Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом
Когда человек ищет психологической помощи, он обычно надеется, что в его жизни возможны положительные перемены. Однако иногда люди попадают к консультанту не по своей воле и отвергают роль клиента, навязываемую другими лицами. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих
Если у клиента отсутствует мотивация, мы обычно обнаруживаем, что направившие его люди решают, таким образом, свои проблемы и трактуют консультанта в качестве наказующей силы. Особенно высок процент принудительно консультируемых в школах и социально-психологических центрах. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, когда берет на себя ответственность за решение своих проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.
В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. В консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.
1. Цели психологического консультирования
Спектр проблем поистине широк:
- трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения),
- неустроенность личной жизни и неурядицы в семье,
- плохая успеваемость в школе,
- недостаток уверенности в себе и самоуважения,
- мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и — поддержании межличностных отношений и т. п.
С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.
Теория и методы психологического консультирования
... подробно рассмотрим классификацию приемов группового консультирования в различных направлениях, у разных авторов, изучающих эти проблемы. 3.1 В психоаналитическом подходе Цель аналитического процесса - реструктурирование характера клиента и его личности. Эта ...
В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать
Сердцевиной консультирования является «консультативное
Основоположник клиент-
- каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
- каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
- каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как
Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта.
Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani, несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:
- Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
- Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
- Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.
Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования:
- самостоятельные поступки,
- распределение времени и энергии,
- оценка последствий риска,
- исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений,
- оценка свойств своей личности,
- преодоление эмоциональных
- понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.
Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков.
Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
По мнению Blocher, в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением. Цели консультанта и клиента, в конечном счете, соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: «Что Вы ожидаете от нашего общения?», «Каковы ваши желания?» и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели.
Концепция психологического консультирования в индивидуальной ...
... центрированного консультирования» (Gilliland & James, 1998, p. 57). Они пытаются помочь своим клиентам определить конкретные цели и установить, что должно предшествовать достижению этих целей. Консультант также ... под редакцией Р. Корсини и А. Ауэрбаха дается разъяснение: « Индивидуальная психология часто не правильно понимается как психология индивидуума или индивидуальных различий, тогда как в ...
Если мы информируем клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности и ограничения
Большинство клиентов приходит на психологическое
2. Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог клиент
Эту проблему рассматривали многие авторы. Н.Н. Обозов позволяет выделить 5 оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:
- по характеру запроса на психологическую помощь;
- по особенностям восприятия психических явлений;
- по способу работы со своими проблемами;
- в зависимости от пола клиента;
- в зависимости от особенностей телосложения клиента
Рассмотрим теперь эти основания более подробно.
2.1 По характеру запроса среди клиентов можно выделить следующие типы
1. Не уверенный в себе клиент. Много размышляет над ситуацией, много взвешивает, но никак не может принять
2. Уверенный в себе клиент. Обращается для подтверждения правильности своего уже
Личностные особенности психолога-консультанта
... изучение политического имиджа и пути его конструирования, вместе с психологами и социологами. 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ Было проведено исследование ... заказчика" и недобросовестного исполнителя. Подмена психологов профессионалов представителями оккультных наук. Безответственность средств массовой информации ( колдуны и гадалки в качестве психологов). Снижение уровня ...
3. Клиент все знающий и доверяющий только себе. Клиент этого типа все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте.
4. Клиент с потребностью выговориться, ищущий сочувствия, «отдушину». В отличие от предыдущего типа клиентов, проблема здесь уже не в характере. Очень часто это люди с нелегкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые и страдающие вследствие своей доброты. Советы по отношению к таким людям не обязательны, они могут даже оттолкнуть их, испугать тем, что с ними не просто говорят, как с людьми, а начинают «оказывать им психологическую помощь».
Типы мышления людей и их специфическое проявление
... психологическую науку интересует не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность протекания мыслительной деятельности индивида в специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ...
2.2 По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы
1. Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный клиент. Стремится к точному знанию информации о себе и
Его интересует не, что говорит в данный момент консультант, а на основании чего он это говорит. Все это необходимо учитывать в работе с таким клиентом, чтобы избежать негативного отношения к консультированию.