Религия является важнейшим феноменом социальной и культурной жизни общества. Социология религии родилась в XIX в., хотя изучение религий восходит к глубокой древности. Прежде всего социологию религии характеризовали эволюционистский подход и невозможность договориться об определении священного, составляющего самую суть религии. Различные школы ставили своей целью установление религиозного феномена, отдавая, в частности, предпочтение древним обществам, – это случай Дюркгейма и его школы. Другие изучали влияние религиозного на социальную и экономическую жизнь, как то делал Макс Вебер.
Каждый человек должен оставаться в той профессии и в том состоянии, в которых он находится, и на этой ниве трудиться, в полной мере осознавая, что он трудится во славу Божию. Он трудится не для себя, не для собственного прокормления и обогащения, но именно к наивящему возвеличению имени Божия.
«Это учение, — пишет М.Вебер, — в своей патетической бесчеловечности должно было иметь для поколений, покорившихся его грандиозной последовательности, прежде всего один результат: ощущение неслыханного дотоле внутреннего одиночества отдельного индивида»4. Это одиночество и его следствия явными становятся «от противного»: при рассмотрении кальвинистского отношения к ближним. Важный тезис о том, что полагаться можно только на Бога, ни в коем случае не на «тварь», приводит к радикальному правилу: не полагаться на помощь людей, на их дружбу и никому не доверять.
М.Вебер утверждает, что принцип противоборства с авторитетами всегда свойствен аскезе. Католическая Церковь, — говорит он, — противопоставила этой тенденции принцип послушания. В протестантизме этого не было, поэтому борьба велась с полным осознанием собственной правоты. Она направлялась не только против гражданских органов управления, когда они вступали в противодействие с сектами, но и с собственными проповедниками. Миряне постоянно оспаривали право определять внешние правила поведения, накладывать взыскания и проч. Результатом стала «своеобразная окраска» демократических принципов в странах, исторические корни которых уходят в протестантскую этику.
Таким образом, «безличная любовь к ближнему» имела своей подоплекой холодное презрение к нему как к человеку. «Божественная милость, дарованная избранным и поэтому «святым», требовала не снисходительности к грешнику и готовности помочь ближнему своему в сознании собственной слабости, а ненависти и презрения к нему как к врагу Господню, отмеченному клеймом вечного о суждения»5.
Религиозное и атеистическое сознание и их роль в жизни людей
... проблема религиозных и атеистических взглядов на мир до сих пор вызывает интерес. В данной работе мы постараемся проследить влияние религии и атеизма на сознание людей и показать становление и развитие ... поколений. Огромное количество известных ученых и общественных деятелей, например Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, посвятили свои работы исследованию религии как социального института. Согласно ...
2.Особенности анализа религии в трудах Эмиля Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) выдающийся социолог, внесший важнейший вклад в разработку социологии религии.
Книга Эмиля Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» — это еще одна важная и глубокая рабата, написанная в 1912 году.
Целью данного исследования является «исследование наиболее простой и неразвитой религии, известных в настоящее время, проанализировать ее и попытаться ее объяснить»6.
В данном исследовании говорится о том, что религии присущи черты первобытности и для выполнения поставленной задачи необходимо два условия:
Во-первых, необходимо чтобы общество, в котором встречается данная религия, было наипростейшим.
Во-вторых, нужно чтобы для объяснения этой религии не было необходимости прибегать к элементам из предшествующих религий.
Дюркгейм говорит о том, что задачи, поставленные перед этнографами и историками, отличаются от задач, которые стоят перед социологами. Если этнографы и историки занимаются тем, что исследуют отживши формы цивилизации для того чтобы познать и реконструировать их, то социология этим не ограничивается. Для нее так же важно объяснение современной реальности, близкой к нам и способной повлиять на наши идеи и поступки. Этой реальностью выступает человек. Следовательно, если для данного исследования Дюркгейм выбрал именно архаичную религию, то это лишь потому, что она как никакая другая, дает нам представление о человеческой природе, о постоянном аспекте человеческой природы.
Основной постулат социологии состоит в том «созданный человеком институт не может базироваться на заблуждении и обмане, иначе он не смог бы существовать достаточно долго».
Автор говорит о том, что он выбрал объектом своего изучения первобытные религии, потому что «они укорены в реальности и выражают ее»7.
Дюркгейм говорит о том что существуют более простые и более сложные религии с более высокими мыслительными функциями, но в действительности не одну из религий нельзя отнести к особому виду, так как «все они в равной степени являются религиями, как и все живые существа равным образом относятся к живым, начиная от низших пластид и кончая человеком».
Так как все религии сопоставимы, составляют один вид рода и так как существуют элементы свойственные для каждой религии: внешние, видимые и все позволяющие черты. Дюркгейм предлагает следующий подход «в самом начале исследования дать им предварительное определение»8.
«постоянные элементы образующиеся в религии, то, что есть в ней вечного и человеческого: они составляют объективное содержание идеи, которую выражают когда говорят о религии вообще».
Главный тезис данной книги заключается в том, что «религия – явление главным образом социальное.».
Дюркгейм говорит, что «Религиозные представления — это коллективные представления, выражающие коллективные реальности»9.
Творчество Э. Дюркгейма
... социологию религии, морали, юридическую, экономическую и лингвистическую социологии. Третья напоминает общую биологию, осуществляет теоретический синтез и устанавливает общие законы; это философия социологии. Идея социальной солидарности социальный солидарность дюркгейм социолог Дюркгейм ... не успев завершить многое из задуманного. Великие предшественники Э. Дюркгейма или истоки его учения Как и у ...
Так как «категории имеют религиозное происхождение, то они должны составлять часть общей сущности, свойственной всем религиозным фактам; они так же должны быть социальными явлениями, продуктами коллективного мышления». Это происходит потому что в данных категориях содержатся социальные элементы.
Дюркгейм считает, что именно с помощью символов можно выразить всякого рода человеческие потребности, какой-либо аспект индивидуальной или же социальной жизни. Под символами он понимает «представляемую реальность, которая придает ему его истинное значение»10.
Таким образом, нет «религий, которые по своей сущности были бы ложными. Все они по своему истинны, все они, хотя и по-разному, соответствует данным условиям существования».
Под ритуалом понимается любое действие, которое носит символический характер и не носит характера практической целесообразности. Дюркгейм внес выдающийся вклад в разработку проблемы ритуала. Он стремился показать, что задача состоит только в том, чтобы понять специфическую целесообразность, рациональность и функциональность ритуала, каким бы странным, диким и иррациональным он не казался внешнему наблюдателю.
С точки зрения Дюркгейма, за всеми верованиями и любыми мифами скрывается одна и та же реальность — социальная. Его известное выражение: «верующий, поклоняясь божеству, в действительности поклоняется обществу». В этом смысле неважно, какому божеству. Как писал Дюркгейм: «Верующий не ошибается, когда полагает, что существуют объекты, которые выше его, эти объекты существуют реально, и этот объект — общество»11. Для него важно то, что люди делают, когда участвуют в религии и не только.
Дюркгейм подчеркивал социальную природу религии, рассматривая божество как персонификацию социального целого. Уделив значительное внимание первобытной религии, он высказал немало интересных замечаний о некоторых ее формах, в частности о тотемизме. Но, будучи идеалистом, Дюркгейм исходил из того, что основой, обеспечивающей целостность любого общества, является общественное сознание: общие нормы, ценности, верования, чувства. Поэтому он пришел к расширительной трактовке религии, отождествляя ее с общественным сознанием в целом. Для него религиозными являются любые представления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер и тем самым связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему.
Функция ритуалов, по Дюркгейму, состоит в том, чтобы оживлять коллективные чувства, усиливать социальную сплоченность; в том, чтобы в процессе исполнения этих ритуалов, люди чувствовали свою принадлежность к социальному целому, будь то клан, племя или общество более широкого масштаба.
Практическим выводом из концепции Дюркгейма явился тезис о вечности религии, о ее необходимости в любом обществе. И независимо от того, какое содержание вкладывал в понятие «религия» Дюркгейм, его вывод объективно укреплял существующую религию и использовался теологами в своих интересах.
3.Соотношение социологии религии в работах Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма
В социологии религии Э. Дюркгейм и М. Вебер создали принципиально различные концепции. Для М. Вебера религия носит внутренний характер человеческого сознания, а ее влияние на общество опосредонно – через поступки человека, носителя тех или иных религиозных представлений.
Социология религии М. Вебера
... достижения субъективно однозначно воспринятой цели. Специфическим объектом понимающей социологии Вебер считал не любой вид внутреннего состояния или внешнего ... в смерти, страдании, гибели, нравствен-ной испорченности. Всякая религия претендует на то, чтобы быть способом практического овладения ... культуры, общества и т. д., и тогда появятся их идеи, идеальные типы. Тот же принцип Вебер предлагал ...
Для Э. Дюркгейма религия это совершенно иной феномен – полностью социальный, созданный обществом и поддерживаемый им, без общества религия не может существовать. В этом аспекте Э. Дюркгейм близок к марксизму, для которого религия лишь один из социальных регуляторов.
«Протестантская этика» Макса Вебера является своеобразным феноменом в социологической литературе. Вообще анализ взаимосвязей религии, культуры и социальной системы совсем не редкая тема, как для социологов, так и в особенности для социальных антропологов. Но, как правило, анализу подвергается чужая для исследователя культура, чаще всего какая-нибудь первобытная или когда-то существовавшая, а если это современная культура, то обычно непохожая на ту, в которой исследователь вырос и воспитан. Макс Вебер посягнул на анализ своей собственной, западноевропейской культуры, и провел его очень глубоко и тщательно. Только человек, досконально знающий собственную культуру, способен на анализ такой глубины, на столь тонкие интуиции и на такое знание различных ее сторон. Именно поэтому был получен результат огромной значимости, а это произведение вошло в фонд классической мировой социологии.