Философские проблемы техники

Курсовая работа

привлекала внимание философов с давних времен — как момент человеческой деятельности, как искусность или как фактор производства. Однако великой философской проблемой феномен техники стал лишь тогда, когда общество начало осознавать собственное развитие как движение по пути к «технической», технизированной цивилизации . К этому добавилось ощущение необратимости этого движения.

Актуальность

реальность более естественная

основная реальность

Цель

Задачи

  • дать интерпретацию понятия «техника»;
  • показать историческую периодизацию развития техники;
  • исследовать влияние техники на жизнь человека;
  • доказать двойственный характер достижений техники.

Для своей работы я использовала статьи из научных журналов «Вопросы философии», «Философские науки» и научно-образовательного журнала «Социально-гуманитарные знания».

1. Философское осмысление техники

1.1 «Техника» — истоки и эволюция понятия

«техника»

С мировоззренческо-философских позиций техника стала осмысливаться еще несколько веков тому назад. Развертывание же подобных исследований относится ко второй половине XIX столетия, а формирование философии техники — к последним десятилетиям ХХ в.

Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, но сегодня также — как технические сооружения и даже техническая среда. К феноменальным чертам техники относятся также знания, используемые в технике и различные «культурные тексты», в которых обсуждается техника и техническое поведение людей.

К. Ясперс, А. И. Ракитова

Философия техники преимущественно оперирует первым смыслом. Технические артефакты реализуют две функции:

  • изменения вещественного, энергетического или информационного состояния предмета труда;
  • изменения совокупности производственных операций, приемов и навыков, необходимых для реализации технической деятельности.

Техника выступает посредником между человеком и природой

«Первая техника, прототехника — трут, топор, копье, стрела, колесо, рычаг и т. д. — разрывали пространственные, реальные или мифологические барьеры на пути коммуникации, будь то война, совместная охота, питание или культовое действие. Это поначалу была просто обработка вещества, превращению подвергалась лишь форма, а тем самым и назначение предмета. Так называемая традиционная техника есть техника обработки материалов — металлов, глины, дерева, камня. И хотя главная преобразующая сила — интеллект, все же энергетическим ресурсом примитивного технического производства была мускульная сила человека, животного. Видимо, парус был первым техническим проектом, преобразующим движение одного в движение другого, вслед за этим последовали первые попытки преобразования энергии в движение (стрела) и вещества в энергию (огонь), и вещество в вещество, и вид энергии в другой вид энергии. Посредником между человеком и его целью, посредником во взаимодействии людей ради достижения их целей становится развитая инструментальная среда». Воронин А. А. Периодизация истории и проблем определения техники // Вопросы философии. — 2001. — № 8. — С.24

2 стр., 990 слов

Движение в философии

... движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, ... материализма. философия движение круговое эфир Принципы построения данной классификации используются и в современной научной картине мире, конечно, с дополнением и ...

Аналогично и в процессе дальнейшего развития на первых стадиях зарождения машин их пытались строить по аналогии с явлениями природы или ручными орудиями труда. И только с постепенным накоплением производственного опыта и знаний машина освобождается от структурного подобия органам человека. Эта «свобода» техники от человека и наоборот становится, естественно, еще большей с переходом к автоматизированному производству. Структурное подобие между человеком и техникой характерно для ручной техники, менее — для машинной, и совсем не свойственна для автоматизированной, когда структурное подобие техники человеку сменяется функциональным, т.е. когда машина структурно не похожая на человека, замещает человека в технологическом процессе, выполняя его функции.

освободить себя от тяжелой

1.2 Периодизация истории техники

Совершенствование орудий труда

Техника — это один из способов истории соединять свои времена. Техника основана на знании прошлого, и она дает гарантию заложенного в нее будущего. Техника — это не только провода, по которым бегут наши телефонные разговоры, но это и музей свойств природы, которыми будут играть наши потомки.

первобытно-общинном стро

«В начале человеческой истории взаимодействие орудия и человека было таковым. Что применение орудия могло давать эффект чаще всего лишь в том случае, если орудие действовало с помощью физических усилий людей. И это было нормой взаимодействия человека и орудия. Однако совершенствование орудий, например изобретение жерновов, поставило вопрос о замене усилий человека усилиями животных, силой воды, ветра. Использование последних изменило нормы взаимодействия и людей, и многих орудий труда, и содержание норм функционирования этих орудий. Естественно, дальнейшее совершенствование орудий изменило содержание норм связи человека и техники, потребовало углубления человеческих знаний о самых разных процессах и преобразованиях технологии». Иоселиани А. Д. Техносфера в контексте глобализации // Социально-гуманитарные знания. — 2002. — № 1. — С. 254

рабовладельческом,

совершенствовались орудия труда

Мануфактуры явились формой капиталистического производства и сыграли большую роль в формировании капиталистического уклада экономики, в подготовке промышленного переворота, который привел к вытеснению мануфактуры фабрикой.

22 стр., 10960 слов

Развитие техники от простейших орудий труда до космонавтики

... людей, живущих в благоприятных климатических условиях и имеющих развитие близкое каменному веку. Скорее наоборот, дефицит средств для выживания и экстремальные условия жизни стимулируют развитие. Медленное развитие орудий труда в эпохи палеолита объясняется, возможно, развитием человечества в ...

Техническая революция, Капиталистическое общество

промышленной революции

резкое повышение производительности труда.

коммуникаций

электричества.

Эта стадия технической революции продолжалась до последних десятилетий ХIX в. Именно в это время произошел скачок, охватив всю техническую сторону человеческой жизни в целом. Были открыты машины — машины, автоматически производящие продукты потребления. То, что раньше делал ремесленник, теперь делает машина. Она прядет, ткет, пилит, стругает, отжимает, отливает; она производит весь предмет целиком. Если раньше сто рабочих, затрачивая большие усилия, выдували несколько тысяч бутылок в день, то теперь машина, обслуживаемая несколькими рабочими, изготовляет в день 20 тысяч бутылок.

«Начало промышленной революции изменило все. Индустриальная революция пришла в столкновение со всеми установлениями прошлого и изменила жизненный строй миллионов людей. Вторая волна подняла технологию на совершенно новый уровень. Она объединила множество связанных друг с другом машин под одной крышей, создавая фабрики и заводы. На этой технологической основе быстро выросло множество видов промышленного производства, окончательно определивших облик цивилизации Второй волны. Новая технология, питаемая новой энергетической системой, открыла двери для массового производства. Машинные технологии вытеснили ремесленные и мануфактурные уклады, которые не выдерживали конкуренции». Иоселиани А. Д. Техносфера в контексте глобализации // Социально-гуманитарные знания. — 2002. — № 1. — С.249

индустриальными

Век автоматизации

процесс автоматизации

конвейеры

участие человека

компьютер,

компьютеризация общества.

прогресс

2. Техника и социальность

2.1 Антропология техники

социальными последствиями технического

судьба техники, смысл техники, сосуществование с техникой,

«философия техники»

Однако основную ценность органопроекции по Каппу составляет не отражение в простых орудиях формы отдельных органов, а выражение в технике основных связей и отношений организма. Форма паровой машины не имеет ничего общего с человеком, но функционирование паровой машины обнаруживает сходство с функционированием живого организма. Для того и другого характерно питание, выделение отбросов и продуктов сгорания, изнашивание частей, а при разрушении важной части — остановка всех функций и смерть.

техника есть посредник между замыслом и его реализацией.

Это четко прослеживается в истории с изобретением самолета. Замысел полета человека сложился задолго до того, как удалось построить первый аэроплан. В Древней Греции был создан миф об Икаре , который сделал из перьев и воска крылья и полетел. Но не реально, а в пространстве мифа, в воображении. Причем, чтобы подчеркнуть отличие замысла от реальности, невозможность его реализации, авторы мифа предусмотрели печальный конец. Позднее, в эпоху Возрождения, Леонардо да Винчи создал проект машины, которая должна была летать, махать крыльями, как птица. На протяжении всей своей жизни Леонардо работал над созданием летательных машин тяжелее воздуха. Для этого он тщательно изучал полет птиц, каким образом они взлетают и совершают посадку, анатомию их летательных органов, кинематику и динамику их полета. Далее он переходит к изучению того, что сегодня мы называем бионикой: движения крыла и хвоста у птиц, влияние расположения центра тяжести птицы на механику полета. Леонардо проектирует различные летательные аппараты, в частности, махолеты. В дошедших до нас эскизах и чертежах Леонардо содержатся разработанные им различные конструкции крыльев, двигательные механизмы, механизмы управления. Наконец, в конце XIX — начале ХХ столетия инженеры вышли на идеи и расчеты подъемной силы крыла, винта и мотора, что и позволило создать первые летающие аппараты.

8 стр., 3606 слов

Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста

... Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы ... Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства ( ...

Техника связывает между собой замысел и реализацию.

«Свой мысленный проект (идею) человек материализует в труде, в действии над природным материалом, придавая последнему новые свойства. Постепенно формирующаяся способность сравнивать изготовленные предметы, оценивать свое действие, наблюдать его эффективность становится основой процесса изменения идей и замыслов, а, следовательно, и развития, совершенствования самой техники». Иоселиани А. Д. Техносфера в контексте глобализации // Социально-гуманитарные знания. — 2002. — № 1. — С. 251

Благодаря развитию техники все время меняется знание человека о Вселенной. «В Древнем мире Вселенная понималась совсем иначе, чем сейчас, в Средние века это языческое понимание было отвергнуто, в Новое время человек раскритиковал и христианское понимание, начиная со второй половины XIX в. наши представления о Вселенной меняются чуть ли не каждые 50 лет. Например, создание радиолокационных станций, предопределило открытие квазаров. При том развитии техники и технологии которое мы сегодня наблюдаем, наши представления о Вселенной в ближайшие несколько веков изменятся кардинально еще не один раз». Розин В. М. Техника и социальность // Вопросы философии. — 2005. — № 5. — С. 101

трудности адаптации

2.2 Техника и труд человека

изменении содержания и характера труда

Распределение функций между человеком и техническими устройствами является важнейшей чертой человеческой деятельности, механизация выступает как важная сторона качественного преобразования труда человека.

техника сокращает затраты труда, но вместе с тем усиливает его интенсивность.

техника меняет характер труда

Однако полная автоматизация труда оказывает отрицательное воздействие на большое число людей, которые вынуждены постоянно повторять одни и те же операции на движущемся конвейере. Утомительность этого совершенно бессодержательного труда, вызывающего только усталость, становится невыносимым бременем.

техника требует достаточно крупной организации

В машинном производстве нет радости индивидуального созидания. Для громадного большинства людей теряется перспектива труда, его цель и смысл. Двойная зависимость труда от машин и от организации труда приводит к тому, что человек сам превращается в часть машины.

Таким образом, человек вынужден создавать технику, и пользоваться ею с целью дополнять, усиливать свои естественные органы искусственно созданными средствами, техникой. Это обстоятельство свидетельствует о том, что человек представляет собой крайне несовершенное орудие для выполнения технических функций.

5 стр., 2274 слов

Философия техники: предмет, специфика, задачи

... технике, и различные культурные «тексты», в которых обсуждается техника, и техническое поведение людей. Осмысление сущности техники – это ответ на такие фундаментальные вопросы как: в чем природа техники? Как техника относится к другим сферам человеческой деятельности – науке, ...

Вполне очевидно, что суть техники — оснащать человека изощренными приборными возможностями для познания, безгранично раздвигающего пространства восприятия и возможностей. Не говоря уже о таких эффектах техники, которые так очевидны — господство, прибыльность, экономия, комфорт и прочее.

Но с другой стороны, техника начинает определять жизнь людей помимо их сознания и воли, и претендует на выполнение исконно человеческих функций.

3. Глобальные проблемы научно-технического прогресса

3.1 Формирование планетарной технической среды

негативные последствия техники.

«С помощью современной техники связь человека с природой проявляется по-новому. Вместе с усилившимся господством человека над природой возникает угроза того, что сама природа подчинит себе человека, что человек задохнется в той своей природе, которую он технически создает». Иоселиани А. Д. Техносфера в контексте глобализации // Социально-гуманитарные знания. — 2002. — № 1. — С. 248

Развитие техники в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны без техники невозможно представить развитие человечества, а с другой техника — мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия. Непродуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса оборачиваются сложными социальными проблемами. Заменяя рабочую силу человека на производстве, приводя тем самым к повышению производительности, техника обостряет проблемы занятости и безработицы; жилищный комфорт приводит сегодня к нежелательной разобщенности людей; достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютных, обезличенных городов, загубленной природы и т. д.

«Вряд ли есть необходимость убеждать кого-либо в том, что техника с помощью науки сильно изменила жизнь человека и что этот процесс ускоряется и продолжает идти дальше. Это очевидно. Но сегодня ясно и другое: разочарование общества в технике сменяется негативным, даже враждебным отношением к ней. Возможно, это реакция на чрезмерную веру в возможности техники и напрасные ожидания «технического эдема». Иоселиани А. Д. Техносфера в контексте глобализации // Социально-гуманитарные знания. — 2002. — № 1. — С. 251

экологически значимые последствия техники

Развитие техники изменяет деятельность и образ жизни человека.

формирование

«Но разве в рамках современной техники и технологии человек и природа не превратились в «постав», сами не стали ресурсами новой техники и производства? Но если это так, то неконтролируемое развитие техники и технологии действительно ведет к непредсказуемой и опасной трансформации как нашей планеты, так и самого человека». Розин В. М. Техника и социальность // Вопросы философии. — 2005. — № 5. — С. 105

3.2 Проблемы мирового порядка

Техника и новые индустриальные технологии многократно повысили производительность труда, увеличили ассортимент и объем производимых товаров, открылись широкие информационные поля для науки, образования, культуры.

Указанные процессы создали новые опасные противоречия.

20 стр., 9706 слов

Техника: сущность, закономерности развития и роль в жизни общества

... прогресса технического детерминизма, техника и угрозы европейской культуре, направленность развития техники и типы культур, связь техники с точной и строгой наукой, изменчивость и лабильность техники, периодизация развития техники, в основе которой отношение "человек - ...

1. Человек сам стал рабом созданной им техники

2. Увеличились скорость и сила антропогенного давления на естественную природу

3. Выросла опасность загрязнения окружающей среды и технологических катастроф

4. С развитием информационных технологий и глобальной сети Интернет выросла опасность психологического давления на человека и его зомбирования.

Необходимым становится понимание технического развития как процесса изменения техники, сопряженного с изменениями в природе и обществе. Ученые призывают разумно на основе научных исследований использовать возможности нашей планеты и биосферы с тем, чтобы можно было прокормить миллиарды людей и не разрушить саму биосферу.

проблем мирового порядка:

  • загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства;
  • невосстановимое исчерпание природных ресурсов;
  • нарушение баланса в демографических процессах;
  • опасность радиоактивной катастрофы и т . д.

«Пределов роста» —

глобальной катастрофе

«Выход один — начать с себя, единственная надежда — на думающую личность. Рано или поздно кризис техногенной цивилизации станет всеобщим, игнорировать его уже не удастся в силу катастрофических последствий и техногенных разрушений. Здесь личность и скажет свое слово. Человеку, чтобы сначала выжить, а затем жить и развиваться нормально, придется создать новую мораль, например, отказаться от всех проектов, угрожающих природе или культуре, научиться по-новому использовать технику и технологию (не теряя над ней контроль), перестроить свои интересы и характер деятельности. Главным станет не рост благосостояния, комфорта, силы на основе техники и технологии, а безопасное развитие, контроль над собственными средствами, поиск необходимых условий и ограничений. В их число, судя по всему, войдет контроль над рождаемостью, поддержание только тех стандартов потреблений, которые обеспечивают здоровый образ жизни, разумное использование технических средств и изделий. Но конечно, усилия «снизу» от отдельного человека должны быть поддержаны усилиями «сверху» — от государства и других институтов». Розин В. М. Техника и социальность // Вопросы философии. — 2005. — № 5. — С.105-106

Таким образом, пока человечество будет считать, что его благополучие связано с развитием современных технологий, будет дальше углубляться кризис нашей цивилизации. Хотя именно техника играет колоссальную роль в развитии нашей цивилизации, социальные и экологические проблемы не решаются на ее основе.

Заключение

Итак, в настоящей работе сделана попытка анализа философского осмысления техники с момента ее формирования.

Краткий экскурс в историю техники показывает, что древняя техника была примитивной и предназначалась для охоты, земледелия, скотоводства, изготовления примитивных орудий труда. Позже в раннеклассовом обществе возникла более сложная техника, появляются инструменты для производства товаров. В средние века мануфактуры сыграли большую роль в формировании капитализма, в подготовке промышленного переворота. Капиталистическое общество ознаменовалось промышленной революцией: были изобретены машины, производящие продукты потребления. В век автоматизации появились конвейеры, которые резко повысили производительность труда. Машины-автоматы заменили на производстве человека. С появлением компьютеров увеличилась производительность умственного труда. Одним словом, история развития техники — это своеобразная история прогресса. Ведь техника — наиболее подвижный, революционный элемент общественной системы.

4 стр., 1815 слов

Техногенная цивилизация в философии

... общества и стать грозной разрушительной силой техногенной цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку. Актуальность темы техники и техногенной цивилизации не оставляет повода усомниться в ... в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к ...

Во второй главе работы показано, что кроме антропологических истоков происхождения техники выделяются социальные. Техника всегда рассматривалась как особого рода деятельность, средство этой деятельности и как практически реализованное человеческое знание. Но в каком бы аспекте мы не рассматривали технику, она существует в обществе и для общества, имеет общественную природу, является элементом общественной системы. Конечно, важнейшим элементом этой системы является сам человек, поскольку именно он приводит в движение все остальные общественные факторы, в том числе и технику.

В третьей главе настоящей работы показан двойственный характер достижений техники. Развитие техники и технической среды в современном мире приняло угрожающий для человека характер.

Поскольку в технике реализуются качественно отличные друг от друга законы — природы и общества, техника имеет как бы двойственный характер и содержит возможность проявления противоречий как между техникой и природой, так и между техникой и обществом. До тех пор, пока люди будут думать, что техника — это главное, что благополучие человечества непосредственным образом связано с развитием современных технологий — будет дальше усугубляться кризис нашей цивилизации. Хотя в нашей цивилизации именно техника играет колоссальную роль, с точки зрения перспектив развития нужно способствовать пониманию того, что это вещи разные. Нужно понимать, что любой социум и культура предполагают технику, но не определяются полностью последней.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sotsialnyie-problemyi-razvitiya-tehniki/

1. Воронин А.А. К проблеме генезиса технического знания [Текст] /А. А. Воронин // Вопросы философии — 2003. — № 10. — С.85-102

2. Воронин А. А. Периодизация истории и проблема определения техники [Текст] / А. А. Воронин // Вопросы философии. — 2001. — № 8. — С. 17-28

3. Воронин А. А. Техника и мораль [Текст] / А. А. Воронин // Вопросы философии. — 2004. — № 10. — С. 93-101

4. Иоселиани А. Д. Техносфера в контексте глобализации [Текст] / А.Д. Иоселиани // Социально-гуманитарные знания. — 2002. — № 1. — С.246-256

5. Кудрин Б. И. Сообщества изделий — техноценозы и техноэволюция [Текст] / Б.И. Кудрин // Экология и жизнь. — 2004. — № 4. — С. 10-17

6. Кутырев В. А. Могущественный раб техноса [Текст] / В.А. Кутырев // Человек. — 2006. — № 4. — С.47-62

7. Розин В. М. Диалог технаря и гуманитария о кризисе техники и путях его преодоления [Текст] / Розин В. М. // Философские науки. — 2004. — № 9. -С. 104-118

8. Розин В. М. Техника и социальность [Текст] / В. М. Розин // Вопросы философии. — 2005. — № 5. — С. 95-107