Социальная значимость физической культуры и спорта

Социально-экономические преобразования в Российской Федерации последнего десятилетия, определяющие смену образовательных и научных парадигм, закономерно привели к переосмыслению роли и функций физической культуры студентов, как здоровье сберегающей системы, способствующей формированию человеческого потенциала студенческой молодежи. Функции физической культуры в новых условиях выходят за традиционные рамки формирования физических качеств и обучения двигательным действиям, становясь социальным фактором воспроизводства одного из элементов производительных сил — трудовых ресурсов. Ее социокультурная структура является самоорганизующейся в рамках целого образуемого обществом и средой функционирования, возникает и развивается в зависимости от целого комплекса компонентов условий жизнедеятельности. Эти условия, как показывает практика, могут быть не только стабилизирующими и развивающими, но и разрушающими основами физкультурно-спортивной деятельности студентов.1

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что спорт как специализированное направление физической культуры и как система отношений в жизни современного общества постоянно повышает свою значимость.

В настоящий момент и в руководстве страны, и в обществе растет осознание роли человеческого фактора в социально- экономическом развитии. Оздоровление и формирование здорового образа жизни населения напрямую влияют на процессы социально-экономического развития общества. Сами по себе экономические показатели не имеют смысла, если в стране ухудшается здоровье населения, сокращается продолжительность жизни, а среди молодежи растут преступность и наркомания. Огромным социальным значением и потенциалом в этом плане обладает физическая культура и спорт.

Во-вторых, спорт имеет целый ряд важных социально-значимых функций, таких как культивирование социально-ценных форм досуга, воспроизводство рабочей силы, компенсация неудовлетворяющих личность достижений в других областях жизни, углубление внутригрупповой и межгрупповой интеграции, социализация, воспитание здорового, физически крепкого поколения и идеологическую функцию.

В-третьих, спорт способствует воспроизводству и поддержанию высокой работоспособности человека, что имеет непосредственный социально-экономический смысл. Последние годы круто изменили нашу жизнь, но какие бы изменения не происходили в стране, одно остается неизменным в государстве — воспитание человека, личности, способной завоевать право на строительство новых основ человеческого общества.

7 стр., 3157 слов

» Спорт в системе физической культуры»

... понимании спорт предстает весьма непростым многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. Он - и неординарное, по – особому действенное средство воспитания, позволяющее в ...

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности. Особо следует упомянуть публикации В.Г. Бауэра. Кандидат педагогических наук, советник председателя ГКФТ России в отставке, заслуженный работник физической культуры РФ, заслуженный тренер СССР. Его обзоры и отчеты о физической культуре м спорте являются ценными источниками по исследуемым проблемам.

Предметом исследования моей работы являются социальные нормы спорта, исследование физической культуры в структуре социологии.

Объектом является спорт как физическое явление и его социальная значимость.

Цель курсовой работы: углубиться и раскрыть тему социальной значимости физической культуры и спорта.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить историю развития спорта в нашей стране;

2. Рассмотреть спорт как компонент физической культуры;

3. Рассмотреть социальную сущность спортивной деятельности;

4. Изучить специфику спортивной деятельности.

Глава 1. Введение в социологию физической культуры и спорта.

Социология- это наука о закономерных тенденциях развития и функционирования личности и общества в конкретных социально-исторических условиях (от лат. «общество» и греч. «слово», «учение» и означает «наука об обществе»).

Социология учитывает, что социальные отношения характеризуют взаимосвязь и взаимодействие личности с обществом через какую-либо социальную организацию, формально институциональную (т.е. имеющую установленные правила и нормы взаимодействия членов данной организации), а также через неформальную групповую общность.

Социология ФКС- это научная и учебная дисциплина, которая выясняет структуру, механизм и характер общественных отношений и взаимодействий в сфере ФКС, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в физкультурно-спортивной деятельности(ФКСД).

2

Методы: наблюдение, наблюдение и описание социологических аспектов ФКС. При освещении вопросов развития и состояния ФКС в стране делались политологические, социально-просветительные и пропагандистские акценты.

Важнейшим событием, оказавшим существенное влияние на развитие социологии ФКС, стало создание Всеобуча и развертывание государственной работы по массовому использованию ФКС как средства военно-трудовой подготовки (хотя это вызывало оппозицию многих специалистов ФКС, отстаивающих общегуманитарную направленность физического воспитания (ФВ) и считавших, что главная задача школы- подготовка гражданина, а не война), а также решения 5 съезда РКСМ, обязавшие все комсомольские организации принимать активное участие в деятельности спортивных кружков, которые должны были создаваться при предприятиях и иметь материальную поддержку профсоюзов. Тем самым была предопределена

Профессионально-отраслевая направленность деятельности физкультурных организаций (в этом было отличие от мирового спортивного движения, практикующего объединения любителей спорта по их интересам в связи с увлеченностью конкретным или несколькими видами спорта и от традиционных методов организации первичных ячеек спортивного движения по территориальному принципу).ФК должна была быть вовлечена в общий план деятельности соответствующих общественных и государственных учреждений и организаций.

6 стр., 2928 слов

Физическая культура личности студента

... студентов к физкультурной деятельности предполагает оказание активного педагогического содействия в формировании физической культуры личности на основе равноправных субъектных отношений. Принцип рефлексии как механизма обратной связи в процессе формирования физической культуры личности студента. Формирование физической культуры личности студента ...

Характерным являлось установление и анализ взаимосвязей ФКС с различными социальными явлениями 3 . С жизнедеятельностью общества. Основное направление исследований и публикаций было ориентировано на обоснование и реализацию Всесоюзного физкультурного комплекса «ГТО СССР».

После Второй мировой войны наметилось расширение связей нашей страны с зарубежными странами, в т.ч. и в сфере спорта. В связи с этим появилась партийная директива на «… развертывание массового физкультурного движения в стране, повышение спортивного мастерства и на этой основе завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта». В конце этого периода, в связи с успехами наших спортсменов на Олимпийских играх(ОИ), наметился переход от массового к «большому» спорту (хотя на словах- наоборот).

Период «Хрущевской оттепели». Снят негласный запрет на социологию. В 1961 г. ЦНИИФК (Центральный научно- исследовательский институт физической культуры) был образован сектор истории, организации и социологии физкультурного движения в стране. В 1966 г. была проведена Первая Всесоюзная конференция по социологическим проблемам ФКС, где обсуждались результаты исследования социологов.4

Впервые был проведен развернутый социальный эксперимент: с 1963 по 1975 гг. в Северодонецке, инициатировавшем движение «город здоровья и спорта» были проведены комплексные обследования трудящихся ряда промышленных предприятий, больших групп населения, неоднократно осуществлены массовые социологические опросы(В.И. Жолдак, И.И. Переверзев, Л.Н. Нифонтова).

Весной 1970 г. состоялась совместное заседание 9-й сессии северо-донецкого городского совета народных депутатов трудящихся и выездное заседание ученого совета ВНИИФК, где были обсуждены итоги исследований и принято решение «О задачах по дальнейшему развитию ФКС в Северодонецке». Тогда же, впервые на практике, не только отечественной, но и мировой, был утвержден рекомендованный исследователями перспективный ПЛАН развития ФКС в городе на 1971-1980 гг.

Затем подобные эксперименты прошли в других городах.

В 1974 г. прошла Первая Всесоюзная научно-практическая конференция «ФКС на селе». В 1975 г. – Всесоюзная конференция, посвященная ФК женщин.

В этот период были проведены комплексные исследования социального облика советских спортсменов – участников ОИ 1952-1976 гг. (гармоническое развитие личности, формирование образа жизни, направленность и типы личности, закономерности формирования спортивной карьеры).

Особое внимание к олимпийским проблемам, особенно в последние годы, в связи с распространением общегуманистических идей и общечеловеческих ценностей. 5

Проводились конференции по проблемам организации и пропаганды массовых форм физкультурно-оздоровительных занятий (1985 г.), по проблемам использования ФКС как средства гармонического развития личности (1987 г.), по проблемам ФВ в процессе перестройки высшей школы (1989 г.), по здоровому образу жизни.

14 стр., 6804 слов

Физическая культура в здоровом образе жизни школьника

... энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их ... величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до 36,0 мл/кг. Таким образом, у большей ... использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит ...

Глава 2. Значение физической культуры и спорта

2.1. Подготовка к профессиональной деятельности, организация досуга и др.

Физические упражнения оказывают благотворное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды. Занятия физкультурой, спортом, трудом способствуют формированию и развитию скелета и мышц. Физические упражнения, посильный труд, активный образ жизни способствуют нормальной работе сердца. При физической работе увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу, улучшается снабжение ее кислородом и питательными веществами. Это способствует укрепления сердечной мышцы и ее развитию. При снижении физических нагрузок сердечная мышца слабеет. 6

Физическая активность и закаливание организма сохраняют и укрепляют здоровье. Они повышают работоспособность, стимулируют защитно-приспособительные реакции организма. Физические упражнения имеют важное значение не только в предупреждении, но и в успешном лечении различных заболеваний.

Физические упражнения позволяют обеспечивать правильное развитие организма, повышают иммунитет, способствуют адаптации к возрастающим нагрузкам.

В процессе многократного повторения физических упражнений совершенствуются имеющиеся, восстанавливаются утраченные и развиваются новые (например, компенсаторные) двигательные навыки и физические качества, происходят положительные изменения функции органов и систем, что в совокупности способствует восстановлению здоровья, тренированности, повышению физической работоспособности и другим сдвигам в состоянии организма. Физическая нагрузка в процессе занятий должна быть адекватна функциональным возможностям человека. Так, в пожилом возрасте удлиняется период, необходимый для адаптации к заданному уровню нагрузки, снижается толерантность к физической нагрузке, замедляются процессы восстановления.

Повышение функциональной активности внутренних органов при выполнении физических упражнений связано с активизацией нейрогуморальных механизмов, включением дополнительных гуморальных регуляторов метаболизма, тканевых гормонов, гормонов желез внутренней секреции, действием других биологически активных веществ. Под влиянием занятий физической культурой повышается уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения, улучшается деятельность двигательного, вестибулярного, слухового, зрительного, тактильного анализаторов.