Российско-Грузинские взаимоотношения в международном аспекте

На сегодняшний день Грузия играет важнейшую роль в зоне Кавказа, что, не в последнюю очередь, определяется особенностями региональной политики Тбилиси. Современная политическая элита Грузии показать себя как политического лидера региона, предлагая себя в качестве союзника и проводника региональных интересов западных стран. Именно поэтому любые политические или социально-экономические процессы в Грузии важны с точки зрения их влияния не только на ситуацию в Кавказском регионе в целом.

В геополитическом отношении Грузия сегодня по праву может считаться ключевым государством в зоне Закавказья. Данный статус определяется географическим положением, богатым историческим наследием, высоким уровнем культуры и образования населения, развитыми внешними связями, известностью и определенным авторитетом на Западе нынешнего руководства

Отношения с Грузией важны для России, так как они в значительной мере воздействуют на всю нашу политику в этом регионе. Между тем, отношения эти в последнее время заметно осложнились. Что стало причиной этих осложнений, что надо предпринять, чтобы между нашими странами и народами воцарился дух традиционного взаимопонимания и согласия?

Поэтому основная цель работы может быть сформулирована образом: на основе обобщения материалов по истории взаимодействии России и Грузии на различных этапах исторического процесса, проследить основные закономерности во взаимоотношениях двух стран, обратив особое внимание на отношения России и Грузии в эти периоды и на ближайшую перспективу.

Для достижения этой цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

  • o дать общую характеристику источников политической напряженности и расстановке основных политических сил в Грузии;
  • o проанализировать направленность политического курса официального Тбилиси в регионе Кавказа;
  • o установить причины двойственности действий руководства Грузии в российско-грузинских отношениях;
  • o определить предложения, касающиеся российской политики на грузинском направлении в начале XXI века.

Именно решению данных задач посвящена наша исследовательская работа, которая должна дать ответы на многие актуальные вопросы двусторонних отношений в современности и дать почву для размышлений о перспективах дальнейшего сотрудничества.

1. Взаимоотношения России и Грузии в период Российской империи

и Советского союза

1.1 Грузия и Российская Империя

Грузия вошла в состав Российской Империи еще в 1801 году, и, с тех пор, долгое время, являлась одним из стратегически важнейших регионов нашего государства, который стал его южной границей.

12 стр., 5895 слов

Социальные ресурсы современной россии

... отношения с государствами, ранее являвшимися “внешними” для СССР – “дальним зарубежьем”. Российское государство в постсоветском пространстве. Радикальные экономические реформы 1992 г. После распада СССР Россия ... жизненного уровня, рост социальной напряженности, рост безработицы, ... централизованного распределения ресурсов. Правительство пыталось добиться ... в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, ...

Но было бы ошибочным считать, что до официального включения Грузии в состав Российской Империи не существовало никаких связей между двумя государствами.

Дипломатические связи между Москвой и Кахети — крупнейшим княжеством Грузии, начались в 1558 году, а в 1589 году царь Фёдор Иоаннович предложил царству свою защиту. Однако Россия в это время была слишком далека, чтобы на равных соперничать с Ираном и Турцией на Кавказе, и никакой помощи из Москвы не поступало.

Реальный же интерес России к Закавказью появился в начале XVIII века и первым шагом сделанным Россией в сторону развития дипломатических отношений с Грузией стало заключение союза Петра I с царём Картли Вахтангом VI в 1722 г., но две армии так не смогли соединиться, и позже российские войска отступили на север, оставив Картли беззащитным перед Ираном.

Преемник Вахтанга, царь Картли-Кахетинского царства Ираклий II (1762 — 1798), обратился к России за защитой от Турции и Ирана. Екатерина II, воевавшая с Турцией, была заинтересована в союзнике, но не хотела посылать в Грузию значительные воинские силы, которые могли понадобиться России на основном фронте. В 1769 — 1772 годах незначительный русский отряд под командованием генерала Тотлебена воевал против Турции на стороне Грузии.

В 1783 году Ираклий подписал с Россией Георгиевский трактат, устанавливающий российский протекторат над царством Картли-Кахети в обмен на военную защиту России.

Но уже в сентябре 1786 года Ираклий II нарушил Георгиевкий трактат, начав переговоры с турецкими властями, и заключил с http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%85%D0%B0%D0%BB%D1%86%D0%B8%D1%85%D0%B5ахалцихским Сулейманом-пашой договор, который был ратифицирован султаном летом 1787 года (как раз во время войны России и Турции).

С этого момента Георгиевский трактат утратил свою силу, а русские войска должны были покинуть Грузию.

В 1795 иранские войска Ага Мохаммед-хана вторглись в Закавказье, захватив и разграбив Тифлис. Согласно многократным просьбам царя Ираклия, Россия направила в апреле 1796 года 13-тысячный Каспийский корпус в азербайджанские провинции Ирана.

При подписании между Россией и Турцией Ясского мирного договора, завершившего русско-турецкую войну 1787—1791, Турция отказывалась от претензий на Грузию и обязывалась не предпринимать каких-либо враждебных действий в отношении грузинских земель. Это событие стало одним из первых важнейших шагов по присоединению грузинских земель к России, но само присоединение состоялось чуть позже 12 сентября 1801 года, когда Александр I издал манифест об упразднении Картли-Кахетского царства и вхождении Восточной Грузии в состав Российской империи.

Но вхождение Грузии в состав империи проходило отнюдь не гладко, так как Россия, по сути, осуществила аннексию, то есть насильственный акт присоединения части территории Грузии, поэтому первые несколько десятилетий в составе Российской империи Грузия находилась под военным управлением. Российские власти стремились интегрировать Грузию в империю. Конечно, российское и грузинское общество имели много общего: православие как основная религия, крепостное право и слой помещиков, но, тем не менее, вначале российские власти не уделяли достаточного внимания особенностям Грузии, местным законам и традициям.

15 стр., 7127 слов

Социальные последствия реформ Российской экономики в 1992-2000 годах

... реформам стал единственным способом спасения страны от надвигающегося голода и социального взрыва. В конце октября 1991 г. на V съезде народных депутатов РСФСР президент России ... цен на товары, либерализацию внутренней и внешней торговли и приватизацию государственной собственности. В результате отпуска цен на товары и ... В результате начального, «ваучерного», этапа приватизации (1993 - 1994 гг.) в ...

В 1811 году была упразднена независимость Грузинской православной церкви: с 30 июня Восточная Грузия вошла в состав Российской Церкви как Грузинский экзархат, а впоследствии был ликвидирован и Абхазский католикосат.

Политика царского правительства оттолкнула часть грузинской знати. Группа молодых дворян организовала заговор с целью свержения царской власти в Грузии, но заговор был раскрыт 10 декабря 1832 года, а все его участники были высланы в отдалённые области России. В 1841 году произошло крестьянское восстание. Ситуация изменилась к лучшему лишь после назначения кавказским наместником князя Воронцова в 1845 году. Воронцову удалось привлечь на свою сторону грузинскую знать и европеизировать её без утраты национальных особенностей и культуры. Грузия в составе Российской империи [Электронный ресурс] Википедия Свободная энциклопедия URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Грузия_в_составе_Российской_империи

Но недовольство грузинского народа имперской политикой все же сохранялось, что вылилось в новое национально-освободительное движение 1860-80 гг., основными признаками которого были:

Первый. Национальное движение не было локальным или региональным, оно было общегрузинским и имело целью спасение Грузии и грузинского народа от вырождения, т.е. выживание грузинской нации.

Второй. Своей ближайшей целью национальное движение ставило ликвидацию тяжелых последствий шестидесятилетней колониальной политики России.

Третий. Движение не было ориентировано на какое-либо сословие, оно выражало интересы всех социальных слоев и сословий, всего грузинского народа.

Четвертый. Программа национального движения не предусматривала в ближайшем будущем организацию всегрузинского восстания против России с тем, чтобы восстановить государственную независимость Грузии.

Как мы можем увидеть, отношения России и Грузии были очень напряженными, но, исходя из положений национально освободительного движения, мы можем задаться вопросом: “Почему же, несмотря на все свое недовольство правящей властью, руководители движения не предусматривали в скором времени организацию всегрузинского восстания против России? Как же независимость?” Гаджиев Г. «Кавказский мир» и мир для Кавказа // Политический журнал 2008. №11 (188)

И здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда чрезвычайно сложно дать однозначный ответ, можно лишь выдвигать гипотезы, исходя из знаний в области политической науки.

Во-первых, Грузия, будучи составной частью империи, понимала, что вооруженное восстание внутри страны, ставшей одной из мощнейших мировых держав, было заранее обречено на провал;

  • Во-вторых, у грузинской стороны отсутствовали союзники, что, в немалой степени, объяснялось участием Грузии, как региона Российской Империи в Крымской войне;

— В-третьих, Грузия, выступив на стороне России в той самой Крымской войне, уже предопределила вектор развития отношений и уже не могло идти речи о всеобщем недовольстве населения, так как результатом участия грузинских войск в этом конфликте стало, пусть незначительное, но укрепление мнения о близости русского и грузинского народов.

54 стр., 26639 слов

Разгон Верховного Совета России

... очевидцев событий, следователя распущенной следственной группы, публицистов и комиссии Госдумы РФ, возглавлявшейся коммунистом Татьяной Астраханкиной, приехавшей в Москву из Ржева в конце сентября 1993 года для ... тот момент Конституции 1978 года (с изменениями 1989—1992 годов). 1. Суть конфликта Ссылаясь на невозможность продолжения сотрудничества с законодательной властью, ставшей, по мнению ...

Но, ни в коем случае, нельзя говорить о том, что это движение не принесло Грузии ничего, кроме осознания собственной несостоятельности в борьбе против России. Оно принесло грузинскому народу то, чего он действительно ждал долгие годы, а именно преодоление угрозы полной ассимиляции грузинского населения и культуры в культуру российскую, что грозило потерей национального самосознания. Кочеров С. Хотят ли Грузия и Россия войны? // Еженедельное независимое аналитическое обозрение (www.polit.nnov.ru) 29/09/2006

Именно с этого момента началось активное взаимодействие двух государств и народов, которое в рамках Российской империи закончилось в апреле 1918 года, когда закавказский парламент проголосовал за независимость, провозглашенную в мае 1918 года. Демократическая республика, просуществовавшая до 1921 года. Карпец В. Реверс монеты независимости // Политический журнал 2008. №8 (185)

Обобщая первый пункт нашей работы, хочу подчеркнуть, что взаимодействие между Россией и Грузией на первом этапе сотрудничества принимало различные формы и развивалось под влиянием множества факторов, как внутренних, так и внешних, и всегда характеризовалось некоторой напряженностью и противоречия.

2. Взаимоотношения России и Грузии на постсоветском

2.1 Внешнеполитические взаимоотношения двух стран в период с 1992 по 2004 год

После отделения от СССР Грузия продолжала проводить те реформы, от основ которых отказались в конце 1980-х годов, а именно политику дезинтеграции с Россией и другими бывшими республиками Советского Союза. Президент Грузии Звиад Гамсахурдиа приложил все усилия, чтобы уничтожить все, что напоминало грузинскому народу о временах, когда Грузия была в составе СССР.

Вспомним действия Гамсахурдиа еще до выхода Грузии из состава СССР:

На первой же сессии Верховного Совета (под председательством самого Гамсахурдиа) был принят закон «Об объявлении переходного периода в Республике Грузия». Также были приняты законы Республики Грузия об изменении названия Республики Грузия, государственного герба республики, а также государственного знамени и государственного гимна Республики Грузия. Высший законодательный орган страны начал работу по ликвидации советской системы, насильственно навязанной Грузии, когда она была частью Советского Союза. Создана комиссия для подготовки проекта новой Конституции Грузии. Советский закон об обязательной военной службе приостановлен на всей территории Грузии. В декабре 1990 г законами, принятыми Верховным Советом, на территории Грузии были упразднены полномочия Советов (органов Советской власти), а в ноябре 1991 г система местных Советов была ликвидирована, и был принят Закон о государственной власти проведение выборов в органы местного самоуправления.

В этом вопросе первостепенное значение имело выражение воли всего населения Грузии. Гамсахурдиа [Электронный ресурс] Википедия Бесплатная энциклопедия URL: // http://ru.wikipedia.org/wiki

31 марта 1991 года был проведен референдум: каждый гражданин Грузии должен был ответить на вопрос, согласится ли он с восстановлением независимости государства Грузия на основании «Акта о независимости Грузии», принятого 26 мая 1918 года. Абсолютное большинство населения — 89,9% граждан, имеющих право голоса, ответило на этот вопрос положительно.

4 стр., 1543 слов

Анализ вооружённого конфликта в Южной Осетии

Вооружённый конфликт в Южной Осетии, Пятидневная война — вооружённый конфликт, произошедший в августе 2008 года между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией, Абхазией и Россией, с другой. Этот конфликт относится к типу конфликтов между большими группами, а также ...

По результатам референдума 9 апреля 1991 года в 12:30 Верховный Совет Грузии принял закон о восстановлении независимости государства Грузия.

Это были меры, принятые грузинским руководством в последние годы существования СССР, которые, казалось, легли в основу зарождающихся процессов распада Союза. А что делало правительство Грузии во главе с президентом Звиадом Гамсахурдиа после известных апрельских событий?

В сентябре 1991 года Верховный Совет Грузии подписал постановление о статусе вооруженных сил Советского Союза в Республике Грузия, которое гласит:

1) «Вооруженные силы Советского Союза, находящиеся на территории Грузии, должны быть объявлены оккупантами.

2) Правительство Грузии должно начать переговоры с Советским Союзом о выводе советских войск из Грузии».

Исходя из вышесказанного, невольно начинаешь задумываться, было ли правительство Звиада Гамсахурдиа националистическим

Конечно, было, но не национализм граничил с фашизмом и который в 1939 году бомбил головы европейских граждан. Карпец В. Вооруженная Великая Россия снова в строю // Политический журнал 2008. №9 (186)

Первоначально преследуя благие цели, в которых Гамсахурдиа видел сохранение культуры, языка, памятников и исторического наследия Грузии, его правительство встало на путь конфронтации с СССР и отрицало все, что связано с союзным государством. Любая организованная акция протеста против действий грузинского руководства рассматривалась этим же руководством как провокация, и любое лицо, не желавшее признавать независимость Грузии или любое другое положение, принятое грузинским руководством, считалось ставленником Москвы, вызывая раскол в стройных рядах истинных патриотов Грузии. Нарочницкая Н. Если мы сбавим темп, потеряем все (интервью) // Политический журнал 2008. №8 (185)

Одним из таких ставленников Гамсахурдиа считал экс-министра дел СССР Эдуарда Амвросиевича Шеварднадзе, который в 1992 году возглавил военный переворот, фактически остановивший гражданскую войну, и в результате которого Звиад Гамсахурдиа был смещен со своего поста, а Шеварднадзе стал председателем нелегитимного органа — Государственного Совета Республики Грузия. Шеварднадзе [Электронный ресурс] Википедия Свободная энциклопедия URL:

// http://ru.wikipedia.org/wiki/Шеварнадзе

Пришедший к власти в стране Шеварднадзе, будучи бывшим иностранных дел СССР, не являлся противником России (в отличие от радикально Гамсахурдиа), но на первых порах не вступал в тесные взаимоотношения с Россией, до тех самых пор, пока в сентябре 1993 Звиад Гамсахурдиа не вернулся возглавил вооружённые отряды своих сторонников, действующие в Западной Грузии. Для сохранения своей власти Шеварднадзе был вынужден обратиться за военной помощью к России в обмен на подписание договора о вхождении Грузии в Содружество Независимых Государств и согласие на участие России в миротворческих операциях в Абхазии и Южной Осетии. Казин Ф.А. Взаимоотношения России с Южной Осетией и Абхазией в сравнительной перспективе // ПОЛИС 2009. №1

Эти события, которые напрямую обязывали Грузию сотрудничать с Россией, вкупе с партийным прошлым Эдуарда Шеварднадзе предопределили дальнейший внешнеполитический курс Грузии в отношениях с Российской Федерацией, и всё последующее время, которое Шеварднадзе находился на посту президента Грузии (1995-2003) прошло относительно спокойно — между двумя странами не было зарегистрировано крупных политических столкновений.

12 стр., 5533 слов

Политические конфликты, их виды и способы разрешения

... того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные, возрастные факторы ... и т. д. Главным источником конфликта в обществе ...

Новой вехой политических отношений России и Грузии стал период, когда, в результате цветной «Революции роз» и последующей отставки действующего президента Эдуарда Шеварднадзе, обвиняемого в фальсификации парламентских выборов 2 ноября 2003 года, к власти в Грузии пришел Михаил Николозович Саакашвили, ставший президентом по итогам голосования на выборах 4 января 2004 года, а также впоследствии ставший одной из самых обсуждаемых персон мировой политики.

2.2 Внешнеполитические взаимоотношения двух стран в период с 2004 по 2009 год. Грузино-югоосетинский конфликт

Пришедший к власти в Грузии в 2004 году, Михаил Саакашвили был полной противоположностью экс-президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе и сразу же вступил в конфликт с действующей российской властью, делая резкие заявления, в которых обвинял Россию в попустительстве сепаратистскими властей Южной Осетии и Абхазии, не желавших урегулировать политические отношения с Грузией. Обвиняя Россию в пристрастности, Саакашвили выражал желание заменить российский миротворческий контингент войсками НАТО или, по крайней мере, дополнить российские войска подразделениями других стран СНГ — например, Украины. Арутюнян Ю.В. Грузия: перемены в общественном сознании// Социс 1997.№12. С. 71-76.

Грузинское руководство обвиняло Россию в:

§ нарушениях морского и воздушного Грузии,

§ продолжении и расширении экономических, торговых, финансовых и транспортных отношений с Абхазией и Южной Осетией,

§ разведывательной деятельности на территории грузинских автономий,

§ недружественных действиях в отношении грузинских граждан с точки зрения визового режима.

25 января 2006 года Михаил Саакашвили подписал указ о выходе Грузии из состава Совета министров обороны стран СНГ в связи с тем, что Грузия взяла курс на вступление в НАТО и не сможет находиться в двух военных объединениях одновременно. Андрусенко Л. Миру на Кавказе нужны большие деньги // Политический журнал 2008. №11 (188)

Вообще, за время правления Михаила Саакашвили российско-грузинские отношения достигли самой низкой отметки за всю историю Грузии.

Но самое страшное было еще впереди, ведь Грузия не оставляла попыток «завоевать» территории непризнанных республик — Абхазии и Южной Осетии, и самое известное событие, вылившееся в пятидневную войну произошло в августе 2008 года, когда грузинские войска были введены на территорию Южной Осетии. Вачнадзе Мераб, Гурули Вахтанг, Бахтадзе М.А. — История Грузии (с древнейших времен до наших дней)

Но, прежде чем обсуждать данную тему, я хотела бы сказать, что в сферу моих интересов входило рассмотрение проблемы вступления России в грузино-югоосетинский конфликт.

Я думаю, что всем известно о том, какие события происходили в период в 8 по 13 августа 2008 года в Южной Осетии и Абхазии, поэтому считаю нужным перейти сразу к анализу ситуации.

Стоит серьёзно задуматься: А только ли ради защиты собственных граждан, находящихся на территории непризнанных республик, российские власти ввели войска в Абхазию и Южную Осетию?

Безусловно, защита своих граждан сыграла в данном случае определенную роль, но на проблему конфликта можно посмотреть с нескольких сторон.

8 стр., 3916 слов

Павел первый и его правление в России

... политику. 1. Великий князь 1 октября 1754 г. родился первый ребенок великокняжеской четы Петра III и Екатерины II, которому Императрица Елизавета Петровна, являющаяся двоюродной бабушкой новорожденного, дала имя Павел. ... обладала политическим складом ума, который вместе с неумным желанием взойти на престол и привели к осуществлению государственного переворота. В свете этих событий семилетний Павел I ...

Первым и главным аспектом рассмотрения этой проблемы я назову правовой. Формулировка его будет звучать образом: имела ли Россия право вторгаться на территорию независимого государства и вести там военные действия? С точки зрения российского обывателя всё просто — наше государство рассматривается в качестве некоего Робин Гуда, который помогает слабым и даёт отпор агрессорам. Эти предположения подкреплены официальной статистикой: по данным Всероссийского Центра Исследования Общественного Мнения (ВЦИОМ) более 80% россиян были уверены, что Россия, вступив в конфликт, делает всё абсолютно правильно и осуждали не только грузинскую сторону, но и реакцию Запада, на наше вторжение. А, между тем, реакция западных объяснима, ведь с точки зрения международного права Российская Федерация не имела никаких прав вторгаться на территорию независимого государства, несмотря на то, что в этом самом государстве проживает немало ее граждан. И в данном вопросе невольно начинаешь проводить параллели с американским вторжением в Ирак, которое было абсолютно безосновательным, но, в отличие от «российского вторжения», этот шаг американского руководства во главе с Джорджем Бушем нельзя было объяснить никакими внятными формулировками.Кириллов Н. Хотят ли русские колбасы? // Политический журнал 2008. №9 (186) Здесь и выявляется одна из главных проблем мировоззрения российского человека, когда действия “потенциального противника” оцениваются чрезвычайно своего правительства рассматриваются как нечто должное. Энциклопедический справочник. — Смоленск: Россия, 2001.-С.24.

И вот здесь мы, рассмотрев проблему с юридической стороны, можем плавно перейти к осознанию того, что нужно России на Кавказе, кроме защиты собственных граждан и границ. Нет никаких сомнений, что, узнав о ситуации на Кавказе российское правительство могло урегулировать проблему без применения крайних мер, коими и явились вооруженное вторжение и, впоследствии, поднятие вопроса о признании Южной Осетии и Абхазии независимыми государствами.

Какими же тогда мотивами руководствовался аппарат президента, принимая столь непростое решение, спросите вы? Ради чего мы осмелились вступить в конфронтацию фактически со всем мировым сообществом?

Одной из основных причин этого, называется попытка продемонстрировать Западу нашу мощь, как политическую, так и военную и, стоит признать, что в чем-то это нам удалось, ведь в итоге Россия все же смогла остановить эту войну и провести референдум о признании Абхазии и Южной Осетии как независимых государств. Да и в мышлении российских граждан укрепилось мнение о могуществе России в мировом сообществе. Опираясь на данные полученные ВЦИОМ, резюмирую, что, по мнению 57% россиян, в последние годы влияние России в мире значительно возросло, 44% включают Россию в пятерку самых влиятельных 7% опрошенных вообще считают Россию самой влиятельной данный момент. Большинство из этих 7% граждан, без сомнения, приняли эту точку зрения именно после августовских событий, параллельно понимая, что, войдя в открытую конфронтацию с Западом, Россия может, образно говоря, «нажить себе неприятностей». Эти цифры красноречиво дают понять нам то, что Россия намерена и дальше наращивать свой вес в мировом сообществе и готова, в случае чего, применять любые, даже самые крайние, меры. Данилов Д. Тонкое звено // Политический журнал 2008. №9 (186)

2 стр., 928 слов

Природа этнических конфликтов на Северном Кавказе

... причины межэтнических конфликтов и их специфику на Северном Кавказе . Объектом исследования является этнические конфликты на Северном Кавказе., Предмет исследования – понятие и формы этнических конфликтов на Северном Кавказе. Теоретической ... или основными субъектами конфликта. При институциональной форме главными действующими лицами являются властные структуры, политические партии и объединения, ...

Но, несмотря на достаточную обоснованность этой теории, нельзя назвать ее в качестве основной причины вмешательства России во внутренние дела Грузии. Многие известнейшие политологи называют в качестве основного мотива вмешательства России в конфликт, желание расширить собственные границы за счет, в первую очередь, Южной Осетии, но и Абхазию нельзя исключать из списка потенциально новых субъектов Российской Федерации. Мамаев Ш. Форсаж после битвы // Политический журнал 2008. №8 (185)

Некоторые из вас могут возразить этим учёным, считая, что Россия не имела никаких территориальных интересов на Кавказе, лишь защищаю исконно свои земли, но… это звучит, по меньшей мере, наивно. В обоснование этой теории хотелось бы привести ряд статистических данных и примеров.

Всем известно, что Россия и Украина длительное время решают вопрос относительно принадлежности этим государствам полуострова Крым, который, после его завоевания в 1783 году, более полутора веков принадлежал России и считался уже исконно российской землей, вплоть до передачи его в 1954 году Н.С. Хрущёвым Украинской ССР.

Формально все права на Крым закреплены за украинской стороной, так как принадлежность этого полуострова Украине отражена в официальных документах, но Россия не намерена так просто отдавать «свои» территории, систематически взывая к тому, что Крым должен вернуться в состав Российской Федерации в силу исторической принадлежности. Эта точка зрения применима в каких-либо бытовых спорах, но на уровне официальных переговоров эта позиция звучит неубедительно. И здесь уместным будет привести статистику ВЦИОМ о том, что 31% россиян считает, что возвращение Севастополя — основного населенного пункта полуострова и важнейшей военной базы войск Черноморского флота, в состав России необходимо даже ценой ухудшения отношений с Украиной, 21% считает, что Севастополь необходимо вернуть в состав РФ только в случае вступления Украины в НАТО и лишь 18% респондентов считают Севастополь недостаточной причиной для ухудшения отношений с Украиной.

Для чего я привела пример с Севастополем? Как раз для того, чтобы доказать, что Россия готова, в случае чего, вступать в конфронтацию с другими государствами, ради достижения своих, нередко сомнительных, целей.

Многие задаются вопросом: Почему же тогда Россия не предприняла решительных шагов к прямому вхождению непризнанных республик в состав нашего государства? Здесь все видится довольно отчётливо. Введя войска в Грузию, Россия уже рисковала, поставив на карту репутацию государства, а такой беспрецедентный шаг, как включение в свой состав административно-территориальной единицы суверенного государства, окончательно подорвал бы доверие к нашей сомнения, последовали бы санкции со стороны мирового сообщества и, в первую очередь, США и стран Западной Европы. Маркедонов С. Россия — Грузия — США: неравнобедренный треугольник // Россия в глобальной политике 2008.№4 А в той ситуации, которую мы имеем, Россия выступает в роли некоего посредника в делах Грузии, Абхазии и Южной Осетии, как бы отводя от себя подозрения по поводу реальных своих целей на Кавказе. Да и, просто напросто, мировые гиганты не допустили бы вхождения этих республик в состав России, так как даже голосование по поводу признания независимости Абхазии и Южной Осетии поддержали всего несколько государств, таких как: Россия, Никарагуа и Приднестровская Молдавская республика, а также несколько это признание без подписания официальных документов. Данилов Д. Тонкое звено // Политический журнал 2008. №9 (186)

25 стр., 12116 слов

Лоббизм как явление общественной и политической жизни

... в «lobia», закрытом помещении, находившемся перед входом в здание сената. Впервые лоббизм как явление политической жизни и способ влияния некоторых категорий населения на законодательный процесс был признан ... ряде западных стран эти вопросы уже получили законодательное урегулирование. Но, к сожалению, Россию нельзя отнести к их числу. История возникновения правовой статус гражданского лоббирования ...

Однако нельзя умолчать о том, что ни одна политическая проблема не может быть «качественно» рассмотрена только с точки зрения права. Ведь, вспоминая прошлое, мы можем задаться вопросом: имели ли право Соединенные Штаты Америки вести военные действия на территории Косово? Имели ли они право вторгаться в Афганистан? Ирак? А НАТО размещать системы ПРО на территории сопредельных России государств?Тезиев О. Американцев подвело незнание грузин // Политический журнал 2008. №8 (185)

Ответ очевиден — нет! И здесь стоит сказать о том, что такое явление как «этика права», то есть соблюдение всеми государствами основных правовых норм, по сути, кануло в лету. Государства, обладающие военной мощью и являющиеся сильными державами нередко позволяют себе нарушать правила международной игры, поэтому осуждать Россию, если она имеет реальные притязания на включение Южной Осетии, Абхазии или Крыма в свой состав, глупо. Да и если говорить о Грузии, то этого вторжения не случилось бы, если грузинские власти не обладали протекторатом самой «бессовестной» коей является Америка, постоянно нарушающая всяческие запреты и влияющая на политику большого количества государств, в том числе и Грузии. Поэтому, говоря о дальнейшей перспективе развития российско-грузинских отношений, мы можем говорить о перспективах развития отношений российско-американских. Ведь тот же самый конфликт в Южной Осетии с определенного времени стал рассматриваться, как «proxy war» («посредническая война») не между Южной Осетией и Грузией и даже не между Тбилиси и Москвой, а между Россией и Западом. Митрофанов С. Мир после войны // Политический журнал 2008. №8 (185)

Да и мнение многих видных деятелей политической науки с течением времени менялось. Мнение «по горячим следам» всегда идёт вразрез с тем мнением, которое появляется после осознания всего произошедшего, поэтому, несмотря на массу критических курса российского правительства, оно, по сути, поступило правильно, приняв участие в этом конфликте. Не совсем верными были лишь средства достижения результата и генеральная линия действий. Если бы Россия выступала в этом конфликте в качестве стороннего наблюдателя, то могла, со временем потерять Кавказ, являющийся важнейшим регионом, что отбросило бы десятилетий назад.

В заключение рассмотрения темы хотелось бы сказать, что новое правительство во главе с Владимиром Путиным и президент Дмитрий Медведев, несмотря на все ошибки, допущенные на Кавказе, действовали достаточно профессионально, благодаря чему конфликт был локализован в кратчайшие сроки, а наше государство подтвердило свои многочисленные амбиции на лидерство. Этот конфликт стал первой серьезной проверкой нового президента России, которую он с честью прошёл, не потеряв Кавказ и, обретя авторитет в мировом сообществе, попутно повысив авторитет России, как грозной политической силы, способной своим вмешательством урегулировать международные конфликты.

Заключение

Ключевым государством в Закавказье в настоящее время считается Грузия, которая имеет специфическое географическое положение, богатое историческое наследие, высокий уровень культуры и образования населения и авторитет на Западе нынешнего грузинского руководства. Отношения с Грузией важны для России, поскольку они в значительной мере воздействуют на всю нашу политику в этом регионе.

Вместе с тем, все более очевидным становится антироссийская направленность деятельности грузинского руководства. Это вполне объяснимо, поскольку в последние несколько лет Грузия попала под протекторат Соединенных Штатов Америки, которые еще со времен «холодной войны» пытаются выключить Россию из международного процесса. Игнатьев А. Россия и США на Кавказе: проблема «грузинского коридора» // Политический журнал 2008. №8 (185)

На протяжении нескольких веков Россия и Грузия поддерживали партнерские отношения. За все время совместного сосуществования эти два государства многое перенесли: и ссоры, и конфликты, и объединение как территориальное, так и морально-духовное, наши народы успели стать братскими. Поэтому выстраивание перспектив дальнейших отношений требует тщательнейшей проработки и немаловажную роль в том, как будут развиваться наши отношения в будущем, сыграет то, кто придет к власти в Тбилиси. Ясно одно, если у власти в Грузии встанет человек подобный Михаилу Саакашвили, то о сотрудничестве России и Грузии придётся забыть надолго, а нужно быть готовыми к новым провокациям, которые будут исходить из совместных американо-грузинских штабов, новым бомбежкам неугодных им государств.

И немаловажную роль сыграет то, как будет вести себя Россия в мире, ведь показав свою готовность защищать братские народы, даже вопреки международному законодательству, Россия должна соответствовать заданной планке и, как говорится, «держать марку».

Поэтому будущее России и Грузии в их совместных руках и, остается надеяться на то, что на предстоящих президентских выборах грузинский народ сделает правильный выбор, который обеспечит процветание ее дипломатическим отношениям, в том числе и с Российской Федерацией.

Список использованных источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/sotsialnaya-rabota-v-gruzii/

1. Андрусенко Л. Миру на Кавказе нужны большие деньги // Политический журнал 2008. №11 (188)

2. Арутюнян Ю.В. Грузия: перемены в общественном сознании// Социс 1997.№12. С. 71-76.

3. Вачнадзе Мераб, Гурули Вахтанг, Бахтадзе М.А. — История Грузии (с древнейших времен до наших дней)

4. Гаджиев Г. “Кавказский мир” и мир для Кавказа // Политический журнал 2008. №11 (188)

5. Данилов Д. Тонкое звено // Политический журнал 2008. №9 (186)

6. Игнатьев А. Россия и США на Кавказе: проблема “грузинского коридора” // Политический журнал 2008. №8 (185)

7. Казин Ф.А. Взаимоотношения России с Южной Осетией и Абхазией в сравнительной перспективе // ПОЛИС 2009. №1

8. Карпец В. Вооруженная Великороссия снова в строю // Политический журнал 2008. №9 (186)

9. Карпец В. Обратная сторона независимости // Политический журнал 2008. №8 (185)

10. Кириллов Н. Хотят ли русские колбасы? // Политический журнал 2008. №9 (186)

11. Кочеров С. Хотят ли Грузия и Россия войны? // Еженедельное независимое аналитическое обозрение (www.polit.nnov.ru) 29/09/2006

12. Мамаев Ш. Форсаж после битвы // Политический журнал 2008. №8 (185)

13. Маркедонов С. Россия — Грузия — США: неравнобедренный треугольник // Россия в глобальной политике 2008.№4

14. Митрофанов С. Мир после войны // Политический журнал 2008. №8 (185)

15. Нарочницкая Н. Если мы затормозим, то потеряем все (интервью) // Политический журнал 2008. №8 (185)

Энциклопедический справочник. — Смоленск: Россия, 2001.-С.24.

17. Тезиев О. Американцев подвело незнание грузин // Политический журнал 2008. №8 (185)

18. www.wikipedia.org Грузия в составе Российской империи // http://ru.wikipedia.org/wiki/

19. www.wikipedia.org Шеварднадзе // http://ru.wikipedia.org/wiki/

20. www.wikipedia.org Гамсахурдиа // http://ru.wikipedia.org/wiki/