Практика – одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.
Я, Муругова Виктория Викторовна, в период с 25 июня по 6 июля 2012 года проходила учебно-ознакомительную практику в Федеральном государственном казенном учреждении «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Бурятия».
Цель данной практики — углубить и закрепить научно-теоретические знания по выбранной специальности, выработать навыки практической и частично исследовательской работы, ознакомиться с системой практической работы психолога.
На период прохождения практики передо мной стояли следующие задачи:
- развитие и укрепление интереса к избранной профессии психолога;
- закрепление, углубление и обогащение специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных учебно-психологических задач;
- формирование профессионально-значимых качеств личности психолога, потребности в психологическом самообразовании; уточнение представления о роли и месте психолога, его Я-концепции как в процессе профессиональной подготовки, так и в практической деятельности;
- формирование профессиональных знаний, умений и навыков;
- ознакомление с инструментарием, методами организации и проведения психологического исследования;
- приобретение понятий о возможностях применения психологических знаний в различных областях общественной практики;
- ознакомление с этическим кодексом практического психолога.
Конкретные задачи учебно-ознакомительной практики:
- ознакомиться с работой
практического психолога на предприятиях, в учреждениях и других организациях социально-экономической сферы; - ознакомиться с
функциональными обязанностями, планом работы психолога, документами, регламентирующими его профессиональную деятельность, условиями работы; - изучить и проанализировать социально-психологическую ситуацию в коллективе, где проходит практика. При наличии штатного психолога оказать помощь в проводимой работе;
- ознакомиться с
психологической службой в организации, учреждении. - ознакомиться с современными методами поиска, обработки и использования профессиональной информации, её применения в процессе психодиагностики;
- получить представление о
психологических критериях применения информационных технологий в профессиональной деятельности.
Руководителем практики была Альфер Дарья Валерьевна. Основная деятельность – кадровое и психологическое обеспечение.
Профессиональный психологический отбор и его предназначение
... психологические, психофизиологические условия труда), позволяющие врачам, психологам, физиологам подбирать, разрабатывать и адаптировать методы, строить процедуру отбора и проводить диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессиональной деятельности. В другом психологическом словаре"психологический отбор ... новые технологии в производственную практику. Основной предпосылкой модификации ...
Федеральное государственное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Бурятия», в котором я проходила практику является казенным учреждением Управления гражданской защиты и пожарной безопасности Республики Бурятия, осуществляющим регулирование в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, обеспечения пожарной безопасности. Обеспечение постоянной боевой готовности противопожарной службы, создание и развитие материально-технической базы, разработка и осуществление мероприятий в области пожаротушения, предупреждения чрезвычайных ситуаций и действий по ликвидации их последствий.
1. Роль и место психолога в организации
Основные задачи психолога ФГКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Бурятия» отдела кадров:
1. Организация и осуществление мероприятий, направленных на
2. Организация и осуществление мероприятий, направленных на проведение психологической экспертизы
3. Организация и осуществление периодических (мониторинговых) психологических обследований специалистов с целью выявления психологических последствий профессиональной деятельности в условиях стресса и профилактики неблагоприятных психологических состояний.
4. Организация и осуществление мероприятий по психологической диагностике стрессовых
5. Организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую реабилитацию специалистов, проводящихся, а также в плановом порядке.
6. Организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую подготовку специалистов к выполнению профессиональной деятельности в экстремальных условиях в общей системе подготовки и обучения.
7. Разработка методической базы для решения задач, стоящих перед психологической службой.
Специфика работы: оказание экстренной психологической помощи людям, оказавшимся в экстремальной ситуации или подверженным большому количеству стрессовых ситуаций.
Есть отдельный кабинет. Рабочее место психолога с компьютером. Имеется библиотека специальной литературы, методическое, программное обеспечение, нормативно-правовая база. Занятия, проф. отбор и мониторинговые исследования проводятся в кабинете психолога, учебном центре, актовом зале или в предоставленном кабинете во время выезда психолога.
2. Выполненная работа
2.1. Во время практики первым делом я ознакомилась с должностной инструкцией кадрового психолога. В соответствии с ней обязанностями кадрового психолога являются:
- добросовестное исполнение
своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором; - соблюдение правил внутреннего трудового распорядка учреждения;
- немедленное сообщение
начальнику учреждения, его заместителям, либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества учреждения; - знание законов и нормативных правовых актов РФ, Республики Бурятия, а также другие руководящие документы в области психологического обеспечения и руководствоваться ими в своей деятельности;
- введение контроля за
соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов по психологическому обеспечению и психологической реабилитации специалистов, пожарных-спасателей противопожарной службы республики, спасателей работавших в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф; - организовывание разработки и внедрение систему профессионального психологического отбора специалистов, поступающих на работу в учреждение на должности спасателей, пожарных-спасателей противопожарной службы республики, оперативных дежурных и их помощников;
- организовывание и осуществлени
е мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, работникам учреждения и пожарным-спасателям противопожарной службы области, работающим в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф; - участие в работе по аттестации и переаттестации и психологической экспертизе профессиональной пригодности спасателей, пожарных-спасателей противопожарной службы республики, оперативных дежурных и их помощников;
- организовывание разработки и внедрение системы периодического (мониторингового) наблюдения за психологическим состоянием специалистов учреждения, спасателей, пожарных-спасателей противопожарной службы республики, оперативных дежурных и их помощников, привлекаемых к ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф;
- участие в осуществлении мероприятий по психологическому сопровождению профессиональной деятельности (психологическая диагностика, психологическая реабилитация, психологическая подготовка) лиц, привлекаемых к ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф;
- разработка планы, программы по курируемым вопросам, участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся вопросов психологического обеспечения и психологической реабилитации;
- составление отчетов по психологическому обеспечению и психологической реабилитации по установленным формам;
- рассматривание писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов психологического обеспечения и психологической реабилитации;
- осуществление контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по психологическому обеспечению и психологической реабилитации специалистов центра, спасателей, пожарных-спасателей противопожарной службы республики, оперативных дежурных и их помощников;
- выполнение других задач (разового характера) по поручению начальника отдела.
Психолог несет ответственность в пределах, определенных действующим законодательством за:
Общая и специальная психологическая подготовка спасателей и пути ...
... здоровья специалистов МЧС. Россия, концепции норм и уровней психического здоровья спасателей, организация психологической подготовки спасателей рассматривалась как основа формирования психологической устойчивости. Практический ... Особенно тяжелыми и разрушительными по своим последствиям для психики сотрудников МЧС является смерть коллеги по работе, смерть человека. Каждый пожар, катастрофа, каждый ...
Психологическая диагностика: возможности и ограничения; этические принципы
... подписать отчет, содержащий проинтерпретированные им результаты обследования. 2. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип «Профессиональной тайны») В кратком изложении этот принцип гласит: сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных ...
- качество документов, представляемых на подпись руководству;
- некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией;
- неиспользование и (или) неправомерное использование прав, предоставленных настоящей инструкцией.
- несоблюдение нормативных документов, регулирующих работу главного специалиста;
- причинение учреждению материального ущерба;
- невежливое, нетактичное обращение с соискателями, работниками учреждения;
- разглашение информации, составляющей государственную тайну, конфиденциальной информации, ставшей ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей;
- представление руководству учреждения искаженной информации, касающейся выполнения должностных обязанностей.
2.2. На 27 июня был назначен выезд в пожарную часть №3 для проведения мониторингового психодиагностического обследования (МПО) с личным составом. Мною были изучены все необходимые методические материалы.
Цель:
- Наблюдение за психологическим состоянием профессиональных контингентов МЧС России в период прохождения службы (работы, учебы) с целью выявления наличия и степени выраженности психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью);
При проведении мониторингового психодиагностического обследования решаются следующие задачи:
- подбор психодиагностического инструментария для проведения обследования;
- проведение динамических психодиагностических мероприятий, направленных на выявление уровня стрессорных нарушений, наличия и степени выраженности других психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью;
- обработка, интерпретация и анализ результатов психологического обследования, проводимого в рамках психодиагностического мониторинга;
- подготовка краткого заключения в установленной форме по результатам психодиагностического мониторинга на каждого обследуемого;
- информирование работника о результатах психодиагностического мониторинга и возможностях психологической коррекции (реабилитации) в амбулаторно-поликлинической или санаторно-курортной форме;
- информирование руководителя учреждения (формирования, организации, подразделения) о результатах психодиагностического мониторинга и необходимости психологической реабилитации сотрудников;
- обобщение опыта проведения мероприятий по психодиагностическому мониторингу;
- ведение отчетности по вопросам психодиагностического мониторинга;
- внесение предложений по усовершенствованию системы психодиагностического мониторинга в учреждении, поисково-спасательных формированиях и иные организациях учреждениях (организациях).
Структура проведения занятий по психологической подготовке пожарных и спасателей в целях мониторингового исследования:
Во-первых, было проведено исследование на выявление психологического климата (см. Приложение 1) подразделения в пожарной части №3. Проведенное исследование показало, что данный коллектив оценил стиль руководства как демократичный, что заметно сказалось на психологическом климате подразделения. В коллективе преобладает благоприятный климат, дружелюбная атмосфера, члены данной группы отзывчивы и всегда готовы прийти на помощь.
Роль психологического эксперимента в работе патопсихолога
... В последнее время в патопсихологии активно используются психодиагностические методы и методики (тесты, проективные, опросные). Сущность патопсихологического эксперимента, как и любого другого психологического эксперимента, заключается в искусственном создании условий, выявляющих ...
Работа в структуре МЧС сопряжена с действием различных стрессогенных факторов. Неопределенность складывающейся обстановки, постоянное ожидание опасности, необходимость непрерывного логического и психологического анализа быстроменяющихся ситуаций, напряженная работа внимания, работа с человеческим горем — оказывают мощное и неоднозначное влияние на психику специалиста, требует мобилизации всех его физических и психических возможностей для эффективного решения стоящих задач. Острота проблемы саморегуляции психологического состояния в экстремальных условиях выполнения сложных видов профессиональной деятельности связана с тем, что развивающиеся в этих условиях неблагоприятные и трудные для субъекта функциональные состояния могут приводить к дезорганизации (расхолаживанию) профессиональной деятельности вплоть до отказа от нее, потери здоровья, разрушения личности.