«Патриотическое воспитание личности»

Курсовая работа

В Российской Федерации в Национальной доктрине образования в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…» [19].

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. За последние 15 лет были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Были разработаны и успешно реализованы Государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005, 2006-2010, 2011-2015, 2016-2020 годы.

Основой Государственных программ стала Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в которой определены цель, задачи, основные принципы деятельности государства, общества и отдельных граждан в данной сфере .

Проблеме патриотизма особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели: В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, которые указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое отечество.

В последнее время возрастает интерес к проблемам патриотического воспитания детей и молодежи у исследователей. Идет поиск все новых и современных моделей и технологий воспитания патриотизма у школьников.

Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему курсовой работы: «Патриотическое воспитание личности: исторический опыт и современные подходы».

Объект исследования: патриотическое воспитание личности.

Предмет исследования: современные подходы патриотического воспитания личности.

Цель исследования: на основе исторического анализа теоретических и практических аспектов патриотического воспитания рассмотреть современные подходы.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие личности и историю возникновения патриотизма.

    8 стр., 3526 слов

    Воспитание и самовоспитание личности вопросы

    ... изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности; • принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности. Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой систему взаимосвязанных ... творческая личность — личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции, с присущими ей качествами гражданина, ...

  2. Раскрыть современные подходы к патриотическому воспитанию личности.

Для решения поставленных задач применялись следующие научные методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение, сравнение; эмпирические: анкетирование, экспертный опрос, анализ документов, методы статистической и математической обработки данных.

Структура работы, Глава 1. Понятие личности и история возникновении патриотизма

Патриотизм – социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [2].

В толковом словаре В.Даля патриотизм трактуется как «Любовь к Отчизне».

Патриотизм, прежде всего, предполагает положительное отношение человека к конкретным каждодневным делам для улучшения политического, экономического и военного положения Отечества, его обустройства, роли в международном разделении труда, достойном развитии всех регионов государства, интересов защиты Родины. Уважение к истории государства, его предкам, означает благожелательность по отношению ко всем своим соотечественникам, прежде всего землякам, являющими гражданами данного государства.

Первым в истории упоминанием о патриотизме и его развитии возникли в рамках античной философии. Демокрит утверждал, что воспитание человека должно осуществляться через использование моральных принципов, и именно таким образом у человека формируются некие нормы поведения.

Вслед за ним Платон в своих трудах указывал на то, что разум человека руководит его нравственными поступками, а душа человека является хранительницей нравственности. Выполнение нравственных правил человеком, по мнению Платона, ведет к социализации. Главные мысли Платона в этой области отражены в его работе «Государство». В ней он выдвигает идею об «Идеальной общественной системе», которая должна быть «сознательно построенная и управляемая интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности». Платон считал, что существование идеального государства возможно только в том случае, если в нем установится твердый порядок, то есть каждый гражданин будет занимать свое место и выполнять свои обязанности.

В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе.

Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом. [11]

Гельвеций К.А. истинной целью воспитания считал формирование у каждого человека глубокого понимания личного и общественного блага: если сердца граждан раскроются для гуманности, а ум – для знаний, тогда появится поколение новых людей – патриотов. По его мнению, общественное воспитание, организованное государством, может формировать из детей патриотов, обеспечив их личное счастье и благополучие нации. Подчеркивая необходимость патриотического воспитания, он писал: «Добродетели цивилизованного человека – любовь к справедливости и к Отечеству». [10]

Патриотизм – особые эмоциональные переживания своей принадлежности к стране и своему гражданству, предполагающее гордость достижениями своей родины, желание охранять ее характер и культурные особенности, идентификация себя с другими членами народа, готовность и стремление защищать интересы родины, интересы своего народа.

3 стр., 1394 слов

Связь памяти с личностью человека

... “медленно запоминает, быстро теряет” и т.д.). Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализации умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, ... концентрации внимания. Интерес обуславливается личностью человека и окружающей средой и может меняться вместе с ними. Существенную роль в процессах памяти играют эмоции, которые тоже ...

Исторически само понятие «Патриотизм» имело различное наполнение и понималось по-разному.

В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «Полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступило место лояльность монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрел ее в Новое время.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «Патриотизм» было тождественно понятию «Революционер».

Современная наука полагает, что понятие «Патриотизм» составляет следующие элементы: отношение к судьбе своего Отечества, уважение к его истории, к своим предкам, любовь к малой и большой родине.

Любовь к малой и большой Родине – это почитание места своего рождения и места постоянного проживания, любовь и забота о них, уважение местных традиций, преданность родной земле до конца своей жизни. Эта любовь простирается от своего дома, улицы, села, поселка, города до границ данного территориального образования. Следовательно, широта понимания границ своей родины, а также повседневная деятельность человека, улучшение экономического и экологического состояния родной территории – все это определяет степень патриотизма каждого гражданина, является критерием уровня его истинного патриотического сознания. Чем шире территория, которую человек считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к Отечеству, чем более весом его вклад в его благополучие и процветание, тем большим патриотом является данный человек, тем выше его патриотизм.

Патриотизм – составная часть русской национальной идеи, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как символ мужества, героизма и силы российского народа, как необходимые условия величия и могущества нашего государства [16].

В наше время в педагогике патриотизм определяется, как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувства любви к родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов» [19].

Вопросы воспитания молодежи в духе любви к родине, воспитания достойных граждан государства стояли в центре внимания ученых и педагогов на протяжении всей истории человечества.

Первые упоминания о патриотическом воспитании молодого поколения можно найти в произведениях древнерусской литературы, которые воспитывали гордость за родную землю, способствовали формированию патриотического сознания. Воспитание в то время было направлено на воспитание защитника русской земли, своего Отечества, жизнь во благо которого представлялась высшей ценностью.

В 18-19 веках под патриотическим воспитанием в отечественной педагогике понимали «воспитание полезных для государства граждан».

Данная тема понималась в работах Радищева А.Н., Белинского В.Г., Герцена А.И., Добролюбова Н.А., Ельницкого К.В., Ильина И.А., Огарева Н.П., Ушинского К.Д., Чернышевского Н.Г., и других выдающихся отечественных педагогов и философов.

4 стр., 1638 слов

Нравственное воспитание в жизни современного общества (2)

... о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде. 1 Нравственное воспитание в жизни общества Один из выдающихся христианских проповедников Иоанн Златоуст ... Высказываний, в которых подчеркивается особая роль воспитания в жизни личности и общества, можно привести огромное количество. Действительно, воспитание во многом предопределяет судьбу человека, ибо в нем ...

В частности для Радищева А.Н. существенным в воспитании подрастающих поколений является ориентированность процесса на конечный результат – формирование сына Отечества [18].

Белинский В.Г. также считал одной из главных задач воспитания развитие в детях чувства патриотизма. Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому [1].

Патриотическое воспитание в работах Чернышевского А.И. и Ушинского К.Д. было основано на идее народности, так, Ушинский К.Д. отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирование патриотических чувств.

В работах Герцена А.И. и Огарева Н.П. патриотическое воспитание связано с изучением в школе родного языка, отечественной истории и словесности.

Русский религиозный философ Ильин И.А. поднимает вопрос национально-патриотического воспитания, отвечающего существенным качествам народа, направленное на развитие национально-значимых черт личности. Национально-патриотическое воспитание, по мнению Ильина И.А., должно быть связано с религиозным пониманием, которое приобщает национально-патриотические чувства к категории высших ценностей.

Таким образом, проблема воспитания истинных граждан Отечества нашла широкое отражение в педагогической мысли 18-19 веков, приоритетами воспитания было служение государству, воспитание высокой культуры личности.

Совершенно иную трактовку имело рассматриваемое понятие в 20 веке. После 1917 года в России вопросы патриотического воспитания молодежи приобрели особую актуальность и новое содержание. Изменение идеологии и определение целей коммунистического воспитания нашли отражение в работах педагогов того времени. Многие государственные деятели, касаясь вопросов воспитания подрастающего поколения, подчеркивали важность развития у молодежи любви к родине, советского патриотизма на основе знакомства детей с родной страной, с историей народа, его культурой, бытом и активного их участия в общественно-трудовой жизни страны.

В педагогике советского периода вопросам воспитания патриотизма были посвящены работы Аронова А.А., Джунусова М.С., Крупской Н.К., Луначарского А.В., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., и др. Педагогические труды Макаренко А.С. раскрывают сущность воспитания патриота – гражданина, личности, способной подчинить сувои интересы коллективному делу, способной на производительный труд во благо Отечества. Следую своей идее создания для детей полноценной жизни, он не разводит процесс и результат патриотического воспитания, а рассматривает об этих явлениях в единстве, утверждая, что «если бы вдруг неожиданно пришлось нашим детям проявлять свою любовь к советскому союзу, то они пожертвовали бы. К такому служению нашей родине наша молодежь всегда готова! Нельзя сказать, что это мы, педагоги так воспитываем. Их так воспитывает вся наша история».

Макаренко А.С., рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». [14] При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто очень даже тяжелая, неинтересная, грязная. [12]

2 стр., 935 слов

Сущность воспитания творческой личности

... понятие творческой личности и те процессы, которые отвечают за ее воспитание. Понятие творческой личности в исследованиях и литературе Под творческой личностью понимают личность, способную к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию. Основными компонентами творческой личности являются: а) творческая направленность ...

В педагогической теории Сухомлинского В.А. понятие «родины» является центральным. Он считал, что сущностью человеческой жизни, основой для активной жизненной позиции является любовь к Отечеству. [16] Особое внимание в патриотическом воспитании В.А.Сухомлинский уделяет родному языку, родной природе и труду.

Среди педагогических исследований, посвященных данной проблеме, в 50-60гг. прошлого столетия, выделяются работы Марьенко И.С., Сластенина В.А., Терентия М.А., Хвалова Ф.И., и др.

70-80 гг. характеризуются разработкой различных аспектов патриотического воспитания подрастающего поколения. Авторы многочисленных исследований рассматривают проблемы взаимосвязи патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы определения эффективности патриотического воспитания, возможности различных видов деятельности в патриотическом воспитании (Ипполитова Н.В., Савченко Ф.С., Страго Т.В. и др.).

Педагогами советского периода были заложены основы теории и практики патриотического воспитания, раскрыта сущность понятия «социалистический патриотизм», место патриотизм в сознании человека, особенности его формирования, а также освящен военный аспект патриотического воспитания.

В настоящее время проблемой патриотического воспитания подрастающего поколения занимаются Галанин Ю.Б., Гасанов З.Т., Летовинов В.И., Матушкин С.Е., Микрюков В.Ю., Попова А.И., Савин Ю.В., Троицкий Е.С., и другие ученые. Патриотическое воспитание представляет собой неотъемлемую часть воспитательного процесса. По мнению Матушкина С.Е., оно неразрывно связано с гражданским, нравственным, трудовым воспитанием, но обладает относительной самостоятельностью.

Галанин Ю.Б. убежден, что под патриотическим воспитанием следует понимать «формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям. Воспитание патриотических чувств, заботы об интересах страны, готовности ради родины к самопожертвованию, гордости за героическое прошлое Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию».[7]

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольникам к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формировании социальной компетенции ребенка (Антонова Т.Н., Зубова Т.Т., Арнаутова Е.П., и другие); осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (Козлова С.А., Князева О.А., Шукшина С.Е. и др.); восприятия детьми мира предметов (Артамонова О.А.); формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (Крулехт М.В.) и т.д.

К условиям, которые могли бы реализации патриотической работы среди школьников, по мнению Савина Ю.В., относятся: объединение и координация усилий органов местного самоуправления, ветеранских творческих, научных, общественных, молодежных организаций, русской православной церкви и других религиозных конфессий; использование возможностей нормативно-правовой базы Российской Федерации, создающих правовое поле для развертывания и управления процессом патриотического воспитания подрастающего поколения, со стороны образовательных учреждений; вовлечение в процесс подготовки и организации проведения массовых мероприятий военно-патриотической работы представителей военных ведомств регионов, военкоматов. [12]

4 стр., 1668 слов

Роль темперамента в деятельности человека

... в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам ... обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого. Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых ...

Попова А.И. считает, что при реализации патриотического воспитания дошкольников необходимо использовать методы, способствующие ориентации на продолжительный процесс накопления знаний и умений в сфере формирования патриотических чувств; формированию у воспитанников собственной позиции, оценки явлений окружающей жизни, действий, поступков, имеющих патриотическую направленность; учету изменений, которые произошли в ценностных ориентациях детей, и тщательному отбору примеров и образцов истинно гражданской деятельности. [17]

Большой вклад в научное обоснование патриотического воспитания дошкольников внесли Жуковская Р.И., Виноградова Н.В., Радина Е.И. и др.

В отечественной педагогике существуют различные направления работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения: военно-патриотическое воспитание, героико-патриотическое воспитание, национально-патриотическое воспитание, гражданское воспитание, гражданско-патриотическое воспитание. Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, мировоззренческо-идеологическими основами воспитания принципами, формами и методами воспитания.

Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Под личностью понимают:

  1. человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности;

  2. устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности [2].

Личность – в общественных науках рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

В гуманистических, философских и психологических концепциях личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

Личность: целостный человек в единстве с его индивидуальностью и ответственно выполняемых им социальных функций. В своем первоначальном значении термин личность обозначал маску, роль, которая исполнялась актером в греческом театре. И сегодня ролевой подход в понимании личности значительно распространен. Это и человек со своими неповторимо выраженными качествами: духовными, интеллектуальными, волевыми, эмоциональными, то есть это особый тип характера человека, его неповторимость.

Представление о личности, индивидуальности возникло в эпоху Возрождения. В это время в связи с разрушением сословных ограничений, возникновением рыночных отношений, где люди выступали в качестве отдельных товаропроизводителей, человек осознал себя в качестве суверенной, обладающей особыми, специфическими чертами, личности (Ожегов С.И.).

Личность – явление социальное и структурное, включает совокупность качеств, становление которых осуществляется в процессе социализации и индивидуализации (Д.И. Фельдштейн).

20 стр., 9848 слов

Социально-педагогическое взаимодействие в системе деятельности ...

... виды социально-педагогического взаимодействия в системе деятельности педагога социального в школе. Проанализировать совместную деятельность педагога социального с социальными структурами. Обобщить опыт социально-педагогического взаимодействия педагога социального При написании курсовой работы нами были использованы следующие ...

[14]

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях; процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует его в собственные ценности и ориентации и избирательно вводит в свое поведение те нормы, которые приняты в обществе (А.В. Мудрик).

[15]

Макаренко А.С. разъяснял, что даже при самой высокой обученности и умелости личность может быть неполноценной, если у нее не сформированы здоровые социальные и духовные отношения. Поскольку отношения не всегда определяются обученностью человека, это обусловливает необходимость проведения воспитательной работы по их формированию, как в семье, так и в других социальных институтах. [13]

В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. Правовыми основами патриотического воспитания являются Закон РФ «Об Образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. [10]

В Государственной программе определены цель, задачи и принципы патриотического воспитания, содержание, роль и место органов государственной власти, общественных объединений и организации по воспитанию патриотизма, пути формирования патриотического сознания.

Во многих работах патриотизм, в основном, рассматривается как социальное личностное качество, посредством которого активно проходит взаимодействие не только с государством, но и с обществом в целом.

В структурном плане патриотизм включает в себя любовь к малой и большой родине, ориентацию на гуманистическую идеологию, правовую и нравственную культуру, достоинство, готовность к труду, культуру межличностного общения и т.д. (Керштейнер Г.Д., Смирнов Г.А.)

Сущность патриотизма как личностного образования включает в себя широкий спектр проявлений. Это свойство личности находит свое выражение в преданности, любви к Родине, ее культуре и традициям. Понятие «Родина» включает в себя условия жизни, особенности языка и быта людей, которые проживают на этой территории; чувство гордости за свой народ, ощущение неразрывности с ним, стремление защищать интересы своей страны, желание преумножать ее богатство.

Патриотизм как личностное образование, по мнению Коломийченко Л.В. и Метечко А.А. состоит из трех сфер:

  • когнитивной, предполагающей наличие знаний об истории и культуре своего Отечества;

  • эмоционально-чувственной, представленной интересами, потребностями, общественно-значимыми мотивами;

  • поведенческой, проявляющейся в разнообразных способах деятельности, отражающих отношение человека к своего Отечеству. [18]

Для того, чтобы почувствовать принадлежность к своей Родине, необходимо ощутить «духовную жизнь своего народа» и при этом творчески проявить себя в ней: принять язык, историю, культуру страны как свои собственные (В.К. Котырло, Р.А. Курбатова).

27 стр., 13187 слов

Развитие патриотизма у младших школьников на х литературного чтения

... патриотизма младших школьников на уроках литературного чтения. Объект исследования - процесс патриотического воспитания младших школьников. Предмет исследования – уроки литературного чтения как средство патриотического воспитания младших школьников. Задачи исследования: раскрыть сущность понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание»; изучить направления, формы и особенности работы на ...

[17].

Исходя из этого, становление основ патриотизма происходит в процессе патриотического воспитания.

В педагогике общепринято выделение совокупности компонентов, определяющих содержательные и процессуальные аспекты воспитательного процесса. Непременными условиями функционирования педагогической воспитательной системы, по мнению Пименовой Л.В., должны быть: принятие всем педагогическим коллективом значимости данной проблемы; наличие соответствующей воспитательной среды и оборудования; взаимопонимание и взаимосвязь в работе с родителями; промежуточный контроль за реализацией воспитательной системы; наличие диагностических методик по определению показателей воспитанности детей по данному разделу. [5]

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

  • уважения к культурно-историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

  • создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

  • воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

  • привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, гимна, другой Российской символики и исторических святынь;

  • формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. [13]

При решении воспитательных задач педагог руководствуется принципами воспитания. Он призван учитывать как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения. [3]

6 стр., 2677 слов

Структура, функции и сущностные характеристики патриотического ...

... патриотизма является актуальной задачей современной школы. ГЛАВА 1 СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С труктуру качественно- количественных изменений явления описать практически невозможно без анализа структуры самого изменяющегося явления, т.е., выявить структуру процесса патриотического воспитания ...

Решая задачи патриотического воспитания, педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая некоторые принципы.

Перейдем к рассмотрению соответствующих принципов, соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование воспитательного процесса. В принципах воспитания выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспитательной работы.

  1. Принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее.

  2. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие человеческие понятия: любовь к семье, родному краю, Отечеству.

  3. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы, максимальный учет возможностей и интересов ребенка.

  4. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.

  5. Принцип позитивного центризма. Предполагает отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста.

  6. Принципы православного мироощущения. У детей воспитывается духовная стойкость и целеустремленность, понятие о долге и чести, порядочности и добродетельности.

  7. Принцип многообразия форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания.

  8. Принцип неразрывной связи с другими видами воспитания.

  9. Принцип сознательности и активности, основанный на развивающем характере обучения, на детской активности.

Таким образом, принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагог обеспечивает эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощает в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию. [2]

На основании имеющихся работ в области патриотического воспитания (Жуковской Л.И., Соловьевой Е.Н., Курбатовой Р.А., Котырло В.К., Жариковой А.Д. и др.) можно определить цель патриотического воспитания, которая заключается в следующем – воспитание патриота страны.

Работы Богомоловой М.И., Григоренко Г.И., Логиновой В.И., Сусловой Э.К. и др. показали, что в дошкольном возрасте ребенок не только усваивает предлагаемую информацию, но и проявляет оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.

В работе Метечко А.А. выявлено следующее содержание патриотического воспитания: знание об истории, культуре, традициях своего отечества, проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувства национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре, активная творческая деятельность на благо своего Отечества.

Несмотря на то, что в дошкольном возрасте приоритетным считается эмоционально-чувственный компонент патриотического воспитания, Метечко А.А. отдает предпочтение развитию когнитивного компонента, который обеспечивает определенное содержание знаний.

Таким образом, анализ исследований, посвященных разработке проблемы воспитания патриотизма, позволяет обозначить отдельные структурные компоненты педагогической системы патриотического воспитания. Рассмотрим их на примере Гаязова А.С. [9]

  1. Цель патриотического воспитания – воспитание гражданина, которого характеризует совокупность общественно значимых личностных качеств.

  2. Задачи патриотического воспитания включают в себя следующие элементы: формирование патриотического сознания, чувств и поведения; развитие потребностей в патриотических действиях; потребность в патриотической деятельности; формирование политической активности личности как необходимый компонент успешности ее патриотической деятельности; воспитание уважения и принятия прав и обязанностей гражданина демократического общества; формирование уважения к законам государства, нормам и стандартам общества; формирование чувств патриотизма и интернационализма; формирование чувства долга и действенности морально-волевых регуляторов.

  3. Принципы патриотического воспитания: целенаправленный характер воспитательного процесса; интегративные связи процесса воспитания с жизнью в многообразных ее проявлениях; единство патриотического сознания и патриотического поведения; воспитание личности в непосредственном взаимодействии с обществом, коллективом, группой, с государством; учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; воспитание ребенка в разнообразных видах деятельности (трудовой, игровой и т.д.); преемственность и системность педагогических воздействий на личность; единство требований к воспитаннику со стороны родителей, воспитателей, общественности.

  4. Методы патриотического воспитания: метод формирования патриотического сознания и чувств (этические беседы и рассказы, использование примера и др.); методы организации патриотической деятельности (осознание воспитывающих ситуаций, различные поручения, переключение интереса воспитанников к патриотическим поступкам).

  5. Формы организации патриотического воспитания: общие формы деятельности (познавательная, трудовая и др.); игровая деятельность; спонтанные формы деятельности.

  6. Условия реализации патриотического воспитания: наличие определенных знаний, включение воспитанников в разнообразные виды деятельности; вооружение наставников знаниями о сущности патриотического воспитания; использование положительного из народной педагогики в воспитательном процессе.

Таким образом, содержанием патриотического воспитания является вся сфера окружения личности, доступная его возрастному восприятию: окружающая природа, историческая общность ценностей, люди как участники определенной культуры.

2. Современный подход к развитию патриотического воспитания личности

2.1. Патриотизм в кругах молодежи: проблемы восприятия и пути решения

Патриотизм – термин, знакомый каждому со школьной скамьи. На уроках русского языка, литературы, истории школьников учат любить и уважать страну. В школьные годы особое внимание уделяется государственным праздникам, в основе которых заложена многовековая история России. Так, школьники постоянно участвуют в мероприятиях по случаю Дня Победы, Дня защитника Отечества, Дня народного единства. Участие в таких праздниках нацелено на то, чтобы каждый гражданин Российской Федерации знал историю своей страны, а также воспитывал в себе дух патриотизма, гордости за свою страну. Школьная программа нацелена на то, чтобы вырастить не только образованных и грамотных граждан РФ, а также патриотов, которые в дальнейшем будут развивать Россию, работать на благо своей страны, чтить память истории и предков.

Что такое патриотизм 21 века? Насколько данное понятие актуально в кругах современной молодёжи? Данные вопросы будоражат умы психологов, социологов, поскольку отношение подростков к своей стране во многом может определить вектор дальнейшего развития нашего государства. Подростки-патриоты, которые желают своей стране процветания, будут трудиться и работать на благо, в то время как подростки – антипатриоты, в лучшем случае, не будут делать ничего, а в худшем – стараться разрушить устои страны, настроить своих сверстников на негативное восприятие России, разворовать страну и её жителей. Именно поэтому уже сейчас важно понимание того, насколько патриотична современная молодёжь, а также то, как молодые люди и девушки воспринимают термин «патриотизм» в целом.

Для того, чтобы грамотно и четко определить основные проблемы восприятия термина «патриотизм» в кругах молодёжи 21 века, нужно в начале разобраться, как молодёжь характеризует данный термин, то есть что лежит в основе их понимания.

Согласно проведённым исследованиям, процентное соотношение восприятия патриотизма среди молодёжи распределилось следующим образом:

  • 67 % респондентов ответили, что патриотизм соразмерен любви к Родине;

  • 15 % считают, что в основе патриотизма лежит эмоциональная привязанность к Родине, чувство долга и привязанность [1].

Патриотизм как любовь к Родине прививали нам в школе, на уроках литературы, ибо учителя делали большой акцент на русских поэтах, писателях, которые в своих произведениях выражали любовь к месту, где они родились и выросли, а также называли себя патриотами. Поэтому не удивительно, что молодые люди и девушки воспринимают патриотизм как любовь к Родине: их так учат в школе.

В ходе проведённого анализа можно сделать вывод о том, что с термином «патриотизм» молодёжь, в основном, знакомится в школе, изучая гуманитарные науки, такие, как русский язык, история и литература. Однако, патриотизм – это не только изучение своей культуры, традиций и истории.

Современное общество обрастает нитями информационных технологий. Информация лежит в основе всего. Информацию общество черпает через интернет, социальные сети, СМИ, где также активно используется термин «патриотизм». К сожалению, многие подростки с большей охотой будут сидеть в социальных сетях, нежели чем читать русских классиков. И вот тут появляется одна из самых опасных проблем 21 века, если мы говорим о патриотизме – пропаганда. В социальных сетях пропаганда играет важную роль, поскольку позволяет привлечь большое количество людей, и, в основном, ими являются подростки в возрасте до 18 лет.

В отличие от теле- и радиопередач, журналов, газет, интернет является более открытым источником и информации, который вбирает в себя не только положительные стороны жизни населения, положения нашего государства, но и негативные. В социальных сетях люди пользуются анонимностью для того, чтобы высказывать своё мнение относительно жизни в нашей стране, действующей власти, органов управления. Социальные сети позволяют многим гражданам, которые недовольны существующим порядком вещей, объединяться в сообщества, высказывать своё мнение, организовывать митинги. Многие пользователи социальных сетей специально создают группы, дабы заманить туда доверчивых подростков и приобщить их к антипатриотическим идеям. В качестве примера, в социальных сетях пользователи используют специального персонажа, которого используют для обозначения патриотизма – Ватника. Ватник — это интернет-персонаж, которым патриотов России и русского народа обозначают их противники [2].

Наличие подобных пропагандирующих изображений, безусловно, негативно сказывается на настрое молодёжи относительно своей страны. Вместо того чтобы гордиться своей страной, подростки насмехаются над ней, а также над теми людьми, которые гордятся своей страной, используя при этом уничижительные названия.

Активное воздействие социальных сетей на сознание молодёжи приводит к тому, что у подростков происходит подмена ценностей. Если в школе они гордились своей страной, учёными, писателями, то после социальных сетей, интернета молодёжь начинает вбирать в себя негатив, который не всегда правдив [3].

Термин «патриотизм» искажается, приобретая уничижительный смысл. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что развитие информационных технологий позволило развить активную антипатриотическую программу, которая неподконтрольна действующим органам власти.

Существуют ли пути решения данной проблемы? Безусловно. Одно из возможных решений лежит в основе развития информационных технологий в образовательных учреждениях. Современным педагогам, психологам, социологам, воспитателям важно понимать, чем живут подростки вне стен учебных учреждений. Помимо преподавания классики, педагоги также могут разговаривать с учащимися о том, что происходит в социальных сетях, на новостных порталах, разбирать с ними основные причины, по которым создаются и пропагандируются антипатриотические вещи. Поскольку пропаганда в интернете нацелена на подростков в виду их неокрепшей психики, важно, чтобы вся информация была донесена через людей, которые являются для них авторитетами – члены семьи, педагоги. Восприятие информационных ресурсов сквозь призму взрослого опыта поможет избежать искажения жизненных реалий и ценностей, сформировать правильный взгляд на мир.

Информационная сторона современной жизни важна для понимания каждым из нас, поскольку с каждым годом мы всё ближе к информационному обществу, в основе которого – информация. Если мы научимся грамотно фильтровать эту информацию, а также доносить её до тех, кто только начинает свой путь во взрослую жизнь, то мы сможем воспитать здоровое поколение патриотически настроенных граждан.

2.2. Развитие патриотического воспитания молодежи в

современных условиях

На сегодняшний день насущной проблемой является воспитание истинных патриотов своей Родины. Стоит отметить, что, прежде всего, этот вопрос касается молодых людей, так как именно они являются будущим нашей страны.

Важным является осознание того, что патриотизм – это, прежде всего, национальная идея, культурно-историческое развитие страны. От того, насколько молодые люди пропитаны духом любви к своей отчизне, зависит и первенствующий вопрос национальной безопасности государства.

Патриотическое воспитание закладывает основу института гражданского общества, главной задачей которого является сохранение единства и общности нашей многонациональной страны, а также выполнение своих прямых обязанностей перед страной. В свою очередь, стоит отметить, что для качественного исполнения, необходимо с раннего детства прививать любовь к своей Родине.

Наша страна находится на сложном этапе своего развития. Внешнюю проблему составляют неблагоприятные отношения с другими мировыми державами, что, в свою очередь, влияет и на внутренние аспекты жизнедеятельности государства, заключающиеся в нестабильной политической и социально-экономической обстановке. Именно поэтому важным является сохранение национальной силы духа, путем воспитания настоящих и преданных патриотов России, так как это сможет помочь в объединении сил и борьбе за счастливое будущее в нашей стране.

Главными задачами в воспитании патриотического духа являются: привить у молодых людей чувство привязанности к Родине и её многонациональному народу; научить молодежь уважительно относиться к истории, культуре, традициям и обычаям страны; быть готовым оберегать своё государство при любых обстоятельствах и стараться развивать ситуацию в стране к лучшему.

Проведем исследование, чтобы выяснить уровень патриотизма и патриотического воспитания у современной российской молодежи. В качестве метода исследования используем опрос с помощью анкетирования.

Опрос проведем среди молодых людей школьного возраста, а также молодежи до 30 лет включительно. Выборка составила 100 человек, из которых 42% – представители мужского пола, а на долю женского пришлось 58%. Большая часть опрошенных – школьники в возрасте от 15 до 17 лет, что составило 46%, от 18 до 21 года составило 23%, от 22 до 25 лет – 20%, меньше всего респондентов (11%) оказались в возрасте от 26 – 30 лет.

В опросе принимали участие около десяти различных национальностей, большинство из них оказались русские (63%).

Перейдем непосредственно к результатам опроса.

Мы решили спросить у молодых людей, что для них означает слово «патриотизм», ответы респондентов расположились следующим образом: 42% опрошенных считают, что это, прежде всего, «любовь к национальной культуре», «любовь к Родине/народу» отметили важным 32% молодых людей, за вариант «уважение к своей Родине, гордость за свою страну» проголосовало 23% респондентов, для целых 12% «это ничего не значит».

Исходя из результатов, видно, что для большинства участников опроса патриотизм имеет большое значение, проявляющееся в любви и уважении к своей Отчизне, но есть немалый процент тех, для кого это абсолютно ничего не значит, в чем и заключается основная проблема патриотического воспитания.

Большинство респондентов считают себя патриотами Родины. Об этом говорят цифры: 57% опрошенных ответили «да, считаю», «скорее да, чем нет» – 32%, «не считаю» – 8%, затруднились ответить – 3%. Но при этом анализ следующего утверждения: «Я рад(а) тому, что живу в России» показал, что целых 12% респондентов не рады этому и хотят уехать из страны. Данный показатель заставляет задуматься о том, что проблема патриотизма не просто существует, а требует скорейшего разрешения при объединении сил молодого поколения граждан нашей страны и при активном участии государства, общественных организаций.

Несмотря на все отрицательные моменты, всё же молодые люди гордятся нашим великим государством, и ответы на вопрос «Чем, по Вашему мнению, можно гордиться в РФ?» подтверждают это. Многие отметили важными для себя следующие варианты: «победой в ВОВ» – 72%, «природными богатствами страны» – 35%, «историей России» – 23%.

Выясним у представителей современной молодёжи: «Как часто Вы участвуете в мероприятиях патриотического характера?». Ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 1):

 развитие патриотического воспитания молодежи в 1

Исходя из результатов, мы видим, что участники данного опроса в большинстве своём (41%) ответили «участвую, но редко», практически равное количество опрошенных респондентов сообщили, что «практически не участвую» – 25% и «постоянно участвую» –21%, при этом есть те (13%), кто «никогда не участвовал, и не собирается». Данный показатель говорит о необходимости вовлечения молодых людей в деятельность патриотических объединений и приглашения их быть в роли не только участников акций, но и организаторов.

На рис.2 представлены результаты того, в чём же может проявляться настоящий патриотизм, по мнению молодёжи.

 развитие патриотического воспитания молодежи в 2

Исходя из результатов, мы видим, что подавляющее большинство респондентов (40%), считают важным праздновать исторические события и юбилеи, так как эти события, в первую очередь, показывают единство российского народа.

Затрагивая тему патриотического воспитания, мы решили поинтересоваться у молодых людей: «На Ваш взгляд, нужно ли уделять внимание патриотическому воспитанию?». Большинство опрошенных (64%) ответили «считаю это необходимым», вариант «возможно, но не думаю, что это кому-то нужно» выбрали 23% респондентов, среди молодых людей есть те, кому это «абсолютно не нужно» – 9%, и 4% затруднились ответить. Из данных следует, что основная часть опрошенных считает важным для себя мероприятия патриотической направленности, но есть определенная группа молодёжи, которая всячески сомневается в вопросах данного типа и считает это вовсе ненужным.

Патриотизм является жизненной позицией многих граждан нашей страны. Событий патриотического характера стало гораздо больше. Государственные органы совместно с общественными сообществами и движениями стараются участвовать и привлекать молодых людей, проводя и организовывая различные конкурсы: патриотической песни, выставки и фестивали. В образовательных учреждениях организованы музеи, повествующие об истории России, и её героическом прошлом. Отвечая на вопрос: «Какое из предложенных мероприятий Вы бы хотели посетить?» ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 3):

 развитие патриотического воспитания молодежи в 3

Исходя из результатов, мы видим, что для молодых людей особую важность представляют фестивали и конкурсы (39%), а также выставки (25%) патриотической направленности. Это показывает, что современная молодёжь хочет не просто участвовать в данных событиях, а имеет творческий подход.

Задав нашим респондентам вопросы: «Необходимо ли возрождать патриотизм в нашей стране, если да, то, что нужно для этого сделать?», — мы получили следующие ответы: 37% посчитали важным «увеличить количество часов изучения культурно-исторических дисциплин в образовательных учреждениях», за вариант «активно взаимодействовать гражданам с патриотическими организациями и движениями» проголосовали 26% молодых людей, 17% считают, что нужно «увеличить демонстрацию в СМИ фильмов и телепередач патриотической направленности», «другое» выбрали 12%, и, по-прежнему, остаются те (8%), кто не считает это необходимым.

Исходя из результатов, мы видим, что большинство молодых людей видят нехватку в патриотизме, и хотят это изменить с помощью разных способов и методов. Также стоит отметить, что для многих большое значение имеют средства массовой информации то, как они преподносят нам информацию, освещают ту или иную тему, и что показывают, производит особое впечатление и оказывает влияние на общественное мнение.

Таким образом, оценивая уровень патриотизма и патриотического воспитания опрашиваемых респондентов, можно сказать, что он находится на достаточно высоком уровне своего развития, но при этом стабильное число участников (около 10%) отвечали против вопросов патриотической направленности, из этого можно сделать вывод, что необходимо снижать данный показатель до минимума. В свою очередь, для этого рекомендуется: начинать работать с молодёжью с ранних лет, так как формирование и осознание важности патриотизма нужно прививать с детства, через изучение народного творчества, песен, сказок, празднование всех патриотических дат и событий. В более осознанном возрасте предлагать вступление в патриотические организации, которые направляют свою деятельность на проведение всевозможных лекций, семинаров, научных конференций по вопросам, связанным с воспитанием истинного патриота своей страны, сохранения толерантного отношения между гражданами и дружбы народов, так как именно это является основой процветания любого государства и нации.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. А задачами: содействие социальному, культурному и физическому развитию молодого поколения; создание условий для успешной социализации и самореализации молодежи в обществе; развитие потенциала молодежи и использование его в инновационном развитии страны.

Патриотическое воспитание – это освоение духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка личности к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. Существует множество форм и методов патриотического воспитания личности: беседы, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, коллективно-творческие дела, ролевые игры, разработка проектов и т.д.

Программа по патриотическому воспитанию опирается на следующие принципы: опоры на исторические, боевые и трудовые традиции народов; координации взаимодействий школы, семьи и общественности в реализации задач патриотического воспитания; связи патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания; учета индивидуальных, возрастных, национальных и конфессиональных различий в патриотическом воспитании школьников; целостно-смыслового равенства; интеграции различных видов деятельности детей, а также она разделена на направления патриотического воспитания: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, историко-краеведческое, героико-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое, социально-патриотическое.

Разработка программы по патриотическому воспитанию должна дать следующие результаты: активную гражданскую позицию у детей; духовность, личная и общественная ответственность, нравственность; способность к саморазвитию.

Патриотическое воспитание в школах сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493. [Электронный ресурс]. URL:

  2. Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утверждена постановление Правительства России 5 декабря 2001 г. № 4 URL: .

  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. -М.: Айрис-пресс, 2018. 224 с.

  4. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы.- М.: ВАКО, 2016. 368 с.

  5. Адаменко С.А. Воспитываем патриотов России // Народное образование. 2015. №4. С.23.

  1. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ // Методист. 2017. № 1. С.7-10.

  2. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования.- СПб.: КАРО, 2017. 350 с.

  3. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. 2019. № 2. С. 37-42.

  4. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование. 2015. № 6. С. 59-62.

  5. Замостьянов А.А. Просвещение и патриотизм. М.: Народное образование, 2017. 302 с.

  6. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях.- М.: Просвещение, 2018. 128с.

  7. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие.- Белгород: НИУ «БелГУ», 2018. 156 с.

  8. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., доп. Шадринск: ШГПИ, 2015. 84 с.

  9. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: «Учитель», 2016. 130 с.

  10. Сиволобова Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе русских культурно – исторических традиций: дис. … канд.пед.наук. Ставрополь, 2003. 180 с.

  11. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов и духовных семинарий. М.: Покров, 2014. 55 с.

  12. Стрельников В.А. Патриотизм – важнейший фактор укрепления Вооруженных Сил РФ // Ориентир. 2013. №1.

  13. Циулина М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды // Воспитание в школе. 2018. № 3. С. 24

  14. Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте // Воспитательная работа в школе. 2011. № 5. С.8-12.