения. 2. Власть наказания. 3. Нормативная власть. 4. Власть эталона. 5. Власть знатока. 6. Информационная власть. Каждый мотив имеет свои характеристики, которые касаются механизма взаимоотношений «учитель-ученик».

Тренер в своей педагогической деятельности обязан настойчиво следовать двум советам: понять своего ученика и помочь ему научиться. Исходя из его интересов, уровня знаний и умений, наставник определяет цель занятия и формирует, направляет и корректирует весь учебно-тренировочный процесс для развития личности спортсмена. Соответственно, направленность каждого занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции конкретного футболиста и всей команды в целом.

Кроме того, любой тренер должен понимать, что в ежедневном тесном общении со своими подопечными он прежде всего служит примером для подражания, что требует от него быть «педагогом с большой буквы», для чего ему необходимо:

5 стр., 2014 слов

Сущность понятия педагогическое творчество тренера. Цель и задачи труда тренера

... Творчество в деятельности тренера. Педагогическое творчество преподавателей по физической подготовке и спорту представляет собой деятельность, конечной целью которой является совершенствование их профессионального труда. Данная деятельность должна быть направлена на ... глобальных педагогических проблемах урока, так и в «мелочах». Личность педагога должна стоять в центре педагогического творчества, так ...

«Во-первых, … объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т. д)».

«Во-вторых, … овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог — это образец, которому сознательно, а чаще несознательно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель…».

«В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «Другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения».

«В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, т. е. «фасилитатора», по К. Роджерсу …» (И.А. Зимняя. М., 2004).

Здесь и далее необходима справка. Ни в психологии, ни в философии не существует четких и дифференцированных определений деятельности. Это понятие употребляется учеными в самых разных значениях.

Из вышесказанного следует, что главная задача тренера — правильное определение возможностей каждого игрока и направление усилий футболистов на их развитие и совершенствование, поэтому, «тренировать — значит стимулировать, держать в разумном напряжении, учитывая не только особенности подопечных, но и тенденции развития игры. Поэтому наиболее важный принцип руководства тренера — заставить игроков думать, думать вместе, выдвигать предложения, творчески мыслить, яснее осознавать личную ответственность за уровень игры в рамках данной схемы» (В. И. Симаков. М.,1982).

В этой связи нельзя не сказать о заповедях (постулатах) психолого -педагогической деятельности тренера:

  • «уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности — относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
  • постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развить вкус к учению, «умственный аппетит» у других);
  • передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях в своем самообразовании.

Эти постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика» (И. А. Зимняя. М., 2004).

44 стр., 21890 слов

Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога

... профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности учителя. Объект исследования: педагоги ГОСШ № 6. Объект исследования: стиль деятельности учителя и профессиональное выгорание. Гипотеза исследования: профессиональное выгорание отрицательно сказывается на индивидуальном стиле деятельности ... педагогической деятельности: психологическая структура деятельности, стиль деятельности педагога, ...

Индивидуально-психологическими особенностями в педагогической деятельности тренера, которые свидетельствуют о его предметно-профессиональных качествах, являются умения. А. И. Щербаков и А. В. Мудрик считают, что все умения педагога в целом в дидактическом плане сводятся к трем основным: «1) умению переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации…; 2) умению находить для каждой педагогической ситуации новое решение; 3) умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации» (Сб. под ред. А. В. Петровского. М.,1979).

Таким образом, педагогическая деятельность тренера характеризуется системой профессиональных знаний и умений, в которой высокие моральные индивидуально-психологические качества сочетаются со знанием основных тенденций, направленных на развитие и совершенствование качеств футболистов.