Цель исследовать научную жизнь Берреса Фредерика Скиннера. Составить краткую хронологию трудов учёного. Проанализировать труды в области психологии, философии и понять основную их проблему. Также определить степень влияния этих трудов на развитие науки, философии и психологии.
Скиннер Беррес Фредерик (1904—1990) — американский психолог, создатель концепции оперантного бихевиоризма, основоположник теории программированного обучения. Имел более 25 почетных докторских степеней (Чикагского ун-та, 1967; Экстерского — 1969; Индианского — 1970; Джона Хопкинса — 1979; Гарвардского— 1985 и др.).
Внесен в список «Отличившихся за вклад в психологию» (АРА, 1990).
Образование получил в Нью-Йорке в Колледже Гамильтона, где он специализировался по английской литературе (бакалавр, 1926) и Гарвардском ун-те (магистр, 1930; д-р, 1931).
Еще учась в колледже, С. Писал стихи и прозу, ему прочили писательскую карьеру, однако писательство не принесло удовлетворения, к которому он стремился, и он обратился к науке — искусству XX века.
На пути к психологии
Познакомившись, благодаря Б. Расселу, с бихевиористским учением, был поражен сравнением рефлекса с понятием силы в физике, а также значением бихевиоризма для гносеологии. В конце 1927 г. С. поступил в аспирантуру Гарвардского ун-та, чтобы заняться психологией. Учился на курсе У. Хантера, который занимался изучением интеллекта животных с помощью экспериментов по решению задач. На физиологических курсах изучал рефлексы и тропизмы скорее как формы поведения, чем как лежащие в их основании процессы. Исследуя в лаборатории поведение крыс, руководствовался правилом И.П. Павлова: управляйте окружающей средой, и вы увидите закономерности поведения. Для выявления закономерностей поведения целостного организма С. Сконструировал ряд приспособлений, записывающих поведение и позы крыс при поглощении пищи («ящик Скиннера»).
Наблюдения показали, что закономерности скорее проявляются в частоте повторов, нежели в индивидуальных отношениях «стимул-реакция». Скиннер обнаружил, что звук подаваемой пищи действует как мощное подкрепление условного рефлекса. Крысы сначала обучались бежать к кормушке на звук, а потом нажимать на рычаг, который открывал кормушку (иногда с первой попытки).
Мгновенное обучение походило на озарение, но Скиннер не поддался искушению объяснить это «целенаправленным поведением крыс». Он вывел закономерность и связал ее с открытием: периодическое подкрепление стабилизирует нажатие рычага. Созданная им методика исследования поведения крыс (наполовину взятая из его докторской работы, а наполовину основанная на истории изучения рефлексов) стала прологом к его науке о поведении. Методологически Скиннер опирался на работы Перси Бриджмена («The logic of modern physics»), операционализм которого научил его сосредоточиваться на экспериментальных фактах, а не на соответствующих теориях, и Эрнста Маха («Science of mechanics»).
Бихевиоризм. Теория личности Берреса Фредерика Скиннера
... колледжей наиболее известна книга Скиннера "Уолден-2", роман, описывающий утопическое сообщество, основанное на контроле поведения посредством принципов подкрепления. Его автобиография появляется в 5-м томе "Истории психологии в автобиографиях". Скиннер ...
В результате Скиннер пришел к выводу, что суть рефлексологии заключается не в изучении рефлекторной дуги, а в использовании регулярности, существующей между стимулом и реакцией. В учении Э. Маха Скиннер привлекали идеи, касающиеся движущих сил развития науки. Мах выводил постепенное развитие физики из развития обычного взаимодействия человека с окружающей средой. Понятие силы присутствует в каждодневной деятельности, а физика изучает ее, выделяя и регулируя. Аналогично этому подходу С. заключил, что изучение рефлекса должно представлять из себя исследование процесса, присутствующего в ежедневном поведении. Ранее это всегда был процесс, который изучал рефлекс изолированно от других видов деятельности организма. Скиннер же искал (и в 1930-х годах обнаружил) этот иной вид рефлекса — контролируемую закономерность, включающую в себя весь организм. Сначала он вел исследования независимо, мало обращая внимания на теории научения. Но после защиты докторской диссертации вступил в длительные дискуссии, отвечая на критику Э.Ч. Толмена и К.Л. Халла и др.теоретиков.
С 1936 г. Скиннер начинает работать преподавателем в университете штата Миннесота (1937—39 — ст. преподаватель; 1939—45 — доцент).
С 1945 по 1948 г. — профессор психологии Индианского ун-та. С 1948 по 1957 г. — профессор Гарвардского ун-та. Дискуссии с теоретиками привели к тому, что Скиннер начал увязывать собственные идеи с их представлениями. При этом он тоже критиковал необихевиоризм за введение «промежуточных переменных» между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. В 1938 г Скиннер публикует книгу «Поведение организмов», в которой описывает поведение системы «организм — окружающая среда», показывая логику отличия «поведения системы» от причинных связей между логически независимыми событиями (стимулом и реакцией).
Логика поведения этой системы, по Скиннеру, определяется регулярностью, основанной на частоте реакций, а не природой этих реакций. Более того, выяснилось, что управляет реакцией не столько раздражитель (причина), сколько последующая реакция, т.е. подкрепление. Для объяснения этого факта усовершенствовал и расширил традиционный язык бихевиоризма, разработав четкие дефиниции своей науки о поведении. В качестве ключевого ввел понятие «оперантного обусловливания», обозначающего, что в его рамках образование условного рефлекса происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула, как в «классическом» обусловливании И.П. Павлова. Скиннер выделил несколько видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Обусловленность реакции «случайным подкреплением» так же вызвала критику и споры, в связи с чем Скиннер обратился к более глубокому исследованию и анализу речевого развития и использования слов. С одной стороны, это привело к введению разграничений для объяснения культурных и языковых эффектов между законосообразным и случайным поведением, а с другой — привело к написанию книг: «An operational analysis of psychological terms»(1945) и «Вербальное поведение» (1957), а также публикации в соавторстве с К.Б. Фестером энциклопедического издания «Schedules of reinforcement» (1957).
Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. ...
... актуальной потребности и называется волевым. Волевое поведение отличается, по Узнадзе, от импульсивного тем, что оно имеет предшествующий акту принятия решения период. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, который ... пище, устанавливая связь между пищей и насыщением. Обратимость этой связи основана на таком явлении, при котором, почувствовав голод, он будет целенаправленно искать пищу. ...
Последующие годы были поворотными в жизни Скиннера.
60е
Он выступил инициатором программированного обучения, изобретая обучающие машины и сочиняя программы. Способствовал развитию бихевиористской (поведенческой) психотерапии, основанной на научении методом проб и ошибок, опираясь на убеждение в том, что главным открытием 3. Фрейда являлись не комплексы вины и агрессии, а сохранение моделей поведения, усвоенных в детстве. К периоду 1960—0-х годов относится отход экспериментальной психологии от идеи «стимул-реакция» (например, теории К. Халла) и все большее ее углубление в когнитивную психологию и теоретический язык, основанный на компьютерном моделировании. Его взгляды в это время получали все большее распространение, в частности, благодаря организации «Journal for the experimental analysis of behavior and behaviorism». Радикальный бихевиоризм Скиннера не совпадал с главным руслом экспериментальной психологии, но определился как отчетливая дисциплина. Как Ч.Р. Дарвин и 3. Фрейд, С. снискал себе как ярых сторонников, так и противников. Психология становилась все более зависимой от проверки гипотез как с помощью статистики, так и вследствие теоретического развития (сначала это были «стимул-реакция», позднее когнитивные и физиологические теории).
С самого начала Скиннер был их непримиримым противником, что вполне согласовывалось с философией науки, которую он разработал в 1930-х гг. и которой придерживался всю жизнь. В отличие от большинства других психологов, он применял свои принципы к собственной жизни. Например, он преуспел в самоорганизации, пользуясь принципами «решения задач» до самой старости. Следует так же отметить, что многие идеи Скиннера понимались превратно, и многочисленная критика основывалась не на первоисточниках, а на искаженной информации из вторых рук. Особенно уязвимым было понятие «контроля стимула», с которым еще предстоит в полной мере разобраться. Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.
Умер Скиннер от лейкемии 18 августа 1990 в Кембридже, штат Массачусетс. В 1990 году за несколько недель до смерти Скиннер дал радио интервью CBS. Когда репортер спросил Скиннера, боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don’t believe in God, so I’m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).
Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии. ...
... него самого и окружающих. 1.2Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии. По мнению зарубежных психологов, в психологии нет единого понимания личности, но большое число исследователей уверены, что личность есть формирующаяся при жизни ...
Согласно обзорам, проведенными психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почетный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).
Труды
Скиннер автор следующих трудов: «Walden two», Macmillan, 1948, N.Y., 1963; «Science and human behavior», N.Y., 1953; «Cumulative record», 1959; «The technology of teaching», 1968; «The contingencies of reinforcement», 1969; «Beyond freedom and dignity», 1971; «About behaviorism», 1974; «Particulars of my life», 1976; «Reflections on behaviorism and Society», 1978; «The Shaping of a behaviorist», N.Y., 1979.
Скиннер мог стать талантливым поэтом, но славу богу он выбрал науку. Этот человек внес необратимый вклад в психологию и в дальнейшее развитие этой науки. Многие его работы направлены на помощь людям в достижение цели, а именно, Поведения организмов, в котором описывается оперантное обусловливание, которое может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Согласно Скиннеру самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.