В связи с социально-
Сравнительно недавно в зарубежной, а затем и отечественной литературе появилось понятие «эмоционального выгорания». Он привлек внимание западных экономистов и социологов почти пятнадцать лет назад. В 1991 году профессор экономики Гарвардского университета Джулиет Шор (Juliet B. Schor) писала в своей книге «Переработавший американец: неожиданное сокращение времени на досуг»: «Если в ближайшем будущем тенденции не изменятся, то к концу XX века жители США будут проводить на работе не меньше времени, чем в 1920-х годах». А это, по мнению профессора, может привести к полному дисбалансу между личной и профессиональной жизнью, что губительно скажется на качестве работы и ее результатах.
Что же представляет собой эмоциональное выгорание? Каковы его причины? В начале 70-х годов XX века психологи обратили внимание на интересный факт. У некоторых людей после
Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у педагога
... синдрому эмоционального сгорания. Этот синдром наблюдается в первую очередь у тех, кто работает с людьми, в напряженной эмоциональной обстановке: у педагогов, врачей, журналистов, психологов, инженеров высшего звена, у людей ... Конфликты в рабочей среде Психическая напряженность на работе Синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой ...
Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятно разрешения стресса на рабочем месте.
Таким образом, синдром эмоционального выгорания — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.
В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции деятельность менеджера насыщена множеством экономических, организационных и социально-психологических стрессов. Они создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Работа менеджера характеризуется высокой интенсивностью, насыщенностью действий, частым вмешательством внешних факторов, многочисленными социальными контактами разного уровня, преобладанием непосредственного общения с другими людьми. Помимо сугубо производственных функций и связанных с ними формальных отношений, большой удельный вес в менеджерской деятельности имеет «человеческий фактор» и неформальные отношения в коллективе, которые характеризуются значительной эмоциональной напряженностью.
Синдром менеджера, он же синдром хронической усталости или синдром «выгорания» — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Для синдрома менеджера характерна быстрая утомляемость и изматывающая организм усталость, которая не проходит даже после отпуска. Синдром хронической усталости с удивительной скоростью распространяется во всех цивилизованных странах мира. Такое быстрое развитие этого недуга специалисты связывают с высоким ритмом жизни и чрезмерно большой эмоционально-психологической нагрузкой, с которой приходится сталкиваться современному человеку.
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».
Синдром эмоционального выгорания проявляется в:
а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.
Исследователи выделяют ряд факторов, ведущих к развитию эмоционального выгорания у менеджеров. Это такие личностные характеристики, как интроверсия, низкое самоуважение, низкий уровень эмпатии, трудоголизм, определенные мотивационные особенности и др. При этом многие зарубежные исследователи отмечают, что факторы, связанные с работой и стилями организационного поведения, в большей мере коррелируют с выгоранием, чем личностные факторы менеджеров.
Профессиональное выгорание социальных работников и пути его предупреждения
... улучшения общего состояния здоровья социальных работников. Глава 1. Теоретические аспекты синдрома профессионального выгорания работников социальной сферы 1. Синдром профессионального выгорания: понятие, сущность, история Понятие «эмоциональное или психическое выгорание» появилось в психологических исследованиях сравнительно недавно. ...
Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный
Личностный фактор
Ролевой фактор.
Организационный фактор
Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.)
Отечественные исследователи (Водопьянова, 1998) выделяют три основных фактора, влияющих на эмоциональное выгорание.
Первый фактор
Также изучалось влияние стилей поведения в конфликтных ситуациях и личностных характеристик на степень выраженности синдрома выгорания. Было обнаружено, что наиболее высокое эмоциональное выгорание и истощение наблюдаются у тех менеджеров, которые предпочитают управленческий стиль избегания (пассивный уход от разрешения конфликтов).
Менеджеры с преобладанием стилей «компромисс» и «сотрудничество» подвержены выгоранию реже, чем те, кто в конфликтных ситуациях использует поведенческие модели «соревнование» и «приспособление».
Особую опасность возникновения
Психологами выделены личностные факторы, снижающие риск эмоционального выгорания у менеджеров. Их целесообразно учитывать при подборе или выдвижении работников на руководящие должности, а также при разработке обучающих программ для управленцев:
- Оптимизм
- Склонность к гипертимности
- Общительность, постоянный поиск новых контактов
- Ориентация на компромисс, сотрудничество при разрешении конфликтов
- Высокий уровень коммуникативных умений
- Креативность при решении профессиональных задач
- Понимание особенностей управленческого труда и др.