Российские ученые А. Копытин, А. Свистовская обобщили основные принципы и рабочие приемы использования арт-терапии в работе как средства развития определенных личностных качеств и умений, предложили подходы к диагностике и коррекции эмоциональных расстройств; А. Серова обосновала эффективность творческих методик в самопознании и личностном росте.
Проанализировав работы А.И. Копытина [1] и Л.Д. Лебедевой [6], выделим наиболее научно аргументированные и значимые преимущества арт-терапии:
1. Арт-терапия создает положительное эмоциональное настроение в группе, формирует активную жизненную позицию, уверенность в своих силах.
2. Арт-терапия, в рамках которой клиенты имеют возможность общаться невербально, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, социальным педагогом, психологом.
3. Укрепляет культурную идентичность взрослого способствует преодолению языкового барьера.
4. Предоставляет возможность обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам трудно обсуждать вербально.
5. Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с различными чувствами, исследовать и выражать их в социально принятой форме.
6. Арт-терапия – уникальная возможность для исследования личности. позволяет проецировать мысли и эмоции, которые человек держит в себе.
7. Развивает чувство внутреннего контроля.
8. Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни.
9. Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности.
10. Творческая деятельность как мощное средство сближения людей становится своеобразным «мостом» между педагогом, психологом и клиентом.
Стоит отметить, что в Россию арт-терапия пришла недавно и переживает период становления. Наиболее развиты такие направления арт-терапии как изотерапия и танцевально-двигательный подход.
Определенный интерес для исследования нашей проблемы составляют научные труды А. Л. Вознесенской [3], которая в своей работе выделила следующие особенности арт-терапии:
Арт-терапия как средство самовыражения.
Принято, что в процессе коммуникации люди обычно пользуются вербальными каналами. Однако есть ситуации, когда вербальный способ взаимосвязи действия невозможен (в силу физических недостатков, страха или неумения выразить свое мнение в словах).
В этот момент незаменимым становится использование арт-терапии, которая использует язык визуальной, пластической, аудиальной экспрессии. Арт-терапия как средство свободного самовыражения и самопознания является инструментом достижения и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых нет адекватных вербальных средств. Поэтому часто арт-терапия становится единственным способом «связи» между человеком и обществом, психологом и клиентом. Занятия творчеством дает возможность человеку понять и оценить свои чувства, воспоминания, представления о своем будущем, найти время для восстановления жизненных сил и для общения с собой. В ходе арт-терапевтической работы создаются дополнительные возможности для внутриличностной коммуникации, переход на более глубокие уровни взаимодействия с проявлением внутренних (в том числе неосознаваемых) механизмов организации поведения.
Невербальная форма психокоррекции «Песочная терапия»
... краткосрочной терапии, психолог иногда может применять тематический подход. Основная цель песочной терапии, Основная задача песочной терапии Возможности песочной терапии. Данный метод позволяет: ... и делается зримым». Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной ... в виде дождя, вода снова становится рекой. Но как я могу проверить это? Это ...
Арт-терапия как творчество.
В любой сфере человеческой деятельности необходимо умение принимать творческие решения. Достаточный уровень креативности дает возможность находить эффективные решения и способствует личной профессиональной самореализации и росте. Творчество – это выход за рамки знаний, преодоления и освобождения от ограничений. Творческий процесс является процессом создания принципиально нового продукта, а креативность – способность отказаться от стереотипных моделей мышления и действия.
Арт-терапия как удовольствие.
Известно, что творчество неразрывно связано с понятием удовольствие. Поэтому арт-терапия всегда дает высокий положительный эмоциональный заряд и является самый более безболезненным способом решения проблем.
Арт-терапия как обучение.
Интересным фактом является то, что искусство – есть уникальный способ передачи человеческого опыта. Сегодня в науке по этому вопросу выделяют отдельное понятие – арт-педагогика. Образ становится инструментом общения, а занятия творчеством активизируют и обогащают коммуникативные и креативные возможности человека, способствуют выработке широкого спектра новых способов общения, ориентации на межличностное взаимодействие.
Арт-терапия как игра.
Деятельность, основанная на собственном художественном творчестве, является для большинства людей (кроме профессионалов в этой сфере) необычной, новой, связанной с воспоминаниями детства. Каждый в детстве рисовал, лепил и играл. Игра направлена не на результат, а именно на процесс, это – единственный вид человеческой деятельности, ориентированный на сам процесс. Кроме того, и игра, и ритуал содержат сугубо терапевтический элемент: все возможно, нужна нестандартность, неожиданность, оригинальность. Человек становится свободным от обычных для взрослой жизни форм и способов поведения.
Арт-терапия как метод лечения.
Для начала следует заметить, что лечение связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. искусство психотерапевтическое по своей природе и сути, так как оно занимается проблемами приспособления «Я» личности к окружающей реальности, смыслу существования этого «Я» или внутренним бытием человека. Символический язык изобразительного искусства наиболее подходит для выражения внутренних потребностей. Опираясь на трансцендентные свойства символов и собственный творческий потенциал, личность может достичь самоисцеления. Символические образы включают в себя способы решения внутренних конфликтов личности [3, с. 10 – 12].
Арт-терапия как метод специальной психологической коррекции
... воздействия на детей с нарушениями в развитии Арт-терапия – (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой метод психологической коррекции с помощью художественного творчества. Основные цели арт-терапии: ... Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А. Черняева. – СПб. ... процессы. Обращение к психоаналитической теории позволило зарубежным арт-терапевтам обосновать механизмы ...
Особый интерес для понимания арт-терапии как способа воздействия на личность в исследуемых аспекте имеет работа Л. С. Фирсовой [10].
По мнению автора, арт-терапия адекватна в использовании для решения проблем коммуникативной компетентности, развития внутрисемейного взаимодействия, психической и гендерной идентичности членов семьи, формирования зрелых мужских и женских структур личности в супружеских парах, повышение самооценки, активности, уверенности в поведении.
Основной акцент в арт-терапии семьи ставится на изучение структурно-функциональных особенностей семьи – на проницаемости ее внешних (личных) границ. Наблюдая за этими пределами и используя различные вмешательства, психолог может усиливать или, наоборот, снижать их проницаемость. Арт-терапия семьи обусловливает взаимное раскрытие членов семьи и их освобождение от переживаний. Подводя итоги проведенного теоретического исследования, стоит обратить внимание на то, что в последнее время арт-терапия все шире используется в разнообразных сферах.