Эмоциональный интеллект играет роль в жизни художника защиты таких его характеристик, как автономность, независимость, интравертивность, нонконформизм, что отличает ее от обывателя. Взаимодействие эмоционального интеллекта и воображение обнаруживается в двух видах взаимозависимости: 1) эмоций от воображения; 2) воображения от эмоций. Зависимость эмоций от воображения называется «законом эмоциональной реальности воображения». Данный закон гласит: эмоциональная реакция на воображаемые объекты и явления не отличается от реакции на существующие в действительности. Воображение зависит от эмоций т.к. последние пробуждают активность воображения, облекаясь в чувственно-конкретные образы. Например, фантазии в детском возрасте является способом овладения своими чувствами, как бы, техника чувств. Соединение в них эмоций и воображения, их обусловленность является ярким выражением эмоционального интеллекта.Эмоциональный интеллект играет большую роль и в художественном мышлении по причине того, что искусство является формой общественного сознанияи как явлением социальной жизни эмоционально по своей природе, рождается в эмоциональной сфере личности художника и обращено, прежде всего, к эмоциональной сфере реципиента. Эмоциональный интеллект, оперирующий эмоциями — обыденными, эстетическими и художественными, — не только порождает искусство, но и получает от него ответный дар, обогащающий и дифференцирующий его аффективный компонент [16].
В искусстве мы действительно имеем дело с эмоциональным интеллектом, в котором, в буквальном смысле, эмоции забегают вперед мысли, включают мышление, передавая ему информацию преимущественно несловесным способом, что подтверждает Выготский в своем труде «Психология искусства» следующейсвоей мыслью: «В искусстве даже чисто познавательное суждение есть эмоциональное действие, совершаемое аффективными актами мысли» [11].
Эстетическое отношение художника к действительности порождает эстетические эмоции, аффекты, в результате эстетического восприятия – бескорыстного, непрагматического, направленного на стремление к прекрасному.Эстетические эмоции, ставшие содержанием искусства, превращаются в художественные эмоции. Они являются эстетическими эмоциями, трансформированные духом, душой и мыслью, отобранные, очищенные от повседневности, приподнятые поэтическим мироощущением, работающие на сверхзадачу произведения искусства, его идею – то первичное, необразное, что сокрыто за материально-чувственной личиной образа [16].
Развитие воображения
... данной курсовой работы: изучить и экспериментально проверить возможности развития творческого воображения у младших школьников. Объект исследования — процесс развития творческого воображения младших школьников посредством изобразительного искусства. Предмет — развитие творческого воображения младших ...
Вслед за эмоциями следует мысль, преображенная чувством. Мышление художника движется в двух направлениях: 1) к постижению глубинной сути отображаемого; 2) к его преображению по законам идеального мира, красота которого через это отображаемое выходит наружу, являет себя в наличной действительности через художественный образ в его материально-чувственной оболочке.Эмоциональному интеллекту отведена главенствующая роль. Его основная задача на данном этапе – создать представление о содержании и форме будущего творения. Структура этого представления обусловлена во многом работой мышления, движущегося в двух направлениях, как уже было сказано, постижении необразной сути предмета отображения; его преображения в совершенном образе. Объект или явление действительности, ставшее для творческого человека моделью, может выступать в одной из трех функций:1) быть определяющим фактором творчества, нести в себе основные черты художественного образа, например, в живописи и скульптуре сохранить максимальное внешнее сходство;2) быть объектом, у которого художественный образ заимствует отдельные черты;3) быть поводом (стимулом), отправным пунктом для свободной фантазии и творческой воли художника. Эмоциональный интеллект в художественном мышлении выступает как режиссер и драматург, оперирующий мотивами действий художника и реципиента, создающий совершенную форму с логикой и динамикой развития эмоциональных состояний. Предметом опеки эмоционального интеллекта здесь является, используя слова Дидро, «изысканная эмоция, в которой чувство не мешает суждению». Речь идет об эстетических эмоциях с «ее логикой высочайшего совершенства, вызывающей ярко позитивную возвышенную эмоцию – эмоцию художественную» [11].
Выводы по второй главеСуществует три точки зрения на влияние эмоциональных состояний на творческий процесс: 1) эмоция как мотивационный фактор т.е. творчество направленно прежде всего на выражение аффективного опыта и эмоциональных особенностей художника;2) эмоция как контекстуальныйфактор, т.е. эмоциональное состояние, способствует введению художника в некое состояние (физиологическое, поведенческое и когнитивное), которое может, как отрицательно так положительно повлиять на творческую продуктивность.;3) эмоция как функциональный фактор, т.е. эмоциональное состояние, активирует некие понятия, которые приводят к повышению творческой продуктивности художника.В эмоциональном состоянии художника в ходетворческого процесса в психологии творчества выделяется три основных компонента: 1) эмоциональное переживание от объекта изображения; 2) эмоциональное переживание от самого процесса изображения; 3) общее эмоциональное состояние художника, выражающееся в лёгкости эмоционального возбуждения, в силе и глубине проявления эмоционального возбуждения, которые необходимо развивать.Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и художественным творчеством обнаруживается в следующих важных психических процессах для любого творческого процесса: воображение и художественное мышление.
ЗаключениеЭмоции определяются как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний. Эмоции имеют следующие характеристики: они делятся на позитивные и положительные; высокий уровень эмоционального переживания называется блаженство; эмоциональные переживания имеют различную длительность; эмоции предметны. Развитие эмоциональных переживаний проходит по трем уровням: 1) уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности; 2) уровень предметности; 3) уровень мировоззренческих эмоций. К основным функциям эмоций относят: коммуникативную, регулятивную, сигнальную, мотивационную, оценочную и защитную. Также эмоции обладают следующими свойствами: универсальность, динамичность, доминатность, суммация, адаптация, субъективность, заразительность, пластичность, удержание в эмоциональной памяти, иррадиация, эмоциональный перенос, амбивалентность переключаемость.Художественное творчество – это такая деятельность в процессе которого создается нечто новое.С понятием творчества связано понятие креативности. Под креативностью понимается такое индивидуальное качество базирующееся на потенциальных способностях человека, актуализации бессознательной потребности быть неповторимым и свободным за счет порождения необычных идей, оригинальных решений проблем и способы выражения, которые отклоняются от принятых схем мышления.Творчество имеет следующие виды: научное, техническое и художественное.
Методики саморегуляции и регуляции эмоциональных состояний
... саморегуляции эмоциональных состояний; Использованная для реферата литература помогла достаточно четко разобраться в методиках саморегуляции и понять их сущность, определить, какая из них больше нравится лично мне. 1.Виды эмоциональных состояний Эмоции ... методов и соответствующих им конкретных приемов и методик саморегуляции эмоционального состояния достаточно широк, наиболее распространенные из ...
Художественное творчество подразделяется на три типа:1) ассоциативноетворчество – этосоздание новых идейпосредством необычныхассоциаций или комбинаций известных уже идей;2) исследовательскоетворчество– это обнаружение «белых пятен», определение проблем. Такое творчество направлено на исследование содержания, границ и потенциала идейного пространства;3) изменяющее творчество – это выработка идей, ранее неизвестнызх, а такжесюда можно отнести научные революции на уровне теорий, новые открытия в искусстве и т.д.Существует три точки зрения на влияние эмоциональных состояний на творческий процесс: 1) эмоция как мотивационный фактор т.е. творчество направленно прежде всего на выражение аффективного опыта и эмоциональных особенностей художника;2) эмоция как контекстуальныйфактор, т.е. эмоциональное состояние, способствует введению художника в некое состояние (физиологическое, поведенческое и когнитивное), которое может, как отрицательно так положительно повлиять на творческую продуктивность.;3) эмоция как функциональный фактор, т.е. эмоциональное состояние, активирует некие понятия, которые приводят к повышению творческой продуктивности художника.В эмоциональном состоянии художника в ходетворческого процесса в психологии творчества выделяется три основных компонента: 1) эмоциональное переживание от объекта изображения; 2) эмоциональное переживание от самого процесса изображения; 3) общее эмоциональное состояние художника, выражающееся в лёгкости эмоционального возбуждения, в силе и глубине проявления эмоционального возбуждения, которые необходимо развивать.Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и художественным творчеством обнаруживается в следующих важных психических процессах для любого творческого процесса: воображение и художественное мышление. Список использованных источниковАндреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008. — 478 с. Дедюлина М.А.. Учебно-методический комплекс по курсу «Эстетика». Таганрог: Изд-во ТРТУ,2004. — 136 с.Еромолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический проект: Культура, 2005. – 304 с. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2011. – 461 с.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2009 – 434 с.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с. Кузин В. С. Психология живописи. М.: Оникс 21 век, 2015. – 304 с. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009 – 200 с.Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с. Никитин А.А. Эмоциональный интеллект и художественное мышление. [Электронный ресурс] URL: http://www.art-center.khabonline.com/nauchnye_statji/mocional_nyj_intellekt_i_hudozhestvennoe_myshlenie/ Психология художественного творчества: учебно-методическое пособие для аудиторной работы [Текст] / сост. Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2012 – 28 с. Психология эмоций. Тексты. / Ред. Вилюнас В., Гиппенрейтер Ю. – М.: Издательство МГУ,1984 – 288с. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. – 304 с. Робертс, Р.Д., Мэттьюс, Дж., Зайднер, М. Люсин, Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике. // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3 –24. Рождественская Н. В. Художественное творчество и эмоциональный интеллект. Спб.: СПбГАТИ, 2012. – 140 с.Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – Спб.: Питер, 2013. – 336 с.
Взаимосвязь эмоциональной компетентности родителей с эмоционально-поведенческими ...
... во взрослом и детском сообществах. Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, ... внимания уделялось информационным, «компьютерообразным» моделям интеллекта, а аффективная составляющая мышления, по крайней мере, в западной психологии, отошла на дальний план. Понятие ...
Список литературы [ всего 17]
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/emotsii-v-iskusstve-psihologiya/
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/emotsii-v-iskusstve-psihologiya/
1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008. — 478 с.
3. Дедюлина М.А.. Учебно-методический комплекс по курсу «Эстетика». Таганрог: Изд-во ТРТУ,2004. — 136 с.
4. Еромолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический проект: Культура, 2005. – 304 с.
5. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2011. – 461 с.
6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2009 – 434 с.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с.
8. Кузин В. С. Психология живописи. М.: Оникс 21 век, 2015. – 304 с.
9. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009 – 200 с.
10. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
11. Никитин А.А. Эмоциональный интеллект и художественное мышление. [Электронный ресурс] URL: http://www.art-center.khabonline.com/nauchnye_statji/mocional_nyj_intellekt_i_hudozhestvennoe_myshlenie/
Эмоциональный интеллект (2)
... структуре интеллекта. Задачи работы: охарактеризовать определение эмоционального интеллекта; рассмотреть социальные предпосылки и возможности развития эмоционального интеллекта; проанализировать современные концепции эмоционального интеллекта. 1.Теоритические аспекты изучения эмоционального интеллекта 1.1 Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности ...
12. Психология художественного творчества: учебно-методическое пособие для аудиторной работы [Текст] / сост. Е.Е. Вотякова. – Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2012 – 28 с.
13. Психология эмоций. Тексты. / Ред. Вилюнас В., Гиппенрейтер Ю. – М.: Издательство МГУ,1984 – 288с.
14. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. – 304 с.
15. Робертс, Р.Д., Мэттьюс, Дж., Зайднер, М. Люсин, Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике. // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3 –24.
16. Рождественская Н. В. Художественное творчество и эмоциональный интеллект. Спб.: СПбГАТИ, 2012. – 140 с.
17. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – Спб.: Питер, 2013. – 336 с.