Готовые школьные сочинения

Драмы и тональность драматургии Арбузова

Во второй половине 1970-х годов тональность драматургии Арбузова несколько меняется. На смену светлым ностальгическим комедиям “голубого периода” приходят произведения, настроение которых как нельзя более соответствует названию пьесы, созданной в 1978 г., — “Жестокие игры”. Сам объединил их в цикл “Драматический опус”. Помимо “Жестоких игр” Арбузов включил в этот цикл “Вечерний свет” (1974) и “Воспоминания” (1980).

Теперь к ним можно добавить и две последние пьесы драматурга — “Победительница” (1983) и “Виноватые” (1984).

Все эти драмы наполнены гораздо более жесткими и резкими конфликтами в сравнении со всеми ранее созданными произведениями Арбузова.

Сюжет пьесы “Жестокие игры” составляют взаимоотношения поколений — “отцов” и “детей”, однако сам автор в интервью неоднократно подчеркивал, что ставил перед собой более общую задачу: “Скорее, эта — об ответственности любого из нас за того, кто рядом. Вот представьте себе: на вершине горы стоят несколько человек . Внизу — пропасть. Если один толкнет другого, тот упадет и погибнет. Хотелось передать именно то ощущение зависимости людей друг от друга, когда иное неосторожное движение, слово могут оказаться губительными”.

Герои этой пьесы часто только притворяются сильными, самостоятельными, состоявшимися людьми. По сути же они, обделенные вниманием и любовью в детстве, во взрослой своей жизни продолжают играть, только игрушками им теперь служат не куклы и плюшевые медведи, а живые люди, причем, как правило, самые близкие и родные.

“Господи, Боже мой, как невнимательно живем мы… Сколько бед сеем… без оглядки”, — горько осознает пьесы Маша Земцова. Осознает, к сожалению, слишком поздно, уже потеряв любящего мужа, которого “проглядела” за своими взрослыми играми. Так же невнимательны и родители Кая, успокаивающие себя тем, что сын вполне обеспечен всеми необходимыми материальными благами и теперь достаточно только более или менее регулярно напоминать ему о своих родительских чувствах в письмах, отпечатанных на машинке. Почти не видят друг друга, лишь изредка встречаясь по праздникам за общим столом, в семье Никиты. Здесь все живут “на бегу” и нет времени для простого родственного разговора по душам. Убегает от слепо, чрезмерно опекающих ее родителей Нелли и тоже неизбежно вовлекается в мир “жестоких игр”, где ставят эксперименты над чужими чувствами, над чужой судьбой.

5 стр., 2033 слов

Реферат социально философская драма как жанр драматургии

... жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. ... «На дне» социально-философская драма (сочинение) В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), ...

Каждый из героев, естественно, мечтает остаться в выигрыше, прийти к финишу первым, стать победителем и не спешит задуматься о нравственной цене своих побед. “Брось игры, а то убьешься”, — звучит в фраза-предостережение. Но молодые герои Арбузова не желают выходить из игры.

В центре пьес “Воспоминания”, “Победительница” и “Виноватые” — женские судьбы. Каждая из них по-своему драматична, потому что, по словам одной из героинь, приходится жить в мире, где “никто любить не умеет, не хочет, вернее, а в кино на любовь взглянуть бегут, толпятся у касс. Все-таки экзотика для современного человека”.

Выше уже было сказано, что на новом витке своего творческого развития Арбузов часто возвращался к прежним, особенно дорогим ему темам, мотивам, образам. Не случайно поэтому его пьеса “Победительница” имела рабочее название “Таня-82″. Только спустя годы Арбузов оказался более суров в отношении своей героини.

Пьеса “Таня” заканчивалась тем, что героиня напрямую заявляла о своем новом жизненном выборе: “Только работа может принести человеку истинное . Все прочее — выдумка, ложь”. Майя Алейникова, отмечающая на страницах “Победительницы” свой сороковой день рождения, всю жизнь была верна этому принципу и добилась своего, сумела сделать успешную карьеру: теперь в ее руках все административные дела в институте. “Все одерживаю победы, все одерживаю…” — грустно-иронично говорит она, заставляя себя не думать о том, чем пришлось ей пожертвовать на пути “к вершине”. Ведь в свое время она отказалась иметь ребенка, потому что “назревали события в институте”, она виновата перед Кириллом и Марком, которые в разные годы любили ее искренне и бескорыстно.

Пьеса “Победительница” имеет сложную композицию: в ней сменяют друг друга сцены-диалоги Майи с приглашенными на юбилей Зоей, Игорем Константиновичем, Полиной Сергеевной, Марком и сцены-воспоминания о встречах с неприглашенным Кириллом, обещавшим ей когда-то “неспокойные дни — горе и счастье, радость и печаль”.

В структуре “Победительницы” принципиальное значение имеет не только чередование временных пластов, прием ретроспекции, но и своеобразный звуковой фон, воспроизводящий все разнообразие современного радиоэфира. Мы слышим вроде бы никак напрямую не связанное с ходом сюжета море звуков: здесь и сообщения о научных открытиях, о стихийных бедствиях в разных частях планеты, и объявления о прибытии и отправлении поездов, и песни. Словом, весь тот бурный поток повседневности, в котором стремительно мчится по жизни главная героиня арбузовской пьесы. И особенно ценны в этом хаосе звуков редкие минуты тишины и строки классической японской поэзии, ибо только они еще и способны в повседневной людской суете напомнить о вечности, хрупкой красоте мира, непоправимости утрат, невозможности возврата в прошлое: “Посети меня в одиночестве моем! | Первый лист упал…”

Героиня безнадежно опоздала на назначенное когда-то свидание с Кириллом. “…И человек реке подобен — | Уйдет и не вернется вновь…” Как приговор “победительнице” звучат в пьесе жестокие слова Марка: “Неясно только, к чему ты затеяла этот юбилей. Что хотела доказать? О каких доблестях жизни собиралась поведать? Что ты стала деловита и смекалиста? И что твой женский ум почти не уступает нынче мужскому разуму? И в делах административных нет тебе равных? Какое великое достижение — наконец-то перестать быть женщиной!” Однако приговор этот, думается, не вполне справедлив. И победы в судьбе героини все-таки были, и не перестала она быть женщиной, потому что жива в ее сердце грусть по утраченной любви. “Я думала, что и не вспомню его никогда, — говорит она о Кирилле, — а теперь…” Так что не стоит, видимо, понимать название пьесы как сугубо и насквозь ироничное — победительница, оказавшаяся проигравшей. Лучше, наверное, поставить в конце мудрый знак вопроса. Тем более героине всего сорок, а мы помним, что персонажам Арбузова в любом возрасте не заказано начать все сначала.

74 стр., 36683 слов

Формирование здорового образа жизни младших школьников

... развития общества. В первой главе раскрывается сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни», проблемы здоровья в образовательном аспекте, описание особенностей компонентов ЗОЖ в младшем ... позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, по его мнению, позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам. Работа “О ...

Грустные и даже горькие размышления в последних арбузовских пьесах не отменяют радостного приятия жизни, которым всегда отличалась его драматургия. А. Н. Арбузов остался, быть может, последним светлым романтиком отечественного театра, всегда воспринимавшим искусство сцены как красочный и яркий праздник, как “пиршество жизни во всех ее проявлениях”.

Нужна шпаргалка?

  • Литературные сочинения!
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/sochinenie/sotsialno-psihologicheskie-dramyi-a-arbuzova/