Цель и задачи физического воспитания

Контрольная работа

Физическое воспитание в учреждениях образования является органической частью учебно-воспитательного процесса.

Физическая культура — учебный предмет, формирующий у учащихся жизненно необходимые знания, умения, навыки, а также профессионально-прикладные двигательные способности. Одновременно он оказывает оздоровительное воздействие, способствует восстановлению умственной работоспособности, удовлетворяет часть жизненно необходимой потребности учащихся в двигательной активности.

Физическое воспитание учащихся всех типов учреждений образования должно отвечать требованиям Законов Республики Беларусь «Об образовании» и «О физической культуре и спорте» и соответствовать базовым учебным планам [3, 4, 5].

Образовательной целью предмета «Физическая культура» учащихся начальных классов, и учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, является формирование физической культуры личности и оздоровление учащихся специфическими для физической культуры средствами. Образовательная направленность учебного предмета «Физическая культура и здоровье» оказывает формирующее влияние не только на физические, но и интеллектуальные, психические, психологические, морально-волевые и другие качества личности. При этом максимально соблюдается преемственность содержания учебного предмета с физическим воспитанием в дошкольных учреждениях за счет целенаправленного формирования школы движений и построения учебно-воспитательного процесса на основе игровой деятельности.

Физическую культуру личности характеризуют наличие мотивации физкультурных и спортивных занятий, необходимые для них знания, двигательные умения, навыки, способы деятельности, разносторонняя базовая физическая подготовленность, активная физкультурная или спортивная деятельность, а также устойчивый интерес к физкультурным и спортивным занятиям.

Физическая культура личности формируется в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических и прикладных задач, сформулированных в объяснительной записке действующих учебных программ.

Учебный процесс в учреждениях образования проводится в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений.

ГЛАВА 1. Цель физического воспитания общества. Задачи

Генеральная цель, выдвигаемая обществом в сфере воспитания на многолетнюю перспективу и намечающая общий результат воспитания, обусловлена коренными общественными потребностями. В подлинно гуманном обществе она вытекает в конечном счете из необходимости создания и все более полного использования возрастающих социальных возможностей для всестороннего развития человека, что предполагает ориентацию всех слагаемых системы воспитания на формирование «гармонично развитой общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Соответственно в системе физического воспитания, составляющей неотъемлемую часть социалистической системы воспитания, преследуется цель — на основе полноценного использования факторов физической культуры реализовать возможности оптимального физического развития людей, всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно важным видам деятельности.

31 стр., 15212 слов

Педагог как организатор процесса обучения и воспитания личности

... педагога по организации образования и воспитания личности. Задачи исследования: . Ознакомиться с соответствующей литературой по проблеме; . Определить наиболее эффективные формы и методы работы педагога для осуществления образования и воспитания личности. ... особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, ...

При конкретизации данной кардинальной цели учитываются как индивидуальные интересы свободного, неограниченного развития личности, так и практические нужды общества. При этом практическая ориентация цели исходит в первую очередь из объективных требований, предъявляемых к физическому развитию и физической подготовленности человека в основной сфере его жизнедеятельности — в сфере труда.

Одним из решающих условий высокой продуктивности труда был и остается высокий уровень общей работоспособности, базирующийся на крепком здоровье и нормальном (соответствующем естественным закономерностям) физическом развитии человека.

В целевых установках, выдвигаемых современным обществом перед системой физического воспитания, пока не могут не находить своего отражения и те требования практического характера, которые вытекают из оборонных функций общества и государства. Практика современного военного дела свидетельствует, что одним из главных слагаемых высокой боеспособности армии остается физическая подготовленность воина. Объективно требования к ней с прогрессом военной техники не уменьшаются, а возрастают. По мере ускорения темпов технического перевооружения армия все больше нуждается в людях, способных овладеть сложной военной техникой в сжатые сроки и эффективно применять ее в боевой обстановке, требующей предельной мобилизации духовных и физических сил.

Итак, прикладная ориентация цели, преследуемой в системе физического воспитания, как и во всей системе воспитания, обусловлена вполне определенными общественными потребностями, которые коренятся в сфере труда и пока еще имеют отношение к военному делу [9].

Рассмотренная цель конкретизируется в целом комплексе задач, которые, являясь как бы отдельными слагаемыми цели, выражают ее применительно к разделам многогранного процесса воспитания, этапам возрастного развития воспитываемых, уровню их подготовленности, конкретным условиям достижения намеченных результатов. Задачи в процессе физического воспитания можно подразделить с известной условностью на специфические и общепедагогические.

4 стр., 1663 слов

Физические качества человека и методы их воспитания

... устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях; в) воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей - через выполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность ...

1.1. Специфические задачи

Основными из решаемых в процессе физического воспитания специфических задач являются:

1) задачи по оптимизации физического развития человека в направлении всестороннего развития свойственных ему физических качеств, совершенствования двигательных способностей, упрочения и многолетнего сохранения здоровья;

2) специфические образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний («физического образования»).

Конкретнее говоря, суть этих двух групп задач, выражающих специфическую направленность физического воспитания, состоит

Первая группа задач: назначение физического воспитания заключается, кроме прочего, в том, чтобы в меру объективных возможностей обеспечить оптимальное развитие присущих человеку физических качеств. К физическим качествам индивида издавна относят мышечную силу, быстроту, выносливость и некоторые другие аналогичные по своей природе качества (такие, в частности, как гибкость).

В основе всего многообразия двигательных способностей человека лежит, как уже говорилось, совокупность тех его естественных качеств, коренящихся в телесной структуре и функциях его организма, благодаря которым он располагает возможностями проявлять силу, быстроту и мощность в движениях, придавать им необходимый размах и координировать их в составе двигательных действий, выполнять продолжительную физическую работу, несмотря на возникающее утомление. От уровня развития данных качеств в решающей мере зависит, насколько человек способен осуществлять двигательную деятельность, строить ее в разнообразных формах, достигать в ней определенных результатов. Не случайно задачи по оптимизации развития этих качеств являются в физическом воспитании задачами первостепенной значимости.

Рассматриваемые задачи имеют вместе с тем аспект, вытекающий из необходимости в полной мере использовать факторы физической культуры для укрепления и многолетнего сохранения здоровья. Хотя понятие «здоровье» пока все еще не получило строго научного истолкования, принципиально не вызывает сомнений, что то, что подразумевается под «физическим здоровьем», во многом — а возможно, и главным образом — обусловлено полноценным физическим развитием индивида. Задачи по гарантированию здоровья решаются на основе воспитания свойственных каждому человеку физических качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведет к подъему общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма. Отсюда, однако, не следует, что задачи по упрочению здоровья и задачи по воспитанию двигательных способностей целиком совпадают и реализация их не имеет своих особенностей. В частности, задачи по закаливанию организма (повышению его сопротивляемости неблагоприятным воздействиям среды) и по приобщению к здоровому образу жизни в целом имеют самостоятельное оздоровительное значение, реализация их в процессе физического воспитания предполагает, кроме прочего, специально ориентированную на это систему мер физкультурно-гигиенического характера.

15 стр., 7270 слов

Развитие физических качеств детей 5-6 летнего возраста в условиях ...

... в ДОУ. Глава 1. Развитие физических качеств дошкольников в процессе физической подготовленности В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, ...

Вместе с основными задачами, решаемыми с целью оптимизировать индивидуальное физическое развитие, в физическом воспитании предусматриваются и определенные задачи по совершенствованию телосложения. Речь идет, разумеется, не об искусственном нивелировании индивидуальных особенностей телосложения по неким стандартным или модным канонам телесной красоты, а о содействии естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей человека. В действительно рациональной системе физического воспитания таким задачам не придается доминирующего значения, но было бы неверным считать, что такого рода задачи вообще несущественны.

В целом задачи по оптимизации индивидуального физического развития решаются на всем протяжении многолетнего процесса физического воспитания; конкретное же содержание их в различные периоды возрастного развития не остается, конечно, неизменным. Последовательно сменяющие друг друга периоды возрастного развития человека — ранний детский (первые годы жизни), детский, подростковый, юношеский, зрелости и старения — разлился наряду с другими особенностями неодинаковыми возможностями и тенденциями физического развития. Наиболее значительные поступательные изменения форм и функциональных возможностей организма происходят в силу естественных закономерностей возрастного развития в периоды, предшествующие зрелому возрасту, затем наступают периоды относительной стабилизации форм и функций, сменяемые периодами возрастной инволюции, когда определенные морфофункциональные свойства организма постепенно регрессируют. Этот жизненный цикл воспроизводится от поколения к поколению, повторяясь в соответствии с тенденциями, характерными для возрастных периодов, и вместе с тем изменяясь в определенных чертах в зависимости от конкретных условий индивидуального развития. Естественно, что в физическом воспитании задачи по оптимизации физического развития воспитываемых нужно ставить и решать применительно к особенностям периодов возрастного развития.

В периоды, предшествующие возрастной стабилизации форм и функций организма, когда он особенно пластичен и восприимчив к развивающим воздействиям, имеются наибольшие возможности для реализации задач по обеспечению направленного высокодинамичного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей. Но мере возрастного созревания индивида все более актуальными становятся задачи предотвращения утраты достигнутых сдвигов в развитии физических качеств и совершенствования двигательных способностей в индивидуально избирательном направлении. По мере же старения ведущее значение в физическом воспитании приобретает установка на противодействие возрастному регрессу физической дееспосооности, минимизацию его степени, возможное поддержание определенного уровня физической работоспособности и нормального состояния организма в течение многих лет.

9 стр., 4047 слов

Основные проблемы психологии развития и возрастной психологии

... проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени. Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде. Принцип анализа развития основных ...