Воспитание в образовательных учреждениях

Курсовая работа
  • Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; нарастание экономической нестабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности и др.
  • Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни.
  • Перестала выполнять свои воспитательные функции семья — основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих — недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.
  • За последние годы снижена воспитательная функция школы. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития личности: высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной.

    Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа — вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

  • В современных условиях воспитание в образовательных учреждениях следует рассматривать не как самостоятельный вид, а как функцию, свойственную любой педагогической деятельности.
  • Цель исследования: выявить особенности содержания и организационные основы воспитательных систем, определить пути и способы использования в развитии и совершенствовании современной педагогической науки.
  • Объект исследования: воспитательная система.
  • Предмет исследования: содержание и организационные основы воспитательных систем.
  • Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
    • рассмотреть теоретические основы понятия воспитательной системы школы;
    • исследовать основные компоненты воспитательной системы.

    гипотеза исследования

    8 стр., 3558 слов

    Понятие воспитательной системы школы. Многообразие школьных воспитательных ...

    ... построения воспитательного процесса на основе антигуманных ценностей и авторитарного стиля отношений между педагогом и ребенком и взят курс на моделирование, построение и исследование воспитательных систем гуманистического типа. Воспитательная система - это система ...

    Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике.

    Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них — неудовлетворенность педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», в качестве которых выступают отдельные новые технологии, не может коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс.

    А.С. Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.

    Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна. Об этом можно судить по результатам I областного конкурса школьных воспитательных систем. В работу по созданию воспитательных систем включилось большое число общеобразовательных учреждений.

    Среди понятий «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы», » воспитательная система» последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов.

    Учитывая это, рассмотрим само понятие «воспитательная система» как особую педагогическую категорию, связанную с другими, а также определим функции реально существующей воспитательной системы школы в решении педагогических задач, выявим закономерности ее становления и развития, пути и условия совершенствования.

    воспитание

    Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной стороны, эта система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения).

    Педагогическая система, таким образом, — более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ее основой [5, c. 21].

    Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.

    В педагогике давно получило признание понятие « дидактическая система « . Дидактическая система школы включает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. Любое учебное заведение выполняет как обучающую, так и воспитывающую функции.

    3 стр., 1067 слов

    Понятие воспитательного потенциала

    ... детско-взрослой общности в жизни школе //Воспитание школьников. - 2014. - №7. - с.35-40 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по учебной дисциплине «Воспитательный потенциал социума» Работу выполнил: ... 3. Тесленко А.Н. Воспитательный потенциал столичного социума: опыт социального партнерства 4. Олиференко Л.Я. Среднесрочный прогноз развития воспитательной ситуации в стране // Воспитание школьников, №4, , ...

    Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее важной является функция, связанная с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего «Я», с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в процессе обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.

    Воспитательная система

    Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Ее компоненты:

    • цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
    • деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
    • субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
    • рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
    • среда системы, освоенная субъектом;
    • управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

    Создание воспитательной системы — не самоцель. Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально- психологической защищенности.

    Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды [6, c. 39-40].

    Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы.

    Первый этап

    Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в единый воспитательный коллектив являются общность целей, включение в совместную деятельность, гуманные отношения внутри коллектива. Чтобы создать единый воспитательный коллектив, необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде. Путь к этому может лежать через следующие действия:

    • создание малого педагогического совета, который является своеобразным оперативным штабом и центром формирования общественного мнения;
    • формирование инициативных групп по моделированию воспитательной системы, которые формируют видение настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы;
    • ознакомление педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения;
    • выход на коллективы педагогов, родителей, шефов (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы);
    • включение детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;
    • диагностику состояния и результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации;
    • создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей и обобщающей информацию и предложения.

    На первом этапе идет формирование целевой установки, вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса, формируется концепция школьной воспитательной системы. Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается » система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея». Концепция может состоять из следующих разделов:

    22 стр., 10650 слов

    Внеклассная музыкально-воспитательная работа с учащимися в начальной школе

    ... учащихся начальной школы; представить общую характеристику программы по музыке для начальных классов; дать характеристику форм внеклассной работы с учащимися в начальной школе; раскрыть методы преподавания музыки во внеклассной работе в начальной школе; провести опытно-экспериментальную работу по музыкальному развитию младших школьников во внеклассной музыкально-воспитательной деятельности. ...

    I. Исходное состояние воспитательной системы.

    1. Основные параметры образовательного учреждения.

    2. Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.

    3. Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.

    II. Проектируемое состояние воспитательной системы.

    1. Теоретико-методологические основы системы.

    2. Ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи и принципы построения воспитательной системы).

    3. Механизм функционирования системы (функции системы; системообразующие виды деятельности; педагогические технологии построения совместной деятельности, общения и отношений; управление и самоуправление системой: внутренние и внешние связи системы; кадровое, организационно-нормативное, научно-методическое, психологическое и финансово-материальное обеспечение функционирования системы).

    4. Этапы построения системы.

    5. Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.

    На первом этапе моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, к которому стремится школа, педагог.

    Изучение практики работы учебных заведений, успешно реализующих воспитательные функции, показывает, что педагоги этих образовательных учреждений, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой — выделяют в широком спектре деятельности какой-то один вид (направление) в качестве приоритетного и с опорой на него строят свою воспитательную систему. Поэтому на первом этапе формирования школьной воспитательной работы особое внимание уделяется выделению системообразующей деятельности.

    Важную роль в организации жизнедеятельности школьного коллектива в рамках воспитательной системы играет ее упорядоченность.

    Упорядоченность системы осуществляется через создание особых зон упорядоченности, прежде всего, в режимных моментах жизни школы и определенной цикличности жизни школы (например, «ключевые дела»).

    На первом этапе формируются отношения, налаживаются связи с внешней средой. Управление воспитательной системой на этапе становления, в основном, осуществляется на организационно-педагогическом уровне, хотя, безусловно, присутствует и психологическая корректировка. Главное достижение этого этапа: цели воспитательной системы сформированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей [11, c. 17-18].

    Второй этап

    Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Рождаются коллективные традиции. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой.

    Управление воспитательной системой осуществляется как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровнях. Отсюда потребность в социально-психологической службе. На данном этапе следует проследить, как относятся учащиеся к происходящему, почему участвуют в том или ином деле, каково самочувствие ученика в школе.

    Третий этап

    • в общей направленности целей учебной и внеучебной работы на формирование личности и коллектива;
    • во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внеучебную и наоборот;
    • в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы;
    • в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности.

    Школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью. У большинства школьников, педагогов формируется «чувство школы». Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. Налаживаются связи с социумом. В управление системой включается все большее количество участников: детей, родителей. Резко возрастает роль самоуправления и саморегуляции.

    Четвертый этап

    Воспитательная система — не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат — развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога. Ниже приводится программа самоанализа состояния воспитательной системы школы, разработанная В.А. Караковским.

    I. Общие данные о школе.

    1. Официальное название школы, ее тип (общеобразовательная средняя, неполная средняя, начальная, гимназия, лицей, колледж, школа-интернат, авторская, школа-комплекс, экспериментальная площадка, государственная, частная, наличие профильных классов).

    2. Микрорайон школы, ее ближайшее окружение: социальный и этнический состав семей, преобладающие профессии и занятия родителей, источники положительного и отрицательного влияния, молодежная среда, статус школы среди населения.

    3. Взаимодействие с другими школами, с дошкольными, внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, трудовыми коллективами и т.д. (содержание и формы).

    4. Количественные характеристики (количество учащихся, классов, ГПД, учителей, организаторов внеклассной работы на общественных началах).

    5. Фамилия, имя, отчество директора школы, почтовый адрес школы, номер телефона, факс, электронная почта.

    II. Признаки гуманистической воспитательной системы и ее особенности.

    1. Идеология системы (совокупность идей, лежащих в основе воспитательной системы).

    2. Гуманистические цели воспитательной системы, особенности процесса целеполагания; участие в этом процессе учителей, учащихся, родителей.

    3. Наличие системообразующей деятельности, реализующей целевую установку системы, другие приоритетные виды деятельности, наиболее часто используемые формы их организации.

    4. Отношения между учащимися и педагогами, педагогами и родителями, педагогами и администрацией.

    5. Наличие чувства школьной общности и формы его проявления.

    6. Ценности, которые объединяют учащихся и педагогов.

    7. Культура воспитательной системы (традиции, ритуалы, символы, сленг).

    8. Нормы школьной жизни, их знание и выполнение.

    9. Наличие разных объединений, организаций, движений (постоянных и временных) учащихся, учителей, родителей; содержание и формы их взаимодействия.

    10. Интеграционные процессы (создание различных форм интеграции: «ключевых дел», воспитательных центров, комплексов, клубов; взаимопроникновение обучения и воспитания; межвозрастные, одновозрастные связи).

    11. Позиция педагога как воспитателя по отношению:

    • к детскому сообществу школы,
    • к собственному саморазвитию,
    • к коллегам по педагогическому коллективу,
    • к среде, окружающей воспитательную систему школы.

    12. Управление воспитательной системой (органы, формы).

    13. Самоуправление учащихся и педагогов в воспитательной системе.

    14. Использование воспитательных возможностей среды, участие учащихся, родителей в ее преобразовании; защита от негативных воздействий среды.

    15. Психолого-педагогическое обеспечение.

    III. Процесс развития воспитательной системы.

    1. Противоречия в развитии воспитательной системы.

    2. Неиспользованные резервы развития воспитательной системы.

    3. Перспективы развития воспитательной системы.

    4. Наиболее оригинальные находки в жизни школы.

    5. Связь с наукой:

    • над какой исследовательской проблемой работает педагогический коллектив школы;
    • участие педагогического коллектива (отдельных учителей) в исследовании проблемы «Теория и практика воспитательных систем».

    Для оценки эффективности функционирования воспитательной системы можно использовать следующие показатели.

    Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.

    2. Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.

    3. Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.

    4. Отношение к внутришкольным конфликтам.

    5. Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.

    6. Событийный характер деятельности.

    7. Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).

    8. Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся) [12, c. 76-79].

    В каждой школе можно разработать критерии и показатели эффективности воспитательной системы в соответствии с конкретно поставленными целями и задачами воспитания. Предлагаем один из вариантов такого анализа.

    Критерии эффективности

    Показатели

    Методики изучения

    Сформированность познавательного потенциала личности учащегося

    -Освоение учащимися образовательной программы

    -Развитость мышления

    -Познавательная активность учащихся

    -Сформированность учебной деятельности

    -Школьный тест умственного развития

    -статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

    -Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

    -Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)

    -Педагогическое наблюдение

    Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

    -Нравственная направленность личности

    -Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

    -Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

    -Методика С.М. Петровой «Русские пословицы»

    -Методики «Акт добровольцев», «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора»

    -Метод ранжирования

    -Методики «Репка» («Что во мне выросло»), «Магазин», «Золотая рыбка», «Цветик — семицветик»

    Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

    -Коммуникабельность

    -Сформированность коммуникативной культуры учащихся

    -Знание этикета поведения

    -Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

    -МЭПО и СУ

    -Педагогическое наблюдение

    Сформированность эстетического потенциала выпускника школы

    -Развитость чувства прекрасного

    -Сформированность других эстетических чувств

    -Методика Торренса

    -МЭПО и СУ

    -Педагогическое наблюдение

    Сформированность физического потенциала выпускника

    -Состояние здоровья выпускника школы

    -Развитость физических качеств личности

    -Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

    -Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

    Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе

    -Комфортность ребенка в школе

    -Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

    -Методика «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью»

    -Методики «Наши отношения», «Психологическая атмосфера в коллективе»

    -Анкета «Ты и твоя школа»

    -Социометрия

    Сформированность общешкольного коллектива

    -Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

    -Развитость самоуправления

    -Сформированность совместной деятельности.

    -Методика «Наши отношения»

    -Методика М.И. Рожкова

    -Социометрический эксперимент

    Состав и логическая структура действий

    Методы, средства и формы выполнения этих действий

    Социальные субъекты, реализующие эти действия

    Связи между действиями социальных субъектов

    1. Взаимодействие культуры воспитательной системы образовательного учреждения с культурами иных социальных субъектов

    Саморазвитие

    Воспитательная система в целом и иные социальные субъекты: среда, агенты среды, субъекты воспитательной системы

    Осуществляются через коллектив образовательного учреждения, члены которого являются одновременно субъектами нескольких систем

    2. Культурное нововведение

    Появление конкурирующей системы ценностей, целей, идеалов, норм, правил, что определяет радикальность будущих структурных изменений

    Воспитательная система в целом и носитель новшества (личность, группа)

    Осуществляется на основе обмена информацией между носителем культурного новшества и носителями культуры воспитательной системы

    3. Выявление культурных изменений и подбор новшеств, способных привести структуру воспитательной системы в соответствие с ее культурой

    КТД

    Отдельные группы и субъекты

    Информация, поступающая из разных источников, собирается и обрабатывается действующим органом управления образовательного учреждения (Совет школы, конференция, администрация)

    4. Структурное нововведение

    Реализация одной из инновационных технологий (реализация жизненного цикла нововведения по А.И. Пригожину)

    Исполнители

    Осуществляется через систему действий на основе построения «дерева целей», комплексно-целевого планирования и т. д.