Проблематика манипулятивного воздействия
Возрастает научный интерес к
Деятельность педагога носит ярко выраженный коммуникативный характер, поскольку предполагает установление контактов посредством общения. Особое место в изучении эффективности педагогической деятельности, по мнению А.А. Реана, А. Маслоу и других авторов, в последнее время стала занимать проблема манипулятивного воздействия. На практике недостаточно внимания уделяется манипулятивному контексту взаимодействия педагога с учащимися в процессе учебно-воспитательной деятельности. Это тем более опасно, что поведение педагога для многих учеников является позитивной моделью взаимоотношений с людьми, способствующей становлению личности учащихся. Пристального внимания требует проблема исследования манипулятивных установок среди педагогов, т.к. зачастую именно педагоги формируют такие же установки у детей. С другой стороны, педагог — актуализатор может разрушить (или скорректировать) родительские манипулятивные установки. Педагог всегда рассматривается как зрелая личность, которая стремится способствовать развитию личности ученика, как в когнитивном плане, так и в личностном. Но всегда ли оправдано использование зрелой личностью манипулятивных приемов и тактик, и будут ли они способствовать личностному росту, как учащихся, так и самого педагога? Педагог-манипулятор использует разнообразные приемы для поддержания своего авторитета среди учащихся и коллег учителей. Так же самому педагогу приходится в своей профессиональной деятельности сталкиваться с ситуациями, когда им пытаются манипулировать – то учащиеся, то их родители, то администрация, поэтому ему необходимо знать, как выходить из таких ситуаций.
Развитие профессиональной компетентности педагогов посредством ...
... деятельности в становлении активности, ее личности в процессе развития, идеи целостности реальности субъективной человека, рефлексивного характера процесса развитием управления, единства психолого–педагогической науки и области в практики становления профессионально компетентного педагога. ...
В связи с этим возникает вопрос об изучении особенностей манипулятивного стиля общения педагогов, необходимости обучения их изменению собственного стиля общения, выработке умения противостоять психологическому манипулированию. В рамках данной аттестационной работы мы хотим выявить влияние манипулятивных воздействий на личность самого педагога, разработать практический материал, направленный на конструктивное изменение стиля педагогического общения и выработку умения противостоять манипулятивному воздействию.
Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:
Теоретический анализ и исследование особенностей манипулятивного общения в профессиональной деятельности педагогов, специфики манипулятивных приемов, применяемых в педагогической практике и методов противостояния им.
Гипотеза исследования:
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, мы предполагаем, что ограничить использование самими педагогами манипуляций в профессиональном общении и повысить их способность противостоять манипуляциям других возможно, если:
- выявить причины формирования у педагогов манипулятивного стиля общения;
— раскрыть сущность и виды манипуляционных взаимодействий педагогов в профессиональной деятельности;
- провести исследование
механизма формирования манипулятивных установок педагогов;
— разработать и реализовать в практической деятельности целевую программу, направленную на конструктивное изменение стиля общения педагогов и обучение их методам противостояния манипуляциям.
В соответствии с целью были поставлены исследования:
- Изучить стили педагогического общения.
- Проанализировать имеющиеся в литературе научные взгляды на специфику манипулятивных установок в педагогической практике.
- Выявить влияние манипулятивного воздействия на личность педагога и учащегося.
- Провести исследование манипулятивных воздействий педагогов ДОУ.
- Разработать цикл практико-ориентированных семинаров для педагогов по теме «Виды используемых манипуляций в педагогическом общении и методы противостояния им».
Практическая значимость
Результаты исследования могут быть использованы в практической работе с педагогами, направленной на изменение стиля педагогического общения, на развитие их способностей к конструктивному партнерскому общению, а также в дальнейшей разработке практических рекомендаций по противостоянию манипуляциям в общении.
Глава 1. Теоретические основы исследования манипулятивной установки в профессиональной деятельности педагога.
По психологии «Общение педагогов и учащихся» материал по психологии
... исследования, об общественной сущности человека, его активной роли, о преобразующей, изменяющей мир деятельности людей, поскольку личность, формируемая в педагогическом процессе, тоже характеризуется не только тем, ... стиль общения и обучения закрывали глаза, то сегодня изменилось очень многое: и содержание учебных программ, и роль педагога ... закономерной реакцией на психологию «усреднения», на политику ...
Педагогическое общение — система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово педагога должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
Стиль общения педагога — это индивидуально — типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. Стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально — этические установки общества и воспитателя как его представителя.
1) На основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого самого плодотворного стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Например, такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского.
2) На основе дружеского расположения.
Такой стиль общения можно
3) Общение — дистанция.
Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений
Имидж педагога-психолога
... что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми. Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет ... изучим вопросы внешнего вида педагога-психолога и его имиджа в общей системе взаимодействия. 1. Социально-психологические основы имиджа педагога-психолога Рассмотрение содержания работ, относящихся ...
4) Общение — устрашение.
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие педагоги, связан в основном с неумением, организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение — устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.
В творческом отношении общение — устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя. Также этот стиль общения можно рассматривать как разновидность манипулятивного.
5) Общение – манипуляция.
Этот тип педагогического общения широко распространен в наших учебных заведениях. Педагогическое манипулирование не является процессом полноценного общения, а выступает его заменой, суррогатом. Речевое поведение преподавателя и
1.2. Особенности общения педагога – манипулятора.
Педагог, практикующий манипулятивный стиль, работает только на собственный результат. Он хорошо знает, чего он хочет и стремится достичь своей цели, используя любые средства, предоставляемые его профессией. Свое взаимодействие с учащимися педагог строит, ориентируясь только на собственные цели. Интересы учащихся из этого взаимодействия исключаются. Педагог-манипулятор личностно закрыт от учащихся: он думает одно, говорит другое, а думает третье. Он не заботится о психологическом комфорте учащегося, не анализирует, что чувствует последний, как он относится к обучению и преподавателю. Педагог четко, организованно и в какой-то степени расчетливо реализует свои профессиональные, а иногда и личные цели.
Существует ряд причин манипулятивного поведения, выделенных и описанных Э. Шостром, которые очень четко
Первая из них – это проблема доверия себе и другим. Мы с детства приучены, неусыпно контролировать и перепроверять себя, а это и есть недоверие. Недоверие к себе, побуждает человека искать поддержки авторитетных лиц. Недоверие преподавателя к учащимся заставляет требовать от них строгого выполнения его предписаний, что блокирует их стремление к творчеству и самовыражению.
Педагогическое общение
... и воспитания в системе учебно-познавательной деятельности. В педагогическом общении на фоне субъектно-субъектных отношений учащихся и педагога реализуются взаимные потребности общения: учителя – в выполнении своей социально значимой функции ...
Вторая – проблема любви к себе. Полюбить себя, значит принять себя со всеми своими слабостями и недостатками. Такое же отношение должно быть и к другим людям. Мы же подвержены иллюзии, что любить можно только за совершенство, а поэтому заменяем любовь властью над человеком, стремясь «исправляться» и «исправлять» других. Преподаватель, следующий такой «традиции», безнадежно проигрывает, ущемляя таким отношением не только себя, но и своих учащихся.