В данной курсовой работе я постаралась рассмотреть особенности
взаимоотношений государства и права. На протяжении многих веков этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их взаимодействия зависит не только развитие , но и само выживание человечества.
Государство и право как социальные институты существовали не всегда. Если «естественное общество» возникает вместе с появлением древнего человека (homo habelis- “человек умелый” ) около 2 млн. лет назад , а «гражданское общество» — с появлением человека современного типа ( homo sapiens — «человек разумный») примерно 40 тыс. лет назад , то впервые государство и право возникли в Египте не позднее 5 тысяч лет назад. Следовательно, длительное время общество обходилось без государства и права , и строило свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали. Возникновение государства и права было следствием действия закона возрастающего разнообразия деятельности людей, которые преследуют цели реализации своих разнообразных потребностей. Возрастающее многообразие потребностей и форм деятельности
требовало их интеграции и регуляции. Так, на смену примитивным формам
организации и регуляции жизни человека, какими были первобытное стадо, род, племя , союз племен, приходили более совершенные и сложные. Ими стали государство и право. Поэтому с точки зрения механизма, т.е. набора правил, средств и институтов, с помощью которых организовалась и регулировалась жизнедеятельность человека можно выделить два этапа в развитии человеческого общества:
1) общество без государства (догосударственное общество).
2) общество с государством (государственно организованное общество).
Необходимо также отметить что, каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования
общественных отношений.
О чем свидетельствует многообразие подходов к сущности права? Прежде всего о динамизме жизни, ее многообразии и многовариантности. Роль права существенно меняется в различных обществах и различные исторические периоды. оно обслуживает разные общества, имеющие разные цели, различные социальные структуры, разные типы цивилизаций, и не удивительно, что конкретно-историческое содержание права является бесконечно разнообразным , не теряя при этом своих главных социальных характеристик 1 . Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы — это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия. Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека.
Этические кодексы в медицине («Нюрнбергский кодекс», Конвенция ...
... прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины гарантирует каждому право ... атрибутом цивилизованного государства, которое обязано не только воздерживаться от вмешательства в сферу частной ... общества или науки; подтверждается принцип свободы исследования, но при условии, что оно проводится в соответствии с положениями названного протокола и других юридических норм, ...
Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной
ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически
утверждают, что нормы нравственности — это требования, обращенные к
человеку извне.
Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она
адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований.
Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы
прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии.
Актуальность рассмотрения данной темы можно определить так. Право по своим свойствам — такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок, основанные на началах свободы человека в философии">социальной свободы, активности, ответственности, и потому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию. И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности. Именно как .явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор
для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе —
занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор
социального прогресса. При этом, понятно, собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и соответственно от стадии его «гуманитарного восхождения» — движения от права сильного к праву гражданского общества.
Цель данной работы – рассмотреть социальную ценность государства и права и современные
подходы к ней.
Глава 1. Понятие и соотношение государства и права.
Учение И. Канта о праве и государстве
... звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии. 1. Учение И. Канта о праве и государстве «Государство (civitas), - пишет Кант, - это объединение множества людей, подчиненных ...
1.1. Понятие и сущность государства.
С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и право и как они соотносятся друг с другом. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и право как и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.
Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых,
страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организации
политической власти, системы институтов власти. По мере развития государство развивалось и такое понятие как право. Под термином «право» понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе. Это краткие формулировки государства и права. Дальше постараемся рассмотреть каждый из пунктов, и как они между собой соотносятся.
Понятие «государство» связанно с двумя более широкими понятиями — «общество и власть».
Общество — это общность людей на
характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью организации жизни. Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему разумных существ, т.е. «особый самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той или иной территории.
Выделяются две разновидности общества:
1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не
утвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями, институтами.
2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися
отношениями, и институтами.
Существенно деление общества и на такие две группы:
- a) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных факторов (демократические общества);
- б) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном в результате использования действующей внешней силы – власти (недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)).
Из этого вытекает значение понятия власть.
Власть — это отношение господства и
действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных).
Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить
личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.
Есть две разновидности власти:
1. естественная власть – в семье, в обществах по интересам;
2. власть, которая «навязывается», выступает как внешняя сила – в партиях,
в общественных объединениях и т.д.
Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого
общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью, характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе – постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом (народовластие в тех или иных формах).
По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии
государство превращается из простого, из «просто» организации политической власти, из примитивного, «варварского» принудительно-репрессивного образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с принципом разделения властей.
Проблема человека, общества, государства
... в совершенном государстве. По Гоббсу, государство возникло в результате общественного договора, соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллективному мнению и воле ... общества и академии. Под влиянием этих изменений стала расширяться и аудитория философии 1. Условия формирования и особенности философского мышления Нового времени философия мышление гоббс бэкон Философия ...
Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,
выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.
Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может быть отличен и ряд других:
- «уход» государства от экономики, все большее его отделение от
хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;
- развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий правовой режим;
- все большее преобладание республиканской формы правления;
- эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их
все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.
Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда
противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной
жизни. В передовых демократических странах в области политико-
государственной жизни все большее значение приобретают такие тенденции:
- государство все больше становится «государством человека», в
котором человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные,
гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;
- все общество, а не только государство , выступает в качестве
правового;
- утверждаются и все более развиваются институты либеральной
демократии – парламентариум, свободные выборы, муниципальное самоуправлении ;
- усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в
частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;
- возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него
всесторонняя защита человека, его прав и свобод.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: Государство – это
политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны, государство – продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов – единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.
1.2. Понятие права и его основные функции.
Развитие государства, его совершенствование и
так, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности – это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.
Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом «право», прекрасно
Учение Гегеля о государстве и праве
... договора и неправды; учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство. Абстрактное право Свою реализацию свобода личности прежде всего находит, по Гегелю, в праве частной собственности Гегель ...
представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве.
Юридические права – это права четко определенные, записанные в законе,
устойчивые, защищаемые особенными государственными органами.
Право по своим свойствам — такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок , основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности по этому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию. И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности. Именно как явление противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. При этом понятно, собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и соответственно от стадии его «гуманитарного восхождения» — движения от права сильного к праву гражданского общества. 2 Под термином «право» понимается обоснованная, оправданная, свобода или
возможность поведения, которая признается в обществе. Есть еще и другие
значения этого слова:
1) в смысле обычных прав – свободы или
возможности поведения, основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.
2) в смысле моральных прав – свободы или возможности поведения,
основанной на принципах добра и справедливости.
3) в смысле корпоративных прав – свободы или возможности поведения,
основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри
общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.
4) в юридическом смысле – свободы или возможности поведения, называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.
Но и в юридическом смысл «право» имеет два
1. субъективное юридическое право – свобода и возможность субъекта,