Теория государства и права

Курсовая работа
Содержание скрыть

1. Теория государства и права как общественная наука. Специфика ее взаимодействия с гуманитарными науками – философией, историей, социологией, экономической теорией, этикой и др.

Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д.

Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности.

Теория государства и права весьма активно использует философские (всеобщие) методы: метафизику и диалектику.

Между теорией государства и права и экономической теорией, социологией, психологией и иными гуманитарными науками также существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия — общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д., так и сугубо специальные — гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др.

50. Понятие и признаки нормы права

Норма права

К признакам нормы права относят

1) общеобязательный характер — она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам — физическим и юридическим лицам;

2) формальная определенность — выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

3) связь с государством — устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением, наказанием, стимулированием;

4) предоставительно-обязывающий характер — представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность — правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

90. нет

№2

2. Теория государства и права как юридическая наука, ее взаимосвязь с отраслевыми и другими юридическими дисциплинами.

13 стр., 6358 слов

Тварь я дрожащая или право имею? Теория Раскольникова

... теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», ... Признание Раскольникова в преступлении (сочинение) Роман Ф. М. Достоевского назван ... сверхчеловек, «право имеющий». Раскольников говорит что-то о благотворительности или даже о ... было активности. Имеет ли отдельный человек, homo sapiens, «право»? История давно ...

В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место

Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод.

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.

Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.

Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).

В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом.

(часть ответа)

40. Понятие и признаки права.

Право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

1) право носило волевой характер

2) общеобязательность,

3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

4) связь с государством

5) формальная определенность права ;

6) системность права.

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.).

На второй стадии — при выборе нормы — дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана.

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения.

№3

государство право наука правоприменительный

4. Основные методы познания государственно-правовой действительности. Методологический характер теории государства и права.

16 стр., 7613 слов

Происхождение права, теории происхождения права, понятие признаки, ...

... плебс. Теории происхождения права Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются ... патриархальную, договорную, насилия, психологическую, расовую, материалистическую (классовую) теории. Теологическая или божественная теория Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к ...

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания.

всеобщие, общенаучные и специальные.

Всеобщие

метафизика – государство и право рассматриваются как вечные и неизменные институты

диалектика – предполагает изучение всех общественных явлений во взаимосвязи

Общенаучные методы

системный метод – способ познания, направленный на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в изучаемом объекте

функциональный метод – способ познания, который направлен на выяснения функций одних социальных явлений по отношению к другим

Специальные методы

сравнительно-правовой – сопоставление различных правовых систем в целях выявления их общих и особенных свойств

формально-юридический метод – позволяет определять правовые понятия и классифицировать правовые явления

38. Понятие и признаки права как нормативного регулятора общественных отношений. Общесоциальное и классовое в праве

признаки

1) право носило волевой характер

2) общеобязательность,

3) нормативность

4) связь с государством;

5) формальная определенность права;

6) системность права

классовый подход

общесоциальный подход

88. Понятие и основные признаки правового государства, Основные признаки правового государства:

1. верховенство правового закона – недопустимость (не основанного на законе) вмешательства государства в дела общества, наличие системы надзора и контроля за осуществлением законов.

2.разделение властей

3.гарантированность и реальность прав и свобод граждан

4.взаимная ответственность гражданина и государства

№5

5. Теория государства и права как учебная дисциплина: структура, функции, значение для юридической практики.

Теория государства и права – это учебная дисциплина, призванная на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде теоретические понятия, принципы и ценности.

Целесообразно сосредоточить изложение материала на:

  • основные понятия
  • принципы (основные идеи)
  • существующие ценности
  • тенденции и закономерности

Обычно материал в учебниках подразделяется на 3 главы:

1. Государство

2. Права

3. Человек, государство и право в современном мире

Теория государства и права как учебная дисциплина вводит студентов в юриспруденцию, базируется на данных ТГП как науки и отличается от последней своим обучающим характером, дает методологический ключ к постижению других учебных предметов.

36. Понятие и признаки аппарата государства. Государственный аппарат в унитарном и федеративном государстве

Государственный аппарат

Признаки:

1.Все государственные органы создаются и действуют на основе Конституции, законов и др. нормативно-правовых актов;

14 стр., 6549 слов

Личность право государство

... правового статуса личности, раскрывается его структура, отдельно выделяется гражданство как реальное правоотношение, возникающее между государством и личностью. В третьей главе исследуется проблема соотношения государства и личности ... взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права, власти и личности. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась ...

2.Единая иерархическая постоянно действующая система органов, учреждений и должностных лиц, построенная на соподчиненности и координации деятельности;

3.Наличие государственных органов, в которых на постоянной профессиональной основе работают государственные служащие, а в выборных органах – депутаты, сенаторы, судьи и т.д.;

4.Для обеспечения государственно-властных полномочий в состав государственного аппарата входят органы принуждения;

5.Посредством аппарата государства практически осуществляется государственная власть, выполняются функции государства.

83. Понятие, структура и виды правосознания

Правосознание

Правосознание – это осознанное и духовное правочувствование, которое проявляется в признании ценности права и стремлении к справедливости.

Структура правосознания:

Идеологические элементы, Психологические элементы, Поведенческие элементы

Виды правосознания:

1. По характеру субъектов:

Массовое (общественное) – выражает правовые воззрения общества в целом

Групповое – правосознание группы лиц, трудового коллектива, семьи и т.д.

Индивидуальное – правовые воззрения каждого гражданина

2. В зависимости от уровня обобщения:

Эмпирическое (обыденное) – правовые знания ограничены личным опытом и житейскими устремлениями

Профессиональное

Доктринальное – правовые обобщения, правовые идеи и теории

№6

10. Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая революция») как фактор социального расслоения общества и появления первичных государств.

Неолитическая революция – переход от присваивающей к производящей экономике. В ее основе лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества.

Итогом «неолитической революции» явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации, обеспечивается рост человечества, необходимый для существования и расцвета цивилизации.

Производящая экономика вела к усложнению организации производства, появлению новых управленческих, организационных функций. Возникла необходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда. Эта экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда.

В дальнейшем происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей, неучастие верхушки в материальном производстве. Начинается становление классов, новых организационных форм управления обществом, зарождение государства.

Первоначально возникают города-государства. В городе-государстве возникает три центра управления – городская община, дворец и храм.

Т.о., первичное государство возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, т.е. чтобы обеспечить само существование человечества в новых условиях.

2. Понятие и классификация социальных норм

Социальные нормы — необходимые правила общежития людей и социально значимого их поведения

Социальные нормы тесно взаимодействуют между собой, они способны направлять поведение людей.

8 стр., 3956 слов

Государство, личность, общество

... тему курсовой работы. Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы: дать понятие обществу, личности и государству; рассмотреть правовой статус личности; изложить, что является фактическим положением человека; описать систему прав и свобод личности; раскрыть вида прав и ...

Виды: правовые, моральные, политические, религиозные, эстетические, семейные

84. Правосознание и правовая культура

Правосознание — это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах (субъективном восприятии правовых явлений).

Структуру правосознания составляют:

  • правовая идеология;
  • правовая психология;
  • индивидуальные знания о праве;
  • личностные ценности индивида;
  • субъективная воля индивида.

Основными функциями правосознания являются:

  • информационно-познавательная — высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как обществом в целом, так и отдельным индивидом;
  • оценочная — при развитом правосознании легче и правильнее оцениваются тс или иные правовые явления;
  • регулятивная — высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения.

Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированы ости государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.

Правовую культуру определяют:

  • степень развитости правосознания населения;
  • уровень развития правовой деятельности;
  • степень совершенства всей системы правовых актов.

№7

1. Восточный способ

Восточный способ

2-нет

3. Судебный прецедент

юридический прецедент

№8

1. Западный способ

Европейский путь

55. Понятие правовой системы. Основные правовые системы современности, их краткая характеристика

Система права

1) романо-германскую (семью континентального права);

2) англосаксонскую (семью общего права);

3) религиозную (семью мусульманского и индусского права);

4) традиционную (семью обычного права).

Романо-германская правовой

главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения;

  • писаные конституции, обладающие высшей юр.силой;
  • деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;
  • правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

особое значение имеет юридическая доктрина

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право.

Англосаксонская правовая

Признаки:

  • основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
  • ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;
  • нет кодифицированных отраслей права;
  • отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

48. Закон как особая разновидность нормативного акта: признаки и виды.

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

13 стр., 6081 слов

Нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения

... является система источников права социального обеспечения в российском законодательстве. Предмет исследования выступают нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения. Нормативно-правовой основой исследования являются Конституция РФ, международно-правовые акты в области права социального обеспечения, федеральные законы, подзаконные нормативные акты и законодательство ...

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Классификация законов по различным основаниям:

по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

  • по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
  • по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  • по сроку действия (постоянные законы и временные);
  • по характеру (текущие и чрезвычайные);
  • по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  • по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
  • по степени систематизации (обычные и кодификационные);
  • по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

№9

1. нет в системах.

Форма (источник права)

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/teoriya-gosudarstva-i-prava-i-filosofiya/

нормативный акт

правовой обычай

юридический прецедент

нормативный договор

В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права.

73. Юридические коллизии

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:

1) толкование;

2) принятие нового акта;

3) отмена старого;

4) внесение изменений или уточнений в действующие;

5) судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;

6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;

8) конституционное правосудие;

9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;

10) международные процедуры.

На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

  • а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
  • б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление, постановление правительства и акт отраслевого министерства);
  • т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;
  • в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то — общий.

№10

15 стр., 7281 слов

Толкование норм права

... к ним норм права вопросы , на кото- рые можно получить ответы только путём толкования . Необходимость толкования обусловлена также особенностями внешнего оформления норм права . Правовой акт представляет собой ... роль как важнейший познания , реализации и совершенствования права. Толкование норм права имеет огромное значение в юридической науке и практике. Поэтому эта тема исследуется многими ...

37. Понятие, признаки и классификация органов государства

Государственный орган

Классификацию органов государства

В зависимости от поставленных задач

По способу возникновения:

Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы).

Производные органы в свою очередь создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий:

По широте компетенции:

По порядку принятия решения (по порядку осуществления компетенций)

По срокам полномочий:

61. Понятие, признаки и основные разновидности юридических фактов. Юридические состояния и фактический состав.

Юридические факты

Эти факты становятся юридическими не в силу каких-то особых внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством, законом.

Таким образом, придание правового характера тем или иным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников жизненного процесса, хотя без них эти обстоятельства могли бы и не наступить. Не право порождает подобные факты, они возникают и существуют помимо него, но право придает им статус юридических в целях их регуляции и упорядочения общественной и государственной жизни. Это — реакция правовой нормы на конкретную ситуацию, предусмотренную в ее гипотезе. Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для появления и функционирования правоотношений.

3. Правовой нигилизм

Нигилистическое поведение.

№11

11. Основные закономерности генезиса первых раннеклассовых государств

Древнейшие государственные образования возникали, как общее правило, на социально-экономической основе раннеземледельческого общества. Их можно характеризовать как раннеклассовые государства. Эти первичные государства появились к IV-III тыс. до н. э. в Мессопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых других районах разновременно и независимо друг от друга. Первоначально они возникают как города-государства.

Город-государство знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т. п. В городе-государстве формируются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы. Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления.

29 стр., 14366 слов

Современные деструктивные культы и тоталитарные секты. Нормы ...

... с другом, с уважением относясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбирать свои религиозные убеждения. Но именно этого права стремятся лишить человека тоталитарные секты. ... и осуществление этих прав и свобод самим государством, но и международное ... с Уставом Совета Европы, а именно в отношении соблюдения норм плюралистической демократии, принципа верховенства закона, прав ...

Классовая природа первичных государств четко определялась лишь с течением времени, когда расслоение общества, классоообразование приводили к захвату государства тем или иным классом и приспособлением его к своим интересам, нуждам. Следовательно, процессы образования классов и государства нельзя понимать упрощенно, будто сперва возникли классы, затем их антагонизм привел к появлению государства. Эти процессы идут параллельно, независимо, взаимодействуя друг с другом.

51. Структура нормы права. Структурные элементы в различных видах правовых норм

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление.

Таких частей три:

Гипотеза

Диспозици

Санкция

86. Законность и правопорядок: соотношение и взаимосвязь

Законность — реальное действие права в государстве, соответствие конституции, законов правовым идеалам, их правовой характер, соблюдение конституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права, в первую очередь государственными органами и должностными лицами (правопорядок — выражение законности в обществе).

Правопорядок — это состояние фактической урегулированное правом связей в обществе, качественное выражение законности.

Правопорядок — это система взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: субъектов правопорядка; отношений и связей между субъектами; правовых норм, регулирующих данные связи, и актов реализации права.

Указанные субъекты, отношения, правовые нормы, акты реализации права отличаются: множественностью; многообразием; наличием разнообразных связей; различными качественными характеристиками; одновременно целостностью.

№12

21. Понятие и признаки государства. Основные и дополнительные признаки государства

Государство

Признаки государства:, Основные:

1) наличие публичной власти

2) система налогов, податей, займов;

3) территориальное деление населения;

4) право;

5) монополия на правотворчество;

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения

7) суверенитет;

3 стр., 1201 слов

Россия социально-правовое государство

... широкого учета потребностей людей, признанию их социальных прав и принятию государством на себя ряда социальных функций. Ни правовое государство, ни гражданское общество не вводятся единовременным актом и не могут стать результатом ...

Дополнительные:

1) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

2) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

3) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

4) наличие государственных символов — герба, флага, гимна.

53. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах. Норма права и статья нормативного акта

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

  • все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;
  • в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1) прямой способ — норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ — статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта (примером такого способа могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на другие статьи, — это, в частности, ст. 139 «Нарушение неприкосновенности жилища»);

3) бланкетный способ — статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил

75. Понятие правомерного поведения, его социальная природа и юридическая классификация

Правомерное поведение

Особенности правомерного поведения заключаются в том, что оно: во-первых, является, как правило, общественно полезным; во-вторых, выражает и реализует свободу воли человека; в-третьих, удовлетворяет интересы и потребности как самого индивида, так и государства; в-четвертых, обеспечивает необходимый правопорядок в обществе; в-пятых, связано с позитивной ответственностью личности.

В состав правомерного поведения входят следующие элементы: 1) субъект (праводееспособное лицо); 2) объект (общественно полезный результат); 3) объективная сторона (действия либо бездействие, не противоречащее праву); 4) субъективная сторона (позитивные цели, мотивы, установки).

№13

14. Исторические концепции происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, психологическая, насилия и др.)

1. Теологическая теория

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем.

2. Патриархальная теория

Государство происходит из семьи, является результатом разрастания семьи.

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной.

Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

3. Договорная теория

4. Теория насилия

В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

5. Психологическая

Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в «узде» подобных психических качеств личности и возникает государство.

6. Материалистическая теория

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

43. Место и роль права в системе социальных норм общества

Социальные нормы — правила поведения людей в обществе. Социальные нормы представляют собой систему, в которую входят нормы права наряду с нормами морали, обычаями, традициями, политическими и иными нормами. Право и иные социальные нормы взаимосвязаны.

Чтобы правовые нормы были приняты обществом, законодатель при их разработке должен учитывать требования других социальных норм (морали, обычаев, и т. д.).

Нормы права имеют цель, сходную с остальными социальными нормами, — регулирование поведения людей в обществе. Однако они имеют и существенные отличия. Данные отличия удобнее проследить, сравнивая нормы права с наиболее распространенным в обществе видом социальных норм — нормами морали.

3. Классификация правомерного поведения

Социально активное поведение.

Социально пассивное поведение.

Привычное поведение.

Конформистское поведение —

Маргинальное поведение.

Нигилистическое поведение.

№15

15. Марксизм о возникновении государства. Значение работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и ее современные оценки

Взгляды Энгельса, Ленина и др. характеризуют марксистскую теорию происхождения государства. Ее основные положения: материалистический и диалектический подход к развитию первобытного общества, утверждение о взаимосвязи становления классового общества и государства (поэтому эта теория может быть названа классовой теорией происхождения государства), принудительные формы первичных государств и д.р.

Основной заслугой Энгельса была не только систематизация взглядов этнографов, археологов и историков на первобытное общество, но и утверждение материалистического, в том числе классового подхода к появлению частной собственности и государства. Он сделал попытку показать определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества на появление и развитие государства.

2. Действие нормативно-правовых актов во времени:

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

  • по истечении срока действия акта, на который он был принят;
  • в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
  • на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

79. Понятие и признаки правонарушения. Состав правонарушения.

Правонарушение

В состав правонарушения входят следующие четыре элемента, которые, в свою очередь, раскрываются через ряд собственных специфических черт и признаков:

1) объект правонарушения;

2) субъект правонарушения;

3) объективная сторона правонарушения;

4) субъективная сторона правонарушения.

объектом правонарушения

субъектом правонарушения

объективной стороной

субъективной стороной

№16

32. Понятие и содержание функций государства

Функции государства

Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают.

Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.

Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:

  • потребностей и интересов населения;
  • экономических возможностей общества;
  • нравственного и культурного уровня общества;
  • профессионализма государственных служащих и структур и др.

2. нет

63. Этапы, стадии и принципы правотворческого процесса

стадий:

выявление потребности принятия нормативно-правового акта;

  • изучение, анализ общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данный акт;
  • определение вида нормативно-правового акта и вида органов, правомочных его принять;
  • принятие решения о подготовке нормативно-правового акта;
  • разработка концепции будущего акта;
  • подготовка рабочей группой (разработчиком, органом) проекта нормативно-правового акта;
  • предварительное рассмотрение проекта акта;
  • общественное обсуждение проекта;
  • официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта с учетом процессуальных требований органом, к ведению которого относится его принятие;
  • принятие правового акта, его оформление и подписание;
  • опубликование акта и его вступление в законную силу.

принципы

  • научности;
  • законности;
  • демократизма;
  • системности.

Научность — использование достижений науки, приемов и методов научного анализа.

Законность — строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение процессуальных правил принятия нормативно-правовых актов правомочными на то органами.

Демократизм — учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно-правовых актов, отражение в нормах акта мнений и пожеланий тех, кого коснутся нормы принимаемого акта.

Системность — учет в процессе правотворчества внутренней логики права (систем права, отраслей, институтов).

№17

1. нет

2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве

в пространстве

Нормативные акты распространяют свое действие:

  • на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
  • на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
  • на территорию, указанную в самом нормативном акте;
  • на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

По кругу лиц.

56. Понятие и специфика правоотношений как особой разновидности общественных отношений

Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.)

Наиболее характерные признаки правовых отношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем (см. схему).

1. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы — нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.

2. Субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот.

3. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы прав в них отражается государственная воля; во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.

4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют.

5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение «кого-то» с «кем-то». Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы.

№18

33. Классификация функций государства по различным основаниям

в зависимости от продолжительности действия:

в зависимости от значимости

в зависимости от сферы осуществления

2. Система права и система законодательства

Система права

В качестве структурных элементов системы выступают:

  • отдельные юридические нормы
  • правовые институты
  • отрасли права

Юридическая норма

правовыми институтами

Отрасль права

Система законодательства

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных документах и систематизации этих актов.

При рассмотрении соотношения системы права и системы законодательства следует обратить внимание на то , что первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства – статья нормативного акта.

Возможно следующие пути:

1. норма права и статья закона совпадают

2. в одну статью включено несколько норм

3. расположение одной нормы в нескольких статьях

66. Понятие и значение юридической (законодательной) техники. Язык правовых актов

Юридическая техника

Главной задачей юридической техники является рационализация юридической деятельности, достижения простоты и ясности в написанных документах, единообразия, совершенствования языка правовых актов.

№19

19. Многообразие подходов к определению государства: причины и основные разновидности

В науке сформировалось множество точек зрения что же такое государство.

Античные философы

договорной теории

Марксистско-ленинская наука, Современные ученые

58. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения, Субъективное право

70. Правоприменительные акты, их виды и структура.

Правоприменительный акт

Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Виды правоприменительных актов

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания

По юридической природе — на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

По последствиям

По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

№20

1-нет

60. Понятие и классификация объектов правоотношений

Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение.

Как известно, общим объектом (предметом) правового регулирования являются общественные отношения.

Итак, в зависимости от характера и видов правоотношений (с входящими в них субъективными правами и юридическими обязанностями) можно выделить следующие объекты

1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности).

Характерны главным образом для гражданских, имущественных правоотношений (купля-продажа, дарение, залог, обмен, завещание и т.п.).

2. Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека).

Типичны для уголовных и процессуальных правоотношений.

3. Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты. Это главным образом правоотношения, складывающиеся на основе норм административного права в сфере управления, бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности.

4. Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения — все то, что является результатом интеллектуального труда).

5. Ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, векселя, лотерейные билеты, деньги, приватизационные чеки, паспорта, дипломы, аттестаты и т.п.).

Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их утрате, восстановлении, оформлении дубликатов.

74. Пробелы в праве и способы их преодоления и восполнения. Аналогия права и аналогия закона

Под пробелом в праве понимается отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай. Это как бы «умолчание» законодателя относительно необходимости правового урегулирования определенного общественного отношения. Случай есть, а нормы нет.

Именно в этом смысле нередко говорят о «белых пятнах», «пропусках», «вакуумах», «нишах» и «пустотах» в праве. Иными словами, речь идет о неполноте, отставании законодательства. Отсюда — необходимость его дополнения, развития, совершенствования.

Пробелы в праве вызываются в основном следующими причинами: а) относительной «консервативностью» права по сравнению с более активной динамикой общественных отношений; б) несовершенством законов и юридической техники; в) бесконечным разнообразием реальной жизни; г) появлением новых отношений, которых не было в момент принятия той или иной нормы.

Первый и естественный путь полного устранения пробела — принятие новой нормы. Но это — «долгий путь», ибо законодатель не может непрерывно, в срочном порядке заделывать «дыры» в праве, он это делает постепенно, устраняя наиболее существенные из них. Пробелы же возникают постоянно и их надо оперативно заполнять, преодолевать. Для этой цели и существует институт правовой аналогии.

Различают два вида правовой аналогии или два способа преодоления пробелов: 1) аналогию закона; 2) аналогию права. В первом случае отыскивается и применяется сходная с другими норма закона или иного нормативного акта. Во втором, когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права.

Институт аналогии не действует в уголовном праве, хотя пробелы в нем тоже возникают, но они устраняются законодательным путем.

№22

23. Типология государства: понятие и признаки. Типологии государств по различным критериям

Тип государства

Понятие «тип государства» служит для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, то есть его родство с другими государствами.

В отечественной науке понятие «тип государства» длительное время понималось как исторический тип государства. При таком подходе смена одних типов государства другими рассматривалась как историческая закономерность, в силу которой социалистическое государство возникает как последний и высший тип.

В настоящее время категория «тип государства» служит для характеристики государственности путем установления сходства различных государств на основании родственных черт. Основу типологии составляют различные подходы: формационный, цивилизационный и политико-правовой.

В целом характеристики каждого конкретного государства должна быть многоуровневой: вначале определяется тип государства, затем его форма во всех трех измерениях — форма правления, государственное устройство и политический режим.

2. Система права, элементы

Система права – включает в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые взаимодействуют между собой

3. Нормативистская теория

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

№23

24. Формационная и цивилизационная типологии государства: специфика и особенности

формационного

цивилизационного

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

2. Нормативный правовой акт

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Издание нормативно-правовых актов всегда означает установление, отмену или изменение содержания правовых норм. Для них характерна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

71. Толкование права: понятие, способы, виды

Толкование правовых норм

виды

Официальное, Неофициальное, Доктринальное, Профессиональное, Обыденное толкование, Грамматическое толкование, Логическое толкование, Систематический способ, Историко-политическое

№24

1. нет

2. Субъекты правоотношений

Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства.

Виды субъектов права. Субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица).

К индивидуальным относятся: а) граждане Российской Федерации; б) иностранцы; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойным гражданством (бипатриды).

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Они делятся на следующие виды:

1. Само государство;

2. Государственные органы и учреждения;

3. Общественные объединения;

4. Административно-территориальные единицы;

5. Субъекты Российской Федерации;

6. Избирательные округа;

7. Религиозные организации;

8. Промышленные предприятия;

9. Иностранные фирмы;

10. Специальные субъекты (юридические лица).

67. Понятие и основные формы реализации права.

реализацией права

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов — социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.

Реализация права — способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни.

В науке различают четыре основные формы реализации права: 1) соблюдение; 2) использование; 3) исполнение; 4) применение. В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм

№25

1. нет

62. Понятие, признаки и виды правотворчества. Правотворчество и правообразование

Правотворчество

Правотворчество является составной частью более широкого процесса – правообразования.

Правообразование

  • анализ и оценка сложившейся действительности
  • выработка взглядов и концепций о будущем правовом регулировании
  • разработка и применение нормативных предписаний

Последний этап правообразования выступает как Правотворчество.

Сущность правотворчества

72. Акты толкования права, их структура и требования, предъявляемые к ним

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на четыре группы: а) нормативные акты, включая договоры нормативного содержания; б) правоприменительные акты; в) правотолкующие (интерпретационные) акты; г) прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.).

Акты толкования

Основные особенности актов толкования заключаются в следующем:

1) они не содержат в себе общих правил поведения, а следовательно, не относятся к числу нормативных актов;

2) не являются источником и формой права;

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/teoriya-gosudarstva-i-prava-i-filosofiya/

3) адресуются, как правило, к должностным лицам;

4) носят подзаконный, но обязательный характер;

5) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные — указы, постановления, инструкции и т.д.;

6) их цель — толковать, разъяснять, но не создавать право.

№26

87. Возникновение и развитие идей правовой государственности в истории политической и юридической мысли

Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие правила поведения.

С возникновением государства ситуация изменилась. Государство стало посредником между индивидом и обществом. Человечество вынуждено было снова искать оптимальные формы соотношения уже между личностью, государством и гражданским обществом, пути разумного сочетания и удовлетворения их потребностей и интересов, привлекая для этого право.

Европейские ученые Нового времени приняли эстафету у античных мыслителей. К.Ясперс, определял правовое государство как государство в котором действует свобода, основанная на законах.

Дальнейшее развитие идеи получили в работах Ш.Монтескье (идея разделения властей), Канта (государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам).

Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К.Велькера и И.Х.Фрайхера.

К концу 20 века в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции и др. стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым.

В планетарном масштабе распространению и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные структуры и международно-правовые акты.

81. Понятие и признаки юридической ответственности

Юридическая ответственность

Признаки:

1) она предусмотрена действующим законодательством (уголовным, гражданским, административным и др.);

2) наступает за правонарушения при наличии полного его состава;

3) опирается на государственное принуждение;

4) выражается в определенных неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т.д.);

5) возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме; нарушение процедурных норм также влечет за собой ответственность;

6) правонарушитель наказывается от имени государства,

7) осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго определенном порядке и в пределах своих прерогатив.

65. Систематизация актов правотворчества: понятие, способы и виды

систематизацией законодательства

В юридической науке обозначились в основном три вида систематизации:

Инкорпорация

Кодификация

Консолидация

№27

28. Форма правления как элемент формы государства. Основные разновидности государств по форме правления

Форма государственного правления

Монархия

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от волеизъявления населения.

Республика

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

68. Применение права как особая форма реализации права: понятие и признаки

Применение

Применять нормы права — это значит применять власть, а нередко — принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в литературе небесспорный.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель — упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

3. Естественно-правовая

Согласно данной теории естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым.

Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением.

В основе этого права лежат естественные права человека.

№28

29. Форма государственного устройства как элемент формы государства. Простые и сложные государства: понятие и основные виды

Форма государственного устройства

Унитарное государство

Федерация

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации

Конфедерация

57. Классификация правоотношений по различным основаниям

отраслевому признаку

Различают регулятивные и охранительные правоотношения. Первые — возникают из правомерных действий субъектов; вторые — из противоправных, связанных с применением государственного принуждения.

степени конкретизациии и субъектному составу

характеру обязанностей

Различают простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими или даже неограниченным числом); кратковременные и долговременные.

3- нет

№29

34. Внутренние и внешние функции современного Российского государства

Внутренние функции – экономические, социальные, культурно-воспитательные, функции финансового контроля, функция налогообложения

Внешние – функция обороны станы, функция поддержки мирового порядка, сотрудничество с другими государствами

52. Классификация правовых норм по различным основаниям.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

  • исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений;
  • общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли;
  • специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д.

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) — на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера — на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

  • императивные (содержащие властные предписания);
  • диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
  • поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
  • рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций — на регулятивные и охранительные;

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, — на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц — пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от сферы действия — на общефедеральные, региональные и локальные

9) в зависимости от юридической силы — на правовые нормы законов и подзаконных актов;

10) в зависимости от субъектов правотворчества — на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

Теория государства и права

Теория государства и право (полный курс)

Теория государства и права

Билеты по теории государства и права 100

Предмет и методы теории государства и права

Предмет и метод теории государства и права

Шпоры к ГОСам (теория государства и права)

Возникновение, развитие государства и правоотношения внутри него

Основные вопросы права

Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

Принципы гражданского права Республики Беларусь, их реализация в нормотворческой и правоприменительной деятельности

Основы и методология правоведения

Правоведение — курс лекций

Теория государства и права

Шпоры по ТГИП

Теория государства и права

Правосознание и правовая культура

Теория Права