Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.
Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием и проходит ряд качественно разных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки. Они являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов, несмотря на различия языков и культур. Эти звуки являются предшественниками речи.Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку.
Они вырабатываются у ребенка в течении нескольких лет после рождения в этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются ЦНС. Вредности, ослабляющие развитие, отрицательно сказываются на становление произношения. При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи.
Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.
Речевые нарушения характеризуются
- не соответствующими возрасту говорящего;
- не являющимися диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
- связанными с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
- носящими устойчивый характер, самостоятельно не исчезающими, а закрепляющимися;
- требующими определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера;
- часто оказывающими отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка.
Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от временных ее нарушений у детей и взрослых,
от особенностей речи, обусловленных территориально-
Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности
... психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает. 2. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ ... речью минус звук», а бихевиористы—-скрытым речевым навыком. Л. С. Выготский считал внутреннюю речь ... внешней речи имеет свои психологические особенности, ...
Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения».
Под недостатками развития речи следует понимать отклонения от нормального формирования языковых средств общения. Понятие о недостатках речевого развития включает в себя не только устную речь. Но предполагает во многих случаях нарушения письменной её формы.
Дислалия как наиболее легкое нарушение звукопроизношения
Среди нарушений фонетического оформления речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормированном) их произнесении, заменах одним звуком других, смешении звуков и их пропуске. Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. У большинства детей звукопроизношения к 4-5 годам достигает звуковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей организма у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого эффекта, называемого дислалией.
Дислалия — (греч. dys – нарушение + греч. lalia – речь) нарушение звукопроизношения. В зависимости от локализации нарушения и причин, вызывающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии:
- функциональная дислалия, при которой отсутствуют органические нарушения в строении артикуляционного аппарата;
- органическая (механическая) дислалия, обусловленная анатомическими дефектами органов артикуляции: зубов, челюстей, языка, нёба.
В зависимости же от признаков, существенных для последующего логопедического воздействия, с учетом того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим, выделяют три формы дислалии:
- акустико-фонематическая дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи;
- артикуляторно-фонематическая дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляционным параметрам в моторном звене производства речи;
- артикуляторно-фонетическая дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.
В зависимости от того, какое количество звуков произносится дефектно, рассматривают следующие виды дислалии
простая (мономорфная) дислалия, при которой дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки;
- сложная (полиморфная) дислалия, при которой дефектно произносятся звуки разных артикуляционных групп;
- универсальная дислалия, при которой нарушено произношение всех или почти всех фонем (часто не выделяется в качестве отдельного понятия, а рассматривается как форма сложной дислалии).
Отдельно выделяется возрастное нарушение звукопроизношения, называемое физиологической дислалией.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
... сформировано звукопроизношение, хорошо развиты все стороны речи, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе. 2. Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение ...
Распространенность данного дефекта.
Среди нарушений фонетического оформления речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормированном) их произнесении, заменах одним звуком других, смешении звуков и их пропуске. Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. У большинства детей звукопроизношения к 4-5 годам достигает звуковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей организма у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого эффекта, называемого дислалией
Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. Полноценная речь ребенка — неприменное условие его успешного обучения в школе. Поэтому важно устранить дислалию ещё в дошкольном возрасте, до того как она превратится в сложный, стойкий дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она гибка и податлива. Потому все виды дислалии в дошкольный период преодолеваются легче и быстрее. Неустраненная в дошкольный период дислалия может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи. У ребёнка может возникнуть целая цепь нарушений: фонетико-фонематических и лексико-грамматических. В результате сложной дислалии появляются нарушения фонематического восприятия, которое впоследствии вызывает общее недоразвитие речи. А общее недоразвитие речи, если его не устранить в дошкольном возрасте, приводит к нарушению письма и чтения.
1.2.Из истории изучения вопроса.
В монографии (1827 г.) профессора Вильнюсского университета врача И.
Франка все фонетические расстройства при различной этиологии были обозначены им термином «дислалия».
Швейцарский врач р. Шультес в 30-е годы 19 века определил. Что дислалия – произносительные нарушения , обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции.
В отечественной логопедии 20 в. объем понятия дислалии не отличался от принятого в работах Кусмауля и Гутцмана, вкладывавших в понятие «дислалия» более узкое значение, чем И. Франк. Они относили сюда лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции.
В. Олтушевский ( русский ученый) определил что дислалия – это дефекты произношения необусловленные анатомическими дефектами речевого аппарата. Выделил две формы дислалии: функциональную и дислалию, обусловленную снижением слуха.
В 30-50 гг. это понятие претерпевает существенные изменения. М. Е.
Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения), обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи: периферической тугоухостью или периферической иннервации. Выделил три формы дислалии: механическую, обусловленную анатомическими дефектами органов речи; органическую, обусловленную периферической тугоухостью; функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого нёба, кончика языка, слабостью выдыхаемого воздуха.
По специальной психологии «Нейропсихологический подход к ...
... нейропсихологической диагностики речи детей с развития нарушениями; подобрать диагностический материал для исследования нейропсихологического речи детей с нарушениями развития. Применение: исследования Методы: Структура курсовая: приложений 1. Нейропсихологические аспекты формирования и развития детей речи с нарушениями ... Лурия А. Р. принадлежит. Работы Л. С. Выготского в области нейропсихологии про ...
В дальнейшем в 60-е годы в работах С.С. Ляпидевского и О.В. Правдиной прослеживается тенденция к делению произносительных эффектов на дизартрию и дислалию и отказу от обобщающего термина «косноязычия». В те же годы ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение( Б.М. Гриншпун ).
Случаи произносительных нарушений, переходных между дислалией и дизартрией в настоящее время определяют как стертая дизартрия.
1.3. Этиология, классификация дислалии
По этиологическому признаку дислалию подразделят на два вида: механическую и функциональную.
1) механической дислалией называется такой вид дефектного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.
Частой причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка).
Слишком короткая уздечка ограничивает подъем языка вверх, кроме того слишком большие или маленькие размеры самого языка затрудняют артикуляцию. Кроме того, дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой, едва умещающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию.
Аномалии строения челюсти, зубов и зубного ряда также приводят к нарушению звукопроизношения. Аномалии прикуса (смыкание верхних и нижних зубов) имеют несколько вариантов.
Прогнатия – нижние передние зубы не смыкаются с верхними, т.к. верхняя челюсть сильно выдается вперед.
Прогения – нижняя челюсть выступает вперед.
Открытый передний прикус – между передними зубами верхней и нижней челюсти при их смыкании остается промежуток. Открытый боковой прикус – левосторонний, правосторонний и двусторонний.
Боковой открытый прикус – может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.
Неправильное строение зубного ряда и зубов также приводит к искажению звукопроизношения.
Неправильное строение неба тоже отрицательно сказывается на фонетической оформлении речи. Правильной артикуляции многих звуков препятствует низкое, плоское небо или высокое, «готическое» небо.
Четкое произношение затрудняют аномалии губ. Толстые губы, отвислая нижняя или укороченная, малоподвижная нижняя губа препятствует правильному произношению губных и губно-зубных звуков.
2) Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата, т. е. нет никакой органической основы. Причини функциональной дислалии могут быть социальными:
- неправильное воспитание речи ребенка, когда взрослые культивируют несовершенное детское произношение, задерживая развитие у него правильной речи;
- подражание неправильным образцам речи;
- педагогическая запущенность, ограниченность социальных
контактов; - двуязычие в семье.