«Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко»

Курсовая работа

Труд в воспитании составляет важнейшую из сторон нравственного воспитания. При условии правильной организации педагогом трудовая деятельность будет являться средством воспитания большинства важнейших личностных качеств ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок должен уже вполне овладевать основными, первоначальными навыками труда. Только принимая участие в трудовой деятельности, ребенок подготавливается к жизни в обществе, приобретая определенные навыки и умения, возможность саморазвития.

Объектом исследования, Предмет исследования, Цель работы

Согласно объекту, предмета и цели были поставлены следующие исследовательские задачи :

  1. Изучить сущность и основные черты педагогической системы А.С. Макаренко в воспитании трудом детей дошкольного возраста;

  2. рассмотреть значение педагогических методов А.С. Макаренко и реализацию трудового воспитания в системе современного дошкольного образования;

  3. реализовать метод трудового воспитания, выявить уровень сформированности навыков труда у детей дошкольного возраста;

  4. разработать рекомендации по формированию навыков труда у детей дошкольного возраста.

С целью решения поставленных задач, достижения возможных результатов на разных этапах работы использовались теоретические и эмпирические методы анализа данного исследования.

Методы теоретического исследования

Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта.

Теоретическое и практическое значение работы, Гипотеза исследования:, Структура работы., ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯА.С. МАКАРЕНКО.

1.1. Сущность педагогического творчества и наследия

А.С. Макаренко.

Отношение к новаторству А.С. Макаренко всегда было и остаётся неоднозначным. Одни с восторгом принимали его методы воспитания и идеи, потом становились его последователями и учениками, другие отрицательно относились к его теории воспитания.

14 стр., 6628 слов

"Музыкально-ритмические движения как одно из средств музыкального ...

... ребенка. 2. Развитие системы музыкального воспитания 2.1. Характеристика системы музыкального воспитания. Любая педагогическая система включает в себя цели, содержание, методы, ... для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнениях, музыкальных ... работе. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, потому оно благотворно влияет на физическое развитие детей. ...

А. С. Макаренко прошёл сложный педагогический путь, он стремился «выстроить» идеально нового человека, обходя противников своей теории стороной. Имея мышление педагога – теоретика и являясь экспериментатором, педагог всю свою научную работу связывал с воспитательной практикой. Знание, отечественного педагогического наследия и, применяя собственный опыт в педагогической системе позволили ему подойти к разработке системы воспитания, которая, по его мнению, должна была отвечать требованиям « нового общества».

Ядром учения А.С. Макаренко является теория воспитательного коллектива, как формы педагогического процесса, формирующие присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разработал вопросы строения и организации коллектива, методов и приёмов воспитания в нем, взаимоотношений с личностью детей и связи с другими коллективами; методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Сведения творчества Макаренко к «педагогике для беспризорных» не справедлива, так как в коммуне воспитывались не только беспризорные дети, но и дети из благополучных семей сотрудников коммуны. Опыт развития ребенка по методике А.С. Макаренко действительно важен для науки о воспитании.

А.С. Макаренко построил основной закон педагогики – «Жизнь воспитывает», причем он акцентировал внимание на том, что не абстрактная жизнь вообще, а реальная, настоящая жизнь каждого отдельно взятого ребенка и есть его воспитание. Достоверность своего закона он подтвердил результативностью своей системы, где не было «ни одного процента брака». Воспитанники педагога выросли достойными гражданами, среди которых были и военные, художники, юристы, лучшие люди страны, герои труда. Большинство воспитанников продолжили дело Макаренко, став педагогами. Как писал А.С. Макаренко, «Есть целая школа воспитанных мною педагогов»[6].

Развивая традиции гуманистической педагогики, Макаренко утверждает, что задача воспитания состоит в организации жизни детей, в насыщении ее богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей. В этом направлении он выстраивал стратегию воспитательного процесса. Антон Семенович осуществил переход к наивысшему этапу научного знания – этапу технологическому. Он стал нашим современником, опередив свое время на десятилетия.

А.С. Макаренко разрабатывал концепцию «проектировки» личности, суть которой состоит в лаконичной формуле – «человек не воспитывается по частям». Забвение этой формулы обернулось тем, что в педагогике советского периода в «Примерном содержании воспитания школьников» проект личности заменили абстрактной моделью «всесторонне развитой личности», о которой пытался предостеречь педагог.

43 стр., 21091 слов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ГЕНДЕРНОМ ...

... детства. актуальность Проблема исследования:, Объект исследования, Предмет исследования:, Цель исследования:, Гипотеза исследования: сопровождающей деятельности педагогической службы школы по проблеме гендерного воспитания, заключающейся в диагностике и анализе данной проблемы, оказанию помощи детям, родителями, педагогам; ...

Макаренко говорил, что человек воспитывается для себя, для своего собственного счастья. Этот важный принцип воспитательной системы был забыт. Идеалом педагога была гармония личности и коллектива. Человек становится личностью в семье, в коллективе, в единстве со своим народом. К осознанию этого Макаренко пришел не сразу, он разрешил для себя, и для нас в том числе, эту философскую, то есть общечеловеческую проблему: воспитать человека – означает «воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость». Воспитать в отдельности каждого ребенка, сделать его счастливым, дарить ему радость не только сегодня, но и радость завтрашнего дня – в этом цель и оптимизм педагога, его вера в неограниченные возможности его воспитанников.

В своей практической деятельности А.С. Макаренко подтвердил не только свои идеи о роли труда в воспитании и перевоспитании подростков, а и мысли, высказанные П.П. Блонским, об огромной роли индустриального труда в развитии личности. Однако он не остановился на этом и пошел дальше: А.С. Макаренко первым подчеркнул, что индустриальный труд (и труд вообще) без параллельно идущего нравственного воспитания оказывается «нейтральным процессом». Педагог аргументировано доказал: нет единственного и универсального метода воспитания. Только система методов, адекватная педагогическим целям и задачам, может дать положительный результат[ 14 ].

1.2. Социально – педагогические взгляды, А.С. Макаренко на труд детей.

Труд называют могучим воспитателем. Но его воспитывающая сила не раскрывается тогда, когда руки подростка заняты. Труд, который зачастую навязывают детям становится для них чистой повинностью, которую им хочется побыстрее сделать, чтобы заняться скорее своим любимым делом.

Единство труда и воспитания достигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту, утверждая этим в себе чувство красоты труда, творчества, познания. Создания красоты труда — это целая область воспитания, которая тоже относится к педагогической целине[5].

Не зря говорят в народе: «Ради хорошего праздника надо много работать». Выходит, результат трудовой деятельности – это выполненное действие, предмет, вещь, и т.п. Зачастую труд вызывает у людей восторг, удовлетворение, гордость. Учитывая эти особенности, была создана А.С. Макаренко теория трудового воспитания. Он увидел стимул развития социальной активности и выстроил на этом замечательную воспитательную систему.

Значительное место у А.С. Макаренко занимал производительный труд детей, как в жизни, так и в воспитании.

Педагог утверждал, что труд не может существовать без идущего рядом образования и общественного воспитания. Без этих компонентов он будет являться нейтральным процессом.

В оценке производительного труда в воспитательной системы А.С. Макаренко нужно провести грань, определяющую его понимание роли труда в воспитании ребенка от теории «трудового обучения» и практики, и «трудовой школы». Педагог использовал производительный труд детей, соединяя его с обучением основам разных наук. Обучаясь в школе, дети работали на производстве, оборудованном по последнему слову техники[7].

5 стр., 2120 слов

Труд-основа воспитания в педагогической теории и практике А.С. ...

... сплава. Глава 2. Жизнь и педагогическая деятельность А. С. Макаренко Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился в г. Белополье, ... итоге, к тому, что задачи «воспитания нового человека», «подготовки к жизни, к труду» вытеснялись установкой на «качество знаний, ... 280 крайне запущенных детей. Антон Семенович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их ...

Трудовое обучение, по мнению А.С. Макаренко, должно начинаться с малых лет. С возрастом трудовые поручения нужно усложнять и извлекать из игровой деятельности. Ребенок должен понимать, что его не просто принуждают к труду, а ощущать свою пользу в обществе, исполняя данный труд. Практика педагога по организации трудового воспитания доказывает, что ребенок школьного возраста особенно быстро и без всяких затруднений приобретает сложнейшие навыки не только на сложных станках, но и в организации производства.

Научить творческому труду Макаренко считал важнейшей задачей в системе воспитания. Такому труду возможна научится только там, где работу не считают тяжким грузом, где понимают ее необходимость и пользу, где трудясь, можно проявлять свою личность и талант.

Такое отношение к труду будет появляться только тогда, когда ребенок будет любить труд, когда в работе, которую он будет выполнять, будет видеть глубокий смысл. Поставленная перед детьми трудовая задача и ее решение должны доставлять детям удовольствие, быть для них интересными, чтобы они испытывали от нее радость. В итоге признание их работы хорошей работой, должно быть для детей лучшей наградой за их труды.

А.С. Макаренко в своей трудовой деятельности придавал большое значение навыкам, умениям, знаниям, чертам характера и другим качествам человеческой личности.

Воспитание в детях организаторских навыков, чувства соревнования, взаимопомощи, стремление к рационализации и совершенствованию производства, — все это достигается через участие их в труде.

Если труд, говорил педагог, всегда был основанием человеческой жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его радость в завтрашнем дне. Такие перспективы в своем большинстве являются имен перспективами трудовыми.

Воспитывая у ребят умение, мечтать, Макаренко поддерживал лишь те их мечты, которые пробуждали творческую деятельность воспитанника. Соединяя романтику мечты с прозой труда, педагог воспитывал деятелей, способных сделать замечательный реальностью самую смелую мечту.

Воспитывающая функция труда строится на педагогически правильной организации трудовой деятельности. Поэтому главными условиями, способствующими формированию отношения к труду, взглядом А.С. Макаренко, являются:

25 стр., 12287 слов

Игра и труд как интегративное средство воспитания детей старшего ...

... педагогического влияния на детей в игре. Объект исследования : развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в игровой и трудовой деятельности. Предмет исследования : использование труда и игры для воспитания детей. Гипотеза : взаимосвязь игры и труда у детей старшего дошкольного возраста ...

— понимание значимости выполняемого труда;

— доступность труда данного возраста по характеру и объему, наличие необходимых умений и навыков, техническая оснащенность труда;

— присутствие интеллектуального элемента, необходимость решения технических, технологических организационных и др. задач, требующих знаний, догадки, смекалки, работы мысли;

-возможность проявления инициативы, самостоятельности, творчества, фантазии;

— включение в трудовую деятельность соревновательный метод;

— четкая организация коллективной работы, увлекающая детей своей слаженностью.

ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ

Педагогика А. С. Макаренко относится к ряду «любительских экспериментов», авторам которых удалось добиться профессионального признания и возвести свои работы на высоту педагогической теории.

Разработав свои теории и методы великий педагог – новатор, сыграл важную роль в развитии воспитательной системы педагогики.

А. С. Макаренко в своей педагогической системе уделял особенное место проблемам трудового воспитания. Он опирался не только на практику в трудовых колониях, но и утверждал, что человеческая жизнь не может существовать без труда. Труд создает различные ценности в жизни, с помощью труда человек приобретает статус в обществе.

Трудовое воспитание является условием существования и развития социального общества. Его никто не может запретить или отменить, можно лишь изменить его виды, характер и отношение к его результатам.

Все мы оберегаем наших детей от трудностей, пытаемся оградить их от жизненных проблем. Своей опекой мы делаем для детей только хуже. Ведь с таким воспитанием наши дети вырастут неприспособленными к жизни, так и не узнав на что они способны, не найдя свое законное место в обществе. Макаренко считал, что необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суворости». В отношении к ребенку нужна «потребительская любовь»: чем больше любви к ребенку и уважения, тем больше требований и претензий к нему.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Особенности нравственно — трудового воспитания у детей дошкольного возраста.

Главным компонентом детского труда является то, что, не смотря на присутствие в нем структурных компонентов деятельности, он пока находится в стадии развития и обязательно предполагает участия и взаимопомощь взрослого.

19 стр., 9026 слов

Роль совместной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста

... разработке дидактических игр, занятий, литературного материала, которые могут быть применены педагогами-воспитателями ДОУ для обеспечения воспитания у детей положительных взаимоотношений. взаимоотношение дети дошкольный совместный Глава I. Теоретические основы роли совместной деятельности в воспитании детей дошкольного ...

В детском саду трудовое воспитание строится на ознакомлении ребенка с трудом взрослых, приобщая ребенка к доступной ему трудовой деятельности.

Трудовое воспитание в программах ДОУ является обязательным пунктом развития первоначальных, творческих способностей и навыков ребенка. Целью формирования трудовых навыков и умений у детей дошкольного возраста является, формирование положительного отношения к трудовой деятельности, умение и желание работать, нравственно ценных качеств, уважение к труду взрослых, понимание важности труда в обществе. Ставится задача развития у детей интереса к труду взрослых (с учетом половых особенностей и возрастных возможностей), желание трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

При организации трудовой деятельности воспитатель обязан руководиться «Программой воспитания в детском саду», в которой описано содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Задачи трудового воспитания усложнятся и расширятся от младших групп к старшим.

Организовывая трудовую деятельность, воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им поверить в свои силы и возможности, формируют необходимые навыки и умения, воспитывать ответственность, терпение и самостоятельность.

Педагоги детских учреждений (ДОУ) учитывают основные аспекты руководства трудового воспитания детей, а именно:

— подчеркивают значимость труда в обществе;

— наблюдают за тем, чтобы виды труда и их содержательность соответствовали возрастным возможностям детей;

— соблюдают нормы нагрузки для детей определенного возраста, не допускают их переутомления;

— создают благоприятную психологическую атмосферу и соответствующую среду для выполнения данного труда;

— воспитывают доброжелательное отношение детей друг к другу и к коллективу детей в целом, стремление помогать и поддерживать своих товарищей;

— направляют усилия детей на качество выполняемой работы.

Для того, чтобы трудовое воспитание также стало основой для нравственного воспитания, следует уже в дошкольном возрасте направлять детей на общественно полезный труд.

Трудовое воспитание детей не должно оставаться только в стенах дошкольных учреждений. Участвовать в воспитании трудом, прежде всего, должно и семейное воспитание, в условиях которого ребенок приобретает навыки разностороннего домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослым на глазах у ребенка, а также видимость результатов этого труда, возможность ребенка принять участие в этом труде и работать вместе с взрослыми. В совместной деятельности с взрослыми членами семьи ребенок, заимствуя их пример, т. е. подражая старшим, быстрее приобретает определенные навыки и приемы работы. Труд вместе с родителями или со старшими детьми (братья, сестра, социализация со старшими детьми в других организациях дополнительного образования) доставляют ребенку радость. Участие в хозяйственно – бытовой деятельности позволяет детям ощущать свою значимость в обществе, чувствовать себя « нужными» в это мире. Это способствует воспитанию в детях и развитию таких важнейших личностных качеств как отзывчивость, забота о ближнем, взаимопомощь, ответственность, бережное отношение к чему – либо.

31 стр., 15336 слов

Воспитание трудовой активности в младших школьников

... на выбор профессии, так и развитие интереса к трудовой деятельности, творческого подхода к процессу труда. Этим характеризуется актуальность темы курсовой работы. Воспитание у младших школьников трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к ...

2.2. Организация диагностического исследования.

В период наблюдений за дошкольной организацией и содержанием труда детей в старшей группе, было проведено исследование по определению уровня сформированности и приобретения навыков труда у детей в природе (ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут календарь погоды).

Диагностика проводилась в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду трудовых навыков и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста по следующему разделу «Труд в природе»:

Диагностика проведена на основе дошкольного учреждения МДОУ «я/с « Катюша»» в старшей группе, с детьми в составе из 6 человек.

Диагностика трудовых умений и навыков.

Детям предложили:

-потрудиться, — полить растительность комнатных растений, порыхлить в них землю, убрать с них пыль: дети принимают предложение воспитателя; соглашаются на его предложение, но нуждаются в дополнительной мотивации ( «Не поможешь мне?»); не принимают предложение без игровой деятельности («Медвежонок не может ухаживать за растениями, давай ему покажем как нужно?»);

— выбрать те растения, в которых пересохла и потрескалась земля, а листья пыльные, и объяснить, почему именно их они выбрали: самостоятельны при определении предмета труда, определяют его особенности ( сухая земля, запылённые листья, сухие листья и т. д.); не может определить предмет труда без вмешательства воспитателя; не определяют предмет труда даже с помощь взрослого;

— ответить, что будет с растениями после того, как за ними «поухаживать»: дети смогли наперед предугадать результат (земля будет влажная и растение будет пить эту водичку с земли, а растения от этого будет хорошо расти); отвечают с подсказками взрослого или своих сверстников; не справляются даже с помощью кого – либо;

— рассказать о последовательности своих действий при уходе за растениями и объяснить их необходимость. В случае затруднения в ответе, дать детям материалы с изображением действий по уходу за комнатными цветами и предложить их разложить по мере их выполнения. Дети самостоятельны, объясняют последовательность своих действий и рассказывают об их необходимости в данный момент; раскладывают картинки в правильной последовательности и объясняют самостоятельно; не могут самостоятельно справиться с поставленной задачей;

4 стр., 1894 слов

Виды и роль труда в сенсорном развитии

... привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности. Задачи трудового воспитания. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста ...

— выбрать необходимый инвентарь по уходу за растениями. Поставить детей перед выбором и положить вместе с нужными инструментами ненужное оборудование (например, ножницы, сачок, и т. д.): дети самостоятельны в своем выборе; дети с небольшой помощью выбирают необходимое; не могут выбрать нужный инвентарь даже с помощью взрослых;

— дети должны показать, как они будут ухаживать за растениями (убрать пыль с растений, полить и порыхлить землю): дети правильно выполняют порученное им задание; дети выполняют задание, но не справляется с некоторыми нужными действиями качественно; дети плохо справляются с поставленной задачей и неаккуратны в своих действиях.

Результаты показаны в таблице №1 (см. приложение А).

Анализируя деятельность детей, выясняем, к какой группе относится ребенок:

— низкий «А» — результат труда низкий, нуждается в указаниях, а также в постоянной помощи взрослого при выполнении данного задания;

— средний «Б» — трудовая деятельность удовлетворительна, при небольшом вмешательстве взрослого; ребенок стремится к самостоятельности;

— высокий «В» — ребёнок вполне самостоятелен в выполнении данного задания. Труд результативен.

Результаты показаны в таблице №.2 (см. приложение А).

2.3. Анализ исследования.

При анализе данного исследования, можно сделать вывод, что в данной группе детей уровень сформированности труда и отношения к нему находятся на среднем уровне.

Для воспитания трудовой деятельности у детей дошкольного возраста, улучшения их умений и навыков труда, воспитателю необходимо распределять задания между детьми, организовывать условия труда, вести постоянное наблюдение за их действиями и речью и в нужные моменты давать рекомендации. Если ребенок затрудняется выполнять порученное ему задание, а также развивать самооценку, чтобы они могли оценить свою работу и работу своих товарищей по группе. Детям также нужно позволять чаще самостоятельно искать выход из затруднительной ситуации, но при этом контролировать, повышая тем самым требования к качеству данного задания.

В процессе воспитательных бесед на занятиях посредством рассказов воспитателя необходимо, закреплять полученные знания на практике, пользоваться наглядными методами, комбинировать их с рассказом, беседой. Для побуждения детей к труду хорошо подойдут художественные произведения, мультики, которые пробуждают у детей уважение к труду разных героев. У ребёнка будет появляться желание стать похожим на данного героя, быть таким же значимым и нужным, как какой — то герой из мультика, т.е. с помощью таких побуждений, ребенок будет понимать, что с помощью труда можно многого добиться.

14 стр., 6957 слов

«Развитие личности дошкольника в процессе трудовой деятельности

... курсовой работы – изучить теоретические основы развития личности дошкольника в процессе трудовой деятельности Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи : Изучить сущность трудового воспитания дошкольников Рассмотреть виды трудового воспитания дошкольников Проанализировать значение труда как средства социализации дошкольников ...

ВЫВОДЫ К 2 ГЛАВЕ

Воспитание трудом дошкольников в наше время является актуальным вопросом в наши дни. Именно над этим вопросом я работала в данной курсовой работе, применяя и идеи А.С. Макаренко. Анализируя литературу и труды данного педагога, я сделала выводы, что на эту проблему обращают внимание многие педагоги, доктора науки, а также множество институтов, которые ищут решения данной проблемы, новые методики воспитания трудовой деятельностью.

В своем исследовании я определяла и проверяла экспериментом эффективность технологий, методов по трудовому воспитанию дошкольников, результаты которого оказались для меня неудовлетворительны.

Трудовая деятельность является одной из важнейших задач в современной системе дошкольного и начального образования. В решении этой задачи большое значение имеет организационные моменты данного педагогического процесса, совместная деятельность детей и взрослых, а также, немаловажный компонент – педагогическое мастерство воспитателя.

Важно помнить, что трудовая деятельность применяется к детям только в качестве воспитания. Для успешного воспитания трудом очень важно учитывать интересы детей, их желание, интересы и т. п., но ни в коем случае не принуждать их к труду, тем более применяя трудовую деятельность в качестве наказания.

Детским дошкольным учреждениям принадлежит ведущая, направляющая роль в системе образования, поэтому важно не упустить тот момент, когда ребёнок только формируется, когда в нем вырабатываются жизненно необходимые личностные качества.

ВЫВОДЫ

Педагогический опыт и идеи А. С. Макаренко до сих пор актуальны в наши дни. Его воспитательная система, которая основывается на воспитании в коллективе, трудовом воспитании, воспитании в семье, ни в коем случае не противоречит развитию личностных качеств в детях, а наоборот, развивает в них самостоятельность, целеустремленность, ответственность, даёт возможность ребёнку самообразовываться, само утверждаться в нашем обществе.

Из данной воспитательной системы можно сделать вывод, что без трудовой деятельности не может сформироваться полноценная, зрелая личность.

Развиваясь с помощью трудовой деятельности, ребёнок пробует для себя что – то новое, у него возникает интерес к труду и в процессе своих действий он достигает желаемого результата. Задача воспитателя состоит в том, чтобы правильно направлять ребёнка к поставленной цели, мотивировать, поддерживать целеустремленность ребёнка.

После проведенного мной исследования в старшей группе МДОУ «я/с «Катюша»», на основе вышеизложенного, могу сказать, что гипотеза не подтвердилась. В наше время дети не могут самостоятельно выполнять элементарные действия. Виной этого, я считаю, является то, что детей «занянчивают», не дают им делать то, что необходимо для их развития.

В младших группах ребенок должен выполнять простые задания по самообслуживанию и совместному труду с взрослыми, а вот уже ближе к старшей группе, у детей трудовые задачи должны усложняться, т.е. перед детьми ставятся задачи и цели соответствующие возрастным возможностям детей.

В ходе проведенного мною исследования, мною были разработаны рекомендации для родителей по формированию навыков труда у детей старшего дошкольного возраста (см. приложение В).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/pedagogicheskie-trudyi-a-s-makarenko/

  1. Воробьева Д.И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений самостоятельно планировать совместную деятельность / Д.И. Воробьева. Л., 2005. – 3- 5с.

  2. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В.Г.Нечаевой. М.: Просвещение, 2002. – 207 с.

  3. Година Г., Филиппова Г. Пусть научатся любить природу/Г. Година, Г.Филиппова// Дошкольное воспитание. 2003. – 50- 54 с.

  4. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду/ Р.С. Буре. – М.: Педагогика, 1981. – 87 с.

  5. Енбарисова Н. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду / Н. Енбарисова // Дошкольное воспитание. 1980. — №6. – 26- 29 с.

  6. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально – экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно – практическая конференция. – Шадринск, 2007.

  7. Валеев Г.Ф. Объект, предмет и тема научного исследования / Г.Ф. Валеев // Педагогика. – 2002. — №2- 3. С. 67 – 74.

  8. Аксеонов Д.Е. О трудовом воспитании. – М.: Просвещение, 1982. – с. 336.

  9. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. — / М.: Российское педагогическое агентство, 1996 с. 63- 153.

  10. Макаренко А. С. Наследие и Современные преобразования в педагогической теории и практике / А. С. Макаренко, — Н. Новгород:НГПИ, 2006. – с. 417.

  11. Степанова Л. А. А. С. Макаренко о профессионализме педагога // Социальная педагогика: теория практика перспективы. К 120 – летию со дня рождения А.С. Макаренко. Сб. Статей. М.: Союз 2008. – с. 135- 140.

  12. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М., 1983.

  13. Фролов А.А. Организация воспитательного процесса в практике А.С. Макаренко. / Под ред. В.А. Сластенина и Н.Э. Фере. – Горький, ГГПИ им. М. Горького, 1976.

  14. Буре, Р.С. Растить трудолюбивых// Р.С. Буре, Л.Ф.Островская. Воспитатель и дети. – М.- 1985.- с. 83 – 98.

  15. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. М.А. Васильевой. – М.- 1984.- с. 70.

  16. Куцакова, Л.В. Нравственно – трудовое воспитание ребенка – дошкольника: Программ.- метод. пособие. – М.- ВЛАДОС – 2003.

  17. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М.- 1987. – с.25 – 47.

  18. Давидчук, В.Н. Формирование у старших дошкольников способов сотрудничества в условиях совместной деятельности.// Дружные ребята / Под ред. Р.Е. Буре – 1997. – с. 42- 46.

  19. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. М.Н. Прохоровой: — 2 – е изд. Испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2004.- с. 64.

  20. Р.С. Буре «Дошкольник и труд». Теория и методика трудового воспитания./ Пособие для педагогов дошкольных учреждений. с 6- 8.

Приложение А., Таблица №1. Ди

Фамилия, имя ребенка

Умение принять цель труда

Умение выделить предмет труда

Умение предвидеть результат труда

Умение спланировать трудовой процесс

Умение отобрать необходимое оборудование

Освоение трудовых навыков и умений

Агурбаш Арина

В

Б

Б

Б

Б

Б

Гурт Анна

Б

Б

А

А

Б

Б

Федорко Елизавета

Б

В

Б

В

В

В

Набок Мирослава

В

В

В

Б

В

В

Брегеда Олег

В

В

Б

Б

Б

Б

Кичук Даниил

Б

В

А

Б

Б

Б

Таблица №2. Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями.

Уровень

1

Умение принять цель труда

Умение выделить предмет труда

Умение предвидеть результат труда

Умение спланировать трудовой процесс

Умение отобрать необходимое оборудование

Освоение трудовых навыков и умений

высокий

3

4

1

1

2

2

средний

3

2

3

4

4

4

низкий

0

0

2

1

0

0

Приложение В.