Социология — это наука изучающая общество как целостную систему, состоящую из социальных институтов, социальных процессов, общностей, взаимодействий индивида с обществом. Социология — это наука о поведении масс людей и закономерностях этого поведения. Предпосылки возникновения социологии как науки берут свое начало в античности, когда Платон и Аристотель пытались сформулировать первые законы социальной жизни. Социология как наука возникла позже, в 19 веке. Возникновение социологии связано с именем Огюста Конта, который и придумал название «социология». Становление социологии как науки происходило в конце 19 — начале 20 века и связано с такими учеными как Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель, Фердинанд Тённис и прочими мыслителями того времени.
Социология как наука воспринимается далеко не всеми представителями научного сообщества. Споры о том, считается ли социология наукой в строгом понимании этого термина или нет, не прекращаются до сих пор. Точные науки ищут и разрабатывают теории, на основе которых формируются научные гипотезы, которые можно проверить, главным образом, с помощью эксперимента, который можно проводить неоднократное число раз и получать результаты в числовых данных. В рамках концепции позитивизма, в социологии любая теория также соотносится с эмпирическими (основанным на опыте) данными и сторонники позитивизма утверждают, что благодаря этому социология должна считаться наукой. При этом даже социологи, придерживающиеся позитивистской концепции, признают, что трудно проводить эксперименты с социальными объектами и получать схожие данные при повторных экспериментах.
Таким образом, цель работы — изучение основных отраслей социологии.
Объектом исследования является понятие социологии. Предмет — классификация отраслей социологии.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить понятие социологии;
- рассмотреть структуру социологического знания и его уровни;
- проанализировать основные отрасли социологии.
Глава 1. Понятие, объект и предмет социологии
Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество.
Термин социология происходит от латинского «societas» — общество и греческого «logos» — «учение», означая в буквальном переводе «учение об обществе». В широкий научный оборот, данный термин ввел в середине ХIХ века французский философ Огюст Конт. Но и до этого великие ученые и философы человечества занимались исследованием и осмыслением проблем общества, различными аспектами его функционирования, оставив миру богатейшее наследие и непревзойденные работы в этой области.
Общество как объект социологии
... — английский (точнее, американский вариант английского языка). 2. Типологическая характеристика общества в социологии Итак, общество — это объединение людей, имеющее закрепленную за ним совместную территорию, общие культурные ... на первый план по сравнению с промышленностью. Для постиндустриального общества характерно падение веры во всесилие науки. Отчасти это связано с тем, что к настоящему моменту ...
Проект социологии у Конта подразумевал, что общество — особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии — участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.
Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии — это социальная жизнь общества, то есть комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. [4]
Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной — социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая — вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).
Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и так далее. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.
Именно совокупность таких действий образует социальный процесс в целом, и в нем можно выделить некоторые общие тенденции, которые являются социологическими законами. Отличие социологических законов от математических, физических, химических состоит в том, что первые приблизительны и неточны, они могут произойти или не произойти, так как полностью зависят от воли и действий людей и носят вероятностный характер. Можно заранее прогнозировать события, управлять ими и просчитывать возможные альтернативы, выбирая предпочтительный вариант. Роль социологии и социологических исследований неизмеримо возрастает в кризисных ситуациях, когда важным становится учет общественного мнения, его переориентация и смена идеалов и парадигм.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом делая упор на выявление альтернатив развития. Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики. Теоретические исследования представляют собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования — это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения).
Место социологии в системе наук об обществе и человеке
... социологии в системе наук об обществе. Задачи работы – изучить взаимосвязь социологии с другими науками, определить место социологии в системе наук об обществе и человеке. 1. Социология и другие общественные науки Каково же место социологии в системе общественных наук? Как соотносится социология с другими, родственными ей науками? Социология ...
Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:
- ѕ как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);
- ѕ как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);
- ѕ как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия — США);
- ѕ как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д.
Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета. [1]
социологический знание отрасль общество
Глава 2. Специальные теории социологического знания
Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система — упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:
1) социальные факты — научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;
2) общие и специальные социологические теории — системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;
3) отраслевые социологические теории — системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;
4) методы сбора и анализа данных — технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения. [3]
Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.
1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований).
Задачей является рассмотрение общества как целостного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.
На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.
2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.
Виды специальных социальных теорий:
1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;
2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;
3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.
3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий. [3]
Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо- и микросоциология.
В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие — современного), характер изменений общества.
В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т.д.
На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.
Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.
В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей. [5]
В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания, в конечном счете, определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология — это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.
Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.
Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.
Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.
Существует множество концепций и теорий в теоретической социологии: материалистическая концепция развития общества К. Маркса основывается на приоритете экономических факторов в развитии общества (исторический материализм); существуют различные концепции стратификации, индустриального развития обществ; конвергенции и др.
Однако необходимо помнить, что определенные социальные теории не подтверждаются в ходе исторического развития общества. Некоторые из них не реализуются на том или ином этапе общественного развития, другие не выдерживают испытания временем.
Спецификой теоретической социологии является то, что она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности. В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования. Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания.
Функционирование данной системы направлено на получение научного знания как обо всем социальном организме, так и об отдельных его элементах, которые выполняют различную роль в процессе его существования. [2]
Таким образом, социология является многомерной и многоуровневой системой научного знания, которая состоит из элементов, которые конкретизируют общее знание о предмете науки, методах исследования и способах его оформления.
Глава 3. Основные отрасли социологии
К специальным (частным) социологическим теориям относятся такие отраслевые социологические теории, например, социология труда, образования, быта, досуга и другие (таблица 1).
[6]
Таблица 1
Краткая характеристика отраслей социологии
Отрасль |
Краткая характеристика |
|
Социология образования |
Социология образования — область социологии, изучающая образование как социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения (школы, вузы и т.п.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. В обществе имеется взаимосвязь между образованием и социальными условиями. Последние оказывают существенное влияние на систему образования и в то же время само общество зависит от состояния образования. Например, в наши дни бедность общества и отсутствие средств ведет к тому, что масштабы образования сокращаются. Очевидно, что общее снижение образовательного уровня населения ведет к деградации всего общества. Анализ социальной функции образования базируется на выделении его роли в воспроизведении и развитии социальной структуры общества. Большое место в социологии образования занимают проблемы знаний, социальных норм, духовных ценностей, социальных навыков, особенностей социализации индивида в системе образования. Отечественные социологи изучают влияние образования на изменение социального положения индивидов, на профессиональное самоопределение молодежи, на темпы научно-технического прогресса. |
|
Социология политики |
Социология политики — область социологии, изучающая взаимоотношения политической сферы с другими сферами общественной жизни, политических институтов с другими социальными институтами. Среди важнейших проблем социологии политики — исследование общественного мнения, выражающего определенные политические установки и ориентации индивидов, групп; анализ политических партий — их состава, отношения партийной массы и руководства, способов финансирования руководства партий; исследование партийной и правительственной бюрократии, а также процессов бюрократизации, наблюдающихся в современном обществе; анализ выборов в различных странах, поведения избирателей, в зависимости от рода занятий, дохода, классовой принадлежности и др. Заметное место в социологии политики занимают проблемы манипулирования общественным сознанием и поведением в интересах партий или отдельных личностей; стабильности политической системы, структуры политической власти. |
|
Социология труда |
Социология труда — область социологии, отраслевая социологическая дисциплина, изучающая трудовую деятельность как социальный процесс, социальные факторы повышения эффективности труда, влияние технико-технологических и социальных условий на отношение к труду; содержание и характер труда. Важными проблемами являются мотивация трудовой деятельности, стимулы труда. Смежными социологическими дисциплинами являются экономическая социология, промышленная социология, социология организаций, индустриальная социология. Иногда эти понятия употребляют как синонимы, иногда их пытаются развести. Труд, трудовая деятельность всегда включены в определенные социальные и экономические условия, поэтому общество влияет на характер и содержание труда, а трудовая деятельность, в свою очередь, влияет на общественные отношения. В связи с этим социологи изучают социальные формы и условия труда, социальную организацию совместного труда; различные стороны социально-психологического механизма включения работников в трудовую деятельность. |
|
Социология управления |
Социология управления — отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Она изучает органы управления — государственные, общественные, прежде всего как социальные системы, весь комплекс подбора, расстановки, воспитания, переподготовки управленческих кадров, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них интересов. В изучении этих проблем социология управления близка к социологии организаций. Другая группа проблем социологии управления — социальные цели управления с точки зрения социальных критериев; их соответствие интересам и желаниям управляемых; анализ социальных последствий, принимаемых управленческих решений; отношение к ним исполнителей; система учета интересов, мнений, предложений работников. Изучение социологии управления помогает повысить эффективность управленческого труда отдельных работников и фирмы в целом. |
|
Социология массовой коммуникации |
Социология массовой коммуникации — область социологии, предметом которой являются закономерности массовых информационных процессов и деятельности социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию. Главное внимание уделяется исследованию проблем коммуникатора, аудитории, содержания и проблем восприятия массовой информации, проблем функционирования отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой информации в целом. Развитие средств массовой информации создало условия для манипулирования общественным сознанием, что особенно опасно в условиях диктаторских режимов. В связи с этим социологи стали изучать проблемы эффективности пропаганды и контрпропаганды. Массовая коммуникация влияет на распространение стандартов восприятия реальности, культурных норм, эталонов поведения. В последние годы большое внимание уделяется рекламе, массовой культуре, влиянию технических средств коммуникации на общество. |
|
Социология общественного мнения |
Социология общественного мнения — отрасль социологии, предмет которой — структура, закономерности, каналы, механизмы формирования и функционирования общественного мнения, отношения больших социальных групп, народа в целом к явлениям, представляющим актуальный общественный интерес. Общественное мнение является специфическим проявлением сознания людей, которое характеризуется связью со всеми формами общественного сознания (нравственностью, правосознанием, религией, наукой и т.д.), синтезом обыденного и научного сознания, духовно-практическим способом воздействия на реальность. Структура общественного мнения включает рациональные, эмоциональные и волевые элементы. В основе общественного мнения лежит общественный интерес, поэтому содержанием общественного мнения являются факты, которые интересуют всех, или большую группу людей. Для общественного мнения характерны распространенность, стабильность и интенсивность. Поскольку интересы людей постоянны, постольку и общественное мнение стабильно. Однотипная реакция общественного мнения на одни и те же социальные ситуации в течение долгого времени ведет к переходу мнений в сферу традиций и обычаев, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на формирование мнений людей по разным проблемам. Экстенсивность (распространенность) общественного мнения связана с его интенсивностью, что зависит от остроты, актуальности проблемы, по которой формируется мнение. Исходным пунктом формирования общественного мнения является информация. Общественное мнение может быть деформированным. В частности небольшая группа лиц, владеющая средствами массовой информации, может навязывать свои частные интересы всему народу, выдавать их за всеобщие. |
|
Заключение
Особенности социологического знания определяются тем, что общество рассматривается как единый социальный организм, как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности — экономической, политической и духовной, которые функционируют и развиваются посредством социальной деятельности людей. Социология рассматривает социальную деятельность людей, возникающие в процессе этой деятельности их социальные отношения во взаимосвязи и взаимодействии объективного и субъективного факторов, материальной и духовной сторон.
К концу ХХ века социология превратилась в сложно структурированную науку. В качестве основных структур в ней выделяют:
- макроциологию и микросоциологию;
- общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая — исследованием конкретных актуальных социальных проблем);
- теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;
— отрасли социологии (социология личности, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т.д. Число отраслей социологии велико и постоянно растет).
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/otrasli-sotsiologicheskogo-znaniya/
1. Белов М.Н. Социология труда / М.Н. Белов. — СПб.: Полис, 2011. — 62 с.
2. Кравченко А.И. Общая социология / А.И. Кравченко. — М.: Просвещение, 2011. — 105 с.
3. Лукьянова И.Е. Социология: учебник / И. Е. Лукьянова. — М.: Инфра-М, 2013. — 140 с.
4. Фролов С.С. Социология / С.С. Фролов. — М.: Феникс, 2010. — 210 с.
5. Википедия [электронный ресурс]: Социология
6. Grandars.ru [электронный ресурс]: Предмет и объект социологии