Под психическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т. д. Понятие стресса (от англ. stress — давление, напряжение) первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической биологической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее оно стало использоваться и для описания типичных психических состояний человека в экстремальных условиях — психологический стресс.
Под стресс-синдромами профессиональной деятельности понимается совокупность относительно устойчивых проявлений стрессового реагирования в типичных профессионально-трудных или стрессогенных ситуациях. Стресс-синдромы – это негативные последствия взаимодействия субъекта труда с профессиональной деятельностью, выполняемой в определенных организационных условиях и воздействиях разнообразных стресс-факторов. Психодиагностка синдромов профессионального стресса ориентирована на определение системного характера нарушений в психической регуляции деятельности человека при качественно неоднородных состояниях, отражающих причинно-следственные связи переживаемого человеком дискомфорта.
В последнее время изучение копинг-поведения, как стресс-преодолевающего, приобрело большую популярность и среди отечественных исследований в области стресса. Актуальность этой проблемы связана с тем, что при преодолении жизненных ситуаций человек использует большой арсенал активных (копинг-стратегий), а также пассивных (защитные механизмы) стратегий. Все они представляют собой важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивида на стрессовые ситуации.
Изучение стилей поведения, направленных на преодоление стрессовой ситуации, также представляет большой интерес. В настоящее время в области стресса наиболее разработанной считается трансактная теория Р. С.Лазаруса. именно положения его концепции привели к разработке эффективных методов совладающего поведения. В частности, очень популярным и эффективным является метод когнитивной оценки стрессовой ситуации: протоколирование состояний, вызванных воздействием стрессора, выявление причин взаимодействия стресса и разработка стратегий поведения.
Стресс и стрессовые ситуации
... со стрессом, а также стрессовый и нестрессовый стиль жизни. 1. Понятие стресса. ситуации Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, ...
Психологическая коррекция личности для преодоления стресс-синдромов и «неравновесных» стресс-состояний в большей степени связана с оптимизацией существующего дисбаланса между стресс-воздействиями и личностными ресурсами. Она осуществляется с помощью специализированных программ обучения и психологических тренингов. Коррекционная работа предполагает глубинную проработку восприятия (субъективной репрезентации) и способов преодоления стрессов в социальных, профессиональных и жизненных ситуациях.
Статистический анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности испытуемых данной выборки:
1.Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. СПб., 2004.
2.Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Во-просы психологии. 1995. №5
3.Ананьев Б.Г. Человек – как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
4.Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004.
5.Бодров В.А. Информационный стресс. М., ПЭР СЭ, 2000.
6.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М: ПЕР СЭ, 2006.
7.Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб., 2009.
8.Величковская С. Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: Автореф. дисс. … канд. псих. наук. — М., 2007.
9.Виданова Ю. И. Психическоевыгорание в процессе профессионализации административных работников // Вестник СПБГУ. Серия «Психология». — СПб., 2007.
10.Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
11.Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — М., СПб., 2005.
12.Гринберг Дж. Управление стрессом. 7_е изд. — СПб.: Питер, 2004.
13.Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистен-циональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. — СПб.: СПбГУ, 1997.
14.Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния че-ловека. — М.: Институт психологии РАН, 2003.
15.Изард К.Е. Психология эмоций / Пер с англ.- СПб.: Питер, 2009.- 464 с.
16.Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельно-сти. – СПб.: Питер, 2008. – 428 с.
17.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб., 2004.
18.Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М.: Медицина, 2005.
19.Кораблина Е. П. Психология подготовки к профессиональной деятельно-сти психолога-консультанта: Автореф. дис…. докт. наук. СПб., 2006.
20.Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентации человека / Е. Ю. Коржова. — СПб.: Изд-во РХГА, 2006. — 384 с.
21.Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладания. Материалы международ-ной научно-практической конференции «Психология совладающего пове-дения» / Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова (Ред.) – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.- с.41- 44.
22.Леонова А. Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 75–85.
23.Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3. С. 4–21.
Психология — ы : Роль воображения в науке
... плоскостные изображения. Но это еще не свидетельствует о наличии в процессах восприятия самостоятельного пласта воображения. В данном случае имеет место феномен активности восприятия. Элементы ... воображения как такового обнаруживают себя в чувственном отображении лишь тогда, когда ...
24.Леонова А. Б., Величковская С. Б. Дифференциальная диагностика со-стояний сниженной работоспособности. Психология психических состоя-ний / Под ред. А. О. Прохорова. Вып. 4. — Казань, 2002. С. 326–344.
25.Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. — М.: «Вестник МГУ. Серия 14: Психология», 2000, №3, с. 4-21
26.\Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.
27.Мальцева Н. В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы: Автореф. дисс. … канд. псих. наук. — Екатеринбург, 2005.
28.Махнач А.В. К проблеме соотнесения динамических психических состоя-ний и стабильных хронических черт // Психологический журнал.- 1995.- №3.- С. 35 – 43.
29.МацановА. Личность и болезнь/ Психология. №2, 2000.
30.Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая ме-дицина. — М.: МЕДпресс-информ, 2002
31.Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. // Психология инди-видуальных различий. Тексты. – М., 2002.
32.Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов Учебное пособие, СПб: Речь, 2000. -392 с.
33.Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. — М., 2005.
34.Орел В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психиче-ского выгорания: Автореф. дисс. … докт. псих. наук. – Ярославль, 2005.
35.Орел В. Е., Картавая Е. С. Синдром психического выгорания в континуу-ме психических состояний: сравнительный анализ //Психология психиче-ских состояний / Под ред. А. О. Прохорова. Вып. 6. — Казань, 2006. С. 318–337.
36.Парцерняк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. — СПб.: А.В.К., 2002.
37.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельно-сти / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. — СПб.: Речь, 2001.
38.Психология здоровья: Учебник для ВУЗов/ Под. Ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Изд-во «Питер», 2003.
39.Психология психических состояний. Вып. 6. — Казань: КГУ, 2006.
40.Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2-е изд. — М., 2000.
41.Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика . – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479с.
42.Симонов П.В., Ершов П.М., Темперамент, характер, личность. – М., 2004.
43.Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания у работников сферы психического здоровья: Автореф. дисс. … канд. псих. наук. — Минск, 2003
44.Старченкова Е. С. Психологические факторы профессионального выгора-ния (на примере деятельности торгового агента):Автореф. дисс. … канд. псих. наук. — СПб., 2002.
45.Толочек В. А. Современная психология труда. — СПб.: Питер, 2006.