Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача — выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.
5.2. Профессиональные качества педагога., Профессиональная пригодность и профессиональная готовность
педагога. В педагогике требования к педагогу выражаются разными терминами: «профессиональная пригодность», «профессиональная готовность». Названные понятия имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах.
профессиональной пригодностью
Кроме этого в педагогике утвердилось заимствованное из инженерной психологии понятие «профессиональная готовность» как более емкое и подвижное. Профессиональная готовность к педагогической деятельности кроме проф. пригодности включает в себя и уровень умений и навыков. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность (т.е. проф.пригодность), а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку педагога.
профессиограммы.
5.3. Педагогическое мастерство.
Сущность понятия «педагогическое мастерство». Что же такое педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А.С.Макаренко.
это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение.
Педагогическое мастерство — это сплав личностных и профессиональных качеств.
Учитель-мастер выгодно отличается от просто опытного учителя, прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса.
Практическая готовность к педагогической деятельности.
деятельности: конструктивную, организаторскую, коммуникативную [см. Приложение 11].
Умения общения, Педагогическая техника
Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств — правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции.
Развитие профессиональной компетентности педагогов посредством ...
... человека, рефлексивного характера процесса развитием управления, единства психолого–педагогической науки и области в практики становления профессионально компетентного педагога. В проверки процессе гипотезы и решения ... функционирование школы. Проблема профессионализма в целом и профессиональной компетентности в частности считается одной из центральных проблем психолого-педагогических исследований. В ...
Кроме названных к умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести следующие: умения управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий; регулировать свои психические состояния; вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.; мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением и др.
5.4. Творчество в педагогической деятельности.
Педагогическое творчество. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.
Выделяют несколько уровней инноваций:
1) открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать
2) изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;
3) педагогическое
Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею — гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт творчества приобретается педагогом при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-
В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Признаки творческой личности.
Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.
Третьи авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т. е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Также сущ. условия необходимые для осуществления творческ. деятельности [см. Приложение 12].
Артистическая этика в творческом коллективе
... и бодрит. Тогда творческая работа спорится, так как все друг другу помогают. Следует выработать правильную художественную этику и дисциплину». Они ... о душе, которая требует несравненно более тщательной подготовки к творчеству в спектакле. Артист, прежде всего, должен помнить о ... если нет порядка, и правильной рабочей атмосферы, то коллективное творчество превращается в муку, и люди толкутся на месте, ...
Профессиональное саморазвитие педагога.
Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.
потребность в самосовершенствовании.
Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития [см. Приложение 13].
(Елканов С.Б
- целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;
- планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;
— самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов
- коррекция: вносить
необходимые поправки в результаты работы над собой.
Овладение такими действиями требует времени и определенных умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития [см. Приложение 14].
- Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
- Думаете ли вы, что можете сами учувствовать в значительных изменениях окружающего мира:
- Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
- Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что – то принципиально изменить:
- Когда вы решаете предпринять какое – то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание: