Раскрывая первый вопрос темы, проанализируем, где возникла и как трансформировалась категория «средний класс» в социологии в различные периоды развития общества. Обозначим основные критерии принадлежности к среднему классу в западной социологии.
Во втором вопросе рассмотрим основные признаки среднего класса в современной России, привлекая для углубленного анализа работу Т.И. Заславской «Социальная трансформация российского общества». Покажем, какие критерии положены в основу анализа среднего класса в России известным социологом.
Третий вопрос начнём с анализа таких понятий, как социальное неравенство и бедность. Обоснуем утверждение, что любое общество (социальная общность) неизбежно воспроизводит социальное неравенство, которое является одним из важнейших факторов функционирования и развития социальной системы. Проанализируем, почему уровень бедности в современной России приобретает массовый характер, но бедные отказываются относить себя к этой категории. Рассмотрим роль маргинальности в социальной структуре общества. Покажем роль среднего класса в обществе, и какие надежды связываются с его развитием.
1. Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему
Средний класс — совокупность социальных слоев населения, занимающих в стратификационной системе общества промежуточное положение между низшим классом (бедными) и высшим классом (богатыми).
В странах, считающихся развитыми, средний класс составляет наиболее многочисленную группу населения.
Впервые понятие «средние слои» применительно к обществу использовал ещё Аристотель, который утверждал, что чем больше будет эта средняя часть общества, тем стабильнее будет и само общество.
В марксизме понятие «средний класс» при капитализме применяется ко всем, кроме пролетариата и буржуазии. Таким образом, в него включаются крестьяне, ремесленники, интеллигенция. Доля этих групп в производстве постоянно уменьшается, отсюда по Марксу средний класс постепенно исчезает с развитием капитализма.
В начале XX века к среднему классу относили мелких предпринимателей. Но затем в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наемного труда, которых также стали относить к среднему классу.
Социальная структура современного российского и западного обществ ...
... в социальной структуре западного общества, используется термин «средний класс». Несмотря на то, что средний класс в западноевропейском и американском обществе является гарантом стабильности, он в разных Западных странах сильно различается ... иерархии. Преобразования в 90-х годах XX века качественно изменили социально-структурные и другие отношения, крайне обострив и углубив имущественную ...
Нет единых критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных объективных критериев отнесения к среднему классу называют:
- уровень образования и доходов;
- стандарты потребления;
- владение материальной или интеллектуальной собственностью;
- способность к высококвалифицированному труду;
- самоидентификация как представителя «социальной середины».
Существует два подхода к характеристике структуры среднего слоя.
Одни ученые рассматривают средний класс как некое довольно однородное по доходам и условиям труда образование, занимающее промежуточное положение между высшим и низшим слоями общества.
Более распространен второй подход, сторонники которого подчеркивают неоднородность среднего класса. Энтони Гидденс внутри него выделяет две основные категории. Первая — «старый средний» класс — включает в себя мелких предпринимателей. Вторая категория — «новый средний» класс — состоит из высокооплачиваемых наемных работников, занятых интеллектуальным трудом. Сейчас большинство среднего класса — это люди, источником дохода которых служит их личный труд, профессиональные навыки, а не владение частной собственностью, как было раньше.
Если представить схематически социальную структуру развитых стран, то получится «яйцо» (рис. 1): небольшие по численности низший (бедные слои) и высший (богатые слои) классы, многочисленный средний класс. К среднему классу на данный момент относят примерно 60-70% населения развитых стран мира.
Средний класс развитых стран выполняет ряд очень важных социальных функций. Самой основной является функция социального стабилизатора: добившись определенного места в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны поддерживать существующее государственное устройство, которое позволило им достигнуть их положения.
В странах «третьего мира» фигура, адекватно отражающая социальную структуру общества — «пирамида» (рис. 1): небольшая группа людей высшего класса, несколько большая по численности группа представителей среднего класса, многочисленный низший класс. Относительная малочисленность среднего класса приводит к тому, что он не может полноценно выполнять те же функции, что в развитых странах.
В каждой стране средний класс обладает той или иной спецификой. Близкими и легко сопоставимыми являются критерии образования и стиля жизни. Так, например, в Западной Европе принадлежность к среднему классу определяется наличием сбережений, а в Америке — широким использованием кредита.
2. Средний класс в современной России и его основные признаки
Формирование среднего класса в дореволюционной России имело свои специфические особенности. Основной массой этого класса были не частные собственники, а очень пестрая и неоднородная группа людей — чиновники и служащие, студенты и разночинцы. В Советской России уже к 1960-м сформировался довольно многочисленный слой людей со средними доходами — руководящий персонал низшего и среднего звена, представители технической и творческой интеллигенции, высококвалифицированные рабочие. По многим характеристикам (прежде всего, по уровню образования) данный слой сопоставим с западным средним классом. Специфической особенностью оставалось отсутствие у этих людей сколько-нибудь значительной частной собственности (кроме квартиры и машины).
Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам ...
... изучения формообразования в музыке Определить значение формирования тезауруса по музыкальным формам Охарактеризовать психологические особенности детей среднего школьного возраста рассмотреть методы и приемы, направленные ... звуках тонического трезвучия. Среди выразительных средств музыки основное значение для образования музыкальной формы имеют мелодия, гармония и ритм в их взаимодействии. Мелодия, ...
В отличие от сильно дифференцированного среднего класса на Западе, советские средние слои отличались большой степенью однородности.
В дореволюционной и в советской России единственной формой осознания социальной общности средних слоев было ощущение их принадлежности к интеллигенции. Само понятие «средний класс» стало широко употребляться в нашей стране только в ходе перестройки.
С началом рыночных реформ в нашей стране начинает формироваться группа людей, которые по своим параметрам напоминали средний класс на Западе. Существенный удар по нарождающемуся среднему классу был нанесен кризисом 1998. Это событие практически низвело огромную массу российской интеллигенции на позиции низшего класса («новые бедные») и развело общество по доходам на два полюса. Последующий экономический подъем вновь усилил консолидацию среднего класса. Однако и в настоящее время этот процесс далек от завершения.
Социоструктурный аспект трансформации российского общества
«В составе средней или серединной части нашего общества выделяются три больших группы, которые могут претендовать на роль элементов трансформационной структуры:
- среднее звено бюрократии, заинтересованное в усилении и авторитаризации государственного регулирования всех сфер человеческой жизни и, прежде всего, экономики как источника коррупционных доходов;
- бизнес-слой, состоящий из мелких и средних предпринимателей — собственников и менеджеров предприятий и фирм, а также профессионалов делового профиля (банковских работников, риэлторов, коммерсантов, дилеров, брокеров и т.д.);
более квалифицированная, социально востребованная и в основном
адаптировавшаяся к рыночным условиям часть специалистов технического, социального и гуманитарного профиля, так называемые профессионалы.
Представителям двух последних групп реформы принесли экономическую и социальную свободу, возможность самостоятельно повышать свое материальное благо — состояние и социальный статус. Поэтому они в основном поддерживают рыночные преобразования, сетуя, главным образом, на чрезмерные налоги, коррумпированность и произвол чиновников, недостаток государственной защиты и поддержки. Деятельность этих групп в целом способствует развитию конкурентной экономики, а также все более прочному вживлению рыночных отношений в общественный организм».
Критерии отнесения к среднему классу:
Уровень образования.
Уровень профессионального образования — тот критерий, который по определению отличает средний класс от других групп.
Более двух третей представителей средних слоев имеют высшее образование, и практически никто из них не входит в группу не имеющих профессионального образования (что было возможно по критериям выделения среднего класса только для предпринимателей).
Последнее обстоятельство характерно и для представителей периферийных слоев. Но профессиональное образование последних в большей степени среднего уровня. Для представителей других массовых слоев характерна прямо противоположная ситуация: половина из них имеет низший уровень профессионального образования (ПТУ) или вообще его не имеет. Однако сам по себе тот или иной уровень образования еще не является гарантией достижения определенных социальных или профессиональных целей. Многое зависит от возможности эффективного использования полученного образования.
Представители среднего слоя России, как и за рубежом, — это люди, как правило, имеющие высокий уровень профессионального образования.
По большинству же остальных критериев (уровню доходов, образцам потребления и стилю жизни) этот слой российского общества мало отличается от низшего класса.
Очень большая часть российского среднего класса (примерно 40%) — это «старый средний» класс, то есть собственники-предприниматели. Что касается интеллектуалов, то они в значительной степени вытеснены в более низкий слой. Таким образом, «новый средний» класс в постсоветской России гораздо малочисленнее, чем в развитых странах.
По данным исследований Левада-Центра (Автономная некоммерческая организация Аналитический Центр Юрия Левады (АНО Левада-Центр) — российская негосударственная исследовательская организация. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования, являясь одной из крупнейших российских организаций в своей области) за 2007 год при прочих равных условиях берут на работу человека с дипломом о высшем образовании. С точки зрения работодателя, диплом о высшем образовании, как было заявлено респондентами в исследовании, есть свидетельство того, что человек умеет учиться.
Уровень доходов и стандарт потребления.
Одним из основных критериев при выделении среднего класса традиционно является уровень материального благосостояния.
Рассмотрение имущественных характеристик представителей среднего класса тесно связано с рассмотрением их стандартов потребления.
«Джентльменским набором» — квартирой, машиной и дачей — владеют 23% среднего класса. Особенно сильно они обогнали прочие слои населения по высокотехнологичным товарам: компьютерам, видеокамерам, цифровым фотоаппаратам и т.д.
Если говорить о мечтах, то представители среднего класса в первую очередь хотели бы купить квартиру (41%).
Причем у трети из тех, кто высказал такое желание, жилищные условия и так хорошие. Просто покупка квартиры рассматривается ими как способ вложения денег.
Структура признаков среднего класса.
Таблица 1. Структура признаков среднего класса
Концентрация признаков среднего класса |
Число респондентов (%) |
|
Ни одного признака |
11,6 |
|
Средний класс |
||
Все три признака |
25,5 |
|
Протосредний класс |
||
Образование + материальная обеспеченность |
9,1 |
|
Образование + социальная самооценка |
9,0 |
|
Материальная обеспеченность + социальная самооценка |
21,8 |
|
Периферия среднего класса |
||
Образование |
8,1 |
|
Материальная обеспеченность |
5,0 |
|
Социальная самооценка |
9,9 |
|
Таким образом, в современной России есть относительно небольшой «настоящий» средний класс (примерно 20-25% всего населения) и многочисленные протосредние слои (еще примерно 60%), представители которого обладают лишь частью признаков среднего класса. Эту ситуацию можно проиллюстрировать тремя пересекающимися кругами, каждый из которых символизирует тех людей, у которых есть хотя бы один из трех признаков среднего класса (рис. 2): «ядро» соответствует «настоящему» среднему классу, прочие зоны — протосредним слоям. В дальнейшем, возможно, будет происходить сближение российского среднего класса с его западным аналогом за счет диффузии представителей протосредних слоев в «ядро».
Выделяемые субклассы имеют не только разные внешние характеристики, но и противоположные взгляды, и ценностные установки. Например, материально ориентированная группа людей (те, которые относятся к среднему классу по уровню доходов и стандартам жизни) придают большое значение достигнутому материальному положению, низко ценя «уважение».
Противоположная группа — так называемые идеалисты (они относятся к среднему классу по «личному достоинству») — ориентированы на социально-статусные отличия (ученая степень, знаки отличия и т.д.), не всегда связанные с заработком.
3. Роль среднего класса в обществе
Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения..потребностей. Иными словами, существуют неравенства — неравный доступ представителей различных групп к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Даже в первобытном сообществе были старейшины и вожди, отличавшиеся своими правами и обязанностями и занимавшие более высокое положение по сравнению с остальными соплеменниками. Дальнейшее развитие человечества способствовало более сложному социальному расслоению.
В тоже время нельзя отрицать и тот факт, что человечество уже много лет стремится к социальному равенству. Но осуществимо ли оно? Возможно ли достижения равенства в обществе, где существует социальная дифференциация?
Среди ученых нет единого мнения по этим вопросам. И объясняется это, прежде всего различным пониманием слов «равенство» и «неравенство». Например, марксистская теория связывает неравенство с отношениями собственности и эксплуатации человека человеком. Марксисты считают, что достижение социального равенства возможно, и связано оно с уничтожением частной собственности на средства производства.
Согласно некоторым другим теориям, социальное неравенство рассматривается, как все существенные различия между людьми, возникающие в процессе их жизнедеятельности. И, поскольку эти различия не устранимы, то и социальное неравенство рассматривается как неизбежное социальное явление, а идеи построения общества полного социального равенства, как несбыточные, утопичные.
Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.
Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения, независимо оттого, определено ли оно конституционно, как «общество равных» или нет. Ни какие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, существования богатых и бедных слоев населения.
Почти половина населения (66,2% по данным Левада-Центра, 2007 г.) отождествляет себя со средним классом — то есть более или менее довольны жизнью. Желание быть средним по-человечески понятно. В России это еще и определенная гарантия безопасности.
Маргинальность — пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние индивида или группы. Маргинальный человек — это человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.
С другой стороны, часть лиц, получающих достаточно высокие доходы и имеющие высшее образование, ощущают себя внизу социальной лестницы из-за того, что занимаются малопрестижным с их точки зрения видом деятельности (например, продавцы на рынке).
Функции среднего класса.
Основной функцией среднего класса является социальная стабилизация. Об этом говорил еще Аристотель: чем больше средняя часть общества, тем стабильнее и само общество. Добившись определенного места в социальной структуре, представители среднего класса склонны поддерживать власть, при правлении которой они смогли достигнуть своего положения.
Российский же средний класс демонстрирует настороженное отношение к официальным властям.
Практически никто из представителей среднего класса не называет государство в числе тех, на чью помощь может рассчитывать в трудной ситуации. Общество, как следует из полученных данных, атомизировано и аномично. Каждый, какими ресурсами он бы ни обладал, справляется с трудностями в одиночку, рассчитывая лишь на поддержку семьи. Население не принимает активного участия в политической жизни страны. Подавляющее большинство убеждено, что не может оказать на нее влияния.
Больше половины представителей среднего класса не просто не принимают участия в политической жизни страны, но и не имеют желания делать это. И такая позиция весьма обоснованна: подавляющее большинство не верит в свою способность изменить что-либо, как-то повлиять на ситуацию. Люди не чувствуют стабильности, у них нет убежденности в способности уберечь себя от произвола властей. По данным EU-Russia Centre, 60% среднего класса думают, что не смогли бы защитить свои интересы и права в случае их нарушения. 76% не чувствуют защищенности от произвола со стороны властей, полицию и других властных структур. Только половина (46%) опрошенных согласна с тем, что в России наступила стабильность. При этом из них 59% уверены, что ситуация может измениться в любой момент.
Таким образом, очевидно, что средний класс в России не выполняет своей основной функции поддержания и стабилизации существующей структуры общества.
Заключение
После рассмотрения понятия среднего класса и потенциальных представителей этого социального слоя в России можно прийти к выводу, что средний класс в России, если даже и существует, то он кардинально отличается от своих западных аналогов.
Во-первых, только около 25% населения полностью обладает всеми признаками принадлежности к среднему классу. Остальные 40% — двумя или даже одним.
Во-вторых, средний слой российского общества не справляется даже со своей основной функцией социального стабилизатора. Российский средний класс демонстрирует настороженное отношение по отношению к официальным властям, хотя и не поддерживает представителей крайней оппозиции.
Ряд ученых говорит об абстрактности самого понятия «средний класс», которое соединяет слишком разнородные группы людей, имеющие мало общего друг с другом. Другие сомневаются в возможности существовании такого класса в условиях российских реформ, которые привели к резкой поляризации общества на бедных и богатых.
Хотелось бы верить, что в дальнейшем, будет происходить сближение российского среднего класса с его западным аналогом за счет диффузии представителей протосредних слоев в «ядро». В начале XXI века в России уже осознана необходимость целенаправленной государственной политики, направленной на «выращивание» среднего класса.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sotsialnyie-granitsyi-srednego-klassa/
1. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; М.: Проспект, 2010.
2. Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества. — М.: Дело, 2003. — С. 471-473.
3. Средний класс в современной России. — М., 2008. — С. 7-11.
4. URL: http://ru/wikipedia/org/wiki
5. URL: http://interpretive.ru