Преобразования, происходящие сегодня в стране, совершаются для человека и во имя человека, который является высшей ценностью общества, однако человек, личность это не пассивный субъект исторического процесса, общественных преобразований. Нельзя не согласиться с мнением К. Маркса и Ф. Энгельса, что “сущность человека представляет собой совокупность всех общественных отношений, вместе с тем в своей практической деятельности человек воссоздаёт общественные отношения, преобразуя при этом самого себя. Человек не абстрактное существо, а мир человека, государства, общества”.
Такой подход обуславливает вывод о том, что в центре сложных процессов, происходящих в обществе, находится человек и его позиция в значительной мере определяет основные задачи правовой деятельности государства.
Права и свободы, представленные каждому Конституцией РФ и международно-представительными актами, не беспредельны. Кто и как устанавливает границы прав и свобод? Где кончается правомерное ограничение и начинается ущемление? Поиск ответа на эти и многие другие вопросы о соотношении государства и личности был основной причиной, почему я выбрала данную тему для написания курсовой работы.
Государство — основной институт политической системы, форма организации публичной политической власти. Объективным выражением государства является совокупность представительных, исполнительных и судебных государственных органов, образующих государственный аппарат. Форма государства характеризуется тремя составляющими формой правления, формой государственного устройства и государственно-правовым режимом. От организации власти, существовавшей в первобытном (догосударственном) обществе, Государство отличается: территориальной организацией власти; наличием особого публичного управления, обладающего специальным аппаратом принуждения (суд, полиция, армия и т.д.); юридической принадлежностью населения к государству, выражающемуся в институтах гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях); созданием финансово-налоговой системы.
Древнейшие государства принадлежали к восточному типу и возникали в процессе становления частной собственности, требовавшей организации власти, способной обеспечить порядок и спокойствие собственников. Первоначально античное государство являлось инструментом подавления, которым пользовалась аристократия против др. сословий (с IX в. до н.э.).
В греческих полисах с началом использования рабского труда и завоеванием демосом политических прав государственная система служила поддержанию рабовладельческой системы («рабовладельческая демократия», приблизительно с VI в. до н.э.).
Внешняя социальная среда организации
... образом, целью данного реферата является изучение внешней социальной среды организации. Для достижения данной ... на федеральном уровне, устанавливающие государством путем издания законов, указов, ... разных органов исполнитель- ной власти и еще постановлений на ... Люди в организации создают ее продукт, формируют культуру организации, климат, от них зависит то, чем является организация. Внешняя среда ...
В Риме после изгнания царей (VI в. до н.э.) наблюдалось аналогичное развитие. С конца II в. до н.э. по мере обострения социальной и классовой борьбы в римском обществе государство стало все более принимать характер военной диктатуры, воплотившейся в форме принципата (ранняя Римская империя).
К III в. н.э. развились новые формы производственных отношений, потеснившие рабство (колонат), что обусловило возникновение нового вида государства (домината), ставшего орудием подавления сословий, находившихся в различных формах предфеодальной зависимости. Существуют разные взгляды на возникновение государства Патриархальная теория (Аристотель, Филмер и др.) в объяснении происхождения государственной власти делала акцент на историческом процессе развития семьи, рассматривая государство как продукт и результат ее развития. Так, абсолютная власть монарха отождествлялась с властью главы патриархальной общины (семьи).
Согласно теологической доктрине происхождения государства, последнее есть воплощение божественного провидения, поэтому государство должно по своей природе генерировать характеристики, адекватные той или иной системе религиозного вероучения — христианства, ислама и т.д. Известны учения, объясняющие появление Г. с позиций идеологий Просвещения, борьбы с феодальным абсолютизмом. Отражение этой философской доктрины — договорная теория (Гроций, Гоббс, Руссо и др.), согласно которой государство есть результат соглашения (договора) между людьми, которым стало в тягость их естественное свободное состояние «борьбы всех против всех», и они решили передать часть своих прав государству для общей пользы. В XIX в. сложились новые взгляды на природу государства и причины его возникновения. Согласно теории К. Маркса и Ф. Энгельса основными причинами возникновения государства являются такие продукты разложения первобытного строя, как раскол общества на классы, появление частной собственности и зарождение глубоких антагонистических интересов первобытного общества. Государство есть результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества: совершенствования средств производства, разделения общественного труда, которые изменяют природу власти, имевшейся в родовой общине.
Представители теории насилия (Дюринг, Гумилович) приоритетное значение в генезисе государства придавали не социально-экономическим факторам разложения общины, а военно-политическим процессам, сопровождавшим его. Сторонники этой теории считали, что главная причина возникновения государства как особого аппарата власти состоит в необходимости применения насилия в постоянной войне родовых кланов друг с другом. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Таким образом, государство есть результат применения насилия — естественного фактора жизни воинственных первобытных племен. Психологическая теория (Петражицкий и др.) объясняет [Оригинал]
появление государства особыми свойствами человеческой психики.
[Источник: Источник 9]Сторонники этой теории опираются на примеры из организации первобытной культовой жизни людей с ее постоянной зависимостью человеческого сознания от авторитета вождей, служителей язычества, колдунов и т.д. По их мнению, природа государства — психологическая, она основывается на закономерностях человеческого сознания.
Южно-Курильский территориальный спор, как проблема развития российско-японских ...
... что территориальный спор Южных Курил имеет решающее влияние на российско-японские отношения и представляет угрозу безопасности для обоих государств. Методология исследования. В дипломной работе использовались ... является конкретная территория. Территория для государства имеет большое значение, начиная с того, что одной из основных характеристик государства является наличие территории, которая вместе ...
2. Государство и общество
Государство это особая организация, выделившаяся из общества, обретшая определенную относительную самостоятельность по отношению к обществу.
Но так как государство это и особая группа людей, составляющих человеческий субстрат государства, его органов, то государство в этом смысле есть часть общества. Каждый чиновник, государственный служащий, в этом качестве входя в формальную социальную группу, составляющую человеческий субстрат государственного аппарата, находится за рамками гражданского общества. Но как член других формальных и неформальных групп (семьи, профсоюза, спортивного, религиозного общества, жилищного, садоводческого кооператива и т.д.), как собственник, как потребитель, как участник гражданского оборота, т.е. как субъект различного рода отношений, не связанных с функционированием государства, он является членом гражданского общества. Как и любой гражданин, государственный служащий обладает теми правами и свободами, что и другие члены общества.
Таким образом, возникает антиномия. С одной стороны, государство как обособленная организация не тождественно гражданскому обществу, не является его частью, а с другой стороны, оно, несомненно, часть гражданского общества как необходимый социальный институт общества, состоящий из членов общества. Следовательно, дилемма: государство не часть общества и государство часть общества, может быть разрешена только в относительном плане, в зависимости от того, в каком аспекте, в каком отношении мы будем рассматривать соотношение, связь общества и государства.
Несомненно, актуальным теоретически и практически является рассмотрение такого соотношения, при котором мы будем рассматривать государство как особую организацию, выделившуюся из общества, обретшую по отношению к нему самостоятельность. В таком случае мы можем рассмотреть их взаимодействие, взаимное влияние.
При подобном подходе следует, прежде всего, рассматривать влияние общества на государство, зависимость государства от общества. В этом отношении нужно отметить следующие линии взаимосвязи.
В генетическом отношении государство есть продукт, порождение самого общества. Государство вырастает из недр общества вследствие процессов, происходящих в самом обществе.
Всякое организованное общество нуждается в определенных функциях, носящих общественный характер, порождает эти функции (управленческие, регулятивные, охранительные).
Эти необходимые для общества функции (осуществление власти) общество возлагает на государство. Из генетических и функциональных предпосылок следует, что государство призвано быть на службе обществу, служить обществу, выполнять те задачи, которые стоят перед обществом. В этом отношении общество стоит выше государства, над государством.
Кроме того, общество является основой существования самого государства. Нет общества, нет и государства. Государство развито и сильно настолько, насколько развито само общество. Именно общество питает государство в прямом смысле слова, выделяя для государства часть общественного продукта в виде налогов. Человеческий субстрат государства также постоянно подновляется обществом, рекрутируя из своего состава представителей в государственные органы. Но, питаясь соками общества, государство не должно уподобляться свинье под дубом, разрушающей корни своего благополучия, следовательно, должно быть умеренным в своих аппетитах.
Роль философии в обществе. Ее функции
... природы и общества. 2. Основные функции философии: мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать ... деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира. Нередко в современных условиях в ...
В институциональном аспекте связь общества и государства заключается в том, что именно общество образует этот институт государство и все его органы. Общество непосредственно, путем выборов формирует первичные институты государства представительные органы. С помощью законов, принятых представителями общества, формируется вся система органов государства, определяется их компетенция, ставятся пределы самостоятельности государства, вмешательства государства в дела общества. Для целей воздействия на государство в обществе создаются и другие, кроме государства институты (партии, общественные объединения, избирательные системы, различные формы общественного контроля).
Обратное влияние государства на общество, общественные процессы проявляется в его функциях, связанных с регулированием отношений между субъектами общества, индивидами и социальными группами, в управлении общественными делами в разных общественных сферах (экономике, культуре, науке и т.д.).
Значительная роль государства как органа, поддерживающего общественный порядок, способствующего сохранению социального гомеостаза (сохранения социального равновесия и стабильности отношений между частями общества).
Важную роль играет государство и как охранительный орган: оно осуществляет охрану общества от внешних врагов, охрану среды обитания.
Рассмотренная модель соотношения общества и государства, в которой общество стоит как бы выше государства, характерна для демократического правового государства.
Иное соотношение может сложиться при превращении государства в тоталитарное. В этом случае общество как бы поглощается государством, которое становится над обществом, не оставляя места общественной самодеятельности, самостоятельности и инициативе его членов. При этом интересы государства, правящей элиты государства выдаются за интересы общества, государство обретает значительную самостоятельность, угрожающую благополучию общества.
Функции государства
Функция государства это главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение по управлению делами общества. Можно эту мысль выразить и иначе: функция государства это деятельность государства в ее главных направлениях.
Функции государства отвечают на вопросы: что делает государство, чем занимается, какие цели преследует, какие задачи решает? В функциях государства проявляются сущность и социальное назначение государства.
Функции государства следует отличать от функций и форм деятельности отдельных органов государства. В их числе можно назвать следующие виды деятельности: законодательная, исполнительная, контрольно-надзорная, юрисдикционная (по разрешению конкретных юридических дел), следственно-дознавательная (тюрьмы, колонии, следственные изоляторы), налоговая, пограничные службы и т.д. Функции государства это именно главные направления деятельности государства в целом, в совокупности всех его органов.
В осуществлении той или иной функции государства принимают участие если не все, то многие органы государства, используются разные формы государственной деятельности. Например, функция охраны правопорядка как главное направление в деятельности государства проявляется в законодательной, исполнительной, контрольно-надзорной, следственной, юрисдикционной и иных формах деятельности.
Социальная политика государства в рыночной экономике
... рыночной экономики характерна тенденция к усилению неравенства в распределении национального дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества углубляется социальное расслоение населения. В свободной рыночной экономике ... либеральная политика в социальной сфере? В течение многих десятилетий государство в России выступало практически монополистом в области социальной политики. ...
Функции государства носят предметный, объективный характер, ибо порождаются самим обществом, вытекают из его природы и объективно возникают перед обществом на определенных этапах его развития. Без этих по своей природе общественных функций общество не может нормально существовать и развиваться.
Функции государства носят устойчивый характер. Это главные направления деятельности, существующие, как правило, на всем протяжении времени существования государства. Одни из них появляются сразу же с возникновением конкретного государства. Другие, появившись на более поздних этапах развития государства, с появлением новых глобальных задач (например, экологическая функция) становятся также постоянными, устойчивыми.
Формы и методы осуществления функций могут меняться, главное же направление деятельности государства остается постоянным. Например, экономическая функция российского государства остается главным направлением его деятельности, однако формы и методы ее осуществления изменились: на смену командно-административным методам прямого, жесткого, управления экономикой пришли экономические методы косвенного, мягкого, воздействия на экономику. Если содержание основной функции меняется, то незначительно.
В функциях государства проявляется социальная, классовая сущность государства, его социальное назначение. По функциям государства видно, для чего оно существует, интересам каких социальных групп и классов оно служит ли оно обществу в целом или преимущественно какому-либо одному классу или какой-либо господствующей элите.
По мере развития общества и государства узкоклассовые задачи хотя и остаются, но все более сужаются. На первый план выдвигаются общесоциальные задачи. Это проявляется в самом перечне функций и в их содержании.
Функция государства главное, основное направление его деятельности. Термины «главное», «основное» носят оценочный характер. Признание того или иного направления деятельности государства в качестве главного, неглавного или не очень главного зависит от оценок самого исследователя, который занимается проблемой функций государства. Этим объясняется то обстоятельство, что в разных источниках, в том числе и в учебниках, дается разные перечень функций государства. Какое-то направление деятельности одни рассматривают как главное, а другие как неглавное и, следовательно, не возводят в ранг основных функций государства.
3. Государство и личность
3.1. [Оригинал]
Правовой статус личности
Личность это прежде всего человек как существо биологическое с его психофизическими свойствами. Но человек как существо биологическое еще не личность. Человек как личность, складывается формируется только в обществе. Биологическая сущность человека представляет собой основу его общественной сущности. Человек приходит в мир нагим, ничем не обремененным. Сама природа вынуждает его к общению с другими.
Личность и деятельность Петра I
... личности Петра I и анализ оценки его реформаторской деятельности в отечественной историографии. Задачи: 1. Охарактеризовать Петра I как личность. 2. Рассмотреть основные направления реформаторской деятельности Петра ... реакцию, скорее даже замешательство... Чтобы укрепить государство, его пришлось "взволновать", привести в ... и поучительно всесторонне понять этого человека, с детства на всех нас ...
без человека, так и нет человека без общества. Только в процессе общественной жизни человек надевает социальную и юридическую рубашку, становится не только человеком разумным (Ното sapiens), но и человеком общественным (Ното sosias), личностью, деятельным, активным субъектом социальных, в том числе правовых, отношений.
Человек как личность оказывается включенным в разные социальные группы и в общество в целом, находится в неизбежной связи с государством. Взаимодействие отдельной личности и государства характеризуется их взаимными многочисленными связями, отношениями. Отношения личности и государства различны на разных этапах развития человечества.
Характер отношений личности и государства в историческом развитии зависел от принадлежности личности к определенному классу, социальной группе. В связи с этим государство или подавляло личность, ограничивало ее свободу (рабов, крепостных), или предоставляло привилегии. Прошли столетия, прежде чем государство стало относиться ко всем личностям как к равным.
Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и в конечном счете во взаимных правах и обязанностях.
Влияние личности на государство проявляется как в опосредованных формах, через институты гражданского
объединения), так и непосредственно. В последнем случае личность, обладая политическими правами, участвует в формировании путем выборов органов государства, контроле и критике деятельности
обжаловании действий и решений должностных лиц в судебных органах. Здесь степень воздействия на государство зависит от политической, гражданской активности самой личности.
Очевидно, что государство обладает большими возможностями влияния на личность, чем отдельная личность на
может проявляться в признании и юридическом закреплении прав и свобод личности, в их охране, в возложении на нее определенных тягот (обязанностей).
Демократическое правовое государство, исходя из принципа равенства, должно закреплять не только равные права, но и равные обязанности. Государство призвано обеспечить не только правовую, но и социальную защищенность личности. Имеется в виду обеспечение хотя бы минимума социальных благ, необходимых для нормального существования личности. Последнее имеет место в так называемых социальных
с рыночной, социально ориентированной экономикой. В этом случае речь идет об осуществлении государством социальной функции.
Связь и соотношение личности и государства находят выражение в правовом статусе личности.
Правовой статус (правовое положение) личности это совокупность ее прав и обязанностей. Правовой статус личности и в современных государствах различен. Имеются в виду прежде всего различия, вытекающие на из принадлежности личности к определенному социальному слою, классу, социальной группе и т.д., а из принадлежности личности к государству, из состояния его гражданства. Гражданин государства обладает большими правами и обязанностями, нежели личность, не являющаяся гражданином государства. В последнем случае за личностью не признаются политические права, а другие права могут ограничиваться, например трудовые, имущественные (право собственности на землю).
Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
... неотомизм. Глава 2.Анализ учений Фомы Аквинского о государстве и праве. 2.1 Учения о государстве Фома, а за ним и ... реферате использовался следующий метод исследования: Предмет исследования: Для написании данной работы используются следующие произведения Фомы Аквинского: «О правлении государей», «Сумма теологии». Глава 1.Общая характеристика политико-правовых учений Фомы Аквинского. Фома Аквинский ...
Первое поколение связано с буржуазными революциями. В результате были признаны и закреплены в конституциях и законах свобода личности, неприкосновенность личности, свобода совести, свобода договоров, выбора профессии, передвижения, свобода частной собственности, политические права, прежде всего избирательное активное и пассивное право.