«Стили педагогического общения и их влияние на воспитание младшего школьника»

Курсовая работа

Можно с уверенностью сказать, что через общение складывается важная система взаимоотношения, которая способствует эффективности воспитания и обучения.

Каждый студент педагогического вуза или ссуза рано или поздно сталкивается с проблемой взаимодействия со своими учениками, воспитанниками. Известной опасностью, подстерегающей начинающего педагога, является или совершенное игнорирование общения как важного инструмента педагогического воздействия, или, наоборот, стремление полностью отрепетировать предстоящие формы общения на уроке. Молодому специалисту предстоит решить множество педагогических задач и для продуктивного воздействия на учеников, педагог должен правильно подобрать стиль общения.

Еще 20 лет назад психолого-педагогическая наука убедительно доказала, что для того, чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение всегда формируется в деятельности, через сложнейший механизм взаимоотношений, общения.

Педагогическое общение имеет определенную структуру, специфику и технологию реализации. Педагогическое воздействие должно строиться с учетом специфики общения в данный момент, на определенном этапе урока. Только тогда эмоциональная партитура педагогического воздействия будет яркой, полифоничной, захватывающей разум и чувство ученика. Овладеть основами профессионально-педагогического общения можно в процессе профессионального самовоспитания, для этого необходимо: изучить и освоить природу, структуру и законы процесса профессионально-педагогического общения; овладеть процедурой и технологией педагогической коммуникации, развивая коммуникативные способности.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. Советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики Василий Александрович Сухомлинский писал: «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней… Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать»… Слово педагога должно, прежде всего, успокаивать» 27, С. 634 .

8 стр., 3576 слов

Личность современного педагога в свете прогрессивных идей теории ...

... личности педагога, на основе которого можно выделить два основных компонента – личностные и профессиональные качества педагога. Профессиональные качества педагога играют важную роль, так как являются основным показателем уровня педагогического мастерства. Педагог, ... 2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторика речи, эмоциональность, формы общения), так и ...

Педагогическое общение большую роль играет в воспитании младшего школьника. Говорить с ребенком труднее, чем с взрослым: для этого надо уметь правильно воспринять внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учесть возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении с взрослыми. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание – тоже ответ или обращение к партнеру.

Наиболее активны в общении с учителями – ученики начальных классов. Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. С переходом на новую ступень в развитии – поступление в школу – у ребенка происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. В школе ребенок попадает в новую, для него, социальную ситуацию развития, которая требует от ребенка особой учебной деятельности. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Педагог играет важную роль в жизни младшего школьника, так как на основе доверительного общения, складываются добрые отношения между учителем и учениками, которое помогает учителю усилить воспитательную силу воздействия на личность ученика, предупредить срывы в его поведении, наладить контакт с родителями.

От личности педагога начальных классов, от стиля его профессионального общения зависит дальнейшее отношение ребенка к школе, к окружающей среде, а так же успех самого учителя в обучении и воспитании детей.

Поэтому мы выбрали темой нашего исследования: «Стили педагогического общения и их влияние на воспитание младшего школьника».

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс в современной школьной образовательной организации.

Предмет исследования: стили педагогического общения и взаимодействия.

Цель исследования: разработать рекомендации по оптимизации стиля педагогического общения учителей начальных классов.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи :

  1. раскрыть понятие «педагогическое общение»;

  2. провести теоретический анализ проблемы педагогического общения, его структуры, функций, целей, содержания и средств;

  3. раскрыть понятие стиля педагогического общения, его особенностей и видов;

  4. определить конструктивные и неконструктивные стили педагогического общения педагогов и составить рекомендации по оптимизации стилей педагогического общения.

    11 стр., 5387 слов

    Психологические барьеры в общении педагога с детьми

    ... общения и др. Безусловно, на результативность педагогического общения оказывают влияние такие показатели индивидуально-личностного плана, как интересы, склонности, уровень подготовленности, привычки учителя и ученика. В некоторых исследованиях ... ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия; умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося; умение ...

комплекс методов

  • теоретические (анализ философской, педагогической, методической литературы по изучаемой проблеме);

эмпирические

Практическая значимость:, База исследования

Глава I . Характеристики педагогического общения.

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического общения.

Общение, как это доказано педагогом Г. И. Щукиной, оказывает значительное влияние на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся. В трудах К.Д. Ушинского, В.А. Кан-Калика, А.С. Макаренко, А.А. Леонтьева, А. И Щербакова и других выдающихся педагогов и психологов, общение представлено как важнейшим профессиональным инструментом педагогической деятельности.

По мнению А.А. Лобанова, «общение» как житейское понятие и «общение» как психолого-педагогическое понятие не совпадают по своему значению, что в определенной степени усложняет изучение этого феномена 17, С. 6-16.

Педагогическое общение – это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной»

Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического процесса.

В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров под профессионально-педагогическим общением понимают «систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия» 11, С. 83 .

Л.Д. Столяренко дает следующее определение педагогического общения: «Педагогическое общение – это специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты»26, С. 238–247.

«Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися», – такое определение понятию «педагогическое общение» дал А.А. Леонтьев 14, С. 12.

Можно привести ещё сотни определений понятию «педагогическое общение», так как в основе профессиональной педагогической деятельности лежит педагогическое общение.

4 стр., 1835 слов

Деловое общение и публичные выступления — контрольная работа

... партнера во время делового общения помогут налаживанию делового сотрудничества. Рассмотрение тонкостей публичного выступления и детализация психологических приемов, повышающих эффективность делового общения - цель данной работы. 1. Психологические особенности публичного выступления Опыт показывает, что ...

Кан-Калик утверждал, что профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога н воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Причем педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им.

По утверждению А.А. Леонтьева «недостаточное внимание к личности школьника в процессе обучения, преимущественная ориентация применяемых методов обучения на деятельность учащегося нередко в ущерб вниманию к его личности оборачивается большими педагогическими просчетами». Подчеркивая значимость воспитательно-дидактических функций педагогического общения, А.А. Леонтьев вводит понятия «оптимальное педагогическое общение», которому дает следующее определение:

Оптимальное педагогическое общение – это такое общение учителя (и шире – педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя 14, С. 14.

В работах советских педагогов проблема оптимального педагогического общения была поставлена как одна из важнейших проблем обучения и воспитания. «У нас требуют от учителей известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как проверять также и умение учителя влиять на ребят…», – писала Н.К. Крупская14, С. 14-15. Об этом же говорил М.И. Калинин: «Воспитание учеников – это, прежде всего поведение учителя в классе, это отношение учителя к ученикам»14, С. 14-15.

Работы многих советских педагогов, таких как: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Т. И Гончаровой, Е.И. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шатолова, М.П. Щетинина и других, было доказано, что эффективное обучение возможно только на позициях педагогики сотрудничества. Все они говорят: учитель идет на встречу детям, он стоит на точке зрения ребенка, как на платформе, с которой ведет за собой.

Понятие «педагогическое общение» стало предметом специальных научно – педагогических исследований сравнительно недавно – в 70 – 80-ее годы 20 века.

Проблемой изучения структуры педагогического общения занимались Н.С. Трубецкой, А. Гардинер, Р.О. Якобсон, В.А. Артемов, Я. Яноушек и другие.

В целом ряде работ (А.В. Бельский, В.А. Артемов, Л.Д. Ревтова, В.И. Кадомцев и др.) были сделаны попытки классифицировать все многообразие речевых действий (речевых задач).

11 стр., 5084 слов

Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения ...

... формирования опыта творческой деятельности в процессе обучения географии - с одной ... по начальному курсу географии; эмпирические: систематические прямые и косвенные наблюдения в школе; интервьюирование, собеседование, анкетирование, опрос; педагогический эксперимент; обобщение передового педагогического ... Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе В работах многих педагогов ...

Изучением функциональных единиц педагогического общения занимались М.И. Лисина, Л.А. Харева, Т.С. Путиловская, А.К. Маркова, Т.А. Стежко, Л.Н. Никипелова.

Таким образом, мы видим, что проблема исследования различных аспектов педагогического общения находит свое широкое распространение в трудах целого ряда педагогов 20 века.

1.2 Цель, функции, сущность и структура педагогического взаимодействия

Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности.

Для правильной организации эффективного педагогического общения будущему преподавателю необходимо понимать цель и содержание этого общения, знать его функции и средства, виды и стили педагогического общения, его общую структуру и различные модели.

Чтобы определить цели и функции педагогического общения, в первую очередь, нужно разобраться для чего человек вступает во взаимодействия с окружающими людьми.

Как правило, человек вступает во взаимодействие со своими партнерами ради общения.

Общение – это особенный способ человеческого взаимодействия, без него люди просто не смогут жить, контактировать друг с другом, влиять друг на друга, обмениваться опытом, навыками, мнениями. Не будет преувеличением утверждение, что без общения человечество просто не сможет действовать и развиваться.

Общение осуществляется всегда ради чего-либо: предоставления либо получения благ, обеспечения взаимодействия во время общей работы, передачи данных, решения проблем, формирования отношения к неким явлениям и так далее.

Педагог вступает во взаимодействие со своими коллегами, воспитанниками и их родителями, иными лицами, имеющими отношение к его профессиональной деятельности. Это и составляет цели профессионально-педагогического общения. Очевидно, что эти цели, прежде всего, обусловлены общими целями и задачами, стоящими перед системой образования нашего общества, ее основными ориентирами.

Педагогическое общение обусловлено множеством целей:

— информационная:

контактная: установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

побудительная: стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

— координационная:

— понимание:

— амотивная:

— установление отношений:

— оказание влияния:

Из выше сказанного можно сделать вывод, что целью педагогического общения является: решение педагогом бесчисленного множества коммуникативных задач, меняющихся и развивающихся.

5 стр., 2365 слов

Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем

... рассматривается как целенаправленная, самоорганизующаяся система, подсистемами которой выступают дидактическая и воспитательная системы, а также сфера профессионального и свободного общения всех участников педагогического процесса. Педагогическая система образовательного учреждения, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные ...

«Педагогическое общение выполняет практически все основные функции, которые реализуются в обыденно-житейском непедагогическом общении. Наряду с этим функции педагогического общения имеют свои отличительные особенности», – утверждал А.А. Лобанов 10, С.12 — 13.

Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности).

Эти функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве, но для раскрытия сущности каждой из них рассмотрим их отдельно. Педагогическое общение – это, прежде всего коммуникация – передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога. Обмен информацией – самый трудный, особенно для начинающего педагога, аспект педагогической деятельности. Эффективность коммуникации зависит от многих условий. Важно, прежде всего, обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанниками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения.

Педагогическое общение имеет ряд функций:

  1. конструктивная функция общения, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости конкретной учебной дисциплины;

  2. организационная функция педагогического общения состоит в целенаправленной организации совместной учебной деятельности преподавателя и студента, в их взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи в учебно-воспитательном процессе;

  3. коммуникативно-стимулирующая функция педагогического общения представляет собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организацию взаимодействия и взаимопомощи с целью обеспечения педагогического сотрудничества. Она направлена на формирование осведомленности студентов о том, что они должны узнать, понять на данном занятии или при изучении данной дисциплины, чему научиться;

  4. информационно-обучающая функция педагогического общения служит для показа места учебной дисциплины в системе будущей профессиональной деятельности студента и ее связи с производством. Она предназначена для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; обеспечивает подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полноту в сочетании с эмоциональным изложением материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов;

  5. эмоционально-корригирующая функция педагогического общения состоит в реализации в процессе обучения принципов “открытых перспектив” и “победного” обучения в ходе смены видов учебной деятельности. Она обеспечивает установление отношений доверительного общения между преподавателем и студентом и повышение с его помощью качества учебно-воспитательного процесса и его результативности;

    44 стр., 21900 слов

    Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога

    ... темы исследования «Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога». Цель исследования: изучение влияния профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога. Объект исследования: педагоги ГОСШ № 6. Предмет исследования: стиль деятельности педагога и профессиональное выгорание. Гипотезы исследования: профессиональное выгорание негативно влияет на ...

  6. контрольно-оценочная функция педагогического общения заключается в организации взаимоконтроля обучающего и обучаемого, в совместном подведении ими итогов учебно-воспитательного процесса или определенного его этапа, в его оценке с самоконтролем и с самооценкой.

Учителю важно знать о роли каждой из функций общения и при планировании своей деятельности с учащимися заботиться о реализации не какой-то одной, а целой системы функций. «Педагог, – пишет В.А. Кан-Калик, – в своей деятельности должен реализовывать все функции общения – выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений» 10, С. 12-13 .

Взаимодействие учителя с классом имеет определенные временные рамки; оно ограничено продолжительностью урока, классного часа или какого-то иного мероприятия. Однако структура педагогического общения не сводится лишь к непосредственным контактам педагога и воспитанников, а включает и ряд других моментов. Этапы педагогического общения соответствуют логике педагогического процесса, включая замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. В соответствии с этим принято выделять следующие основные этапы педагогического общения:

Кан-Калик выделяет следующие этапы профессионально-педагогического общения:

  1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап).

  2. Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).

  3. Управление общением в педагогическом процессе.

  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность 10, С. 27

Покажем содержательные и процессуальные особенности представленных творческих этапов общения.

Первый этап. Во время моделирования общения происходит планирование коммуникативной структуры дальнейшей деятельности, соответственно:

а) педагогическим целям и задачам;

б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;

в) творческой индивидуальности педагога;

г) индивидуальным особенностям учащихся;

д) предлагаемой группе методов обучения и воспитания.

33 стр., 16447 слов

Стиль педагогического общения и его влияние на взаимоотношение с учащимися

... оптимизации неконструктивных стилей педагогического общения с целью купирования конфликтных ситуаций, возникающих в 11 классе. Глава 1. Характеристики педагогического общения 1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме педагогического общения Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Исследования ...

Все это вместе является опережающей стадией педагогического общения. Данную стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна влиять на появление эмоционального единства, создание атмосферы общения.

Второй этап. Это начало общения, организация прямого взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность последующего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.

Важными элементами данного этапа являются:

а) конкретизация спланированной модели общения;

б) уточнение условий и строения предстоящего общения;

в) реализация изначальной стадии непосредственного общения.

Третий этап – управление созревающим педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны являться адекватными. Только при таких условиях будет эффективна совместная деятельность учителя и учащихся.

Таким образом, кроме дидактических и методических требований к лекции, есть ряд социально-психологических требований к ней. Представим важнейшие из них:

1. Установление психологического контакта с классом для передачи информации и ее личностного восприятия обучаемыми.

2. Разработка психологически обоснованной партитуры урока, т. е. применение элементов беседы, риторических вопросов, ситуаций размышления и т. п., установление логики в чередовании фактов и обобщений, ярких примеров и теоретического материала.

3. Создание с помощью системы психологических средств обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, что очень важно для реализации всех видов проблемного обучения.

4. Управление познавательной деятельностью учащихся.

5. Сочетание делового и личностного аспектов, которые обеспечивают не только информационный строй урока, но и самовыражение личности педагога.

6. Целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и учащихся, которая осуществляет настрой учащихся на общение с педагогом и вызывает интерес к преподаваемой дисциплине, увеличивает мотивацию обучения за счет социально-психологических резервов.

Четвертый этап. Преподаватель изучает применяемую им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе.

Структура педагогического общения представляет собой развернутые во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками и воспитанниками. Здесь можно говорить о временных интервалах каждого из этих этапов (например, о сведении к минимуму коммуникативной атаки), но вряд ли можно поменять их местами или исключить какой-либо. Учитель вначале продумывает ход урока и особенности своего общения с классом, а затем входит в класс и начинает свое взаимодействие с учениками. Он сначала осуществляет коммуникативную атаку и управление процессом общения в ходе урока и только после этого проводит анализ состоявшегося взаимодействия с учащимися.

13 стр., 6054 слов

Педагог как субъект педагогической деятельности

... деятельности педагога, как субъекта педагогического процесса, что нашло свое выражение в двух главах. 1 Субъекты образовательного процесса 1.1 Категория субъекта 1.1.1 Общая характеристика категории субъекта Рубинштейн С.Л. выделил следующие характеристики субъекта ... связи этих категорий мысль, что «... быть личностью как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной отраженности ...

Выводы I главы.

Проблема педагогического общения находила свое широкое распространение в трудах целой плеяды педагогов 20 века. Проблемой изучения педагогического общения занимались: Н.С. Трубецкой, А. Гардинер, Р.О. Якобсон, В.А. Артемов, Я. Яноушек, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин, В.А Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.С. Макаренко и другие выдающиеся педагоги и психологи.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического общения можно точно сказать, что педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Ученые отмечают, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.

Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности (см. Приложение 2).

В педагогическом общении есть свои цели и задачи, которые каждый педагог должен научиться достигать, подходя к взаимодействию с обучающимися творчески, не используя шаблонов.

Педагогическое общение должно быть освоено каждым учителем. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия «заработают» только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением.

А.А. Леонтьев считал, что общение учителя с учениками должно вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать оптимизации учебно-воспитательного процесса 14, С. 340.

Глава 2. Стиль педагогического общения и его виды

2.1. Понятие стиля педагогического общения

В зарубежной психологии проблема стиля взаимодействия берёт начало в трудах К. Левина в 30-е г. XX века, которым было предложено понятие «стиля лидерства». Одной из причин непродуктивности стиля взаимодействия в зарубежной педагогической психологии провозглашается чувство неполноценности у педагога, отсутствие у него самоуважения, любви к самому себе, чувства собственного достоинства (Р. Бернс, Дж. Колеман, Г. Моррис, А. Глассер).

В отечественной психологии систематическое, целенаправленное изучение стилей началось позже, в 50-60-х г. XX века В.С. Мерлиным, Е.А.Климовым. Первой стилевой характеристикой, взятой в качестве предмета исследования в нашей стране в 60-е г. было понятие «индивидуального стиля деятельности». Е.А. Климов дает следующее определение этому понятию: «Это индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания свойств индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» 12, С. 278 . В последних работах В.С. Мерлина выделяется стиль общения как отдельный феномен, хотя он и оказывается частным случаем индивидуального стиля деятельности и наследует от него все его составляющие.

Постепенно понятие стиля приобретает междисциплинарное значение, т.к. изучается различными науками в разных аспектах. Исследователи выделяют: эмоциональные стили, стили взаимодействия, стили управления и другие стили.

Распространенным сегодня является понимание стиля педагогического общения как стиля отношения педагога к детям. Несколько иной акцент в описании стилевых особенностей общения выделяют авторы, использующие понятие «стиль взаимодействия» или «стиль межличностных отношений».

В толковом словаре стиль определяется как совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению А. А. Бодалева: «Стиль – это индивидуально-своеобразная манера действования. Стиль педагогического общения – это категория социально, нравственно и эмоционально насыщенная»3.

В. А. Кан-Калик дает следующее определение понятию «стиль общение»: «Индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников»10, С. 97. В стиле общения, по его мнению, находят выражение:

а) особенности коммуникативных возможностей учителя;

б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

в) творческая индивидуальность педагога;

г) особенности ученического коллектива.

Он подчеркивает, что стиль общения педагога с детьми — категория социально и нравственно насыщенная и воплощающая в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

Ян Амос Коменский сравнивал учителя (воспитателя) с мастером, школу – с мастерской, в которой из ребенка делают человека. Это образное сравнение, доказывает, что хороший учитель имеет свой стиль, подобно известному мастеру создающего неповторимые шедевры, которые известны всему миру.

В стиле отражаются характерная для педагога манера обращения к ученикам, особенности предъявления им своих требований, отношение к учащимся со стороны учителя.

Стиль характеризуется такими параметрами: тон речевого обращения к учащимся (доброжелательным, безразличным или официальным) и форма речевого обращения (приказ, требование, совет, просьба).

Стиль педагогического общения проявляется также в особенностях педагогом поощрений и наказаний к своим воспитанникам и ученикам, установлении с ними определенной дистанции общения.

Необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Авторитарный стиль общения порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. Более того, доминирование авторитарных методов в общении с учащимися приводит к искаженному пониманию ценностей, к высокой оценке таких качеств личности, как «умение выходить сухим из воды», «умение использовать других для выполнения того, что должен сделать сам», «умение заставить других беспрекословно подчиняться», «внешняя привлекательность и физическая сила» и т.п.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием.

Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля над деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Попустительский и авторитарный стили общения имеют одну общую особенность, этим стилям характерно: дистантное отношение, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы.

В.А. Кан-Калик выделяет следующие стили общения

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

2. Общение на основе дружеского расположения;

3. Общение-дистанция;

4. Общение-устрашение;

5. Общение-заигрывание.

В основе общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью лежит устойчиво – положительное отношение педагога к детям и делу, стремление демократичное решать вопросы организации деятельности. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая творческая деятельность воспитанников с воспитателями и под их руководством.

Стиль педагогического общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым, по сути это одно из условий становления стиля общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой — соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Довольно распространенным является стиль общение – дистанция. Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога в целом может быть положительное отношение к детям, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися.

Крайняя форма общения – дистанция – такой стиль как общение – устрашение. Он соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль обычно создает на уроке атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. В большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.

Проявлением либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении является стиль общение – заигрывание. Оно вызвано стремление завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой — отсутствие навыков профессиональной деятельности.

А.С. Макаренко резко осуждал такую «погоню за любовью». Он говорил: «Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением…

Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска… не должно быть в нашей жизни…

Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред… » 10, С. 100.

А.К. Макова и А.Я. Никонова в своих исследованиях предложили следующие стили общения 20, С. 41-42:

1. Эмоционально – импровизационный стиль. Учителя отличает преимущественная ориентация на процесс обучения.

2. Эмоционально-методичный стиль. Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью.

3. Рассуждающе-импровизационный стиль. Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса.

4. Рассуждающе-методичный стиль. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.

Таким образом, мы видим, что стиль является важной характеристикой педагогического общения.

2.2. Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.

От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и «въесться» в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:

  • взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;

  • наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;

  • ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;

  • отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;

  • использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;

  • единством делового и личностного общения;

  • включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.

Сознательное формирование своего стиля педагогического общения возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.

А.К. Маркова предлагает следующие рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности 19:

Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся).

Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

Рекомендуем Вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы).

Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы — отработки правил, повторения.

Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.

Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.

Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.

Эмоционально-методичный стиль. Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками учения.

Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

Рекомендуем Вам стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо.

По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль. Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.

У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.

Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторое замедление темпа урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.

Рекомендуем Вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.

Рекомендуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Рассуждающе-методичный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.

В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Рекомендуем Вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния Ваших учащихся в конечном счете зависят и результаты их обучения.

Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только их, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное — их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы.

Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

Также в помощь учителю для изменения его стиля педагогического общения можно посоветовать следующее:

Для успешного взаимодействия со школьниками следует, прежде всего, адекватно оценить собственную личность. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик. Всегда следует отдавать себе отчет в том, что привнесено в конфликтную ситуацию самим педагогом.

Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимном уважении учителя и учащихся, на утверждении достоинства личности школьников и собственного достоинства педагога. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, понимать каждого, создавать условия для самоутверждения его в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

Педагогу также необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, не выпячивая, безусловно, своих достоинств.

Ввиду того что характерным элементом общения является неопределенность, связанная с недостаточностью информации относительно психического состояния и мотивов поведения ученика, учителю следует развивать наблюдательность, педагогическое воображение, умение понимать эмоциональное состояние, экспрессию поведения, верно ее истолковывать. Творческий подход к анализу ситуаций и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого – ученика, родителей, коллеги, –становиться на их точку зрения.

Важным показателем мастерства общения учителя со школьниками на уроке и вне его является увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя, уменьшение непродуктивного молчания, увеличение количества контактов (вопросов-ответов).

Активизации общения способствуют использование повторов мыслей школьников, ссылки на высказывания учащихся, уменьшение прямых требований.

Даже при незначительных успехах ребят следует быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии коллектива, а порицать лучше наедине. Учительская речь при этом не должна быть «анемичной». И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

Если, приступив к работе, вы в течение какого-то времени все же не замечаете сдвигов, на которые надеялись, все равно не злоупотребляйте жалобами на учащихся, не начинайте разговор с претензий. Ваша задача — сделать и родителей союзниками своих педагогических намерений, вызвать их на соразмышление. А это возможно лишь в том случае, если учитель проявит искреннюю заинтересованность в судьбе школьника, тревогу за него, уважение к мнению родителей, желание сотрудничать. Нужно чаще нести радость в семью, быть ей помощником, а не искать в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

Начинающему учителю зачастую недостает умений прийти к взаимопониманию из-за беспредметности разговора или, хуже того, нетактичного расспроса. Содержание беседы должно быть интересным обеим сторонам, и об этом должен заботиться сам учитель. Есть ли у вас «варианты» таких бесед?

Так как ситуации в процессе урока и внеклассной деятельности не повторяются в полной мере, то невозможно дать и точные рецепты для разрешения любой проблемы, возникающей в учительской практике. Можно сформировать установки на определенный стиль поведения, которые в реальных условиях подскажут рациональную реакцию на возникшую ситуацию.

В общении со школьниками следует помнить о поддержании авторитета коллег по работе. Потеря авторитета коллеги может в определенной мере быть и ослаблением лично вашего педагогического влияния на ребят.

Вывод II главы.

Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений.

Эффективность профессионально-педагогического общения во многом зависит от стиля общения и стиля педагогического руководства.

В психолого-педагогической литературе наиболее часто выделяют три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

Заключение.

Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме. Общение сопровождает все виды деятельности. Но есть такие виды труда, где оно из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую.

Общение в педагогической работе выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающих успешность обучения и воспитания.

Очевидно, что педагогическое общение как феномен учебно-воспитательного процесса существует столько, сколько существует школа как социальный институт по обучению и воспитанию людей. Везде, где хотя бы один человек начинает взаимодействовать с другим человеком (или группой людей) как учитель – ученик или воспитатель – воспитанник, там непременно возникают проблемы педагогического общения.

Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения.

Важной характеристикой педагогического общения является его стиль. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности педагога, упрощается процесс общения с аудиторией, облегчается процедура налаживания взаимоотношений.

Таким образом, стиль общения педагога – это индивидуально типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. Стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя. Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.

Стиль общения педагога с детьми должен характеризоваться доброжелательностью, уважительными отношениями друг к другу, взаимной требовательностью, доверием, естественностью, искренностью, правдивостью. Чтобы добиться успехов во взаимоотношениях с детьми, в первую очередь, учитель должен овладеть и использовать такие стили общения как: общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общение на основе дружеского расположения, и как можно реже учитель должен обращаться к таким неконструктивным (деструктивным) стилям общения как: общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание (см. Приложение 3).

Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые возникают в процессе воспитательной деятельности.

«Общение, как часть педагогического творчества, проникновение творчества в общение учителя с детьми – вот непременные условия продуктивного педагогического труда.», – писал В.А Кан-Калик 10, С. 14.

  1. Батракова, С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. /С.Н. Батракова./ – Ярославль, 1986.

  2. Бодалев, А.А. Психология общения./А.А. Бодалев./ – М., 1996.

  3. Введение в педагогическую деятельность./А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др./ — М.: Академия, 2000

  4. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения./ В.С. Грехнев./– М., 1990.

  5. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения./ Т.Г. Григорьева./ – Новосибирск., М., 1997.

  6. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения./А.Б. Добрович./ – М.: Просвещение., 1987.

  7. Загвязинский, В.Н. Педагогическое творчество учителя./В.Н. Загвязинский./ – М., 1987.

  8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология./И.А. Зимняя./ – Ростов-на-Дону: «Феникс»., 1997.

  9. Ильин, Е.Н. Искусство общения./Е.Н. Ильин./ – М., 1982.

  10. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении./В.А. Кан-Калик./ – М., «Просвещение»., 1987.

  11. Кан-Калик, В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество./В.А. Кан-Калик./ – М., «Педагогика»., 1990. – с. 83

  12. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы./Е.А. Климов./ – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. — 278 с.

  13. Кондратьева, С.В. Учитель – ученику./С.В. Кондратьева./ — М., 1984.

  14. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение./А.А. Леонтьев./ – М., 1979. – с. 4-6, с 14

  15. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения./М.И. Лисина./ – М., «Педагогика»., 1986.

  16. Лобанов, А.А. Педагогика общения./А.А. Лобанов./ – Владимир, 1995.

  17. Лобанов, А.А. Основы профессионально-педагогического общения./А.А. Лобанов./ — М, Академия., 2002. – с. 6-16

  18. Макаренко, А.С. Проблема школьного советского воспитания. Пед. соч.: в 8 т./А.С. Макаренко./ – М., 1984. – Т.4.

  19. Маркова, А.К. Психология труда учителя./А.К. Маркова/ – М, «Просвещение»,. 1993.

  20. Маркова, А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя/А.К. Маркова, А.Я. Никонова/Вопросы психологии: издается с 1955 года/Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. – 1987.

  21. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал./Л.М. Митина/– М., 1991.

  22. Педагогика /Под ред Ю.К. Бабанского./ – М., 1983.

  23. Психолого-педагогический словарь/Под ред В.А. Мижерикова./ – Ростов – на Дону, «Феникс», 1998.

  24. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности./А.А. Реан./ – Ижевск., 1994.

  25. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения./И.И. Рыданова./ — Минск, 1998.

  26. Столяренко, Л. Д. Педагогическое общение /Л. Д. Столяренко./ – Ростов-на-Д. : «Феникс», 2004. – С. 238–247

  27. Сухомлинский, В.А. Сердце отдают детям./В.А. Сухомлинский. /

  28. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы./В.А. Сухомлинский/ – М., 1982.