Люди, имеющие достаточное количество денег всегда боялись их потерять. Потерять деньги буквально может один или несколько человек, но в переносном смысле, например в случае инфляции, теряет вся страна. Если кто-то теряет, то, наверное, кто-то и приобретает в результате инфляции. Понятие инфляции в том или ином смысле существует с момента появления денег, но с развитием мировой экономики в целом и экономик отдельных стран в частности понятие инфляции от простой потери денег эволюционировало в сложное социально-экономическое явление. Может показаться, что проблема инфляции заключается в ее неразрывной связи с деньгами и инфляции могло бы не быть при отсутствии денег. Некоторые экономисты в связи с этим предлагают решать проблему инфляции реальным наполнением денег, те введением золотого обеспечения бумажных денег. Если инфляция на самом деле не повышает стоимости жизни, то почему она становится проблемой или все дело в неопределенности, порождаемой инфляцией? Постоянный темп инфляции, который можно рассчитать, вызывает меньше проблем, чем низкий, но непредсказуемый. Поэтому так важно изучение закономерностей инфляционных процессов и хотя понятие инфляции постоянно изучается, но проблемы инфляции остаются не изученными и сегодня.
Отличительные особенности современной инфляции: раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас — повсеместный, всеохватывающий; раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас — хронический. На современную инфляцию воздействует много факторов. Целью данной курсовой работы является изучение сущности инфляции, ее видов, социально – экономических последствий и механизмов управления.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучение понятия и сущности инфляции и инфляционных процессов;
- изучение причин возникновения, социально-экономических последствий и механизмов управления;
- сделать выводы на основе проведенных
исследований.
Основная часть
Глава 1. Сущность инфляции
1.1 История возникновения инфляции
Понятие инфляция напрямую связано с денежным обращением и возникло, когда хозяйственные связи потребовали создания универсального эквивалента — денег.
С древних времен правители многих стран решали проблемы балансирования бюджетных доходов и растущих расходов, в том числе и с помощью инфляции, которая всегда выходила из-под контроля, и тогда шли на дополнительные меры:
Изучение эффективности социально-психологического тренинга на ...
... курсовой работы – изучить эффективность социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Объект – социально – психологический тренинг. Предмет — эффективность социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Гипотеза – социально – психологический тренинг будет ...
- ограничивали государственные расходы;
- увеличивали налоги и пошлины;
- брали деньги взаймы как внутри страны, так и за рубежом.
Но такие самоограничения имели объективные пределы и тогда снова прибегали к самому, казалось бы, простому способу сбалансирования государственного бюджета — выпуску в обращение дополнительного количества денег, что еще больше раскручивало спираль инфляции.
В древности инфляцию называли «порчей денег», из-за того, что деньги: слитки или монеты из драгоценных металлов соответствовали номиналу, показанному на пробе удостоверяемой правителями городов, купеческими гильдиями, а правительство уменьшало содержание драгоценных металлов, сохраняя прежний номинал, тем самым создавая новый источник пополнения бюджета.
«Порчу» денег практиковали римские императоры, например Нерон (54-68 гг. н. э.) уменьшил вес золотой монеты на 10%, серебряного денария на 12%. Таким образом, в Древнем Риме уже в I веке н. э. существовали инфляционные процессы.
Первое проявление гиперинфляции относят к Китаю в период раннего средневековья, когда в процессе замены бронзовых денег на дешевые железные сохранялся прежний номинал.
Инфляция наблюдалась в России — с 1769 до 1895г. (за исключением периода 1843 — 1853 гг.), в США — в период войны за независимость 1775 — 1783гг. и гражданской войны 1861 — 1865гг., в Англии — во время войны с Наполеоном в начале XIX в., во Франции — в период Французской революции 1789 — 1791гг. Особенно высокие темпы инфляции наблюдались в Германии после первой мировой войны, когда денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.
Таким образом, развитие инфляционных процессов было связано с необходимостью перераспределения доходов в пользу государства или отдельных секторов экономики, при этом периоды резкого и длительного повышения цен, совпадали с длительными войнами, социальными потрясениями, в долгосрочном же периоде движение цен отличалось высокой стабильностью. Приведенные исторические примеры свидетельствуют, о существовании инфляция в далеком прошлом.
1.2 Понятие инфляции
Инфляция (лат. Inflation – вздутие) трактуется как переполнение сферы обращения денежными
В основе инфляции, как правило, лежат следующие
Но простое повышение цены еще не является показателем инфляции, так как цены растут в случае изменения общественных потребностей, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, отсутствия равновесия между спросом и предложением, введения новых налогов.
Инфляция, поверхностно проявляясь в росте цен, является сложным мировым социально-
Психология денег (2)
... к деньгам Мимолетный взгляд на отношение к деньгам и богатству в истории позволяет обнаружить еще несколько примечательных ... с материальным благополучием. Однако анализ зарубежных и отечественных исследований показывает, что психология денег - пока мало разработанная тема. Имеется ... в жизни и общества и каждого человека в отдельности. На протяжении веков деньги были причиной войн, коварных ...
П. Хейне писал: «не нужно забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция – это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся», замечая при этом, что в условиях натурального обмена мы не столкнулись бы с инфляцией, так как одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно.
В развитии инфляции как процесса выделяют два этапа:
- Первый характеризуется отставанием темпов обесценивания денег от темпов эмиссии, что вызывается переходом от металлического обращения к бумажному, при этом часть бумажных денег, замещая металлические монеты, не является избыточной, из-за сокращения кредита и следующей за этим увеличением потребности в деньгах замедляется скорость обращения денег.
- Второй этап характеризуется опережающими темпами обесценивания бумажных денег по сравнению с темпами эмиссии, что сопровождается спадом производства и товарооборота, потребность в деньгах уменьшается, а бумажноденежная масса растет, а вследствие стремления превратить деньги в товары увеличивается скорость обращения денег, что уменьшает потребности оборота в деньгах и усиливает инфляцию.
Таким образом, отличительной чертой инфляции является общий рост цен, падение покупательной способности бумажных денег, падение курса валюты по отношению к другим валютам, возникает разрыв между обесцениванием бумажных денег внутри страны и падением валютного курса, что создает условия для валютного демпинга, т.е. «бросового экспорта» товаров за границей.
Инфляция может происходить в открытой и закрытой формах. Открытая инфляция означает повышение цен, и характерна для рыночной экономики. Скрытая инфляция контролируется государством, и цены формально не растут.
Меры антиинфляционного регулирования труднее
Современная экономика инфляционна, поэтому инфляция не устранима. Задача государства состоит в том, чтобы сделать рост цен контролируемым и сравнительно умеренным. Население всегда является пострадавшей стороной, жертвой инфляции. Рядовой потребитель не имеет ни малейшего отношения к истокам инфляции, бесконечно далек от организации предложения денег, бюджетного дефицита, макроэкономического неравновесия. Виновник инфляции — государство должно взять на себя ответственность за антиинфляционное регулирование.
Таким образом, инфляция неизбежно ведет к снижению покупательной способности денег и повышению цен на блага.
1.3 Причины и механизм инфляции
Как правило, основой инфляции является возникающий дисбаланс между денежным спросом и товарной массой – спрос на товары и услуги превышающий размеры товарооборота создает условия для поднятия цен производителями и поставщиками независимо от уровня издержек. Внешними проявлениями инфляции являются повышение цен и избыточное количество денег, а внутренними — диспропорциональность национального хозяйства и нарушение общего макроэкономического равновесия.
Безработица экономические и социальные издержки
... экономические издержки безработицы; в третьей – выявлены особенности безработицы в России, показаны пути государственного регулирования и социальной защиты безработных; в заключение представлены обобщающие выводы по данной работе. Работа ... что в период роста (1992 – ... и старше, которые имеют работу. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом ...
Выделяют следующие причины инфляции:
- несбалансированность государственных расходов и доходов из-за избыточного инвестирования, опережающего роста заработной платы, больших социальных гарантий,
- избыточное использование национального дохода на военные цели,
- общемировой рост цен в связи с изменением структуры рынка, монополизмом крупнейших фирм,
- импорт инфляции вследствие «открытости» экономик развитых стран,
- инфляционные ожидания,
- потеря равновесия между спросом и предложением в сторону спроса – инфляция спроса,
- рост издержек производства – инфляция издержек.
Умеренная, контролируемая инфляция может способствовать экономическому росту и развитию, выступая как фактор оживления конъюнктуры вследствие первоначального повышения цен и нормы прибыли, но быстро превращаясь из двигателя в тормоз, усиливает социально-экономическую неустойчивость в стране. Так для стран с развитой экономикой ползучая инфляция является фактором экономического роста, а галопирующая, воспринимается как негативное явление. Поэтому многие развитые страны как США, Великобритания решают вопрос активной борьбы с инфляцией или адаптируются к ней с помощью средств государственного регулирования.
При превышении совокупного спроса над совокупным предложением и начинают развиваться инфляционные процессы.
1.4 Инфляция спроса, предложения, стагфляция
От причины возникновения инфляции экономисты различают инфляцию спроса («инфляцию покупателей»), которая возникает от избытка денежных средств у покупателей и инфляцию издержек («инфляцию продавцов»), возникающую при неконтролируемом росте производственных издержек
Инфляция спроса проявляется в случае роста совокупного спроса при неизменном совокупном предложении (Приложение А), что рождает рост цен и создает новые возможности для роста прибыли, а, следовательно, расширения производства, создания дополнительных рабочих мест, снижения уровня безработицы, повышения заработной платы, что подстегивает рост спроса и еще большее повышение цен. Рост совокупного спроса быстро выходит из-под контроля и начинает раскручиваться инфляция спроса, при этом необходимо отметить обратную связь, существующую между инфляцией и безработицей.
Особенностями возникновения инфляции спроса являются увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары сопровождаемые ростом заработной платы и ростом занятости во время экономического подъема, рост государственных расходов. Рост расходов на потребление при полной занятости смещает кривую совокупного спроса вверх, вследствие чего растут цены, а увеличивающиеся издержки в результате повышения заработков или в силу удорожания сырья и топлива продолжают раскручивать механизм инфляции (Приложение Б).
Инфляция предложения или инфляцией издержек производства предполагает рост цен в результате роста издержек производства при недоиспользовании
Виды спроса и маркетинга
... стандартизованным маркетинговым программам. 1.3 Виды маркетинга в зависимости от спроса. В зависимости от характера спроса маркетинг может быть: конверсионный – превращающий негативный, отрицательный спрос в позитивный; креативный – создающий спрос, если спрос на рынке на данный товар в данный период времени отсутствует; ...