Социальная ценность норм права

Курсовая работа

Значимость права конституирует проблематику ценностей в правовой сфере общественной жизни. В связи с этим социокультурной основой, фундаментом смысла права, на наш взгляд, всегда являются правовые ценности как максимально полное воплощение значимостно-оценочного отношения человека к миру права. Вместе с тем структурирование ценностных блоков в процессе юридического познания достаточно вариабельно и проводится с учетом роли и представленности концептуальных признаков ценности: значимости, потребности, возможности, желания и необходимости, полезности, оценочности, сравнения, абсолютизации, релятивизмами и т.д.1.2 Специфика правовых ценностей в системе нормативных источниковОбобщающее представление о признаках правовых ценностей дает Ю.Ю. Ветютнев.По его мнению, специфика правовых ценностей состоит, во-первых, в том, что они носят формально признанный и официально определенный характер, закрепляются в системе нормативных источников, охраняются властью.Во-вторых, поскольку право регулирует исключительно внешние поведенческие акты людей, то правовые ценности должны выражаться в конкретных опредмеченных формах; духовные ценности (любовь, мудрость, красота и др.) в основном воспринимаются правом лишь постольку, поскольку возможно их материализованное проявление.В-третьих, правовые ценности, будучи нормативно значимыми, в силу этого неизбежно носят обобщенный, усредненный, типичный характер.Таким образом, правовые ценности могут быть определены как типичные социальные предпочтения, получающие официальное нормативное признание и защиту.Правовые ценности, взятые в единстве их основных концептуальных характеристик и в кумулятивном плане, образуют особую сферу права. При этом основанием, начинающим подлинную историю ценностей, служат материальные и духовные потребности людей, сформировавшиеся на основе потребностей высших животных путем нахождения потребного с помощью инстинктов и зачатков рассудочной деятельности.Потребности людей стимулируют активную материально-духовную деятельность (научно-исследовательскую, ценностную и нормативную), в результате которой образуются соответствующие познавательные, оценочные и нормативные отношения, а также обслуживающие их сферы теоретического знания: наука, аксиология и методология.По нашему мнению, рассмотрение правовых ценностей в рамках общей проблемы смысла права призвано интегрировать марксистское представление о потребностях и современную неокантианскую трактовку ценностей как значимостей. Различие между ними состоит в том, что потребность акцентирует внимание на «осознанной необходимости» зависимости человека от объективных условий жизнедеятельности, недостаточности каких-либо объектов для его бытия, а ценность направлена на признание пользы и важности свободного выбора человеком благ как предметов своих желаний, которых может быть в достаточном количестве.Однако значительным сходством обладают основные инструменты, средства удовлетворения потребностей и воплощения ценностей: различные материальные и духовные блага, отдельные сферы человеческой деятельности и формы общественного сознания, социальные институты и т.п. В целом оба этих понятия не исключают, а взаимно дополняют друг друга в правовой аксиосфере, раскрывая каждое со своей стороны один и тот же аспект осмысленного отношения человека к миру права.Мы убеждены в том, что ценности выражают абсолютные начала в культуре, определяют мир должного и целеполагания, смысловое конструирование и пределы человеческой реальности. Важно понимать, что ценности непосредственно «не даны» и «не представимы», они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов, прежде всего через нормы.Ценности — это особая система координат, созданная самим человеком в процессе его бытия и в рамках которой человек живет, действует, воспринимает и понимает окружающий его правовой мир. Можно считать, что какими ценностями человек выстроит и оформит контуры своего правового пространства, таким и будет его правовое бытие.Базовые ценности современного российского общества составляют ядро правовой системы и нормативно утверждены (провозглашены) в преамбуле Конституции РФ: многонациональный народ РФ, общая судьба, права и свободы человека, гражданский мир и согласие, государственное единство, равноправие и самоопределение народов, память предков, любовь и уважение к Отечеству, вера в добро и справедливость, суверенная государственность России, демократия, благополучие и процветание, ответственность за Родину перед нынешним и будущими поколениями.Смысл права одновременно является результатом как целостного, нерасчлененного отражения объективного мира права в «свернутом» виде, так и активной интерпретации (переработки) в сознании отраженной информации и создания человеком собственной развернутой правовой картины мира. Следовательно, с помощью термина «правовые ценности» объясняется процесс первичной реконструкции человеческим сознанием содержания отраженной правовой реальности, что выражается в обнаружении и фиксации принимаемых человеком значимостей в этой части социальной реальности.Индивид выбирает, а общество отбирает максимально жизнеспособные и коллективно значимые ценностные модели, служащие основаниями для формирования норм как институциональных границ допустимого поведения, считает В.П. Барышков.Тем самым утверждается необходимый баланс между ними в общественных договорах, соглашениях, программных документах, декларациях, законах и т.д. Между обществом и индивидом постоянно протекают процессы экстериоризации различных ценностей и социальной интериоризации их (но не всегда напрямую) — в нормы.В последние годы появляются отдельные предложения разработать теоретические основы правовой аксиологии, но при этом не уточняется научно-познавательный статус этого направления по отношению к теории права и философии права. Думается, что правовая аксиология — это все-таки межотраслевое направление внутри общей теории права, которое должно включать в себя следующие разделы:1) предмет и методологию, функции, основные понятийные ряды;2) аксиологические системы основных государственно-правовых субъектов (государства, общества, социальных групп и личности);3) формы объективации и защиты ценностей в законодательстве и юридической практике;4) механизмы, условия и факторы воспитания, обучения и формирования правовых ценностей в рамках социальных институтов (семья, образование, религия и т.п.).По нашему мнению, содержательные компоненты правовой аксиологии будут представлять собой не что иное, как систему общепринятых юридических понятий и категорий, взятых под особым аксиологическим углом их значения для субъектов права, при этом в правовой сфере должны творчески использоваться концептуальные схемы гуманитарных наук.Важно всегда помнить, что правовые ценности — это базовый системообразующий элемент смысла права и объект юридического смысло-образования. Их своевременная и глубокая разработка создаст необходимые условия для наиболее полного и качественного отражения в системе действующего законодательства базовых ценностей и основополагающих идей (принципов) всех социальных субъектов, а также для эффективного функционирования правовой системы общества в целом.Глава 2. Правовые ценности в конституционном регулировании 2.1 Правовые ценности и их роль Развитие России как демократического правового социального государства непосредственно связано с ценностной основой ее правовой системы, в том числе социальными правами.Нельзя не согласиться с тем, что для России именно Конституция РФ выступает отражением и нормативной правовой формой обеспечения сбалансированной реализации высших ценностей, нравственных и юридических установок многонационального народа России.Несмотря на крайне сложные исторические условия разработки и принятия, Конституция РФ 1993 г. отражает в сущностных своих характеристиках фундаментальные интересы, конституционные идеалы многонационального народа России и не находится в плену космополитических иллюзий, которые столь активно навязывались нам после распада СССР.При всей важности и вытекающей из самой Конституции РФ приоритетности международно-правовых стандартов в области демократии, прав и свобод человека и гражданина (ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17) важно учитывать, что национальное право должно иметь свою собственную систему конституционных координат. Импорт конституционных ценностей, как и самого текста Основного Закона, в суверенную государственно-правовую систему невозможен.Таким образом, именно в Конституции, прежде всего, должны быть формализованы фундаментальные правовые ценности.Согласимся и с тем, что в настоящее время граждане России хотят именно правового равенства: равенства перед законом и судом, равенства в праве на достойную жизнь, жилище и т.д. Если этого нет, то деформируется принцип верховенства права. Такое стремление к ценности равенства не означает отказ от ценности свободы. Речь идет о балансе равенства и справедливости. При этом требование справедливости, стремление к ней — традиционная характеристика российского общества.Подчеркнем, что, когда государство в определенной степени принимает на себя ответственность за гражданина, гарантируя ему некоторые меры социального обеспечения при наступлении неблагоприятных обстоятельств, речь идет не о благотворительности, а о справедливости. Качество жизни конкретного человека оказывает прямое воздействие на нормальное функционирование общества, которое и складывается из жизней отдельных граждан.Концепция социальных прав граждан отражена в Конституции РФ, формирующей единство правовой модели социальных прав, их реализации и защиты. Тем не менее, данную модель можно назвать не до конца определенной в ценностно-правовом отношении, если рассматривать только текст Конституции РФ. Согласимся, что современной России требуется сделать ценностный выбор в пользу концепции социально-ориентированной свободы граждан в социальном правовом государстве.Сегодня не вполне определены пределы конституционного регулирования социальной защиты граждан, а также юридическая сила корреспондирующих с конституционными нормами обязательств государства в социальной сфере. В то же время конституции пишутся, в конечном счете для человека, для которого главное состоит не в том, каковы органы государства, сроки рассмотрения законов или порядок отношений главы государства с правительством, а в закреплении в конституции жизненных вопросов, касающихся каждого человека: его места в обществе, прав и обязанностей, экономических и социальных аспектов его повседневной жизни, создаваемых людьми объединений, их отношений с государством.Конституционное регулирование социальных прав граждан Российской Федерации формирует основу законодательства в этой сфере, служит для него ценностным ориентиром. Конституция РФ 1993 г. справедливо характеризуется с позиций философско-мировоззренческого плюрализма, сочетания естественно-правового и позитивистского подходов.Важно отметить ценностно-ориентирующую или аксиологическую функцию конституции государства. Именно в ее нормах задается ценностная ориентация всего правового регулирования общественных отношений, в том числе социальных прав, и в какой-то степени формируются ценностные ориентиры общества и личности. Как справедливо отмечается в литературе, посредством норм Конституции РФ 1993 г. формализованы как универсальные, общечеловеческие ценности, так и новые приоритеты общества и государства, в частности ценность достойного существования человека и обеспечения ему определенного уровня жизни.Несмотря на то, что не все члены общества одинаково относятся к формализованным Конституцией РФ правовым ценностям, они отражают представления основной части общества, сформированные исторически. Нельзя согласиться, что в Конституции государство внедряет в массовое сознание определенные социальные ценности. Фактически, разумеется, это возможно, но если основной закон не отражает базовых ценностей общества, а навязывается обществу государством (правящими элитами), страна не имеет конституции в подлинном смысле этого понятия.Если правовые нормы не отражают ценности, нравы и традиции общества, они, несмотря на все усилия государственного аппарата, нередко остаются «мертвой буквой» из-за пассивного, а иногда и активного сопротивления граждан. Очевидно, что закон, прежде всего основной закон, должен представлять собой концептуальное выражение основных ценностей и не может ограничиваться простым отражением уровня общественной морали или норм поведения, принятых в данном обществе.Согласимся, что, только если ценности, существующие в обществе, «растворяются» в формулировках норм конституции, она сумеет пережить все политические, экономические и социальные кризисы. Функция ценностной ориентации норм конституции государства связана не с внедрением в общество каких-то чуждых ему ценностей, но с ориентацией правотворчества и правоприменения на устоявшиеся в обществе ценности с учетом развития форм их обеспечения.Так, в России труд традиционно рассматривался как единственный абсолютно справедливый источник благосостояния. Отсюда практика развития законодательства о наемном труде в Российской империи и, особенно в СССР, опережающего общемировой уровень.Действительно, чем больше разрыв между провозглашаемой и реальной системами ценностей, тем менее эффективны действующие законы, действующая система права.Официальными правовыми ценностями свобода, равенство и справедливость становятся вследствие особого акта признания государством и обществом и (или) международным сообществом в основополагающих правовых актах. Признание определенного явления или состояния ценностью имеет большое практическое значение, поскольку само право можно представить как признанное притязание (признанные притязания).

8 стр., 3951 слов

Право «Право и личность»

... правовой государственности, насущной необходимости реальной имплементации в жизнь основополагающего принципа, закрепленного в статье 2 Конституции Российской Федерации: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Актуальные проблемы взаимодействия права и личности ...

13 стр., 6435 слов

Человек, его права и свободы как высшая ценность

... в работе. Нормативную базу составили международные правовые акты, российское законодательство. Объектом исследования — права и свободы человека, их особенности, виды, гарантии. Предмет работы — концепции, характеризующие вопросы, связанные с правами и свободами человека, ...

13 стр., 6451 слов

Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина РФ

... и крайней необходимости. Юридические гарантии Механизм юридических гарантий может быть представлен как в статике (совокупность правовых средств), так и в динамике через действие институтов (т.е. юридическую деятельность субъектов прав человека и уполномоченных субъектов). Механизм юридических гарантий конституционных прав и свобод человека и ...

10 стр., 4915 слов

Теория государства и права. Правовой статус личности

... Есть и позитивные. Во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база (новая российская Конституция, Декларация прав и свобод человека, Закон о ... личности как высшей социальной и моральной ценности; патерналистские начала этих отношений уступают место свободному партнерству и сотрудничеству в соответствии с принципами гражданского общества. В-третьих, правовой статус, ...

Различные правовые явления становятся правовыми ценностями лишь в той мере, в какой содержат в себе момент признания.Правосознание и правовая культура, являясь элементом концепции, также представлены в трех ипостасях. Консервативный вариант характеризуется правовым фетишизмом, правовым идеализмом, гипертрофированным пониманием роли права в решении социальных задач. Юридический фетишизм распространен в обществе: достаточно вспомнить, как часто предполагается, что именно закон должен решить любую острую проблему — от повышения культуры в обществе до йодирования соли.На другом полюсе общественного сознания — правовой нигилизм, устойчиво пренебрежительное отношение к праву, отрицание его социальной ценности и конструктивной роли в обеспечении приоритетов личности и общества, в установке на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами или минимальное их использование в практической деятельности, отсутствие солидарности с правовыми предписаниями, исполнение их исключительно под угрозой принуждения либо из корыстных побуждений. В оптимистической модели данный элемент представлен ценностным отношением к праву и правоприменительной практике, правовыми установками и ориентациями.Правовые установки обладают ментальной спецификой: так, по результатам социологических исследований система правовых ценностей россиян близка к европейской, но более консервативна, традиционна, ориентирована на порядок, а не на права и свободу личности. Для россиян характерна большая осторожность (или даже страх) и более выраженная потребность в защите со стороны сильного государства; слабее выражены потребности в новизне, творчестве, самостоятельности.Градация соотношения фактического положения и правового статуса личности как элемента концепции включает в себя совпадение фактического и юридического положения личности, отставание правового статуса от фактического положения личности и юридическое опережение объективного социального положения личности.Анализ динамики ситуации в обществе позволяет выделить ряд негативных тенденций, в том числе атомизацию социальных отношений, при которой люди замыкаются на своих делах, отношение к праву — безразличное, а к государственным институтам — критическое. Данное отчуждение отчасти объясняется увеличением экономико-технологических трактовок права. Таково понимание права как орудия политики и власти, как «текстового регулятора», как имеющего информационную природу. Социология права и юридическая психология остаются в стороне. В итоге допускается явная недооценка правовой ориентации на активное правомерное поведение людей и социальной отчужденности.Подчеркнем, что сами права и свободы человека и гражданина, в том числе социальные, также являются значимой ценностью современного мира в связи с ценностью субъекта (человека) и объектами, на которые они направлены. Конституции многих государств провозглашают их высшей ценностью вслед за ценностью человека.2.2 Нормы права как выражение социальных ценностей Нормы права, прежде всего, конституций государств, выступают формой выражения социальных ценностей, одновременно формализуют эти ценности и придают им официальный характер. Важнейшим источником права является Конституция Российской Федерации. С провозглашением в ст. 2 Конституции РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью аксиологический компонент стал частью конституционного правопонимания. Ценность стала не только философской, но и конституционно закрепленной категорией.Во избежание идеалистического преувеличения роли права в организации социальной жизни следует сознавать, что сама по себе правовая основа для признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека, сформулированная в конституционном тексте с его интерпретацией в решениях Конституционного Суда РФ, всего лишь идеальная нормативная модель должного, объективирование которой в реальной жизни сопряжено со значительными трудностями.

9 стр., 4196 слов

Российской Федерации Правовой статус ребенка в Российской Федерации Научный

... право ребенка на образование. Анализ текущего законодательства, регламентирующего правовое положение ребенка и гарантии защиты его прав, позволяет сделать вывод о том, что его содержание направлено не на объединение органов и учреждений по ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sotsialnaya-tsennost-prava-2/

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный закон от 28.10.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

3. Абушенко В.Л. Ценность // Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко. Минск: Интерпрессервис: Кн. дом, 2003.

4. Авакьян С.А. Нужна ли конституционная реформа в России // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9

5. Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность. М., 2001.

6. Бабенко А.Н. Правовые ценности и освоение их личностью: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2002.

7. Баев В.Г., Шуняева А.Е. Социальное государство: понятие, содержание, конституционное закрепление // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 17

8. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия / под ред. В.Б. Устьянцева. М.: Логос, 2005.

9. Бондарь Н.С. Конституционное правосудие и социальное государство: Сб. докладов. М., 2003.

10. Бондарь Н.С. Ценность Конституции России как юридического акта и социокультурного явления (к 20-летнему юбилею) // Журнал конституционного правосудия. 2013. N 6.

11. Ветютнев Ю.Ю. Аксиология правовой формы: монография. М.: Юрлитинформ, 2013.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... сделки; сделки по распоряжению своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществление прав автора произведения науки, литературы и искусства, изобретения и тому подобного объекта; внесение вкладов в ... лица; совершать любые не противоречащие закону сделки; избирать место жительства; иметь права автора произведений науки, литературы и искусства; иметь иные имущественные и личные неимущественные ...

12. Гаврилова Ю.А. Смысловое поле права: философско-правовой аспект. Волгоград: Изд-во ВолГУ 2011.

13. Гришина Л.В. Ценностное измерение правовой реальности: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2008

14. Гусейнов А.И. Проблема ценностей в праве // Право и политика. 2007. № 7.

15. Еникеев З.Д. Исследование проблем правовой защиты общечеловеческих ценностей как одна из важных задач российской юридической науки // Российский юридический журнал. 2006. N 1 (49).

16. Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности: монография. М.: Акад. Естествознания, 2010.

17. Жерняков А.М. Понятие «ценность» в социально-философском осмыслении действительности: автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2008.

18. Зорькин В.Д. Правовое будущее России // Журнал российского права. 2011. N 10.

19. Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2003.

20. Ллойд Д. Идея права / Пер. с англ. М., 2002.

21. Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. Харьков, 2002..

22. Малахов В.П. Философия права. М.; Екатеринбург, 2002..

23. Малахов В.П. Философия права: формы теоретического мышления. М.: Юнити-Дана, 2009.

24. Мишина И.Д. Нравственные ценности в праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.

25. Нестерук Е.С. Справедливость в современном российском правосознании: автореф. дис. . канд. филос. наук. Н. Новгород, 2008.

26. Основной Закон не нов, но это Закон // Коммерсантъ. 2013. 15 нояб.

27. Ряховская Т.В. Феномен веры: онтолого-гносеологический анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. Тамбов, 2006.

28. Смысл права: вопросы теории и методологии. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013.

29. Софиенко М.Б. Правовая свобода как способ реализации индивидуальной свободы в социальной системе: автореф. дис. … канд. филос. наук. Томск, 2007.

30. Таева Н.Е. Нормы Конституции Российской Федерации как форма выражения социальных ценностей // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 5.

31. Хабриева Т.Я. Конституция как инструмент правовых, социальных и политических преобразований // Журнал российского права. 2013. N 12.

32. Хабриева Т.Я. Конституция Российской Федерации. От образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России) / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2013.

33. Чиркин В.Е. Современная модель Конституции: прежние и новые приоритеты // Правоведение. 2003. N 2 (247).

34. Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Государство и право.2007. № 5.