К концу периода полового созревания гиперактивность и эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения, однако дефицит внимания сохраняется.
Нарушение внимания — основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания СДВГ (среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1).
Это объясняется тем, что у девочек большие полушария головного мозга менее специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторных функций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы [9].
1.5 Проявления СДВГ у младших школьников.
- Трудности обучения (восприятия и мышления);
- Гиперактивность (чаще в новой обстановке);
- Недостаточность моторики (особенно мелкой моторики);
- Невротические проявления (тики, энурез и др.);
- Эмоциональная лабильность;
- Разрушительные тенденции и негативизм;
— С поступлением ребенка в школу требования к нему существенно возрастают. Он должен вписаться в коллектив класса, а это требует подчинения определенным условиям. Если ребенку в отношениях с одним-двумя партнерами еще как-то удается следовать простым правилам, то в большой группе детей, например во время коллективной игры, данная задача оказывается ему не по силам.
Он пытается по-своему изменить правила, и если другие его не поддерживают, то возникает ссора. Уже очень скоро товарищи отказываются следовать требованиям своего гиперактивного сверстника, тем более что сами они принимают действующие условия. Беда в том, что этому ребенку попытки соблюдать правила не удаются. В отчаянии он начинает плакать, за что товарищи его высмеивают [7].
Аффективная лабильность и неустойчивость к фрустрации сохранились у школьника со времени раннего детства: он плачет по пустякам, моментально приходит в ярость, его настроение внезапно меняется, изливаясь в потоке непристойных, провокационных, агрессивных слов. Ребенком овладевает хроническое недовольство на фоне ощущения себя несчастным. Это фоновое настроение скрывается за наигранной беззаботностью. Проявляемая им агрессивность обостряет положение ребенка в социальной среде.
Из-за недостаточной внимательности мимика и жестикуляция сверстников остаются для него вне поля зрения или превратно истолковываются. Это влечет за собой ошибочные реакции, часто сопровождаемые ругательствами или рукоприкладством. Такое поведение, естественно, лишь усугубляет социальную изоляцию.
Аллергические заболевания у детей
... заболеваний. К ним относятся перхоть человека, лошади, свиньи, шерсть собаки, кошки. Кролики, морской свинки, мыши, овцы т.д. Частота аллергии к домашним животным колеблется до 11% у детей. ... бронхолегочное воспаление По данным литературы, в экологически неблагополучных регионах распространенность бронхиальной астмы среди детского населения в 1,8 раз выше Выявлена четкая зависимость между уровнем ...
Чувство страха у такого ребенка часто отсутствует. Импульсивность обострена настолько, что школьник поднимает руку еще до того, как учитель договорил, задавая свой вопрос. При том детям свойственно стремление дать любой ответ, пусть даже неправильный. Если учитель их не вызывает, то они просто выкрикивают ответ. Если в дошкольном возрасте им не удавалось построить до конца ни одну фигуру из конструктора, то и сейчас бросается на половине любой рисунок или поделка. Они очень предприимчивы: готовы начать все — но ничего не заканчивают. Кругом лежат десятки начатых моделей судов, самолетов и т.д., но ни одна из них так и не плавает и не летает.
То же самое относится и к выполнению домашних заданий. Поскольку внимание рассеянно, ребенку все время приходит в голову что-нибудь новое: он то почешет себе ногу, то должен поднять упавшую на пол линейку, то надо положить на другое место ластик, поточить карандаш, выглянуть в окно, распрямить загнутую страницу в книжке или загнуть другую, посмотреть, какое задание было вчера, и покормить хомячка. В результате домашнее задание не продвигается или выполняется, отнимая массу времени. Похожая ситуация и в школе: не будучи способным концентрироваться на одном, ребенок предпринимает все время что-нибудь новое. Поэтому он не схватывает самые важные вещи на уроке, воспринимает материал лишь частично.
Характерны постоянные проблемы с успеваемостью. Некоторых детей направляют в коррекционные классы. Хотя уровень их интеллекта вполне позволяет находиться в обычной начальной школе, их успеваемость все время ниже ожидаемой. Перевод из начальной школы в следующий класс проблематичен: несмотря на приемлемые оценки, посещение школы следующего уровня не представляется возможным, так как отношение детей к учебе и их поведение не отвечают существующим требованиям. Кроме того, многие учителя отказываются работать с этими детьми [8].
Таким образом, отвлекаемость, частое переключение с одного занятия на другое, забывчивость и т.п., вызванные гипервозбудимостью, двигательной расторможенностью, моторной неловкостью и непоседли-востью таких детей, приводят к появлению трудностей в учебе и поведении.
1.6 Особенности внимания младших школьников с СДВГ
У детей с СДВГ отмечаются значительные затруднения в постоянстве волевых усилий или устойчивости внимания (сосредоточенность на деятельности).
Сложны ситуации, требующие от детей устойчивого внимания при выполнении скучных, надоедливых, повторяющихся заданий, таких как самостоятельное выполнение школьных и домашних работ, а также тяжелых и неприятных заданий.
Однако при заинтересованном выполнении ребенком дополнительных заданий показатели устойчивости внимания детей с СДВГ не отличаются от таковых показателей у нормальных детей.
Коррекция гиперактивности у детей
... в выборке детей младшего школьного возраста гиперактивных детей и определить в целом их уровень СДВГ (по методике Тулуз-Пьерона); провести исследование характеристик внимания в группе гиперактивных детей; разделить группу гиперактивных детей на две ...
Родители и учителя часто описывают проблемы внимания следующим образом «не слушает», «не завершает начатые задания», «мечтает», «часто теряет вещи», «не может сосредоточиться», «отвлекается», «не может работать самостоятельно», «требует большего руководства», «не завершив одного задания, перескакивает на другое» [15].
Клинически, эти дети часто характеризуются, как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные разруши-тельные последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или их поступками.
Для них очень проблематично дождаться своей очереди в игре или в команде. В устной речи они часто говорят нескромно, несдержанно, неосторожно. Преждевременные ответы на вопросы и прерывание разговоров других для них обычное явление. Поэтому, впечатления, которые такие дети производят на окружающих, очень часто истолковываются как незрелость, безответственность, и чрезмерная грубость [7].
1.7 Особенности внимания младших школьников
В младшем школьном возрасте регулирующее влияние высших корковых центров постепенно совершенствуется, в результате чего происходят существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко — в 2,1 раза — увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9—10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.
Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями.
По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — интенсивно развивается. И к концу 3 года обучения у школьников, как правило, возрастает и совершается способность распределения и переключения внимания. Ученики 3 класса могут одновременно следить за содержанием того, что они пишут в тетрадь, за безошибочностью письма, за своей позой, а также за тем, что говорит учитель. Они слышат указания учителя, не прекращая работы [14].
II . Глава. Исследование особенностей внимания у детей с СДВГ младшего школьного возраста
1.1 Описание методик, Тест Тулуз – Пьерона.
Одной из психофизиологических методик для исследования свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости, динамики работоспособности) является тест Тулуз – Пьерона. Он является одним из вариантов «корректурной» пробы, общий принцип которой был разработан ещё Бурдоном в 1895г. Суть задания состоит в дифференцировании стимулов, близких по формуле и содержанию в течение длительного, точно определенного времени. Применительно к рассматриваемой проблеме детей с СДВГ возможно использование теста для исследования внимания и определения минимальной мозговой дисфункции.
Особенности эгоцентризма у одаренных детей младшего школьного возраста
... детского эгоизма; 3 выбрать методы и приемы изучения проявлений детской эгоцентризма; 4 определить взаимосвязь между уровнем умственного развития и уровнем эгоизма у младших школьников ... психологических особенностях детей школьного возраста, получены результаты экспериментального исследования проявлений эгоцентризма одаренных детей ... включают: наблюдение, контент-анализ, исследование, масштабирование и ...
Для учащихся младших классов применяется упрощенный вариант методики – 10 строчек на тестовом бланке. Строчки состоят из различных квадратиков. Обследуемому необходимо находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам. Дети должны работать с двумя типами квадратиков – образцов (они изображены в левом верхнем углу бланка).
Остальные квадратики просто подчеркиваются. Время работы с одной строкой – 1 минута.
Обследование может проводиться как групповым так и индивидуально. При групповом тестировании дети сначала слушают инструкцию, сопровождаемую демонстрацией квадратиков – образцов. При демонстрации на классной доске рисуются квадратики – образцы и часть тренировочной строчки (не менее 10 квадратов), обязательно содержащая все виды квадратиков.