Криминальная среда и её «теневые» структуры активно приобретают более высокий профессионализм и организованность, многоцелевую и крупномасштабную ориентацию, проникают во все сферы общественной жизни: экономику, политику, культуру. И соответственно оказывают значительное влияние на общественное сознание и поведение людей. Данные тенденции свидетельствуют о процессе институционализации преступности, укреплении её социального статуса. «Криминальная революция» конца XX — начала XXI вв., сопровождающаяся укоренением отклоняющегося, особенно преступного, поведения.
Криминализация российского общества явилась результатом действия целостной системы факторов, охватывающей практически все сферы общества. В ходе этого процесса изменяются традиционные системы ценностей и эталоны социальных оценок, модальным типом личности становится жестокий, преуспевающий, изворотливый, состоятельный молодой человек. Такие качества, как честность, порядочность, интеллигентность, образованность и культурность оказались не только не престижными, но и презираемыми значительной частью молодых людей.
На сознание и поведение людей, прежде всего молодежи, оказывают колоссальное влияние телевидение, материалы, которого несут поток негативной информацией, а на экранах телевизоров изобилуют грубо-натуралистические сцены насилия. Субкультура преступного мира стала заполнять образовавшийся культурный вакуум и тем самым качественно изменила содержание и характер социализации молодежи. Социальное влияние и давление преступного мира на общество, распространение и легитимация его «морали» через СМИ деформирует ценностные ориентации, прежде всего, у наименее устойчивой части населения — молодежи, создает предпосылки для незаконопослушания, снижает порог нетерпимости к преступности, стирает грань между аморализацией и преступностью. Криминальная субкультура становиться одним из факторов социализации молодёжи, а также конструирования социального мира, так как имеет влияние на формирование социальных ориентиров, ценностных ориентаций. Это порождает социальную агрессивность, высшим проявлением которой становятся преступления против личности, что мы и наблюдаем в России в настоящее время, т.к. «больное» агрессией, непримиримостью общество «заражает» ею и молодое поколение через механизмы социализации, путем подражания и социального научения.
Степень научно теоретической разработанности проблемы.
При изучении становления криминальной субкультуры следует учитывать развитие преступности. Данные сферы непременно взаимодействуют и можно сказать «сотрудничают» друг с другом.
Субкультура преступного мира
... значение и влияние каждого члена преступного сообщества на общественную жизнь, причем, в основном, путем преувеличения такого влияния. По мнению многих исследователей именно криминальная субкультура является причиной ... следует сказать несколько слов о развитии исследований криминальной субкультуры и современных взглядов на нее. Субкультура преступного мира вызывала и вызывает до сих пор большой ...
Интерес к изучению феномена преступности, образования организованных группировок довольно высок и широко изучен в работах Гурова А.И, Ли Д. А., Максимова А.
В работах Я.И. Гилинского развивается структурно-функциональный подход к девиантному поведению, который выявляет функциональные связи девиаций с социальной структурой общества, их роль в общественной жизни. Поведение, которое связано с нарушением формальных норм, не одобряется законом, он называет делинквентным.
Изучение криминализации российского общества принадлежит работам Лунева В.В, Рывкиной Р. В. В них подробно рассмотрена динамика совершения правонарушений, и выделение основных аспектов, от которых она зависит.
Эмпирические исследования Шипунова Т.В. ИвановойВ.А, Радаева В.В, Рывкиной Р.В, Рачкова Б, Краевой О.Л., Воронина Г.Л. и др. помогли определить степень проникновения криминала в общество, влияния на массовое сознания людей, определили степень усиленности взаимосвязи криминала и общества.
Что касается изучения непременно самой криминальной субкультуры, то развитие данной области занимались: Д. А. Корецкий, В. В. Тулегенов Ю.М. Антонян, С.В. Бородин, В.Ф. Пирожков, Александров Ю.К. Они показали особенности данного типа субкультуры, раскрыли нравы, принципы и нормы, а также изучили сущность атрибутов: жаргона, татуировок, воровских и тюремных законов.
Методом обширного анализа культуры российского общества. Выявлены последствия и сферы влияния криминальной культуры на общественную культуру. Данные проблемы широко раскрыты Олейником А.Н, Левиным Л, Самойловым Л, Салагаевым А.Л. и Шашкиным А.В.
Глубоко изучили влияние криминальной субкультуры именно на молодёжь в России В.Пирожков, К. Митупов, А. Салагаев. Указав множество последствий и сфер проникновения.
В работах Ковалёвой Т.В Степановой О.К, Морозова В.В, Чупрова В.И. на основе изучения российских социализирующих институтов была раскрыта проблематика социализации молодёжи.
Проблема исследования -, Объект исследования
Предмет — Влияние криминальной субкультуры на российскую молодёжь.
Цель исследования, Задачи исследования:
Ш Раскрыть понятия субкультуры и криминальной субкультуры.
Ш Изучить влияния криминальной субкультуры на культуру российского общество.
Ш Выделить особенности социализации молодежи в современных российских условиях
Ш Изучить особенности и последствия влияния криминальной субкультуры на молодежь
Глава 1. Криминальная субкультура и российское общество
1.1 Понятие субкультуры
В общем, достаточно тяжело назвать четкое и однородное определение такого образования как субкультуры.
Единой устоявшейся системы взглядов на явление субкультуры сегодня нет. Каждая наука понятия “субкультура” интерпретирует и описывает с позиций своих предмета и методологии.
Поэтому в науке сформировался ряд наиболее распространенных подходов к изучению и описанию данного явления. Кратко охарактеризуем их.
Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе
... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...
Системно-динамический подход имеет представление субкультуры как сложной системы, претерпевающей фазовые преобразования.
Синергетический подход описывает взаимодействия субкультур как хаотически разворачивающийся процесс. В этом процессе одни субкультуры усиливаются (кооперативный эффект), а другие угасают.
Информационный подход представляет образ культуры (субкультуры) как сочетания социальных феноменов с информационными, где коллективное сознание (несущее в себе духовные ценности) формируется в процессе передачи информации от индивида к индивиду, а СМИ (телевидение, радио, пресса) активно влияют на этот процесс.
Генетический подход заключается в отождествлении системы духовных ценностей с набором генов.
Иерархический подход интерпретирует культуру как иерархически организованную систему, в которой культуры высшего уровня развиваются по собственным законам, отличным от законов нижнего уровня.
Трофический подход основан на принципе: верхний уровень развивается за счет низшего. Трофические уровни выстраиваются в цепочку, началом которой есть преобразование мира человеческих чувств в мыслительные образы.
Эпидемиологический подход уподобляет процесс формирования субкультур распространению инфекционной болезни: возбудитель — социальный миф, формируясь в массовом сознании, передается от индивида к индивиду, охватывая массу пораженных. Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов// Социологические исследования. — 1999. — №1
Когнитивный подход заключается в представлении о субкультуре как системе познавательных теоретических конструктов, сквозь призму которых воспринимается окружающая действительность.. С когнитивной точки зрения, вслед за М. Соколовым, культуру можно понимать как совокупность ментальных структур, присущих большинству общества, а субкультуру — как один из возможных культурных выборов: «каждая субкультура включает набор правил, позволяющих принимать решение по поводу всего, что может быть выбрано — подходит это для них или нет. Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход
Сущностью данной совокупности взглядов на субкультуру, я в своей работе буду анализировать криминальную субкультуру, и выделять её особенности в ментальной и поведенческой сфере.
Также, по мнению М. Соколова, для данного рабочего определения, составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются:
- Ш знание (картина мира в узком смысле);
- Ш ценности;
- стиль и образ жизни;
- Ш cоциальные институты как системы норм;
- Соколов К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации// Вест. Российского гуманитарного научного фонда. — 1997. — №1. — С. 134
процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы); потребности и склонности
С помощью данных понятий мы будем раскрывать в дальнейшем сущность криминальной субкультуры.
Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность указанных выше параметров. Творцом и носителем субкультуры здесь оказывается социальная группа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают ее от других общностей. Социальную группу тут следует понимать прежде всего в широком смысле. То есть как большую общность людей, главным признаком которой является, прежде всего, культура, а не место в системе общественных отношений.
Гопники субкультура
... ] . Близость к криминальному миру предопределила использование воровского жаргона и ненормативной лексики. В социальном отношении представители субкультуры, главным образом, родом с окраин промышленных городов. Большинство гопников вышли из бедных, ... денег (например, «Слышь, мелочи не найдётся?» ,«Ты кто такой ваще по жизни?» , «А есть пять рублей на минералку?» ) и других ценностей (например, «У тя ...
Расшифруем предложенный список подробнее.
Знание (картина мира в узком смысле).
Под этим понятием имеется в виду вся совокупность знаний и представлений индивида об окружающей действительности, отталкиваясь от которых, индивид выстраивает целостный образ социального мира и своего места в нем. На основе созданного образа происходит ориентация в жизненном пространстве. Здесь следует определить, каким образом происходит работа с социальной информацией и какие элементы социального мира при этом выделяются, а также механизмы, обслуживающие процесс построения данного образа.
Ценности.
Стиль и образ жизни
Социальные роли и статусы также относятся к стилю и образу жизни. Образ жизни индивида в культуре и субкультуре предполагает набор ролей, выполняемых индивидом в разных обстоятельств. Можно утверждать, что описать все возможные обстоятельства вряд ли удастся, однако среди них можно выделить классы стандартных обстоятельств, в которые индивид попадает регулярно. В каждом классе таких обстоятельств человек выполняет определенную роль (как правило, одну).
Инвариантный класс обстоятельств предполагает ограниченный набор ролей; выполняя их, различные личности реализуют одни и те же требования институтов, выработанные для данных классов обстоятельств и способные быть отражением своеобразности субкультуры.
К стилю и образу жизни, который будет характеризовать и отличать субкультуру как таковую, мы отнесем именно тот стиль и образ жизни (стиль жизни, условия жизни, роли и статусы), который присущ определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности. Соколов К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации// Вест. Российского гуманитарного научного фонда. — 1997. — №1. — С. 134
Социальные институты как системы норм
Из содержательного взгляда, социальный институт — это набор целесообразно ориентированных стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях. Эти стандарты поведения нормативно урегулированы. Они закреплены нормами права и другими социальными нормами. В границах социальной практики возникают определенные виды социальной активности, причем правовые и социальные нормы, регулирующие эту деятельность, концентрируются, группируются в определенную систему, которая обеспечивает данный вид социальной деятельности. Такой системой и служит социальный институт. Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учеб. пособие. — Ленинград, 1989. — 83 с.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение этой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института.
Различные субкультуры имеют свои способы упорядочения их жизни как субкультур. В пределах субкультур могут возникать определенные специфические для них институты (например, “пахан” на зоне и т.п.).
Эти институты обнаруживают присущую им специфическую иерархию.
Институт, как мы уже отмечали, предполагает определенную систему норм, усваивающихся в процессе социализации. Одни из них осознаются (независимо от того, писаные они или нет), а другие не осознаются. Можно предположить, что субкультура держится как раз на несформулированных и несознаваемых нормах. Обучение таким нормам осуществляется на примерах, то есть в процессе реального поведения. Реальное поведение — это проявление определенной роли, предусмотренной в определенном институте, при соответствующем инвариантном классе обстоятельств.
Тюремная субкультура
... как ценности криминальной субкультуры выступают реальным стимулом поведения личности и группы, а сама криминальная (тюремная) субкультура является духовной и материальной основой существования и деятельности преступного мира, ... образования и функционирования неформальных малых групп оказывают влияние на образ жизни и деятельности осужденных не только в стенах исправительного учреждения (ИУ), но и ...
Процедурное знание, Потребности и склонности
Склонность мы будем понимать как устойчивую ориентированность человека на что-то, желание заниматься определенным видом деятельности. Склонность формируется и развивается под влиянием условий жизни, обучения и воспитания.
К потребностям и склонностям, которые будут характеризовать и выделять субкультуры как таковые, мы отнесем потребности и склонности, присущие определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности и удовлетворяющиеся и реализовывающиеся в рамках определенной субкультуры. Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учеб. пособие. — Ленинград, 1989. — 83 с.
Также в данной работе будет употреблён термин неформального объединения молодёжи (НОМ).
НОМ — это несанкционированные властью, автономно и спонтанно возникающие молодёжные группы и движения, объединённые общими идеалами и интересами, отличными от общепринятых, традиционных представлений о престижном и полезном. Неформальные объединения молодёжи исторически возникают вместе с выделением молодёжи в отдельную социально-демографическую группу, расширением границ молодёжного возраста, с ростом многообразия форм её воспитания и образования. Неформальные объединения молодёжи образуют особый молодёжный социум или молодёжную субкультуру, в которой выражаются как специфически молодёжные интересы (спорт, мода, секс и т.д.), так и своеобразно понимаемые молодёжью традиционные формы деятельности (политика, искусство, бизнес и т.д.).
Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996.
В общем, для дальнейшего анализа будет приведено следующее рабочее определение субкультуры:
Субкультура — система мировоззрения с определенной и однородной моделью ментальных конструктов, ценностных установок стереотипов поведения и образом жизни. Данное единство социального мира создаёт механизм взаимодействия отношений в данной системе между участниками группы.
1.2 Особенности и определение криминальной субкультуры
Для начала важно разграничить понятие тюремной и собственно криминальной субкультуры. Следует заметить что сама криминальная субкультура собственно возникла на базе тюремной субкультуры, то есть по сути, тюремная субкультура есть часть криминальной. Такие авторы как Ю.Александров, А. Тайбаков, А Олейник в своих работах употребляют понятие криминальной и тюремной субкультуры как синонимичные. Поэтому в дальнейшем, понятия криминальной и тюремной субкультуры будут восприниматься как равнозначные.
Под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих деятельность криминальных сообществ, что способствует их сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы объединившихся в группы преступников. В них в искаженном и извращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенности населения. Её социальный вред заключается в том, что она делинквентно социализирует личность, стимулирует перерастание возрастной, экономической, национальной оппозиции в криминальную, именно потому и является мощнейшим механизмом воспроизводства преступности. Д. А. Корецкий, В. В. Тулегенов Криминальная субкультура и ее криминологическое значение/ Изд. Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006 г
Преступная субкультура
... формированием субкультуры наркоманов. Продолжает существовать и субкультура представителей профессиональной преступности, то есть на сегодняшний день существуют три самостоятельных вида криминальной субкультуры. В местах лишения свободы эти три вида криминальной субкультуры, сливаясь ...
Несомненно в начале криминальная субкультура возникла в закрытых исправительных учреждениях, а затем распространилась за их пределами, захватив значительную часть подростково-юношеской популяции, прежде всего трудовых и педагогически трудных подростков. Криминальная субкультура блокирует и извращает воспитательные действия педагогов и окружающих, разрушает внутриколлективные отношения, замещая коллективистские отношения отношениями круговой поруки, коллетивизм — клановостью, товарищество — лжетовариществом, оправдывает и поощряет преступное поведение и преступный образ жизни.
Криминальная субкультура отличается от обычной культуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами. Они прямо, непосредственно и жестко регулируют криминальную деятельность, преступный образ жизни, внося в них определенный порядок.
Все структурные элементы криминальной субкультуры взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Однако в зависимости от выполняемых функций их можно классифицировать на следующие группы:
1. Стратификационные (нормы и правила определения статуса личности в группе и уголовном мире, клички, татуировки, привилегии для «элиты»);
2. Поведенческие («законы», «наказы», правила поведения для различных классификационных каст, традиции, клятвы, проклятия);
3. Пополнения уголовного сообщества «кадрами» и работа с новичками («прописка», «приколы», определение сфер и зон преступного промысла);
4. Опознания «своих» и «чужих» (татуировки, клички, уголовный жаргон);
5. Поддержания порядка в уголовном мире, наказания провинившихся, избавления от неугодных («разборки», стигматизация, «опускание»);
6. Коммуникации (татуировки, клички, клятвы, уголовный жаргон, «ручной жаргон»);
7. Сексуально-эротические (эротика как ценность, «вафлерство», «парафин», мужеложство как способы снижения статуса неугодным лицам и др.);
8. Материально-финансовые (изготовление и хранение орудий совершения преступлений, создание «общей кассы» для взаимопомощи, аренда помещений под притоны и др.);
9. Досуговые (извращенная культура отдыха и развлечений);
10. Функция специфического отношения к своему здоровью — от полного пренебрежения им: наркомания, пьянство, членовредительство — до культуризма, активных занятий спортом в интересах криминальной деятельности Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры / Ю.К.
Привлекательность криминальной субкультуры состоит в том, что её ценности формируются с учетом
В отличие от законопослушных социальных групп в криминальных группах социально-психологическая стратификация закрепляется социальной стигматизацией (социальное клеймение).
Это означает, что статус, роль и функции личности в группе отражаются в знаках, вещественных атрибутах и способах размещения индивидуума в пространстве, занимаемом криминальной группой. Таким образом, в криминальных сообществах действую определенные «знаки различия», «читая» которые, можно точно определить «кто есть кто».
Современные молодежные субкультуры
... в контекст молодёжной субкультуры. Цель данного реферата раскрыть отличительные признаки и тенденции развития современной, молодежной субкультуры. Объектом исследования является субкультура современной молодежи. Предмет исследования: принципы формирования молодежной субкультуры и ее влияние на ...
Криминальная субкультура, представляя собой целостную культуру преступного мира, с ростом преступности все более расслаивается на ряд подсистем (субкультура воровская, тюремная, рэкетиров, проституток, мошенников, теневиков) противостоящих официальной культуре. Степень сформированности криминальной субкультуры, её влияние на личность и группу бывает различной. Она может встречаться в виде отдельных, не связанных друг с другом элементов; может получать определённое оформление (её «законы» играют роль в регуляции поведения личности и группы); наконец она может доминировать в данном заведении (микрорайоне, населенном пункте), полностью подчиняя своему влиянию, как криминогенный контингент так и законопослушных людей. 1. В.Ф. Пирожков. Криминальная психология; М.1998г.
Данная субкультура базируется на дефектах правосознания, среди которых можно выделить правовую неосведомленность и дезинформированность, социально-правовой инфантилизм, правовое бескультурье, социально-правовой негативизм и социально-правовой цинизм. При этом дефекты правосознания усугубляются дефектами нравственного сознания, пренебрегающего общечеловеческими принципами морали.
Важное место в криминальной субкультуре занимают «мифы» (уголовная мифология).
Насаждающая образы «удачливого вора», «смелого разбойника», «несгибаемого парня», культивирующие «воровскую романтику», «идею воровского братства», «воровскую честность» и тому подобное, способствующие сплочению преступных групп, возникновению определенных уголовных традиций.
Криминальная субкультура включает в себя субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в групповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступные навыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение, формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управления преступными сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты», предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим», «чужим», лицам противоположного пола и тому подобное).
Предметные результаты деятельности преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений, материальные ценности, денежные средства и тому подобное).
Все это находит отражение, прежде всего, в особой «философии» уголовного мира, оправдывающей совершение преступлений, отрицающей вину и ответственность за содеянное, заменяющей низменные побуждения благородными и возвышенными мотивами. В насильственных преступлениях — чувством «коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и так далее; в корыстных преступлениях — идеей перераспределения имеющейся у людей собственности и её присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией. Переход к рыночным отношениям стимулировал в преступной среде идею быстрого обогащения, пренебрежения экономическими интересами других людей, что дало вспышку корыстной преступности со своими жесткими правилами игры.
Субкультуры: типология, признаки, виды
... самого термина «субкультура» и основных методах типологизации, охарактеризовать составляющие и признаки субкультуры, а также привести примеры субкультур, наиболее широко распространенных в современном обществе. 1. Понятие «субкультура» , типологизация субкультур. Само понятие «субкультура» сформировалось в ...
В общем, данный тип субкультуры имеет четко выраженную конструкцию ценностных ориентаций и стереотипов поведения, определяющие взаимодействие в данной группе. Что даёт нам возможность создать некую модель устройства данной субкультуры и суть взаимодействия людей и групп входящих в неё. И только отталкиваясь от этого, мы можем проследить следы проникновения этой субкультуры в общество, а в дальнейшем и механизмы этого взаимодействия с социумом.
1.3 Становление криминальной субкультуры в России
Криминальная субкультура как феномен со своими материальными и духовными ценностями, нормами традициями, и даже жаргоном не мог возникнуть в одну секунду. Также следует отметить, что без возникновения преступности, тем более организованной, криминальная субкультура не могла бы возникнуть. Поэтому важно проследить развитие преступной деятельности в России. Становлению данного типа субкультуры сопутствовала история длиной в века. В истории российского общества переживавшего огромное количество катаклизмов, нищету, разорение подготавливало почву для преступного поведения, когда человеку приходилось переходить черту дозволенного ради выживания. Отсюда и массовое порождение преступников и рецидивов. В криминологическом смысле понятие рецидив означает повторность совершения преступления, а понятие профессионал — лицо, занимающееся совершением преступлений как профессией. Эти понятия лежат в основе определения сущности рецидивной и профессиональной преступности. Первая — преступность, включающая все повторно или многократно совершенные одними и теми же лицами преступления, вторая — преступления, совершенные многократно лицами, являющимися криминальными профессионалами.
История рецидивной и профессиональной преступности в России уходит своими корнями в далекое прошлое. Эта преступность связана, как ни странно, с долгое время существовавшим крепостным правом. Многие крепостные крестьяне, не выдерживая издевательств со стороны помещиков, убегали от них. Иные полностью пропивали свое имущество и, чтобы не отдавать долги, также подавались в бега. В среднем ежегодно от помещиков убегали свыше 200 тыс. крепостных. Поскольку трудоустроиться они нигде не могли, средства на пропитание добывали грабежами и разбоями на дорогах. Только с 1719 по 1742 гг. в розыске числились более полумиллиона крепостных крестьян.
Кражи и разбои в это время большей частью носили групповой характер, так как беглые крестьяне сбивались в шайки и преступления совершали совместно. Членов таких шаек называли «лихими людьми», поскольку творить зло тогда называлось «делать лихо».
В городах преступления чаще всего совершали бродяги, спившиеся мастеровые и ремесленники, а также все те же беглые крестьяне, так называемые пришлые люди, которые для облегчения преступных посягательств нередко переодевались в стрельцов и под видом их грабили припозднившихся горожан.
В больших городах существовали даже места концентрации «пришлых и лихих людей». В Москве, например, это были Немецкая слобода и деревни за Серпуховской заставой. Позже местом сбора профессиональных преступников в Москве стал знаменитый Тишинский рынок, в Петербурге — кабаки, торговые бани, рынки, харчевни. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М.,1990
В первой половине XIX в. из числа преступников, сосланных в Сибирь за последние двадцать лет, больше половины приходилось на осужденных за кражи и мошенничество. Причем за грабеж и разбой осуждалось преступников вдвое больше, чем за убийство. Таким образом, профессиональная преступность в целом имела корыстно-насильственный характер.
Субкультура: Реперы
... («Восторг рэпера») в исполнении, ситуация коренным образом изменилась. Благодаря данной 15-минутной композиции американское общество и бизнес познакомились с субкультурой хип ... В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25 ... тенденция только усилилась. 1.2 История «русского рэпа» В России рэп появился в 1980-е годы с развитием в ...
Очевидно, что к этому времени следует отнести все возрастающую взаимообусловленность профессиональной и рецидивной преступности. Как правило, рецидивисты все чаще становились профессиональными преступниками, специализируясь на совершении однотипных преступлений, постоянно совершенствуя и оттачивая свое преступное «мастерство».
Отмена крепостного права в 1861 г. вызвала огромные миграционные процессы. Стали появляться рецидивисты и профессиональные преступники из дворян и купцов, которые многократно совершали подлоги кредитных бумаг, карманные и квартирные кражи, занимались карточным мошенничеством.
Больше половины из числа осужденных преступников специализировались на совершении однородных преступлений.
Здесь можно проследить, что некая «осёдлость» деятельности и её постоянство, создаёт почву для создания неких правил и установок, для удобного взаимодействия членов преступных группировок.
Преимущественно политический характер носил время бандитизм. Во второй половине 1917 г. только в Москве действовало около 30 банд. Некоторые из них доходили до количества более 100 человек.
Также можно заметить, что здесь могло способствовать развитию уголовной культуры. Несомненно, группа людей, банда, движимая одной целью и идеей не могла обходиться без общих ценностей и общих «правил игры» внутри данной группы.
Особую роль в российской истории тюремного заключения занимают массовые сталинские репрессии и ГУЛАГ. Называются различные цифры количества людей, отбывших заключение в лагерях в период массовых репрессий: от 5 до 120 миллионов человек. В 1930-1953 в исправительно-трудовых колониях побывало 6,5 млн. человек. Важным событием в этот период является массовое освобождение заключённых, осужденных по уголовным статьям, весной и летом 1953-го года, когда из тюрем, лагерей и спецпоселений освобождались 1181264 человека. Год смерти. Что принесла амнистия 1953 года.//http://ispolin.pisem.net/int_amnist53.htmИменно с этой амнистией можно связать ощутимые культурные перемены в обычной среде, когда распространённость тюремных и криминальный паттернов поведения, норм и установок, привнесённых из тюремного пространства в «обычное», стали не просто осязаемыми, но и доминирующими «среди социальных групп практически всех возрастов» населения СССР, и потом и России.
Однако, репрессивная система уголовного наказания (как СССР, так и России) помещающая в места заключение значительное количество населения и после смерти Сталина, продолжала передавать и воспроизводить криминальные установки и нормы в «обычном» обществе.
Следующие данные приводит А. Олейник: «Около трети советских людей были осуждены как минимум один раз либо осужденными были их родители» [ Олейник 2001, c. 5].
Ю. Александров утверждает о следующем количестве заключённых в СССР: «за период с 1961 по 1985 год через систему ГУЛАГ — ГУИТУ прошло более 30 миллионов человек» [Александров 2002, c. 28].
Влияние бывших заключённых на культурные установки «обычной» среды, и формирование в ней тюремной и криминальной культуры можно обнаружить в следующих данных: «Существовавшие в то время исправительные учреждения являлись хорошей средой для быстрого распространения новых традиций. Полученные в тюрьмах “знания” вышедшие из них распространяли на воле, и, таким образом, власть воров в законе постепенно укреплялась и распространялась на всю страну» [Александров 2002, c. 27].
Непременно можно сделать вывод, что 30-50 годы стали просто рассадником уголовной культуры, что привело к массовому распространению криминальной субкультуры по просторам нашей страны. Что собственно оставляет след и в современности, и продлиться на неопределённый срок. И с учетом повышенной криминализации российского общества, ментальность криминальной субкультуры проживёт еще свой долгий век.
1.4 Укорененность криминальной субкультуры в культуре современного российского общества, Криминальная субкультура за многие года диффузии в обществе
Речь и язык
Современное российское общество в последнее десятилетие оказалось под сильным давлением криминальных группировок. Это произошло в силу ряда причин. Главной из них является глубокий социально-экономический кризис, поразивший российское общество. Кроме того, в результате деятельности исполнительной власти в России криминальный мир получил возможность распространить свое влияние на широкую сферу социально-экономической деятельности.
Основной областью, куда устремились преступные элементы, стала экономика. Возможность крупномасштабного и безнаказанного разворовывания государственной собственности привела к созданию широких региональных преступных сообществ, куда были включены коррумпированные чиновники и связанный с преступным миром директорат. В результате произошло укрепление преступности в высшей страте российского общества.
Особенностью сложившейся ситуации является то, что преступность проникла в высшие слои российского общества. Отсюда и значительное влияние, которое она оказывает на общественные отношения. Властвующие группировки стали формировать систему отношений совместно с высшими слоями преступного сообщества, заставляя основную часть населения следовать в фарватере этих отношений и ориентироваться на них как на образец, поскольку только такая ориентация позволяет определенным индивидам рассчитывать на успех в новой социальной реальности или же удачно приспособиться к ней.
Криминальная субкультура по сути своей носит агрессивный характер. Она вторгается в культуру официальную, взламывая её, девальвируя её ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику. Известно, что носителем культуры является язык. Символы языка наиболее полно включают человека в культурное пространство его жизнедеятельности. Язык является основным инструментом социализации.
На сегодняшний день он оказался весь пронизан терминологией уголовного жаргона, на котором охотно говорят как подростки, так и представители власти, депутаты государственной думы.
Наверное, одной из самых очевидных форм проявления тюремной субкультуры в «обычной» культуре взрослых, является широкое использование тюремного (блатного, воровского) жаргона (арго, фени).
Так, широко известная фраза В. Путина, произнесённая им 24 сентября 1999 г. в Астане: «Если мы их [террористов] найдем… в туалете — и в сортире их замочим, сильно поднявшая рейтинг политика, сказана на тюремном, «блатном» жаргоне. Слово «мочить» на тюремном жаргоне означает убивать или избивать [Александров 2002, с. 106].
Подобно выражается не только президент Российской Федерации. Министр обороны и первый вице-премьер Российской Федерации С. Иванов, 28 сентября 2006 г. охарактеризовал задержание Грузией четырёх российских военнослужащих как «полный беспредел…». «Беспредел», термин прочно вошедший в современный русский язык, является элементом тюремного жаргона, и означает «крайнее беззаконие» [Александров 2002, с. 80]. Беспредел может быть «блатным» (шерстяным), т. е.: «открытое, насильственное нарушение воровских (тюремных) традиций и законов со стороны осужденных по отношению к осужденным же» [Александров 2002, с. 80], или беспредел может быть «ментовским» — «беззаконие, жестокость по отношению к осужденным со стороны администрации, иных должностных лиц (прокурора, сотрудников спецназа, следователей и др.)» [Александров 2002, c. 80]. Опрос 630 «обычных» респондентов и 270 сотрудников милиции А. Тайбакова, проведённый в 1999 году, показал, что «в повседневной речи используют “арго” 45% [обычных «граждан»] и 23% [сотрудников милиции]» [Тайбаков 2001, с. 90]. Возможно данные цифры не отражают всей реальности использования тюремного жаргона. Так, Ю. Александров также указывает на использование тюремного жаргона сотрудниками милиции: «употреблением лексики, принадлежащей к уголовному “воровскому” жаргону, грешат и сотрудники правоохранительных органов, особенно мест содержания под стражей и лишения свободы» [Александров 2002, с. 47], что демонстрирует стирание граней культурных установок между «полицейскими» и «криминальным миром» в России. А. Олейник утверждает, что в современном русском языке встречаются до трети «заимствованных» выражений из «тюремного сленга 1950-х годов» [Олейник 2001, с. 40]. Также он предполагает: «что влияние на неё [повседневную речь россиян] тюремного арго образца 1990-х годов ещё сильнее» [Олейник 2001, с. 40].
Приведём цитаты Д. Лихачева из его работы посвящённой анализу тюремного жаргона [Лихачев 1965, с. 354-398]: «Слова воровской речи характерны своей необычайной экспансией, способностью распространяться далеко за пределы воровской среды. С этими воровскими словечками и словцами распространяется яд воровской идеологии, воровского мировосприятия» [Лихачев 1965, с. 387]. В последнем предложении Д. Лихачев указывает на взаимосвязь тюремного жаргона и криминальной субкультуры. Отмечая, что он сознательно вносит оценочные суждения в свою работу, Д. Лихачев делает следующие утверждения: «Воровская речь — это болезнь языка. Диагноз её — “инфантилизм” языковых форм» [Лихачев 1965, с. 387]. «В воровской речи мы имеем дело с патологией языка… с языковым примитивом… явление воровской речи… явление, разрушающее язык» [Лихачев 1965, с. 387].
Музыкальная сфера
С середины 1990-х возник феномен распространения в музыкальной сфере так называемого «Шансона». «Русским шансоном» стали называть имеющую долгую историю и развитие «блатную песню», т. е. песню «поэтизирующая быт и нравы уголовной среды». Под блатной песней также понимается «русский музыкальный жанр, изначально рассчитанный на среду заключённых и лиц, близких к преступному миру». Левин Л. //Блатная песня. В гостях у бандитки.// http://banditka.com/index.php?name=Pages&op=page&pid=117Возможно красивый термин «русский шансон» как «французско-нижегородский жанровый псевдоним» был необходим для эстетизации не совсем «корректного» названия «блатной песни», ставшей чрезвычайно популярной в позднесоветском и постсоветском российском обществе. «Как только в перестройку ослабли запреты и цензура и по всей как грибы стали множиться ларьки звукозаписи, на их полках плотными рядами выстроились кассеты с песнями про долгие срока, не дождавшихся подруг, весёлую воровскую жизнь, протекающую если не за решёткой, так в ресторане, мстительных следователей и т.п. — с большим количеством унылого уголовного жаргона, порой и с матерком» [Бутов 2003, с. 195].
Согласно опросу А. Тайбакова 1999 года, блатную музыку в России предпочитали случать 33% «обычных» респондентов, и 28% сотрудников правоохранительных органов. 46% и 44% соответственно относятся к блатной песне нейтрально [ Тайбаков 2001, с. 90].
Популярность блатной музыке в России можно проанализировать через рейтинг радиостанций. В феврале 2009 года по объёму еженедельной аудитории в Москве радио Шансон занимало 7-ое место из 41-й доступной в Москве радиостанции (уровень еженедельной аудитории этой радиостанции составил 22,5% от числа опрошенных) Радиомониторинг COMCON. Радио портал.// Msc_12.08.xls . Кроме того, 1-е и 4-ое место в рейтинге занимали музыкальные радиостанции «Авторадио» (27%) и «Ретро FM» (23%), нередко включающие в свой репертуар блатные песни. Песни, репрезентирующие тюремную культуру в России предпочитают слушать почти такое же количество радиослушателей, какое имеет государственная музыкально-информационная радиостанция «Маяк» (11,8%), занимающая 7-ую строчку в общероссийском рейтинге еженедельной аудитории.
Утверждения о популярности блатной музыки в России делал и А. Олейник: «На волну Радио «Шансон», в ротации которого лидирующие позиции занимают «блатные» или написанные в подобной стилистике песни, ежедневно только в Москве настраивается более 600 тысяч слушателей» Олейник А.Н. Маргиналы или мажоры: как субкультура становится элементом культуры // Неприкосновенный запас. 2004. №4
Радиостанцией «Шансон
Другим интересным событием является награждение в 1998 году М. Танича, продюсера исполняющей блатные песни группы «Лесоповал», орденом: «За вклад и развитие российской культуры» [ Олейник 2001(1), с. 40].
Распространенность
Помимо вышеописанных признаков тюремной субкультуры в российском обществе, попытаемся рассмотреть преобладание у большинства людей в России криминальных норм и установок.
А. Тайбаков в результате опроса, приходит к выводу, что российское общество: «…силу закона подменяют законом силы, криминальным квазизаконом, или так называемыми понятиями. Жить “по понятиям” начинают не только криминальные профессионалы, но и самые различные слои нашего общества [Тайбаков 2001, с. 91]». 28% «обычных» респондентов и 33% сотрудников милиции в России считают, что «в качестве регулятора общественных отношений выступает криминальный закон» 52% респондентов и 66% сотрудников российской милиции полагают, что «большинство проблем решаются с помощью неформальных норм общения (типа “ты — мне”, ”я — тебе”)» [Тайбаков 2001, с. 91]. В. Радаев также указывает на важность блатных отношений: «использования личных связей и неформальных контактов для получения товаров и услуг… в обход формальных процедур» Радаев В. О роли насилия в российских деловых отношениях// Вопросы экономики. 1998, №10.Исследуя делинквентное поведение подростков и молодёжи А. Салагаев и А. Шашкин указывают, что тюремная культура: «“органично” включена в деятельность многих легальных государственных институтов, в частности административных, где вопросы нередко решаются не по закону, а “по понятиям”» Далее они указывает, что: «тюремные ценности широко… распространены среди социальных групп практически всех возрастов…» [Салагаев, Шашкин 2004, с. 41].
Рассмотрев ряд признаков, указывающих на значительную распространённость тюремных и криминальных практик, норм, ценностей, и установок, попытаемся понять, почему криминальная и тюремная субкультура занимает одно из доминирующих мест в России.
Возможным поиском понимания распространённости криминальной и тюремной субкультуры в России являются: 1) особенность системы заключения, в которой криминальными практиками, нормами и ценностями научаются вновь прибывшие в места заключения. Это связано с массовым содержанием заключённых, даже в камерах, и особенностью тюремной культуры в России. 2) Репрессивная система уголовного наказания, в которой осуждению и заключению подвергаются значительное количество людей. Заключённые, перенявшие паттерны тюремной культуры, после освобождения ретранслируют их в «обычную» среду и культуру.
Феномен российской тюремной субкультуры является уникальным и тотальным. Вот как её описывает Л. Самойлов, отбывший небольшой строк в местах заключения по сфабрикованному делу: «Однако у меня за плечами был уже год пребывания в тюрьме. Ещё там я понял, что главная сила, которая противостоит здесь обыкновенному, рядовому заключению и господствует над ним, — не администрация, не надзиратели, не конвой. Они в повседневном обиходе далеко и образуют внешнюю оболочку лагерной среды… Силой, давящей на личность заключённого, повседневно и ежечасно, готовой сломать и изуродовать его, является здесь другое — некий молчаливо признаваемый неписаный закон, негласный кодекс поведения, дух уголовного мира. От него не уклоняются. Избежать его невозможно» [Самойлов 1989, c. 152]. «Когда наступает темнота и офицеры с солдатами уходят, подымают голову те, кого “зона” воспринимает как истинных властителей…» [Самойлов 1989, c. 154]. «Так чья же власть перевешивает в “зоне”? Кто больше может? Кто истинный повелитель? Кто способен формировать нормы и установки? Кто тут воспитывает?» [Самойлов 1989, c. 157].
В заключении, советские, а теперь и российские «школы жизни», не исправляют, а погружают вновь прибывших в тюремную культуру, усиливают криминальные установки, что после освобождения помимо ретрансляции криминальной субкультуры в обычную среду, ведёт к повторному совершению преступления. Также возможен феномен «заражения» данными ценностями окружения, что также в свою очередь влияет на укоренения криминальных установок поведения и поступков.
Выделив пути и сферы проникновения криминальной субкультуры в общество, мы в дальнейшем сможем проследить влияние данной субкультуры на младшие поколения, на молодежь в современном российском обществе.
криминальная субкультура молодежь социализация
Глава 2. Криминальная субкультура и российская молодёжь
2.1 Особенности социализации российской молодёжи в современных условиях
Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).
1) В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации». В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер, с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться).
2) Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, — множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.
Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами:
1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;
2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов.