Социальные и хозяйственные организации

» происходит от лат. Organisazio – сообща, стройный вид, устраиваю. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели, действующей на основании определенных правил и процедур. (см. приложение 1 – Типология организаций).

Обычно рассматриваются четыре формы организации:

  • юридическое лицо (зарегистрировано в государственном органе, имеет печать и расчетный счет в банке), например, ООО, АО
  • неюридическое лицо, не зарегистрированное в государственном органе (подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений организаций)
  • неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе (предприниматель без образования юридического лица)
  • неформальная организация граждан.

Существуют общие черты для всех форм организации:, Деятельность всякой организации включает преобразование ресурсов, основные из которых:

Необходимое условие деятельности организации – ее системный характер. Каждая организация должна обладать всеми признаками системы – множеством элементов, единством главной цели для всех элементов, наличием связей между ним, целостностью и единством элементов, структурой и иерархичностью, относительной самостоятельностью, четко выраженным управлением.

Выделяют виды организаций: социальная и хозяйственная.

Социальная организация – это социальная (общественная) подсистема, характеризующаяся наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов и реализующая себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. В теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет и приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

8 стр., 3851 слов

Законные интересы как элемент правового статуса личности

... права других и производные от них законные интересы. 2. Законные интересы как элемент правового статуса личности Реализация основных прав личности (и, соответственно, связанных с ними законных интересов) - это процесс их материализации, в ходе ...

Хозяйственные организации (товарищества и общества) создаются для удовлетворения потребностей и интересов учредителей и общества путем производства товаров или оказания необходимых услуг и получения прибыли.

Разные типы социальных организаций имеют разные цели, в зависимости от сферы их деятельности, все типы хозяйственных организации преследуют одну цель – получение и максимизация прибыли.

Цель курсовой работы : изучение хозяйственных и социальных организаций, их сопоставление и сравнение.

Задачи :

Актуальность моей работы заключается в том, что в современных условиях рыночной экономики большое значение имеют исследования в сфере теории организации для поддержания конкурентоспособности и обеспечения выживаемости предприятия. Важно изучение структуры и анализ деятельности организаций для успешного дальнейшего развития фирмы.

Предмет моей работы – изучение структуры и деятельности социальных и хозяйственных организаций

Объект – социальные и хозяйственные организации, Администрация Сафакулевского района Курганской области.

1.1.1. Понятие социальной организации

Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательным, экономическими, политическими и др. наиболее распространенны социально-экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Эти организации играют существенную роль в современном обществе. Их особенности:

Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов так, чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки допустимых для данной системы норм и правил поведения. В социальной организации проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации (в соответствии с жизненным циклом организации), процессы, связанные с действиями законов организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с выбором того или иного управленческого решения.

Существуют различные определения понятия социальной организации. Так, социальная организация в широком смысле – любые организационные человеческие сообщества или совокупность взаимосвязанных социальных групп, в узком – наименование специфической, собственно социальной, подсистемы регуляции поведения, наличие которой и позволяет рассматривать организацию как социальную системы1 . При рассмотрении административных, прежде всего производственных, организаций социальная организация выступает как подсистема в рамках сложных социотехнических систем, компоненты которых имеют различную природу (происхождения): технико-технологическую, экономическую и социальную. В этом случае социальная организация рассматривается как социальная подсистема.

В настоящее время не существует единой принятой формулировки социальной организации. В качестве примеров разнородных определений социальной организации в широком смысле можно указать следующие:

4 стр., 1715 слов

Организация социальной работы с молодыми инвалидами психоневрологического ...

... Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова. – СПб.: Питер, 2005. – 225 с. Электронные ресурсы 69. Официальный сайт БУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат» ... подходов в организации социальной работы с молодежью / К.В. Хадисова // В сборнике: инновационное ... инвалидов в РФ и технологии поддержки молодых инвалидов в деятельности социальных служб ...

Социальная организация может быть представлена в виде совокупности подсистем, выполняющих отдельные функции или обеспечивающих достижение определенных целей. Примером является модель социальной организации, представляющая ее в виде трех относительно независимых социальных подсистем:

В социологии организаций социальная система, трактуемая в узком смысле, — это такая подсистема в системе регуляции организационного человеческого поведения, в которой источником воздействия на поведение выступает культура, прежде всего социальные нормы. Составляющими этой подсистемы являются обычно формальная и неформальная организации.

В некоторых концепциях в качестве составляющей социальной организации наряду с формальной и неформальной организацией указывается внеформальная организация. Внеформальная организация — понятие, введенное в теории организации Дабином Р. в рамках его концепции организации как социотехнической системы. Согласно этой концепции внеформальная организация представляет собой особую подсистему социальной регуляции поведения в деятельности людей в производственных организациях, сосуществующую с такими подсистемами, как технико-технологическая, формальная и неформальная. Понятие внеформальной организации в теорию организации введено в результате усложнении представлений о природе и функциях неформальных отношений в организации.

Особенность внеформальной организации заключается в обеспечении известной вариативности при выполнении частных деловых задач в рамках организации и предписаний формальной организации. Ее основные задачи – модификация жестких правил поведения, предопределенных технической организацией и зафиксированных в нормах формальной организации, учет специфки частных задач, выполняемых в рамках заданной деятельности. Согласно Дабину, внеформальная организация ориентирует индивида на решение творческих задач в пределах границ и форм, определенных формальной организацией. Термин внеформальной организации используется рядом отечественных специалистов. Так, по мнению Пригожина А.И., внеформальная организация – это одна из двух подсистем неформальной регуляции, осуществляющая с социально-психологической подсистемой, в которой неформальные механизмы регуляции поведения не связаны со сферой деловых отношений. Неформальные отношения возникают по поводу и в процессе продуктивной деятельности. Внеформальная организация использует механизмы самоорганизации в сфере деловых отношений для достижения институциональных целей.