«Замещающая семья как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Бакалаврская работа
Содержание скрыть

Роль семьи в развитии ребенка несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Потеря родных в детстве отражается на дальнейшем развитии ребёнка и препятствует формированию у него суверенности, предприимчивости, половой идентичности. Без этих новообразований ребёнок не сможет стать полноценным субъектом межличностных отношений и адекватно включиться в социальное пространство общества. Поэтому так важно выстроить комплексную систему помощи детям, оставшихся без попечения родителей и детей, переданным на воспитание в замещающую семью [13].

Профессиональное сопровождение замещающей семьи невозможно вне системы комплексной психологической диагностики приёмных детей, родителей, других членов семьи. Кроме того, одна из важнейших работ эта – работа специалистов служб сопровождения является диагностическое обследование граждан, выразивших желание взять ребёнка в семью на воспитание – кандидатов в замещающие родители.

Замещающая семья – форма жизнеустройства или форма семейного воспитания детей, нуждающихся в защите государства, где приемные родители не являются биологическими родителями ребёнка.

В качестве предмета диагностики выступают индивидуально психологические особенности замещающих родителей и кандидатов в замещающие родители – система их ценностей, как осознанных и принятых личностью наиболее общих смыслов жизни (любовь, семья, работа, досуг, самореализация), отношение к семейной жизни, взгляды и позиции на воспитание детей, изучение системы родительских установок [8].

В образовавшемся пространстве замещающих родителей происходит адаптация всех её членов семьи к новым условиям. И от того, как пройдет процесс, зависит дальнейший путь развития новой семьи, гармоничность её функционирования. Поэтому одной из основных задач сопровождения замещающих родителей является повышение психологической, педагогической и социальной компетентности граждан, желающих принять и принявших детей на воспитание в семью. С этой целью с замещающими родителями проводят работу по овладению навыками ухода за детьми разного возраста, по оказанию им первой медицинской помощи, обучению способам конструктивного общения с ребёнком, методам взаимодействия и достижения взаимопонимания.

Важным аспектом внимания психологов является наличия у человека культурных знаний, этики в сфере общения, воспитанность и соблюдение приличий. Независимо от категории и оценки планирования, а также для принятия квалифицированного решения о мерах помощи и формах защиты прав ребенка [10].

18 стр., 8775 слов

Права и обязанности родителей и детей

... РФ, не ограничиваясь провозглашением прав и обязанностей родителей, конкретизирует, какими именно правами и какими обязанностями они обладают: на воспитание своих детей, на заботу об их здоровье, физическом, ... не в состоянии заменить ребенку семью, он может лишь облегчить в определенном смысле жизнь ребенка: обязать родителей заботиться о своих детях, лишить нерадивых родителей их прав. Стремление ...

Самая защищенная и естественная среда для развития ребенка – это биологическая семья, независимо от того, полная она или неполная. Понимание важности детско-родительских отношений отражено в Конвенции о правах ребенка [1], что семья для ребенка является незаменимой.

Результаты психодиагностического обследования замещающих родителей и кандидатов в замещающие родители позволяют выявить потенциал семьи, а также её возможные проблемы, осуществить прогноз адаптации ребёнка в новой среде и возможно, в случае необходимости установить коррекционно-развивающую работу по повышению психолого-педагогической и социальной компетентности замещающих родителей. Комплексы государственных детских учреждений не обеспечивают детям необходимых условий для полноценного развития и адаптации в обществе.

Одним из возможных решений этой проблемы может стать замещающая семья. Сложность проблемы развития этой темы достаточно высока.

Цель работы – выявить проблемы формирования и сопровождения замещающей семьи как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объектом данной работы является замещающая семья.

Предмет исследования – замещающая семья как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для реализации цели исследования были изложены следующие задачи:

1. Рассмотреть различные типы приемных семей.

2. Определить основные проблемы, с которыми сталкиваются приемные семьи.

3. Выявить причины психологических проблем в приемных семьях.

4. Изучить отношения между членами приемных семей., Для изучения темы были использованы следующие методы:, Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка., Глава 1. Теоретические основы формы устройства детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей – замещающая семья

1.1. Понятие, сущность и формы замещающей семьи

В современном обществе происходит много спекуляций вокруг темы сиротства. С одной стороны, масштаб проблемы велик, так как страдают сотни тысяч детей. С другой стороны, многие общественные институты готовы предоставлять помощь детям, оставшимся без попечения родителей. В настоящий момент тема сиротства является популярной. Но часто СМИ не обладают достоверной информацией о проблемах, связанных с отсутствием родительской заботы.

Правильное освещение данной темы в СМИ, в научной и популярной литературе поможет улучшить положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России [4].

Свойственная нашему окружению непостоянность, непосредственно либо явно, влияет на современную семью. Влечет за собой снижение материнской функции. В современных условиях семейный круг – основная и непосредственная охрана детей – оказалась в переломной ситуации, то что повергло к негативным результатам, таким как: снижению рождаемости, к распаду семейных союзов, социальному сиротству.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что содержание ребенка, особенно с раннего возраста, в казенных учреждениях, неизбежно приводит к неблагоприятным и трудно обратимым изменениям в его психологическом и социальном развитии, невзирая на то, какие бы при этом комфортные условия государством и обществом для него не создавались.

10 стр., 4955 слов

Социальная адаптация детей-сирот в приемной семье

... детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. По данным Министерства образования РФ на 2007 год, официально зафиксировано 742 тыс. детей* сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ...

Анализ зарубежного и отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье, поскольку ему, в этом случае, присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения безопасности, защищенности ребенка [22].

Замещающая семья форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.

В настоящее время можно выделить следующие сложившиеся в России типы замещающих семей:

1. семья усыновителей – наиболее перспективная и эффективная, так как именно здесь ребенок получает статус родного ребенка со всеми вытекающими правами и обязанностями в отношении себя и своих приемных родителей;

2. семьи опекунов / попечителей в связи с тем, что, как правило, при данной форме семейного жизнеустройства нуждающегося в защите ребенка предпочтение отдается кровным родственникам, что в свою очередь, способствует сохранению родственных связей;

3. приемная семья – форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора об их передаче на воспитание в семью, между органами опеки и попечительства и приемными родителями на определенный срок. При этом ребенок не получает статус родного со всеми вытекающими последствиями как для него, так и для приемных родителей;

4. патронатная семья, при которой ответственность за воспитание и развитие ребенка делится между тремя сторонами: органами опеки и попечительства, учреждением (детским домом, интернатом) и патронатными родителями-воспитателями. Что делает возможным оперативно регулировать отношения между приемным ребенком и замещающими взрослыми, предотвращать конфликты.

Целью замещающей семьи является обеспечение воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей или лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения, а также защита личных и имущественных интересов этих детей [14].

Замещающая семья призвана решать целый комплекс задач:

1. создание благоприятных условий, способствующих развитию и социализации ребенка в рамках возрастной нормы;

11 стр., 5482 слов

Государственные пособия семьям, имеющим детей

... семьи с одним-двумя детьми и обоими родителями. Государство обязано создавать родителям благоприятные условия, позволяющие сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей. ... избрана указанная тема дипломной работы с целью детально ... детей Социальное обеспечение — это сложная система экономических отношений по перераспределению государственных и негосударственных средств, направленная на ...

2. подготовка ребенка к будущей самостоятельной деятельности;

3. расширение его социальных контактов, налаживание индивидуального общения взрослых с приемным ребенком как основание для всей последующей коррекционно-педагогической работы.

На сегодняшний день в нашем государстве отмечается тенденция к повышению числа замещающих родителей. Вместе с тем нередки случаи, когда у замещающих родителей возникают трудности по отношению к ребенку, что и приводит к отрицательному действию, как повторное одиночество [23].

Ни как не подвластно от возраста взрослых, навыки прошлого опыта ровно как собственных, так и приемных детей. Уровень образования и проживания характеристически с целью абсолютно всех категорий замещающих семей: неосведомленность отличительных черт формирования ребенка, обладающих неблагоприятным навыком пребывания в биологической семье. И в следствии воспитание в казенном учреждении. Неподготовленность взрослых к трудностям и изменением в семье, которые возникают с появлением в ней нового члена. Непонимание задач и целей воспитательной работы, что считается главной в процессе адаптации депривированных детей в условиях замещающих семей, не обладание технологией коррекционной деятельности с подобными детьми.

Следовательно, замещающие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того, чтобы полноценно реализовывать предписанные обществом функции.

Социальная деятельность, с замещающей семьей, обязана направить на решение повседневных проблем, соединение и формирование положительных домашних взаимоотношений, возобновление внутренних ресурсов, стабилизацию завоеванных ресурсов, в социальной и в психолого-педагогическом состоянии и ориентации в реализацию социализирующего возможности [37].

На основании полученного диагностического материала можно сформировать социальную карту семьи , в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и детей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи; состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Причем важно, установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте предпочтительно совершать мониторинг финансового формирования семьи. Порекомендовать вид поддержки (срочная, стабилизирующая, предупредительная) и обосновывать потребность помощи. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педагогическом паспорте [33].

Комплексом превентивных мер, способствующих полноценному функционированию замещающей семьи, предотвращению возможных проблем среди ее членов является профилактика. Один из путей профилактики – разработка специальных обучающих и просветительских программ. Изучение проблем замещающей семьи и семейного воспитания показывает, что приемные родители все больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотношений, создании таких условий, которые позволят удовлетворять в достаточной мере и на необходимом качественном уровне физиологические, эмоциональные, интеллектуальные потребности приемного ребенка.

10 стр., 4905 слов

Роль семьи в физическом воспитании детей

... родители учеников разных возрастных групп, поэтому вопросы у них разные. Поэтому материалы выступлений должны быть одинаково интересными для всех. Эти выступления могут затрагивать роль семьи в физическом воспитании детей, средств физического воспитания в семье, ...

В основу программ просвещения замещающих родителей закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания. Логика программы складывается из теоретического курса и практической отработки, умений и навыков, включает следующие модули: подготовка замещающих родителей – воспитателей , который включает два основных направления: юридическое и психолого-педагогическое и консультирование предполагает привлечение к работе с замещающими родителями специалистов разного профиля: психолога, социального педагога, специалиста по социальной работе, психотерапевта, юриста, при необходимости специалиста более узкой направленности, что обусловлено спецификой детей-сирот, которые имеют нарушения как медицинского, так и социального характера, нуждаются в ресоциализации; требует, чтобы замещающие родители владели коррекционными методами воспитания и обучения [6].

Организационные формы обучения, в процессе подготовки замещающих родителей содержат сочетание лекций , повествований, бесед , базирующихся на обдуманной очередности задач. Побуждающих приемных родителей включаться в обсуждение проблемы, анализировать, выполнять заключения и обобщения, сопоставлять их с уже известными теоретическими положениями; дискуссий; круглых столов с вовлечением специалистов; массовых дискуссий, исполнение процедур, какие имеют все шансы предъявлять требования совершение операций согласно примеру ; использование познаний, умений, выходящих за пределы известного образца, поиска новых способов решения и обоснования их целесообразности, изучения теории, использования иного оборудования, подготовки дополнительной систематизированной информации; экспериментирование (вовлечение в исследовательскую деятельность); участие в проектах ; тренингах (мотивационном, поведения, общения в типичных ситуациях и деловых отношениях; психологической защиты, перемотивации); клубные формы работы [16].

13 стр., 6485 слов

Роль семьи в воспитании детей

... ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в ... которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее. Воспитание детей - это ... забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль. Дети, рано ...

Профилактика подразумевает применение граней, созданных с целью, избежать появления и формирование каких либо отклонений в развитии и обучении детей. Предупреждения появления остроконфликтных обстановок среди взрослых и приемными детьми, между супругами, среди близких и родных, помощь в конструктивных разрешений конфликтов и их эффективной приспособленности к новым ролям и позициям, замещающих родителей и их приемных детей. Не сводится к одному формальному посещению семьи, краткой беседе, не подкрепленной длительным наблюдением или поверхностному ознакомлению с материально-бытовым обеспечением ребенка.

1.2. Становление и развитие замещающей семьи

Формирование института «замещающей семьи» в России имеет свою непростую историю. Помещение сироты на воспитание в семью практиковалось еще в ХVIII-ХIХ вв. Этот опыт имел место и в ХХ в., но был утрачен волевым решением руководства страны. В начале нового тысячелетия проблема сиротства заявила о себе особенно остро.

Изменение экономических отношений в России повлекло за собой ряд существенных перемен в социальной жизни общества. Вначале 1990-х гг. демографическая ситуация, сложившаяся в России, оценивалась как самая неблагоприятная за весь послевоенный период. К концу перестройки, по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса, число детей, оставшихся без попечения родителей, стало расти. Созданная за годы советской власти система социальной защиты детей-сирот не могла справиться в новых условиях с нарастающей волной детского сиротства.

Появились новые социальные группы и новые социальные отношения. Пострадавшими оказались наиболее слабые – дети и престарелые. Половина российских детей проживала в малообеспеченных семьях с доходами ниже прожиточного минимума. В них дети не только лишены удовлетворительного питания, но становятся обузой семьи, получая характеристику «лишних». В российской действительности появилось такое явление как «социальное сиротство». Это дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома – в детских домах, приютах, интернатах [19].

По-прежнему наиболее распространенной формой устройства детей, лишившихся попечения родителей, остается их направление в интернатные учреждения. Следует отметить, что в настоящее время на всех уровнях государственного управления и общественной жизни активно формируется понимание, что каждый такой ребенок нуждается в помощи, которая не может и не должна ограничиваться помещением его в детское учреждение, где есть еда, одежда и присмотр. Каждый ребенок имеет право на достойную жизнь и счастливое полноценное детство в семейных условиях. Для обеспечения этих прав необходима эффективная реализация государственной политики в области охраны прав детей в семье или создания в интернатных учреждениях условий жизни и воспитания, близки к семье.

14 стр., 6903 слов

Ребенок как субъект воспитания

... о сущности развития ребенка, взаимоотношения спонтанного развития и воспитания. В некоторых концепциях психологии и педагогики бытует представление о ребенке как о замкнутой системе, ... взаимодополняют и взаи-мообогащают друг друга, образуя целостную личность и индивидуальность. Развитие осуществляется объективно в воспитательном процессе, в жизненных отношенческих ситуациях. Ребенку как ...

Тем не менее, воспитание ребенка в детском доме до сих пор имеет своих сторонников среди управленцев, воспитателей и даже психологов. Причины этого не только в ведомственной и экономической заинтересованности тех людей, которые связаны с воспитательными учреждениями и благодаря этому имеют работу и зарплату, но и в укоренившемся стереотипе веры в преимущества коллективного воспитания. Сторонники институционального воспитания считают возможным устранить выше перечисленные недостатки путем совершенствования модели детского дома [21].

Между тем, дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная агрессивная позиция по отношению к другим людям. Воспитанники сиротских учреждений оказываются неспособными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими детьми. Это распространяется даже на родных братьев и сестер: дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам [24].

Для детей подросткового возраста, согласно А.Н. Прихожан и Н.Н. Толстых, характерным является особое психологическое новообразование – детдомовское «мы». Дети лишенные родителей, делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». Очень низкая самооценка, характерная для воспитанников детских домов, становится основой личностных отклонений и невротических расстройств. Следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является выраженная неуверенность в себе, которая, возникнув в раннем возрасте, впоследствии становится устойчивой характеристикой личности воспитанника детского дом [26].

В нашей стране крайне медленно, но все же формируется новый профессиональный статус: замещающий профессиональный родитель. Это требует определения круга его профессиональной компетентности. По нашему мнению, компетентность замещающего профессионального родителя включает в себя: умение оценивать ситуацию в семье, понимать изменяющиеся потребности ее членов, вовремя и адекватно реагировать на эти изменения, разрешать конфликты, управлять трудным поведением детей, поддерживать их. Не менее важным является умение замещающих родителей управлять собственными аффектами, адекватно интерпретировать причины нарушенного поведения у детей, не воспринимать их как посягательство на собственную эффективность и способность к родительствованию. Задачей профессиональных родителей становится и поддержка идентичности ребенка с его кровной семьей [27].

Однако и интеграция ребенка-сироты в замещающую семью независимо от формы семейного устройства порождает множество проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой семейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей. С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях деструктивной семьи и сиротского учреждения моделью поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности также вносит свои проблемы в становление и развитие замещающей семьи. Третья составляющая – негативное отношение общества к детям-сиротам как представителям социальных систем со сниженной способностью к адаптации. Это отношение переносится и на семьи, которые берут на воспитание детей из сиротских учреждений, что затрудняет привлечение семей для организации замещающей семейной заботы.

30 стр., 14726 слов

ВЫПУСКНАЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ...

... патриотического воспитания детей дошкольного возраста, носят, к сожалению, разрозненный характер. Недостаточная научная разработанность основ процесса патриотического воспитания дошкольников не могла не сказаться на практике работы ... памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, ... под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, ...

В связи с выполнением задач по улучшению демографической ситуации в стране развивается институт замещающей семьи, т.е. семьи, принявшей ребенка-сироту на воспитание. Цель замещающей семьи – обеспечить успешную социализацию ребенка, сформировать у него вторичную привязанность к приемным родителям. Вторичная привязанность – это такие отношения, которые развиваются у ребенка с другими людьми. Потеря матери, т.е. первичной привязанности, приводит к тревожности, депрессии и наконец, агрессии. Агрессивность ребенка, лишенного родительской заботы, направлена на поиск повторного объекта привязанности для установления вторичной связи .

Воспитание в замещающей семье имеет пять форм: опека, приемная семья, патронатная семья, детский дом семейного типа и семейная воспитательная группа:

1. воспитание в опекунской семье

2. воспитание в приемной семье , когда приемные родители заключают контракт с органами местного самоуправления, в рамках которого оговаривается система отношений приемной семьи и вышеуказанных органов в процессе воспитания ребенка, что заведомо создает условия для гораздо большего вмешательства в жизнь семьи и в процесс воспитания ребенка;

3. воспитание в патронатной семье , когда также заключается контракт, где оговариваются условия, на которых ребенок находится в патронатной семье. Патронатная семья не выступает в качестве опекуна и не несет полной юридической ответственности за воспитание ребенка. В качестве опекуна выступает воспитательное учреждение;

4. детский дом семейного типа , когда семья может взять не менее пяти и не более 10 детей, при этом учитываются мнения совместно проживающих членов семьи. Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и приемных детей, не должно превышать 12 человек. Основной задачей детского дома семейного типа является создание благоприятных условий для психосоциального развития, воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей, по различным причинам оставшимся без попечения родителей;

5. воспитание в семейных воспитательных группах , когда таковые формируются в рамках учреждения и один или двое взрослых выступают в качестве суррогатных родителей. Их воспитательная деятельность оговаривается функциональными обязанностями, которые утверждает администрация данного учреждения.

После предыдущего перечисления несложно сделать вывод, что по мере того как уменьшается ответственность родителей за воспитание ребенка, увеличивается ответственность государства. И эти две системы ответственности не дополняют друг друга, а являются альтернативными, вытесняющими друг друга [18].

По мере того как взрослый человек, взявшийся за воспитание ребенка, перекладывает ответственность за это воспитание на государство, уменьшается мера его ответственности перед самим ребенком, и это касается не только юридических и социальных вопросов, но неизбежно затрагивает и психологические. Это, в свою очередь, непосредственно отражается на качестве воспитательного процесса и на возможности и способности взрослого человека влиять на формирование полноценной в социальном и психологическом смысле личности ребенка [29].

26 стр., 12597 слов

Развитие потребности привязанности в раннем возрасте

... отношению к ребенку. В отечественной психологии изучение привязанностей ребенка к взрослому велось в рамках психологии общения, в русле концепции М.И.Лисиной. Избирательные привязанности ребенка к ... в родительской семье, реализация чувства эмпатии. На формирование детско-материнской привязанности влияют отношения между супругами. Родители, которые несчастливы в браке к моменту рождения ребенка, ...

Тенденцией заботы о детях-сиротах в современной России является устройство их в замещающие семьи, что приводит к сокращению численности детских домов. Остается открытым вопрос о формировании привязанности .

Основатели теории привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт, опираясь на представления этологического и психоаналитического подходов, выдвинули идею о развитии отношений привязанности между матерью и ребенком в сензитивный для этого период от шести месяцев до трех лет. Они утверждали, что, несмотря на генетически заданную тенденцию к образованию привязанности, качество этой привязанности зависит прежде всего от типа отношений матери к ребенку. Дж. Боулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведение, только рассмотрев его среду адаптации, основную среду, в которой оно формируется [12].

Согласно теории привязанности именно опыт отношений ребенка с родителем (прежде всего с матерью) до трех лет порождает определенный тип привязанности к близкому взрослому и является тем фундаментом, который определяет дальнейший ход психического развития ребенка. Отношения привязанности возникают из потребности ребенка в безопасности в начале его активного освоения мира. Поэтому они характеризуются двумя противоположными тенденциями – стремлением к риску (активному освоению мира, уводящему ребенка от матери) и стремлением к защите и безопасности (стремлением к возвращению и слиянию) [32].

Эксперименты, в которых проводилось детальное наблюдение за взаимодействием матери и ребенка в разных условиях, позволили описать разные типы привязанности и показать значение этого периода в развитии ребенка.

Во-первых, было установлено что, чем «лучше» первичная привязанность (к матери), тем благополучнее и все последующие (отношения со сверстниками, другими близкими).

В исследованиях зафиксировано несколько разных типов привязанности, к основным из которых относятся надежный, амбивалентный (тревожно-агрессивный) и избегающий (тревожно-тормозимый).

Считается, что тип привязанности как базовое образование эмоционально-личностной сферы во многом определяет своеобразие пути развития ребенка, несмотря на, то что формы привязанности изменяются в онтогенезе.

Во-вторых, оказалось, что познавательная активность и общее психическое развитие тесно связаны с характером первичной привязанности: например, дети с синдромом госпитализма резко отстают в развитии и познавательной активности. Исследовательская деятельность необходима для построения связной картины мира, но она уводит малыша от фигуры привязанности, следовательно, она является противоположностью поведения привязанности [34].

Отдаленные последствия нарушений в развитии отношений привязанности или материнской депривации дают вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности – неспособности к эмоциональной привязанности и любви, отсутствия чувства общности с другими людьми, глобального отвержения себя и мира социальных отношений (Дж. Боулби).

Другой вариант искаженного развития соответствует классическому типу «невротической личности» – с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности (Д. В. Винникотт, К. Хорни).

Э. Фромм ввел в психоаналитический анализ социологические, антропологические, религиозные факторы, обусловливающие развитие личности. Рассматривая родительское отношение как фундаментальную основу развития ребенка, он провел различие между особенностями материнского и отцовского отношения. Материнская любовь характеризуется безусловностью по отношению к ребенку и неконтролируемостью с его стороны, а отцовская – условностью и контролируемостью со стороны ребенка (т.е. он может ее заслужить или не заслужить) [35].

Э. Фромм показал ценность материнской любви для развития ребенка, благодаря которой формируется здоровый нарциссизм взрослого, базовое чувство самоценности.

Трудности с формированием привязанности могут привести к развитию поведенческих и эмоциональных проблем. То, как с ребенком обращаются его близкие, имеет огромное влияние на все компоненты развития. Это включает физическое здоровье, регуляцию эффекта, самооценку, способность к близким отношениям и взрослое личное функционирование.

Детям с дезорганизованной привязанностью бывает невероятно трудно адаптироваться в новой семье. Ребенок избегает того, чтобы о нем заботились: ведет себя так, как будто заботящееся лицо является источником пренебрежения, опасности или же беспомощно и не способно заботиться и защищать. Ребенок старается сохранять контроль: командует, сердится, приходит в ярость, бывает агрессивным. Новые родители чувствуют себя беспомощными, рассерженными и отвергнутыми. К сожалению, это нередко приводит к отказу новой семьи заботиться о ребенке [7].

Е. Б. Мизулина (председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) в своем докладе отметила, что есть семьи, которые готовы взять детей-сирот к себе и воспитывать их, но они боятся, они не уверены, что у них будет завтра, и жизнь показывает, что какие-то опасения обоснованы [17].

Активизация устройства детей-сирот имеет подводные камни. Суть их заключается в том, что иногда органы опеки и попечительства определяют ребенка-сироту в семью, не подготовленную для его воспитания. В результате родители не справляются с проблемами, возникшими в процессе воспитания, и возвращают ребенка в детское учреждение. Какая травма наносится ребенку-сироте, которые взрослые предали во второй раз?

Естественно, позитивная динамика устройства сирот в замещающие семьи, которая наблюдается на протяжении последних лет, сопровождается такими проблемами, как отказ от детей, возвращение их в детские учреждения, рост случаев физического, сексуального и психологического насилия над приемными детьми [19].

Одним из возможных путей улучшения ситуации в этой сфере является подготовка и тщательный отбор потенциальных родителей, включая психологическую диагностику. Федеральным законом от 24 апреля 2008 г.

№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [3] установлены полномочия органов опеки по подготовке кандидатов в замещающие родители. Законом допускается возможность такой подготовки, но пока она не является обязательной. Вместе с тем целесообразность ее подтверждена практикой и является одним из важных факторов профилактики возвратов детей из опекунских и приемных семей. В связи с этим Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» [2].

1.3. Правовой статус замещающей семьи

Согласно официальным статистическим данным в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 545 тыс. детей находится на воспитании в семьях граждан (375 тыс. – под опекой, 11 тыс. – в приемных семьях, 159 тыс. детей усыновлены гражданами); 32% детей (более 260 тыс.) воспитываются в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Воспитателями приемной, патронатной, семейной воспитательной группы (СВГ) могут быть совершеннолетние лица одного пола, имеющие жилье, без вредных привычек, судимости, инвалидности I, II группы, прошедшие отбор, обследование, курс обучения по программе «воспитатель замещающей семьи». Важным условием для приема на воспитание в семью чужого ребенка является абсолютное согласие всех членов семьи, проживающих на данной жилой площади, на осуществление этой деятельности.

Особенностью (по сравнению с воспитателями патронатной, приемной семьи) воспитателей СВГ является приоритетность специализации семейных групп по возрасту детей, полу, личностным особенностям. Специализированные СВГ эффективнее справляются со своими обязанностями по установлению контакта с детьми, адаптации ребенка в чужой семье, так как пребывание ребенка в семье ограничено и наличие у семьи опыта работы с данной категорией детей, отработанные методики, формы, приемы взаимодействия, создание особых условий, подбор для ребенка семьи, которая наиболее подходит для его нужд, особенностей помогают в короткие сроки реабилитировать его в условиях замещающей семьи и подготовить к возврату в реабилитированную кровную семью [9].

Еще одной особенностью именно СВГ является возможность определения на работу в качестве воспитателей как довольно молодых людей от 18 лет, так и зрелого возраста: старше 60 лет. Нередки случаи, когда молодые пары просят дать на некоторое время ребенка 2-3 лет, чтобы проверить свои чувства, готовность к рождению собственного ребенка, и в таких случаях важно совместить интересы молодежи и ребенка, мама которого легла в больницу на месяц-два. Как правило, в план по уходу за ребенком таким воспитателям обязательно включается пункт о необходимости посещения матери в больнице с малышом, чтобы и мама, и малыш знали, что ситуация временна, и данный выход – наилучший для всех сторон. Для реабилитации ребенка из асоциальной семьи, подростка, ребенка-инвалида, ребенка с поведенческими особенностями воспитатель должен быть более опытным.

Интересный подход найден в СРЦ «Надежда» (Саратов).

В этом центре форма СВГ используется как промежуточная ступень между фактическим сиротством ребенка и оформлением опеки над ребенком или усыновлением. Семья будущая опекунская или приемная – оформляется в качестве СВГ, проходит обследование, обучение, находится под сопровождением специалистов центра и впоследствии оформляет документы по изменению статуса ребенка.

Данная форма помогает и семьям, и детям адаптироваться друг к другу, получить в период адаптации квалифицированную помощь психолога, педагога и впоследствии, при необходимости, иметь возможность обратиться к специалистам центра за помощью и консультацией. Данная форма помощи замещающей семье поможет существенно снизить процент отказа от опекаемых и усыновленных детей в подростковый период, что, к сожалению, нередко происходит [11].

Другие виды замещающей семьи: опекунская, приемная, патронатная применимы в ситуации, когда у ребенка установлен статус сироты. Патронатная семья является формой семейной реабилитации ребенка-сироты, устанавливаемая детским домом. Патронатный воспитатель также является сотрудником учреждения, получает заработную плату и средства на содержание ребенка, но предпочтительно, чтобы ребенок находился в одной семье до совершеннолетия, что помогло бы ему сформировать устойчивую привязанность, доверительное отношение к воспитателю, приобрести навыки самообслуживания, самостоятельности и ответственности, усвоить семейные обязанности, роли, культурные и нравственные ценности и нормы.

Предпочтительно, чтобы патронатные семьи были полными, в возрасте от 28 до 55 лет, чтобы семья имела возможность, силы, здоровье и желание соответствовать потребностям ребенка в развитии, общении, организации культурного досуга, активного отдыха и спорта [15].

В некоторых регионах в качестве самостоятельной формы реабилитации преподносится так называемая гостевая семья. Данная форма используется в учреждениях для детей-сирот только в период знакомства ребенка и патронатной (приемной) семьи, для того чтобы и воспитатель, и ребенок поближе познакомились друг с другом и приняли решение о возможности совместного проживания или подборе другой семьи. Ознакомительные встречи не могут продолжаться длительное время [28].

Если усыновление, опека (попечительство) и приемная семья закреплены федеральными законодательными актами, то по проблемам деятельности патронатных семей и семейных воспитательных групп не имеется нормативных правовых актов.

Итак, подводя итог, сделаем следующие

1. Приоритетной средой воспитания ребенка является кровная (биологическая) семья. При отсутствии возможности воспитания ребенка в кровной семье ребенку должна быть обеспечена возможность воспитания в замещающей семье. Замещающие семьи: семья усыновителей, приемная, опекунская, семейный детский дом, патронатная семья, семейная воспитательная группа.

2. Семейная воспитательная группа – форма социальной реабилитации семьи и ребенка, направление деятельности: профилактика социального сиротства, реабилитация кровной семьи и возврат ребенка в реабилитированную семью.

3. Семья усыновителей – тип замещающей семьи, взявшей на себя всю полноту ответственности за воспитание, обучение, развитие и социализацию ребенка-сироты.

4. Опека (попечительство), приемная семья, детский дом семейного типа – типы замещающих семей, являющихся законными представителями детей-сирот.

5. Патронатная семья – форма семейного воспитания государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

От того, насколько тщательно кандидаты прошли отбор, обследование, обучение, насколько профессионально было организовано сопровождение замещающей семьи, зависит, сможет ли данная семья справиться со своей ролью.

Семьи, прошедшие обследование, отбор, обучение, получают заключение специалистов службы сопровождения, как потенциальная замещающая семья с рекомендациями: какой ребенок и когда может быть помещен в данную семью, через какое время целесообразно помещение в данную семью ребенка-сироты [31].

Подготовка кандидатов-взрослых и кандидатов-детей к помещению на воспитание в замещающую семью идут параллельно.

Практически все дети, оставшиеся без попечения родителей, хотят воспитываться в семье (исключение, как правило, составляют дети, которые пережили вторичный отказ (от усыновителей, опекунов) в подростковом возрасте или же дети, пережившие жестокое обращение в родной семье).

У детей к замещающим семьям свои требования. Их представления о семье, как правило, не совпадают с представлениями взрослых о хорошей семье. Так, кандидаты-взрослые считают, что самое главное – любить и уважать ребенка, дать ему хорошее образование, развитие, воспитание [36].

В то время как дети-кандидаты считают приоритетным: наличие отдельной комнаты, компьютера, свободного времени и личного пространства, немаловажно наличие домашнего животного и желательно отсутствие других детей (родных).

Для того чтобы совместить, по возможности, представления обеих сторон, необходима подготовка не только взрослых, но и детей.

Подбирать семью для каждого ребенка необходимо с учетом всей информации, для того чтобы, по возможности, учесть все травмирующие моменты и тем самым создать все предпосылки для успешной адаптации, социализации ребенка в условиях замещающей семьи.

Кандидаты в воспитатели, прошедшие обучение и получившие положительное заключение специалистов, находятся в режиме ожидания (зачисляются в банк данных).

Решающий момент: совместить интересы детей и родителей (воспитателей), именно от этого зависит дальнейшая судьба ребенка и семьи. Поэтому изначально важно подходить очень внимательно к запросам, интересам, пожеланиям обеих сторон.

Следующий этап – заочное знакомство с ребенком (рассказ о его биографии, родственниках, здоровье, психологическом и интеллектуальном развитии и т.д.).

После этого может состояться очное знакомство [30].

Кандидаты общаются с детьми в группе в учреждении, гуляют с ними на территории, затем могут сводить куда-нибудь ребенка (кинотеатр, зоопарк и др.), пригласить его в гости на выходные (так называемая гостевая семья).

Знакомство с ребенком может длиться различное время (от одного дня до двух – трех месяцев) в зависимости от готовности ребенка и семьи, возраста ребенка и срочности устройства.

Когда и ребенок, и семья готовы к переменам в их жизни, органами опеки и попечительства (в случае усыновления, опеки и попечительства, приемной семьи) готовятся соответствующие документы. Если речь идет об открытии семейной воспитательной группы, патронатной семьи, учреждением с воспитателем подписывается договор, в котором оговариваются его нрава и обязанности по отношению к ребенку, размер оплаты труда, содержание ребенка. С момента заключения договора воспитатель становится сотрудником детского дома, реабилитационного центра, дома ребенка, и ребенок становится членом замещающей семьи [5].

Важным моментом для замещающих семей является знакомство и поддержание контактов с другими такими же семьями, установление неформальных отношений между ними. Родители (воспитатели) обсуждают возникшие проблемы между собой и иногда решают их самостоятельно. Существенно и то, что они просто чувствуют взаимную поддержку, им помогает ощущение того, что они не одиноки, их много, и в случае необходимости им помогут не только специалисты, но и товарищи по группе. Особое место в работе воспитателей замещающих семей отводится вопросам взаимодействия со специалистами учреждения. Они должны твердо знать, что не останутся один на один с проблемами ребенка, проблемами взаимоотношений с ним, что они члены коллектива, и все вопросы они не только имеют право, но и обязаны решать вместе со специалистами. Для многих это знание является существенной психологической поддержкой и снимает часть страхов и сомнений.

Для контроля создаются службы сопровождения семьи, основная задача которых – отбор, обследование, обучение кандидатов-воспитателей, приемных родителей, опекунов и их дальнейшее профессиональное сопровождение после приема ребенка в семью. В состав службы входят: психологи, социальные педагоги, социальные работники, педиатр, юрист.

Социальный педагог специалист, проводящий комплекс развивающих занятий с детьми, все действия которого направлены на социальную и педагогическую адаптацию ребенка, мониторинг замещающих и кровных семей, в которые возвращен ребенок.

Социальный работник специалист, который занимается поиском родителей, родственников, работает над установлением статуса ребенка, официальный представитель интересов ребенка во всех государственных органах и ведомствах.

Данная служба может создаваться как при учреждениях, так и как самостоятельное подразделение органа местного самоуправления или как муниципальная служба, осуществляющая работу по следующим направлениям: поиск, отбор, подготовка усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей семейных воспитательных групп; подготовка заключения для органов опеки и попечительства, директоров социозащитных учреждений о возможности и готовности лица, желающего взять ребенка на воспитание, выполнять данную роль, а также осуществление комплексной диагностики, реабилитации и социальной адаптации ребенка, нуждающегося в государственной защите, с целью подготовки его к устройству на воспитание в семью.

Какие же навыки более эффективно может дать замещающая семья ребенку-сироте в отличие от государственного учреждения?

1. Коммуникативные:

  • умение налаживать контакты, дружить, добиваться своей цели, не обижая окружающих;
  • выслушивать, благодарить, ценить оказанные услуги и дружеское участие;

  • отличать хорошего человека от плохого. Просто вести себя так, чтобы не отталкивать от себя окружающих.

2. Элементарный культурный уровень, который будет приемлем в обществе:

  • умение одеваться аккуратно, по сезону и по средствам, со вкусом;

  • речь, которая бы не резала слух окружающих людей, умение вести себя в общественных местах, на работе, в местах отдыха, дома, в семье;

  • умение общаться с людьми разного возраста и социального положения, соответственно ситуации (с начальством, друзьями, продавцами, сверстниками, людьми, которые нравятся и не нравятся и др.).

3 . Определенные психологические навыки:

  • умение сдерживать свои эмоции и анализировать свои чувства;

  • умение разбираться в намерениях других людей, разрешать конфликты, настаивать на своей точке зрения, правильно ссориться, мириться, уступать, сопереживать, сочувствовать и т.д.

4. Примитивный потребительский уровень:

  • как и где отправить посылку, письмо, заплатить за квартиру, отстоять свои права в различных учреждениях;

  • сделать покупку, выбрать товар, рассчитать бюджет, договориться с продавцом об обмене товара, взять чек, проверить сдачу, добиться замены брака и т.д.

5. Элементарный медицинский уровень:

  • домашняя аптечка – из чего состоит, какие препараты содержит, «опасные» и «безопасные» лекарства и их доза (аспирин, анальгин, угольные таблетки и т.д.);
  • как записаться на прием к врачу, что такое страховой полис;
  • навыки – как поставить банки, горчичники, ингаляции, компресс и т.д.;
  • первая помощь при травмах, приступах боли;
  • что такое диета.

6. Сексуальная культура:

  • способы и места знакомств, безопасные для подростка;
  • как принимать знаки внимания противоположного пола;
  • внешний вид, личная гигиена, косметика;
  • правила безопасности при знакомствах с незнакомыми людьми;
  • противозачаточные средства, последствия половых контактов и др.

7. Навыки совместного проживания в семье:

  • взаимоотношения между членами семьи, старшими и младшими, братьями и сестрами, детьми и родителями, мужем и женой;
  • понятие родственников, родословной, места в жизни, социальной среде;

  • уровень общения, решение внутрисемейных проблем, конфликтов, совместное проживание разных по характеру, темпераменту людей, понятие взаимовыручки, защиты, надежности, доверия, ответственности.

8. Навыки самообслуживания:

  • мытье посуды, полов, стирка, уборка комнаты, уход за цветами, животными, посадка огорода, приготовление пищи, прием гостей и многое другое;

  • ответственность за себя, свои поступки, слова, свои вещи, здоровье, комфорт, свои отношения с другими людьми;
  • навыки ухода, воспитания, заботы о младших и пожилых членах семьи.

Анализ зарубежного и национального исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наибольшую эффективность дает воспитание их в замещающей семье, поскольку оно гарантирует обеспечение безопасности, защищенности ребенка.

Появление приемного ребенка в семье приводит к существенным изменениям в ее статусе и динамике развития, к переплетению этапов ее жизнедеятельности и усложнению межличностных связей, отношений. Это обстоятельство требует, с одной стороны, продуманной системы мер по подготовке потенциальных замещающих родителей к реализации в естественных условиях семейного воспитания своих новых обязанностей. С другой стороны, социально-педагогическими основами воспитания будут сохранно-восстановительная деятельность в замещающей семье, развитие индивидуальности ребенка в специально создаваемых образовательно-воспитательных ситуациях; формирование у приемного ребенка персональной линии ответственного поведения; расширение и обогащение его жизненного опыта.

Воспитание приемного ребенка в замещающей семье в определенных ситуациях сопряжено с трудностями, главными отличительными чертами которых являются «стресс нового образа жизни», социально-психологическая отчужденность, обусловливающие негативные поведенческие реакции ребенка, ухудшение атмосферы семейных отношений. Для преодоления указанных трудностей необходимы: развивающая среда, персонифицированное жизненное пространство, отвечающие таким ведущим потребностям детей, как потребность в любви, безопасности, защищенности, впечатлениях, общении, социальных контактах, двигательной активности, комфортности, динамичности, открытости.

Об успешности воспитания приемных детей можно судить по удовлетворенности приемных детей и замещающих родителей детско-родительскими отношениями, интегрированность ребенка в микросоциум, формирование у него первичных социальных навыков.

В то же время семьи с приемными детьми нуждаются в социально-педагогическом патронаже, под которым понимается оказание им адресной помощи, сопровождения и поддержки как семей, находящихся в новой или трудной жизненной ситуации. Социально-педагогический патронаж включает в себя целевой, содержательный, технологический и процессуальный компоненты. Для того чтобы его грамотно осуществлять, специалистам в сфере социальной работы необходимо знать потенциалы и проблемы семьи, особенности воспитания приемных детей, способы их поддержки в кризисных ситуациях, адреса помощи.

Глава 2. Деятельность социальных служб, в процессе сопровождения замещающих семей

2.1. Анализ целевых программ подготовки приемных родителей

и детей к жизнедеятельности в замещающей семье

По данным Минобрнауки России, количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы устройства, на 2014 год составляло 81,9 %. Происходящие в обществе процессы, усложняющие социально-экономическое положение семьи и приводящие к ее разрушению, предполагают дальнейшее развитие института замещающей семьи. Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем несравнимую роль в становлении ребенка как личности. Именно семья дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, нормах и правилах поведения. Помощь семье и детям является актуальной проблемой, особенно тогда когда дети лишены родительской семьи и воспитываются в государственных учреждениях. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи является приоритетной задачей в устройстве детей, так как адекватно решает проблему снижения количества детей-сирот. Проблемы замещающей семьи достаточно широко исследованы рядом авторов: Н. П. Ивановой, Г. В. Семья, В. Н. Ослон, Д. В. Каширским, Т. Н. Коваленко, Е. Е. Куфтяк и др. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что содержанием определения «замещающая семья» является форма жизнеустройства, или форма семейного воспитания детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка. Формами такого устройства детей в семью может служить опека, попечительство, приемная или замещающая семья [34].

Семьи будущих замещающих родителей должны проходить этап серьезной подготовки, так как знания и навыки, которые они приобретают в этот период, помогают им справиться с неизбежно возникающими проблемами в дальнейшем. Работа службы сопровождения позволяют создать условия для формирования профессиональных компетенций замещающих родителей. Создание института замещающей семьи в современной России является, несомненно, актуальным. Опыт регионов по работе с замещающими семьями, показывает, что данная работа, ведётся масштабно, эффективно и имеет различные формы организации, к ней могут привлекаться региональные организации и СМИ, что повышает эффективность этой работы и позволяет помочь большей части детей-сирот найти свою семью. Наше исследование было посвящено реализации программы психолого-педагогической подготовки родителей на этапе создания замещающей семьи. В программе участвовало 20 человек. Целью данной программы является содействие развитию и укреплению социального института замещающей семьи посредством реализации профессиональной подготовки лиц, изъявивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; обеспечивать профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия. Программа выполняет ряд задач:

1. обеспечить условия реализации прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье;

2. оказать помощь кандидатам в определении своей готовности к приему на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

3. содействовать развитию информационно-просветительской деятельности

4. обеспечить условия реализации прав граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей;

5. обеспечить качественную подготовку граждан, желающих принять ребенка в замещающую семью, в сфере юридических, медицинских, социально-педагогических и психолого-педагогических знаний.

В процессе подготовки замещающих родителей особенно важным становится формирование системы знаний по вопросам юридических, медицинских, социально-педагогических и психолого-педагогических аспектов, которые позволяют обеспечить и укрепить осознание готовности к приему ребенка в семью. Показателями такой готовности выступают умения осознавать реальные проблемы становления семьи с приемным ребенком, разбираться в своих чувствах и намерениях и управлять данными процессами, желание организовывать взаимодействие со службами и специалистами по решению проблем замещающей семьи и профилактике их возникновения. Оценка возможности осуществления функции усыновителей несовершеннолетнего ребенка, проводилась по результатам диагностики В. Н. Ослон «Стандартизированное интервью», которое было направленно на исследование ресурсности семей, желающих принять на воспитание ребенка-сироту. Интервью выявляет ряд аспектов семейной ситуации кандидата в усыновители по следующим параметрам: стабильность функционирования семьи; материально-экономические условия семьи; адекватность ожидания от приема ребенка в семью; возможные риски семьи, которые могут привести к нарушению прав ребенка; воспитательный потенциал семьи. Исследование ресурсности семей выявило три уровня: высокий, средний и низкий. Общие результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1, Показатели ресурсности семьи

Результаты исследования позволяют констатировать у большинства усыновителей данной группы достаточно высокий уровень ресурсности семьи, высокую материальную стабильность, удовлетворённость качеством жизни и собственными родительскими компетенциями. У многих испытуемых отмечается адекватные ожидания от приема ребенка в семью. Семейные риски занимают средние значение, но они имеют достаточно высокий показатель, что не является положительным критерием для принятия статуса замещающего родителя. С учетом эмпирических данных исследования кандидатов на роль замещающих родителей группа получила следующие характеристики: положительно оцениваются – 20 % замещающих родителей; условно положительно – 70 %; условно – 10 %. Полученные результаты приведены на рис. 1.

Таблица  1

Рис. 1. Характеристика кандидатов на роль в замещающие родители

по методике В. Н. Ослон

В «условную группу» вошли усыновители старшей возрастной группы, у которых не достаточно ресурсов для воспитания ребёнка в замещающей семье, им рекомендуется волонтерская деятельность или гостевая семья. Испытуемые, вошедшие в «условно положительную группу» имеют положительные предпосылки к принятию ребенка в семью, но им не хватает необходимых качестве для полноценной роли замещающих родителей. Им рекомендовано обучение в школе замещающих родителей. В «положительную группу» вошли испытуемые, имеющие высокий уровень ресурсов, положительные личностные качества, высокую мотивацию, ориентированную на ценность ребенка и адекватные родительские установки и реакции.

Для подготовки замещающих родителей к принятию ребенка в семью была реализована программа по подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка.

Программа включала в себя 11 занятий, проводимых в форме лекций, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, «круглых столов», консультаций со специалистами (юристами, врачами, педагогами-психологами, социальными педагогами).

После прохождения кандидатами в приемные родители подготовки в специализированной школе, проводилось повторная оценка возможности осуществления функции усыновителей несовершеннолетнего ребенка по методике В. Н. Ослон «Стандартизированное интервью». Исследование показало, что по-прежнему имеются три уровня: высокий средний и низкий. Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2, Показатели ресурсности семьи после проведения программы

уровни

высокий

средний

низкий

Уровень ресурсноси семьи

70%

30%

Стабильность функционирования семьи

65%

30%

50%

Материально-экономическая стабильность

60%

40%

Адекватность ожиданий от приема ребенка в семью

75%

25%

Риски семьи

35%

65%

Удовлетворенность качеством жизни и собственными родительскими компетенциями

95%

5%

Результаты исследования позволяют констатировать повышение количества пар с высоким уровнем ресурсности семьи (70 %), высокую материальную стабильность (60 %), удовлетворённость качеством жизни и собственными родительскими компетенциями (95 %).

Отмечается повышение показателя «адекватные ожидания от приема ребенка в семью» (75 %), позиция «семейные риски» снизилась на 30 % (составляет 65 %).

По данным исследования кандидатов на роль замещающих родителей данная группа получила следующие характеристики: положительно оцениваются – 70 % замещающих родителей, им одобрено желание взять в свою семью ребёнка-сироту; условно положительно – 20 %, данным кандидатам также не запрещается брать ребёнка в свою семью на воспитание; а испытуемым, вошедшим в условную группу, (10 %) рекомендована волонтёрская деятельность или гостевая семья. Полученные результаты приведены на рис. 2.

Таблица  2

Рис. 2. Характеристика кандидатов на роль в замещающие родители

до и после проведения программы по методике В. Н. Ослон

Таким образом, можно утверждать, что реализация программы прошла успешно. Данная программа помогает в развитии и укреплении социального института замещающей семьи посредством реализации профессиональной подготовки лиц, изъявивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, обеспечивает профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия. Разработка проблемы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей перспективна и в дальнейшем требует продолжения, поиска наиболее эффективных форм и методов работы.

2.2. Разработка программы сопровождения замещающей семьи

Стремление взять маленького ребенка вполне оправданно, однако возраст ребенка (как и пол) – далеко не самая важная характеристика при прогнозе его успешного устройства в семью. Семьи с младенцем, дошкольником и подростком ставят перед собой разные задачи в воспитании детей. Для некоторых людей путь «с самого начала» более сложен, чем налаживание диалога с шестилеткой. Главное здесь – не календарный возраст, а соответствие потребностей ребенка и того, что готовы дать ему родители. На сегодняшний день в детских учреждениях находятся десятки тысяч детей, бóльшая часть которых – старше 10 лет. При семейном устройстве подростков необходимо получить письменное согласие ребенка на устройство в конкретную семью. Зачастую такие дети не хотят идти в семьи, и обычно тому есть причины, в которых стоит разобраться. Важно понимать, какая история была у ребенка, сколько раз его брали, возвращали, находился ли он на гостевом режиме. Обычно в семью не хотят идти те, кто имел неоднократный опыт возвратов, или дети ближе к 18 годам, которые скоро покинут учреждение. Конечно, любого родителя может испугать то, что он принимает в семью уже взрослого человека, сформировавшуюся личность. Но в любом случае полностью отказываться от идеи возможной помощи подросткам нельзя. Любому ребенку необходима поддержка взрослого человека – будь то родитель по закону, опекун по договору или просто друг-наставник, который поможет разобраться в неизвестном ребенку мире за стенами детского учреждения. Чтобы принять решение об устройстве подростка в семью, требуется пообщаться с самим ребенком, попытаться раскрыть его характер и нащупать эмоциональную связь с ним.

На данном этапе в Хабаровском крае реализованных и реализующих программ по замещающим семьям нет. В крае нужно развивать институт замещающих семей и создавать программы для их реализации. Оказывать содействие по укреплению социального института замещающих семей по средствам создания и реализации системы профессиональной подготовки и сопровождению семей, принявших детей на воспитание. Чтоб не только маленькие дети в возрасте до 10 лет уходили в семьи, но и дети уже в подростковом возрасте, так как такие дети сложнее берутся в замещающие семьи. И для того, что бы дети в подростковом возрасте чаще брались в замещающие семь нужно создать стимулирующие программы именно в направление для детей подростков.

В эти программы должны входить следующие этапы:

1 этап. Адаптация детей подростков и кандидатов в замещающие семьи.

Адаптация должна проходить впервые 2 месяца на территории казенного учреждения. То есть знакомство ребенка и будущего родителя. После истечения двух месяцев подросток с кандидатом в замещающие семьи уже находятся на нейтральной территории с приемными родителями для того чтобы почувствовать какую либо связь между ребенком и родителем и на оборот. Такие встречи могут проходить в парках, в развлекательных детских центрах, кафе, на природе. После таких мероприятий ребенок и родитель привыкают друг другу, у родителей к ребенку проявляются родительские чувства, дети начинают ощущать к себе заботу и любовь.

После того как подросток и кандидат в замещающую семью друг с другом познакомились. Наступает второй этап.

2 этап. Работа психолога.

Психолог начинает проводить работу с подростком и его будущим родителем.

Психолог проверяет на сколько подросток готов прийти в эту семью, нет ли у него каких либо стрессов после адаптации, мнение ребенка о его будущих родителей, как он видит свою будущую семью, как бы он хотел проводить свободное время в семье.

Затем психолог работает с кандидатами в замещающую семью.

Будущие родители должны понять из чего состоит процесс принятия ребенка в семью. Выявить насколько кандидат готов принять ребенка подростка в семью. Проводит социально-педагогическую подготовку с будущими родителями. Так как это ребенок подросток, необходимо кандидатам пройти курсы по воспитанию подростков.

После того как родители прошли школу замещающих родителей, после психологической подготовки кандидаты должны уверенно для себя решить на сколько готовы принять ребенка подростка в свою семью. Только после этого подросток может приезжать в гости в свой будущий дом для более конкретной адаптации в семье. Подросток должен привыкнуть к домашнему режиму, обстановке, окружающих его будущих родных людей. После того как ребенок какое то время провел в будущей семье психолог должен провести ряд тестов. В первую очередь проверяется психологическое состояния подростка после пребывания в семье. Проверить нет ли у ребенка психологической травмы, насколько у подростка сформировался потенциал жизни в семье.

Затем психолог работает с кандидатом в замещающую семью. Выявляет психологическое состояние родителей после прибытия подростка в семье, еще раз отрабатывает психологическую готовность к принятию и воспитанию в будущей семье подростка. После того как подросток и кандидаты прошли данные этапы, ребенок готовится к переезду к будущим родителям.

3 этап. Прибытие подростка домой.

Для ребенка очень важно как его встретили будущие родственники в новом доме. Как они проводили с ребенком время в день прибытия на постоянное место жительства. Подростку очень важно насколько замещающие родители подготовили его личное пространство для проживания дома. Это немало важный фактор для ребенка. Его личная комната, личные вещи.

На всем протяжении времени обязательно работает психолог. Как с подростком так и с замещающей семьей. Помогает морально адаптироваться в новом обществе, оказывает моральную поддержку родителям.

Замещающая семья и подросток находятся под контролем психолога, органами опеки. Психолог время от времени проверяет психологическое состояние подростка, что немало важно.

4 этап. Реализация в жизни подростка.

Так как родители играют большую роль в будущем ребенка, им необходимо выявить, чем бы хотел заниматься в жизни их ребенок, кем бы он хотел стать.

Замещающие родители должны занять ребенка в свободное от учебы время чем-то полезным. Это может быть различный вид спорта, это могут быть выезды на природу, культурно-массовые мероприятия. Подросток на всем протяжении жизни в семье должен ощущать любовь и заботу к себе. Одним словом быть кому то нужным.

Подросток в новой семье не должен ощущать себя одиноким иначе это может сказаться на его психологическом состоянии. Возникнут сложности и у замещающих родителей, так как ребенок начнет переживать, на этом фоне могут случиться различные аморальные действия. От этого может проявляться девиантное поведение. Что приведет к разрушению семьи. У подростка останется большая психологическая травма. А для того чтоб этого не происходило в жизни подростков нужно чутко ко всему относиться. Нельзя ребенка ругать и наказывать, за его какие-то оплошности. Всегда ведь можно ребенку объяснить, почему нельзя так делать, почему нельзя так себя вести. Обязательно рассказать ребенку о правилах этикета. Если ребенок выражается нецензурной бранью, обескуражить его – это лучшей способ на него повлиять. Относиться к этому спокойно и мягко. Больше разговаривать с ребенком на различные темы, давать советы, принимать активное участие в его жизни. Быть для ребенка не только мамой и папой, но и лучшими друзьями. Так ребенок будет комфортно и уверенно чувствовать себя в семье.

Но и есть такие случаи, когда родители не хотят брать в семью подростка.

Опираясь на то, что ребенок уже довольно взрослый у него сформирован характер, возможно плохая генетика.

Заключение

На современном этапе альтернативной формой устройства детей-сирот является замещающая семья. По многочисленным данным в замещающей семье как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях. В связи с этим встает острая проблема оказания профессиональной помощи таким семьям на сложных этапах интеграции ребенка. Одним из таких этапов является этап адаптации ребенка в замещающей семье.

Адаптация ребенка в замещающей семье – двухсторонний процесс, в котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Адаптация родителей к появлению нового члена семьи, предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа.

Период адаптации ребенка является наиболее важным этапом в становлении приемной семьи, и в связи с этим необходимо постоянное сопровождение специалистами на этом этапе. Говоря о сопровождении ребенка в приемной семье, можно сказать, что под сопровождением, мы понимаем психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня его психического развития, использование активных групповых методов индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами. Основной задачей специалистов службы сопровождения (социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников), является помощь приемному ребенку в решении проблем адаптации в новых условиях воспитания и образования, и предупреждения их возникновения.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/bakalavrskaya/priemnaya-semya-kak-forma-vospitaniya-detey/

  1. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа:

    doc_LAW_9959/ (дата обращения: 10.12.2016).

  2. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: Указ Президента РФ: от 1 июня 2012 г. № 761 [Электронный ресурс] / Гарант: информационно-правовая система. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 10.12.2016).

  3. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон: от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/ (дата обращения: 10.12.2016).

  4. Аникеев, М. В. Мифы современного общества о жизни и воспитании детей-сирот, или как увидеть реальность и помочь ребенку / М. В. Аникеев // Журнал практического психолога. – 2008. – № 3. – С. 169-177.

  5. Архипова, А. А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Анастасия Андреевна Архипова. – СПб., 2005. – 22 с. – Режим доступа:

    2005/Arkhipova_A_A_2005.pdf (дата обращения: 25.02.2017).

  6. Байер, Е. Приемная семья для детей-сирот – приоритетная задача государственной поддержки детства / Е. Байер // Народное образование. – 2009. – № 1. – С. 85-89.

  7. Бахметьева, О. Замещающая семья – альтернатива детским домам: [по материалам международной конференции по патронату, Москва, май 2007 г.] / О. Бахметьева // Защити меня. – 2007. – № 4. – С. 22- 25.

  8. Белкина, А. Приемная семья : опыт, развитие, перспективы / А. Белкина // Социальная работа. – 2005. – № 1. – С. 24-25.

  9. Бобкин, А. Е. Приемная семья: психологическая диагностика кандидатов в родители / А. Е. Бобкин // Семья в России. – 2008. – №3-4.

  10. Большакова, Л. Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Любовь Николаевна Большакова. – Ярославль, 2004. – 26 с. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-roditeley-i-detey-v-priemnoy-semie (дата обращения: 25.02.2017).

  11. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания [Электронный ресурс] / Е. В. Бондаревская. – Тамбов, 2009. – Режим доступа: http://globuss24.ru/doc/cennostnye-osnovania-licnostno-orientirovannogo-vospitania (дата обращения: 03.03.2017).

  12. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. – М.: Академический Проект, 2004. – 232 с.

  13. Вачков, И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 2001. – 144 с.

  14. Волков, Д. В. Проблемы социального сиротства в современной России / Д. В. Волков // Социальное и пенсионное право. – 2007. – № 1. – С. 14-17.

  15. Гольдштеин, А. П. Развитие навыков подростка / А. П. Гольдштеин,

    Р. П. Спрафкин. – СПб.: Питер, 2000. – 186 с.

  16. Горланова, Н. Приемная дочь и «трудные дети» / Н. Горланова // Семья и школа. – 2006. – № 12. – С. 12-13.

  17. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

  18. Губская, Т. И. Семейная воспитательная группа как этап создания приемной семьи / Т. И. Губская // Работник социальной службы. – 2007. – № 1. – С. 35-50.

  19. Дементьева, И. Ф. Приемная семья – институт защиты детства : метод. рекомендации / И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко. – М.: Гос НИИ семьи и воспитания, 2010. – 55 с.

  20. Дементьева, И. Ф. Приемная семья-институт защиты детства: метод. рекомендации / И. Ф. Дементьева. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. – 55 с.

  21. Елютина, М. Э. Приемная семья как одна из форм помощи детям-сиротам / М. Э. Елютина // Вестник Саратовского гос. техн. ун-та. – 2007. –

    № 22. – С. 159-164.

  22. Захарова, Ж. А. Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающей семьи / Ж. А. Захарова // Отечественный журнал социальной работы. – 2007. – № 1. – С. 44-48.

  23. Захарова, Ж. Воспитание детей в замещающих семьях / Ж. Захарова // Социальная работа. – 2005. – № 1. – С. 35-39.

  24. Захарова, Ж. Подготовка замещающих родителей к новой роли / Ж. Захарова // Социальная педагогика. – 2008. – № 2. – С. 35-38.

  25. Котли, П. Новые приемные родители: Методические материалы / Патриция Котли; пер. с англ. Н.И. Ивановой. – СПб.: Из-во Общественного Благотворительного Фонда «Родительский Мост», 1999. – 116 с..

  26. Лазаренко, А. М. Приемная семья и патронат как семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей / А. М. Лазаренко // Право и образование. – 2007. – № 7. – С. 143-150.

  27. Лактионова, Г. М. Обучающие программы для приемных родителей, опекунов и родителей, имеющих проблемы в воспитании детей / Г. М. Лактионова // СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2008. – № 6. – С. 50-51.

  28. Методические рекомендации по подготовке и сопровождению замещающих семей / под ред. Л. В. Смыкало. – СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2010. – 202 с.

  29. Ослон, В. Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи / В. Н. Ослон // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 39-52.

  30. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью: методическое пособие / Г. Т. Базарова и др. – М.: «Издательство «Проспект», 2009. – 234 с.

  31. Процесс работы служб по устройству детей на воспитание в семью : пособие и тренинг подготовки семей / М. Ф. Терновская. – М., 2008. – Книга 4. – 362 с.

  32. Разоренова, Е. Л. Альтернативные формы семейного воспитания детей-сирот / Е. Л. Разоренова // Семья в России. – 2009. – № 1. – С. 89-96.

  33. Семья, Г. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. Семья // Социальная педагогика. – 2007. – № 1. – С. 32-40.

  34. Сорокина, А. Приемная семья / А. Сорокина // Ваше право. – 1999. – № 9. – С. 11.

  35. Хрусталькова, Н. А. Воспитание детей в профессионально-замещающих семьях / Н. А. Хрусталькова // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 11. – С. 34-36.

  36. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы : учебное пособие / Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 108 с.

  37. Щепина, А. И. Круглый стол «Замещающая Российская семья как объект социальной работы» / А. И. Щепина // Социальная работа. – 2007. – № 5. – С. 38-39.