Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма — создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы. Прежде чем обсуждать конкретную методику организации совместной деятельности с детьми разного возраста в уголке природы, необходимо остановиться еще на одном важном явлении — педагогическом общении, которое всегда сопровождает взаимодействие педагога с детьми.
Обстоятельные исследования психологов показали поистине феноменальное значение общения взрослого с ребенком для его полноценного психического и личностного развития. Так, М. И. Лисина утверждает: общение — это процесс взаимодействия людей с целью достижения общего результата; в общении активны оба его участника, они попеременно выслушивают друг друга и высказываются. (Лисина М. И. Общение ребенка со взрослым, как деятельность. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника: Сб. научных трудов. М., 1974).
Общение, как правило, осуществляется в форме диалога, но психологи (Ж. Пиаже, М. М. Бахтин и др.) подчеркивают, что изначально ребенок не владеет диалогом — он развивается в процессе содержательного взаимодействия с другими людьми. А. Г. Арушанова считает: овладение диалогом — это формирование способности слышать и понимать собеседника, быть заинтересованным соучастником деятельности. Такое умение формируется через образцы ведения диалога, которые ребенок получает в общении со взрослым (Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999).
Особый смысл в понятие «педагогическое общение» вкладывает А. А. Леонтьев. По его мнению, это то, что обеспечивает коллективную деятельность: постановку конкретных задач, распределение обязанностей, определение моментов взаимодействия. Он подчеркивает: «…Общение непосредственно обеспечивает взаимодействие, а уж это последнее — коллективную деятельность» (Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1996. С. 16).
А. А. Леонтьев выделяет несколько видов педагогического общения;
Для нас же наибольшее значение имеет личностно
Особенности аутизма у детей
... склонность к аллергическим проявлениям. Нарушение социального взаимодействия проявляется в отсутствии или выраженной ограниченности контакта с внешней реальностью. Ребенок как будто отгорожен от мира, ... речи; эмоциональные расстройства и проблемы общения могут иметь различные оттенки. Завершая обзор психологических представлений о понятии «аутизм» в зарубежной психологии, можно сделать ...
Все эти моменты имеют непосредственное отношение к совместной деятельности воспитателя с детьми в уголке природы и других экологических пространствах». Как же следует организовать эту деятельность, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей?
Этих целей немало.
- Демонстрация воспитателем, образца (эталона) взаимодействия человека с природой, в котором, реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.
- Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ними.
- Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.
- Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.
- «Развитие наблюдательности, формирование понимания причинно-следственных связей в природе.
2. Теоретическая часть.
2.1. «Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:
- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
2.2. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели. Характерными особенностями совместной деятельности являются:
2.3. Какие же виды совместной деятельности могут оказать решающее воздействие на становление начал экологической культуры в дошкольном возрасте?
1. Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т. д.).
Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.
Социальная работа с детьми-сиротами
... особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без ...
2. Создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, комнаты или кабинета природы, минифермы, теплицы, площадки природы и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно — взрослыми и детьми.
Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.
3. Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники способны стать участниками этой деятельности тремя способами:
- слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
- наблюдая за деятельностью взрослых;
- практически участвуя в ней.
Например, в дошкольном учреждении во вновь пристроенном флигеле создается зимний сад. Крупномасштабные строительные и хозяйственные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы производятся одними взрослыми, без участия детей. Тем не менее старшие дошкольники могут быть соучастниками этого процесса, если воспитатель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким будет зимний сад, кто в нем будет жить и что в нем будет расти; время от времени показывает, как продвигаются дела, поясняет, зачем сделаны большие окна, почему ламп много, а вместо клеток высокие вольеры и т. д.
Дети еще практически в деятельности не участвуют, но уже включены в процесс — они в курсе событий, эмоционально реагируют на них.
На последнем этапе оборудования зимнего сада взрослые могут найти доступные для 5—7-летних детей дела, и тогда они станут действительными участниками
Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой).
Обучение дошкольников в процессе создания необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу, покажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.
3. Практическая часть:
Организация и проведение совместной деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников
Остановимся подробнее на методике проведения дежурств в уголке природы с детьми старшей группы.
1-й этап — осмотр обитателей уголка природы и выявление: а) их самочувствия и состояния; б) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка и пр.). Воспитатель говорит и делает примерно следующее: «Сначала надо осмотреть птицу в клетке — здорова ли она, не нахохлилась ли, не заболела ли. (Вместе осматривают и делают вывод, что с птицей все в порядке.) Теперь надо осмотреть клетку, прежде всего дно, кормушки, поилки и выяснить, каких условий для жизни ей сейчас недостает. (Осматривают, воспитатель называет, что не в порядке, чего не хватает, определяя, таким образом, набор трудовых операций.) Зерна в кормушке мало, птичка почти все склевала — надо добавить; вода мутная, в ней плавают перья и шелуха — надо срочно налить чистую, птицы не любят грязную воду; песок на дне замусорился за выходные дни — надо его просеять; наша птичка склевала всю зелень — надо поставить новую коробочку с овсом и посеять новую порцию. Все это сделаем, и у птицы будут хорошие условия». |
Предварительный осмотр аквариума с рыбами, птиц в клетке, растений — это очень важный момент методики. Во-первых, он позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли с ними какого ЧП, не заболели ли они. Во-вторых, именно осмотр условий, в каких находятся живые Предварительный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются — чего не хватает — что надо добавить и изменить». |
2-й этап — практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий. Воспитатель говорит примерно следующее: «Саша и Маша, распределите между собой, кто и что будет делать для птицы, и начинайте уборку. Если вы не знаете, как договориться и распределить дела, я помогу вам. Если вы забыли, как это надо делать, я подскажу, покажу, вы только спрашивайте, не стесняйтесь». |
Второй момент методики традиционен — это реальные трудовые операции по улучшению условий для животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: Воспитатель учит детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не напугать птицу, рыб, не сломать стебли или листья растений. Во всех трудовых операциях главным является живой объект, а сами операции имеют подчиненное значение. «Дети, теперь мы достанем из клетки поилку, кормушку. Смотрите, как я делаю это — осторожно, спокойно и медленно, чтобы не напугать птичку, чтобы ей не было страшно от наших резких движений». И далее: «Теперь выдвинем поддон, поставим его на столик и будем просеивать песок: соберем его совком в кучку, рядом поставим сито, переложим совком в него всю кучку и легко просеем. Смотрите, чистый песок оказался на поддоне, а весь мусор в сите. Разровняем песок и снова осторожно вдвинем поддон в клетку». И т. д. |
3-й этап — заключительное кратковременное наблюдение за животными — их поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда).
|
Третий момент методики (заключительный осмотр) позволяет наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т. д.,— всем стало лучше от того, что потрудились дежурные. Это необходимое эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей-дежурных. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание и далее принимать в этом участие. |
Организация дежурства в уголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей с воспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5).
Оптимальным вариантом является дежурство трех детей подряд три дня. За это время 5—6-летние дошкольники способны понять смысл и значение обязательного ухода за живыми объектами природы, приобрести начальные практические навыки. Процесс организации дежурств с детьми старшей группы в течение года можно условно разделить на три периода: начальный (осенние месяцы), средний (декабрь — март) и завершающий (апрель и май).
В эти периоды по-разному осуществляется совместная деятельность воспитателя с дежурными, происходит постепенный рост самостоятельности детей.
1. На начальном этапе дети впервые принимают участие в дежурстве, и воспитатель обучает их всему процессу. В совместной деятельности на этом этапе приоритет принадлежит воспитателю — он полностью включен в трудовые операции, все делает вместе с детьми, показывает и корректирует. На этом этапе уборка происходит пока еще медленно, поэтому воспитатель облегчает процесс — приносит в уголок природы ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть.
2. Следующий период — это когда дети дежурят уже по второму и третьему разу. Дежурные начинают все делать самостоятельно, воспитатель стоит рядом и помогает им — словом и делом, показом и одобрением. Индивидуальные различия между детьми весьма значительны, поэтому степень включенности воспитателя в практические действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковыми умениями и сходным темпом работы. Быстрых ребят можно приучать мыть оборудование под умывальником, а не в ведре. На этом этапе важны положительная оценка всех достижений и усилий детей, похвала за формирующиеся практические умения, поддержка тех, у кого еще не все получается.
3. На завершающем этапе, когда дети принимают участие в дежурстве уже по третьему, четвертому и даже пятому разу, воспитатель в совместной деятельности отдает приоритет дошкольникам. Он находится не рядом, но близко, осуществляет визуальный контроль и по-прежнему готов напомнить, подсказать и практически помочь дежурным выполнять их обязанности. Воспитатель хвалит детей за правильность выполнения трудовых операций, хорошее их качество (например, делали все осторожно, аккуратно и т. д.), за самостоятельность, уверенность и инициативу; за то, что не забыли сначала осмотреть питомцев и условия, в которых они находятся, и только потом приступили к практическим действиям. В конце напоминает: надо понаблюдать за поведением животных в улучшенных условиях, порадоваться за них. Когда все сделано, воспитатель может подвести итог: «Как замечательно у нас все получилось! Вы почти все сделали сами, без моей помощи, самостоятельно. Я переживала, но у вас все получилось. Молодцы!»