Очевидно, каждому человеку в своей жизни приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности, а управление — не исключение и, возможно, достаточно яркий пример, и даже одна из причин возникновения конфликтов. Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении и способах их урегулирования.
К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликта. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.
Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Конфликты мы можем наблюдать повсеместно — от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.
Проблема конфликта охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия конфликт, его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а также типология, классификация конфликтов, выявление их роли в общественной жизни и т.д.
Особую значимость конфликты приобретают в условиях трудовых отношений, ибо здесь, если они окажутся неуправляемыми, конфликты способны не только дезорганизовать производство, но и привести к большим социальным потрясениям. Поэтому знание природы конфликтов, их типологии, способов разрешения представляется весьма важным.
1. Понятие И ПРИЧИНЫ конфликта
Конфликт (от лат. confliktus – столкновение) — это столкновение несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида или в межличностных отношениях индивидов и групп людей, проявляющихся в форме отрицательных эмоциональных переживаний.
Конфликт в системе трудовых отношений – это любые виды борьбы между индивидами и социальными группами, целью которых является достижение или сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также подчинение, нейтрализация, либо устранение действительного или мнимого противника.
Считается, что конфликты — неотъемлемая часть социальной жизни и взаимодействия людей. С этих позиций конфликт на предприятии имеет, прежде всего, функциональную роль, помогающую своевременно обнаружить проблемы в его деятельности и стимулировать развитие.
Приспособление к жизни молодых людей из поселений различных типов
... экономическое самоопределение соотносилось с особенностями интерпретации и решения проблемных экономических задач, предполагающих необходимость актуализации значимых ценностных ориентаций человека, ... перспектива соотносится с содержательностью жизни человека. Так, отмечают, что чем ... «Экономический конфликт» (ЭК). Она позволяет характеризовать участников исследования как субъектов экономических ...
Современный подход к конфликту базируется на следующих предпосылках:
- силовое подавление конфликта ведет к его обострению;
- знание причин и законов протекания конфликтов помогает уменьшать их отрицательные последствия;
- во многих случаях организация и специальное регулирование трудовых отношений позволяет использовать энергию конфликта в созидательных целях.
Существуют позитивные и негативные функции конфликтов. К позитивным функциям относят:
- развитие самостоятельности и творчества работников;
- рост сотрудничества и новаторской деятельности;
- усиление заинтересованности работников в делах фирмы;
- возникновение эффективных организационных построений фирмы;
- разносторонняя проработка вариантов решения проблемы и т, п.
К негативным функциям конфликтов относят:
- снижение дисциплины работников и производительности труда;
- увольнение квалифицированных работников;
- доминирование частных целей над общими;
- разобщенность действий работников;
- неэффективное использование ресурсов;
- придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению проблемы, его вызвавшей, и т.
п.
Однако в целом то, какие функции конфликта — позитивные или негативные — возобладают, зависит от эффективности управления им.
В зависимости от вызывающих причин конфликты разделяются на: следующие группы:
Конфликты целей., Конфликты обстоятельств., Конфликты культур., Спровоцированные конфликты., Межгрупповые конфликты.
2. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА
объект конфликтной ситуации
Следующий элемент конфликта – цели , субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. Целью субъекта в конфликте является его предвосхищаемый полезный (с точки зрения личности или общественной, групповой значимости) результат. В конфликте можно выделить стратегические и тактические цели оппонентов. Основная цель оппонента – овладение объектом конфликта, ей подчинены тактические цели. Однако в зависимости от развития конфликта основная цель может быть заменена на другую (нанесение максимального ущерба – материального, морального, психологического оппоненту), которая в начале конфликта выступает как цель-средство.
участниками.
Основные участники конфликта
В связи с тем потенциалом или мощью, которым обладают стороны, участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента . Чем больше у участника конфликта имеется возможностей влиять на ход противоборства, тем выше его ранг. При этом ранжирование можно производить по разным основаниям: физической силе, политической и экономической мощи, ресурсному, административному или информационному потенциалу и т.д. Ранг участников конфликта непосредственно связан с их социальным статусом — положением, занимаемым в обществе в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной ролью участника конфликта. В различных конфликтных ситуациях бывает востребован и различный потенциал участников конфликта. Так, если имеет место физическая борьба, ранг оппонентов будет определяться их мускульной силой, в экономических схватках он будет зависеть от экономического потенциала.
Управление конфликтами
... -либо производственной проблемы и т.п.); Конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, ...
неосновным участникам конфликта
Среди косвенных участников конфликта следует выделить такие группы, которые специально создаются для поддержки того или иного субъекта конфликта. Они называются группами поддержки и могут быть предоставлены друзьями, субъектами, связанные с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе. В межгрупповых и межгосударственных конфликтах — это государства, различные межгосударственные объединения, общественные организации, средства массовой информации.
Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники:
Инициаторы (зачинщики), Организаторы, Пособники, Посредники (медиаторы)
Цель посредничества — добиться прекращения конфликта путем нахождения компромисса между его оппонентами. Поэтому посредник должен обладать для этого соответствующими качествами: умением вести переговоры, мудростью, специальными знаниями, культурой общения, высокими нравственными принципами. Он должен занимать также нейтральную позицию по отношению к его участникам даже в том случае, когда его личные симпатии или убеждения идут вразрез с позицией какой-либо из сторон. В противном случае одна из сторон откажется от такого посредника.
3 ТИПЫ КОНФЛИКТОВ
Выделяют четыре основных типа конфликтов, но также нередко встречаются конфликты смешанного типа. Дадим характеристику основным типам конфликта:
Внутриличностный конфликт
Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или заведующий секцией в книжном магазине дал продавцу указание определенным образом расставить книги, а товаровед в то же самое время — произвести учет наличия и состояния определенной категории литературы. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго — нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также в связи со стрессом.
Межличностный конфликт.
В организациях данный тип конфликта проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Семейные конфликты, их причины и способы разрешения
... выяснить его истинную причину и, как следствие, помочь сторонам в его разрешении. Конечно, классикой семейных конфликтов, которые не обошли стороной и наших граждан, являются конфликты, связанные с сохранением ... я помогаю сторонам понять проблемы и интересы свои и другой стороны. Только таким образом можно подвести стороны к взаимоприемлемому решению. И только поэтому, как показывает практика, ...
Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т.д.
Во всяком межличностном конфликте большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.
Конфликт между личностью и группой., Межгрупповой конфликт.
Причины межгрупповых конфликтов могут быть самые разные: экономические, политические, национально-этнические и т.д. Разный уровень социальных групп имеет свои особенности возникновения конфликта и способов их разрешения. Так, на уровне малых групп большую роль в возникновении межгруппового конфликта играет такой фактор, как социальная идентификация групп. Таким образом, социальная идентификация своей оборотной стороной имеет социальную дифференциацию, которая содержит в себе возможность возникновения межгруппового конфликта. При этом основания социальной идентификации могут быть самые разные: экономические, социокультурные, расовые и т. д. На уровне больших социальных групп причины конфликтов отличаются большей масштабностью и глубиной. Так, при возникновении этнических конфликтов важную роль часто играют территориальные притязания одного из этносов. В основе политических конфликтов лежит борьба за власть, за политическое господство в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, конфликтная ситуация является нормальной стадией любой человеческой деятельности, будь то трудовые, политические, экономические и другие отношения. Из каждого конфликта есть выход.
Для того чтобы правильно прийти к компромиссному решению при урегулировании конфликта, необходимо знать причину и тип конфликта.
В трудных ситуациях не всегда нужно искать безупречное решение. Такой поиск не только может поставить нас в безвыходное положение, но и сам по себе может оказаться нецелесообразным. Нам нужно искать работающее решение, которое изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление.
Взгляд на проблему, в том числе и на конфликт, как на нечто позитивное, может оказаться полезным: он способен преобразить наше мышление и помочь найти решение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/tipologiya-konfliktov/
1. Кибанова А. Я.. Управление персоналом — М.: ИНФРА-М, 2003 г.
Причины конфликтов и их роль в управлении организацией
... приведут к большим издержкам для организации. Можно выделить 3 группы причин, способствующих началу разногласий: 1.Объективные причины конфликтов Распределение ресурсов Люди всегда стремятся получать больше тех или иных ресурсов, что ...
2. Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник для вузов. – М.: «Высшая школа», 2003. – 429 стр.
3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под редакцией проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 326 с.
не сложно
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.