Из-за чего может появиться социальная ингибиция

Социальная фасилитация / ингибиция – это усиление/снижение активности деятельности личности в присутствии посторонних людей.

Фасилитацию первый раз зафиксировали в конце XIX века в опытах, поставленных французским физиологом У.Фере. Позже это явление подробно описали Ф. Олпорт, В. Меде, В.М. Бехтерев и др.

Выявить феномен социальной фасилитации позволил факт, отмеченный наблюдателями гонок – на велосипедном треке перед трибунами со зрителями спортсмены ускоряются.

Эксперименты, проводившиеся и в других странах, тоже фиксировали тот факт, что скорость людей, выполнявших какие-либо действия, увеличивается в присутствии других людей. Подобный феномен фиксируется и в экспериментах с животными, например, птицы быстрее склевывают зерно, если рядом есть их сородичи.

На уровне социума и отдельно взятой личности появляется необходимость в эффективных инструментах помощи и влияния, и одним из таких инструментов является социальная фасилитация, дающая возможность справиться с поставленными задачами и достичь цели.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социальная фасилитация и ингибиция 460 руб.
  • Реферат Социальная фасилитация и ингибиция 250 руб.
  • Контрольная работа Социальная фасилитация и ингибиция 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

В психологии социальная фасилитация – это есть влияние оценки социума на производительность.

Безусловно, данное явление вызвало большой интерес в научных кругах и привело к тому, что начатые Н. Триплеттом, исследования, были продолжены. Позже было выяснено, если вокруг исполнителя находятся пассивные наблюдатели, то эффективность выполнения определенной задачи значительно снижается. Эти два феномена завели общую теорию фасилитации в тупик.

Замечание 2

Что касается социальной ингибиции, то она, подразумевает снижение продуктивности выполняемой деятельности, уменьшение её скорости и качества в присутствии посторонних людей, даже если они воображаемые.

Социальная ингибиция зафиксирована не только у людей, но и у животных.

Таким образом, фасилитация и ингибиция противоположны друг другу, но могут появляться в одинаковой степени.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Изучая этот феномен, Ф.Олпорт и Н. Трипплет подсчитали, какое количество людей обладает этими свойствами – около 40% проявляют эффект социальной фасилитации, 20% – эффект социальной ингибиции и 40% людей никак не реагируют на присутствие посторонних во время своей работы (их показатели не ухудшаются и не улучшаются).

2 стр., 897 слов

Альбер Камю. Посторонний

... следователь и адвокат придерживаются другого мнения. Следователь, показавшийся Мерсо неглупым и симпатичным человеком, не может понять мотивы его преступления«Он заводит с ним разговор о Боге, ... душе происходит перемена. Томясь от скуки, он вспоминает прошлое и понимает, что человек, проживший хотя бы один день, сможет провести в тюрьме хоть сто лет ...

В условиях интеллектуально сложной и простой, почти механической работы, феномен «фасилитация-ингибиция» проявляется принципиально по-разному. Интеллектуально сложная деятельность при наблюдателях ухудшается, а простая — активизируется.

Замечание 3

Феномен «фасилитация-ингибиция» зависит от социальных и социально-психологических характеристик личности.

Истоки феномена

Первым исследователем сферы воздействия зрителей на поведенческие особенности и психику был психолог из американского института Индианы по имени Норман Триплет. Ученый был фанатом велогонок и заметил то, что участники соревнований показывают лучшее время при состязаниях группами по сравнению с одиночными заездами.

Прежде чем продемонстрировать находку публике, Триплет провел ряд опытов, которые подтвердили выдвинутые им гипотезы. Вскоре исследователь обнаружил, что соперничество помогает освободить скрытую энергию, что недоступно в обычных условиях.

Иные опыты, что проводились исследователями из разных стран, обнаружили, что наличие зрителя помогает испытуемым более эффективно производить самые простейшие действия. При этом ряд дальнейших исследований установил, что наличие наблюдателей далеко не всегда приносит положительный исход работы.

Определенные опыты продемонстрировали, что наличие посторонних зрителей оказывает отрицательный эффект на качество исполнения заданной работы. Тогда исследователи еще не могли создать на основе всего этого одну теорию, которая объясняла бы оба эффекта социальной фасилитации и ингибиции. По этой причине исследования в этой сфере были остановлены надолго.

Социальная фасилитация

Намного глубже социальную фасилитацию исследовал Р. Зейонц, начиная с 1965 г. Он предположил, что социальная фасилитация возможна в случаях выполнения привычных и усвоенных человеком механических действий, а обратный эффект – ингибиция, характерен для более сложных интеллектуальных действий.

Свое предположение он сделал на установленном факте, что появившееся возбуждение – это активатор доминирующей реакции. Возбуждение вызывают другие люди, которые находятся рядом в процессе выполнения какого-либо задания, поэтому, когда выполняются простые работы, доминирующей реакцией будет побуждение к скорейшему выполнению действий.

Для объяснения феномена социальной фасилитации и ингибиции были и другие теории, например, модель отвлечения-конфликта, согласно которой посторонние люди в любом человеке вызывают внутренний конфликт. Суть его заключается в том, что индивид не понимает, что ему делать – то ли уделить внимание аудитории, то ли выполнять поставленную перед ним задачу. Конфликт в этом случае в связи с усилением возбуждения или помогает выполнить задачу или мешает её выполнению.

22 стр., 10735 слов

Специфика организации работы с социально незащищенными группами населения в США

... социальные потребности людей практически в любом регионе страны. Соединенные Штаты - это страна, которая позже достигла государства всеобщего благосостояния, обеспечив, чтобы каждый «помогал сам себе» Социальное страхование ... 2. Социальная работа в США Отличительной чертой системы социальной защиты в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации различных социальных программ ...

Когда исполнитель задумывается над тем, как работу выполняют его коллеги или как отреагирует аудитория на конечный результат, его внимание рассеивается, а возбуждение растет. Возникающий конфликт перемещает мысли исполнителя между невозможностью отвлечься от внимания окружающих и необходимостью сосредоточиться на решении задачи.

В результате многочисленных наблюдений ученые сделали вывод о том, что реакция людей на присутствие наблюдателей происходит бессознательно, но при этом есть факторы, оказывающие влияние на степень реакции.

Прежде всего, это количество окружающих и чем их больше, тем большее влияние оказывается на индивида. Массовая аудитория возбуждает человека значительно сильнее.

Следующий фактор связан с наличием симпатий и антипатий внутри группы – если люди относятся друг к другу хорошо, то эффективность выполнения задания значительно увеличивается.

Социальное возбуждение и социальная фасилитация находятся в прямой зависимости от того, как тесно находятся люди друг к другу и особенно ярко она возникает тогда, когда сторонних наблюдателей представляют женщины.

Если рядом находится женщина, то при выполнении задания мужчина будет совершать большее количество ошибок.

Усиливается эффект социальной фасилитации и при хорошем расположении духа, а вот при плохом настроении на смену фасилитации приходит ингибиция.

Проявление социальной фасилитации будет зависеть и от того, кто выполняет задание – «профессионал» или «новичок» и примеров по этому поводу очень много. Например, новичок при выполнении какого-либо задания чувствует себя намного увереннее, если посторонние наблюдатели отсутствуют. С приобретением опыта, когда все движения доведены до автоматизма, всё меняется и присутствие посторонних уже не является сильной помехой.

Возникновение метода

Фасилитация — процесс и группа навыков, которые позволяют эффективно провести обсуждение сложной проблемы или ситуации. Она помогает группе облегчить внутреннее взаимодействие, чтобы выполнить задачи, решить проблемы или достичь согласия.

Процесс фасилитации повышает эффективность групповой работы, вовлеченность и заинтересованность участников, помогает раскрыть их творческий потенциал и приготовиться реализовать принятые решения. Такой процесс стимулирует участников к более продуктивной мыслительной работе, чем тренинг, семинар или другие формы обучения.

Фасилитацию можно рассматривать еще и как метод обучения, при котором тренер-фасилитатор занимает равную позицию с членами команды, помогает им самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать навыки. Успешная фасилитация включает предварительную подготовку, планирование и реализацию.

Основная цель, Продукты фасилитации

Фасилитатор — специалист, который отвечает за качество процесса, не заинтересован в итогах обсуждения, не представляет интересы ни одной из присутствующих сторон и не участвует в дебатах. Его цель — поддерживать группу в выполнении стоящих перед ней задач, привести ее к общему пониманию вопросов, выводов и решений.

3 стр., 1012 слов

Биологическое и социальное в человеке

... воспитываться людьми и получить человеческое воспитание. Я хочу в этом реферате разобрать отдельно человека как биосоциальное существо и человека, как социальное, а потом объединить эти понятия воедино. Человек как биосоциальное существо Биологическая природа человека составляет ...

Это ведущий серии встреч, который организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс поиска информации, ее обработки и принятия решений на ее основе, согласно задаче, поставленной перед группой. В этом процессе фасилитатор фильтрует свои стереотипы восприятия, не излагает свой взгляд на проблему, не предлагает свои варианты решений или способы действий. Он предоставляет средства, с помощью которых группа самостоятельно выполняет свои задачи.

Самостоятельный поиск информации и решений мотивирует, обеспечивает более эффективное усвоение и анализ информации, ускоряет процесс принятия решений. А если это обучающий процесс, способствует более эффективному освоению и закреплению приобретенных знаний и навыков. Именно поэтому роль фасилитатора ограничена по влиянию на результаты группы.

Ростовская Школа Логистики , Эффект социальной фасилитации

Психолог Норманн Триплет (1898), интересовавшийся велогонками, заметил, что спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда «соревнуются с секундомером», а когда участвуют в коллективных заездах. Прежде чем предать гласности предположение о том, что в присутствии других человек работает более производительно, Триплет провел лабораторный эксперимент, один их первых в истории социальной психологии. Дети, которым было велено наматывать леску на катушку удочки с максимально возможной скоростью, в присутствии соисполнителей справлялись с этим заданием быстрее, чем поодиночке.

В дальнейшем было экспериментально доказано, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые примеры на умножение или вычеркивают из текста определенные буквы и прочее.

Пример:

Представьте, что в школе проходят соревнования на звание самого эрудированного ученика. В финал вышли двое старшеклассников: один из гуманитарного класса, второй – из математического. Победителем должен стать один из финалистов. Финал проходит в актовом зале, где присутствует руководство школы, преподавательский состав, школьники, которые выбыли из состязания, и болельщики. Задание на финал – доказать теорему.

Вопрос : кто из финалистов справится быстрее и почему?

  1. Ученик гуманитарного класса, т.к. эффект социальной ингибиции поможет участнику выполнить это задание;
  1. Ученик математического класса, которому эффект социальной фасилитации поможет показать улучшенные результаты.

Ответ : ученику гуманитарного класса не повезло – в финале попалось непривычное для него задание, т.к. большая часть уроков в классе с гуманитарным уклоном посвящена, естественно, гуманитарным дисциплинам. Ученик математического класса, наоборот, часто сталкивается с такими заданиями на уроках, для него они являются обычным делом. Эффект социальной фасилитации в этом случае будет на стороне школьника из математического класса, так как для него это простая задача. Наблюдатели в данном примере будут только мотивировать его выполнить задание, поэтому он справиться быстрее, и даже оперативнее, чем если бы решал эту задачу в одиночку. Ученику из гуманитарного класса повезло меньше, и, так как это нестандартная для него задача, присутствие наблюдателей будет сказываться негативно и увеличивать время ее решения.

35 стр., 17117 слов

Общественное мнение как социальный институт (2)

... История развития и изучения общественного мнения. 1.1 Общественное мнение как самостоятельное направление исследований в истории мировой социологии. Чтобы говорить об общественном мнении как о социальном институте, я считаю, что ... критики существующих порядков. Изучение читающей публики в те годы проводилось людьми, занятыми цензурой, книгоиздательством, библиотечным делом, редакциями газет и т. п. ...

Результатом этих и других исследований стало открытие эффектов

  • социальной фасилитации – улучшения индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей,
  • и социальной ингибиции – ухудшения результатов такой деятельности.

Например, присутствие других людей при ответах на вопросы, касающиеся простых, хорошо известных вещей, помогает, ответы становятся более уверенными и точными. Тогда как присутствие посторонних при ответах на сложные, комплексные вопросы только мешает.

Роберт Зайонц в 1965 г. предположил, что, когда неизвестен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, бессознательная реакция на присутствие других затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно- следственных связей) и приводит к неправильному выводу. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. В этом случае присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует принятию правильного решения.

определяющими факторами

  • количество окружающих людей: воздействие других возрастает с увеличением их числа; человек испытывает более сильные эмоции в окружении большего количества людей;
  • симпатии или антипатии внутри группы: при позитивных отношениях в группе увеличивается эффект социальной фасилитации, а при негативных возрастает эффект социальной ингибиции со стороны группы, т.е. в коллективе друзей нам легче показать все, на что мы способны, и напротив, когда мы сдаем экзамен, то зачастую забываем даже то, что прекрасно знали;
  • значимость для человека окружающих его людей: чем более они важны для него, тем больше он волнуется; следовательно, в такой ситуации простые задания человек решает быстрее, а сложные – дольше, чем в одиночестве;
  • степень пространственной близости между людьми: эффекты социальной фасилитации и ингибиции проявляются тем ярче, чем ближе друг к другу находятся люди.

В тренинге эффект социальной фасилитации может проявляться в успешности отдельных участников, особенно если конкретный участник силен в каком-либо упражнении, или, наоборот, очень слаб. В таком случае, под влиянием эффекта социальной фасилитации он будет проявлять более или, соответственно, менее успешное поведение, чем когда выполняет подобное упражнение в одиночестве. Эти моменты важно отслеживать и учитывать при организации группового взаимодействия.