Личностно-ориентированный подход в обучении

Курсовая работа

Научной базой современной системы образования служат классические и современные педагогические и психологические приемы — гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.

Гуманистический, развивающий и компетентностный дают понять какова цель образования. Сегодняшнее школьное образование обеспечивает приобщение человека к теоретическим знаниям, но никак не готовит к жизни в социуме и слабо ориентировано на профессиональную самореализацию личности. необходимо, чтобы приобретение знаний, умений и навыков не выступало целью образования, а было средством реализации целей.

Личностный и индивидуальный приемы раскрывают суть что нужно развивать. А развивать нужно не составляющие государственные интересы набор знаний, чтоб всех загнать под единую «модель выпускника», а развивать следует какие-то личные качества и умения учащегося. Это, конечно, в идеале. но все же следует помнить, что кроме каких-либо личных индивидуальных качеств, есть, так называемый, заказ на производство профессионалов и граждан. Поэтому задачу школы следует формулировать как: развитие индивидуальных качеств с учетом того, что требует общество, что предполагает культурно-личностную модель организации обучения.

В концепции личностно-ориентированного подхода успешность реализации этой цели возможна при помощи выработки и приобретения индивидуального стиля деятельности, на основе личных особенностей.

Деятельный подход дает нам понять как развивать ребенка. суть его такая, что все способности проявляются в ходе деятельности. при этом, если рассматривать личностно-ориентированный подход, лучшей деятельностью является та, которая более подходит ребенку, исходя из его склонностей и способностей.

Реализацией всех указанных выше идей выступает личностно-ориентированое обучение и профилизация старшеклассников в школе, как способ конкретизации данного приема.

В концепции улучшения российского образования на 2010 год говорится, что должно проводится профильное обучение старших классов, направленное на социализацию учащихся.

Личностно-ориентированное обучение является как раз таки тем форматом образования на сегодня, который позволит рассматривать обучение как ресурс и механизм общественного развития.

Данная курсовая работа пойдет на тему личностно-ориентированного подхода.

Цель курсовой работы: изучение особенностей личностно — ориентированной технологии в современной системе обучения. Задачи личностно — ориентированного обучения:

20 стр., 9576 слов

Развивающее обучение сущность и проблемы внедрения

... В последнее время внимание педагогов все чаще привлекает развивающее обучение, с которыми связывается возможность принципиальных и необходимых изменений в образовании. Развивающее обучение ... в процессе обучения». В него вошли статья «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте», написанная в ... достижения данной цели требовалось решение следующих задач : 1. Проанализировать научную ...

  • Изучить феномен личностно ориентированного развивающего обучения.
  • Выявить принципы построения личностно ориентированной системы обучения.
  • Определить технологию личностно ориентированного образовательного процесса.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, реферирование, составление библиографии, моделирование.

1. История «личностной компоненты»

Понятие «личностно-ориентированный подход» вошло в педагогику в 90-х годах прошлого века. Но сама идея свободного воспитания получила свое распространение в XIX-XX вв. В российской школе воспитания, как известно, основоположником свободного воспитания стоял Л.Н. Толстой.

Несмотря на то, что в России на тот момент отсутствовала сколько-нибудь развитая индивидуальная свобода, российский вариант школы был изначально связан с самоопределением человека во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. И поэтому не стоит забывать, что «теоретическим основанием» российской педагогики того времени выступала христианская антропология, «помноженная» на философию «русского экзистенциализма» (Вл. Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев, Н. Лосский, П. Флоренский, С. Франк, К. Вентцель, В. Зеньковский и др.).

Начиналось все с тезиса о воспитании сознательных строителей социализма (В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский и др.).

И «сознательность» определялась как осознанное усвоение марксистского мировоззрения и совокупности знаний, соответствующих требованиям социального заказа. А содержание установок именно в педагогике трактовалось так: «…научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, отдавая себе отчет в результатах своих действий, развивая максимум инициативы, самодеятельности» (Н.К. Крупская; цит. по 30).

Первая фаза

Под этим проектированием понимается поиск новых учебных задач, выбр установок обучения, отбор содержания, создание методики обучения, которая будет направленна на развитие учеников, личность учителя и особенности содержания знаний.

Если смотреть из сегодняшнего дня, то можно понять, что экономическая и политическая ситуации подтолкнули педагогику к выбору ЗУНов.

Вторая фаза

Само по себе предложение формирования самостоятельности учеников, принятие во внимание их индивидуальности и возраста продолжает распространяться, но самой главной задачей становится присвоение учащимся системы научных знаний предмета. Потребность в учете личностного фактора нашла свой отклик в определении принципа сознательности и активности. Данный период в развитии личностной ориентированности в педагогике определяется некоторой неопределенностью. Сохраняется общая направленность на развитие личности в педагогике, но повышение роли учителя в обучающем процессе, направленность на фактическое приобретение ЗУНов, несколько «затуманивают» понятие «развитие личности ученика», расширяя рамки его значения в плоть до того, что развитием личности считают в том числе и накопление знаний.

17 стр., 8029 слов

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольника

... ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 Личностно-ориентированный подход к воспитанию В последние десятилетия в Республике Беларусь широкое распространение в педагогической практике получил личностно ориентированный подход. ... знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым ребенком. Во-вторых, избрание первого подхода ...

Следующая фаза

Характерная черта развития данной технологии в этот период — это анализ получения необходимых знаний как целостное явление. Если в предыдущие фазы все внимание было приковано к исследованию отдельных элементов этого процесса, то сейчас вперед вышло выявление движущих сил в процессе обучения, определение общих характеристик и закономерностей обучения в общем. Содействовали этому исследования в педагогической области.

Предложение и объяснение идеи о возможном повышении уровня теоретических знаний — это одно из направлений исследования П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, И.Ф. Талызиной и др. Это требовало от ученых решений вопросов:

а) оценки адекватности содержания и логики организации учебного материала познавательным возможностям учащихся;

б) определения «границ» познавательных возможностей школьников. Итогом их решения был пересмотр самой системы образования и структур учебных программ и планов. Главные изменения были в том, что перешли на трехлетний курс обучения в начальной школе; соединение основ наук, изучаемых в школе с главными направлениями научного знания; расширение самостоятельной работы и направленность на формирование навыков самообразования; внесение в план обучения факультативных занятий; небольшое увеличение учебного времени на гуманитарные предметы.

Весомый вклад в решение задачи специальной проработки понятия «содержание образования» внес И.Я. Лернер. Согласно его концепции структура образования составляет аналог социального опыта и кроме знаний и навыков вбирает в себя опыт творческой деятельности и опыт эмоциональной жизни. Для нас важно зафиксировать тот факт, что дидактика категорично вычленяет специфический элемент содержания образования — опыт творческой деятельности.

В.В. Краевский и И.Я. Лернер в своих исследованиях выявили следующие уровни формирования содержания образования:

уровень общего теоретического представления,

уровень учебного предмета,

уровень учебного материала,

уровень структуры личности.

Так, на мой взгляд, появляется «теоретически оформленная» идея о необходимости описания содержания образования в терминах изменения субъекта учения. И если здесь она сформулирована на уровне целевых установок, то в исследовании, например, В.С. Леднева подчеркивается взаимообусловленный характер организации содержания образования и структуры качеств личности.

В этом периоде все возрастающее внимание проявляется к личности учащегося.

34 стр., 16880 слов

Личностно-ориентированный подход обучения

... личностно 1.1Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения ... подхода в учебно-воспитательном процессе современной школы. Цель исследования: выявить особенности личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе в системе дополнительного образования. В ...

Неизменным объектом всех рассмотренных выше направлений исследований этой фазы является ученик: в педагогической психологии он — носитель определенных познавательных возможностей, при отработке содержания образования — цель и детерминанта его формирования, в концепции оптимизации — в определенном смысле «цель» и «элемент» системы, в поисках движущих сил учебного процесса — «сторона» существенного противоречия и «результат» его разрешения.

С конца 80-х годов начинается следующий этап в развитии дидактической отечественной мысли.

Во-первых, на мой взгляд, настоящий период характеризует стремление исследователей к интеграции различных подходов. Прошел период «бумов» то оптимизации, то проблемного обучения, то программированного, то развивающего обучения (при отождествлении данного понятия либо с системой Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, либо с системой Л.В. Занкова).

Во-вторых, в этом интегративном процессе четко обозначился системообразующий фактор — уникальная и неповторимая личность учащегося. Причем вычленение этого фактора со всей определенностью скорее принадлежит педагогической практике, нежели теории. Подготовленные всем предыдущим этапом сдвиги в образовании даже в качестве первоначальных форм рефлексии реализовались не в теории, а в практике педагогов-новаторов, в практике создания и работы инновационных учебных заведений, вариативных учебных планах, региональных программах образования.

В последнее время появились и первые работы методологического характера, где достаточно обстоятельно обсуждается проблематика именно личностно-ориентированного обучения.

В-третьих, современный этап развития дидактики характеризует повышенная чувствительность к технологии обучения. Она преодолевает рамки отождествления педагогической технологии с унифицированным набором методов и форм. Все чаще педагогическая технология интерпретируется как авторская система педагогической работы.

И последнее. Интерес дидактики к личности ученика в том варианте, который мы обозначили выше, подталкивает ее к рассмотрению жизненного пути личности в целом и в этом смысле ориентирует на выработку единой методологии организации развивающей среды, включая дошкольное образование и послешкольное в разных его вариантах.

Такова вкратце история «личностностной компоненты» обучения и особенностей ее проектирования в различных педагогических системах и подходах.

2. Сущность личностно-ориентированного подхода

«Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.» (Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Директор школы. — 2003. — №6).

Личностно-ориентированный подход — методоологическая ориентация в психолого-педагогической деятельности, помогающая обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самомтроительства и самореализации личности ребенка, развитие его индивидуальности.

10 стр., 4958 слов

Личностно-ориентированное обучение в преподавании физической культуры в вузе

... развития высшего образования характеризуется интеллектуализацией и гуманизацией учебного процесса, расширением профиля подготовки и повышением профессиональной мобильности специалистов. Ведущими идеями личностно–ориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются: цели личностно-ориентированного обучения: развитие познавательных ...

Теоретико-методологической основой личностно-ориентированного подхода являются идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии.

Цель его использования — на основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности.

Содержательные аспекты применения подхода — субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации и самоактуализации, обогащения и саморазвития.

Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты использования — приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-субъектных помогающих отношений.

Главным критерием анализа и оценки эффективности применения данного подхода является развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт.

Профессор Е.Н. Степанов выделяет следующие компоненты, из которых складывается личностно — ориентированный подход в образовании.

Первая составляющая личностно-ориентированного подхода — это основные понятия , которыми оперируют психологи-педагоги в рамках этого подхода:

*индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

*личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

*самоактуализированная личность — человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой и наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

*самовыражение — процесс и результат развитияи проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

*субъект — индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

*субъектность — выражение своей позиции;

*Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представления о самом себе, на основе которой он строит свою жизнь и деятельность, взаимодействие с другими людьми и отношение к себе и к окружающим;

*выбор — осуществление человеком или группой возможности избирать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

*психолого-педагогическая поддержка.

Вторая составляющая — это определенные правила, которыми пользуется педагог. Это, так называемые, приинципы личностно-ориентированного подхода:

) Принцип самореализации

4 стр., 1697 слов

Творческое саморазвитие студентов в условиях личностно ориентированного ...

... обучения студентов. От уровня и качества образования и воспитания российского студента зависит: быть ли ему творчески саморазвивающейся, конкурентно способной, самодостаточной личностью ... реализации принципа сотворчества вузовского преподавателя и студента. Исходя из парадигмы личностно ориентированного ... подходов: интерактивного (через такие формы общения преподавателя и студентов, как дискуссии, ...

Пробудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных возможностей.

) Принцип индивидуальности

) Принцип субъектности

Междсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

) Принцип выбора

Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, при этом обладал субъективными полномочиями в решении вопросов.

) Принцип творчества и успеха

Данный принцип способствует позитивному формированию «Я-концепции» и стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самостроительству своего «Я».

) Принцип доверия и поддержки

Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка в его стремлении в самореализации.

Не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация обуславливает успех обучения и воспитания ребенка. Ребенка нужно суметь заинтересовать и правильно замотивировать.

И третья составляющая подхода — это методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся права выбора, необходимой свободы для принятиях каких-либо своих самостоятельных решений.

Главное условие реализации личностно-ориентированного подхода — это создание «личностно-утверждающей» или личностно-ориентированной ситуации — учебной, познавательной, жизненной. Но не стоит забывать, что одним из главных компонентов, способствующих созданию личностно-ориентированного подхода является личный опыт учащегося. Таким образом, главным фактором, способствующим реализации этого подхода является опора на субъектный опыт учащегося с целью самостоятельной выработки им способа учебной работы, необходимого для реализации опыта познания, и дальнейшего развития.

Урок был, есть, и будет основной формой получения знаний, но в структуре личностно-ориентированного обучения он несколько меняется. В рамках этого подхода обучающиеся должны предоставить ранее неизвестные ему способы решения той или иной задачи, будь то какая-либо инсцинировка сказки на уроке литературы, или красочное изображение решения сложной теоремы на уроке геометрии. Но педагог не должен полностью отдавать проведение урока в руки учеников, он должен дать какой-то толчок, пример, должен заинтересовать детей.

урок обучение личностный педагогический

3. Личностно-ориентированный урок: технология проведения

Главная цель личностно-ориентированного урока — это создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приёмы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал. Педагог должен принять ребёнка таким, каким он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что силы его могут раскрыться при специально организованном обучении. Особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов и продвижение детей в развитии.

56 стр., 27697 слов

Личностно-ориентированное обучение в условиях образовательного ...

... в начальной школе. Противоречие между потребностью подрастающего поколения в освоении новых знаний и недостаточным уровнем технологического обеспечения образовательного процесса и обусловило выбор темы дипломной работы «Личностно- ориентированное обучение в условиях образовательного процесса в начальных ...

Личностно-ориентированный урок в отличие от обычного урока в школе главным образом изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». У педагога меняется стиль преподавания, от командного он переходит к сотрудничеству. Изменяются также и позиции ученика — от простого исполнения «приказов» учителя он переходит к активному творчеству, благодаря которому меня ется его мышление — оно становится рефлексивным. Меняется еще и характер отношений на уроке. Главная задача учителя на таком уроке не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Я бы хотела в таблице 1 привести основные отличия традиционного урока от личностно-ориентированного.

Таблица 1

Традиционный урокЛичностно-ориентированный урок

При подготовке и проведении личностно-ориентированного урока педагог должен вывести основные направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, затем деятельность, определяя собственную позицию.

Таблица 2

Направления деятельности учителяПути и средства реализации

Учителю при подготовке личностно-ориентированного урока следует знать субъектный опыт каждого ученика, это поможет ему подобрать более правильные и рациональные приемы и методы работы индивидуально с каждым. Следует помнить, что различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга.

Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений.

Заключение

На основе проведенного мной исследования можно сделать выводы, что сегодняшняя система образования нуждается в личностно-ориентированном обучении.

Главная цель личностно-ориентированного образования — это развитие индивидуальности ученика. Но, конечно, не стоит забывать и о приобретении учащимися знаний. И благодаря этому подходу знания получать гораздо интереснее и остаются они на долго. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:

. повысить мотивированность учащихся к обучению;

. повысить их познавательную активность;

6 стр., 2524 слов

_Теория и практика личностно- ориентированного образования

... компонент личностно ориентированного подхода – это технологическая составляющая, к Использование личностно ориентированного подхода в обучении невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики. 2.Структура деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно- ориентированном образовании «Личностно ориентированное образование есть ...

. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;

. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;

. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;

. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;

. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;

. отследить динамику развития учащихся;

. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

Концепция личностно-ориентированного образования это красивая утопия. В полной мере перевести нынешние школы на данную систему обучения пока невозможно. Но, я думаю, в будущем с новымии специалистами, эту утопию можно будет воплотить в жизнь.

Как по мне, так я в своей практике буду стараться применять данную технологию. Потому что сама несколько лет училась в такой школе, где директор была приверженцем личностно-ориентированного обучения. И, исходя из своего опыта, я могу сделать вывод, что эта технология несомненно работает. Ученики на самом деле сами тянутся к знаниям, потому что педагог, настоящий педагог, который все свое сердце и душу отдает своим воспитанникам, умеет заинтересовать, замотивировать учащихся.

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/lichnostno-orientirovannoe-obuchenie/

1. Косарев, В.Н. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении и образовании / В.Н. Косарев, М.Ю. Рыков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. — 2007 — Вып. 10.

. Гульянц, С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций / С.М. Гульянц // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2009 — Вып. 2.

. Приказчикова, Т.А. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей. / Т.А. Гульянц // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2010 — Вып. 12.

. Плигин, А.А. Личностно ориентированное образование: история и практика: монография / А.А. Плигин. — М.: КСП+, 2003. — 432 с. (13,5 п.л.)

. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение; вопросы теории и практики: монография / Н.А. Алексеев. — Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. — 216 с.

. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. — М.: Изд-во Сентябрь, 1996. — 96 с.

. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. — М.: Изд-во Педагогика, 1989. — 192 с.

75 стр., 37027 слов

Личностно-ориентированное обучение на х информатики (2)

... педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять формы его дальнейшего обучения. Цель дипломной работы — раскрыть технологию построения личностно – ориентированного обучения на уроках информатики, показать , насколько эффективен и устойчиво восприятие и ...

. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. / М.Е. Кузнецов — Новокузнецк, 2000. — 342 с.

. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно — ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. — 352 с.

. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография / В.В. Сериков — Волгоград: Перемена. 1994. — 152 с.

. Степанов, Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н. Степанов — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.

. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 107 с.

. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей: / А.К. Колеченко — СПб.: КАРО, 2002. — 368 с.

. Педагогический опыт: Сборник методических разработок уроков победителей и лауреатов районных, городских и областных конкурсов «Учитель года», часть 1, вып. 3. / Под ред. И.Г. Остроумова — Саратов.

. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г.К. Селевко — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 144 с.

. Якиманская, И.С. Развивающее обучение. / И.С. Якиманская — М.: Педагогика, 1979. — 144 с. — (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).

. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л.М. Митина — М.: «Дело», 1994. — 216 с.

. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская — М., 2000.

. Берулава, Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков / Г.А. Берулава — Бийск. 1993. — 240 с.