Изучение лидерских качеств молодых менеджеров

Курсовая работа

Адаир Д. Эффективное лидерство: Как развивать и применять лидерские навыки. – М.: Эксмо, 2003. – 177 с.

Веснин В.Р. Менеджмент для всех. – М.: Знание, 1994. – 173 с.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 527 с.

Гончаров В. В. В поисках совершенства управления. – М.: Экономика, 1995. – 543 с.

Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент: Пер. с англ. / Э.С. Гроув. – М.: Филинъ, 1996. – 280 с.

Дружинина З.Г. Менеджмент. Шпаргалка. (http://lib.aldebaran.ru)

Кабушкин Н. И. Основы менеджмента – Мн.: Новое знание, 2002. – 336 с.

Кенджеми Дж. П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий // Психологический журнал. – 1996. – №7. – С. 49.

Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: Инжиниринго-консалтинговая компания «ДеКА», 1996. – 304 с.

Кричевский Р.А. Если Вы – руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Дело, 1998. – 400 с.

Ладанов И.Д. Лидерство в менеджменте // Управление персоналом. – 1996. – № 8. – С. 11-21.

Латфуллин Г. Перспектива на лидерство // Туристический бизнес – 2001. – 9. – С. 12-16.

Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Подходы к изучению лидерства и лидерских качеств // Российское предпринимательство. – 2001. – № 5 (17).

– С. 54-58.

Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Природа лидерства // Российское предпринимательство. – 2001. – № 4 (16).

– С. 58-63.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: 1998. – С. 517-521.

Основы менеджмента. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Дело, 1992. – 493 с.

Роббинс С., Коултер М. Менеджмент: Пер. с англ. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: ИД «Вильямс», 2002. – 880 с.

Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. – М.: 2002. – C. 316-320.

Стаут Л. Лидерство: от загадок к практике. – М.: ООО «Добрая книга», 2002. – 320 с.

Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. // 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288 с.

6 стр., 2758 слов

ЛИДЕРСТВО(1-10)

... чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи. Менеджмент в компаниях имеет дело с управлением сложными структурами. Он состоит ... в сложностях каждого решения. Стратегическое лидерство должно устанавливать моральный тон организации, как словом, так и делом. Властный аспект организационного лидерства. Эффективная жизнедеятельность организации невозможна без ...

Царский В. Менеджмент: просто о сложном. – М.: Альфа-Пресс, 2004. – 820 с.

Штайрер Й. Харизма руководителя // Менеджмент сегодня – 1999. – №11. – С. 23-25.

Эберхард фон Лёнайзен. Развитие лидерства: российский контекст. (www.vestnikmckinsey.ru)

Hersey P., Blanchard K. H. 1974. So you want to know your leadership style. Training and Development (2): 1-15.

House R. J. 1971. A path-goal theory of leadership effectiveness. Administrative Science Quarterly 16 (3): 321-338.

Приложение 1

«Диагностика лидерских способностей »

Тестовый материал

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? (да; нет)

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? (да; нет)

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? (да; нет)

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников? (да; нет)

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо? (да; нет)

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? (да; нет)

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»? (да; нет)

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? (да; нет)

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? (да; нет)

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? (да; нет)

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? (да; нет)

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? (да; нет)

13. Считаете ли вы себя мечтателем? (да; нет)

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? (да; нет)

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов? (да; нет)

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

  • А) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
  • Б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. Какое из двух мнений вам ближе?

А) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

  • Б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

А) с покорными людьми;

  • Б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? (да; нет)

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? (да; нет)

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? (да; нет)

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?

11 стр., 5132 слов

Лидерство и стили менеджмента

... целей снижают затраты на управление и поддерживают инновационную природу менеджмента. Лидерство возникает в группе в процессе взаимодействия людей и проявляется в межличностных и деловых неформальных отношениях. Сущность лидерства состоит в том, что ...

А) предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;

  • Б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она? (да; нет)

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? (да; нет)

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? (да; нет)

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

А) самый компетентный человек;

  • Б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? (да; нет)

28. Уважаете ли вы дисциплину? (да; нет)

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

А) тот, который все решает сам;

  • Б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

А) коллегиальный;

  • Б) авторитарный.

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами? (да; нет)

32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?

А) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

  • Б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

А) промолчите;

  • Б) будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь? (да; нет)

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? (да; нет)

36. Что бы вы предпочли?

А) работать под руководством хорошего человека;

  • Б) работать самостоятельно, без руководителей.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

А) согласен;

  • Б) не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности? (да; нет)

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? (да; нет)

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

А) опускаете руки;

  • Б) появляется сильное желание их преодолеть.

41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают? (да; нет)

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки? (да; нет)

43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

А) введу нужные изменения немедленно;

  • Б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо? (да; нет)

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? (да; нет)

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся? (да; нет)

25 стр., 12166 слов

Человек в системе управления. Психологические проблемы

... Основной целью курсовой работы является исследование систем управления на предприятии и роли человека в них. Объект курсовой работы – ГУП РМЭ «Фирма Сувенир». Предмет курсовой работы - ... изучения. 1.2 Роль человека в организации управления Работая в любой организации, каждый человек находится в системе управления. Он обязательно кому-нибудь подчинен, выполняет распоряжения ...

47. Кем бы вы предпочли стать?

А) художником, поэтом, композитором, ученым;

  • Б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

А) могучую и торжественную;

  • Б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми? (да; нет)

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? (да; нет)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Эффективность лидерства»

Тестовый материал

1. Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новейших достижений? (да; нет)

2. Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми? (да; нет)

3. Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете?

А) краткий, ясный, точный;

  • Б) эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом.

4. Разъясняете ли вы другим причины и основания принимаемых вами решений? (да; нет)

5. Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно находятся в вашем подчинении? (да; нет)

6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена обязанность ими руководить? (да; нет)

7. Поощряете ли вы у подчиненных вам людей проявление самостоятельности, независимости в работе и инициативы? (да; нет)

8. Помните ли вы имена тех людей, с которыми общаетесь? (да; нет)

9. Предоставляете ли вы свободу действий своим подчиненным в достижении тех целей, которые ставите перед ними? (да; нет)

10. Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими подчиненными? (да; нет)

11. Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом нуждаются? (да; нет)

12. Выражаете ли вы благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу? (да; нет)

13. Стремитесь ли вы искать в людях лучшие их качества и ориентироваться на них в совместной работе? (да; нет)

14. Знаете ли вы о том, как наилучшим образом использовать положительные качества, имеющиеся у ваших подчиненных, в работе? (да; нет)

15. Знаете ли вы интересы и потребности ваших подчиненных? (да; нет)

16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем? (да; нет)

17. Благодарите ли вы сотрудников за работу в присутствии других? (да; нет)

18. Делаете ли вы замечания своим подчиненным? Если да, то в какой обстановке?

А) наедине

Б) в присутствии других

19. Отмечаете ли вы хорошую работу своих подчиненных, докладывая об итогах вышестоящему руководителю? (да; нет)

20. Доверяете ли вы своим подчиненным? (да; нет)

21. Стремитесь ли вы доводить до подчиненных всю основную информацию, получаемую от вышестоящих руководителей и организаций? (да; нет)

22. Раскрываете ли вы значение работы, выполняемой каждым из ваших подчиненных, для общего дела? (да; нет)

23. Оставляете ли вы себе и подчиненным время для планирования работы? (да; нет)

24. Есть ли у вас план повышения своей квалификации? (да; нет)

25. Существует ли у ваших подчиненных план повышения их квалификации (или индивидуальные планы подобного рода)? (да; нет)

26. Регулярно ли вы читаете специальную литературу? (да; нет)

17 стр., 8158 слов

Курсовая работа авторитет и лидерство в системе менеджмента

... курсовой работы, цель курсовой работы, задачи для ее достижения, предмет, объект, метод исследования темы курсовой работы, информационная база, структура курсовой работы. Первая глава посвящена основным теоретическим основам власти и лидерства в системе управления, вторая – исследованию власти и лидерства ...

27. Имеете ли вы библиотеку новейшей литературы по вашей специальности? (да; нет)

28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья, сохранении и повышении работоспособности? (да; нет)

29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу? (да; нет)

30. Проводите ли вы лично обучение своих подчиненных с целью улучшения качества и повышения эффективности их работы? (да; нет)

31. Знаете ли вы о том, на какие качества работника необходимо ориентироваться при его приеме на работу? (да; нет)

32. С желанием ли вы занимаетесь разбором жалоб и удовлетворением персональных просьб, исходящих от подчиненных? (да; нет)

33. Сохраняете ли вы психологическую дистанцию в общении с подчиненными? (да; нет)

34. Относитесь ли вы к своим подчиненным с вниманием и уважением? (да; нет)

35. Уверены ли вы в себе? (да; нет)

36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны? (да; нет)

37. Часто ли вы проявляете творчество в работе? (да; нет)

38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах и т.п.? (да; нет)

39. Достаточно ли гибко вы себя ведете при принятии решений и в общении с людьми? (да; нет)

40. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, если потребуется? (да; нет)

30