Социальная ценность государства и права

В данной курсовой работе я постаралась рассмотреть особенности

взаимоотношений государства и права. На протяжении многих веков этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их взаимодействия зависит не только развитие , но и само выживание человечества.

Государство и право как социальные институты существовали не всегда. Если «естественное общество» возникает вместе с появлением древнего человека (homo habelis- “человек умелый” ) около 2 млн. лет назад , а «гражданское общество» — с появлением человека современного типа ( homo sapiens — «человек разумный») примерно 40 тыс. лет назад , то впервые государство и право возникли в Египте не позднее 5 тысяч лет назад. Следовательно, длительное время общество обходилось без государства и права , и строило свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали. Возникновение государства и права было следствием действия закона возрастающего разнообразия деятельности людей, которые преследуют цели реализации своих разнообразных потребностей. Возрастающее многообразие потребностей и форм деятельности

требовало их интеграции и регуляции. Так, на смену примитивным формам

организации и регуляции жизни человека, какими были первобытное стадо, род, племя , союз племен, приходили более совершенные и сложные. Ими стали государство и право. Поэтому с точки зрения механизма, т.е. набора правил, средств и институтов, с помощью которых организовалась и регулировалась жизнедеятельность человека можно выделить два этапа в развитии человеческого общества:

1) общество без государства (догосударственное общество).

2) общество с государством (государственно организованное общество).

Необходимо также отметить что, каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования

общественных отношений.

О чем свидетельствует многообразие подходов к сущности права? Прежде всего о динамизме жизни, ее многообразии и многовариантности. Роль права существенно меняется в различных обществах и различные исторические периоды. оно обслуживает разные общества, имеющие разные цели, различные социальные структуры, разные типы цивилизаций, и не удивительно, что конкретно-историческое содержание права является бесконечно разнообразным , не теряя при этом своих главных социальных характеристик 1 . Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы — это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия. Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека.

4 стр., 1844 слов

Этические кодексы в медицине («Нюрнбергский кодекс», Конвенция ...

... прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины гарантирует каждому право ... атрибутом цивилизованного государства, которое обязано не только воздерживаться от вмешательства в сферу частной ... общества или науки; подтверждается принцип свободы исследования, но при условии, что оно проводится в соответствии с положениями названного протокола и других юридических норм, ...

Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной

ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически

утверждают, что нормы нравственности — это требования, обращенные к

человеку извне.

Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она

адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований.

Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы

прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии.

Актуальность рассмотрения данной темы можно определить так. Право по своим свойствам — такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок, основанные на началах свободы человека в философии">социальной свободы, активности, ответственности, и потому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию. И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности. Именно как .явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор

для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе —

занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор

социального прогресса. При этом, понятно, собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и соответственно от стадии его «гуманитарного восхождения» — движения от права сильного к праву гражданского общества.

Цель данной работы – рассмотреть социальную ценность государства и права и современные

подходы к ней.

Глава 1. Понятие и соотношение государства и права.

11 стр., 5349 слов

Учение И. Канта о праве и государстве

... звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии. 1. Учение И. Канта о праве и государстве «Государство (civitas), - пишет Кант, - это объединение множества людей, подчиненных ...

1.1. Понятие и сущность государства.

С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и право и как они соотносятся друг с другом. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и право как и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых,

страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации

политической власти, системы институтов власти. По мере развития государство развивалось и такое понятие как право. Под термином «право» понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе. Это краткие формулировки государства и права. Дальше постараемся рассмотреть каждый из пунктов, и как они между собой соотносятся.

Понятие «государство» связанно с двумя более широкими понятиями — «общество и власть».

Общество — это общность людей на определенной территории,

характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни. Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему разумных существ, т.е. «особый самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той или иной территории.

Выделяются две разновидности общества:

1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, не

утвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями, институтами.

2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися

отношениями, и институтами.

Существенно деление общества и на такие две группы:

  • a) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных факторов (демократические общества);
  • б) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном в результате использования действующей внешней силы – власти (недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)).

Из этого вытекает значение понятия власть.

Власть — это отношение господства и подчинения, при которых воля и

действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных).

Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить

личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.

Есть две разновидности власти:

1. естественная власть – в семье, в обществах по интересам;

2. власть, которая «навязывается», выступает как внешняя сила – в партиях,

в общественных объединениях и т.д.

Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого

общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью, характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе – постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом (народовластие в тех или иных формах).

По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии

государство превращается из простого, из «просто» организации политической власти, из примитивного, «варварского» принудительно-репрессивного образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с принципом разделения властей.

8 стр., 3667 слов

Проблема человека, общества, государства

... в совершенном государстве. По Гоббсу, государство возникло в результате общественного договора, соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллективному мнению и воле ... общества и академии. Под влиянием этих изменений стала расширяться и аудитория философии 1. Условия формирования и особенности философского мышления Нового времени философия мышление гоббс бэкон Философия ...

Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,

выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может быть отличен и ряд других:

  • «уход» государства от экономики, все большее его отделение от

хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;

  • развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий правовой режим;
  • все большее преобладание республиканской формы правления;
  • эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их

все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда

противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной

жизни. В передовых демократических странах в области политико-

государственной жизни все большее значение приобретают такие тенденции:

  • государство все больше становится «государством человека», в

котором человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные,

гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;

  • все общество, а не только государство , выступает в качестве

правового;

  • утверждаются и все более развиваются институты либеральной

демократии – парламентариум, свободные выборы, муниципальное самоуправлении ;

  • усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в

частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;

  • возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него

всесторонняя защита человека, его прав и свобод.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: Государство – это

политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны, государство – продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов – единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.

1.2. Понятие права и его основные функции.

Развитие государства, его совершенствование и укрепление, осуществляется ,

так, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности – это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.

Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом «право», прекрасно

5 стр., 2244 слов

Учение Гегеля о государстве и праве

... договора и неправды; учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство. Абстрактное право Свою реализацию свобода личности прежде всего находит, по Гегелю, в праве частной собственности Гегель ...

представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве.

Юридические права – это права четко определенные, записанные в законе,

устойчивые, защищаемые особенными государственными органами.

Право по своим свойствам — такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок , основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности по этому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию. И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности. Именно как явление противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. При этом понятно, собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и соответственно от стадии его «гуманитарного восхождения» — движения от права сильного к праву гражданского общества. 2 Под термином «право» понимается обоснованная, оправданная, свобода или

возможность поведения, которая признается в обществе. Есть еще и другие

значения этого слова:

1) в смысле обычных прав – свободы или

возможности поведения, основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.

2) в смысле моральных прав – свободы или возможности поведения,

основанной на принципах добра и справедливости.

3) в смысле корпоративных прав – свободы или возможности поведения,

основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри

общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.

4) в юридическом смысле – свободы или возможности поведения, называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.

Но и в юридическом смысл «право» имеет два значения:

1. субъективное юридическое право – свобода и возможность субъекта,