Этические принципы и кодексы психолога учебно-методический материал

Отчет по практике

Учебно-ознакомительная практика была пройдена в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №33», города Славгорода. Время прохождения практики с 1 по 14 сентября 2014г., что составляет 2 недели или 80часов.

Тема: Этические принципы и кодексы психолога.

Цель работы: установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога.

В ходе учебно-ознакомительной практики, были поставлены следующие задачи:

1.познакомиться системой построения работы психолога : целями, задачами и основными направлениями, формами и методами работы;

2. усвоить профессиональные принципы и кодексы психолога ;

3.проанализировать профессиональную позицию психолога, его мировоззрение, стиль поведения;

4.ознакомиться с требованиями к организации рабочего места (кабинета) психолога, требованиями к ведению документации.

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, развиваться, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные образовательные технологии.

Психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Он не ставит диагноз, а может сделать прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.

7 стр., 3206 слов

Ваш психолог. Работа психолога в школе

... Виды межличностной совместимости Эффективность совместной деятельности и формирование оптимальных межличностных взаимоотношений определяются следующими видами совместимости: социальная совместимость; психологическая совместимость; психофизиологическая совместимость [7]. Эти три вида межличностной совместимости проявляются во всех видах человеческой деятельности – трудовой, учебной, спортивной. ...

Искусство психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Психологи в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.

Наблюдение за ребенком в группе — за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима — вот основные вопросы, которыми занимается психолог в детском коллективе. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и воспитателями детского сада. Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.

Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.


Основная часть

1 Этические принципы психолога в ДОУ

Работа психолога в образовательных учреждениях в нашей стране началась в 1988г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения. Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям. Психолог должен выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта.

Работа психолога ДОУ направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Основная задача психолога — помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог ДОУ: проводит психологическую диагностику; определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников; выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию; участвует в планировании, разработке развивающих и коррекционных программ; содействует развитию творчески одаренных воспитанников; формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.

Психолог может прийти в группу и понаблюдать за поведением детей. Понаблюдать, в данном случае означает не просто бездумно посмотреть, как играют дети, а целенаправленно изучать их психические особенности. Психолога интересует, как дети взаимодействуют между собой, умеют ли общаться. Здесь можно сделать выводы об особенностях отдельных детей, посмотреть, кто, чем любит заниматься. Психолог может найти много ценной информации для себя, но при этом он должен не забывать про этические принципы в своей работе.

24 стр., 11605 слов

Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр ...

... выбору темы курсовой работы: «Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик»». Предметом исследования является мотивация, и ее значение в деятельности организации. Объектом исследования выступает МБДОУ ...

Психолог должен работать в каждой образовательной организации. Вот в МБДОУ «Детский сад №33», который расположен в городе Славгороде, по Володарского 100, работает педагог-психолог Анисимова Татьяна Анатольевна. Обязанности и задачи психолога, график работы составлены с учетом специфики МБДОУ, и утверждены заведующей. Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общей психолого-педагогической проблемы детского сада, согласован с заведующей МДОУ.

Присутствует перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе, программы проведения непосредственной организованной деятельности, журналы учета работы психолога, психологические карты и диагностические протоколы обследованных групп и воспитанников детского сада, которые представлены в приложении В. В процессе исследования практики были изучены все документы педагога-психолога. Есть личный кабинет, в нем присутствуют технические средства: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр с набором видео и аудиокассет, компьютер, принтер, ксерокс, видеокамера. Все методические материалы: соответствуют возрасту детей; присутствует библиотека психолога.

Присутствует перечень видов документов кабинета педагога-психолога: должностная инструкция педагога-психолога образовательной организации, которая представлена в приложение А; критерии оценки эффективности и качества профессиональной деятельности педагога-психолога образовательной организации; документация педагога-психолога, приведена в приложение Б.

Кабинет психолога МБДОУ №33 находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а так же от залов музыкальных и физкультурных.

Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, помещение кабинета, разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении. Значит, кабинет оборудован в соответствии со специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности кабинета детского психолога, все зоны подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей.

Заведующий детского сада – Дугина Ирина Викторовна, старший воспитатель – Звягинцева Галина Андреевна. Детский сад имеет 6 групп, участки для прогулок. Оборудован медицинский кабинет, физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет логопеда и психолога. С детьми работают квалифицированные специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинский персонал, имеется завхоз, кухонные рабочие.

Детский сад работает по основной общеобразовательной программе ДО «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой.

7 стр., 3497 слов

Влияние развода родителей на развитие личности ребенка

... и задач исследования. 4. Исходя из актуальности проблемы разводов как массового явления современной российской действительности определена тема: «Влияние развода родителей на развитие личности ребенка». 5. Составление анкеты и проведение анкетирования старшеклассников ...

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, художественной. Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, профессиональная деятельность психолога ДОУ направлена на сохранение психического здоровья и социального благополучия детей. Основой является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Задачи, которые психолог ставит перед собой, полностью реализуются в процессе выполняемой деятельности. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные ситуации. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны обследуемых. Для получения согласия на психологическую работу психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания язык.

Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено только в виде рекомендаций.

Для того, чтобы лучше понять детей, нет ли отклонений от нормы, педагог-психолог использует в детском саду определенные методы и принципы, которые в обязательном порядке должны соблюдаться. Этические принципы основывают нормы нравственности, которые вырабатывались веками и несут на себе отпечатки истории цивилизаций, т.е. однозначно эти принципы основаны на нормах морали, а не права.

Этические принципы — определенные правила поведения, основанные на моральных принципах, общепринятых в современном обществе, которым подчинены и регулируются деятельность, а также взаимодействие участников процесса общения различных сферах. Выделяют следующие принципы:

1.Принцип конфиденциальности — информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

2.Принцип компетентности — психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с воспитанниками.

3.Принцип ответственности — психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед воспитанником и обществом за свою профессиональную деятельность. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред. Психолог несет ответственность за соблюдение данного этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

5 стр., 2072 слов

Курсовая работа методика преподавания психологии

... и практическая значимость данной курсовой работы. Ее целью является теоретическое и практическое исследование методики преподавания психологии. Предметом методики преподавания психологии являются закономерности и особенности преподавания. Объектом является педагогический процесс преподавания психологии. В зависимости от предмета ...

4.Принцип этической и юридической правомочности — психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

5.Принцип квалифицированной пропаганды психологии — любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы.

6.Принцип благополучия воспитанников — в своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. Психолог придерживается доброжелательного отношения к воспитаннику.

7.Принцип профессиональной кооперации — работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

8.Принцип информирования о целях и результатах обследования — психолог информирует воспитателя или родителей воспитанников о целях и содержании психологической работы.

Таким образом, принципы формируют Этический кодекс, который является ориентиром не только при планировании и построении работы, но и при возникновении проблемных ситуаций в ней. Основные принципы остаются неизменными, но при возникновении необходимости, в зависимости от конкретных условий они пересматриваются и изменяются. Этические принципы определяют не только права и ответственность сторон, они определяют так же тип взаимодействия участников. Индивидуальность каждой отдельной личности, невозможно подогнать под ряд правил, многое зависит от конкретной ситуации

2 Анализ результатов проведения работы, направленной на наблюдение за деятельностью педагога — психолога

Наблюдение – основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.

Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется в процессе практически любого педагогического исследования, что вполне естественно. Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.

В течении двух недель было осуществлено наблюдение за работой педагога-психолога. Татьяна Анатольевна рассказала, что дважды в год: в начале учебного года (первичное) и в конце учебного года (вторичное) осуществляется психодиагностическое исследование, по другому мониторинг группы. Также проводятся диагностики готовности детей в подготовительных группах, и потом результаты итоговых диагностик по определению готовности к школьному обучению выпускников детского сада заносятся в диагностические карты, передаются в школы. Первичная диагностика проводится совместно с воспитателями и родителями по развитию внимания, зрительной памяти, мелкой моторике рук, мышления, произвольности, речи. Послушав, можно понять, что большой раздел работы посвящен проблемам общения. На занятиях проигрываются различные ситуации отношений между детьми, между взрослым и ребенком, чтобы ребенку было легче вписаться во взрослую жизнь. Наблюдение обычно применяют в тех случаях, когда вмешиваться в естественный процесс хода событий не рекомендуется или невозможно.

В младшей группе нового набора мы наблюдали, как психолог помогала адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, Татьяна Анатольевна каждый день встречала детей, смотрела как они ведут себя и если это было необходимо, завлекала их различными игрушками, говорила давай те познакомимся с мишкой или зайкой, т.е предрасполагала доверие детей к воспитателю. Ребенок видел в воспитателе или психологе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникало на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Видно, что психолог соблюдал компетентность и нес ответственность в своей работе, подход искал к каждому ребенку. Вот, например, был один мальчик Илья. К которому адаптация давалась не легко, психолог поговорила с родителями и предложила им присутствовать с ребенком в саду. Чем облегчить адаптацию ребенку, не навредить его здоровью.

Психолог начал свою работу с беседы при принятии ребенка в детский сад. В беседе выявил отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, их пожелания к работе воспитателей, предполагаемая степень участия в работе учреждения, установил партнерские, доброжелательные отношения родителей с психологом. Татьяна Анатольевна пригласила родителей с детьми посмотреть детский сад, будущую группу, показать оснащение сада (учебный и игровой материал), площадку для прогулки и т.д. Такая демонстрация удовлетворила детское любопытство и помогла родителям почувствовать себя более уверенно, ощутить свою причастность к происходящему в детском саду. Можно предоставить письменную информацию о количестве групп, детей в каждой возрастной группе, методах и средствах обучения и воспитания, о концепциях воспитания и развития, принятых в детском саду, кружках (в нашем саду это танцы, и умелые ручки т.д.).

Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участником образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций).

Проводились адаптационные игры, которые выбирались с учетом возрастных возможностей детей. Организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду. В период адаптации детей к детскому саду велось наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий. Было проведено анкетирование родителей, заполнение листов адаптации на каждого ребёнка. Анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа. Татьяна Анатольевна предложила родителям давать в сад детям их любимые игрушки, у кого они имелись, чтобы ребенок чувствовал себя как дома. Психолог видно соблюдение в работе принципа благополучия, психолог старался во всем только помочь, а не навредить ребенку.

Так же было осуществлено наблюдение за индивидуальной работой психолога, который проводил диагностическое обследование по выявлению уровня психического развития у ребенка пяти лет Тамерлана. К.. Татьяна Анатольевна пришла в группу, поздоровалась с детьми, сказал, что сегодня она пришла к ним в гости, он не одна, занесла в группу игрушку куклу, которую звали Маша, она приехала в гости к детям посмотреть на них, играть с ними. На что дети были такие довольные, радостные, что у них гость. Сразу виден принцип компетентности, ответственности, благополучия воспитанников. Кукла играла с детьми в разные игры, посмотрела группу детей, а потом предложила Тамерлану вопросы, на которые он отвечал, выполняя несколько упражнений.

У Тамерлана спросили как его фамилия, имя, отчество, на что ребенок имя ответил, а в остальном запутался. Беседа с ребенком была спокойной, уравновешенной, на спокойных тонах. Психолог предрасположил ребенка в свою сторону, на что ребенок отвечал на вопросы психолога не напряженно. Мальчик ответил, что ему пять лет, что он живет в городе Славгороде, немного запутался во времени года. В общих чертах мальчик располагает временами года, но не может выстроить их в определенной последовательности.

Ребенку был предложен вопрос: Назови диких животных, с чем он справился без затруднений, а вот о домашних, почему то, представления нет. Тамерлану было предложено срисовать геометрические фигуры в определенной последовательности, с чем он справился. Было предложено сосчитать треугольники, справился, но не понимает до конца, где лево и право, не мог определить, где меньше или больше треугольников. Нарисовал человека, в своем представлении, у которого была голова, туловище, ноги, руки, глаза, нос, рот, уши. Соблюдены все части. Моторика развита. Путается в частях суток, не понимает когда утро, обед, ужин. Хорошо владеет особенностями латерализации: знает, где у него рука, нога, ухо, глаз. Было предложено собрать картинку, не справился. Была игра «Четвертый лишний», ребенок назвал все правильно, и привел краткое описание, почему лишнее именно это. Речь ребенка развита, понятна. Справился с заданием «Сравнение понятий».

Особенности памяти хорошо развиты. Ребенок прослушал и назвал спокойно несколько слов. Зрительная память: скажи, сколько фигурок на столе? Все назвал, но когда были убраны несколько, ребенок затруднился. Словарный запас не маленький. Составил рассказ по картинке. По наблюдению можно сказать, ребенку занятие понравилось, больших затруднений не было, психолог ребенка не критиковал, если было необходимо, оказывал помощь в выполнении заданий.

Психологический диагноз психолога, ребенок уравновешен, спокойно идет на контакт со взрослым, отзывчив, старался выполнять все предложенные ему задания, пусть не совсем справился. Рекомендации родителям больше заниматься дома с ребенком, проговаривать части суток, времена года. Больше уделять внимания своему ребенку. Из этого следует, что психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий. Занятие длилось для старшего дошкольника – 30 минут.

Наблюдение показало важность учета возрастных, индивидуальных и половых особенностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, понаблюдав можно сказать, что работа психолога является далеко не самой легкой работой, но, в тоже время, очень интересной и увлекательной, ответственной. Во время наблюдения психологом соблюдались все этические нормы и принципы. В своей работе педагог-психолог нес ответственность за выбор процедуры и методов работы с воспитанниками, все психологические процедуры проходили сознательно и добровольно, родители не были против. Психолог заботился, прежде всего, о благополучии детей Татьяна Анатольевна планировала и проводила исследование в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности, придерживалась доброжелательного контакта с воспитанниками. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений, что было видно при наблюдении.

О результатах проделанной работе были оповещены родители и воспитатели, полученная психологом в процессе проведения работы информация, не кому не разглашалась, работа проходила без посторонних лиц, что не давало отвлекаться ребенку. Диагностика была на добровольной основе, ребенок сознательно отвечал на все вопросы и задания. К диагностике психолог подошел сознательно, ответственно.

В ходе практики получена основная информация о приемах работы психолога в ДОУ, о его деятельности, о ведении необходимой документации, а также, получено наглядное представление работы с детьми, проведение с ними диагностических исследований. Кроме того, были усвоены особенности развития эмоционально-волевой сферы детей в дошкольном учреждении. Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности. Во время учебно-ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно познакомиться с работой психолога в саду.

Учебно-ознакомительная практика, несомненно, поможет в дальнейшей работе психологом.


Заключение

Учебно — ознакомительная практика была пройдена в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 33», города Славгорода.

В ходе учебно-ознакомительной практики, были поставлены и реализованы все поставленные задачи. При наблюдении ознакомились с системой построения работы психолога: целями, задачами и основными направлениями, формами и методами работы; усвоили профессиональные принципы и кодексы психолога, проанализировали профессиональную позицию психолога, его мировоззрение, стиль поведения; ознакомились с требованиями к организации рабочего места (кабинета) психолога, требованиями к ведению документации, ознакомились с очень важными и интересными документами, циклограммой работы психолога образования, его этическими принципами.

В ходе практики изучены нормативные и методические материалы, принято участие в плановой работе психолога, осуществлено наблюдение за работой психолога, поприсутствовав на занятиях разных групп развития; проведено наблюдение за выявлением у ребенка старшей группы уровня психического развития Тамерлана К., проведено анализирование результатов, оказана помощь в подборке упражнений.

Одним из обязательных условий деятельности психолога-профессионала является соблюдение определенных этических норм, направленных, прежде всего, на защиту интересов ребенка. Эти нормы изложены в этическом Кодексе психолога и призваны оградить воспитанников и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний.

В настоящей работе было дано понятие наблюдение и проанализированы основные этические принципы, а также рассмотрены такие аспекты как личностные качества, квалификационные требования и морально-этические нормы. В результате проведения исследования, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, работа психолога в ДОУ является очень важным вопросом в рамках науки психологии.

Во-вторых, анализ существующих подходов к этическим проблемам в психологии позволил выделить восемь основополагающих принципов: ответственности, компетентности, конфиденциальности, обоснованности методики, ненанесения ущерба, объективности выводов из результатов тестирования, эффективности предлагаемых рекомендаций, комплексной диагностики.

В третьих, соблюдение принципов в психологии дополняется обязательными при проведении психодиагностических мероприятий морально этическим нормами, а также, важнейшими личностными качествами, которые помогают психологу воздействовать с тем, с кем он проводит обследование.

В заключение психологу можно рекомендовать помнить о том, что во всех своих профессиональных действиях он следует главному императиву своего этического кодекса «Не навреди!». Поэтому, соблюдение этих принципов в работе позволит психологу строить эффективное взаимодействие с воспитанниками, не нанося им ущерба, а наоборот, помогая осознать себя и способствуя гармоничному формированию его личности.


Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/otchet/eticheskie-normyi-rabotyi-psihologa-s-detmi-i-ih-roditelyami/

1

Большикова, Л. Психология для всех. — М.:АСТ, 2012. — 165с.

2

Гуревич, К.М. Психологическая диагностика. — М.:УРАО,2009. — 232с.

3

Дэкон, Л.Психология. Как понять себя и других людей. — СПб.: Претекст,2014. — 303с.

4

Иванников, В.А.Основы психологии. — СПб.: Претекст, 2010. — 336с.

5

Ильин, Е.П.Психология для педагогов. — СПб.: Претекст, 2012. — 640с.

6

Капустина, С.А.Основные методы сбора данных в психологии. — М.: Аспект Пресс,2012. — 160с.

7

Регуш, Л.А. Педагогическая психология. — СПб.: Претекст, 2010. — 416с.

8

Савельева, Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.- Ростов — н/Дону: Феникс, 2005. — 567с.

9

Сапогова, Е.Е. Консультативная психология. — М.: Академия, 2008. — 352с.

10

Сорокун, П.А. Основы психологии. — Псков: ПГПУ, 2005. — 312с.


Приложения

А

Б