Понятие и специфика экспериментальной психологии

Контрольная работа

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Как и в любой науке, психологический эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические выводы. Элементы психологической теории и практики логически зависят друг от друга и дополняют друг друга. Психологический эксперимент, как правило, играет важную роль при проведении психологических исследований.

Выявление проблемы экспериментального исследования в психологии посвящена данная работа

Цель исследования:, Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие психологического исследования

2. Раскрыть основные методы экспериментальных исследований в психологии

3. Охарактеризовать свойства эксперимента, как научного метода

4. Выявить специфические проблемы психологического эксперимента

Понятие и специфика экспериментальной психологии

Исторически первым сложилось понимание экспериментальной психологии как система эмпирических методов и получаемых с помощью этих методов психологических знаний.

Во 2 пол. 20 века в связи с развитием и дифференциации психологического знания предметом экспериментальной психологии становится природа психологического эксперимента, его структура и закономерности проведения. Результаты психологического эксперимента выходят за рамки экспериментальной психологии и становятся содержанием других отраслей. Современная экспериментальная психология отличается все более детальной разработкой различных аспектов и компонентов психологического эксперимента, его видов и форм поведения, взаимодействия экспериментатора и испытуемого, планирование эксперимента, контроль экспериментальных переменных, интерпретация результатов и т.д.

Психологический эксперимент — (от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными.

2 стр., 564 слов

Программа психологического исследования 2012

... места в аудитории. Методика исследования. Здесь называется метод сбора данных(эмпирический метод):наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, анализ продуктов ... различиях показателей по уровню страха наказания студентов экспериментальной и контрольной группы, будем считать гипотезу ... Например: Для проверки гипотезы о мотивах посещения психологии мы используем опросник об уровне тревожности ( ...

Разделяют традиционные и факторные планы проведения эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном – несколько.

Для статистической обработки результатов эксперимента в этом случае применяется дисперсионный анализ (Р. Фишер).

Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном эксперименте, результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем эксперименте.

Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей. Применение эксперимента, однако, наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев осуществлять произвольное изменение переменных. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций (т.е. вероятностных и статистических зависимостей) и, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях.

Одна из трудностей применения эксперимента в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно повлиять на его поведение.

Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие, или обучающие, эксперименты. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Сущность психологического эксперимента Вундт видит в изменении материального раздражителя, вызывающего изменение непосредственно с ним связанного психического процесса, и в объективной по возможности регистрации внешних проявлений вызванного психического процесса. Вундт, с точки зрения отношения между психическим процессом, с одной стороны, и стимулами и реакциями — с другой, различал три типа психических эксперимента: метод раздражения, метод выражения и метод реакции. Основная схема опытов стимул — реакция является и основным законом поведения. В экспериментальной психологии словесная инструкция является основой всякого опыта. С её помощью экспериментатор создает нужную обстановку у испытуемого вызывает подлежащий наблюдению процесс, устанавливает связи, но обычно сама психологическая роль инструкции при этом игнорируется. Схема стимул — реакция лежит в основе всякого эксперимента. Значит то общее, что объединяет все виды и формы психического эксперимента, есть натуралистический подход к психологии человека, без вскрытия и преодоления, которое невозможно найти адекватный метод для исследования культурного развития поведения. Схема стимул — реакция не может быть применима к исследованию высших психических функций и не может служить основой для построения адекватного метода исследования специфических человеческих форм поведения.

4 стр., 1997 слов

Готовые ответы. Этапы психологического исследования. Характеристика ...

... двух периодов:, Сензитивный период развития СМОТРИ «ДЕТСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ» БИЛЕТ №13. Психологическая характеристика ребенка периода младенчества. В соответствии с возрастной периодизацией психилогического развития ... и предмета Планирование исследования., Выбор методов и методик Метод – способ выполнения чего-либо, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, принцип воздействия на объект. ...

Два вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Первоначальным объектом лабораторного эксперимента в психологии выступили элементарные психические процессы: ощущения, восприятия, скорость реакции.

Отличительной особенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. Большого совершенства в использовании лабораторного эксперимента достигла когнитивная психология, изучающая познавательные процессы человека. Познавательные процессы составили основную область лабораторных исследований психологии человека. Научную объективность и практическую значимость получаемых в лабораторном эксперименте данных снижает искусственность создаваемых условий. Это связано как с отдаленностью решаемых в эксперименте задач от реальных жизненных условий испытуемого, так и с невозможностью фиксировать характер влияния экспериментатора на испытуемого в ходе исследования. Поэтому возникает проблема переноса полученных в лаборатории данных на реальные условия жизнедеятельности человека. Другими словами, моделирует ли экспериментальная ситуация существенные условия жизни человека? Этот вопрос всегда остается открытым в лабораторном психологическом исследовании. Использование лабораторного эксперимента в реальной юридической деятельности в силу его искусственности, абстрактности, трудоемкости фактически не практикуется.

Естественный психологический эксперимент снимает отмеченные ограничения лабораторного эксперимента. Основное его отличие заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения сущ. особенности внутреннего психологического процесса; Для этого нужно варьируя условиями среды найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражено бы его внутреннее психологическое содержание, т.е. задача экспериментальное варьирование условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной единственной психологической интерпретации действия и поступка, исключая возможность всех остальных.»

Использование эксперимента в основных отраслях психологии:

В соответствии со спецификой различных отраслей психологии возникают различные виды психологического эксперимента, различные его проведения и интерпретация его результата.

В рамках общей психологии — лабораторный эксперимент (изоляция испытуемых от внешних полей и использование технических средств).

По мере развития возрастной и педагогической психологии — эксперимент становится все более длительным этапом формирования личности. Появились методы поперечных и продольных срезов.

метод формирующего эксперимента

Развитие социальной психологии, психологии труда и др. отраслей психологии привело к необходимости проводить психологические эксперименты в ролевых условиях (в реальных коллективах, в местах работы испытуемых, в местах протекания социальных явлений и т.д.).

такой вид эксперимента был назван естественным. В естественном эксперименте во многих случаях можно пренебречь источников экспериментального воздействия (организовано ли оно экспериментатором или возникло естественным путем).

С этой точки зрения не возможно четко разграничить метод активного наблюдения и метод естественного эксперимента.