«Память-как психический процесс»

Составить представление об основных видах памяти и функциях;

Рассмотреть индивидуальные особенности памяти в юношеском возрасте.

Рассмотреть основные теории памяти;

Объект исследования в данной работе — память как психический процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое .

Предмет исследования — память и ее виды, круг явлений памяти.

Структура работы состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы изучения памяти по психологии.

    1. Понятие памяти, её виды и функции.

«Без памяти,-писал С.Л.Рубенштейн,- мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». [2.Рубинштейн С.Л]. Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков.

Определений понятия «память» очень много, многие авторы трактуют её по-разному. В своей работе я выбрала определение Немова Р.С. «Память — это познавательный процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, припоминание, узнавание и забывание информации». [3Немов]

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного научения без использования каких бы то ни было мнемических средств.

3 стр., 1291 слов

Эмпирические исследования общественной жизни

... обществе, состоящая из деятельности государственных и негосударственных Понятие, классификация и характерные черты эмпирической социологии Эмпирическая социология – это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни ... будет представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты – группы людей, сохраняющие длительное ...

В отличие от животного у человека есть три вида памяти: 1)произвольная, 2) логическая, 3)опосредованная.

  1. Произвольная память – это понятие, которое означает процесс психологии человека, который осуществляется благодаря контролю сознания, путем постановки конкретной цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий. [4] То есть, если человек ставит себе задание что-то запомнить, то тогда включается в работу данный вид памяти. Произвольная память предполагает наличие четкой цели что-либо запомнить, которую человек ставит и прилагает к этому собственные усилия. Наличие произвольной памяти помогает человеку в дальнейшей деятельности, умственном развитии и становлении личности. Память с произвольным доступом представляет собой цель и задачу запечатлеть, сохранить в голове, а также в дальнейшем воспроизвести какие-то знания, навыки или факты, приобретенные в прошлом. Это наиболее продуктивный вид памяти из всех, которыми обладает человек.

  2. Логическая память предполагает предварительную работу мышления: учебный материал, который подлежит логическому запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается сама суть подлежащего запоминанию материала.

    Результаты этой мыслительной работы оформляются в виде словесных формулировок, чертежей, схем, которые отражают в сознании ученика не столько внешнюю форму предмета или явления (они часто бывают совсем не сходны с внешней формой подлежащего заучиванию материала), сколько его смысл. Учебный материал, заученный с помощью логической памяти, воспроизводится не путем механического точного повторения слов книги или учителя, а всегда в форме самостоятельного осмысленного изложения. Поскольку при логическом запоминании внимание обращено на смысл учебного материала, а не на его внешнюю форму, при воспоминании этот материал воспроизводится в иной, а не точно в той форме, в которой он предъявлялся при заучивании.

  3. Опосредованное запоминания — это произвольное, поэтапное запоминание, опирающееся на специальные средства(знаки, символы, схемы и др.) [ 5]

Под непосредственным запоминанием понимается запоминание путем заучивания, не опирающееся на какие-либо вспомогательные приемы.

Исследованием этих двух видов запоминания занимался А.Н.Леонтьев. Он, с помощью своих экспериментов хотел доказать, что с возрастом непосредственное запоминание вытесняется и сменяется опосредованным. Это происходит потому, что происходит научение более совершенным средствам запоминания и воспроизведения информации. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н.Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания, прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредованным» [6].

3 стр., 1394 слов

Связь памяти с личностью человека

... Для этого необходимо знать законы памяти и методы рационального запоминания. 2.1 Общие принципы улучшения памяти Больше времени уделять пониманию материала, чем пустому зазубриванию. В понимании материала выступает элемент мышления: полученные ...

В формировании этих средств важную роль Леонтьев отводил речи.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют 1)мгновенную, 2)кратковременную, 3)оперативную, 4)долговременную и 5)генетическую память. Во втором случае говорят о 1)двигательной, 2)зрительной, 3)слуховой, 4)обонятельной, 5)осязательной, 6)эмоциональной и других видах памяти.

1)Мгновенной или иконической, называют самую короткую по времени сохранения информации память, способную удерживать точную и полную картину воспринимаемого органами чувств лишь в момент восприятия.[3]

2)Кратковременная память также представляет собой способ сохранения информации в течение сравнительно короткого времени, но намного большего, чем в иконической памяти. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей человеком перерабатывается большой объём информации, из которой отсеивается ненужная и остаётся полезная. Кроме того, кратковременная память активно работает в процессе общения человека с человеком.[3]

3) Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.[]

4)Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение длительного, не ограниченного срока[]. Долговременная память допускает способность человека в любой момент припомнить то, что ему нужно. В этой памяти хранятся наиболее важные и чаще всего используемые в процессе его жизни сведения.

5)В генетической памяти информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству, автоматически, в следующих поколениях. []

Во втором случае память делится по органам чувств, которые связаны с процессами памяти:

1)Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она очень важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников.

2) Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.

14 стр., 6662 слов

Методы развития памяти у человека психология

... Потеря памяти у человека всегда была равносильна безумию. Наиболее высокого уровня своего развития память достигает у человека. Таким ... памяти. Одно из них деление памяти по времени сохранения материала, другое по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала ... В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал ...

3) Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол).

Этим видом памяти хорошо обладают танцоры, спортсмены. Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

4) Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

5)Эмоциональную память можно определить как память на различные переживания.

Функциями памяти являются:

Запоминание, Сохранение и забывание, Узнавание и воспроизведение.

    1. Круг явлений памяти.

    2. Основные теории памяти.

Ассоциативная теория памяти изучается давно и в процессе ее эволюции сложились определенные принципы. Они получили название принципов ассоциации, имеют широкое распространение в психологии.

закон забывания

Тренировка и развитие ассоциативной памяти выполняется путём следующей методики:

  1. Запомните ряд слов не связанных между собой по смыслу: человек, корова, вентилятор, хлеб, зубы, невеста, автомобиль, компьютер, зарплата, конь, стол, ребенок, сосед, город, ботва, президент, пылесос, дерево, река, базар.

2) Попробуйте увязать слова в ассоциативной последовательности. Представьте человека на лугу. Он высокий и худой, читает книгу. Второе слово в последовательности – корова. Попробуйте вообразить рядом с человеком пасущуюся корову необычной яркой окраски. Чем интереснее придуманы образы, тем проще будет их запоминать. Каждую «картинку» необходимо мысленно держать секунды 4-5. Далее представляем вентилятор и т.д. После обработки пяти образов нужно заново проработать их и продолжить тренировку.

Сразу повторить всю последовательность, конечно, не получится. Но, если долго и упорно продолжать тренировки, то всё получится.

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связный с каким-либо незаконченными действиями, чем с законченными.[]

В психологии известен эффект, названный по имени его открывателя эффектом Зейгарник. Этот принцип говорит о том, что незавершенные дела вызывают в человеке определенное внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и возвращаться к ним в мыслях снова и снова. Вкратце история вопроса такова. В конце 20-х годов прошлого века будущий советский психолог Блюма Зейгарник с группой студентов и своим преподавателем находились в кафе, где их удивил официант, запомнивший, не записывая, их большой заказ.

14 стр., 6968 слов

Развитие памяти детей дошкольного возраста

... развития и формирования памяти в дошкольном возрасте; изучить методики диагностики памяти детей дошкольного возраста; охарактеризовать методы и приемы развития памяти детей дошкольного возраста; подобрать игры, упражнения по развитию памяти детей ... методы и приемы развития памяти в работе с детьми дошкольного возраста, то это обусловит наиболее эффективное развитие процессов запоминания, сохранения ...

Поговорив с официантом, они выяснили, что он помнил все неисполненные заказы, но уже не помнил те, которые только что исполнил. Зейгарник предположила, что человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия ввиду их разной значимости для него. Позднее она развила эту идею. В ее экспериментах испытуемые должны были решать интеллектуальные задачи. Время на решение задачи она определяла произвольно и в любой момент могла заявить, что время истекло, и задача не решена. Через несколько дней испытуемые должны были вспомнить условия тех задач, которые им предлагались. Выяснилось, что если решение задачи было прервано, она запоминается лучше по сравнению с решенными задачами примерно в два раза. Эта особенность и получила название «эффект Зейгарник». Зейгарник установила, что начало выполнения задачи создает напряжение в памяти, которое не разряжается до тех пор, пока задача не завершена. Это напряжение постоянно стремится к реализации, к своему завершению. Это стремление влияет на память и поведение человека. То есть человек стремится к завершению своих задач. Людям нравится чувствовать завершенность и наоборот не нравится незавершенность.

Бихевиористические теория памяти

В Бихевиористические теории памяти подчеркнута роль упражнений, необходимых для закрепления материала В процессе закрепления происходит перенос навыков — положительное или отрицательное влияние результатов попе ереднього обучения на дальнейшее На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми Наприкла д, связь между действием и его результатом может лучше запоминается, что больше удовольствия вызывает этот результат И наоборот, запоминание слабеть, если результат окажется нежелательным или безразличным (за кон эффекта за Е Торндайкомйком).

Достижение этой теории памяти способствовали становлению программированного обучения, инженерной психологии ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к изучаемым явлениям

Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и асоцианистив оказались очень близкими Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы отмечают роли упражнений в запоминает тельное материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе наученияя.

Деятельностная теория памяти

Принцип единства психики и деятельности, сформулировали ЛС Вы-готский, ОМ Леонтьев, СЛ Рубинштейн, стал основополагающим в проводимых на основе этой теории исследованиях памяти ЛС Выготский исследовал памяти мяты в плане \»культурно-исторической концепции\» Специфику высших форм памяти он видел в использовании знаков-средств, предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и воспроизведения Только при таких условиях память из натуральной (непроизвольной) превращается в опосредованную (произвольную), которая проявляется как особая самостоятельная форма \»мнемической деятельности\» Развивая у стоит на П Жане идею интериоризации, ЛС Выготский различал внешние формы мнемической деятельности как \»социальные\» и внутренние — как \»интрапсихологични\», которые генетически развиваются на основе внешниеі», які генетично розвиваються на основі зовнішніх.

3 стр., 1281 слов

Память и внимание

... медленно запоминающих и быстро забывающих. Оглавление 1. Введение. 2. Методика №1. Устойчивость внимания. 3. Методика №2. Распределение внимания. 4. Методика №3. Переключение внимания. 5. Методика №4. Тип памяти. 6. Методика №5. Объем памяти. 7. Заключение. ...

Ученые разрабатывали генетический метод изучения памяти, определяли пути ее экспериментального изучения в связи с ролью ведущей деятельности в определенном возрасте, взаимосвязи с другими психическими процессами и — перцептивными, умственными, эмоционально-волевым.

Доказано, что человек постепенно овладевает своей памятью, учится управлять ею этом свидетельствуют результаты эксперимента: дошкольникам, школьникам и студентам предлагали для запоминания и последующего в воспроизведения 15 слов Затем при запоминании уже других 15 слов этим группам испытуемых давали вспомогательные средства — картинки с изображениями различных предметов, прямо не связанных с содержанием слов Как выяснилось, введение вспомогательных средств практически не улучшает запоминание дошкольников, однако существенно помогает школьникам В группе студентов результат запоминания с картинками хуже, чем у ш Школьник Эти данные объясняют тем, что запоминание дошкольников является непосредственным, естественным Школьники уже начинают овладевать собственным поведением и памятью, поэтому способны пользоваться при запоминающимся ни вспомогательными средствами Запоминание у них находится на этапе перехода от внешнего, непосредственного к внутреннему, опосредованного процесса Студентам уже не нужны внешние средства — они в олодиють внутренними средствами запоминания Опрос студентов показал, что такими средствами (ассоциации, группировки слов, создание образов, повторение) они пользовались изначально экспе рименту В этом случае их преимущество было совершенно очевидно очевидною.

Итак, развитие памяти происходит через развитие запоминания с помощью внешних знаков — стимулов Затем эти стимулы интериоризуться и становятся внутренними средствами, пользуясь которыми, индивид д начинает управлять своей памятью Она превращается в сложно организованную активность, необходимую в процессе познания не подкрепленных тренировкой, добра природная память существенно не влияет на успехи и ндивидіда.

Глава 2.

1методика

Методика «Память на числа» Методика «Память на числа» предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке. Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек., запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили». 13

5 стр., 2485 слов

Приёмы и методы запоминания

... ёмов и методов запоминания информации. Так, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания и воспроизведения информации: Осознание, Ассоциация образов 3. ... и учебно-исследовательской деятельности. Целью данного реферата является рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов. Глава 1. Память и запоминание: ...

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.

2 методика

Методика «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия Эта методика «Заучивание 10 слов» одна из наиболее часто применяющихся. Предложена А.Р.Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать.

Первое объяснение . «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола).

Затем он продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции . «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,— все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, — ставит и под ними крестики.

В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этогоопыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания).

5 стр., 2432 слов

Виды и типы памяти. Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания

... -либо определенный тип памяти. 4. Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим ... характеристика памяти запечатление узнаванием воспроизведением. запечатление Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий ... стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени. Для каждого ...

В результате

протокол опыта принимает следующий вид:

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

огонь

1

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

4

+

+

+

0

5

+

+

+

+

+

+

Спустя час

0

0

0

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид.

Кривая запоминания.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово «огонь» и в дальнейшем при повторении «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения — все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

3 стр., 1357 слов

Историческое изменение слов в русском языке

... Теоретический анализ исторических изменений в структуре слова 1.1 Исторический характер морфологической структуры слова В процессе исторического развития меняются способы образования слов и морфологический состав слова. Именно этим объясняется тот факт, что довольно часто определение современной морфологической структуры слова не ...

Кривая истощаемости внимания

В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.

Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.

3методика

Методика пиктограмм

Методика, предложенная А. Р. Лурия, направлена на изучение опосредованного запоминания. Может проводиться на детях от 10 лет и старше. Исследования лучше проводить после какой-либо другой методики на память (например, «10 слов»), чтобы школьник не сильно акцентировался на самой процедуре, а был бы нацелен на возможность запоминания предлагаемых слов.

Для проведения необходимо иметь чистый листок бумаги, не тетрадный, карандаш и набор слов, предлагаемых для запоминания.

Инструкция :

Слова, предлагаемые для запоминания, следует называть в том порядке, в котором они предлагаются :

1) Веселый праздник

2) Тяжелая работа

3) Вкусный ужин

4) Болезнь

5) Печаль

6) Счастье

7) Любовь

8) Развитие

9) Разлука

10) Обман

11) Победа

12) Подвиг

13) Вражда

14)Справедливость

15) Сомнение

16) Дружба

Инструкция зачитывается один раз. Повторное объявление инструкции допускается в ответ на прямую просьбу ученика.

Порядок проведения :

Ученику предлагается по своим рисункам вспомнить те слова, которые он обозначил рисунком.

Обработка и анализ пиктограмм :

Далее следует выяснить каким образом рисунки помогли ученику при запоминании. Следует обратить внимание на уровень абстракции рисунка, на наличие его индивидуальной значимости (сделал ли ученик рисунок ситуации или события, которые реально имели место в жизни ребенка), характер изображения. При этом следует избегать внушающего воздействия на школьника. Следует избегать вопросов типа :”А этот рисунок имеет отношение к тебе лично?”

У ребенка не должно возникать впечатления, что его разъяснениям придается какое-то особое значение, поэтому нежелательно на глазах ученика записывать его каждое слово.

По данным С. Я. Рубинштейна (1970), если испытуемый плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше воспроизводит слова в пиктограмме, это свидетельствует о слабой памяти при сохранении возможности логически связать данный материал. Обратные соотношения встречаются у людей с нарушением целенаправленности мышления, в частности при некоторых системных органических поражениях мозга. (В этих случаях опосредованные связи только мешают запоминанию, вызывают внешнее торможение).

В зависимости от того, какой символ использован школьником для запоминания слова, можно судить не только об опосредованном запоминании, но и о характере ассоциаций. Нормальные здоровые люди обычно быстро рисуют, придумывают образы, лаконично и адекватно символизирующие слово, предложенное для запоминания. Несмотря на разнообразие рисунков, рисунки, сделанные здоровыми, нормально развитыми детьми, как правило можно “прочитать “ даже не зная предложенных для запоминания слов.

У людей с интеллектуальной отсталостью легкой степени проще находятся образы для слов с конкретным содержанием (тяжелая работа, веселый праздник).

При обозначении обратных слов (сомнение, печаль) такие люди испытывают затруднение.

Рисунки таких людей отличаются конкретностью, отсутствием условностей.

Следует отметить, что у детей присутствие конкретного содержания будет уменьшаться с возрастом, т.е. у старших школьников рисунки будут менее конкретны, чем у школьников среднего звена.

При анализе следует учитывать факторы : абстрактность, индивидуальность, значимость, стандартность, адекватность.

Абстрактность.

Фактор абстрактности отражает степень отнесенности рисунка к конкретной ситуации (например: воин, идущий с гранатой на слово “подвиг” будет говорить о конкретности рисунка)

Все индивидуально значимые рисунки относятся к конкретным, вне зависимости от характера изображения.

Далее по степени абстракции идут :

1) атрибутивные рисунки (малая степень) — рисунок выбирается по принципу принадлежности (атрибутивности, атрибут).

Так на понятие “веселый праздник” изображают: рюмку, карнавальную маску и т.п.

2) метафорические — связь понятия с рисунком носит метафорический характер. Например : зачеркнутые часы на понятие “счастье” с объяснением “счастливые часов не наблюдают”.

3) геометрические, графические символы. Часто эти символы отражают пространственные характеристики : направление, симметрия.

К “абсолютным” следует относить рисунки метафорического и геометрического характера.

Индивидуальная значимость.

В этом случае важен сам факт прямого обращения к личному опыту. В этих образах школьник прямо говорит о своих интересах, желаниях.

Образы могут быть переонифицированные и образы стимулы.

Для первых характерно изображение самого школьника, сцен с его участием, реже — изображение других конкретных лиц. Пример : нарисован человек на слово “обман”. Объяснение :”это врач, обещавший меня выписать и не сдержавший обещание”.

Для вторых — характерно изображение объектов “стимулирующих” воспоминание конкретных ситуаций из личного опыта. Например : альпинист рисует горы на понятие “счастье”, объясняя это тем, что “чувство счастья возникает у меня обычно в горах”.

Частоты выбора.

Данный чисто статистический фактор указывает на относительную частоты выбора в протоколах нормального среднего человека. Учитывая естественное распределение выборов по частоте, целесообразно отнести образ “пиктограммы” к одной из 3-х категорий :

— стандартные — встречаются чаще чем в 20 из 100 протоколах,

— оригинальные — встречаются реже чем в 2-х протоколах из 100,

— повторяющиеся — занимают промежуточное положение по частоте между двумя первыми.

Фактор адекватности.

Сложный качественный фактор, включающий содержание образа, умеренную абстрактность, краткость изображения и объяснения.

К неадекватности не следует относить образ относящийся к категории “повторяющихся”.

На основании качественного анализа пиктограмм проводится формализованная оценка. Одним из наиболее существенных при оценке характера пиктограмм является отношение по фактору “абстрактность”. Основой нормального результата является атрибутивные и конкретные образы.

Вторым показателем является качество и структура индивидуально значимых образов. Переонифицированные образы говорят о конкретности мышления, неспособности отвлечься от индивидуального опыта. Индивидуально значимые образы — стимулы — отражают эгоцентризм, демонстративность.

Третий показатель — количество адекватных образов, отражает четкость и реалистичность пиктограмм, построение ее по принципам, характерным для большинства здоровых людей. Этот показатель дополняется количеством стандартных образов, говорящем о конкретности мышления.

У людей с некоторыми отклонениями в области мышления может снижаться количество стандартных образов при отсутствии грубо “неадекватных” образов. Полное же отсутствие стандартных образов представляет несомненную диагностическую ценность. В последнем случае следует проконсультироваться со специалистом.

Количество изображений человеческих фигур — показатель стереотипизированных ассоциаций. Диагностическую ценность имеет лишь чрезмерная выраженность стереотипии, либо “атипичность” стереотипии. В последнем случае стереотипия проявляется в повторении выхолощенных символов, атипически мелких деталей человеческой фигуры, архитектурных сооружений и т.п.

Прямое повторение одного образа более чем на два понятия, по данным института им.Бехтерева, является патологическим феноменом.

Для нормальных детей в методике “пиктограмм” характерно :

— способность выбрать образ на подавляющее большинство понятий,

— среди образов выбираемых здоровыми людьми преобладают атрибутивные и конкретные, но не имеющие индивидуальной значимости. Отсутствие геометрических символов — обычное явление в протоколах здоровых людей.

— высок показатель адекватности, обязательным является наличие по крайней мере 2-х или 3-х стандартных образов,

— высока продуктивность запоминания,

— для здоровых людей характерна “нормальная” упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик. Размеры рисунка таковы, что вся методика в подавляющем большинстве случаев умещается на одной стороне тетрадного листа.

Для детей со сниженным интеллектом (также и при ограниченных заболеваниях головного мозга) при проведении пиктограмм характерными являются :

— не понимания смысла задания,

— не возможность выбора образа на абстрактные понятия,

— отсутствие геометрических и грамматических символов, оригинальных образов,

— снижение числа атрибутивных и метафорических образов (встречаются лишь самые банальные),

— в структуре конкретных образов преобладают фотографические,

— чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые многократные повторения одного и того же образа,

— как проявление недостаточного понимания задания — появление “выхолощенных символов”.

Примерная оценка и анализ пиктограмм.

Каждое понятие у испытуемого должно быть оценено и проанализировано аналогичным образом, затем оценивается и анализируется вся методика в целом.

Пиктограмма здорового человека.

Понятие “Победа”. Изображен салют. Объяснение : “Салют бывает в День Победы”.

Оценка : выбор атрибутивный, не имеющий индивидуальной значимости, стандартный, адекватный.

Пример из пиктограммы человека с функциональными психическими отклонениями в области мышления.

Понятие “Тяжелая работа”. Нарисован треугольник. Разъяснение : “У нас в отделе тяжелую работу делают трое : я, начальник и его заместитель”.

Оценка : выбор конкретный, не смотря на геометрический характер, индивидуально значимый, оригинальный, неадекватный.

КАТАЛОГ ОБРАЗОВ,

выбираемых здоровыми испытуемыми на применяемый набор понятий.

1).

Веселый праздник.

Стандартные образы : флаги, цветы, воздушные шарики.

Повторяющиеся образы : салют, елка и елочные украшения, еда, алкогольные напитки.

Редкие образы : галстук, здание (театр).

2).

Тяжелая работа.

Стандартные образы : кирка, молот, лопата.

Повторяющиеся образы : Сизиф, вкатывающий камень.

3).

Вкусный ужин.

Стандартные образы : изображение еды.

Повторяющиеся образы : изображение еды с часами и другими указателями времени, посуда, человек за едой.

Редкие образы : туча, закрывающая солнце.

4).

Болезнь.

Стандартные образы : человек на постели.

Повторяющиеся образы : кровать, термометр, шприц, медикаменты, лицо с мимикой страдания, надгробие, темное пятно.

Редкие образы : туча, закрывающая солнце.

5).

Печаль.

Стандартные образы : лицо с печальной мимикой, слезами.

Повторяющие образы : человек в печальной позе, слезы, надгробие, печальный осенний пейзаж.

Редкие образы : письмо, папироса, падающая звезда.

6).

Счастье.

Стандартные образы : лицо с мимикой радости.

Повторяющиеся образы : солнце, цветы, ребенок, семья, обручальные кольца, едущая пара, автомашина, яхта.

Редкие образы : книга, облако, горы.

7).

Любовь.

Стандартные образы : сердце, пронзенное стрелой.

Повторяющиеся образы : солнце, цветы, обручальные кольца, ребенок.

Редкие образы : собака, амур, множество солнц над морем.

8).

Развитие.

Стандартные образы отсутствуют.

Повторяющиеся образы : спираль, график, диаграмма, развитие растений (бутон, почка), ступени лестницы, человек с книгой.

Редкие образы : разветвление дерева, лицо в очках, квадрат.

9).

Разлука.

Стандартные образы : отсутствуют.

Повторяющиеся образы : изображение транспортных средств, расстающиеся люди, природа (река, пропасть), стрелки направленные в разные стороны, расходящиеся корабли.

Редкие образы : разветвленный мост, развязанный узел, платок (платком вытирают слезы).

10).

Обман.

Стандартные образы : отсутствуют.

Повторяющиеся образы : лиса, карты, деньги, комбинация из трех пальцев, влюбленный под часами, беременная женщина, зачеркнутые деньги, человек с разведенными руками.

Редкие образы : Двуликий Янус, сжатый кулак (за обман бьют).

Сценка суда, кинжал.

11).

Победа.

Стандартные образы : флаг, салют.

Повторяющиеся образы : памятник, звезда, спортивный пьедестал почета, кубок, судья поднимает руку боксера, автомобиль «Победа».

Редкие образы : цветы, голубь, триумфальная арка, лавровый венок.

12).

Подвиг.

Стандартные образы : ордена, медали, памятник-обелиск, солдат, идущий навстречу танку, подвиг Гастелло, космическая ракета.

Редкие образы : горящее солнце, Икар, человек с большими мускулами («подвиг может совершить только сильный человек»).

13).

Вражда.

Стандартные образы : отсутствуют.

Повторяющиеся образы : мечи, направленные друг на друга, либо скрещенные, преграда между людьми (река, пропасть), кошка и собака, кулак. Дерущиеся или сражающиеся.

Редкие образы : лежащий человек, змея, боксерские перчатки, сапог, попирающий цветок.

14).

Справедливость.

Стандартные образы : Фемида, щит и меч, изображение суда, тюремная решетка, часто книга с надписью «УК», «Конституция», человек, заступающийся за обиженного.

Редкие образы : пограничный столб, рука, указывающая на окурок, осколки.

15).

Сомнение.

Стандартные образы : отсутствуют.

Повторяющиеся образы : знак «?» или «?!», лица с мимикой сомнения, ромашка, развилка дорог.

Редкие образы : математический символ неопределенности, телефон (символ ожидания).

16).

Дружба.

Стандартные образы : рукопожатие, люди, взявшиеся за руки.

Повторяющиеся образы : олимпийские кольца, фестивальный значок, горы, пила «Дружба».

Редкие образы : стол (друзья собираются), лампочка и выключатель (дружба — это взаимодействие).

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/po-psihologii-pamyat/

  1. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: Изд-во МГУ, — 1968. — 88с.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. Т.1 М., 1989. С.302.

  1. Немов Р.С. «Психология»: учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт, 2014._ 630 с.

  1. Корсаков И.А., Корсакова Н.К. Наедине с памятью. — М.: Знание, — 1984. — 362с.

  2. Клацкин Р. Память человека. Структура и процессы. — М.: Мир, — 1978. — 271с.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, — 2000. — 592с.

  4. Иванов Э.Ф., Заика Э.В. Сохранение материала в логической памяти. // Вопросы психологии — 1976. — №3. — С.45-69

  5. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. — М.: Педагогика, — 1980. — 183с.